Исследование Библии - Новый Завет
ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Послание к Евреям святого апостола Павла -
11 глава

ЕВРЕЯМ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

11:1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
(обоснованное ожидание того, что пока невидимо, но непременно осуществится в будущем, чем отличается от надежды - см. Рим.5:4).

Вера не имеет смысла в видимом спектре: верить в очевидное (в существование того, что видишь, что осязаешь и чем пользуешься) - так же не имеет смысла, как и сомневаться в наличии оного.

А вот быть убеждённым в наличии того, чего не видишь и чего пока что нет - возможно только при усилиях разума, порождающего веру в невидимое и сохраняющего её в сердце верующего.
Соломон однажды описал правильное отношение к невидимому: "чего нет, того нельзя считать". Однако в то, чего нет - можно верить.

Вопрос только в том, имеет ли вера основание и если имеет, то какое: вера без оснований - это фанатизм или слепая вера, не только не приносящая пользы, но часто - приносящая ощутимый вред фанатикам и окружающим их.
А единственное основание для веры - это слышание слова Бога (Рим.10:17). Услышал от Бога, и доверился Ему (поверил Его обещаниям). Услышал Его слово - и доверился ему (поверил тому, что сказано в слове Бога).

Вера, построенная на ложном основании (не на слове Бога, необоснованная) - это напрасная или суетная (суе-верие), не приносящая никакой пользы ни верующему, ни окружающим его, одно лишь разочарование.
Например, верить в то, что на земле имеют право жить люди только какой-то одной национальности – это фанатизм и это вредно.
Верить в то, что, например, посеешь кукурузу - и исцелишься от эпилепсии – это суеверие, верить в это бесполезно.

Павел же говорит евреям о вере поклонников истинного Бога, основанной на правильных знаниях о Нём, полученных от него Самого: Его поклонники при жизни имеют крепкую веру в то, что все до единого обетования Бога для них - исполнятся в будущем, тем и держатся всю жизнь, сопротивляясь любым попыткам со стороны сломать веру в это.

11:2 В ней свидетельствованы древние.

Положительное действие обоснованной и правильной веры, можно сказать, опробовано на всех поклонниках Бога древности: правильная вера, основанная на правильных внутренних убеждениях и правильных знаниях - приносит только пользу как верующим в истинного Бога, так и тем, кто их окружает. Даже если верующие при жизни не получают никаких благ и гонимы, что естественно для всех благочестивых людей (2Тим.3:12) - польза от правильной веры в том, что человек с её помощью формирует все внутренние качества, необходимые для личности будущего Божьего мира.

11:3 Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
Благодаря вере в то, что их Бог - это Творец всего видимого и невидимого, поклонники Бога имеют правильное представление о причинах возникновения всего видимого: пожелал Бог сделать что-то, что ещё не было видимо, а всего лишь входило в Его намерения и было рождено в Его разуме - сказал слово своё о том, чтобы "стало так", как Он задумал - и "стало так" (Быт. 1:3,7,9 и т.д).

Поклонники истинного Бога знают Его с древности как "дающего становиться всему", что должно стать по слову его (имя Бога "Иегова", обозначенное в Библии тетраграмматоном הויה ЙГВГ (Исх.6:3; 15:3; 34:5 и т.д.) – значение имени Бога от глагола "становиться", сущий. Он даёт становиться всему, что наполняет Его мироздание)
Исх.3:14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий 01961 היה
Нас интересует глагол 01961 היה , значение этого слова A(qal): быть, существовать, становиться
А вот - слово "Иегова" הויה
Иегова - это Бог, дающий быть или становиться всему, что по слову Его (что задумано Им: и сказал Он, и стало так).

Например, невидимая энергия по слову Бога превратилась в видимую материю (Энштейн лишь обнаружил связь между массой видимого материального вещества и невидимыми энергией и скоростью света. А Бог о ней знал изначально).
Также, процесс превращения невидимого
в связи с сотворением Бог показал не просто рассуждением о видимом и невидимом - в общем. А конкретно связывал это с Землёй: Бог говорил о том, что именно ЗЕМЛЯ сначала была безвидна и пуста. А свет высветил её, сделал видимой (во тьме ничего не было видно, а в свете - Земля стала видимой, Быт.1:1-4).

