5:1
Ибо всякий
первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется
на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
Назначение человеческого Первосвященника посредником между Собой и
греховным народом - это установление Бога в поклонении Ему.
Первосвященник избирается
Богом из среды народа Бога для того, чтобы приносить Богу от народа
дары благодарности, и жертвоприношениями очищать народ от грехов их,
соделанных по немощи плоти.
5:2
могущий снисходить
невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
Первосвященник, и сам подверженный немощам плоти, как и все вообще
люди - должен быть снисходителен к согрешающим и не слишком к ним
строг, ибо и сам грешен.
Грехи всех– это результат невежества и слабости людей, не познавших
Бога, не вкусивших праведную жизнь и поэтому - не могущих знать о
несомненном преимуществе праведности по сравнению с греховным
образом жизни. Поэтому первосвященник и должен относиться ко
всем, за кого он ходатайствует пред Богом -
с сочувствием.
5:3
и посему он должен как за народ, так и
за себя приносить [жертвы] о грехах.
В обязанности Первосвященника входила
процедура
очищения
пред
Богом от
греховности
как самого себя, так и остальных поклонников Бога, ибо и
Персвосвященник, из греховного народа избираемый (за неимением другого)
-тоже был нечист по природе своей.
5:4
И никто сам собою не
приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
Никто в народе Бога не имел права самостоятельно взять
на себя честь исполнять функции первосвященника: только Бог,
ориентирующийся в людях, мог определить, кто из них наиболее
пригоден Ему в качестве посредника между Собой и народом - в
поклонении Ему. Из среды древнего народа Бога, Израиля, - Он избрал
для Себя в первосвященники Аарона, брата Моисея.
5:5
Так и Христос
не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал
Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
Иисус Христос так же, как и Аарон, не присвоил себе честь быть
Первосвященником Богу - сам по себе, не был он самозванцем, но по
воле призвавшего его Отца
Первосвященником
стал. Так захотел Бог, Отец Иисуса Христа, чтобы именно этот сын
стал Первосвященником Богу и ходатаем за христиан.
5:6
как и в другом
[месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
К тому же роль Иисуса Христа в качестве первосвященника по чину
Мелхиседека - была предсказана ещё в древности (Пс.109:4). Потому
Христос и стал священником Богу Всевышнему по чину Мелхиседека,
священника и правителя над Салимом, городом мира.(подробнее
о сущности чина
будет в разборе Евр.7:3)
5:7
Он, во дни плоти
Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления
Могущему спасти Его от смерти;
Иисус - в период своей жизни человеком на земле СИЛЬНО умолял Бога
спасти его от смерти, которую ему предстояло принять на себя.
Не
вяленько
и
не слабенько умолял, а с огромной
силой веры в то, что Богу всё возможно.
и услышан был за [Свое]
благоговение;
За это благоговение пред Богом, за силу веры в Него и сохранение
верности до самой смерти - Иисус и был услышан Богом: Бог вызволил
его из плена смерти, воскресив.
Здесь
показан принцип
решения проблем:
обращаться за помощью надо только к тому, кто
способен
решать
и
решает возникающие проблемы.
Иисус сам мог многое, но не всё. То, что он не мог сделать - отдавал
на усмотрение Своему Отцу.
Только Бог
мог воскресить Христа и дать ему жизнь снова, сам себя Христос бы
не воскресил. Потому и обращался Иисус за помощью к Богу.
То же могут
делать и христиане, не пытаясь всё вообще порешать сами: делаем
сами, что можем, а что не можем - просим у Бога и ждем,
когда Бог избавит нас от всего, что мы сами не можем
решить.
5:8
хотя Он и Сын, однако
страданиями навык послушанию,
Несмотря на то, что Иисус был физически совершенным сыном Бога, а не
грешным слабым смертным человеком, покорно плетущимся за желаниями
грешной плоти - тем не менее, ему предстояло ещё и в навыке
приобрести внутреннее качество абсолютного послушания Богу, прийти
к духовному совершенству, имея телесное.
(Вспомним, Адам был совершенным телесно, как и Иисус, однако
духовного совершенства в себе не имел, при первом же искушении -
согрешил против Него)
Пройдя путь человеческих страданий, с которыми он столкнулся ПО
ПРИЧИНЕ ПОСЛУШАНИЯ БОГУ и сохранения верности Отцу (не имеются
ввиду какие-нибудь страдания в принципе, но!! только те, которые
вытекают из-за праведного образа жизни, презираемого в веке
правления дьяволом) - Иисус достиг духовной зрелости совершенного
человека: по замыслу Бога таким, как Иисус Христос - должен стать
каждый человек Его миропорядка, только в этом случае он сможет
стать СЫНОМ Отцу Христа, а Христу - меньшим братом.
