Исследование Библии - Новый Завет
ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Послание к Евреям святого апостола Павла -
9 глава

ЕВРЕЯМ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

9:1,2 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".
Для того, чтобы в дальнейшем показать евреям различие в святости Иисуса Христа и первосвященников Ветхого завета, Павел описывает храмовое устройство для поклонения Богу - само помещение храма (скинии), называемое также «святое» (помещение). Оно было отгорожено от улицы входной завесой (позже дверью). Все остальные помещения в Израиле не были «святыми» в этом смысле: только в храме находилось жилище святого Бога, потому оно и могло называться «святое».

9:3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",
В помещении храма (в святом) находилось специальное отделение, отгороженное от остального помещения храма особой завесой, второй после входной «двери» в скинию; называлось оно «Святое-Святых» (самое святое место на земле), ибо символизировало присутствие Бога.
Такое устройство жилища Бога наглядно показывало Божьему народу невозможность приблизиться к Нему каждому желающему.

9:4,5 В жилище Бога хранилось всё, что повелел Израилю хранить Бог: имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
Павел не считал нужным подробно описывать то, что евреи и так хорошо знали (в 9:1,2 не назван, например, золотой жертвенник для каждения, а кадильница для каждения - не то же самое, что жертвенник).

К тому же после введение в действие Нового завета и новых «скрижалей» (ибо закон Бога отныне записывался на сердцах христиан), ожидалось, что все эти вещественные реликвии Израиля должны были бы утратить свою первоначальную ценность, так как вводились духовные «реликвии»: вера, основанная не на вещественных доказательствах присутствия Бога, а на принятии искупительной жертвы Христа, посланного невидимым Богом.

9:6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
Прежнее ветхозаветное устройство для поклонения Богу (храмовое устройство) предусматривало Богослужение священников в святом помещении (внутри храма или скинии) по раскладыванию, например, хлебов предложения, зажиганию свечей в подсвечниках, каждение фимиама на жертвеннике перед входом в «Святое-Святых» и т.д. Это Богослужение совершали священники ежедневно (Исх.25:30; 27:20,21; 30:1,6,7) и по жребию, что совершал, например, Захария в своей очереди (Луки1:8-11)

9:7 а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
В отдельное же помещение «Святое святых» - во вторую скинию, в жилище к Богу – разрешалось входить только один раз в год в День искупления и только Первосвященнику (не каждому священнику –Левит 16 глава)

9:8 [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
Такое храмовое устройство в поклонении Богу, учреждённое Богом для Израиля по плоти в Ветхом Завете, показывает, что до тех пор, пока действует этот храм - никому, кроме Первосвященника (да и то - 1 раз в год) - нет доступа в жилище Бога. В таком устройстве Бог отгорожен от Своего народа множеством препятствий, ограничивающих доступ к Нему предписаниями Моисеева Закона.

9:9 Она есть образ настоящего времени… Такая ветхозаветная скиния, к которой привыкли евреи - всего лишь прообраз на новое храмовое устройство для поклонения Богу, которое вводится в настоящее время (во время беседы Павла с евреями, в Новом завете).
Анализируя значение ветхого устройства, возможно на аналогиях прообразов понять и суть совершения Богослужения в новом «храмовом устройстве», где Первосвященником назначен Иисус Христос.

в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
Ветхозаветный образец поклонения с принесением Богу даров и регулярных искупительных жертв животных через священников - не побуждал Божий народ становиться лучше и развивать свою совесть до духовного совершенства: по сути регулярная «откупная» система прощения грехов (согрешил – принеси жертву за грех, а раз в год - гарантированное всеобщее искупление через козла отпущения в день искупления) тормозит духовное развитие и не побуждает стремиться к праведности, ведь гораздо проще каждый раз «откупиться» жертвой за грех, если есть такая возможность, нежели побороть духом ума своего греховное желание и заставить себя НЕ согрешать, обновляясь в нового человека по сути.

Почему ветхозаветная система поклонения не способствует духовному росту и очищению совести , а новый завет - этому способствует - см. подробнее здесь

9:10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления.
Ветхозаветная система очищения кровью животных до состояния праведности - изначально предусматривала крупный недостаток: она очищала только грешную плоть (отмывала грехи плоти), но совесть оставалась порочной, а сердце - не обновлялось желанием поступать праведно.
Поэтому весь этот церемониально-обрядовый метод приближения к Богу через множество впечатляющих очистительных мероприятий был установлен Богом для Своего народа только на определённое время, до времени исправления - на тот период времени, пока у Него не появится возможность исправить недостатки ветхозаветного Богослужения и ввести другой завет для Своего народа.

