ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 13 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Глава предупреждает о возможном подстрекательстве к идолопоклонству со стороны лжепророков или родственников и разъясняет, что при наличии в среде народа Бога каких-либо провидцев, предсказателей и чудотворцев, чьи предсказания сбываются и подтверждаются чудесным образом - сбывшиеся предсказания не могут служить доказательством тому, что эти предсказатели непременно от Иеговы. 

В случаях столкновения с подобными сверхъестественными явлениями следует обращать внимание ещё и на то, какому Богу призывают служить все эти чудотворцы и предсказатели. Если они призывают служить иному Богу, не Иегове, или ещё каким-то "богам", кроме Него - значит, эти предсказатели  не от Всевышнего, ибо и слуги дьявола умеют творить чудеса:  можно вспомнить, например, волхвов фараона  Египта, во время десяти казней  повторяющих  некоторые чудеса за Моисеем (Исх.7:11,22;8:7)

13:1-3  Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", -
3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
Бог предсказывает,  что среди  Его народа могут появиться лица, обладающие сверхъестественной способностью предсказывать, и их предсказания будут  сбываться  чудесным образом. Как к ним относиться?  Если предсказатели не  служат  Иегове,  значит,  они не от Него, слушать их не надо.

Способностью правильно предсказывать и творить чудеса обладают и духи злобы поднебесной - демоны. (Деян.16:16-19,  Мтф.24:24), пользующиеся не служащими  Иегове людьми, чтобы отвратить с их помощью от Всевышнего Его служителей. Поэтому чудеса сами по себе ни в коем случае не могут рассматриваться как свидетельство истины, так как  они случались и случаются среди исповедывающих самые различные религии ( лжерелигиями и лжепророками пользуется сатана, чтобы обманывать мир)

Эти кудесники даже могут прикрываться именем Иеговы, поэтому, нужно уметь распознавать Его служителей. Но как их проверить?
Самый простой способ проверить, от Иеговы весть предсказательная с чудом или  нет – это сравнить то, что говорят «прорицатели» с  тем, что говорит Бог через Библию ( Ис.8:19,20, Деян.17:11; 2Кор.11:13-15; Еф. 6:11; Откр. 12:9). Слово Божие - это единственный критерий истины.

Допуская подобные ситуации, Бог имеет возможность  увидеть, насколько верны  Ему Его служители.
Поэтому и современным христианам следует осторожно относиться к современным знамениям и чудесам, совершающимся через экстрасенсов,  предсказателей,  целителей и проч. (Итф.7:21-23).  
Со времени окончания написания Библии, Всевышний не  прибегает больше к помощи Своих духов, чтобы сообщить что-либо  Своим  служителям  дополнительно. Он оставил Библию, в  которой содержатся все  сведения, необходимые  для того,  чтобы правильно Ему служить, и больше не изменяет их  (Титу1:2).  Все сверхъестественные  вести и дела из духовного мира- сегодня не от Него.

13:4  Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;
Всякую попытку склонить их к идолопоклонству израильтянам следовало рассматривать как испытание их любви к Господу. И хотя всегда существовала для них опасность впасть в искушение, с каждым успешным преодолением греха их вера в Него и любовь к Нему стали бы возрастать (ср.Иак. 1:2-4).
Израиль должен был научиться  следовать только своему Богу Иегове, только Его бояться, слушать, Ему служить и к Нему прилепиться (ср. Втор. 10:20; 11:22; 30:20).

13:5  а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя.
Предание лжепророка смерти было благим делом, потому что, совратив народ в идолопоклонство, он подвел бы его под Божие осуждение (ср.Втор.7:26). Лишение означенного пророка жизни становилось средством очищения Израиля от зла.
На необходимости для народа блюсти свою чистоту Бог через Моисея  делал особое ударение, судя по тому, что его повеление: истреби зло из среды себя - повторено во Второзаконии множество раз (13:5; 17:7,12; 19:19; 21:21; 22:21-22, 24; 24:7).

13:6,7  Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои",
7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, -
Бог предупредил также и о возможном подстрекательстве к идолопоклонству со стороны членов семьи или друзей: самых близких людей. И подобная ситуация могла быть самой драматической и болезненной.
В отличие от случая, когда к идолопоклонству склоняли лжепророки весь народ в целом - искушение со стороны близких  могло совершаться тайно,  по сугубо личным каналам через воздействие на личную эмоциональную привязанность. И эта ситуация  была особенно трагичной. 
Как должны были реагировать израильтяне на случаи подстрекательства к идолопоклонству -со стороны самых близких людей? Ответ, данный в следующих текстах,  кажется чудовищным:

13:8   то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его,
Противостать и не поддаться искушению - это первое, что требовалось от искушаемого (не соглашайся).
Повеление не слушай его могло означать: не поддавайся на его увещевания, что все, дескать, останется втайне. Поскольку в роли искусителя выступал бы дорогой близкий человек, для искушаемого было бы естественно, испытывая к нему сострадание и  жалость -  вознамериться скрыть его грех (прикрыть его). Однако именно в таких случаях Божии повеления должны возобладать над тем, что привычно и дорого человеку, как и- над чувствами его.