И, хотя те, кто читают сведения о сотворении земного миропорядке не были свидетелями процессу сотворения, однако, они верят тому, что Бог говорит о появлении видимого из невидимого (именно верою мы познаем, что веки устроены по слову Бога - сказал и стало так, и невидимое стало видимым).

11:4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин;
Авель, например, благодаря своему искреннему и полному доверию Богу, смог угодить Богу больше своим жертвоприношением, нежели Каин. Но дело не в самих видах жертв, как пояснил в другом месте апостол Иоанн, а в правильных внутренних побуждениях веры у Авеля: его сердце было правильно расположено к Богу, поэтому и дела его были праведны. Сердце же Каина имело неправильные внутренние побуждения, он был злым и завистливым человеком, от того и жертва Каина не была приятна Богу (1Иоан.3:12, Иуды 1:11)

ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; Правильная вера Авеля привела к тому, что Бог увидел в Авеле праведного человека и с радостью принял дары Его. От нечестивых же Бог далёк и не принимает даров даже самых изысканных и самых дорогих с точки зрении дарителя (Пр.15:29, Ис.1:13)

ею он и по смерти говорит еще. Вера Авеля и после его смерти свидетельствует всем, кто узнаёт об Авеле из Библии - о том, благодаря чему Авель признан праведным у Бога: благодаря правильным побуждениям верующего сердца Авеля.

11:5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
Енох так же, как и Авель, получил каким-то образом свидетельство от Бога о том, что он угоден Богу, что Бог видит в этом верующем - праведника Своего (Бог нашёл способ, как дать понять Еноху о своём благоволении к нему - ещё до того, как не стало Еноха на земле нечестивых допотопных мирян)

Но что означает "не стало" Еноха? Куда делся Енох, если Бог "переселил его"? Попал ли он на небо, как думают, некоторые читатели Библии?

Согласно дальнейших слов Павла, Енох умер, как и все остальные верующие, стоящие в одном ряду с Авелем и Енохом, не получив при жизни обещанного - Евр.11:5-13.

5 Верою Авель…. Верою Енох….. , Верою Ной….., Верою Авраам…. Верою и сама Сара …(что-то совершали)
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле


Что было обещано, например, Еноху и что он НЕ получил при жизни?
Обещано было Еноху проведение суда над всеми нечестивыми (Иуда14,15), во что он свято верил, о чём предупреждал допотопный мир, но чего он не дождался при жизни своей.

Енох не видел смерти, как говорит Павел. Он умер так внезапно, что не увидел процесса старения и смерти. Бог освободил Еноха от жизни верующей "белой вороны", обречённой на одиночество среди нечестивцев, в раннем для того времени возрасте: если отталкиваться от среднего возраста в 80 лет, то Еноха не стало в возрасте около 28 лет. (Быт.5:23)

Однако Енох на небеса не попал и бессмертия ещё не получил. Почему можно так считать?
Так как прежде, чем прийти на землю в образе человеческом - Иисус пребывал в небесной сфере с Отцом (Иоанн. 6:38,62) - следовательно, он имел точные знания о том, что никто из земных верных Иегове людей не появлялся на небе, по крайней мере до его прихода на землю.

Иисус Христос сообщил о том, что кроме него на небо не восходил никто из умерших людей (Иоанна3:13). А в пределах земли века сего - никто бессмертием не обладает:
плоть потомка Адама не приспособлена для жизни в небесной сфере (1Кор.15:50, Псал.113:24). Для него создана земля (Ис.45:18).

Выходит, нет Библейских оснований считать, что кто-либо из верующих праведников древности поселился для жизни на небе, минуя процесс смерти (либо после смерти) на земле века сего.

Некоторых читателей всё же смущает выражение "и не стало его потому, что Бог взял его" или "переселил его", что по сути - одно и то же, как у Павла, так и в Быт.5:24.
Куда - взял Еноха Бог, на небеса? Что означает выражение "Бог взял"?

Посмотрим, что пишет, например, Исаия о смерти праведников:
Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются 0622 [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается 0622 от зла.
2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Ис.57:1,2)

Итак, праведник умирает и покоится (выражение "покойник" - не случайное).
Бог забирает праведника от зла земного миропорядка века сего - СМЕРТЬЮ, а не на небеса к Себе его забирает, как считают некоторые. Праведники покоятся на ложах своих в могилах в ожидании воскресения, ибо будет воскресение праведных и неправедных (Деян.24:15)

Посмотрим также значение слова "восхищаются" с индексом у Стронга 0622 :
 
Poa 0622
А. 2. принимать, забирать к себе;
3. снимать, забирать;
4. губить, разрушать;
5. убирать (к себе).

B(ni): 1. быть собранным, собираться;
2. быть взятым, исчезать.

То есть, праведник взят из среды нечестивцев земли;
Бог забирает праведника от зла - при помощи смерти,
и праведник исчезает из среды живущих на земле. Только и всего.

Аналогичная картина - и в том, что произошло с Енохом:

И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял 03947 его. (Быт.5:24)Значение слова "взял":
03947
xql
1. брать;
2. забирать, завладевать, захватывать;

То есть, Енох, как и всякий праведник, которого Бог решил забрать от зла из среды живущих на земле, упокоился смертью.

Определить, куда делся Енох или кто-либо ещё на самом деле несложно, если известна точка зрения Библии в принципе - о том, что всем потомкам Адама положено умереть. (Евр.9:27)
Почему? Потому что из-за унаследованного греха Адама не было на земле ни одного праведника, кто не грешил бы, кроме Иисуса Христа (Римл.3:23: 5:12) Стало быть, ВСЕ без исключения Адамовы потомки, в том числе и Енох, должны пройти через возмездие за грех – через смерть (Римл. 6:23).

Иисус погиб не ради того, чтобы потомки Адама, избравшие Божий путь жизни, стали бессмертными - в этом нечестивом веке. Но ради того, чтобы умершие в вере потомки Адама - имели возможность снова ОЖИТЬ, воскреснуть - в веке грядущем (воскреснуть по гласу сына Божьего - и приобрести в дар жизнь вечную, Марк.10:30) Воскресение - это единственная надежда для верующих и человечества в целом (Иоанн.5:28,29, Римл.6:23)
Именно в воскресение мёртвых верят все поклонники истинного Бога Иеговы, начиная с древности и, заканчивая современностью (Иов19:25-27; Иоан.11:24, Деян.24:15)

11:6 А без веры угодить Богу невозможно;
Если человек желает в своей жизни угодить Богу, а не просто так по жизни прогуляться и себе самому угодить, то ему необходимо поверить в то же самое, во что верили все Его поклонники всех времён. Так как они угодили Богу своей верой и результатом веры - праведностью, то смогут угодить Богу и все остальные, берущие с них пример.

ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
Если кто-то желает приблизиться к Богу и в конечном итоге прийти к Нему, достигнув всех Его обетований, то ему необходимо верить прежде всего в существование того Бога, к которому они намереваются прийти.
И хотя верующий в то, что Бога нет - тоже относится к категории "верующих", но с верой в это исполнения будущих обетований Бога атеист не дождётся: по его вере ему и будет, если он не верит в Божьи благословения, так он их и не получит

11:7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо,
Хотя Ною не приходилось прежде видеть вод гибельного потопа, тем не менее, он полностью доверился предупреждению Бога и глазами веры видел угрозу потопа уже тогда, когда допотопный мир ещё процветал и жил беззаботно, наслаждаясь прекрасными условиями жизни на земле. (Некоторые богословы считают, что Ной не видел дождя. Это неверно, подробнее см. Быт.2:4-6)

благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего;
Вера в невидимое побудила его с благодарностью и благоговением внять предупреждениям Бога для возможности спастись, предпринимая решительные действия со своей стороны для спасения. Правильная вера всегда побуждает и действовать в правильном для спасения направлении, ибо "вера без дел - мертва" (Иак.2:20)

ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
Вера Ноя подчеркнула неверие допотопного мира, ибо образ жизни Ноя сильно отличался от образа жизни остальных его современников: Ной провозглашал суды Божьи для всех, кто не откликнется на его предложение спастись в ковчеге, поверив в грядущее Божье наказание нечестивых так же крепко, как верил этому он.
Те, кто берёт пример с Ноя по вере в невидимое и, ожидая грядущего возмездия Бога на род нечестивых - предпринимает действия со своей стороны, чтобы спастись - тот по примеру Ноя непременно избавлен будет от губительных последствий века сего нечестивого, а в веке грядущем - и спасение от смерти обретёт.

11:8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Авраам - также пример поклонника истинного Бога, верующего в невидимое: можно себе представить, какое доверие должно было быть у Авраама Богу для того, чтобы он, не задумываясь и без лишних вопросов, оставил свой дом и цивилизацию, обрекая себя на жизнь "палаточного" скитальца по чужой земле без комфортных условий, в нуждах и постоянной борьбе за выживание - ради того только, чтобы исполнить волю Бога и следовать строго в том направлении, куда Он укажет - всю жизнь.
Так и жизненный путь христианина - прокладывается не в том направлении, куда христианин сам хочет идти. А только в том, куда Бог желает, чтобы он шёл.

11:9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
Во время странствования Авраама - земля странствования его была чужой и опасной для жизни его и всех его домочадцев. Однако он свято верил в то, что это явление чужестранца - временное, что однажды он непременно будет жить в земле, где течёт молоко и мёд, как в своей родной обители - вместе с теми своими потомками, к которым Бог будет благоволить так же, как и к нему самому.
И таки это непременно исполнится для него в Божьем новом мире.

11:10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Авраам верил в то, что век этот нечестивый - не его время. Его время настанет, когда на земле будет править город Бога его.
Более поздние книги Библии объясняют смысл города Бога, ожидаемого Авраамом. Суть этого города, представлявшего правительство небесного Правителя, была показана сначала на примере земного Иерусалима - города, из которого своим народом правил Царь Иегова при помощи своих земных помощников-священников (Исх.19:5,6; 3Цар.11:36; Мтф. 5:35). Затем апостолы рассказали о времени, когда над землёй будет править небесный Иерусалим сначала1000 лет во главе со Христом, а затем и вечность - во главе с Иеговой (Откр.20:6,21:2; 22:22-27; 1Кор.15:28)
Именно этого города и ожидал Авраам, веря в невидимое, веря в его существование уже тогда, когда даже земного Иерусалима у его потомков - не было и в помине, не то, что небесного.
Для веры в невидимое всё же нужно развивать своё воображение и делать его богатым.

11:11
Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
Сила веры в невидимое показана Павлом и на примере Сарры, поверившей не только в невидимое, но и в невозможное для человека: Сарра родила сына Аврааму почти в 85 лет, в том возрасте, когда физиологически женщина не имеет возможности иметь детей. Она поверила, что нет ничего невозможного для Бога, потому и получила возможность убедиться в правильности своего доверия истинному Богу.

11:12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
Благодаря сильной вере в невидимое от омертвелого Авраама (неспособного иметь детей) и Сарры (неплодной) - появился Израиль, многочисленный народ Бога древности, история которого очень хорошо была известна и евреям из Италии, с которыми беседовал Павел.

11:13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
Все, о ком апостол только что рассказал как о ярких представителях правильной веры в невидимого истинного Бога и Его обетования - не утратили веру в это до конца дней своих, несмотря на то, что при жизни своей не дождались исполнения обещанного Богом. Свою жизнь в этом веке они воспринимали как временное место "дислокации" перед входом в вечность Бога, а самих себя считали чужестранцами для века сего нечестивого, путешествующими по чужой земле: не до жиру, быть бы живу. А весь "жир" – ТАМ.
Современные христиане в этом смысле ничуть не лучше прежних служителей Божьих, они не надеются получить множество благословений уже сейчас, в веке сём и жить припеваючи. Они не надеются, что благочестие служит для прибытка. А если надеются на это – значит, не христиане, от таковых лучше держаться подальше (2Тим.3:5)

11:14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
Если бы верующие древности себя не называли "чужестранцами" и считали землю века сего - своей родной и пригодной для жизни, то о них можно было бы сказать, что они - свои этому миру и им нравится жизнь нечестивого мира сего.
Но поскольку Божьи служители не воспринимали всерьёз этот мир и странствовали по земле века сего, как неприкаянные - ясно, что они бродили по веку сему в ожидании своего родного пристанища, где возможно было бы им остановиться и поселиться навеки, где им нравилось бы и где они не чувствовали бы себя чужими.

11:15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
Если бы Авраам с Саррой, вышедшие из земли отечества своего, мечтая о земле своего родного отечества - имели ввиду всего лишь буквальное место рождения своего или Ур Халдейский, то они бы имели возможность туда вернуться и перестали бы печалиться о том, что они - совсем чужие на "празднике жизни" земли странствования своего.

11:16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному;
Но поскольку они не собирались возвращаться на свою историческую Родину в веке этом, значит, говоря о поиске своего отечества, они говорили не об Уре Халдейском, а будущем Божьем миропорядке, о небесном устройстве мира, о несомненно лучшей системе вещей, чем самая благополучная Родина этого нечестивого века.

посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Бог гордится такими своими верующими, которые не пожелали принять для себя этот нечестивый мир, но согласились переждать его как чужестранцы в нём, отвергая все его "блага" в ожидании Божьего небесного города Иерусалима, сходящего с небес на землю (Откр.21:2).
Они поверили в то, что только небесный Правитель сможет дать им именно те блага, в которых нуждаются они: жизнь вечную и счастливую на земле Бога и под присмотром Бога.

11:17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака
Сила и крепость веры Авраама проявилась не только в ожидании будущих обетований Бога в земле, где течёт молоко и мёд - для него и его многочисленных потомков.
Но и в том, КАК он отнёсся к просьбе Бога пожертвовать для Него единственным и любимым своим сыном Исааком, даже не понимая, зачем именно Богу понадобилась смерть Исаака. Он не понимал, но и не задавал при этом никаких лишних вопросов: Авраам с поспешностью и готовностью принял решение отдать Богу Исаака в качестве жертвы, ибо верил, что исполнять любую волю Бога - это правильно.

и, имея обетование, принес единородного Слово "единородный" здесь употреблено к Исааку, употребляется также и в отношении Иисуса Христа, единородного от Бога (Иоанн.1:18)

В каком смысле Исаак - единородный от Авраама? Означает ли это слово, что Исаак - единственный сын Авраама? Нет: мы знаем, что у Авраама были и другие сыновья по плоти. Измаил, например, и дети Хеттуры - его жены после Сарры - тоже были сыновьями Авраама (Быт.25:1-5).
Как и у Бога на небесах - множество сыновей Божиих, дУхов по происхождению (Иов 38:7)

Тогда - в каком смысле Исаак - единородный Авраама? Он - единственный в роде Авраама (из рода Авраама), в отношении кого Бог оставил обетование происхождения семени (будущего Христа) -Быт.21:12, Гал.3:16.
Он - единственный уникален из всех сыновей Авраама не только в способе появления на свет (от неплодной Сарры и омертвелого Авраама ). Но и - в отношении Бога к нему.
Так и Христос – уникален не тем, что единственный сын из рода Бога. А тем, что, во-первых, появился у Бога первенцем из всего творения, став началом создания Божия (Откр.3:14)
А во-вторых, отношение Бога ко Христу - особенное, в нём – ВСЕ ОБЕТОВАНИЯ Иеговы, в нём – Аминь исполнению всех обещаний небесного Отца - человечеству -2Кор.1:19,20

Вернёмся к силе веры Авраама: итак, Авраам, веря в обетования Бога, ни на секунду не засомневался в том, отдавать Исаака Богу в качестве жертвы или нет, он решил: отдавать однозначно.

11:18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
Почему вера его в обетование множественного потомства через Исаака - не поколебалась? Ведь мог же он подумать на секунду, например: "как же произойдёт потомство от Исаака, если он будет принесён в жертву?" Мог бы. Если бы не его абсолютное доверие Богу:

11:19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Верующий Авраам думал логически и по мере силы веры своей: если Бог пообещал произвести потомков от Исаака, значит, и гибель Исаака не будет этому помехой, Бог силён и умершего воскресить - в случае необходимости исполнить Своё обетование.

11:20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
Вера в невидимое будущее Исаака - также отмечена Павлом:
Исаак, благословляя Иакова, благословляет его с крепкой верой в то, что это Божье благословение, данное Аврааму о приходе семени через его род - непременно исполнится на том, кого он благословляет.
То есть, важна крепость его веры в само благословение Божье о приходе Христа, а не то, что он благословил младшего сына, не зная о том, кто пред ним. (Быт.48:28:3,4)

11:21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
Иаков не разуверился за свою жизнь в исполнении будущих благословений Бога для потомков Авраама по линии Исаака – Иакова. И хотя Иаков благословил каждого своего сына из 12 сыновей, Павел приводит в пример веру Иакова в Иосифа потому, что именно на примере исчезновения и "воскрешения" Иосифа Бог показал Иакову, как Он устраивает дела всех участников Его обетований.

11:22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
Вера Иосифа в обетование Бога Аврааму вернуть сыновей Иакова в землю обетованную – даже после смерти напоминала о себе: Иосиф пожелал вернуться в землю обетованную даже в виде посмертных останков, настолько велика была его вера в то, что нельзя служителю Бога покидать удел обетования Его. Он верил в возвращение народа Божьего - в землю Ханаанскую тогда, когда исполнение этого обещания ещё даже на горизонте не было видимо, когда народ Бога и сам Иосиф процветали в земле Египта.

11:23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
Вера родителей Моисея, уповающих на милость Бога своего, давшего им обетования Авраама, помогла им не побояться фараона и нарушить жестокий приказ его в надежде на то, что Бог способен защитить Своих поклонников, если сочтёт необходимым.

11:24,25 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
Вера родителей Моисея в помощь Бога Авраама и в Его силу исполнить обетование по возвращению в землю обетованную - передалась со временем и самому Моисею: что мешало ему оставаться царевичем Египта, жить в роскоши и неге, когда он стал совершеннолетним ? Только вера в своего Бога и в то, что Он силён исполнить все обетования - народу своему, и в то, что уж лучше
25…страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
Для Моисея находиться в обществе Божьего народа и исполнять волю Бога, участвуя в осуществлении Его намерений для человечества - было гораздо важнее обладания личными земными удовольствиями

11:26-29 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища;
В данном случае "поношение Христово" - это участь избранника Бога (Христос - это избранник, помазанник). Моисей выбрал лучше терпеть сложности и страдания избранника Божьего, связанные с исполнением воли Бога, нежели жить в роскоши, но не иметь к Богу никакого отношения. Почему Моисея интересовал путь человека, верующего в невидимое?

ибо он взирал на воздаяние. Потому, что Моисей верил в исполнение всех обетований Бога - в будущем. И ради того, чтобы достичь их в далёком будущем, готов был терпеть все трудности настоящего:
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули.

Благодаря вере в Невидимого, стоящего за всем народом Израиля, Моисей мужественно и стойко справлялся со всем, что выпадало ему на пути исполнения Божьей воли.

11:30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
Как посодействовала сильная вера Израиля - падению стен Иерихонских?
Нужно было верить в то, что от обхождения города и дудения в трубы - рухнут стены города.

Простому смертному верить в такие чудеса невозможно. Но поклонники Бога понимают, что если исполнять в точности повеления Бога, то все Его намерения исполнятся, они научены верить в невидимое.
Израиль понимал, что стены Иерихона рухнут не от манипуляций с трубами, а от того, насколько крепко их доверие своему Богу: если они исполнят волю Его в точности - он непременно разрушит стены Иерихона силою Своею.

11:31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. См. также Иак. 2:25 о том, что обман Раави не может быть примером для христиан.
Павел приводит пример крепкой веры в Бога истинного - не только со стороны потомков Авраама, но и от лиц, не имеющих к народу Божьему никакого отношения.

Раав благодаря размышлению над великими делами Бога, слух о которых дошёл до неё, пришла к правильному выводу и приняла решение помочь Божьему народу, а не своему. И хотя её современники и соотечественники могли бы думать, что она предала свой народ, перейдя на сторону врагов, однако Бог Авраамов остался доволен верой Раави и таким её "предательством": она стала прародительницей Иисуса Христа.

Угождение Богу - гораздо важнее угождения человекам независимо от того, кем они приходятся: родными, знакомыми, соотечественниками и т.д.: ведь будущее любого человека - в руках у Бога, не у родственников и не у друзей, не у соотечественников. Поэтому все, кому небезразлично собственное будущее, не должны беспокоиться о том, что, выбрав путь веры и поклонения истинному Богу, верующий предаёт НЕ своих, а неверующих или верующих совсем не в то и не так.
СВОЙ тебе - это тот, кто верит твоему Богу так же, как и ты (Матф. 12:48,49)
А потому, выбирая путь Христов, ты не предаёшь, а всего лишь делаешь правильный выбор в пользу вечного счастливого будущего в Божьем мире: даже если огромная толпа родственников или соотечественников решит идти в пропасть, совсем необязательно покорно следовать за ней, благоразумный и любящий жизнь всегда имеет шанс и возможность вовремя вырваться из неё или, если вырваться не удаётся, то хотя бы "надеть" средство спасения верующих, как в собрании Сардиса, например (Откр.3:1-5).

 
Сегодня христиан, не берущих оружие в руки и отказывающихся учиться убивать, считают предателями, не патриотами, козлами и прочее. И никто из их обвинителей совсем не учитывает при этом мнение Бога, которое для этих верующих гораздо более авторитетно мнения самых порядочных патриотов мира сего проходящего.

11:32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
Заметим, Павел приводит примеры результатов силы веры не просто каких-нибудь поклонников Бога, а именно тех, чья вера в невидимое была настолько сильна, что Бог призывал их в Свои пророки и действовал через них силою Своею - в назидание для всего остального Божьего народа, чтобы видел весь народ, ЧТО может творить поклонник Бога, имеющий сильную веру.
Но для того, чтобы рассказать о результатах силы веры в невидимое всех Божьих пророков нужно очень много времени, Павел не планировал всю оставшуюся жизнь заниматься только этим. Поэтому он обобщил знания древности, о которых евреям было итак хорошо известно, подчеркнув основную мысль рассуждении об этом:

11:33-35 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы
получить лучшее воскресение;
Все пророки Бога готовы были претерпевать любые трудности и не предавали Бога даже пред лицом смерти благодаря тому, что имели сильную веру в невидимое - в то, что если они претерпят до конца и умрут, сохранив верность своему Богу, то Он непременно освободит их лучшим освобождением, чем их освобождали бы преследователи, если бы они отрекались от Бога. Бог освободит их от могил и даст возможность жить вечно в прекрасном будущем Божьего нового мира. В противном случае, если нет будущего - то терпеть проблемы, сохраняя праведность, не имело бы смысла.

11:36,37 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

Этот текст - для тех христиан современности, которые думают, что страдания их в мире велики: современное светское общество не прибегает к таким варварским методам борьбы с верующими, с какими столкнулись Божьи пророки древности.
Причём, такой их образ жизни - в скорби, недостатках, жестоких преследованиях и нечеловеческих пытках - очень часто сопровождал их до самой смерти.

Вся жизнь их превращалась в ежедневный мучительный кошмар, в котором нужно было не только сохранять оптимизм, но и черпать силы для того, чтобы выстаивать с крепкой верой в то, что Бог в курсе их испытаний и в будущем - непременно поможет, а пока что они сами должны находить в себе мужество справляться со всем, что наваливается на них из-за поклонения Богу.

Бог, понятно, их поддерживает, но чаще - морально, силой духа Своего, не освобождая от трудностей века сего.
Так что современная жизнь христиан - больше на курорт похожа, нежели на страдания за путь Христов, можно благодарить Бога хотя бы за то, что вывел нас на свет мира сего хотя бы не в варварские времена.

11:38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
Вопиющая несправедливость характерна только для века сего нечестивого: праведники неимоверно и часто страдают, а нечестивые процветают во зле (2Тим.3:12,13). Такое положение вещей устранится только в эпоху Божьей системы правления над землёй, начиная с 1000летнего правления Христа.

11:39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
Очень важный акцент Павла на том, что все сильные верой в невидимое - ПРИ ЖИЗНИ в веке этом не получили ничего из того, что было им обещано Богом. Но надо сказать, они и не ожидали достичь всех обетований Бога в полноте объёма - в этом веке, зная, что Бог приготовил для них город в далёком БУДУЩЕМ. Вера в будущий счастливый мир - и была основой их вероисповедания, она и давала им силы терпеть этот век в ожидании, пока он пройдёт для каждого из них.

11:40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее
Главная мысль Павла в этой главе: он недаром перечислял сильных в вере пророков древности и сказал о том, что они не достигли обетований Бога, относящихся к далёкому будущему в системе вещей Бога.
Ему важно было подчеркнуть мысль об открывшихся возможностях Новозоветного поклонения: Бог предусмотрел замену Ветхого завета на Новый для того, чтобы поклонники Бога, искупленные Христом и имея его в качестве Первосвященника, получили, наконец, возможность достичь духовного совершенства, чего не могло дать поклонникам Бога Ветхозаветное поклонение (Евр.10:1)

Всё это Бог соделал для того, чтобы набрать будущих небесных помощников Христу для приведения всего человечества, которому не довелось жить во время действия нового Завета - к совершенству. В первую очередь к совершенству следовало привести всех служителей Бога древности, чья вера в невидимое подтвердила их огромное желание достичь совершенства и связанных с ним Божьих благословений в вечности:
дабы они НЕ БЕЗ НАС достигли совершенства.

"Не без нас" - означает "с нашей помощью". При помощи таких, как апостол Павел - будущего небесного правительства, будучи воскрешёнными Христом к жизни, все верные служители Бога древности смогут лично принять того, кого они видели глазами веры - Иисуса Христа, познать силу его искупления и ощутить на себе помощь тех, кто смог достичь духовного совершенства и возраста Христова - ещё в этом веке (Откр.20:6, 21:2)

Именно этого "города" - правления небесного Иерусалима, во свете которого будут ходить спасённые народы земли (Откр.21:22-27) - ожидали все древние служители Бога, передавая из рода в род обетование Авраамово о вечном наследовании райской земли с молоком и мёдом, по которой они в этом веке лишь путешествовали как чужестранцы.
Быт.17:8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

Именно этот "город" Бога и обеспечит становление эры правления Бога над всей землёй во всей вечности - для всего послушного человечества, для всех праведников, не только для потомков Авраама по плоти, которые наследуют новую землю, где будет вечно обитать правда Божья и справедливость (2Петра3:13)

ЕВРЕЯМ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru