Глава, повторяющая основы заповедей Всевышнего (десятословие). С
этой главы, собственно, и начинается второе чтение закона (второ-законие),
предназначенное для нового поколения, оставшегося от Израиля
после сорокалетнего странствования в землю обетованную, и стоящего
сейчас перед землёй обетованной. Бог был заинтересован в том, чтобы
каждый из них сам и по доброй воле принял решение исполнять Его
законы, независимо от решения родителей, заключивших этот
завет у горы Синай (Хорив).
5:1-5
И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль,
постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и
выучите их и старайтесь исполнять их.
2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
3 не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами,
[которые] здесь сегодня все живы.
4 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня;
5 я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы
пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили
на гору. Он [тогда] сказал:
Моисей
акцентирует внимание на том, что в настоящий момент Бог обращается
именно к этому поколению, не к их родителям: все стоящие здесь и
сейчас перед землёй обетованной должны были понимать, что завет,
заключённый на горе Синай (Хорив) относится теперь непосредственно к
ним самим, что теперь Иегова видит в качестве второй стороны
соглашения – именно это поколение, а не их родителей, погибших в
пустыне за непослушание несмотря на то, что видели «горящую» гору и
боялись её огня Господнего.
Говоря, что Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве, а
не с отцами нашими (хотя именно с отцами и был заключён завет
на Синае) - Моисей тем самым доносил до сознания народа, что этот
завет предназначен был руководить живыми, а не мертвыми.
Теперь новое поколение должно было бы увидеть картину дымящегося
Синая – как когда-то её видели их родители: напоминание о
внушающей страх картине должно было бы вселить страх Господень и в
новое поколение, что помогло бы им слушаться глас Господень не так
легкомысленно, как слушали его погибшие в пустыне родители.
Повторение десяти основных заповедей, начертанных на скрижалях
каменных (5:6-21). См. также разбор
Исх.20:1-17
5:6,7
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из
дома рабства;
7 да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
Первая заповедь касается личности Бога –
Законодателя, в правильном отношении к Нему Израиля будет
заложена основа их веры и благополучия.
Первая заповедь открывает Израилю того Бога, который
ценит исключительную преданность и верность: они должны понять,
что Сам Бог их никогда не предаст и ожидает от них такого
же отношения к
Себе.
Ветхий Завет - это союз, прежде всего, обоюдной верности между
сторонами, состоящими в Завете.
5:8-10
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе
вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
Вторая
заповедь разъясняет, в чём же, и с чего начинается
предательство: нахождение другого объекта внимания среди видимого
мира – это первый шаг к отступничеству от Бога. Бог невидим, стало
быть, ничего из того, что видимо – не должно заменять место
Бога.
За
первым шагом отступничества - за нахождением видимого кумира -
непременно последует и второй шаг отступничества: желание
поклоняться ему, прислушиваться к нему и почитать его. Ева,
например, после рассматривания змея захотела и послушаться его
(«поклониться» ему, того же самого дьявол добивался и от Иисуса,
Лк.4:7). Бог объяснил, почему Он ожидает от Своих служителей
исключительной преданности:
9 не поклоняйся
им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
Иегова – Бог
ревнитель. Подобно ревнивому мужу, охраняющему свои законные права
на близкие отношения с женой – Иегова, «сочетаясь» с Израилем, так
же ревностно ожидает от своей духовной «супруги» (Израиля) той
духовной близости и преданности, какую Израиль не должен проявлять
ни к кому другому.
Почитая кумира, человек переключает своё внимание с Бога - на
кумира, это равносильно измене. Ревность Бога, не терпящего
компромиссов в части сохранения верности, не потерпит измены
точно так же, как не потерпит измены ревность мужа к своей
жене. Бог показал Израилю, на что Он способен, если к Нему
относиться легкомысленно и смотреть «на сторону»:
за
вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода,
ненавидящих Меня,
10 и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим
заповеди Мои.
Бог показал
контраст Своего отношения к предателям и хранящим верность:
очень плохо придётся тому, кто предаст Его (Адам и Ева
были изгнаны из рая), но счастлив будет тот, кто будет
хранить Ему верность и не свернёт «на сторону» (Иисус был
прославлен воскресением и взятием на небеса)
наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
Как видим, предательство Бог оценивает как ненависть к
Себе.
Дети, ненавидящие Господа будут наказаны, как и их отцы,
предававшие Бога.
Почему наказание за предательство распространяется на несколько
поколений? Потому, что родители, восстающие против Бога и
ненавидящие Его, не захотят воспитать детей, любящих Господа: из
поколения в поколение образ жизни отцов, как правило, передаётся и
их ближайшим потомкам, знающим их - детям, внукам, правнукам,
максимум - пра-правнукам (дольше отцы века сего не живут, Иов.
42:16; Пс.89:10).
Линия
поведения дальнейших поколений может меняться (например, умер
пра-прадед, глава семейства – и к роду приходит новый глава, имеющий
право вводить свои семейные законы).
5:11
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит
Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
Что
означает «напрасно»? Без пользы для Бога и для произносящего Его
имя. Произносящий его впустую - попусту отвлекает внимание Бога,
откликающегося в ответ на произношение Своего имени.
Имя Бога, как пояснил Иисус, должно произноситься только с
целью прославления носителя Его и освящения, а также - с
целью быть услышанным в молитве; это - святыня,
и небрежное отношение к имени Всевышнего чревато наказанием (тем
более нельзя упоминать имя Бога или просить Его помощи в беззаконных
делах)
5:11-14
Четвёртая заповедь касается субботнего дня недели:
11 Наблюдай день субботний, чтобы свято
хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;
С одной стороны, суббота - это установление Божие
для Себя, так как хотя бы один день в неделю Израиль мог
посвятить всё своё время общению с Богом и делами
духовными, назидающими в вере и очищающими их от ежедневной
суеты пути всей земли.
Но,
с другой стороны, этот день недели был необходим и самим
израильтянам: Бог предусмотрел для них и их скота возможность не
только трудиться, но и отдыхать:
13
шесть дней работай и делай всякие дела твои,
14 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный]
никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни
раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни
пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя,
как и ты;
Заповедь Бога
по освящению субботы (она должна была отличаться по смыслу
от всех других будней, её нужно было отделить от рабочей
недели) распространялась на всех, кто имел хоть какое-то
отношение к Израилю: каждый, кто находился в среде Израиля,
должен был и вести себя по израильски. Всеобщее послушание
заповедям Бога дисциплинирует народ и формирует в нём
Богоугодные качества.
5:15
и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог
твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и
повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
Согласно Исх.
20:11, Израиль должен был каждую неделю соблюдать этот день отдыха в
память того, что Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой
отдыхал.
Во Второзаконии же причиной соблюдения субботы является уже не
сотворение мира, а чудесное избавление Израиля из Египта, благодаря
чему было положено начало «сотворению» Израиля как Божьего народа.
Заповедь о субботе - единственная из десяти, которая не повторяется
в Новом Завете, и апостол Павел возражал против того, чтобы
обязывать к исполнению ее (ср. Рим. 14:5-6; Кол. 2:16-17). В ранней
церкви день поклонения Богу был перенесен на первый день недели - в
память воскресения Христа (потому он и назван «воскресенье»)
5:16
Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог
твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той
земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Женевская: Эта заповедь, а также подразумеваемое наказание, связанное с нарушением
Божиего повеления, являются уникальными среди всех Десяти Заповедей.
Почитание отца и матери, повиновение им детей являются источником
благоденствия отдельных семей, целых поколений и всего народа
Божиего. Крепкие своей нравственной связью и духовной общностью,
такие семьи не только сохранят себя от распада, но и создадут
прочное, долговечное общество. Распад семьи - признак близкой гибели
всего народа, и, напротив, прочная семья - залог незыблемости
общества.
Родители, в первую очередь отцы, более, чем религиозные вожди, были
ответственны за передачу заповедей Завета своим детям.
5:17
Не убивай.
Женевская: Утверждается святость человеческой жизни. Никто, кроме Бога, не может
даровать жизнь, никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее.
Однако поскольку для своего народа Бог применял понятие «смертная
казнь» - под убийством понимается незаконное лишение
кого-либо жизни, если нет на то Божьего разрешения. Эта
заповедь, таким образом, не налагала запрета ни на смертную казнь,
ни на участие в войне, совершаемой по воле Бога: и то и другое
совершалось в согласии с законами Бога, чего нельзя сказать о
современных войнах и смертных казнях.
5:18
Не прелюбодействуй.
Измена и нарушение союза верности между мужем и женой
для Бога равноценно «хождению вслед иных богов»: брачный
союз - это прототип на союз Бога с Израилем, на
создание Божьей семьи, начало которой положено с создания
человеческой семьи. Неверный в малом - в своей семье,
неверен и во многом - в семье Бога, изменивший своему
брачному спутнику - в потенциале изменник и своему Богу,
так как попрал законы святости Его общества.
Предполагалось, что еврей или еврейка, неверные своим супругам,
способны явить неверность и по отношению к Богу завета, последовав
за другими "богами", т. е. совершить прелюбодеяние духовное.
5:19
Не кради.
В обществе
Бога не должно быть людей, посягающих на чужую собственность:
нельзя обогащаться за чужой счёт, каждый должен пользоваться
только тем, что имеет от труда своего.
Дьявол, Адам и Ева, например, украли у Бога то, что им не
принадлежало -с намерением обогатиться за счёт Бога: Адам
с Евой украли плод с Божьего дерева познания добра и
зла, а дьявол "украл" у Бога Адама и Еву. В результате
- все они стали богопротивниками.
5:20
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Нельзя также
осквернять доброе имя ближнего, это - посягательство на его
честь, на его репутацию, его собственное достоинство. Каждый
человек имеет право на справедливое к себе отношение.
Дьявол и Адам, например, оклеветали Бога в Эдемском саду:
дьявол сказал Еве, что Бог её обманывает и что они не
умрут, нарушив запрет Бога. А Адам обвинил Бога в том,
что он согрешил по вине Бога: ведь это Он дал Адаму
ТАКУЮ жену, значит, Он и виноват (Быт.3:4,12).
5:21
Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни
поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни
всего, что есть у ближнего твоего.
Десятая
заповедь –особенная, отличается от остальных тем, что предполагает
не какие-то конкретные недостойные действие или поступок, а -
эмоциональный, психологический грех, раскрывающий внутренний
невидимый порок грешных потомков Адама.
Нарушение этой заповеди хотя и не влекло за собой судебного
преследования,
однако «вожделение к чужой собственности» служит началом тому,
чтобы украсть, прелюбодействовать или убить (нарушить другие
заповеди)
Ева,
например, возжелала плодов с дерева Бога, оно стало
вожделенным для неё (Быт.3:6). Желание побудило её украсть
плод с Божьего древа, в результате – «убито» ею всё человечество
(все стали смертными) – настолько тяжки последствия неправильных
желаний.
Эта последняя заповедь обладает особенной силой: если кто-то и
может воздержаться от нарушения первых девяти заповедей, то
исполнить десятую не может ни один грешный потомок Адама: так
или иначе, а неправильные желания возникают даже у верующих людей
(Римл.7:22,23; Мтф.5:28)
Верующий может лишь научиться подавлять в себе неправильные
желания, чтобы не допустить совершения греха (Иак. 1:14,15).
Именно поэтому все верующие века сего должны осознавать
незаслуженное милосердие Божие к ним, грешникам, и полную
зависимость от Божьей милости. А в эре Божьего правления останутся
лишь те, кто сможет победить в себе порок десятой заповеди: в
человеке, живущем вечно, неправильных желаний возникать не будет, в
чистоте помыслов и будет явлена непорочность и святость детей
Божиих.
Моисей рассказывает о том, как стал посредником между Богом и
Израилем.
5:22
Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды
огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их
на двух каменных скрижалях, и дал их мне.
Моисей
напоминает о том, что десять заповедей он не сам придумал, что они –
Божье откровение, записанное Его перстом на каменных скрижалях и
полученное при устрашающих явлениях огнедышащей горы.
5:23-27
И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы
подошли ко мне, все начальники колен ваших и старейшины ваши,
24 и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и
величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели
мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив;
25 но теперь для чего нам умирать? ибо великий огонь сей пожрет нас;
если мы еще услышим глас Господа, Бога нашего, то умрем,
26 ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго,
говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива?
27 приступи ты и слушай все, что скажет [тебе] Господь, Бог наш, и
ты пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и
мы будем слушать и исполнять.
Моисей
напоминает и о предложении начальствующих Израиля о том, чтобы он
был посредником между величественным Богом и всем народом Израиль:
видя явления горы полыхающей и понимая, что за всем этим стоит Бог
– начальствующие предложили Моисею представлять их пред Богом,
чтобы им не умереть (Моисей, по их мнению, был необычным человеком,
а себя они считали недостойными принимать Божьи откровения). Они, в
свою очередь, обязались слушаться Моисея.
То есть, Моисей напоминает им, что он - не самовыдвиженец, а стал
посредником по желанию начальствующих Израиля.
5:28,29
И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал
мне Господь: слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе;
все, что ни говорили они, хорошо;
29 о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и
соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам
их вовек!
Господь
одобрил предложение начальствующих Израиля. Хотя данное ими
предложение Бог оценил как разумное, тем не менее, Он предвидел,
что свои правильные намерения о послушанию гласу Господа,
передаваемому Моисеем – начальствующие Израиля исполнять, к
сожалению, не будут. Потому и сынам их хорошо будет недолго.
5:30-33
пойди, скажи им: "возвратитесь в шатры свои";
31 а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и
постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они
[так] поступали на той земле, которую Я даю им во владение.
32 Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не
уклоняйтесь ни направо, ни налево;
33 ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш,
дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той
земле, которую получите во владение.
Моисей
в который раз подчёркивает Божественное происхождение Закона и
необходимость исполнять всё, что передано им от Господа:
поступайте так, как говорит Господь ваш (Моисей никогда не
сказал Израилю, что это он сам излагает заповеди закона)
Народ выслушал 10 основополагающих заповедей, и ему предстояло
разойтись по шатрам своим.
|