Участие в новом завете даст возможность новому народу Бога достигать духовного совершенства; этот завет сможет именно в совести сделать совершенными - приносящих новые жертвы Богу (чего не мог добиться Ветхий Завет, см. 9:9)

9:11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
Но пришло время, и Бог смог исправить недостаток прежнего вида Богослужения: Первосвященник Нового Завета, Иисус Христос, пришёл к Божьему народу с другим предложением - служить Богу в совершенно другой скинии, в лучшей, не руками человеческими построенной и совсем по-другому устроенной

9:12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию,
Иисус предлагает отставить привычную регулярную и многократную ежегодную очистительную процедуру кровью животных в Святом Святых прежнего храма.
Он вошёл к Богу в новое «Святое Святых» и его искупление собственной кровью не будет повторяться ежегодно:
однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

Только один раз он принял муки смертные вместо тех, кто их заслуживал по справедливости, искупив всех грешников земли. Многократно расплачиваться за наши грехи вместо нас - он не станет, его искупление - одноразовое, оно произошло раз и навсегда (навеки).

Что означает вечное искупление? Оно НЕ означает, что Иисус искупил нас и теперь мы можем вечно рассчитывать на цену его выкупа и просить его ходатайствовать пред Богом за грехи наши во всей вечности. Нет.

Во всей вечности никто не станет терпеть нас и наши согрешения из-за того, что когда-то за нас умер Христос: его искупление даёт нам шанс однажды перестать согрешать вообще и ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ - избавиться от жала смерти. Воспользуется ли каждый житель земли этим шансом или нет – дело добровольное, насильно заставлять нас переставать грешить – никто не будет:  «спасательный круг» нам бросили  свыше в море человечества, но догрести до него, чтобы ухватиться и спастись - придётся нам самим. И если в отведённый для становления праведником период – мы не перестанем грешить – тогда и искупление Христа не поможет, и вечности нам не видать.

Итак, вечное искупление может означать лишь одно: второго Христа для человечества не будет. Один раз и навеки – решился вопрос уничтожения греха и зла в мироздании Бога искуплением Христовым. И всё.
А потому, кто думает, что Иисус своим искуплением приобрёл для каждого персонально возможность вечно согрешать и при этом рассчитывать на ходатайство Иисуса - пересмотрите свою точку зрения, пока ещё есть время до срока.

Сказано всем  искупленным, что не остаётся больше жертвы за грехи, кто продолжает грешить добровольно в надежде на то, что и в дальнейшем за его грехи будет расплачиваться Христос. (Евр.10:26)

Что  даёт вечное искупление - всем искупленным Христом?
Вот что: ясное понимание того, что пора прекращать грешить, что за чужой счёт праведником стать невозможно, что каждый раз «расплачиваться» за собственные грехи кровью Христа - это бессовестно, бесчестно и недостойно звания христианина.
Осознание того, что никто больше и никогда грешников не искупит - помогает понять также и то, что, стало быть, и грехи, легкомысленно совершаемые после единоразового искупления Христом - могут больше и не проститься.

Понимание этого отрезвляет христианина и побуждает трудиться над тем, чтобы стараться не согрешать в дальнейшем: ведь ежегодного искупления больше не будет, расслабляться нельзя, «игры» в изображение праведных - закончились, пришла пора СТАНОВИТЬСЯ праведными по факту и на деле.
Такой трезвый подход к Богослужению и становлению праведными помогает христианину стремиться расти духовно, оттачивать свою совесть Божьими принципами и становиться лучше, ежедневно усмиряя и порабощая своё тело в борьбе с греховными наклонностями, обновляясь духом ума своего в нового человека, созданного по Богу (1Кор.9:27, Еф.4:23,24)

9:13 Павел в 13 и 14 стихах показывает превосходство «очищающего эффекта» крови Христовой по сравнению с манипуляциями кровью животных и пеплом рыжей телицы:
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
Напомним, что кровь животных очищала только грешную плоть (отмывала грехи плоти), но совесть оставалась порочной, а сердце - не обновлялось желанием поступать праведно. Поэтому иметь чистое тело - это хорошо, но недостаточно для того, чтобы быть праведным в глазах Бога, ибо и язычники с нечистой совестью заботятся о чистоте своего тела.

