ГЛАВНАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

- Амос -
 4 глава

АМОС главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9

Глава описывает предупреждения Бога, предназначенные для начальствующих, восседающих на Васане – в лучшей местности Самарии. Пророк Бога говорит им о предстоящем наказании за отступничество, изгнании из Самарии – в том числе. Здесь же перечисляются грехи «тучных» Самарии – начальствующих: они бессердечно притесняют бедных и угнетают нищих, их поклонение – фальшивое, лицемерное. Все эти пороки перешли и на остальной народ Бога. За упорное нежелание покаяться и исправить свои пути пред Богом, Самария (Сев.Израиль) будет наказана.

4:1 Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: "подавай, и мы будем пить!"
Подобно тому, как выражения "дочери/ дщери Сиона" или "дочери/дщери Иерусалима" (Ис.62:11; Иер.2:2; Плач.1:6; 2:4,8,15; Иез.16:3; Мих.4:8) символически обозначали столичных правителей народа Иеговы, от кого Он ожидал «рождения» Своих праведных детей (Ис.54:5; Иез.16:8,20) – так и на образе откормленных на Васане «телиц» показана «тучная» (благополучная) часть населения Сев. Израиля – правители, притесняющие бедняков и угнетающие «тощих» израильтян (ср.Иез.34:10,17).

По примеру своих мужей, и жёны правительственной знати тоже вели себя аналогично: бессовестно, бессердечно и нагло (пример жены царя Ахава, Иезавели, 3Цар.21:3-16). Поэтому слово «телицы» можно применить и к ним.

Васан – самая плодородная долина Самарии к востоку от Иордана, бывшее царство Ога (Чис. 21:33-35). В этом месте наделы получили Рувим, Гад и половина колена Манассии (так называемая «Трансиордания», И.Н.18:7).

господам своим – имеется ввиду вся аристократическая знать Сев.Царства (все они - господа). Правители и аристократическая знать (жёны с мужьями) утопали в роскоши и участвовали в множестве празднеств. В совместном времяпровождении они объедались дорогими яствами и упивались дорогими напитками (в отличии от бедняков, работающих на них).

4:2 Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами.
Однако, Всевышний предупреждает всю эту высокомерную элиту общества Израилева о неизбежности страшного наказания, что и произошло с ними во времена нашествия ассирийцев.
История свидетельствует, что ассирийцы вели пленных на веревках, привязанных к кольцам или крюкам, продетым через нос или нижнюю губу (Женевск.) – словно богатый «улов» на «удочках» Ассирии.

Клялся... святостью Своею – святость Бога Израилева – это Его сущность, Он Сам, любящий праведность и ненавидящий несправедливость со злодейством. Клятва Бога Самим Собой усиливала гарантии исполнения произносимого на Сев. Израиль проклятия. Бог верен исполнению завета со Своим народом – не только в благословениях, но и - в проклятиях. Кто нарушает Его принципы и не обращается от злых дел – тому кара проклятия Иеговы гарантирована (Евр. 6:13).

4:3 И сквозь проломы стен выйдете, каждая, как случится, и бросите все убранство чертогов, говорит Господь.
Изнеженную разными благами аристократию ожидает плачевная участь: всех их выведут из дворцов (чертогов) через многочисленные проломы в стенах крепости столицы, когда ассирийцы захватят и разрушат Самарию. Будут тащить их силой и поволокут прочь из города.

4:4 Идите в Вефиль - и грешите, в Галгал - и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня.
После объявления неотвратимости наказания, Бог с горечью говорит им, что, дескать, можете продолжать упорствовать и дальше умножать свои преступления идолопоклонства – расплата непременно настанет.

Вефиль и Галгал – города, используемые во время завоевания Ханаана в качестве мест поклонения Богу (см.4 и 5 книги И.Н.). Галгал был расположен восточнее Иерихона, стал первым местом стоянки израильтян после переправы через Иордан. В ознаменование чудесного перехода через реку в Галгале был сложен памятник из 12 камней. Однако после разделения Израиля на Иудею и Сев. десятиколенный Израиль, они стали центром поклонения идолам (3Цар.12:29).

Но несмотря на усердие совершения религиозных ритуалов (видимо, жертвы там приносились каждый день, а десятины – каждые три дня, хотя Бог повелевал приносить их по мере сбора урожаев и появления приплода у скота) - Бог сообщает с иронией, что не оценит их стараний.

Такое рвение в служении якобы Богу Израилеву – на самом деле было лишь показным, лицемерным, ведь они обращали внимание лишь на скрупулёзное проведение внешней стороны религиозных обрядов. Но совершенно не признавали, во-первых, суть требований Бога к тому, где, когда и почему их следовало проводить, если они действительно хотели служить Ему (единственным местом поклонения Иегове был храм в Иерусалиме, Второз.12:13,14; 3Цар.11:36).

А во-вторых, - отказывались вникать в то, что правильность проведения религиозных обрядов - не так важна для Бога, как любовь, милосердие и сострадание к людям (Ос.6:6).

