Глава
кратко повторяет историю взаимоотношений Бога и народа Израиля –
двух сторон, заключивших
у горы Синай соглашение о
«взаимовыгодном сотрудничестве»
. Бог, со Своей стороны, обещал опекать Израиль, а Израиль пообещал
жить по Его заповедям.
1:1
Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом
в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном,
и Асирофом, и Дизагавом,
Моисей обращался к кочующему народу от имени Бога. В результате
Второзаконие сложено из серии проповедей пророка, избранного Богом
для всех потомков Авраама по линии Иакова-Израиля.
Поскольку израильтяне были единственными из всех народов Земли, кто
стал Божьим народом - только у них роль конституции в стране
проживания исполняло Божие слово. Во время обращения Моисея к
народу Израиля они находились на пороге земли обетованной.
1:2
в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы
Сеир к Кадес-Варни.
Хорив – это ещё
одно название горы Синай в пустыне Син (Исх.17:1,6; Пс.105:19).
Кадес-Варни - это первый пункт, откуда можно было войти в
Обетованную землю с юга.
То есть, от горы Синай/Хорив, где Израиль первоначально заключил с
Богом завет, до входа в землю обетованную - было всего 11 дней
пути (примерно 240 км.) Но из-за непослушания они шли к земле
обетованной 40 лет.
1:3
Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца
говорил Моисей сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о
них.
Моисей произнес
слова Божии в сороковом и последнем году пребывания Израиля в
пустыне.
Из
сообщения учёных Далласской семинарии:
В какой-то момент после завершения ветхозаветного канона (конец
5-го века до Р. Х.) у евреев возникло предубеждение против
произнесения имени Иегова, и они, читая Писания публично, стали
произносить Божие имя как примерно эквивалентное сочетанию гласных в
слове "Адонай", что значит "Господин" (Господь) или "Хозяин". Для
святых это явилось потерей, достойной сожаления.
1:4,5
По
убиении им Сигона, царя Аморрейского, который жил в Есевоне, и Ога,
царя Васанского, который жил в Аштерофе в Едреи,
5 за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей
и сказал:
Несколько
времени тому назад Израиль одержал победу над двумя царями -
Сигоном и Огом, чем расчистил себе путь к земле обетованной (Чис.
21:21-35).
Теперь Израиль находился за Иорданом на территории Моава. Здесь
Бог и повелел Моисею начать повторение условий договора,
заключённого 40 лет тому назад у горы Синай с отцами стоящих перед
Моисеем в этом времени: тогда они были детьми и решение служить
Иегове принимали их родители. Теперь это решение они должны были бы
принять сами.
1:6 Господь,
Бог наш, говорил нам в Хориве и сказал: "полно вам жить на горе сей!
Господь, Бог наш
- здесь словом «Господь» заменён тетраграмматон имени Всевышнего
hwhy ,
читать это выражение следует как «Иегова, Бог наш»: Иегова,
Творец мироздания, стал Богом Израиля, взяв этот народ под свою
опеку - по обетованию Аврааму. После того, как Он вывел Израиль из
Египта, расположил станом в пустыне Син и заключил с этим народом
завет - Бог повелел им продвигаться дальше по маршруту к земле
обетованной.
1:7,8
обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем
соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к
берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой,
реки Евфрата;
8 вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю,
которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и
Иакову, им и потомству их".
Бог направил
Свой народ в Ханаан. За сотни лет до этого Иегова дал это обещание
Аврааму (Быт. 15:18-21; 17:7-8), а затем – повторил Исааку и Иакову
(Быт. 26:3-5; 28:13-15; 35:12). Теперь повеление «взять в
наследие» эту землю было дано их потомкам: каждый из народа
Израиля должен был, во-первых, сознавать, что нерушимое обетование
Божие относится и к нему. А во-вторых - понимать, что, хотя Бог
обещал дать её в наследие - они и сами должны приложить немалые
усилия, чтобы завоевать её.
Примечание учёных Далласской семинарии:
Называемые здесь географические границы выходят далеко за пределы
территории, которой в действительности Израиль когда-либо владел.
Хотя империи Давида и Соломона простирались до реки Евфрат (сравните
2-Цар. 8:3; 3-Цар. 4:21), многие народы, населявшие эти территории,
подчинялись еврейским царям только в том смысле, что платили им
дань; покорены израильтянами они не были, так что и в полном
владении их не находились.
