Глава
разъясняет, что наследование земли обетованной (завоевание Ханаана)
не было следствием праведности Израиля. Напоминание об этом
помогало Израилю усвоить очень важный урок: Бог избрал их не потому,
что они лучше остальных народов (Бог никогда не давал им повод для
гордости и возвеличивания над остальными народами Земли)
А исключительно потому, что Он дал обещание Аврааму образовать из
его потомков народ многочисленный и благословить все народы Земли –
через семя Авраамово. Впоследствии стало известно, что этим
обещанным семенем оказался Иисус Христос, вышедший от Израиля по
плоти, как и было обещано Аврааму (Гал.3:16)
9:1-3
Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть
народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с
укреплениями до небес,
2 народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых
ты знаешь и слышал: "кто устоит против сынов Енаковых?"
3 Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, [как] огнь
поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты
изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь.
Когда
разведчики Израиля первый раз обследовали местность земли
обетованной и обнаружили на ней высокорослых людей – они сильно
испугались (Чис.13:26-14:4). То же самое ожидало Израиль и на сей
раз: земля Ханаанская по-прежнему изобиловала высокорослыми людьми
(сынами Енаковыми), большие города были укреплены высокими стенами,
противник был опытен в ведении войны и превосходил их силою.
Но
Бог не хотел, чтобы столкновение с ними на этот раз было
неожиданностью и вновь повергло Израиль в ужас. Поэтому Он, с одной
стороны, сообщил о преимуществе сил противника для того, чтобы
Израиль имел возможность оценить масштаб и грандиозность задачи,
которую им надо было исполнить.
А с другой – напомнил им о полной зависимости от послушания Ему: с
чисто военной или человеческой точки зрения победа их была
невозможна. Израиль должен был понимать, что без Иеговы они ничто,
а в послушании Иегове – они сила.
9:4
Когда будет изгонять их Господь, Бог твой,
от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою
привел меня Господь овладеть сею землею, и что за нечестие народов
сих Господь изгоняет их от лица твоего;
У Израиля нет повода для самовозвышения и гордости: те
победы, которые им предстоит одержать в завоеваниях земли, будут
одержаны вовсе не их заслугами, а при помощи Бога.
Бог,
в свою очередь, поможет им одерживать победы над Ханааном - вовсе
не потому, что Израиль праведный, а хананеи нечестивые (Израиль по
сути так же не заслуживает этих благодатных земель, как и хананеи)
9:5
не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты
наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой,
изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся
Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову;
Есть как
минимум две причины тому, что Бог
помогает Израилю изгонять хананеев с земли благодатной, но они - не
в том, что Израиль достоин проживания на этих землях более хананеев
(не в праведности их и не в правоте их сердца).
Первая причина – это действительно нечестие хананеев: к этому
времени мера их беззаконий наполнилась до краёв Божьих «измерений»,
настало время исполнить предсказание об изгнании этих народов
(Быт.15:16)
Вторая причина – Бог обещал Аврааму, Исааку и Израилю вывести их
потомков из Египта и населить в земле Ханаанской вместо изгнанных
Хеттеев, Ферезеев, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.
(Быт.15:13-21, сравни с Второз.7:1)
9:6
посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает
тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный.
Бог в третий
раз повторяет Израилю, что он не заслуживает жить в сей земле по
причине жестоковыйности (безответственности и упрямства).
Возможность жить на ней Израиль должен был рассматривать как
величайшую милость и незаслуженную доброту Бога, что должно было
побуждать этот народ ещё больше ценить свои взаимоотношения с
Всевышним и проникнуться величайшей признательностью к Нему.
В дальнейших текстах Бог представляет убедительные свидетельства
тому, что Израиль – «народ жестоковыйный» и не заслуживает доброго
к себе отношения со стороны Всевышнего:
9:7
Помни,
не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с
самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого
прихода вашего на место сие вы противились Господу.
Призыв
«Помни, не забудь!» выявляет абсурдность одного лишь
предположения (если бы таковое возникло у Израиля), что земля была
ему дана в награду за праведность. На протяжении всего пути с
момента выхода из Египта и до сего момента Израиль только и делал,
что раздражал Бога.
9:8-12
И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь,
так что [хотел] истребить вас,
9 когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали
завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней
и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил,
10 и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом
Божиим, а на них все слова, которые изрек вам Господь на горе из
среды огня в день собрания.
11 По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две
скрижали каменные, скрижали завета,
12 и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо
развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились
они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан.
Описав всего
лишь один эпизод поклонением золотому тельцу из прошлого Израиля
–Бог через Моисея показал, что история Израиля почти всегда была
историей противления Богу и Его замыслу.
9:13,14
И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный;
14 не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из
поднебесной, а от тебя произведу народ, [который будет] сильнее и
многочисленнее их.
Моисей напомнил
им и о том, как Бог был готов не только истребить этот народ, но и
изгладить имена всех из книги жизни на Земле (из поднебесной).
Настолько Израиль был неисправим в грехах своих и похотях, что Бог
хотел произвести новый народ от Моисея.
