3:1
Итак, братия святые,
участники в небесном звании,
Павел обращается к христианам, принявшим приглашение стать
участниками «забега» на небеса, то есть, к помазанникам:
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие
благовествуется, и всякий усилием входит в него.(Лука 16:16)
Те, кто решились приложить усилие и побежали - получили святой дух в
залог усыновления Богом после воскресения Христа. Они освящены
(отделены от всего остального мира) истиной Бога (Иоанн.17:19),
поэтому не только знают направление «забега» и условия победителей
в «забеге» (1Иоан2:20,27) но и имеют возможность бежать успешно при
помощи святого духа. Без помощи святого духа - ни направление к
Богу на небеса не разглядеть, ни сил для победы в «забеге» - не
обрести.
уразумейте Посланника
и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
Павел просит их напрячься и попытаться ПОЗНАТЬ Иисуса Христа, ведь
он стал первосвященником пред Богом для всех, кто желает
приближаться к Нему.
Почему помазанники, получившие святой дух, должны ещё и сами
напрягаться в познании Христа? Потому, что святой дух не станет
вместо них идти по следам Христа: он лишь показывает его следы и
помогает идущим по ним ОБНОВЛЯТЬСЯ в новую личность. Но основа
обновления христианина - в силе духа собственного ума, в
силе воли его разума над плотью (Еф.4:23,24)
3:2
Который верен
Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
Иисус верен Богу, сделавшему его первосвященником пред Собой - так
же, как был верен Богу Моисей в доме Божьем (имеется ввиду - не в
буквальном храме, а среди Израиля - в уделе Бога на земле в
древности, в живом Доме Бога)
3:3
Ибо Он достоин тем
большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с
домом тот, кто устроил его,
Моисей обладал славой Божьего пророка в народе Иеговы (народ Иеговы
уже был в наличии ко времени прихода Моисея в Египет. Устроен этот
народ был Богом, а не Моисеем.)
Однако Иисус - бОльший в славе по сравнению с Моисеем на столько,
на сколько устроитель дома (создатель народа Божьего) - славнее
самого дома (народа Божьего).
В каком смысле Иисус - создатель народа Божьего (устроитель Дома
Иеговы)? Иисус смертью своей ознаменовал возможность рождения нового
народа Божьего – христиан, нового Дома Божьего, собрания Его, в
котором нет ни иудея, ни язычника, но все - новое творение Бога
через искупление Христово и Новый Завет с Богом.
3:4
ибо всякий дом
устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог.
Не появляется ни один дом без причины: нужен тот, кто его создаст в
проекте и будет следить за строительством строго по
проекту.
Если Иисус - устроитель нового Дома Божьего (нового народа Его), то
сам Бог - устроил ВСЁ вообще: создать новый народ для Себя через
искупление Христово и заключение Нового Завета - это замысел Бога.
Иисус - устроитель, а Бог - архитектор.
3:5
И Моисей верен во
всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что
надлежало возвестить;
Верность Моисея оценена Богом как верность служителя в
доме, слуги, обслуживающего дом Хозяина по воле Хозяина: он возвещал
дому Божьему (народу Его) всё, что велел ему Хозяин сообщить. Моисей
предсказал будущего Христа (Второз.18:15, Иоан5:46,47) и передал «в
пользование» Израилю - закон Ветхого Завета от Бога.
3:6
а Христос - как Сын в доме Его;
Слава же Христа - больше славы слуги в доме Хозяина: он сын в доме
Отца. Ясно, что сын - больше слуги для Отца: сына любит Отец и
даёт ему право наследования Дома Своего, а слугу Хозяин ценит
за верность, права наследования - у слуги нет.
дом же Его - мы,
Домом Бога в Новом Завете стали все святые, призванные Христом
«бежать на небеса». Но не просто так, с «барского плеча» им
оказана такая честь - стать домом Бога: они должны выполнить условие
для того, чтобы считаться Домом Бога - в глазах самого Бога. Какое?
Вот это:
ЕСЛИ только
дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
Всю дистанцию «забега» на небеса они должны бежать так, чтобы
сохранять верность Богу так же, как её сохраняли Моисей и Иисус
Христос на протяжении всей жизни. Пока они бегут верно и правильно,
они - Дом Бога. Сходят с дистанции или уклоняются от неё – всё, к
Дому Бога не принадлежат, по другую сторону "баррикад"
располагаются.
3:7-10
Далее Павел объясняет, почему НЫНЕ, когда звучит глас Бога
- нужно соблюдать это условие сохранения верности в Новом Завете с
Богом - для того, чтобы оставаться Домом Бога:
7 Почему, как говорит
Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день
искушения в пустыне, 9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня,
и видели дела Мои сорок лет.
Прежний Дом Бога, Израиль, не соблюл условий ветхого договора с
Богом, не сохранил Ему верность до конца, стал роптать на Него во
времена Моисея – потому и вознегодовал Бог на них и не стал считать
их Домом Своим:
10 Посему Я
вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем,
не познали они путей Моих;
3:11
Такое несерьёзное отношение Израиля к Богу повлекло за собой тяжкие
последствия для этого народа:
посему Я поклялся во
гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
То есть, именно из-за непослушания Богу - те, кого Бог планировал
привести в землю обетованную, в землю Божьего покоя, за которой бы
наблюдали очи Его (Второз.11:19-12), исполнив обетование Аврааму -
не вошли в неё, все умерли в пустыне.
3:12
Смотрите, братия,
чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не
отступить от Бога живаго.
Теперешний «дом» Бога, христиане, должен учитывать плачевный опыт
прежнего «дома» Бога и извлекать из него важный урок: автоматически
из-за одного только желания Бога ввести кого-либо в будущий покой
Свой, прообразом которому была земля обетованная для Израиля
(Евр.10:1) - никто не войдёт туда,
если не
сохранит верность Ему до конца и отступит от
Него.
3:13
Но наставляйте друг
друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас
не ожесточился, обольстившись грехом.
Поэтому Павел просит своих братьев не уклоняться от
этого пути верности Богу - каждый день до тех пор, пока ещё есть
возможность говорить о том, что НЫНЕ глас Бога пока ещё звучит, пока
ещё этот глас приглашает в покой Его - в Его будущий миропорядок.
Желание согрешать - ожесточает сердце, если с ним не бороться.
Христиане должны помогать друг другу бороться с греховными желаниями
ради того, чтобы им всем вместе добежать до покоя Божьего.
3:14
Ибо мы сделались
причастниками Христу…
Стать частью Христа означает разделить с Христом его
участь, как ту, которая была уготована ему на земле, так и ту,
которая ожидала его после успешного прохождения земного пути .
Однако христиане станут частью Христа только при одном условии:
ЕСЛИ только начатую
жизнь твердо сохраним до конца.
Они сами обязаны позаботиться о том, чтобы не сойти с дистанции
забега на небеса - до самой смерти.
3:15
доколе говорится:
"ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во
время ропота".
Заботиться
о том, чтобы не сойти с дистанции - они должны на протяжении всего
времени, пока звучит глас Бога о приглашении в обетованный покой
Бога, пока идёт проповедь о Царстве Бога по всей земле вплоть
до самой кончины века сего(Мтф.24:14)
3:16
Ибо некоторые из
слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Ибо и в древности глас приглашения Бога в удел
обетованный - звучал для Израиля на протяжении всего пути, пока они
шли в землю обетованную. Однако некоторые, посчитав, что если
обещание Бога ввести их в землю покоя Его - до сих пор в силе, то
можно и взроптать на некоторые неудобства этого пути. Дескать,
«Ты же нас ведёшь, то Сам и заботься о том, чтобы мы ни в чём не
нуждались, давай нам воду вовремя и мясо, и всё остальное, чего нам
хочется по пути»
Такой образ мыслей и потребительское отношение к Богу, обязанному
якобы их ввести в покой Свой только потому, что Он это пообещал -
рождает наглых циников-потребителей. Такие «христиане» - в покой
Бога и не смогут войти.
К счастью, не все в Израиле имели такой образ мыслей, поэтому и
было кого Богу ввести в землю обетованную.
3:17
На кого же негодовал
Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
Ропот и недовольство неудобствами пути к обетованиям
Бога - это серьёзный грех в глазах Бога. Понятно, что путь к Нему и
в покой Его - нелёгкий, Христос показал, НАСКОЛЬКО он нелёгок.
Однако если христиане хотят ДОЙТИ и не пасть в «пустыне» мира сего,
обольщённые грехом ожесточения, то пусть пример костей павшего
Израиля - держат пред собой всегда.
3:18,19
Против кого же
клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
Непокорный - это тот, кто не доверяет Богу и не желает терпеть
трудности пути, не покоряется необходимости подождать будущего и
потерпеть в настоящем.
Ни одного из тех, кто, встав на путь Христов и участвуя в забеге на
небеса, не сохранит доверие Богу до смерти - Бог не впустит в Свой
будущий миропорядок так же, как не впустил неверный Израиль:
Итак видим, что они не могли войти за неверие.
|