13:9,10  но убей его; твоя рука прежде [всех] должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;
10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Это означало, что искушаемый не только не должен был прикрывать грех близкого человека, но должен был разоблачить его в глазах всех. Мао того, он должен был первым бросить в него камень, чтобы убить его (ср. Зах. 13:3).

Бросив первый камень, обвинитель удостоверил бы правдивость своих показаний. Участие остальных членов общества в совершении казни явилось бы свидетельством их преданности Господу и их решительной непримиримости ко всему, что направлено на ослабление этой преданности, что угрожает отвратить их от Господа.

13:11  весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.
Целью столь сурового наказания  была необходимость донести до слуха всего Израиля, насколько Бог непримирим к предательству: лишь исключительная преданность могла укрепить их узы с Создателем.
Помня о таком суровом наказании, Израиль имел возможность впредь бояться  предпринимать любые попытки соблазнить кого-либо идолопоклонством.

В подобных ситуациях могут оказаться и современные христиане: возможно, кто-то  из дорогих нам людей будет стараться удалить нас от пути Иеговы, причём  необязательно активным сопротивлением: всего лишь из-за угождения им мы можем не успевать или не желать выполнять какие-то требования Всевышнего. В Израиле, как выяснилось, такового полагалось убить. На некоторых читателей Библии  подобные сообщения наводят  ужас. Однако позже  Иисус объяснил, почему    (Мтф.10:36):
сложнее всего будет служить Иегове в среде противящихся Ему родственников, так  как  любовь к ним не позволяет их  бросить на произвол (1Тим.5:8) . Однако Иисус сообщает, что если любовь к домашним будет  сильнее любви к нему как к сыну Иеговы, и если из-за них мы перестанем идти его путём -  последствия для нас будут ужасны (Мтф.10:37).  

Наши домашние не смогут дать нам счастья и вечной жизни, поэтому следует  учиться  развивать такое же отношение к родным, какое было у Иисуса Христа (Марк3:32-35) . Отношения  и узы между соверующими иногда могут быть гораздо крепче родственных  уз. И общество соверующих для нас  бывает гораздо более приятно, чем общество наших родных, не признающих  Иегову и  препятствующих  служить Ему. НО! Если мы, несмотря на сопротивление родных и близких, будем  продолжать служить  Иегове, есть надежда, что наше христианское поведение обратит сердца противящихся родных к Иегове (1Пет.3:1,2;1Кор.7:16)

13:12,13   Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства,
13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали", -
Следующая ситуация, которая могла возникнуть в Израиле в связи с подстрекательством к  идолопоклонству - это когда какие-либо нечестивые люди могли совратить целый город, и об этом пройдёт слух. Для народа в целом такая ситуация была  наиболее опасной.
В современном выражении такая ситуация  может возникнуть, если от служения Иегове отходит какое-то собрание.  

13:14,15  то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя,
15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его [порази] острием меча
В таких случаях недостаточно было всего лишь поверить слухам о произошедшем отступничестве. Принцип Божьего подхода ко всем слухам о нечестии озвучен в этом тексте:
следовало тщательнейшим образом проверить слух и  выяснить все обстоятельства  произошедшего- прежде, чем признать проверяемый объект нечестивцем и выносить ему суровый приговор  (см. также Втор.17:2-11).
В случае, если слухи подтвердятся и действительно окажется, что один из городов стал служить иным "богам" и вести другой образ жизни - полагалось истребить всех жителей отступнического города и наложить заклятие (посвятить Господу) весь их скот и все имущество горожан: Израилю категорически запрещалось пользоваться заклятым, о чём повествуется ниже.

13:16,17  всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его;
17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, как клялся отцам твоим,
 
Наказать согрешивший город следовало без всякой жалости: с ним должны были поступить так же,  как поступали с ханаанскими городами, т. е. предать его заклятию (харам), поразив в нем все живое - и жителей,  и скот, и имущество. Всё это как бы должно было быть отдано во всесожжение Богу, что являлось символом  вручения в "руки" Иеговы  участь всех отступников.
То обстоятельство, что все, что в нем, подлежало уничтожению, и что восстанавливать его категорически запрещалось, направлено было на пресечение незаконных, но возможных действий со стороны разрушителей города,  диктуемых жадностью.

13:18  если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая угодное пред очами Господа, Бога твоего.
Беспрекословное повиновение этому приказу содействовало бы моральному очищению Израиля и духовному обновлению народа. Повиновение Всевышнему служило бы  гарантом тому, что  Господь, движимый справедливостью, милостью и состраданием, дал бы народу обещанное процветание и "размножил" бы его, как клялся о том (ср. 4:31).
Однако, как покажет дальнейшая история Израиля, в большей своей части Израиль остался глух к повелениям данной главы. Именно увлечение идолопоклонством   послужило впоследствии причиной переселения  в Ассирию вначале Северного десяти коленного царства Израиля, а позднее и Южного царства (Иудеи) в Вавилон.
 
ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru