Глава показывает свод конкретных законов. Моисей опускает здесь
многие подробности и правила, записанные в книгах Исход и Левит:
Второзаконие - это по сути краткое наставление, "инструкции" по
образу жизни в общественном, нравственно-этическом и религиозном
плане для Израиля, пришедшего в землю обетованную.
12:1
Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в
земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во
все дни, которые вы будете жить на той земле.
Ответственность Израиля за исполнения конкретных законов, данных в
помощь, начиналась со входа в землю обетованную. Израилю
предстояло каждую сферу своей жизни подчинить воле Иеговы,
поэтому они и нуждались в подробных инструкциях на всевозможные
случаи в их жизнедеятельности.
Эти законы должны были помочь им искоренить из своей среды все, что
могло угрожать их истинному благочестию и зависящему от благочестия
процветанию.
12:2-5
Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили
богам своим, на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым
деревом;
3 и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем
рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места
того.
4 Не то должны вы делать для Господа, Бога вашего;
5 но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших,
чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите
Первый и основной закон для Израиля был озвучен в виде закона о
единственном правильном месте поклонения Всевышнему. В связи с этим
все остальные места поклонения другим божествам должны были быть
разрушены повсеместно.
Возвышенности (горы и холмы), а также необычайно высокие и
ветвистые деревья на возвышенностях в некоторых религиях Ближнего
Востока имели большое значение: в таких местах жрецы устраивали
жертвенники и совершали религиозные ритуалы своим божествам,
полагая, что их боги должны спускаться к своим поклонникам в местах
образно соприкосновения неба и земли (на возвышенностях)
Столбы, священные камни, статуи хананейских богов и т.д. - всё,
что имело отношение к религиозным культам хананеев - должны были
быть тоже разрушены до основания: в земле обетованной не
допускалось наличие даже самых незначительных остатков, напоминавших
бы о ложном поклонении.
Единственным правильным местом поконения Богу Израиля должно было
стать то место, на которое укажет сам Иегова (текст 5)
Впоследствии этим стационарным местом поклонения Богу стал город
Иерусалим, куда Давид сначала перенёс скинию, и где Соломон позже
построил храм (3Цар.11:36)
А пока что скинии предстояло перемещаться по Божиему указанию.
12:6
и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши,
и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения
ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;
Как только Бог изберёт постоянное место поклонения Ему, израильтяне
должны будут приходить только туда со всем, что предписано Богом в
связи с поклонением Ему.
Единством святилища подчеркивались единство Бога (только Бог Израиля
- истинный Бог и Творец всего сущего), чистота вероисповедания
Израиля и единство народа Божия.
12:7
и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства
ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя
Господь, Бог твой.
Если Израиль в новой земле будет хранить верность Богу, тогда они
смогут рассчитывать на обильные Его благословения: именно эту мысль
показывают слова о веселье пред Богом, когда они будут приходить на
поклонение в означенные дни праздников.
12:8,9
Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый,
что ему кажется правильным;
9 ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который
Господь, Бог твой, дает тебе.
До сих пор, во время пребывания Израиля в пустыне, Бог не взыскивал
строго со Своего народа и допускал определённые вольности в их
общественной жизни: в каких-то вопросах они могли поступать по
своему разумению или не очень тщательно соблюдать какие-то запреты.
12:10
Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь,
Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов
ваших, окружающих [вас], и будете жить безопасно,
Но с момента вхождения в землю обетованную и произнесения
благословения и проклятия на двух горах Гаризим и Гевал
(Второз.11:29) - все законы Иеговы вступали в силу, поэтому Израиль
подпадал под "юридическую" ответственность за нарушение законов
страны, основателем которой был небесный Правитель.
В случае послушания Бог выступает гарантом их благополучной мирной
жизни в земле обетованной.
12:11,12
тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени
Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и
жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное
по обетам вашим, что вы обещали Господу;
12 и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери
ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ
ваших, ибо нет ему части и удела с вами.