9:15-17
Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали
завета [были] в обеих руках моих;
16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали
себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого [держаться]
заповедал вам Господь;
17 и взял я обе скрижали, и бросил их из обеих рук своих, и разбил
их пред глазами вашими.
Поведение
Израиля, увлекшегося идолопоклонством, привело и к тому, что Моисей
уничтожил скрижали заповедей Бога для них: разбив обе скрижали пред
глазами народа, Моисей, тем самым, наглядно показал им, как они
поступили с заветом Бога (по их вине этот завет был «разбит» так
же, как скрижали, Исх. 24:3).
В принципе тогда Бог имел все основания отменить завет Закона с
Израилем, заключенного на Синае.
9:18,19
И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и
сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми
вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его;
19 ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на
вас [и хотел] погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз.
Но горячие
молитвы Моисея и пост в течение следующих 40ка дней отвратили гнев
Божий от Израиля, и благодаря этому люди, стоящие сейчас перед
землёй обетованной – имели возможность в неё войти.
9:20,21
И на Аарона весьма прогневался Господь [и хотел] погубить его; но я
молился и за Аарона в то время.
21 Грех же ваш, который вы сделали, - тельца я взял, сожег его в
огне, разбил его и всего истер до того, что он стал мелок, как прах,
и я бросил прах сей в поток, текущий с горы.
Аарон также
остался жив только благодаря молитвам заступничества за него Моисея.
Уничтожение же Моисеем идола, которому народ начал поклоняться,
символизировало, что и сам народ заслуживал такой же участи. И лишь
Божия милость, которую снискал Моисей своим вмешательством, спасла
народ.
9:22
И в Тавере, в Массе и в Киброт-Гаттааве вы раздражили Господа.
Из этого стиха
ясно, что Моисей мог бы бесконечно перечислять раздражавшие Господа
дела Израиля: в Тавере народ жаловался на свои трудности, в Массе
они жаловались на отсутствие воды (Чис. 11:1-3); в Киброт-Гаттааве
они выражали недовольство манной ( Чис.11:31-34)
9:23,24
И когда посылал вас Господь из Кадес-Варни, говоря: пойдите,
овладейте землею, которую Я даю вам, - то вы воспротивились
повелению Господа Бога вашего, и не поверили Ему, и не послушали
гласа Его.
24 Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать
вас.
Даже после
того, как Бог явил Свою милость народу, не истребив его по молитве
Моисея – Израиль не смягчил сердце своё и не извлёк никаких уроков
из печального опыта своих предыдущих оплошностей:
после разведки земли обетованной Израиль вновь оказал сопротивление
своему Богу, отказавшись выйти из Кадес-Варни и вступить в битву за
землю Ханаанскую по Его указанию.
Словом, Израиль должен был накрепко усвоить, что при каждом
сколько-нибудь даже незначительном повороте своей истории они были
непокорны Богу и не заслуживали того, чтобы Бог проявлял к ним
милость и добороту.
9:25-29
И повергшись пред Господом, умолял я сорок дней и сорок ночей, в
которые я молился, ибо Господь хотел погубить вас;
26 и молился я Господу и сказал: Владыка Господи, не погубляй народа
Твоего и удела Твоего, который Ты избавил величием [крепости] Твоей,
который вывел Ты из Египта рукою сильною.
27 вспомни рабов Твоих, Авраама, Исаака и Иакова; не смотри на
ожесточение народа сего и на нечестие его и на грехи его,
28 дабы [живущие] в той земле, откуда Ты вывел нас, не сказали:
"Господь не мог ввести их в землю, которую обещал им, и, ненавидя
их, вывел Он их, чтоб умертвить их в пустыне".
29 А они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел [из земли
Египетской] силою Твоею великою и мышцею Твоею высокою.
Здесь более
подробно раскрывается смысл молитвы Моисея, благодаря которой
Израиль дожил до сего дня несмотря на вопиющую неблагодарность со
своей стороны и противление своему Богу. Кратко об этой молитве
упоминалось в тексте 19.
Моисей умолял Иегову сохранить жизнь Израилю по плоти, прежде всего,
потому, что заботился о славе и репутации Всевышнего на Земле, не
преследуя корыстных целей, касаемых благополучия, комфорта и
процветания Израиля.
Молил он Бога не об Израиле как о народе, об участи которого он
тревожился, ибо этот народ не имел никаких заслуг пред Богом и
никаких достоинств, кроме принадлежности к потомству Авраама,
Исаака и Иакова.
А Моисей молил Бога об Израиле как об уделе Господа (текст
29), что и тревожило Моисея: ведь уничтожение Богом Израиля могло
бы поставить под вопрос Его способность исполнять Свои обещания и
воплощать в жизнь Свои замыслы (текст 28).
Какие
уроки следует извлечь из этой главы для христиан?
Христианам тоже следует остерегаться противления Богу, которое
наблюдаем в истории Израиля (1-Кор.10:1-12), не сумевшего должным
образом довериться Ему и повиноваться. Христиане в такой же мере
живы пред Господом благодаря лишь милости Божией, а не по своим
каким-то личным заслугам - как были живы израильтяне благодаря
милости Иеговы.
|