ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 6 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

После того, как народ  выслушал повторение десяти заповедей и разошелся по шатрам своим, Моисей, как помним из Второз.5:30-33 должен был остаться для дальнейшего общения с Богом. Моисей выслушивал повеления, необходимые для повторения обществу Израилеву, и передавал их. 
Отныне будет ли Израиль процветать или на нём исполнятся все проклятья Бога - зависит от того, будет Израиль исполнять нижеперечисленные заповеди или нет.
Начиная с 6й главы, народу даётся перечень постановлений, регламентирующих религиозные, правовые отношения и быт Израиля в земле их  проживания.
Открывают этот перечень наставления, касающиеся  личной преданности Господу каждого человека  в отдельности.

6:1-3  Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею;
2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.
3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед.
Бог заинтересован в  благополучии и процветании Израиля в земле обетованной, поэтому  разъясняет, зачем им следует бояться нарушать Его повеления:
страх пред Богом мог удержать народ Бога в рамках того образа жизни, который ведёт к процветанию народа и страны в целом. 
Если эти заповеди будут неукоснительно исполняться из рода в род всеми грядущими поколениями – государство Израиля просуществует долгое время (в сущности, процветание этого государства будет длиться ровно столько, сколько Израиль будет послушен своему Богу)

6:4  Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един 0259 есть;
Израиль должен всегда помнить о том, что  истинный Бог  - это их Бог, и  в количественной характеристике  - Он один. 
Это же слово с номером 0259  упоминается в текстах, где сообщается об одном дне, об одной реке, об одном ребре (Быт.1:5, 2:11; 2:21).
Это же слово упоминается в сообщении Быт 2:24, где Адам и Ева –две разные личности - названы одной
0259 плотью не потому, что в буквальном смысле они одна личность. Но потому, что Ева произошла от Адама, ибо "сделана из его ребра", и вместе они составляют одно целое в плане общности интересов, устремлений и т.д.
То же относится и к  сообщению от
Ин.10:30: Иисус Христос и Бог – это одно.
Оно не означает, что Иисус Христос и Его Отец - одна Личность. Но, как в случае с Адамом и Евой – это две отдельные личности Отца и сына, «сделанного» из недр Отца, говоря образным языком - из
«ребра»(Ин.1:18). Вместе эти две разные Личности  составляют одно целое в плане общности интересов, устремлений и т.д.

6:5  и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
Исполнять заповеди Бога из любви к Нему – более надёжный  гарант длительного послушания по сравнению со страхом (угрозой наказания за непослушание).  Послушание страхом может закончиться, как только угроза  исчезает. Поэтому на страхе  долговечные отношения построить невозможно.
А послушание  из любви к Всевышнему  может длиться вечность.

Потому Бог и желает Своему народу научиться любить Его всем своим существом: в этом случае  жизнь  по Его законам  будет приносить радость и удовольствие во все дни жизни их.
 
Послушание в страхе – это первый этап сближения с Богом, когда  у них только лишь начинают устанавливаться отношения Начальствующего и подчинённых. Любовь же вносит в их отношения  совсем другую окраску: в любви  взаимоотношения Бога и Израиля  могут стать отношениями Отца и детей, то есть, их духовная связь будет настолько тесной, что  Израилю совсем несложно будет слушаться Отца своего.

6:6,7 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая
;
Бог подчёркивает важность воспитания детей в наставлении Божием: от правильного воспитания детей родителями (никем иным) зависит благополучие  всего народа во всех поколениях.
Поскольку начало общества и его будущее - это дети, очень важно воспитывать  их в согласии с законами Создателя. Воспитание детей не должно быть  эпизодическим: постоянные беседы и наставления в течение всего дня в  различных житейских ситуациях могут служить гарантией тому, что дети полюбят  жизненный путь, учреждённый Всевышним для них. В результате родителям  будет обеспечена спокойная старость (Притчи22:6,29:17)

6:8,9  и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих
.
Прежде, чем начать передавать любовь к Богу детям – родители сначала должны иметь её в своём сердце сами: невозможно  передать то, чего нет (Еккл.1:15 б)
Заповеди Бога должны быть постоянным путеводителем в жизни родителей (повязкою на руках, над их глазами, дверями, воротами дома), они должны храниться в их сердцах (текст 6) Только в этом случае можно ожидать, что и дети смогут перенять любовь родителей к Богу и станут подражать родителям в послушании Ему.

6:10,11  Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил,
11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными [из камня], которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться,
Бог сообщает о том, что ведёт Свой народ в землю, полностью подготовленную бывшими её обитателями для их жительства. Им самим не пришлось тяжким трудом застраивать города, копать колодцы для воды и насаждать виноградники. Израильтяне пришли на  всё готовое, не затратив  собственных усилий даже на то, чтобы скопить себе благосостояние: всё это за них и для них сделал  Всевышний, воспользовавшись «руками» изгоняемых народов (Иисус  Навин  повторил впоследствии эту мысль, 24:12,13)

Библия сообщает о том, что грешнику– нечестивому в глазах Бога человеку- Он  даёт заботу собирать и копить добро для  того, чтобы впоследствии оно  досталось праведнику, который не занимается накопительством и обустройством  в этой системе вещей, ибо ему некогда этим заниматься (Еккл.2:26)
Пример Израиля – как раз этот случай: им досталось всё, что смогли создать и накопить для своего благополучия народы Ханаана.