Освящение тела Божьего поклонника в прежнем завете - было всего лишь частичным, символическим, показывающим, что плоть загрязнена Адамовым грехом и нуждается в искуплении (в «отмывании» добела от грязи греха).

9:14 то кольми паче (тем более) Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу
Если кровь животных, отмывающая грехи плоти, была ценным «очистительным средством» для поклонника Бога, то кровь Божьего сына - намного более ценна, ибо способна очистить не только наружность, но и внутренность христианина - его совесть.
Чистая совесть - это совесть, голос которой в точности совпадает с голосом Бога. Если совесть чистая, то чисты и поступки, ибо поступки - это следствие голоса совести.

от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Живые дела - это вид Богослужения в Новом Завете, оживляющий поклонника Бога: его участники смогут совершать те дела, которые затронут их совесть и помогут достичь духовного совершенства для вечной жизни (благодаря живым делам грешники станут достойными вечной жизни)
Мёртвые дела - это обрядово-церемониальная часть Моисеева Закона по совершению очистительных процедур кровью животных, не могущая сделать в совести совершенным приносящего дары и жертвы Богу, даже если они приносились в большом количестве (9:9)

А если совесть поклонника Бога мертва и не оживает до достижения духовного совершенства, то «мёртв» и такой поклонник и нет ему части в Божьем новом мире: ни один бессовестный (с мёртвой совестью) туда не попадёт.

9:15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
Иисус потому становится ходатаем пред Богом за людей в Новом Завете, что его смерть - это окончательная расплата за преступления всех, кто является преступником с точки зрения Моисеева Закона. На Иисусе - прежний завет исчерпал свою суть, закончился.
Его смерть освобождает (выкупает) новый Божий народ от проклятий этого закона, не могущего дать вечной жизни даже исполняющим его (Христа, исполнившего Моисеев Закон, убили)

Теперь, после искупления, все призванные к вечному наследию имеют возможность стать участниками Нового завета и получить, наконец, обетованное: к вечному наследию земли обетованной были призваны потомки Авраама по вере (Быт.17:8). Этими потомками по вере оказались христиане - все, кто принял Христа, как иудеи, так и язычники (Гал.3:7)
У них есть веские основания для уверенности достичь обетований вечного наследия: новый ходатай пред Богом, отдавший им то, что было завещано.

9:16,17 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
Что же Иисус отдал христианам после своей смерти в качестве завещателя? И что было завещано Христом - для ожидающих исполнения этого завещания после смерти завещателя (Христа)?
Иисус завещал жизнь вечную всем своим последователям (Иоанн 3:15,16,36).
Но дать жизнь вечную всем поклонникам Отца своего он мог только после своей смерти и искупления, не раньше.

По сути Иисус «составил завещание» человечеству на «использование» своего праведного тела - с вечной пользой для них:
жертвы и приношения (Бог) не восхотел, но тело уготовал (Христу). … иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. (Евр.10:5-7)
И до тех пор, пока он был жив, этим завещанием никто из людей воспользоваться не мог.

А после смерти завещателя само завещание на вечную жизнь вступило в силу: «адвокат» человечества и ходатай пред Богом за исполнение завещания для них - предстал пред Богом новым Первосвященником и ходатайствует о передаче завещанного.

9:18-21 Почему и первый [завет] был утвержден не без крови.
Здесь Павел показывает, что и первый завет, кстати, завещавший Израилю вечное наследие для потомков Авраама - и тот требовал искупления Божьего народа от греха и смерти, ведь все израильтяне - так же греховны из-за Адама, как и всё вообще человечество (Рим.3:23) и по закону справедливости они не могли бы ни жить вечно, ни к Богу из-за греховности приближаться (Римл.6:23, Пр.15:29)

Но Бог пожелал, чтобы они имели возможность приближаться к Нему и жить по Его законам. Для этого Он предусмотрел спасительную систему жертвоприношений в Моисеевом законе:
невинное животное принимало смерть согрешающих израильтян – на себя, умирая вместо них, поэтому кровь его, уплаченная за грехи Израиля, символически очищала народ Бога от согрешений, а также всё, что имело отношение к исполнению ветхозаветного Богослужения:
19 Ибо Моисей… взял кровь тельцов и козлов .. и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

9:22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
По закону справедливости Бога всё грешное человечество не заслуживает прощения для вечной жизни, поэтому за свои грехи каждый потомок Адама и наказывается смертью (пролитием крови) (Римл.6:23)

Но Бог милостью Своею предусмотрел для Своего народа, чтобы вместо согрешивших израильтян расплачивались жертвенные животные пролитием своей крови.
Ясное дело, что такая «расплата» была чисто символической, как и очищение, которое она приносила (см. также разбор Римл.6:7), ибо смерть животного - недостаточная цена за жизнь человека разумного, человек - всё же не животное, дороже у Бога стОит.