1:9-15
И я сказал вам в то время: не могу один водить вас;
10 Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны,
как звезды небесные;
11 Господь, Бог отцов ваших, да умножит вас в тысячу крат против
того, сколько вас [теперь], и да благословит вас, как Он говорил
вам:
12 как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри
ваши?
13 изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и
испытанных, и я поставлю их начальниками вашими.
14 Вы отвечали мне и сказали: хорошее дело велишь ты сделать.
15 И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и
сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками,
пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по
коленам вашим.
Моисей
напоминает Израилю историю деления многочисленного общества
Израиля на группы по тысяче, сотне и пятидесяти человек с
назначением начальствующих в каждой группе, в том числе – и глав
над коленами, что значительно облегчало Моисею нести бремя
руководства и управления этим народом. Все эти действия Моисей
согласовывал с обществом, на что оно давало своё согласие.
То
есть, Моисей подчеркнул в этом напоминании две мысли: о том, что
такая многочисленность Израиля была обусловлена благословением
Иеговы (текст 10), и о том, что Моисей всегда действовал с
одобрения народа, поэтому никто не мог обвинить его в самоуправстве
(текст 14).
1:16-18
И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте
братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и
пришельца его;
17 не различайте лиц на суде, как малого, так и великого
выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а
дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.
18 И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам
делать.
Моисей
назначал не только начальствующих из мужей мудрых и испытанных, но
и организовывал судейство в Израиле. Судьи были поставлены на то,
чтобы решать дела житейские в Израиле и следить за исполнением
законности в обществе.
Поскольку народ имел небесного Правителя – его судьи должны были
отражать справедливый суд Иеговы Бога, исключающий лицеприятие,
угождение «лицу великому» или пренебрежение простым народом.
Моисеем было объявлено и о том, что особо трудные судебные дела
следовало доводить до его ведома: общение с Иеговой давало Моисею
возможность решать правильно и по справедливости дела любой
сложности. (тексты 16,17).
В чём проявляется справедливый суд Бога – Моисей давал народу
подробные разъяснения (текст.18)..
Для
того, чтобы завоевать землю, Израилю надо было не только полностью
доверять своему Богу, но и - осуществлять справедливость и
правосудие в земле проживания своего, так как и в этом ему
предстояло встретить сопротивление (законы суда языческого
отличались от справедливого суда Божьего )
1:19-21
И отправились мы от Хорива, и шли по всей этой великой и страшной
пустыне, которую вы видели, по пути к горе Аморрейской, как повелел
Господь, Бог наш, и пришли в Кадес-Варни.
20 И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь,
Бог наш, дает нам;
21 вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во
владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не
ужасайся.
Здесь Моисей
рассказывает историю сорокалетней давности об их исходе от
Синайской горы (Хорива) до Кадес-Варни - о том самом пути, который
сейчас они должны были пройти за 11 дней (см.1:2)
Путь
этот лежал через «пустыню великую и страшную» по причине её
засушливости и отсутствия пресной воды. Однако доверие Богу должно
было бы помочь им преодолеть этот трудный участок пути: если они
находятся под защитой Всевышнего – им нечего бояться, ни засухи, ни
сражений за землю обетованную. Моисей напомнил им об этом и
сейчас.
1:22-25
Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем пред собою людей, чтоб
они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по
которой идти нам, и о городах, в которые идти нам.
23 Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по
одному человеку от [каждого] колена.
24 Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее;
25 и взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам
известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает
нам.
Здесь Моисей
напоминает о желании народа прежде разведать эту землю. Что ж, Бог
одобрил это желание и позволил Моисею выбрать 12 человек для
осмотра земли (Чис.13:1,2).
Бог не счёл это желание народа актом неверия, но принял его как
мудрое предложение, исполнение которого помогло бы приготовиться к
сражению за землю. То, что, возвратившись, сообщили осматривающие
землю – радовало Израиль: земля оказалась необычайно плодоносной
(Втор. 1:25; Чис. 13:23-27).
1:26-28
Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога
вашего,
27 и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам,
вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев [и]
истребить нас;
28 куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ
тот более, и выше нас, города [там] большие и с укреплениями до
небес, да и сынов Енаковых видели мы там.
Однако,
поскольку по описанию 10ти разведчиков (кроме Халева и Иисуса
Навина) жители той земли выглядели устрашающе - народ был
обескуражен, и вопреки повелению Господа продолжить путь -
испугался и не пошёл (Чис. 13:28-33).