6:12  тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства   
Сообщая о том, что Израиль получит множество благ в земле обетованной, не трудившись над ними – Бог предупреждает и о том, что благополучие и процветание, полученные даром и в изобилии, таят в себе опасность:
человек, достигший их, склонен пресыщаться и со временем забывать о том, откуда это изобилие (Прит. 30:7-9). В итоге пресыщенные забывают и о Боге.

Иисус Христос, предлагая в качестве образца молитву «Отче наш» не случайно обратил внимание на то, чтобы просить у Бога хлеб на каждый день, а не изобилие в закрома (Мтф.6:11):
такой подход к быту исключает пресыщение изобилием и потому помогает всё время держать свой взор на Боге, никогда не допускающем своих служителей до крайней нищеты (Пс.36:25)

6:13-15  Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись.
14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас;
15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
Когда израильтяне станут процветать – им  тем более надо  будет блюсти в сердцах своих страх Божий  и служить Ему. Повеление клясться именем Господа здесь дается в подтверждение наказа бояться Его, потому что некто, произнося клятву именем Бога, Которого боится, тем самым берет на себя ответственность исполнить то, в чем клянется.

А если они забудут Бога, легко смогут  последовать за другими «богами», потому что Бог вложил в сердца людей не только способность, но и потребность поклоняться высшей силе.
Неверность же навлечет на них осуждение,  ведь Господь… есть Бог ревнитель Это значит, что,  как ревнивый муж охраняет жену – так и Бог  ревниво охраняет Свою собственность (то, что по договору принадлежит лишь Ему одному)
Ревность в этом смысле этически оправдана, ибо она не то же самое, что зависть и вожделение к чужой собственности или привилегиям, тоже иногда понимаемые как "ревность" (из ком.  учёных Даласской семинарии)

6:16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.
Бог показал  ещё одно предостережение:  в новой земле им  стоит помнить о событиях в Массе, когда  Израиль, столкнувшись с испытанием из-за нехватки воды (Исх. 17:1-7),  провоцировал негодование Бога  своим недоверием Ему (совершил грех искушения Бога):
вместо того, чтобы довериться  Богу и обратиться к Нему за помощью, они стали роптать на Него в лице Моисея и обвинять в своих  трудностях.
Терпение Бога не безгранично, не следует испытывать Его провокациями разного рода, ропотом и раздорами между собой:  хотя Он и долготерпелив, но может и разгневаться на неблагодарный и похотливый народ.

6:17-19  Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые Он заповедал тебе;
18 и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим,
19 и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил Господь.
Весь Израиль должен знать:  если они будут соблюдать все Его заповеди, то Бог не только поможет им овладеть землёй, где течёт молоко и мёд, и прогнать все враждебные народы, - но и обеспечит их процветание, как и обещал их отцам.

Далее следует повеление о передаче всех уставов Бога и истории  отношений с Ним – всем последующим поколениям во все роды жизни общества  Израилева:

6:20-24   Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: "что [значат] сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?"
21 то скажи сыну твоему: "рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою;
22 и явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред глазами нашими;
23 а нас вывел оттуда чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим [дать нам];
24 и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь;
Бог указывает здесь на любознательность детей, помогающую родителям рассказывать историю Израиля при помощи ответов на вопросы детей.
В воспитательных целях история взаимоотношений Бога с Израилем должна была начинаться от обещания земли обетованной Аврааму, попадания в Египетское рабство и вывода оттуда в землю обетованную.

Все поколения детей Израиля должны были бы передавать эту историю из уст в уста своим детям, объясняя, почему они должны исполнять заповеди Бога и жить не так, как живут все остальные народы, отличаясь от них по интересам, целям, религии  и образу жизни. Смысл исполнения всех заповедей Господа и послушания Ему сводился к основной мысли: дабы хорошо было Израилю  во все дни. То есть, Бог заботился о благополучии Израиля, ибо это было в Его интересах: Он желает, чтобы люди под Его правлением были счастливы, и на примере жизни Израиля желал это показать всем остальным народам Земли.

6:25  и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам".
Эта заповедь показывает, как Бог учитывает немощь  потомков Адама: Он не требует от них исполнения всех Его заповедей в совершенстве и не ожидает, что они  смогут в абсолюте Его слушаться.
Но показывает им, что будет считать их праведными уже потому, если они хотя бы будут стараться исполнять все Его заповеди (Пс.77:39; 129:3)
И в этом видим любовь,  великодушие, и незаслуженную доброту Бога к Своему народу, избранному из грешных потомков Адама.
                       

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru