13:1,2
Братолюбие [между
вами] да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная,
оказали гостеприимство Ангелам.
Основой христианского собрания является любовь друг ко другу, к
своим по вере. Стараясь оказывать гостеприимство всем братьям,
путешествующим в благовествовании, христиане имеют шанс не
пропустить и ангелов, если Бог пожелает их послать с проверкой на
землю на предмет гостеприимства, как это случилось с Авраамом.
Помогать в нуждах друг другу - должно быть так же естественно для
них, как было естественно для Авраама принять путников и накормить
их самым лучшим и свежеприготовленным, а не чем-нибудь из того, что
имелось на его столе ко времени их прихода.
13:3
Помните узников, как бы и
вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
Павел просит страдания соверующих пропускать через себя, чтобы
легче было появиться сочувствию к испытавшим трудности: только члены
одного тела способны чувствовать боль во всём теле, если страдает
какой-то один орган тела. Все они - члены тела Христова, потому и
чувствования развивать в себе должны соответствующие: если появится
сочувствие к узникам, то само это сочувствие продолжит дело по
оказанию помощи в необходимых нуждах пострадавшим братьям.
13:4
Брак у всех [да будет]
честен и ложе непорочно;
О святости и чистоте супружеских отношений: естественно, что брак
христианина должен отличаться от браков мира сего - почтением к Богу
как Основателю брака и старанием сохранить верность друг другу на
протяжении всей жизни. Если христианин не сможет это сделать всего
лишь в течении каких-то 30-50 лет, то как же он сможет это сделать в
вечности?
блудников же и
прелюбодеев судит Бог.
Аморальность и беспорядочность связей лиц противоположного пола
осуждена Богом: в христианском собрании недопустимы такие вещи, как
безбрачные связи, супружеская измена и само по себе желание менять
брачных спутников. Все, кто не сможет унять в себе эти греховные
страсти, будут осуждены Богом участью всех прелюбодеев, лжецов, идолослужителей
и т.д (Откр.21:8)
13:5
Имейте нрав
несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не
оставлю тебя и не покину тебя
Здесь Бог НЕ заверяет о Своём обязательстве непрестанно и лично
помогать материально каждому трудящемуся для Него в деле
благовествования.
Здесь о том, что если христианин посвящает свою жизнь служению
Господу и сбору небесных сокровищ, то он никогда не будет
нуждаться в самом необходимом.
Христианину полезно развивать уравновешенный взгляд на богатство:
если оно есть к моменту принятия Господа Иисуса Христа - хорошо, оно
может пригодиться в нуждах дела Господа. Если его нет - не стоит
тратить свою жизнь на его приобретение.
13:6
так что мы смело говорим:
Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
Имея такую уверенность в заботе Бога о своих служителях,
христианин не будет чрезмерно поглощён заботой о своих насущных
потребностях и переживать о том, что люди смогут помешать ему
служить Богу: если Бог - в защитниках у христианина, то даже самый
авторитетный властелин земли бессилен нанести ему непоправимый вред.
Абсолютное доверие Богу устраняет человекобоязнь.
13:7
Поминайте наставников
ваших, которые проповедывали вам слово Божие,
Наставник - тот, кто наставил человека на путь Божий через проповедь
слова Божьего: рассказал человеку истину из слова Бога, и человек
пожелал служить Богу.
Христианам полезно вспоминать о благовестниках начала пути своего и
размышлять над тем, как их наставники проходят и завершают путь
свой:
и, взирая на кончину
их жизни, подражайте вере их.
Это поможет им укрепиться в вере, не терять из виду смысл своего
посвящения Богу и, подражая своим наставникам, выстоявшим до самой
смерти в пути Христовом - и самим оставаться такими же стойкими в
решимости ни при каких обстоятельствах не предавать Бога и Христа
Его.
13:8,9
Иисус Христос
вчера и сегодня и во веки Тот же.
Сущность миссии Иисуса Христа как спасителя от греха и смерти -
неизменна как во дни жизни его на земле, так и после его
воскресения, неизменной она останется вовеки. Поэтому христиане не
должны считать, что учение об Иисусе Христе и возможности прийти к
Богу через него - со временем может как-то видоизмениться: учителя
человеческие приходят и уходят, а Иисус - вовеки тот же:
9 Учениями различными
и чуждыми не увлекайтесь;
Никогда не изменится сущность благодати Бога, пославшего Христа в
мир, поэтому христианам полезнее было бы укрепляться духовными
яствами, насыщая свой дух учениями о Христе, а не плоть – яствами
и питиями, по привычке Ветхого Завета увлекаясь ритуальными
процедурами храмового Богослужения:
ибо хорошо благодатью
укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы
занимающиеся ими.
Те, кто в Ветхом завете участвовал в пиршествах от жертвенника - не
получили долговременной пользы от этого; так и сердце христианина -
не ритуальной пищей в благодати Божьей укрепляется, а исключительно
верой в Иисуса Христа и делами, соответствующими этой вере.
13:10 Мы
имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие
скинии.
В Ветхом завете от жертвенника при приношении некоторых видов
жертв имели права питаться только левитское священство.
Ныне же, после смерти Христа, для христиан действует другой
жертвенник: служители Ветхого завета уже не вписываются в
служение у нового жертвенника. Если евреи продолжают по
привычке воспринимать жертвенник Ветхого завета и не принимают
Иисуса Христа, то они отпадают от благодати Нового завета.
13:11,12
Так как тела животных,
которых кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во
святилище, сжигаются вне стана, -
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
В День искупления по В.З. даже из служителей В.З. никто не
участвовал в пиршествах от жертвенника, так как тело жертвы
искупления выносилось за стан и сжигалось там, а кровь вносилась в
святое-Святых.
Поскольку Иисус Христос является жертвой большего Дня Искупления для
всего человечества - тем более, о пиршествах, которые некоторые
христиане из евреев желают привязать к жертве Христовой -
христианам нужно забыть.
Все, кто принимают искупление Христово, не должны считать, что
ритуалы храмового служения, продолжающиеся в это время у
иудеев вплоть до разрушения храма в 70 г.н.э. - подходят
также и в качестве принятия жертвы Христовой, ибо Иисус Христос
принёс себя в жертву не в храме, а за пределами города Иерусалима
13:13
Итак выйдем к Нему за
стан, нося Его поругание;
Христианину пора понять, что принятие Иисуса Христа - в
принципе выводит его из Ветхозаветного поклонения, не то, что за
пределы храма, а за пределы города Иерусалима, в котором
совершается В.З. богослужение.
Идущий по следам Христа к Богу - должен выйти за пределы Ветхого
Завета, и его богослужение сводится не к яствам и питиям, связанным
с жертвоприношениями, а к повторению пути поругания от
соплеменников - за то, что они приняли Христа и уходят прочь от
поклонения древнего прошлого.
13:14
ибо не имеем здесь
постоянного града, но ищем будущего.
Христианин не должен больше держаться за город Иерусалим, столицу
Иудеи. Этот город исчерпал свою суть: он распял Иисуса Христа и
остался у Бога в прошлом.
Путь христианина теперь лежит дальше - к правлению небесного
Иерусалима, ко Христу и Богу, благословившему их принять и вместить
искупление Христово.
13:15
Итак будем
через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод
уст, прославляющих имя Его.
Поэтому и вид жертвоприношения теперь у христиан - совсем другой,
не буквальный, а духовный: это проповедь благой вести об
искуплении Христовом, прославляющая Бога, пославшего Своего сына в
мир для спасения человечества от греха и смерти.
Евреи должны
понять, что навсегда закончилась их эпопея с яствами и питиями от
храмового жертвенника в столице Иудеи, но ожидает их жизнь
проповедников слова Божьего, вот на чём они должны теперь
сосредоточить своё внимание, отдавая в жертву Богу для проповеди
благой вести - своё личное время, здоровье, разум, силы,
материальные и нравственные ценности - словом всё, из чего
складывается жизнь христианина, не принадлежащего больше себе
самому, но посвятившегося Богу.
13:16
Не забывайте также
благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
К жертвам, угодным Богу в период действия Нового Завета, кроме
проповеди уст относятся так же и все те личные пожертвования,
которые поддерживают христианскую деятельность, а также братьев и
сестёр.
Даже простое ободрительное общение - и то больше угодно Богу в
качестве жертвы личного времени, потраченного на укрепление и
ободрение соверующих, чем богослужение в системе Ветхого Завета.
Павел очень сильно желает побудить евреев к размышлению над
окончанием действия Ветхого Завета и вступлением в новую эру
отношений Бога с людьми, начало которой положил Христос смертью
своею.
13:17
Повинуйтесь наставникам
вашим и будьте покорны
Христиане не должны сопротивляться или пытаться соперничать с теми,
кто наставляет их в слове Божьем. Почему? У наставников жизненный
опыт в христианском поприще - больше, иначе христианин не сможет
быть наставником: наставить на путь означает знать этот путь самому,
знать, как по нему идти и в каком направлении.
Повиновение наставникам - угодно Богу потому, что:
ибо они неусыпно
пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет;
На наставников Бог возложил задачу заботиться о духовности
христианского собрания, о том, чтобы они смогли дойти до Бога и в
конечном итоге спастись, получив шанс спастись через принятие
Христа. Наставник, наставляющий христиан в слове Божьем, будет
отвечать пред Богом за каждого христианина.
Наставник собрания - это по сути руководитель собрания,
тот, кто водит за руку, направляя к Богу.
Кто может быть наставником в христианском собрании?
В 1 веке это были апостолы, в первую очередь. Также такие христиане,
как Тимофей, кому Павел поручал выполнять определённые задания,
посылая в те или иные собрания: он своим опытом вкусил путь Божий,
слушаясь советы своего наставника апостола Павла.
Также - пастыри собраний могли быть наставниками. Или такие
христиане, как Аполлос, например: не имея никакой "должности" в
собрании и даже не будучи крещён духом святым, Аполлос, тем не
менее, наставленный сам в правильных основах Библейского учения и
будучи сведущим в Писании - имел возможность наставить и других
слушающих на правильные жизненные ориентиры по слову Божьему,
передавая эстафету правильных знаний от апостолов (Деян.18:24,25)
Все они хорошо ориентировались в основах правильного учения о
Христе и не искажали его, все они сами в жизни следовали этому
учению - потому и способны были наставить на правильный путь
слушающих.
Так и сегодня, наставляющий в слове Божьем собрание - это наставник
собрания.
чтобы они делали это
с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
Служение наставника в собрании - очень непростое и ответственное.
Поэтому члены христианского собрания должны стараться помогать
ему в его служении, а не огорчать своим сопротивлением или
непослушанием:
непослушный и неадекватно реагирующий на советы или замечания
наставника, сделанные в согласии со словом Божьим - не слушает на
самом деле не наставника, а Бога, говорящего через наставника и
пославшего его для наставления начинающих идти к Богу.
Если наставник будет чрезмерно огорчён из-за сопротивления в
собрании, то сам он урона не понесёт, а христиане собрания могут
пострадать, потеряв для себя наставника. И это для них будет
неполезно.
13:18 Молитесь о нас; ибо мы
уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести
себя честно.
Павел предлагает молиться за себя как за старательного Божьего
служителя: его желание во всём вести себя подобающим образом,
по-христиански - помогало ему и вести себя безупречно. Поэтому
совесть его была пред Богом и пред христианами из евреев - чиста. Он
не постеснялся сказать об этом на случай, если кто-нибудь считал
Павла в чём-то недостойным.
13:19
Особенно же
прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
Много может молитва христианского собрания, поэтому Павел просил
молиться о скором своём возвращении в это собрание, видимо, разлука
и невозможность пока что прийти к ним - очень сильно тяготила Павла
13:20
Бог же мира, воздвигший
из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа
нашего Иисуса (Христа),
Здесь Павел говорит о Боге и Отце Иисуса Христа, воскресившем Иисуса
из мёртвых и поставившем его главным пастырем христианского
собрания. Этот пастырь скрепил вступление христиан в Новый Завет с
Богом - собственной кровью. Никакого другого завета с Богом, кроме
этого - больше вовеки не будет.
13:21
да усовершит вас во
всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас
благоугодное Ему через Иисуса Христа.
Павел просит о том, чтобы Бог помог им достичь совершенства во всех
делах, относящихся к исполнению Его воли. Через Иисуса Христа Бог
помогает каждому христианину, стремящемуся достичь духовного
совершенства - достичь его.
Ему слава во веки
веков! Аминь. За благодать, ниспосланную свыше на
христианские собрания через Иисуса Христа - вся слава должна
воздаваться во веки Богу и Отцу Иисуса Христа. Заметим - не Иисусу
Христу.
13:22
Прошу вас,
братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
В этой просьбе - весь Павел: он ПРОСИТ ПРИНЯТЬ
увещевания, имея ввиду, что христиане - пока что находятся на
том духовном уровне развития, что могут и не принять его
наставлений.
Он постарался не обременять собрание большим количеством слов,
написал о главном, заботясь о том, чтобы они стойко выдерживали все
испытания веры
13:23-25
Знайте, что брат наш
Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу
вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых.
Наставники - это наставники в слове Божьем,
среди них не обязательно были святые (как Аполлос,
например, в момент наставления иудеев по Писанию).
Святые - это все участники в небесном звании, помазанные
святым духом (Евр.3:1, 1Иоан.2:20,27).
Приветствуют вас
Италийские. Скорее всего, речь идёт о евреях, рассеянных
в Италии
25 Благодать со всеми
вами. Аминь. Пожелание Павла не терять всему собранию
благодать Божью по вере через принятие Иисуса Христа. |