4:5 Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог.
Здесь Бог продолжает с горечью иронизировать над показной набожностью и лицемерием Израиля: дескать, так-то вы Меня любите, что беззакониям вашим нет числа. Давайте, продолжайте трубить о своей набожности и о том, как много вы трудитесь в религиозных церемониях и традициях, ведь вы так любите хвастать этим, – однако, всё это не будет иметь никакой спасительной силы для них, напрасный труд. Почему?

Усиленно трудясь в проведении богослужебных церемоний и изображая поклонение якобы Богу Израилеву (а на самом деле – золотым тельцам), они даже не удосужились поинтересоваться, а угодны ли Богу Израиля жертвоприношения из дрожжевого теста? (квасное). М.З. ясно предписывал не "сжигать в жертву Господу" хлеб из дрожжевого теста (Лев. 2;11; 6;17; 7;12).

Но израильтянам, похоже, было всё равно, никто ни во что не хотел вникать: им так сказали – их это устраивает, зачем докапываться до сути, если им и так удобно? Они делали то, что нравилось им самим, не интересуясь при этом мнением Бога. Кто любит Бога истинною любовью, тот понимает, что любовь к Богу должна проявляться в соблюдении Его заповедей, а не своих собственных (ср. Ин. 14:15: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди").

То же касается и поклонения Иегове современности: одно лишь усердие в старании угодить Богу – не будет оценено Им положительно, если, стараясь угождать Ему – мы делаем то, к чему привыкли сами и, что нам самим нравится, но при этом - не удосуживаемся проверить по слову Бога, угодно ли Ему то, что делаем мы для Него в своём понимании. Посещение встреч собраний, количество часов в проповеди и обладание обширными Библейскими знаниями – это лишь внешняя сторона поклонения Иегове.

Но если внутри у нас нет люби к Богу, к Его слову (нет желания и усердия вникать в суть Его слова); к людям, к праведности, – всё это напрасная трата наших сил и времени (1Кор.13:1-3).

Легкомысленного отношения к Его слову и поверхностного усердия Иегова не потерпит. Это ясно на примере Израиля: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер.48:10).

 4:6 За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Здесь Бог говорит о последствиях нежелания обратиться к Нему от злых дел – несмотря на увещевания. Бедствия, перечисленные в текстах с 6 по 11, - это методы воздействия на Израиль, чтобы они могли задуматься, отчего же они лишаются благословений Бога (Втор. 28 гл.).

Эти предварительные виды наказания применялись Богом, как правило, задолго до того, как Он вынужден будет применить последний рычаг воспитательного воздействия на Свой упрямый народ и наказать их Ассирией - за то, что они так и не задумались над происходящим, над «криком» Бога к ним, и не обратились к своему Богу.

Голые зубы (чистые зубы, Женевск) – символ крайнего истощения, когда у человека обнажаются зубы в буквальном смысле из-за сильного похудения лица.
В переносном смысле имеется ввиду, что зубам даже нечем будет «пачкаться»: не будет совсем никакой пищи. М.З. предупреждал о наказании за непокорность Богу -голодом и крайней нуждой (Втор. 28:47,48).

4:7 И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал.
Засуха – также явление, предусмотренное Богом для наказания непокорного народа, чтобы они задумались и спросили у своего Бога, почему же Он не благословляет их больше дождями, как обещал изначально? (Лв. 26:3,4). Они должны были бы вспомнить, что засуха – это лишь следствие, а причина кроется в их неправильном поведении, за что они и наказывались (Лв. 26:18,19). Засуха и была причиной «оголения» зубов израильтян.

4:8 И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
В периоды засухи, что израильтянам было известно на практике жизни, весь народ сетовал и ходил в поисках воды из города в город. Однако, так и не «включал» рассудительность и не удосуживался поинтересоваться у Бога, что же происходит, из-за чего такая немилость к ним – с Его стороны.

Примерно такая же картина будет наблюдаться во времени завершения этой системы вещей: а) сначала в народе Бога и б) затем – в народе, оставленном для Армагеддона.

А) В периоде "духовной засухи" в народе Иеговы кончины века, когда в народе Иеговы будет восседать беззаконник (2Фес.2:2-4), и увлечение идолопоклонством будет распространено повсеместно (послушание беззаконнику и его слову будет выражено ярче послушания Иегове и Его слову, Откр.11:2) - последний царь северный начнёт притеснять народ Бога на территории своего влияния. Но правители Божьего народа и сам народ не вразумятся и не поймут причину, почему такое происходит. Они не поймут, что посредством притеснений со стороны ЦС Иегова проводит воспитательные мероприятия по пробуждению их разума.

Поэтому никаких изменений в лучшую сторону в народе Бога этого периода наблюдаться не будет - вплоть до момента, когда воскреснут последние пророки Бога, посланные в «Иерусалим-Содом» (к отступническому руководству) с вразумлениями (Откр.11:7,8,12,13).

Б) Когда на народ, оставленный Богом для наказания в Армагеддоне, будут выливаться чаши гнева в виде тяжелейших условий жизни (чрезвычайный зной, болезни и т.д., Откр.16 гл) – и тогда люди не «включат» рассудительность, не задумаются над тем, почему же это с ними происходит. Напротив, будут ещё больше впадать в грех и хулить Бога за ухудшающиеся условия жизни. Никто не захочет искать причину – в себе, всю вину и ответственность за ужас кончины века – они переложат на Иегову – вместо того, чтобы раскаяться и исправиться.

4:9 Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Кроме засухи, Бог пытался побудить Израиль размышлять над происходящим – при помощи разных видов болезней, поражающих растения. Из-за этого тоже голод усиливался («ржа» и «блеклость» - это «почернение» и «пожелтение» колосьев злаковых культур; это происходит под действием восточного ветра и того, который иногда дует в Палестине в ноябре, Далласк.)

А сады и виноградники Израиля пожирала гусеница. То есть, израильтяне не могли собрать ни ранний (первый) урожай злаковых, ни последний (поздний) урожай винограда. Но увы: и это не побудило израильтян «включить» рассудительность, чтобы понять, в чём причина их страданий и, в чём им надо покаяться пред Богом своим (Пр.2:11; 27:12). На этом попытки Бога вразумить Израиль – не заканчивались:

4:10 Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Моровая язва – это явление массовых смертей из-за каких-то смертоносных быстро распространяющихся эпидемий. Уж о том, что было в Египте, израильтяне должны были бы помнить, поэтому Бог предупреждал их о наказании за непослушание – подобием казней в Египте, происходящих перед выходом Израиля из рабства (Втор. 28:21;60). Но нет: и непонятная смертность соплеменников не вразумляла этот жестоковыйный народ (Второз.9:5-7). Но и на этом вразумление Израиля не заканчивалось:

убивал мечом – поражение в войнах – тоже был признаком нарушения отношений с Богом и конца их дружбе. Когда народ слушался своего Бога, он не проигрывал в войнах, напротив – всегда был победителем, причём – побеждал без потерь со своей стороны. В войнах под присмотром Иеговы, как знаем из Писания - праведники не гибли (Чис. 31:2-4,48,49, Суд.11:21,32,33, 1Цар.30:8,17, 15:2,3,7,8, и т.д).
А если израильтяне гибли от меча – это должно было заставить их насторожиться и признать необычайность такого явления, которое могло происходить только тогда, когда Бог отворачивался от них и «снимал» с них Свою защиту. Но нет: и это не вразумляло Израиль. Поэтому и на этом вразумления Бога не заканчивались:

4:11 Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.
Разрушительное наказание Содома и Гоморры – тоже было известно Израилю, и даже причина была известна. Но, когда Бог наказывал Свой народ разрушительными войнами, - и тогда они не анализировали причину происходящего (Втор. 29:23; Быт. 19:24,25).

Словом, менялся характер вразумлений и методы наказания Израиля, и следовали они - друг за другом. Но, увы: ничто из применяемого Богом в их воспитании не смягчало их каменные сердца, не открывало им слепые глаза и глухие уши: гласа Бога своего в этих наказаниях – они не слышали, и попыток Бога вразумить их – не видели.

Головня из огня – имеется ввиду, что даже тот малый остаток, что Бог как бы «выхватывал» из всеобщего «пламени наказания» (головня) – и та не могла остановиться «гореть огнём» наказания по причине нежелания анализировать ситуацию и отсутствия стремления обратиться за помощью к своему Богу.

4:12,13 Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль, 13 ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф - имя Ему.
Из-за упорного отступничества Бог планирует устроить им как бы последнюю, решающую встречу с Ним (приготовься к сретению Бога твоего), в которой они вынуждены будут признать величие Иеговы и Его могущество, осознавая абсолютную свою зависимость от Его благоволения, а, стало быть – и от послушания Ему.

Этой роковой и последней на данном этапе истории «встречей» с Богом – с тем, как Он проявится в Израиле на этот раз – станет полное поражение Сев. Царства Израиля от рук Ассирии. Поскольку Израиль пренебрегал тревожными сигналами бедствий и никак не реагировал на прежние кары, Бог преподнесёт им последний и решающий урок, намного страшнее прежних. И пусть Израиль готовится к этой встрече! Как объявил Бог о наказании, так всё и состоится, и, в итоге, состоялось: примерно в 740 г.до н.э. Сев.Царство Израиль прекратило своё существование, будучи захваченным Ассирией (4Цар.17 гл.).

Господь Саваоф – это имя Творца, как великого небесного Полководца, Бога воинств: все воинства, и небесные, и земные - подчиняются Ему и не могут противостать гласу повелений Его.

АМОС главы:1 2 3 4 5 6 7 8 9




ПИШИТЕ НАМ: givianswers@gmail.com