Ясно, что страх значительно преувеличивал размеры ханаанских
крепостей, говоря, что они достигают неба. Но больший ужас вселили
в них размеры сынов Енаковых, гигантов Ханаана, потому Израиль,
мягко говоря, струсил и потому стал не только роптать на Господа,
но и обвинил Его в ненависти к ним (представил Бога в искажённом
свете)
Здесь израильтяне показали Богу своё неверие в то, что Он любит их
и силён помочь справиться им с гигантами любых размеров.
1:29-33
И я сказал
вам: не страшитесь и не бойтесь их;
30 Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как
Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими,
31 и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил
тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы
проходили до пришествия вашего на сие место.
32 Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему,
33 Который шел перед вами путем - искать вам места, где остановиться
вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а
днем в облаке.
Моисей
пытался восстановить репутацию Бога в глазах негодующих
израильтян, заверяя их в том, что Бог, напротив, любит их, как
любой нормальный отец своих сыновей (текст 31). Поэтому им не
стоит ничего бояться при такой Отцовской защите и при том, что Он
сделал для Своего народа до этого момента, выводя их из Египта.
Однако, напомнил Моисей, его заверения в защите Бога не добавили
веры Израилю в прошлом: этот народ не желал почерпнуть уверенность
и утешение в том, что Бог делал для него при выходе из Египта. Они
оказались неспособными анализировать факты явных чудес, говорившие
о несомненной заботе Всевышнего об израильском народе.
Повторяя эту историю новому поколению Израиля , Моисей не хотел,
чтобы история неверия их отцов повторилась с ними – и в настоящем.
Такое неверие израильтян в прошлом - в безмерном их неразумии – не
только одним им присуще: оно служит предостережением и современным
верующим, ибо о нерешительности, сомнениях и непостоянстве в
вере апостол Иаков говорил и в отношении христиан (Иак.1:5-8).
1:34-36
И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря:
35 никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли,
которую Я клялся дать отцам вашим;
36 только Халев, сын Иефонниин, увидит ее; ему дам Я землю, по
которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу.
Результатом
ропота сорокалетней давности стало объявление Богом наказания за
неверие для всего недоверчивого поколения (злого рода), кроме Халева
и Иисуса Навина, не сомневающихся в помощи Иеговы. Вот почему
родители поколения, стоящего сейчас перед Моисеем, сорок лет
бродили по пустыне, пока не вымерли, так и не достигнув земли
обетованной.
1:37
И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда;
Неверие Израиля
и постоянное недовольство Богом по пути к земле обетованной вывело
из душевного равновесия и Моисея, из-за чего он поступил
неправильно у вод Меривы, почему и попал под Божье осуждение
(Чис.20:11,12; Пс.105:32,33)
Говоря, что и ему запрещено войти в Обетованную землю из-за
неверного поколения Израиля, Моисей не сваливал собственную вину на
народ, а побуждал Израиль сделать два вывода:
1) насколько важно хранить верность Божьим принципам и доверять Ему
во всём, ведь даже избранный Иеговой Моисей, столько сделавший для
Израиля – и тот лишён возможности жить в земле обетования из-за
своего согрешения пред Богом.
2) нельзя допускать, чтобы кто-то из ближних мог «расслабить»
сердце служителя Бога и довести его до падения своим постоянным
недовольством или сомнениями в Боге. Имеет смысл развивать личные
крепкие отношения с Богом и самообладание. Только в этом случае
никто и ничто не сможет подтолкнуть служителя Иеговы на неправильный
поступок.
1:38
Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо
он введет Израиля во владение ею;
Из-за
оплошности Моисея право ввести народ Израиля в обетованную землю
получил Иисус Навин, помощник Моисея (Исх. 24:13; 33:11).
1:39,40
дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу
[врагам], и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они
войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею;
40 а вы обратитесь и отправьтесь в пустыню по дороге к Чермному
морю.
Поскольку
события сорокалетней давности (нежелание идти в землю обетованную
из-за опасности от гигантов Ханаана) оправдывались тревогой за
судьбу своих детей – Бог тогда, а Моисей сейчас повторил, что
именно дети непокорных, за судьбы которых они, дескать, так
тревожились – войдут в землю обетования Божия.
