ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Послание апостола Павла к Ефесянам -

4 глава

ЕФЕСЯНАМ главы: 1 2 3 4 5 6 

4:1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
Павел, будучи христианином, воспринимал себя «узником», движимым узами Христа и соединённым ими со Христом. Христианам из Ефеса он предлагал не опорочить этого звания «христианина», которое они приобрели, вступая в собрание Христа.
Интересны некоторые выдержки комментария Баркли:
Человек, вступающий в какое-либо общество, обязуется вести определенный образ жизни, и если он не выполняет взятые на себя обязательства, он вредит целям сообщества и навлекает позор на имя общества, которое он вызвался представлять.

Павел описывает тот образ жизни, который должны вести люди, вступившие в братство христианской Церкви.

4:2 со всяким смиренномудрием смирение в мире считается недостатком, признаком слабости, малодушия, неполноценности. В христианстве же человек, смиривший себя пред Господом при помощи мудрости Божьей (смиренномудрие) и научившийся осознавать свою ничтожность по сравнению с Божьим образцом праведности - достоин похвалы. Смиренный христианин способен отречься от своего собственного «я» и безропотно принять Божью сущность, считая её единственно возможной для себя и правильной.

и кротостью кротость в мире также воспринимается как бесхарактерность. Почему? Потому, что кротость – это безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, терпеливость, уступчивость. Кроткий человек не станет «выгрызать» себе место под солнцем любой ценой и за счёт устранения других.
Кротость же в христианстве (от слова «укротить») - это человек, в абсолюте послушный гласу Господа, воспринимает Господа как Хозяина над собой. Отсюда и такие составные, из-за которых мир считает кротких христиан всего лишь слабохарактерными и не умеющими за себя постоять.

и долготерпением, долготерпение - сродни выносливости, только не в физических нагрузках, а в обращении с людьми. Долготерпеливый способен без злобы, жалоб и раздражения выносить любые оскорбления и неприятные сообщества. Поэтому долготерпение помогает христианину укрепляться в смирении и кротости, все эти качества вместе помогают учиться любить соверующих, ибо благодаря этим качествам в соверующих видятся не просто люди с разным характером, а люди, любимые Господом. А если Бог возлюбил собрание Христа Своего, то как же нам не возлюбить это собрание?

снисходя друг ко другу любовью,
о значении христианской любви - комментарий Баркли, лучше не скажешь:
У греков было четыре слова, обозначавших любовь. Во-первых, эрос - любовь мужчины и женщины, которая включает половую страсть. Далее - филиа, представляющая теплое чувство привязанности к тем, кто очень дороги друг другу. Потом - сторге, слово, которое употребляется для передачи и выражения семейной любви и привязанности к родственникам. И, наконец, - агапе, которое в Библии иногда переводится как любовь, а иногда как милосердие.
Агапе значит непоколебимую благожелательность. Если мы смотрим на человека с агапе, то это значит, что, не зависимо от того, что он сделает, оно не вызовет у нас ничего иного, кроме желания ему блага.
Если он даже обижает или оскорбляет нас, мы к нему будем только сердечны. Это определенно означает, что христианская любовь - не дело наших чувств.
Агапе - результат не столько чувств, сколько воли. Она характеризуется способностью сохранять несокрушимую доброжелательность к тем, кто не вызывает нашей симпатии или даже неприятен нам, кто не любит нас и даже кого мы не любим. Агапе - это то свойство ума и сердца, которое способствует христианину никогда не иметь желания отомстить, а всегда содействовать высшему благу человека, независимо от того, каков он сам.

4:3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Все вышеперечисленные качества христианина содействуют миру в собрании - мирным отношениям христиан, объединённых одним духом (единством целей, деятельности, общего настроя и т.д). Достижение мира и всеобщей доброжелательности - одна из главных задач христианства.

4:4 Одно тело и один дух,
Было бы странно, если бы в одном человеческом теле и организме все члены его работали в разнобой. Но они движимы одним духом, одной деятельностью головного мозга и все подчинены действовать ОДИНАКОВО - так, чтобы приносить благо всему целостному организму.
Так и христиане, члены тела Христова, не должны действовать вразнобой и как кому вздумается: они направляются единым главой, Христом, и деятельность каждого члена его тела (собрания) должна приносить благо всему целостному собранию.