Повторение 12:6,7 о возможности веселиться пред Господом, приходя на
поклонение в назначенное Им место, с дополнением о левите:
поскольку левитам не выделялся участок земли, как остальным
израильтянам, Бог обязал Израиль заботиться о них приношением
десятины. В праздники народ должен был угощать левитов из своих
частей давать им части, отложенные и сберегаемые в своих амбарах -
в качестве десятины (см. ниже 12:17)
12:13,14
Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты
увидишь;
14 но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен
твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе.
Если животные, хлеб, мука, елей, вино и прочее посвящались Господу
в качестве жертвенных приношений, то их разрешалось предлагать
только в назначенном Богом месте (при скинии собрания - до тех пор,
пока не был избран Иерусалим)
Не на всяком понравившемся месте можно было отныне устраивать
жертвенники для Иеговы, как было допущено прежде, например,
Быт.8:20; 35:7; Исх.17:15 и т.д.
12:15,16
Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть,
по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во
всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и
как оленя;
16 только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
Вся остальная пища, предназначенная для употребления семействами,
могла быть приготовлена в жилищах. И если во время поклонения
Иегове жертвы должны были приноситься только чистыми (омытыми от
ритуальной нечистоты) израильтянами, то домашнюю пищу разрешалось
есть не только чистым, но и тем, кто, может, осквернял себя
прикосновением к мёртвому телу или имел истечение (нечистым).
Единственным условием для приготовления домашних трапез из мясных
блюд являлось обескровливание животного: запрет употреблять кровь
животных в пищу проходит через весь закон Моисеев (см. ниже текст
23)
когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть..это
сообщение показывает, что слово "душа" не означает некую бессмертную
субстанцию, но означает самого человека, желающего поесть что-либо.
12:17,18
Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина
твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого
скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных
приношений твоих, и возношения рук твоих;
18 но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое
изберет Господь, Бог твой, - ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой,
и раба твоя, и левит, [и пришелец], который в жилищах твоих, и
веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками
твоими.
Повторение заповеди 12:11,12 о запрете употреблять в своём доме
части пищи от приношений, посвящённых Богу, а также от десятин,
хранимых в домашних условиях для левитов. Всё, что было связано с
поклонением Всевышнему (все виды жертвоприношений) должно было
проводиться у скинии - в месте поклонения Богу.
Вкушать части от мирных, например жертв, разрешалось не только тем,
кто приходил с жертвами, но и всем его домашним, а также - левитам.
12:19
Смотри, не оставляй левита во все дни, [которые будешь жить] на
земле твоей.
Строгий наказ не забывать о потребностях левитов и
обеспечивать их десятиной (текст 19) - также проходит через весь
закон Моисеев.
12:20-22
Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил
тебе, и ты скажешь: "поем я мяса", потому что душа твоя пожелает
есть мяса, - тогда, по желанию души твоей, ешь мясо.
21 Если далеко будет от тебя то
место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его
там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе
Господь, как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души
твоей;
22 но ешь их так, как едят серну и
оленя; нечистый как и чистый могут есть сие;
Повторение 12:15,16: как только Израиль войдёт в землю
обетованную, ему разрешается всю пищу, предназначенную для
употребления семействами (кроме посвящённого Богу) приготавливать
в жилищах - в любое время, как только семья проголодается и
пожелает отведать мяса. Особенно, если нет возможности питаться от
жертвенника (если избранное Богом место поклонения далеко, текст
21)
Домашнюю пищу разрешалось есть не только чистым, но и
осквернившимся нечистотой какого-либо рода.
и ты скажешь: "поем я мяса", потому что душа твоя пожелает есть
мяса..
это сообщение, как и сообщение выше (12:15), показывает, что слово
"душа" не означает некую бессмертную субстанцию, но означает самого
человека, желающего поесть мяса (бестелесная субстанция не может
желать есть плотскую пищу)
12:23-25
только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть
душа: не ешь души вместе с мясом;
24 не ешь ее: выливай ее на землю,
как воду;
25 не ешь ее, дабы хорошо было тебе и
детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами
Господа.
Единственным условием для приготовления домашних трапез
из мясных блюд являлось обескровливание животного и выливание крови
на землю: запрет употреблять кровь животных в пищу проходит через
весь закон Моисеев.
Такой порядок организации питания в Израиле и соблюдение его
гарантировало Израилю благоволение Бога к нему и связанные с ним
благословения.
Кровь символизировала жизнь (кровь есть душа, текст 23).
Воздерживаясь от употребления ее в пищу, израильтяне демонстрировали
свое уважение к жизни и к Тому, Кто сотворил жизнь. Кроме того, как
указано в Лев. 17:11, кровью искупается грех, она имеет в себе
очищающую силу; следовательно кровь жертвы, посвящённой Богу -
святыня, и людям нельзя есть ее.
В будущем Иисус Христос оказался той единственной жертвой, кровь
которого могла искупить людей для вечной жизни - прообразом чего
были жертвы животных в Моисеевом законе (Евр. 10:1-10)
12:26,27
Только святыни твои, какие будут у тебя, и обеты твои приноси, и
приходи на то место, которое изберет Господь.
27 и совершай всесожжения твои, мясо и кровь, на жертвеннике
Господа, Бога твоего; но кровь [других] жертв твоих должна быть
проливаема у жертвенника Господа, Бога твоего, а мясо ешь.
Только святыни - посвящаемые Господу или обещанные по обету, к
примеру, первенцев от скота и десятины для левитов - запрещалось
употреблять в жилищах своих в качестве привычного питания в семье.
Всё, что предназначалось Господу - должно было в жилище Господа и
использоваться (сначала при скинии, а позже - в храме Иерусалиме)
12:28
Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе, дабы
хорошо было тебе и детям твоим после тебя во век, если будешь делать
доброе и угодное пред очами Господа, Бога твоего.
В этой главе Бог множество раз повторяет одни и те же заповеди и
предостерегает Израиль от непослушания, призывая тщательно исполнять
все установления закона. Создаётся впечатление что израильскому
народу свойственны были беззаботность и небрежность в исполнении
воли Иеговы.
12:29,30
Когда Господь, Бог твой, истребит от лица твоего народы, к которым
ты идешь, чтобы взять их во владение, и ты, взяв их, поселишься в
земле их;
30 тогда берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по
истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: "как
служили народы сии богам своим, так буду и я делать";
Повторение предостережения от увлечения идолопоклонством (см. выше
тексты 12:2-5)
Снова и снова провозглашает Моисей перед своими соплеменниками, как
важно им избегать любых соприкосновений с культовой практикой
язычников, ибо они будут завлекать их в свою сеть. Любопытства и
легкомыслия в Израиле не должно быть: нет среди языческих народов
ничего такого, что Израиль мог бы взять на вооружение для применения
в своей жизни.
12:31,32
не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь,
что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и
дочерей своих сожигают на огне богам своим.
Соприкосновения с культовыми практиками язычников - опасны для
народа Бога, так как ненавистны истинному Богу, Который потому и
отделяет от них израильтян, чтобы оградить их от участия в гнусных деяниях.
Худшим из мерзостных деяний, совершаемых язычниками, было
принесение ими в жертву собственных детей. Так, поклонение аммонитскому богу Молоху (Лев. 18:21; 20:2-5; 4-Цар. 23:10; Иер.
32:35) часто сопровождалось преданием огню - в качестве жертв -
юношей и девушек. Между тем, за такие дела Бог повелел карать
смертью (Лев. 20:2-5).
Но и царь Соломон, несмотря на Божий запрет, построил на мастичной
горе капище Молоху (3Цар. 11:7), а два других царя - Ахаз (2Прлпмн.
28:3) и Манассия (4Цар. 21:6) приносили в жертву своих детей, сжигая
их на огне.
12:32
Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому
и не убавляй от того.
От Израиля требовалось три вещи: внимательно слушать заповеди
Господа, запоминать их и исполнять только в том объёме, в каком они
были сказаны Богом устами Моисея. Ни улучшать их по своему
усмотрению, ни сокращать объём заповедей и повелений Иеговы - не
позволялось: как сказано в законе, так должны были и исполнять его.
Хотя позже Израиль так увлёкся толкованием Божьих заповедей, что на
всякое правило Бога они добавили своё правило, в результате - закон
Бога оброс множеством человеческих заповедей, среди которых уже было
трудно рассмотреть заповеди самого Бога (Ис.28:13; 29:13, Марк 7)
|