ГЛАВНАЯ                             ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

-  Второзаконие -
 4 глава

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Глава возвращает к повторному слушанию законов Бога, данных  Моисею на Синае (Хориве); показывает, какие благословения принесёт послушание гласу Господа (тексты 5-8);  какое наказание (рассеяние) Бог предусматривает для непослушного народа (тексты 25-28) и что нужно будет сделать, чтобы вернуть к себе благоволение Всевышнего (тексты 29-31)
Новое общество Израиля нуждалось в повторении тех законов, которые их родители обязались исполнять у  горы Синай: теперь они сами должны были принять решение за себя, - принять условия договора Бога с Израилем или отказаться от исполнения Его законов и покинуть это общество, ведь Бог никого не заставлял слушаться Его.

В отличие от всех народов, Израилю дана была возможность  выделяться на фоне остальных народов  не особыми природными ресурсами,  огромными богатствами или  военным могуществом, - а  превосходством  близких отношений с Творцом мироздания и вытекающими их них  высоконравственными проявлениями  в жизни общества. И если бы Израиль повиновался Закону, то всем прочим народам осталось бы лишь завидовать ему или  присоединятся к Израилю в поклонении Всевышнему.

4:1  Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам.
Моисей показывает Израилю причину послушания незыблемым  законам Иеговы и попутным постановлениям:  от послушания и исполнения Его законов напрямую зависит их попадание в землю обетованную, где  их ожидает благословенная жизнь.  

4:2  не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
Здесь  показан принцип,  которым  Бог  защищает  чистоту  и  достоверность  Своего  слова  (2Кор.2:17, 4:12  и 2Тим. 2:2) Людям  свойственно пытаться все улучшить, что  само по себе неплохо, если не забывать о том, что не стоит  пытаться улучшить Божьи повеления, ибо всё, что от Бога исходит – невозможно сделать лучше, ибо оно  совершенно.

Цель принципа -  прилепить  совесть  всякого  человека  к  слову  Бога (Библии в современном понимании):  только  следуя слову Бога  человек  имеет возможность угодить Богу.  Следование  же  даже  незначительно  искажённым  Его требованиям  может причинить большой вред.  
Например, во  времена Иисуса Христа держатели чистого неискажённого закона  Божьего  своими уточнениями,  дополнениями  и толкованиями исказили закон  Бога настолько, что он перестал быть Его  законом, а стал по сути человеческим (Ис.29:13). На  каждое требование Бога законоучители Израиля к тому времени разработали ещё по несколько своих требований – «правило  на  правило» (Ис.28:9,10),  чем сделали исполнение закона Бога затруднительным для людей (Марк.7:12-13). 

4:3,4  Глаза ваши видели [все], что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя;
4 а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне.
Напоминание  израильтянам об участи идолопоклонников: на примере истории  родителей Бог напоминает  их  детям  о  последствиях  увлечения  их родителей - идолопоклонством, свидетелями чему они  сами и были.
Все те израильтяне, которые пошли по пути духовного прелюбодеяния  (поклонения  Ваал-Фегору) – вступили также и в блуд физический с моавитянками, из-за чего  обрекли себя на смерть  от меча или болезней (Чис. 25:1-9) 

Благословения
4:5,6
 Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею;
6 итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.

Тексты показывают, что  мудрость и разум с точки зрения Бога заключается в том, чтобы не только знать и  рассказывать  другим Божьи заповеди, а  в том, чтобы ПОСТУПАТЬ по ним, жить по ним в земле наследия Божьего. Ибо, глядя  на то,  как  живёт и поступает народ, именуемый себя Божьим,  - люди,  живущие вокруг этого народа, сделают вывод  и  о его Боге, и о Его законах.  И благодаря  поведению народа Бога, - Он или будет  хулиться у окружающих,  или –прославляться. Этот принцип  подчеркнул апостол Павел  в разговоре с  духовными учителями Иудеи   (Римл.2:17-24)

4:7,8   Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
8 и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
Исполняя  законы  Бога,  израильтяне  могли  бы  пред  другими  народами  прославить  имя  великого  Творца мироздания с именем Иегова, избравшего Израиль для исполнения Своих намерений.  Каким образом?  Своим  поведением  и мудростью  они показали бы  преимущество  жизни  под  опёкой  небесного Правителя, наиболее близкого к Своему народу -   чтобы  и язычники, глядя на процветание Израиля под присмотром  их Бога,  были  тоже побуждаемы  искать  этого же Бога, ведь  в их глазах  Израиль  был бы а) народом мудрым и разумным, б) народом близким Богу и  в) народом, который держится справедливых постановлений и законов.