5:9
и, совершившись,
сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
Иисус, познавший, как достичь духовного совершенства и сохранить
верность Отцу несмотря ни на какие испытания века сего - достигнув
духовной зрелости, духовного совершенства (совершившись), стал
пригодным Отцу в качестве спасителя от смерти всех, КТО ПОСЛУШЕН
ХРИСТУ - истинных христиан, своих последователей (а не всех
вообще грешников земли, ибо есть среди них и богохульники, не
достойные вечной жизни).
Не только в
духовном отношении усовершился человек-Христос: он усовершился
и в качестве Первосвященника: все предыдущие Первосвященники
всего лишь на год в День искупления «выкупали» греховный
Израиль от греха и смерти пред Богом. А Иисус навеки
выкупил человечество, чтобы послушные ему имели возможность
обрести жизнь вечную.
5:10
быв наречен от Бога
Первосвященником по чину Мелхиседека.
В результате успешного прохождения пути к духовному совершенству
в человеческом теле - Иисус получил от Бога высшее звание Своего
верного Первосвященника: чин Мелхиседека, а не Аарона (о чине –
ниже, см. Евр. 7:3)
5:11
О сем надлежало бы
нам говорить много;
Павел стремился к тому, чтобы по полочкам разложить для
понимания в разуме своём - значение Иисуса Христа для человечества:
ведь если сам ничего не понимаешь в учении Бога о Христе, то как
же об этом возможно говорить с другими, кому надлежало ещё
услышать благовествование от учеников Христа?
Поэтому Павел очень ревностно относился и к тому, чтобы учение
Бога о сущности Христа Его, о смысле прохождения пути его на земле,
о его роли как спасителя миру и Первосвященника, об отличии
чина Мелхиседека от чина Аарона со всеми подробностями, о
покое Бога - не пропускали мимо ушей своих и христиане из
евреев. Ведь от правильного понимания замысла Бога зависела не
только их жизнь, но и жизнь тех, кого им доверит Бог, привлекая ко
Христу через благую весть.
но трудно
истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
Но, увы, вместо живого интереса к его разъяснениям и усердия
понять Павла – он сталкивался со стеной недоумения и непонимания со
стороны слушающих. Павла это обстоятельство слегка возмущало,
поэтому он и открыл им причину такой странной их рассеянности и
отсутствия интереса к слову Божьему о сущности Иисуса Христа: они
сделались НЕСПОСОБНЫМИ адекватно воспринимать слово Бога, вникать в
его смысл, анализировать услышанное и делать выводы. Они утратили
интерес к желанию понять глубину сути намерения Бога в отношении
Христа и их самих, от которой зависела сила и крепость их веры.
Такое иногда случается и в современных собраниях христиан:
отлаженная привычная колея в более или менее хороших условиях жизни
притупляет бдительность, расслабляет, усыпляет, отнимая интерес не
только к Писанию, но и вообще ко всему, что требует затраты
дополнительных усилий и активной мыслительной деятельности.
5:12
Ибо, [судя] по
времени, вам надлежало быть учителями;.
Павел ожидал, что прошло достаточно времени с момента их призвания
Богом ко Христу: у них было всё для того, чтобы разъяснить
для себя самих многие духовные вопросы и
научиться поступать в соответствии со
своим пониманием. Они уже сами должны
были бы наставлять других в пути
праведности - вместо того, чтобы
по-прежнему нуждаться в наставлениях.
При помощи святого духа и Писания они обязаны были вникнуть и в суть
своего призвания, и в смысл происходящего, разобраться в сущности
Христа со всяким усердием и тщательностью: ведь им предстояло
благовествовать о роли Христа в замысле Бога для человечества по
всей земле, своим жизненным примером
показывая, что означает идти по следам
Христа!
Но он был разочарован: этому собранию было совсем неинтересно
исследовать Писание ни на тему о чине Мелхиседека, ни
пророчества на Христа рассматривать, ни суть его
усовершенствования познавать, ни самостоятельно
принимать ответственные решения в том,
что правильно, а что нет.
Увы, но здесь не были готовы к тому, чтобы другим
помогать познавать путь Христов, ибо
сами нуждались в помощи: как же они смогут разъяснять замысел Бога остальным,
если и сами ничего об этом или не желали знать, или
до сих пор не разобрались?
но вас снова нужно
учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не
твердая пища
Павел пришёл к выводу, что с ними нужно начинать всё с самого нуля:
с азов, с сотворения мира и согрешения Адама, с Авраама и обетования
ему о Христе и т.д. и т.п. В общем, время, на которое рассчитывал
Павел, желая увидеть в сородниках своих уже готовых и зрелых
помощников ему в деле Господнем - было потрачено впустую.
Эти тексты говорят о том, насколько важно для христианина иметь
личное желание и интерес к тому, чтобы глубже исследовать слово
Божье и разобраться в ПРИЧИНАХ прихода Христа на землю. Если нет к
этому интереса и желания - даже святой дух, данный в помощь свыше,
бессилен будет помочь людям не только разобраться в духовных учениях Бога,
но и поступать правильно:
ведь святой дух не станет вместо них ни читать Писание,
ни интересоваться, как те или иные места Писания раскрывают
роль Иисуса Христа в намерении Бога, ни поступать
согласно раскрытых истин.
5:13
Всякий, питаемый
молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
Павел вынес им жестокий и отрезвляющий приговор: если
знания от Бога и из слова Бога хватать только по верхам,
остановившись на «молочке», не интересуясь при этом даже тем, откуда
это «молочко» происходит - тому не удастся познать слово
правды Божьей ни в теории, ни на
практике.
И уж если они желают войти в покой Бога, о котором Павел им только
что старательно и много времени разъяснял - то им придётся для
начала всё же потрудиться хотя бы над тем, чтобы для
начала узнать, что
означает этот самый «покой», куда все они дружно собрались войти;
Кто и зачем их туда приглашает; за счёт КОГО они туда могут войти
и что им следует делать, чтобы
туда войти.
5:14
твердая же пища
свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к
различению добра и зла.
Павел с сожалением констатирует сей прискорбный факт: интерес к
познанию глубин Божьего слова, к твёрдой и основательной духовной
пище - может появиться далеко не у всех христиан, но только у тех из
них, кто в жизни и практике на собственном опыте, борясь против
согрешений изо дня в день, научился различать, что же даёт человеку
путь праведности и насколько отвратителен грех.
Почему
младенцы не имеют навыка в различении
добра и зла?
Одна из отличительных особенностей младенца – неспособность
принимать личные, сколько-нибудь важные решения.
Для младенцев это и не нужно: всё за них
решают взрослые, потому и ответственности у
малышей почти ни какой нет, им легко
и удобно жить. Если кто и желает
из них собственное решение принимать и
делать то, что он сам хочет - то
при этом он не несёт за это
ответственность, он ведь - дитя, и это
оправдывает его неразумные решения.
И пока ребенок маленький - в этом нет
ничего удивительного, всё так и должно
быть. Но если у него уже борода отросла, а
он или не может, или не хочет от
"соски с молочком" отказаться – это уже беда…
Так вот, христианин не имеет права
быть "бородатым наивным карапузом" с
атрофированной способностью взрослеть.
Он обязан научиться сам принимать
правильные решения, сам поступать по слову
Бога и сам нести ответственность
за свои поступки пред Богом, не
рассчитывая, что наставники будут за
них отвечать пред Богом до самой
их смерти и после неё.
Кто к прохождению пути Христова и праведным поступкам подходит
легкомысленно и по-детски, кто не
спешит находить правильные решения и
нести ответственность за свои поступки,
кто всегда надеется на помощь
наставников и ищет совет у них,
а не в слове Бога - тот, увы, никогда не
сможет сам познать Христа и не
повзрослеет в навыке самостоятельно
исследовать Писание и поступать правильно
в неоднозначных, тяжёлых и не
описанных в Библии случаях (не
научится грызть "твёрдую пищу").
Вот потому-то и не многие в этом веке
"повзрослеют" до духовного возраста Христа (придут к духовному
совершенству), вот потому-то немногие достигнут и внутреннего
состояния святости, о котором говорится для участников
первого воскресения (Откр.20:6): только 144000 будущих
соправителей Христовых смогут приобрести ум
Христом, принимая правильные решения со всей
ответственностью пред Богом, чтобы стать им младшими сыновьями Бога и меньшими
братьями Христу. (Римл.8:29,30)
|