9:23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
Итак, для всего лишь образов небесного - для грешных служителей Бога - достаточно было пролития крови жертвенных животных (что грешный человек, что животное по словам Екклесиаста - суть одно, и жизнь у них по сути одинаковая, и смерть - также, Еккл.3:19,20)

Но для того, чтобы грешное человечество достигло духовного совершенства и вечной жизни - такой же славы, какую имеют небесные служители Бога - нужна была гораздо более ценная кровь и более ценная жертва: для прощения греха Адама, который он совершил будучи совершенным человеком, по закону справедливости должна была пролиться кровь совершенного человека, а не животных.

9:24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
И такую жертву для человечества предоставил Богу Христос, так как именно он смог войти в настоящее жилище к Богу на небеса, а не в земное святилище, которое лишь символически представляло жилищем Бога. Именно Христос имеет реальную возможность ходатайствовать за прощение грехов человечеству пред Богом на небесах

9:25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; Христос восшёл к Богу на небеса не для того, чтобы ежегодно священнодействовать там с кровью жертвенных животных, как делали это в рукотворном Святом-Святых земные первосвященники, очищая грехи народа

9:26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира;
Если бы священнодействие Христа пред Богом сводилось к тому же, что совершали земные первосвященники, то ему приходилось бы каждый год принимать муки смертные «в день искупления» за грешное человечество - с самого начала появления первого грешного потомства от Адама и Евы. Понятно, что эта мысль - абсурдна.

Но даже если бы это было возможно и если бы потомкам Адама прощались все согрешения - от начала мира, человечество не смогло бы познать всю тяжесть греховного образа жизни со смертельным исходом, а, значит, не смогло бы оценить дар вечной жизни в отсутствии проблем, продолжая оставаться неблагодарными и равнодушными к Божьей милости. А содержать вечно в Своём мироздании таких бессовестных людей - Бог не намеревается. 

Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
Поэтому Иисус явился не с самого начала появления мира грешников, а к концу веков - после продолжительного времени познания греха и его последствий, на рубеже смены веков от ветхозаветного к новозаветному.
Его явление на рубеже смены заветов позволило уничтожить все виды греха, собранного человечеством в многочисленную «коллекцию» к тому времени. Его искупительная жертва покрыла всё это великое множество человеческого греха и дала надежду на вечную жизнь участникам Нового Завета

9:27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
Слово, переведённое здесь словом "положено" - ἀπό-κειμαι - имеет несколько значений:
1) лежать в стороне (τινος Pind.);
2) быть отложенным про запас, храниться, быть накопленным (αἱ βάλανοι ἀποκείμεναι Xen.; σῖτος ἀποκείμενος Dem., Plut.): ἀποκείμεναι παρ αὐτω̣ τεσσαράκοντα μναῖ Lys. находившиеся у него на хранении 40 мин;
3) быть уготованным, быть предназначенным, предназначаться (τινι Plat., Dem., Diod.): εὔνοια ἀπόκειταί τινι Xen. следует относиться благосклонно к кому-л.;
4) быть заброшенным, забытым (ἀποκείμενος καὶ παλαιός Diod.; ἀπόκειται ἀκλεὴς καὶ ἀπόθητος Plut.).

По смыслу подходит только 3): человек века правления сатаны непременно должен умереть смертью первой, таково, можно сказать, предназначение потомков Адама, такова их участь в этом веке.
Итак, подобно тому, как каждому человеку предстоит всего лишь однажды понести наказание смертью за все свои согрешения в веке этом, а потом ожидать судебного решения - иметь вечное будущее в миропорядке Бога или не иметь (воскресят его или нет) -

9:28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение. - так же и Христос наказан смертью вместо всех грешников (принёс себя в жертву для их искупления) - всего один раз. Дважды Христос за грехи человечества умирать не будет.
Во второй раз он явится не для того, чтобы снова стать искупительной жертвой для грешников (второго «дня искупления» не будет ни для кого).
Но для того, чтобы исполнить завещание Нового Завета и спасти всех, кто ожидал этого, начиная, в первую очередь, с 1 века вплоть до его второго пришествия (воскресить праведных, то есть, соправителей -1Фессал.4:16,17) .
А во вторую-  всех остальных, кто надеялся на спасение Бога от самого начала мира (такие как Авель, Авраам и т.д , 1Тим.4:10), так как Иисус волею Божией заклан за всех потомков Адама ещё от начала мира (Откр.13:8) -ради того, чтобы все богобоязненным дать шанс жить вечно.