как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
все христиане были призваны Христом на служение Богу-Отцу с одинаковой надеждой для всех на «лето благоприятное» - на жизнь вечную в будущем Божьем мире (в Царстве Бога). Кто взял на себя ответственность и смелость носить звание «христианин», тот и надежду эту из виду не теряет: она облегчает ему претерпевать трудности пути Христова.

4:5 один Господь, ясно, что один Господь - это один глава собрания христиан, Иисус Христос. У одной головы (главы) – одно и тело, это собрание.
Мозг не может осуществить свои идеи, если части тела не связаны между собой и с мозгом. Если в теле нет согласованного единства, все планы ума пропадут напрасно. Единство собрания важно для дел Христа. Но их суть не столько в механическом единстве, в управлении и обобщенной организации, (Баркли) - сколько во всеобщей любви ко Христу и к ближнему.

одна вера, вера (в значении «вероисповедание») христиан имеет одинаковое основание: содержимое благовествования, представляющее собой некий образец здравого учения вероисповедания христиан (2Тим.1:13) - побудил слушающих принять Христа и пожелать стать христианином. Потому и сказано, что у всех христиан одна вера (одинаковое вероисповедание, ибо, например, сила и качество веры – могут быть у всех христиан разные)

одно крещение, суть крещения, которое приняли посвятившиеся Богу христиане – тоже одна и одинаковая для всех: принявший крещение пообещал Богу иметь добрую совесть христианина (1Петра3:21). Это означает, что он себе с этой минуты не принадлежит и готов идти по следам Христа, исполняя волю Бога до самой смерти.

4:6 один Бог и Отец всех,
Ясно, что и Бог - Отец Иисуса Христа – также один и Он одинаковый (один и тот же) для всех христиан

Который над всеми,

Именно Бог Иегова - над всеми глава, над Иисусом Христом - в том числе

и через всех
,
Через каждого христианина в отдельности Бог воздействует на всё собрание в целом так, чтобы оно могло выполнять свою основную функцию: исполнять дело Христово

и во всех нас.

Божья сущность должна отразиться в каждом христианине, чтобы, глядя не них, можно было заметить, что это - воспитанники Бога, что образ Божий - в них, а значит, и частица Бога в них

4:7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
Здесь не о всеобщей благодати, пришедшей через принятие Христа, не о спасении через веру (2:5: 8). А о даре свыше, данному каждому христианину для пользы всему собранию (о собственном даре Павел упоминает в Еф. 3:2,8). Единство Церкви нигде не проявляется столь явно, как в этой органичной взаимозависимости членов тела Христова. (Женевская)

4:8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
Пророчество псалмопевца из Пс. 67:19, повторённое Павлом. Оно о Христе, взошедшем на высоту Божью и пленившем рабство греха и смерти в человечестве, благодаря чему появилась возможность передать различные дары людям на земле при помощи посланного святого духа. (плен человечества, пленённый Христом - это грех и смерть, в который они попали по вине Адама)
Получение даров свыше и их проявление, в свою очередь, возымело такое действие, что и некоторые противники Бога смогли прозреть и обратиться, получив возможность стать также частью народа Бога.

4:9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
Павел расшифровывает смысл сказанного в древности: если о Христе сказано, что он восшёл на высоту, значит, есть и место, откуда он это сделал. Павел сказал о смерти Христа, о том, что возможность дать дары свыше собранию Божьего народа - у Христа появилась после воскресения из мёртвых и восхождения из могилы на небеса. Выходит, что Христос смог достичь высот, пройдя через унижение (Флп.2:1-11)

4:10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Сошедший в могилу (умерший) Христос - он и есть тот самый, кто попал после воскресения на самые высшие духовные вершины, пройдя путь уничижения на земле.
Так Павел готовит христиан к мысли, что путь Христов - это путь уничижения на земле, а не славы. Высоты - потом, если путь на земле достойно будет пройден.