Целью Закона было не только  дать израильтянам полноценную жизнь - в случае их послушания Богу. И не только сделать их  в нравственном и духовном отношениях единственным в своем роде среди других народов, чтобы в своё время привести от него Христа во плоти.  Но и  в том, чтобы   через этот народ,  служащий Всевышнему -  привести и  другие народы к Господу.

4:9  Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, -
Поскольку  потомки грешного Адама  имеют склонность очень быстро забывать добро, особенно, если оно  ничем  не  заслуженное  (как в случае с Израилем) -  Бог напоминал им о необходимости всегда  помнить  о  Его деяниях: для благополучной жизни в земле обетования очень важно помнить о Том, Кто же привёл Израиль  в землю с молоком и мёдом. 
Причём, эти знания должны были передаваться из поколения в поколение не столько священниками, сколько  родителями:  воспитанию детей  Бог отводит много места в Своём законе. Именно родители должны были нести пред Богом    ответственность за  духовное воспитание своих детей (см. 9-10; 6:7,20; 11:19; 31:13; 32:46).

Понятно, что те, кто непосредственно видел происходящее своими глазами – имел больше оснований не забывать о них.  Потомки же, не видевшие происходящего  своими глазами – должны были бы  строить  и сохранять эти знания  на вере,  доверяя рассказам  своих  родителей.
О чём же главным образом должен был бы помнить Израиль во все роды своих поколений?

4:10-14  о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих.
11 Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак.
12 И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас;
13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;
14 и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.
Израиль должен был помнить, прежде всего, о том дне, когда на Хориве (Синае)  был заключён двусторонний  завет  между всем обществом Израилевым и  Всевышним.  В тот день на  горе  было  явлено  всему народу  Божье всемогущество во многих проявлениях:  в огне и тьме, в облаках и мраке, и в гласе Божием, который, подобно грому, раздавался с небес, в скрижалях каменных, записанных перстом Бога  и являющих Его нравственную чистоту.
В страхе и трепете пред могуществом и величием Всевышнего Израиль поклялся соблюдать все заветы Бога.

Надо сказать, что у израильтян трижды  была возможность отказаться следовать заповедям Бога:  при  выходе  из  Египта (Исх.19:8),  перед  переходом  через  Иордан (Второз.29:10-13)  и  после  того,  как  уже  перешли  Иордан, ступив  в  пределы  земли  обетованной (Иисус  Нав.24:15).
Но  все три раза они согласились с Иеговой, дав обещание служить Ему. Тем  самым они  показали готовность  отвечать пред Богом за свои последующие  поступки, проживая в земле обетования.  В условия договора в случае их непослушания входило и наказание (Второз.4:25,26, 28:58-68),  поэтому для всех, кто сейчас слушал повторение закона, оно не должно было быть неожиданностью – в  случаях нарушения обязательств пред Богом.

Напоминание о пережитом  в прошлом  при Хориве должно было бы побудить их  проникнуться страхом Божиим, благоговением  и почтением к Всевышнему,  без чего немыслимо было бы осуществиться завету между ними и Господом.

С тех пор, в отличие от других религий того времени и того места,  куда они шли - в основу вероисповедания  Израиля легло слово Всевышнего, Творца мироздания. Поэтому все народы Земли имеют возможность познакомиться со своим Творцом только через слово, открывшее истинного и единственного  Вседержителя - Израилю. Эту же мысль напомнил апостол Павел в своё время (Римл.3:1,2)

4:15   Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
Эта заповедь повелевает Израилю относиться к своему Богу как  к самой могущественной духовной Личности  из не земного мира:  образа Бога  они не видели, был только глас  из среды огня, что человеку несвойственно.
Если Бог не показал Свой лик, стало быть,  нет и  не может быть среди видимых  вещей  на Земле  и  на небесах  того, что/ кто мог бы представлять Бога.

4:16-19  дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
17 изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18 изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19 и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.
Разъяснение Бога о том, что Он – духовная Личность, невидимая человеку, помогала Израилю понять две простые мысли:
1)  поскольку они не видели облик (образ) Всевышнего – незачем не только пытаться Его изображать (любое изображение будет представлять Бога в ложном свете, что наказуемо Его же законом), но и поклоняться ему (испытывать благоговейных страх и почтение  пред  изображение, каких достоин только Всевышний). То же самое относится и к видимым небесным объектам. 