Примечание: по тесту Евр.9:27 о необходимости умереть один раз каждому жителю века сего и искупления Христова могут возникнуть вопросы, например: в Деян. 20:9,10 и 9: 40,41 показаны примеры оживления (воскресения) Евтиха Павлом и Тавифы Петром. Некоторые думают, что так как к этому времени выкуп Христа уже была уплачен (Евр.9:12), воскрешённые Павлом и Петром вполне могли бы уже не умереть, поскольку прошли через смерть первую. И сколько в таком случае смертей у человека, если в тысячелетии Христа - ещё и смерть вторая будет? (Откр.20:6) А не которые думают, что верующие в искупление Христово не умрут, а перейдут в телах века сего в век грядущий - благодаря искуплению Христа.

Думающие так не учитывают сути смерти первой и второй. Смерть первая и вторая - это не количественная, а качественная характеристика двух эпох: эпохи тленного потомства Адама  и эпохи нетленного потомства большего "Адама", Иисуса Христа (1Кор.15:22). Тематика двух разных эпох (века дьявола и века Божия) проходит красной нитью по Н.З. (Мтф.12:32; 1Кор.3:18; Еф.1:21; Лк.18:30)

Смертью первой обозначается уход каждого грешного потомка Адама из тленной эпохи дьявола с последующей возможностью выйти из могил и попасть в век грядущий и нетленный - по зову Христа (Ин.5:28,29). Первый уход для большинства потомков Адама будет временным, так как Иисус искупил их от смерти, поэтому они смогут покинуть свои могилы и получить жизнь вечную в веке грядущем, не в веке дьявола (в тысячелетнем правлении Христа, Марк10:30). Кто не умрёт в этом веке и не "посеет зерно " грешного тела своего в земле - тот не оживёт и не попадёт в век Божий ( 1Кор.15:36)

А смерть вторая обозначает уход  из века Божия (тысячелетнего правления Христа) согрешившего потомка большего Адама, Иисуса Христа, "рождённого" (вышедшего из могилы) по гласу Христа заново, в обновлённом теле, без наследия грешного Адама. И этот уход будет навсегда: имя такого Бог вычеркнет из Своей книги жизни (Откр.20:14,15).

Как первая, так и вторая смерть - это наказание за грех (Римл.6:23) с той лишь разницей, что греховность века сего передана людям по наследству от Адама и нельзя утверждать, что потомки Адама лишь по собственному выбору согрешают: они имеют порочную склонность грешить (Римл.5:12).
А грехи в века правления Божьего царя в обновлённом теле будут соделаны по собственному выбору: согрешившим ТАМ уже нельзя будет переложить вину своего согрешения - на порочное наследие  Адама (Ис.65:20) 

Что касается примеров чуда воскресения в этом веке пророками Бога и апостолами Иисуса Христа: совершены они были с определённой целью, для укрепления веры или для поддержки скорбящих об умерших, но не для получения вечной жизни воскресшими. Почему?
Потому, что в этом веке тления, сколько бы раз не умирали люди и их не воскрешали пророки Бога с какой-то целью - дух  жизни всегда возвращали в тленное тело потомка Адама века сего, не способного жить без тления. Потому даже после воскресения и повторной смерти - Евтих или Тавифа тлели и в конце концов снова умерли качеством смерти первой (ушли из века сего в ожидании вхождения в век грядущий по гласу Христа).

А когда наступит век Божий - всех, кого Бог пожелает видеть в своей эпохе, - пробудят в новом теле, нетленном, имеющем возможность жить вечно (по крайней мере - тысячу лет без тления, если там столетние юноши будут, Ис.65:20). В Божьем веке по определению Божьего творения - не может быть тленных людей.

Итого: каждый потомок Адама в этом веке непременно пройдёт через смерть первую, покинув век тления в ожидании воскресения в веке нетления по гласу Христа. Воскрешённый в Миллениуме, если согрешит - умрёт смертью второй, покинув век Божий навсегда по приговору Бога.

О значении искупления Христа - см. подробнее в Римл. 6:7,23

ЕВРЕЯМ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13




ПИШИТЕ НАМ:            Jwanswers@mail.ru