4:11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
Все члены тела Христова имеют разные предназначения в теле, соответственно – и разные способности, и за разную деятельность в собрании христиан отвечают, но способности всех направлены на исполнение одного и того же общего дела Христова, и оно заключается, как поясняет Павел - не только в спасении всех абсолютно людей, а, главным образом, для этапа века сего - в созидании Церкви Христовой:

4:12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
То есть, разные дары, полученные свыше благодаря святому духу, способствуют, прежде всего, формированию собрания помазанных христиан так, чтобы всё это собрание могло с достоинством представлять на земле Бога, которому они служат, и – Божий путь жизни, к которому христиане приглашают присоединиться всех желающих жить праведно.
На этапе века сего Бога интересует, чтобы при помощи совместной деятельности собрания и общения (в деле служения) будущие соправители Иисуса Христа имели возможность обновиться в совершенно новых людей, созданных по образу Божьему с внутренними качествами Иисуса Христа (к совершению святых)

4:13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Цель существования собрания и его совместной христианской деятельности сводится, как видим, к тому, чтобы помазанники или святые, призванные к «забегу на небеса» (Евр. 3:1) с помощью взаимодействия всего собрания смогли достичь духовной зрелости Иисуса Христа, возраста духовного совершенства (Евр.6:1) сформировав в себе внутренние качества Христа, чтобы стать плодом Божьего духа.

4:14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
Бог не желает, чтобы христиане оставались глупыми младенцами, к которым относится весь мир человеческий, отвергающий Бога и Христа Его, живущий по собственным умонастроениям и умозаключениям, не понимая сути Божьего бытия и целей его создания. Основой отношений у них является лукавство, лесть, ложь - всё это в целях привлечения «клиентов» для использования их в своих интересах.

4:15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
Общение одарённых святых и совместная христианская деятельность по замыслу Бога должна помочь им из мирских младенцев, коими они были до принятия Христа - вырасти, повзрослеть и достичь духовного возраста Христа. И всё это становится возможным благодаря действию в христианах любви Божьей, любви агапе, созвучной с милосердием (см. разбор 4:2)
Если мотив в стремлении к совершенству - любовь, то все любящие смогут со временем достичь возраста зрелости Христова и приобрести его внутренние качества.

4:16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
Благодаря личному «долевому» участию в христианской деятельности собрания (согласно личным дарам и способностям) - каждый христианин по мере своего личного духовного роста постепенно улучшается в умении любить Бога и ближних именно Божьей любовью, агапе.

Выходит, что общаясь с соверующими и участвуя в деле Христовом, христианин сам себя формирует в умении любить Божьей любовью, достигая, таким образом, цели создания собрания.
Без участия в делах собрания, без общения и совместной христианской деятельности - невозможно стать любящим христианином и достичь совершенства, потому и сказано, чтобы не оставляли собраний своих (Евр. 10:25)

4:17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
Поэтому Павел и умоляет, даже требует у христиан Ефеса остановиться в совершении младенческих поступков и начинать взрослеть. Это означает для христиан оставить прежний образ жизни, к которому они привыкли, будучи мирскими, и начать новую жизнь, похожую на жизнь Иисуса Христа.

4:18-22 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, -
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,


Очень хорошо и интересно прокомментировал этот отрывок Баркли
ОТ ЧЕГО НУЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ХРИСТИАНИНУ (Еф. 4:17-24)

Павел призывает новообращенных оставить прежний образ жизни и обратиться ко христианскому. Здесь он приводит важные особенности языческой жизни. Язычники заняты пустой суетой; умы их помрачены из-за их невежества. И здесь Павел употребляет примечательное слово: сердца их ожесточены.
Слово поросис, употребленное Павлом и переведенное как ожесточение - ужасное и страшное. Оно происходит от порос, первоначально означавшего камень более жесткий, чем мрамор. Потом его стали употреблять и в медицине. Им стали обозначать известковые подагрические отложения солей в суставах, которые могут привести к полной потере движений. Им стали обозначать костную мозоль, образующуюся вокруг вправленного перелома кости; мозоль, которая тверже самой кости. И, наконец, слово приобрело значение полной потери чувствительности; им определяют все, что отвердело настолько, что оно совсем стало бесчувственным.

Вот говорит Павел, на что похожа жизнь язычников. Она настолько очерствела, что потеряла способность чувствовать. Ужас греха заключается именно в том, что он ожесточает людей. Действие греха на человека можно проследить. Сначала человек смотрит на грех с ужасом, и когда он грешит сам, сердце его сжимается в раскаянии и сожалении.
Но если он продолжает грешить, то наступает время, когда он теряет всякую чувствительность и способен совершать самые постыдные дела, вовсе ничего не чувствуя. Сознание его очерствело.

Павел употребляет еще два ужасных греческих слова, характеризуя языческий образ жизни. Он говорит, что они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всяческую нечистоту с ненасытимостью.
Для распутства Павел употребил греческое слово аселгеиа. Платон определял это слово как "бесстыдство", а другой автор как "готовность к любому наслаждению". Учитель Церкви Василий Кесарийский (ум. в 379 г.) определил его как "состояние души, неспособной подчиняться дисциплине".
Но главная отличительная черта аселгеи в следующем: обычно безнравственный человек пытается скрыть свой грех, а человек, движимый аселгеиеп, даже не заботится о том, насколько он возмущает общественное мнение, если только он может удовлетворить свои желания.

Грех может так захватить человека, что он теряет всякое чувство приличия и стыда. Человек становится похож на наркомана, который сперва тайком принимает наркотики, но потом начинает открыто умолять дать ему этот яд, без которого он уже жить не может. Человек может настолько привязаться к водке, что ему все равно, если и увидят его пьяным.
Человек может настолько стать рабом своих половых влечений, что ему даже все равно, кто бы ни увидел его при удовлетворении их.
Человек без Христа делает все это с ненасытимостью.

Ненасытимость, плеонексиа, еще одно ужасное слово, которое греки определяли как "надменную алчность отвратительную любовь к обладанию", "противозаконное желание вещей, принадлежащих другим". Его определяли также как намерение человека, всегда готового пожертвовать интересами своего ближнего ради удовлетворения своих желаний. Плеонексиа - непреодолимое желание иметь то, на что у нас нет права. Это может привести к воровству, к затаптыванию других в грязь или к обольстительным похотям.

В языческом мире Павел видел три большие опасности. Он видел, что сердца людей были настолько ожесточены, что они даже не сознавали, что грешат; что люди настолько попали под власть зла, что потеряли всякий стыд и всякое чувство приличия; что они настолько стали рабами своих желаний, что не заботились о том, чью жизнь разрушали, коль скоро они могли удовлетворять свои желания.

Эти же грехи господствуют и сегодня в мире, где нет Христа; грехи, которые отовсюду вторгаются в жизнь безбожников и шествуют по улицам всех больших городов.
Павел убеждает своих новообращенных друзей покончить с такой жизнью. Он говорит очень ярким языком: "Отбросьте старый образ жизни, как вы сбрасываете старое платье; оденьтесь в новое; отбросьте ваши грехи и оденьтесь в праведность и святость, которые вам может дать Бог". Добавить к этому и нечего.

4:23,24 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

Что это значит "обновиться духом ума вашего"?
Когда человек живёт собственным умом, то делает выводы и действует на основании собственного опыта и опыта других людей, или просто следуя своим желаниям, не задумываясь о последствиях.
Когда человек узнаёт о намерениях Бога и о Его критериях различения добра и зла, то он начинает понимать, какие из взглядов, бывших у него до того – совпадают с Божьими, а какие - нет. И если человек желает следовать за Христом, то он начинает приводить свои взгляды в согласие со взглядами Бога.

4:25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Живя в мире, люди часто говорят неправду, когда это выгодно. Среди Божьих служителей не должно быть так потому, что сам Бог никогда не лжёт, а отцом лжи является его противник сатана. Чем полезна правда? Тем, что зная её, человек может видеть полную картину и принимать эффективные решения с пользой для христианского пути.

Единственное, что следует учитывать - это то, что есть истина о Божьем, а есть истина о личном. Первая дарит жизнь слушающим её и добавляет оптимизма, поэтому её всегда говорить стоит.
Вторая - иногда дарит беспокойство, разочарование или даже злорадство, утяжеляя жизнь людям (например, не стоит спешить сказать истину соседке о том, что муж ей изменяет: Иисус иногда молчал вместо того, чтобы говорить истину).
Христиане должны научиться любить людей, понимая, что правда - правде рознь. Не стоит нагружать людей без острой нужды своей личной правдой – если христиане желают ближним добра.

4:26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
Очень часто в комментариях к этому стиху пишут о том, что мириться нужно до захода солнца. На самом деле всё гораздо проще: есть такое выражение "помрачился умом". То есть в разуме и мыслях - мрак и темнота.
Когда человека переполняют эмоции и он даёт им волю, то они затмевают способность ясно мыслить. То есть, если солнце – источник света для разума, то эмоции в этом примере выступают в роли мрака от чёрной тучи.

В данном тексте речь идёт о гневе. Гнев - это одна из тех самых эмоций, последствия от которой могут быть наиболее пагубными и разрушающими. Это можно хорошо увидеть на примере египетского фараона, который, поддавшись гневу, потерял способность здраво мыслить. Все (любые) эмоции, даже самые положительные, если их не контролировать - могут затмить солнце здравомыслия и нанести вред в принятии решений.

Итак, гневаться – это нормально, но согрешать при этом – нельзя: христианин обязан научиться управлять своими эмоциями так, чтобы их возникновение не причиняло никому вреда.

4:27 и не давайте места диаволу
Есть два хороших примера тому, как можно дать место дьяволу: первый - это Иуда, он ходил вместе со всеми апостолами и ученики до последнего не увидели, что предатель именно он. Явно Иуда не делал ничего плохого, лишь подворовывал понемногу из ящичка для пожертвования и через это дал место дьяволу .
Позже он глубоко сожалел об этом и не смог жить с тем, что проделал через него дьявол, найдя в Иуде для себя место.

Второй - как бы и вымышленный, но по сути - верный, это из Гоголевского "Вий", когда нечисть упорно искала три ночи хоть какую-то щель в защитном кругу.

Так и христианину не обязательно быть нечестивым во всём. Достаточно развить в себе желание игнорировать заповеди Божьи в чём -то одном. Если знать, что поступаешь не по Христу и не прикладывать усилий для того, чтобы перестать поступать неправильно - этого дьяволу будет вполне достаточно для того, чтобы воспользоваться нами в своих целях в нужный для него момент, найти в нас «щель» и занять в нас своё место. К чему это может привести - показал Иуда Искариот.

4:28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
Павел показывает, как закрыть одну из "щелей" в христианине, через которую может в него проникнуть дьявол. Мало перестать делать зло - нужно научится ещё и делать добро. И трудиться своими руками, заметим, Павел советовал не столько для своего живота, сколько для возможности помочь тем, кто не может по какой-то причине трудиться сам.

4:29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
Зачастую люди считают, что грех заключается в действиях, слова же - не так уж и важны и грехом не считаются. Павел показывает, что это не так. В Новом Завете нет деления грехов на более тяжкие и менее тяжкие: как за плохие слова, так и за воровство или убийство - можно лишиться надежды попасть в Царство Божье. Христианин во всём должен подражать Христу. Ведь невозможно представить себе Христа, говорящего пошлости, нецензурные слова либо просто глупости.

4:30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
День искупления для христиан настал в день, когда Иисус, принеся себя в жертву, воскрес, поднялся к Отцу на небеса и выпросил у Него для своих учеников святой дух (иного утешителя, Ин.16:7; Евр.9:11,12).
С этого момента христиане всех времён не должны были бы оскорблять святой дух.

Как можно оскорбить святой дух? Использованием его не по назначению, пренебрегая той целью Всевышнего, с которой святой дух был послан христианам.
В Ветхом Завете Святое -Святых был местом пребывания духа святого .
В Новом Завете дух Божий должен был бы пребывать в помазанных христианах, и своим образом жизни они должны были бы показывать, что принадлежат Всевышнему и отражают Его качества.
Представьте, чего бы заслуживал священник, который начал бы грешить в Святом-Святых, например, украл бы что-то из ковчега, выражался бы нецензурной бранью или привёл бы туда блудницу?

Люди часто не хотят видеть, что сознательно нарушать заповеди Божьи - это и есть оскорбление духа святого. Поступая так, мы показываем, что не почитаем за святыню жертву Христа, претерпевшего за нас ради освящения нас (чтобы мы стали своего рода "святым-святых" - жилищем духа святого). Он терпел муки несправедливые, а нам не хочется мучиться и терпеть неудобства из-за необходимости поступать по Божьим принципам: дескать, пусть лучше Христос потерпит за нас, покрывая наш грех своею кровью.

4:31,32 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Гнев человеческий не делает правды Божией. И не угоден он Богу- не только в делах, но и в словах. Павел побуждает ефесян не просто не делать и не говорить друг другу злого, но научиться сострадать, прощать и быть добрыми. Жить в собрании так, как живут хорошие добрые родственники - означает быть друг другу на деле братьями и сёстрами, понимая, что у нас один на всех небесный Отец.

ЕФЕСЯНАМ главы: 1 2 3 4 5 6 




ПИШИТЕ НАМ:    Jwanswers@mail.ru