ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Деяния Святых Апостолов -
24  глава

ДЕЯНИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28   

24:1  Через пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла.
Обвинители  Павла   не заставили себя долго ждать:  через  5  дней примчались  
известный  по  событиям  с  Христом   первосвященник  Анания   с начальствующими,  
настолько сильно  они жаждали  крови  Павла.

с... ритором Тертуллом.  Тертулл был, вероятно, иудеем из диаспоры. Он знал римские законы и, по всей видимости, свободно говорил по-латински. (Женевская)

24:2,3   Когда же он был призван, то Тертулл начал обвинять его, говоря:
3 всегда и везде со всякою благодарностью признаем мы, что тебе, достопочтенный Феликс, обязаны мы многим миром, и твоему попечению благоустроением сего народа.
Вступление  речи  к  Феликсу  без дифирамбов не обошлось:  как же без заискивания расположить его  к тому,  чтобы он  без труда обвинил Павла? Этим  дипломатическим  приёмом - похвалой перед  тем,  как  добиваться своего – пользуются  все,  кто  хоть  сколько - нибудь обучен тактике ведения серьёзных переговоров.

24:4-7  
Но, чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением.
5 Найдя сего человека язвою [общества], возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси,
6 который отважился даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону.
7 Но тысяченачальник Лисий, придя, с великим насилием взял его из рук наших и послал к тебе, 
8 повелев и нам, обвинителям его, идти к тебе. Ты можешь сам, разобрав, узнать от него о всем том, в чем мы обвиняем его.
В  таком коротком заявлении  они умудрились обвинить  Павла   в   возбуждении  мятежей   среди  Иудеев,  в   распространении  Назорейской  ереси  и  в  осквернении  их 
храма.  Обвиняя  Павла,  они  обвинили  и   тысяченачальника   Лисия  заодно,  сделав   из  них  обоих мятежников  и  нарушителей  порядка  в  Римской претории:  знали,  на  какую мозоль Феликса давить:  мятежи  в  Иудее  Римом  не  приветствовались.

24:9-13  

9 И Иудеи подтвердили, сказав, что это так.
10 Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело.
11 Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения.
12 И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение,
13 и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня.
Феликс, однако, не спешил верить обвинителям:  он  дал  слово и обвиняемому, который имел возможность опровергнуть слова обвинения. Более того,   Павел  мог  объяснить  Феликсу, что у  его  обвинителей   даже   доказательств    против   него  никаких  нет,  ибо  на  самом деле он  не делал ничего из того, в чём его обвиняют.

Слово обвинителей - против слова обвиняемого.  Однако  презумпция невиновности  в  том,  что НЕ  подсудимый  должен  доказывать  свою невиновность,  а  в  том,  что  обвинители  ДОЛЖНЫ ДОКАЗАТЬ  вину подсудимого. Против Павла доказательств не было.  Ну и речи  о  казни Павла, значит,  и   быть  не могло.

24:14-21   
Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках,
15 имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают
Все  иудеи  верили  в  то,  что  для  мёртвых  настанет  день  воскресения;  когда  умер  Лазарь  -  Марфа  именно  об этом  и  сказала,  произнеся:
Знаю,  что  воскреснет  в  воскресение,  в  последний  день (Ин.11:24)  Иисус  Христос  не  принёс  новое  учение о  воскресении,  он  просто  показал,   что  воскресение  мёртвых (в  чём  многие  сомневались  к  его  приходу)  - возможно,  для   укрепления  веры  в это  он  и  воскресил  нескольких  человек.

16 Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.
17 После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения.
18 При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом.
19 [Это были] некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы предстать пред тебя и обвинять меня, если что имеют против меня.
20 Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедрионом,
21 разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за [учение о] воскресении мертвых я ныне судим вами.
Павел   и  пред  Феликсом не упустил возможности проповедовать о своей  вере   в надежде,  что, может,  учение  о  воскресении   праведных  и  неправедных  его  заинтересует. Кто знает,  когда люди  начинают  думать  о  смысле жизни?
Итак:  слово  обвинителей – против слова обвиняемого  . Как поступит Феликс?

24:22   
Выслушав это, Феликс отсрочил [дело] их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении.
Феликса,  как  ни  странно,  заинтересовало  учение,  о  котором  говорил Павел. Он принял решение послушать учение Павла,  а  обвинителей,  не имеющих никаких доказательств  против  апостола,  оставил  ни  с  чем   в  ожидании  прихода  Лисия,  могущего  рассказать  подробнее  о  претензиях  Иудеев  к  Павлу.