не знают ныне
ни добра ни зла
дети непокорных
родителей по мнению Бога не были виновны ни тогда, ни сейчас в
том, что произошло сорок лет назад с их родителями, когда те были
отосланы назад в пустыню, чтобы там умереть за трусость и неверие.
В настоящее время Бог считает новое поколение «чистым листом», на
котором запишется история их жизни в земле обетованной – смотря по
тому, как сами они станут относиться к Богу и Его повелениям.
То
есть, дети не виновны в грехах родителей и не обязаны повторять
путь своих родителей: они имеют возможность сами научиться от Бога
поступать правильно и придерживаться норм праведности всю свою
жизнь.
Заметим, что за 40 лет эти «дети» достигли приличного возраста:
старшим из них могло быть лет по 50. И, тем не менее, Бог считает,
что на данный момент они не знают ни добра, ни зла в том смысле,
что лишь с этого времени при повторном оглашении требований Бога на
них будет лежать ответственность внимательно слушать и запоминать
требования Бога, чтобы исполнять их впоследствии в земле проживания
своего.
1:41-45
И вы отвечали тогда и сказали мне: согрешили мы пред Господом,
пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш. И препоясались
вы, каждый ратным оружием своим, и безрассудно решились взойти на
гору.
42 Но Господь сказал мне: скажи им: не всходите и не сражайтесь,
потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши.
43 И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению
Господню и по упорству своему взошли на гору.
44 И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали
вас так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы.
45 И возвратились вы и плакали пред Господом: но Господь не услышал
вопля вашего и не внял вам.
Моисей напомнил
также и о том, что даже раскаяние Израиля, решившего исправить
ситуацию и вернуть к себе расположение Бога готовностью идти в бой
– не помогло им: слишком поздно они раскаялись. Им следовало бы
раскаяться до того, как Бог огласил приговор и поклялся не
вводить этот род в землю обетованную. А если Он уже огласил
приговор – раскаянье не поможет: слово Его не бывает тщетным, но
исполняет то, для чего послано (Ис.55:11).
Впрочем, здесь вновь подчеркивается непостоянство Израиля. Первый
раз они ослушались из трусости и неверия в то, что Иегова способен
сразиться за них.
А второй раз явили неповиновение, самонадеянно полагая (текст 43),
что могут выиграть битву и без Его помощи. Поражение, которое
нанесли им аморреи, преследовавшие их, подобно рою пчел (текст 44)
не оставило сомнения в том, что Израиль подпал под осуждение
Вседержителя.
В этом событии древности – урок и для современных служителей Бога:
1) не следует делать то, что кажется правильным нам самим, если Бог
через своё слово говорит иначе.
2) следует слушаться Бога не тогда, когда нам удобно или нам
что-либо угрожает, а тогда, когда послушания требует Бог.
Например, бросать пить или курить – следует не в момент заболевания
из страха перед болезнью, а когда из Библии, узнали, что это
неправильно (Иакова 4:17).
3) раскаянье, вызванное не понравившимся решением Божьего суда –
Бог не принимает, ибо не считает искренним. Искреннее раскаянье
должно быть вызвано стыдом за неправильный поступок пред Богом, а не
желанием отвратить исполнение уже объявленного приговора. Тем
более, что Бог всегда даёт время для раскаяния – ещё до того, как
оглашает смертный приговор.
Вот почему, когда будут изливаться на Землю семь чаш Божьего гнева
во исполнение Его приговора, оглашённого для нечестивых
Земли (Откр. 16) – никто из живущих в этом времени не будет
помилован Им. Даже если кто-то, допустим, и раскается в этом
периоде – будет слишком поздно (Ис.55:11).
Приговор может быть отменён только в стадии предупреждения о
грядущем наказании, когда ещё есть время покаяться (пример Ниневии,
куда Иона должен был пойти с предупреждением о приближающемся гневе,
см. также Иер.18:7,8).
То
есть, если рассматривать кончину века сего - то смертный приговор
может быть отменён лишь для тех, кто успеет раскаяться до
начала выливания семи чаш гнева.
1:46
И пробыли вы в Кадесе много времени, сколько времени вы [там] были.
И хотя Кадес-Варни был в 11ти днях хода от земли
обетованной (см.1:2) – Бог не позволил неверному роду Израиля
идти к ней, а развернул в пустыню и водил по ней 40 лет. Об этом
Моисей продолжит рассказывать в следующей главе.
|