2)  поскольку Бог невидим, а  греховным потомкам Адама тяжело опираться только на веру, не видя пред собой  своего предводителя в реальности – у всех народов земли  возникает потребность либо изобразить себе своего предводителя, либо найти его среди видимого пространства (отсюда – великое множество разновидностей языческих «богов»)

Чтобы этого не произошло с Израилем – Бог ясно разъяснил ему, что любая попытка изобразить Его и «материализовать»  до видимости  ради  облегчения поклонения Ему – будет расценена как  идолопоклонство, что также каралось законом Всевышнего,  запрещающего поклоняться видимым кумирам (Исх.20:4).
Незачем перечислять длинный перечень того, что неправильно делать кумиром: НИКАКОЙ ВИДИМЫЙ объект не должен занимать место Всевышнего. 

Если вникнуть в эту заповедь для Израиля (а она – требование Всевышнего для всего человечества) – легко понять, что  места поклонения, наводнённые  какими бы то ни было изображениями  Бога  - не угодны Всевышнему. Это облегчит поиск богоугодного собрания верующих на Земле для всех, кто желает его найти и не оставлять (Евр.10:25)

Для того, чтобы поклоняться Всевышнему - нужно научиться видеть разумом (духовным зрением): оно поможет  видеть гораздо  больше, чем видят наши плотские  глаза.
Бог  побуждает всех верующих  развивать духовное зрение, так как Его можно увидеть только глазами веры:  рассматривая  все Его видимые творения,  окружающие нас, размышляющий человек имеет возможность «увидеть» мысленно  и Того, кто за ними стоит (Римл.1:20; 2Кор.4:18)

4:20  А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне [видно].
Продолжая мысль о том, что все народы поклоняются  видимым «богам» - Бог напоминает Израилю об их очень важной  отличительной особенности, о которой категорически нельзя забывать:  
поскольку их из Египта вывел  невидимый  Всевышний – они просто права не имеют уподобляться язычникам в  поклонении  видимым «богам», сделанным  ли руками человеческими, или  найденными в небесах  в виде солнца, луны или звёзд.  

вывел вас из печи железной  так Бог  образно описывает условия пребывания Израильского народа  в египетском рабстве, настолько тяжёлыми были условия жизни у них в Египте.
Но теперь он стал Божиим уделом, то есть – народом Бога, о котором Он намеревается заботиться и с помощью которого исполнит Свои намерения по привлечению всего человечества к знакомству с Собой.  

4:21,22  И Господь прогневался на меня за вас, и клялся, что я не перейду за Иордан и не войду в ту добрую землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел;
22 я умру в сей земле, не перейдя за Иордан, а вы перейдете и овладеете тою доброю землею.
Хотя Моисей знал, что ему не войти в Обетованную землю (в ту добрую землю), он продолжал желать этого: словно убеждая самого себя и Израиль в справедливости Бога, он снова упоминает  о закрытом для него пути в землю обетованную.
Израиль  снова и снова дожжен был бы понять, насколько опасно непослушание Богу, если даже Моисей, столько сделавший для Израиля, - наказан Богом и должен умереть до того, как весь Израиль перейдёт через Иордан.

4:23  Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой;
Моисей всё время старался удерживать народ от вовлечения в идолопоклонство, но теперь, когда его не будет с Израилем – он ещё раз заповедал народу удерживаться от  попыток  поклоняться чему-либо видимому.
Ведь очень  просто запомнить: НИЧЕМУ ВИДИМОМУ ПОКЛОНЯТЬСЯ НЕЛЬЗЯ – независимо от того, что могут предлагать  длинные перечни видимых предметов.

4:24   ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель.
Бог ревнив в том смысле, что не потерпит, если Израиль будет выражать признательность, почтение, благоговение и всё остальное, чего по справедливости застуживает Он – каким-то другим «богам».
Поскольку Израиль вступил с Богом в завет верности – отношения между ним и Богом сродни отношениям между супругами:  если  мужняя жена, например, начнёт проявлять знаки внимания к другому мужчине – именно ревность мужа, обжигающая его, как огонь -   побудит его возмутиться  такой  несправедливостью,  и последствия для семейного союза могут быть в этом случае весьма неприятными, даже разорванными.