Очень  мудрый  подход:   сначала  обстоятельно  узнать  о  предмете  спора  и   о всех  подробностях  из  разных  источников,  а  уж  потом  -  и  решение   судейское  выносить.  Не  одну  только  сторону  обвинителей  выслушать.

24:23   
А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему.
И снова  зложелатели  остались с  интересом  неудовлетворённым,  а  Павла  посадили  в приличную  тюрьму:  всё,  что  хочешь – делай,  гостей принимай,  ешь и пей без ограничений.
Не сильно-то  Феликс  пред иудеями расшаркался  и  угодить  им  расстарался.

А   сам  Павел  -  язва общества  с  их точки зрения  – Феликсу очень даже приглянулась,  потому он  и отдал  такие  лояльные распоряжения в адрес заключённого,  желая  слушать  от  Павла  учение  о  воскресении  и  Иисусе  Христе.
И  хотя  жена  была  у  него  Иудеянка,  но  Феликс – не Артаксеркс,  а  Друзилла – не  Эсфирь.  Не стал  Феликс  ради  жены  Иудеям  угождать.

Друзилла.  Дочь  Ирода  Агриппы I (12,1-23)  и  сестра  Ирода Агриппы II (25,13; ком. к 26,3)  и Вереники ( 25,13) Друзилла  развелась  с  Азизом, царем Эмесским (Сирия)  и  вышла  замуж за Феликса, римского  прокуратора.  Она погибла вместе  со  своим  сыном  Агриппой  при извержении вулкана Везувия в Помпее в 79 г. по Р.Х.  (Женевская)

24:24,25   
Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.
25 И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
Учение  Христово  заинтересовало правителя настолько, что он и жену свою привёл послушать. И Павел  рассказывал   им  о многом:  о  понятии праведности  Божьей,  о воздержании  и  о  суде Божьем:   как видим, проповедь о  вере  во  Христа - многогранна  и  не только  о  личности Христа  повествует.

Феликс  забеспокоился, слушая  проповедь  Павла,   видимо,  было что-то, от чего «шапка»  на нём  возгоралась  и  совестила. (некоторые   историки  считают, что он  уговорил  Друзиллу бросить  мужа  своего  и  уйти  к  нему   при  помощи  чародея  Атома – в этом была причина беспокойства (ком. Баркли)  Но  это  не  факт,  что  именно  это  испугало Феликса).

Таки  страшно  впасть  в  руки  Божьи  с отчётом за все свои прегрешения -  было,  наверное, чего бояться правителю.

24:26   
Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним.
Интересная  деталь   всплыла:  Феликс  не  обязательно  потому  часто беседовал  с Павлом,  что ему  нравилось  учение  Христово.  Интерес  у  него был   не  очень  духовный,  скорее  -  меркантильный:   за  деньги  он  готов  был Павла   отпустить  и  ожидал,  не  пожелает  ли  Павел  откупиться.
Забавно  выходит:   Феликс убоялся  от  благовестия  Павлова,  но,  тем  не  менее,  это  никак  не помешало  ему  ждать  взятки   от  Павла   и  не  отпускать его.

Нравилось  Феликсу    и  серебро,  не  только  учение  Христово.  Два  года  напрасно   он  серебра  от  Павла  дожидался .
А  проповедь  ради  этого  – по  полной  программе   вынужден был, бедняга,  за два  года-то выслушать.

24:27   
Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах.
И   всё  же  Феликс  напоследок   перед  своим  уходом  «на  пенсию» пожелал  доставить удовольствие Иудеям,  оставив  Павла  в  тюрьме:  денег он  так  и  не  дождался  от  Павла,  так  пусть  хоть  Иудеи  порадуются.
Неплохой  подход  к  делу:    если  не  себе - так хотя  бы  людям   угодить  вместо того,  чтобы  ни себе,  ни  людям.
На  смену  Феликсу  пришёл  Порций  Фест.

Порций Фест. Римлянин, принадлежавший к аристократическому семейству Порциев. В отличие  от  алчного,  порочного  Феликса,  Фест  был  мудрый  и достойный человек. (Женевская)

ДЕЯНИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28  




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru