Глава
продолжает рассказ Моисея о том, почему Бог пощадил Израиль и
оставил в живых, несмотря на постоянное сопротивление Своему
промыслу. После того, как Моисей разбил скрижали Бога, он молился
Всевышнему на протяжении 40ка дней (см. конец 9 главы). В этой главе
Моисей повторяет историю ответа Господа на его молитву и замены разбитых скрижалей на новые.
10:1-5
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные,
подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный
ковчег;
2 и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних
скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.
3 И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные
скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в
руках моих.
4 И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять
слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день
собрания, и отдал их Господь мне.
5 И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег,
который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь.
В ответ на
молитву Моисея Бог заменил разбитые скрижали десятословия, затем они
были помещены в деревянный ковчег на хранение.
10:6,7
И сыны Израилевы отправились из Беероф-Бене-Яакана в Мозер; там
умер Аарон и погребен там, и стал священником вместо него сын его
Елеазар.
7 Оттуда отправились в Гудгод, из Гудгода в Иотвафу, в землю, где
потоки вод.
Мозер –
вероятно, местность, где возвышалась гора Ор, где умер Аарон (Чис.
20:28; 33:38). Если бы Моисей не вымолил у Господа прощения для него
– Аарон был бы уничтожен гораздо раньше, когда Израиль был вовлечён
в идолопоклонство (Втор.9:20)
10:8,9
В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег
завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и
благословлять именем Его, [как это продолжается] до сего дня;
9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть
удел его, как говорил ему Господь, Бог твой.
Напоминание о
выделении колена Левия вместо первенцев Израиля для особой функции:
для несения служб в скинии/храме в качестве священства и левитов,
избранных для обслуживания скинии и помощи священникам.
Уделом колена Левия был Господь – означает, что смысл
существования этого колена сводился исключительно к священному
служению при храме (к угождению Господу, проявлявшему Своё
присутствие в Святом-Святых храма в виде чудесных явлений: облака
или гласа над крышкой ковчега, Исх.30:6)
10:10,11
И пробыл я на горе, как и в прежнее время, сорок дней и сорок
ночей; и послушал меня Господь и на сей раз, [и] не восхотел Господь
погубить тебя;
11 и сказал мне Господь: встань, пойди в путь пред народом [сим];
пусть они пойдут и овладеют землею, которую Я клялся отцам их дать
им.
Когда Моисей на
протяжении сорока дней и сорока ночей был на горе во второй раз
(ходил за новыми письменами на скрижалях)- он снова постился и
ходатайствовал за Израиль. В результате Бог согласился не истреблять
народ и повелел Моисею вести Израиль к земле обетованной.
10:12,13 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только,
чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и
любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и
от всей души твоей,
13 чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые
сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.
Всевышний
снова объясняет, зачем выдвигает
такие требования к своему народу: чтобы им же было хорошо.
Вся предыдущая история
неповиновения Господу только что показала, насколько плачевными
могут быть результаты неповиновения Богу. Анализируя, насколько
несостоятельны самонадеянность, жестоковыйность и легкомыслие –
Израиль призывался сделать единственный правильный вывод о том, что
для выживания и благополучия ничего другого не остаётся, как только
во всём повиноваться Господу и довериться Ему.
10:14,15 Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на
ней;
15 но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас,
семя их после них, из всех народов, как ныне [видишь].
Бог показывает
Израилю космические масштабы возможностей выбрать для Себя в
качестве любимого объекта - небеса небес и всю Землю с её
содержимым. Однако, выбор Его пал на отцов Израиля: это
противопоставления величия мироздания мизерности патриархов по
сравнению с мирозданием - показывает, насколько по-особенному Бог
относится к патриархам. Он настолько ценит Свои отношения с ними,
что ради них возлюбил и их потомков (хотя они не достойны любви
Иеговы, как многократно об этом сообщалось в 9й главе).
В результате Израиль оказался единственным народом на Земле, с
которыми Бог пожелал вступить в особо близкие отношения – ради исполнения Своего намерения в отношении их отцов.
Итак,
главная причина, по которой Израилю следовало любить Господа,
состояла в том, что Он предложил этому непокорному народу вступить с
Ним в особые взаимоотношения, основанные на любви, а не на
страхе, не на принуждении или какой-то корысти.
Тот
же принцип построения взаимоотношений, основанных на любви -
действует и во взаимоотношениях Бога с верующими Нового Завета
вплоть до наших дней (Рим. 5:8; 1Ин. 4:10).
10:16-18
Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь
жестоковыйны;
17 ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог
великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет
даров,
18 Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему
хлеб и одежду..
Желание Израиля
«обрезать своё сердце» (стать послушным Богу, податливым Его
формирующему влиянию, доверчивым Богу) должно было бы пробудиться в
Израиле в ответ на призыв Бога сделать это - самым естественным
образом, так как «необрезанное сердце» (злое упрямство в человеке) до сих пор приносило им одни лишь
проблемы, неприятности и огорчения.
Израиль должен был исправить свои недобрые внутренние наклонности:
ни дары, ни жертвы, ни что-либо меньшее, чем внутренняя перестройка
человека, - не способно удовлетворить Господа.
Сам Он добр, милостив, нелицеприятен, справедлив, заботлив и внимателен к нуждам Израиля, ибо любит их
- потому и от Израиля Своего ожидает того же (вместо упорства и сопротивления всему
разумному).
10:19
Любите и вы пришельца, ибо [сами] были пришельцами в земле
Египетской
Факт, что они были пришельцами в Египте не помешал Богу возлюбить их
и помогать им – и они должны поступать также по отношению к своим
пришельцам.
10:20 Господа,
Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его
именем клянись:
Повеление
клясться именем Господа здесь дается в подтверждение наказа
бояться Его, потому что некто, произнося клятву именем Бога,
Которого боится, тем самым берет на себя ответственность исполнить
то, в чем клянется.
Прилепись к Богу
– крепко держись только за Него, поставь себя в зависимость от
Него, без Него – ни шагу, всё согласовывай с Ним и т.д.
10:21,22
Он хвала твоя и Он Бог твой, Который
сделал с тобою те великие и страшные [дела], какие видели глаза
твои;
22 в семидесяти душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь Бог
твой, сделал тебя многочисленным, как звезды небесные.
Почему Израилю нужно быть верными Господу? Потому, что Бог уже
исполнил часть обетования, данного Им Аврааму, а именно: Он умножил
народ в числе, так что из 70ти человек – их стало много, «как
звезд небесных» (Быт.15:5; 22:17; 26:4).
в
семидесяти пяти душах, комментарии Женевской:
В Исх.
1,5 сказано, что в семье Иакова было семьдесят человек. В
"Рукописях Мертвого моря" и в Септуагинте (греческом переводе ВЗ), а
также в Деян. 7,14 говорится о "семидесяти пяти душах".
Вопрос в том, кто же вошел в этот список. В Быт. 46 перечислены
имена этих израильтян: если считать только мужчин и самого Иакова,
то их число равно семидесяти. Однако Септуагинта к этому добавляет
еще пять потомков Иосифа. Согласно такому подсчету численность
израильтян, пришедших в Египет, составляет семьдесят пять человек.
Следует помнить, что сюда входят только мужчины; если учитывать
женщин и детей, количество израильтян превышало сто пятьдесят
человек. |