8:1
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого
Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
Итак, у нового духовного Первосвященника - воскресшего Иисуса Христа
– много преимуществ по сравнению с первосвященниками из колена
Аарона. Но главное его преимущество в том, что новый первосвященник
сидит по правую руку Бога на небесах, ему незачем самому проходить
множество очистительных процедур для того, чтобы с земли взывать к
Богу в надежде быть услышанным. Он рядом с Богом и в любой момент
может говорить с Ним.
8:2
и [есть]
священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг
Господь, а не человек.
К тому же Иисус имеет возможность священнодействовать в
истинном святилище Бога, находящимся на небесах и построенном самим
Богом. Земное же святилище воздвигали люди, поэтому небесное
святилище - настолько же превосходнее земного, насколько Божье
умение создавать и творить - превосходит человеческое умение в этом.
8:3
Всякий первосвященник
поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было,
чтобы и Сей также имел, что принести.
Но поскольку Первосвященник земного святилища был предназначен для
принесения Богу даров и жертв, новый духовный Первосвященник также
не с пустыми руками должен являться к Богу, а с кровью искупительной
жертвы. Иисус имел эту кровь, принеся в жертву себя для искупления
всех (1Тим.2:6)
8:4
Если бы Он оставался
на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие
священники, которые по закону приносят дары,
Если бы Иисус оставался на земле, он не мог бы быть священником по
закону: не из рода Аарона этот человек, не имел бы права Иисус
священнодействовать в скинии земного устроения
8:5
которые служат
образу и тени небесного, но земное священнодействие пред
Богом - это всего лишь «тень», которую «отбрасывает» небесное
священнодействие, и земные священники - это лишь несовершенная копия
небесного священства, настолько же проигрывающая в отображении
истинной сути, насколько сам человек проигрывает в отображении
сущности Бога.
как сказано было
Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано,
сделай все по образу, показанному тебе на горе.
Земное святилище и процесс священнодействия были устроены Моисеем по
тому образцу, который был показан ему на горе Синай. То есть, земное
храмовое устройство для священного служения Богу - это попытка
Моисея при помощи Бога «срисовать» небесное устройство настолько
точно, насколько это вообще возможно в земных условиях с
использованием земных священнослужителей и земных атрибутов.
Можно сказать, что на земле - всего лишь крошечный макет Божьего
устройства общества разумных личностей, поклоняющихся Богу. А на
небесах - само устройство, сама суть вещей Божьего мироустройства.
8:6
Но Сей
[Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего
Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
Но новый Первосвященник Иисус Христос получил возможность
священнодействовать пред Богом и ходатайствовать за грешных людей в
условиях, превосходящих условия Ветхого Завета настолько, насколько
сам Новый Завет Бога с людьми превосходит Ветхий (новый завет имеет
лучшие обетования, он приведёт всё богобоязненное человечество к
жизни вечной: к духовному и физическому совершенству)
8:7
Ибо, если бы первый
[завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места
другому.
Ветхий завет не мог обеспечить спасения от греха и
смерти богобоязненному человечеству, хотя и нужен был на
определённом этапе истории человечества. Но поскольку в намерение
Бога входит именно спасение человечества от греха и смерти
(1Тим.2:4), то Он и предусмотрел введение в действие Нового завета,
способного привести в исполнение его замысел.
8:8
Но [пророк], укоряя
их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с
домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
О том, что прежний (ветхий) завет с потомками Израиля
(10ти коленного государства) и Иуды (Иудеи) - будет заменён на
новый, народ Бога древности знал от своих пророков (Иер.31:31-34).
Поэтому христиане из евреев не должны были бы удивляться введению в
действие другого завета с Богом, в котором воскресший Иисус Христос
назначен Первосвященником для всего Божьего народа эпохи нового
завета.
8:9
не такой завет,
какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку,
чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в
том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
Новый завет должен будет отличаться от прежнего, заключённого с
Израилем по плоти после их вывода из Египта. Евреи должны были
понять, что Моисеев закон - не единственный и не окончательный завет
Бога со Своим народом, так как будет заменён на другой.
8:10
Вот завет,
который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь:
вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их
Богом, а они будут Моим народом.
Новый завет должен будет содействовать изменению
внутренней сущности Божьего народа, усовершенствованию их
совести, а не просто диктовать пункты правил для жизни, как
Моисеев закон. Моисеев закон могли исполнять как добрые люди,
так и злые, как любящие, так и не любящие Бога и людей - ради избежания
наказания смертью.
Новый же завет будет способствовать возрастанию в них духовной
личности, сердечной, доброй и любящей как самого Бога, так и тот
образ жизни, который Он предлагает человечеству для всей вечности:
ни один злой человек не сможет стать участником Нового
завета (либо ему придётся изменить свою сущность на добрую,
либо его вычеркнут из списков Божьего бытия)
8:11
И не будет учить
каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай
Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
Закон Бога, написанный на сердцах и заложенный в совесть человека -
будет гарантией тому, что каждый «сердечный» участник Нового завета
будет знать, как следует поступать правильно, по совести - во всех
жизненных ситуациях, и для этого ему не придётся «перелопачивать»
горы макулатуры пунктов закона в надежде найти в них описание
тому, как он должен поступить правильно в своей ситуации.
Ни один закон в виде предписаний не имеет возможности описать вообще
ВСЕ возможные житейские ситуации для верующего человека, но совесть,
обученная самим Богом, в любой ситуации будет ему подсказывать
правильно, ибо каждый человек, познав Божий дух, будет точно знать,
как в его ситуации поступил бы Бог. Значит, так же следует поступить
и Ему. Это и есть духовное совершенство, когда познан ум Христов и
дух Божий в совершенстве.
Достижение духовного совершенства - это апогей воздействия Нового
завета на человечество, достигнуто оно будет в конце Миллениума:
и буду их Богом, а они
будут Моим народом (Откр.21:3,7)
8:12
потому что Я буду
милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну
более.
Почему участники Нового завета смогут достичь духовного
совершенства? Потому что по причине искупления Христова у Бога будут
все основания простить им все грехи (Римл.3:24,25)
Прощение же грехов соделает их праведными в глазах Бога. Это, в свою
очередь, позволит Ему милостиво приблизить очищенный народ к Себе
настолько, чтобы они имели возможность «напитаться» Его святым духом
и полностью изменить свою внутреннюю сущность.
Такая близость к Богу в условиях прежнего завета - была невозможна
из-за того, что кровь животных не очищала совесть грешников до
состояния праведности (Евр.10:1,4), а Бог далёк от нечестивых
(Пр.15:29) и не мог нарушить Свой закон, приближая к себе тех, кто
грешил и при этом считал, что кровью животных смоет свои грехи.
8:13
Говоря "новый",
показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к
уничтожению.
Евреи должны были понять, что если Бог назначил нового
первосвященника и вводит в действие Новый завет, то прежний завет,
по которому они привыкли жить и считать себя праведниками (Моисеев
закон) - уже «израсходовался», исчерпав себя, и потерял свою
значимость для Божьего народа. |