Именно об этом здесь говорит Бог своему народу:  о том, что народ Его  не должен «играть»  с огнём ревности Бога, которому он поклялся хранить верность, как жена клянётся мужу своему.
Неслучайно в дальнейших текстах  Писания неоднократно метафорически сообщается  о заключении завета Бога с Израилем – как о заключении брачного союза (Ис.54:5; Иер.3:14)

Наказание для непослушного народа
4:25,26
 Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов [твоих], и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его,
26 то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете;
Только что строго предупредив Израиль об опасности и недопустимости поклонения видимым идолам (тексты 15-24), Бог через  Моисея предупреждает народ Израиля и о последствиях небрежного отношения к этому предупреждению. Моисей показал ситуацию, когда это могло бы  произойти: до тех пор, пока Израиль находится в состоянии сражения за землю – этого не произойдёт, ведь они остро нуждаются в помощи Владыки в этой ситуации, что не даст им возможности забыть о Нём и обратиться  к кому-то другому.

Но когда Израиль унаследует землю обетованную, обустроится на ней, проживёт долгое время (родит много поколений детей)  и почувствует себя в полной безопасности – вот тогда и жди опасности от притупления бдительности: Бог предупреждает, что  через много лет сытой и беззаботной жизни они вполне могут забыть Господа и свою острую нужду в том, чтобы хранить верность и преданность лишь Ему одному. Если это произойдёт с ними, и Израиль вовлечётся в идолопоклонство  – они навлекут на себя гнев Бога  и будут наказаны.
И в этом можно не сомневаться, ведь  Бог призвал в свидетели своему обещанию наказать Израиль за идолопоклонство – небо и землю,  а эти свидетели и через тысячи веков подтвердят справедливость Божьего возмездия в случае, если Израиль вовлечётся в идолопоклонство.

4:27,28    и рассеет вас Господь по [всем] народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь;
28 и будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют.
Наказание, которое постигнет Израиль, проявится в трёх неприятностях:  в рассеянии их по всем народам и отсутствии постоянного места проживания своего; в значительном сокращении численности и в предоставлении их мёртвым идолам (тем самым Бог показывает, что некому будет их защитить от множества напастей).
Если Израиль обратится к видимым  идолам – Бог и предоставит им возможность надеяться на помощь этих идолов, чтобы они смогли почувствовать разницу между тем, как помогают идолы и тем, как  помогает Бог.

Это пророчество  о рассеянии частично исполнилось во время Ассирийского и Вавилонского пленений, но более всего - в рассеянии Израиля после отвержения им Христа.

Как вернуть благоволение Господа
4:29-31
Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душею твоею.
30 Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.
31 Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им.
Предупреждая Израиль о наказании за идолопоклонство, Бог, тем не менее, оставляет им надежду и  на возможность вновь обрести Божье благоволение после этого.  

Тем самым Бог показывает Израилю, что Он  всегда готов принять Своих блудных и раскаявшихся  детей в случае, если они сами пожелают к Нему вернуться до установленного Им срока:
эта возможность обратиться к своему Богу - предоставлена  потомкам Израиля  на протяжении века сего и в Миллениуме (тысячелетии Христовом): Бог желает, чтобы  все  потомки Авраама по линии Иакова / Израиля смогли  достичь вечных благословений – наравне с христианами, любящими Всевышнего (Римл.11:26-32; Откр.21:3,4). Но те, кто не обратится к Нему в Милениуеме - навсегда утратят шанс  принадлежать к числу Божьего народа. То есть, милосердие Бога распространяется на обратившихся к Нему и не распространяется на богопротивников.

4:32-34   Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?
33 слышал ли [какой] народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?
34 или покушался ли [какой] бог пойти, взять себе народ из среды [другого] народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими?
Бог, перечисляя чудеса, проделанные во время  исхода Израиля из Египта -   побуждает этот народ  удостовериться в том, что его Бог – единственная самая могущественная духовная Личность на земле:  если они и слышали о наличии каких-то «богов» у других народов, то  никто из них никогда не сделал для своих поклонников того, что сделал Бог Израиля-  для Израиля. Их Бог – уникален  и превосходит всех остальных «богов» земли и небес в мудрости, могуществе и способности творить чудеса для исполнения Своего намерения.

Почему Творец мироздания открыл Себя в качестве истинного Бога – только Израилю
4:35,36
Тебе дано видеть [это], чтобы ты знал, что [только] Господь есть Бог, [и] нет еще кроме Его;
36 с неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огнь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня;,
Из всех народов Земли Бог как Творец мироздания открылся только Израилю,  все остальные народы находили объяснения существованию всего видимого - в силу своих собственных умственных способностей, отсюда - и большое  разнообразие «богов» и мнений о Создателе. Израильтянам было доверены не только правильные знания о Творце, но и – преимущество записать слово Всевышнего и оставить его в наследие другим народам в качестве священных Писаний (Псал.147:8,9;  Римл.3:1,2).

4:37,38  и так как Он возлюбил отцов твоих и избрал [вас], потомство их после них, то и вывел тебя Сам великою силою Своею из Египта чтобы прогнать от лица твоего народы, которые больше и сильнее тебя, [и] ввести тебя [и] дать тебе землю их в удел, как это ныне [видно].
Целью чудодейственного избавления из Египетского рабства было не только дать израильтянам познать не просто умом, но и на опыте, что только их Бог -  есть  истинный Творец. Но и - исполнить обетования  Аврааму и патриархам, возлюбленных Богом.
Ради исполнения обетования, данного им о наследии потомков в земле с молоком и мёдом  – Бог  и ведёт этот народ в обещанную землю, и поможет прогнать  народы этой земли, превосходящие силой  Израиль (Быт.15:13-16; Исх.3:8)  Тем самым, Бог даёт понять, что сам по себе Израиль без помощи Бога не справился бы с завоеванием  земли обетованной, и эту опеку Бога они, по идее, обязаны были бы ценить во все дни жизни своей и во все дни существования своего государства.

4:39   Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его];
В свете такой избирательной милости и столь неповторимого откровения израильтянам следовало признать, что только Иегова (Господь) – это истинный Бог земли и неба.

4:40  и храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда.
Здесь Бог объясняет преимущество  для Своих «рабов», послушно исполняющих заповеди Господина своего.
Когда встаёт вопрос о подчинении кому-либо, человеку с переданным по наследству от Адама уязвлённым чувством свободы - неприятна сама мысль о необходимости кому-то подчиняться. Особенно если речь идёт о том, чтобы быть рабом Бога.
Рабство – унизительная форма человеческих отношений, когда господин владеет рабом, а раб - полностью подчиняется господину. Пользу от таких отношений извлекает исключительно господин, а благополучием раба он интересуется ровно настолько, насколько создание минимальных условий жизни рабу - позволят ему выполнять все обязанности пред господином.

Однако в абсолютном подчинении Иегове - в Его «рабстве» - извлечение пользы перераспределяется  иначе: от исполнения Его воли хорошо будет прежде всего Его рабу. Господин лишь будет испытывать радость от того, что Его раб хорошо живёт, ибо любит Своих поклонников (Притчи 23:15).  

Итак, Иегова советует стать Его рабами и исполнять Его волю только потому, что Он, как Создатель, желает  устроить жизнь Своих служителей самым лучшим образом и знает, как это сделать (Иер.29:11).

Напоминание о городах-убежищах
4:41-43
  Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца,
42 чтоб убегал туда убийца, который убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, [и] чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив:
43 Бецер в пустыне, на равнине в [колене] Рувимовом, и Рамоф в Галааде в [колене] Гадовом, и Голан в Васане в [колене] Манассиином.
О городах –убежищах Моисей подробно разъясняя ранее (Чис. 35:6-34).
Теперь он назначил для этой цели три города, расположенных восточнее Иордана во владениях Рувима, Гада и половины Манассии.    

4:44-49  Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым;
45 вот повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым, по исшествии их из Египта,
46 за Иорданом, на долине против Беф-Фегора, в земле Сигона, царя Аморрейского, жившего в Есевоне, которого поразил Моисей с сынами Израилевыми, по исшествии их из Египта.
47 И овладели они землею его и землею Ога, царя Васанского, двух царей Аморрейских, которая за Иорданом к востоку солнца,
48 [начиная] от Ароера, который [лежит] на берегу потока Арнона, до горы Сиона, она же Ермон,
49 и всею равниною по эту сторону Иордана к востоку, до самого моря равнины при подошве Фасги.
На избрании трёх городов-убежищ  и повторении сведений о завоевании первых царей Ханаана -  Моисей закончил повторение  заповедей, исходивших от Бога,  относительно того, как должен Израиль относиться к Богу и служить Ему - ради их личного и всенародного процветания.  Всему народу  надо было соблюдать все условия завета, выраженные в форме постановлений и уставов.

Впервые все эти заповеди  были даны родителям нового поколения, стоящего перед землёй обетованной -  через три месяца после того, как Бог вывел их из  Египта (Исх. 20:1-17; 21-23).  То есть,  Второзаконие  не относится к  какому-то новому завету,  а  является повторением  завета  для детей,  данного прежде у горы Синай их родителям, вымершим за 40 лет скитания по пустыне.
                                                             

ВТОРОЗАКОНИЕ главы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru