ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Деяния Святых Апостолов -
15  глава

ДЕЯНИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28   

15:1,2   Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
А  вот и первые  разногласия  между христианами  по учению  и нет в этом ничего страшного, такое  может случиться в человеческом обществе: Павел, проповедуя  в  Антиохии язычникам, не предлагал  им  обрезание принимать, а христиане - иудеи,  пришедшие  в Антиохию  из  Иудеи, учили   язычников, что если не обрежетесь по Моисееву закону - не спасётесь  от  греха  и смерти. Естественно,  это  внесло  смуту   и  преткновение   в  сердца учеников  из  Антиохии,  чем,  собственно,    разногласия  и  опасны  для  неутверждённых  в  вере  новичков.

Павел,  будучи  апостолом,  знал,  что   учит  язычников  правильно.  Но  но  не  стал  говорить  иудеям,  что,  дескать,  они  -  простые  христиане,  не  апостолы  Христовы  и  поэтому  не  знают,  как  правильно  учить. 
Павел   сначала   попробовал  аргументировать  иудеям  новое   вИдение исполнения  закона Христова  для  язычников  без  обременения  их  обрезанием,  но  состязание  в  слове  вышло немалое  и   никакой   пользы  не  принесло: Павел  не  был  авторитетом  в  глазах  иудеев,  а червячки  сомнения  стали подтачивать   веру  тех,  кто  принимал  Павла.  
Поэтому  в  собрании  приняли  решение   отправить   Павла  и  Варнаву    в  Иерусалим  к  апостолам – к  верховной,  так  сказать,  власти   христианских  собраний   того  времени  и   к  другим  старейшинам  из собраний  Иерусалима.
Только  они  могли   подкрепить  то,  чему  учат  язычников   Павел  с  Варнавой -  своим   авторитетом  Иерусалимских  столпов  веры,   против   которого  противящиеся   Павлу  иудеи  не  смогли  бы  возразить.

15:3,4   Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.
Всё собрание, из которого они отправились  замерло  в  ожидании,  ибо  знало,   какой  вопрос отправились   решать  апостолы.  Если   возникла   публичная  проблема,  то  и   не следовало  её утаивать,  но  нужно  было просто решить  эту  проблему,  посоветовавшись  с Иерусалимом: решение  Иерусалима  для   иудеев,  принесших  разногласия   в  местное  собрание,  было  бы законом.
Павел  же  с  Варнавой,  путешествуя  в  Иерусалим,  снова  времени  даром  не  теряли,  рассказывая  по  ходу  собратьям  своим  по  вере  об  обращении  язычников  к  Богу  и  этим  немало  радуя  их.

4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.
В  Иерусалиме  они  встретились  с  апостолами,  старейшинами  и собранием Иерусалима, делясь   с  ними    этой   же  радостью  и  рассказывая о том,  как    язычники  обращаются  в веру с  Божьей  помощью  от  благовествования.
Судя  по  дальнейшей  реакции  собрания,  Павел  рассказал,  что  не  заставляет  язычников  соблюдать  Моисеев  закон  и  обрезываться.

15: 5   Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев.
Итак,  реакция  на  радостное  сообщение   Павла  об  обращении   язычников  к  Господу:   христиане  из  бывших фарисеев  восстали  против  Павла  и  настаивали  на  том,  чтобы  учить язычников  обрезываться  по  Моисееву закону.   
ПРОБЛЕМА,  требующая  исследования  и  решения,  как  видим,  была чётко  сформулирована  и озвучена:  нужно  было  выяснить,  прав  ли  апостол  Павел  или  правы  христиане  из  бывших  фарисеев. 
Правоту  обоих  сторон,  разумеется,  предстояло  решить  с  точки  зрения  Бога,  то  есть  -  на  основании  Его  принципов  и  требований  к  язычникам,  а  не  методом  голосования,  к  примеру.

15:6  
Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. 
Как видим, не   все  члены  собрания  были  призваны  решать  эту  проблему:  нет  нужды  публично  выносить  разногласия  по  учению,  чтобы  не  претыкать  неутверждённых  в  вере  христиан.
Но    и  не  только  12  апостолов  должны  были  решать  её (не  только  члены  руководящего  совета  первого  века):  к  обсуждению   этого  вопроса  на  расширенное  заседание  «правкома»  собрания   христиан  древности   были  приглашены  все  ответственные  братья,  назначенные  старшими  в  собрании  Иерусалима. 
Ожидалось,  что  все  они  достаточно  хорошо  сведущи  в  Писании  и  смогут  сориентироваться  в  требованиях  Бога  к  уверовавшим  язычникам.  К  тому  же   при  обсуждении  этого  разногласия  -  они  не  преткнутся,  ибо  сильны  и  здравомысленны  в  вере  (слабых ,  не  сведущих  в  Писании  и  нездравых  не  назначали  старейшинами)

Итак,  заседание  руководящего  совета  было   расширенным,  с  участием  не только  апостолов, но  и  помазанных  старейшин  собраний.  Ибо  и  вопрос был серьёзный,  требующий  тщательного   исследования  Писания.

15:7-11  По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им…. 
Как  видим,  над  Писанием  размышляли  не  быстро,  но  и  Пётр  не  стал  лишь  своим  авторитетом  никого  убеждать,  а  взывал  к  здравому  смыслу  на  основании  Писания:
хотя  из  всех  апостолов  Христовых  Иерусалима    именно  он был  избран  Богом  для  обращения   язычников,  тем  не  менее,   не  стал  давить  на  собравшихся    именно  этим,  а  показал  саму  по  себе  абсурдность  желания  обременить   язычников  тем,  что не  смогли исполнить   сами  иудеи,  имея  ввиду  навязывание  язычникам  исполнение   Моисеева   закона:
Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

К  тому  же,  если  Бог  призвал  язычников   ко  спасению  Сам  лично  и  Своё  одобрение  выразил  излитием  на  них  святого  духа   в  то  время,  когда  они  не  обрезаны,  то  какой  смысл   требовать  от  них   обрезание,  если  Бог  крестил  их    и    решил  спасти  без  требования  обрезаться?
Имеет  ли  право  человек  требовать  от  учеников  Христа  больше,  чем  от  них   требует  Бог?  Пётр  побуждал  размышлять  присутствующих,  соединяя  Писание  и  события,  одобренные  Богом.
Собственно,  в  Писании  не  было  прямого  ответа  на  проблему  Павла,  поэтому  и  пришлось  взывать  к  здравомыслию  на  основании  принципов  Бога.   

15:12  Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
Итак,  Пётр  подвёл  всех  заседавших  к  мысли,  что   если  Бог  очистил  и обрезал сердца язычников,  то  нет  разницы,  обрезана  ли   у  них  плоть.   
После  этого  снова  дали слово  Павлу и  Варнаве,  подтвердивших  мысль  апостола  Петра  рассказами  о   всех  тех  чудесах,  которые  Бог  творил  их  руками  среди   необрезанных   язычников.  А  если  Бог  творит  чудеса  с  необрезанными,  значит,  Его  Самого  нисколько  не  смущает  их  необрезанность.
Из  всего  этого  фарисеям  должно  было  бы  стать  понятно  следующее:  если Бог  одобрил язычников   в  их  природном  виде – необрезанными – то зачем же обрезать то,  что  Бог  и  в таком  виде  принял?  И  почему  не  принять  тех,  кого  принял  Бог?
Таки  было  над  чем  поразмышлять  фарисеям.

15:13-20     Затем выступил  Иаков,  приводя   места  Писания  и  совмещая их  со здравым смыслом  в  отношении  того,  что  и  Петру  открылось  принятие  Богом язычников  в  необрезанном  виде.  Иаков  показал  на  Писании,  что  просто исполнилось  пророчество  о принятии    Богом  других  народов,  вот   и  вся  премудрость:
И с сим согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

Как  видим,  невозможно  найти  правильное  решение без исследования Писания и использования  здравого  смысла.
Незачем  искусственно  воздвигать  трудности  для  обращения  язычников   в христианство, пусть  соблюдают  самый  необходимый  минимум  из  требований Моисеева  закона,  который  и  для  христианина  важен,  чтобы  не  оскверняться  им  блудом,  идолопоклонством, употреблением  крови  и  плохими  поступками.  И всё,  и  хватит  с  них. 
Так  рассудил   апостол  Иаков  по  Писанию  в  поддержку  апостолов  Павла  и  Петра.

15:21     Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.  
Так  как  с  Моисеевым  законом  все  иудеи   имели  возможность  ознакомиться,  посещая  синагоги  каждую  субботу,  Иаков  предложил  и  для   язычников  написать  минимальный  перечень  напоминаний  о  требованиях  Бога,  чтобы  и  у  них  было  от  чего  отталкиваться,  ступая  на  путь  Христов.

Предложение  Иакова     записать  решение  Иерусалимского  совета   было  разумно:  его  можно будет показывать во  всех   других  случаях  «восстания» иудеев  против  НЕ  обрезания язычников  и  не  соблюдения  закона  Моисеева.
К  тому  же  с этим решением должны ознакомиться все собрания христиан, чтобы все имели возможность говорить ОДНО мнение, сложенное на основании исследования  Писания  многими братьями  из  Иерусалима.  Решение Иерусалимского христианского   собрания  всё  же имело бОльший авторитет, чем  слова  отдельных  Павла  или  Варнавы.

Следует  добавить,  что  Моисеев  закон  на  тот  момент с  обрядовой  частью  поклонения  Иегове  -  действовал,  ибо  пока  ещё  действовал  храм  с  «заштопанной»  завесой:  не  было   у  христиан-иудеев    ещё  ясного  переосмысления  в  том,  что  смерть  Христа  отменила  исполнение  всей   церемониальной  части  Моисеева  закона.  Когда  римляне  разрушили  храм,  тогда  стало  понятно,  что  больше  некуда  ходить  и  негде  приносить   жертвы,  тогда  же  и  появилась  возможность  понять  слова  Христа  о  том,  что  оставляется  вам  ваш  дом  пуст (Мтф.23:38)  в  смысле,  что  Бог  больше  в  рукотворных  храмах  не  живёт.  И  что  старую  заплату  к  новой  одежде  лепить  глупо (Мтф.9:16)
Но  пока  что  иудеям   казалось  немыслимым  перестать  исполнять  все  требования  Моисеева  закона, поэтому  и  по  инерции,  и  в  силу  религиозной  привычки  многие  христиане-иудеи  продолжали  подчиняться  требованиям  Моисеева  закона. 

Впрочем,   иудей,  ставший   при  Моисеевом  законе  ещё  и  христианином – исполнением  закона,  понятно,   не  согрешал.  Просто   ему  нужно  было  перестать  навязывать  и  другим  тот  труд  обязанностей  закона,  который  он  избрал  лично  для  себя.

15:22-23 Итак,  по  вопросу  Павла   всё собрание  в  Иерусалиме  приняло решение  послать  в Антиохию   к  язычникам  авторитетных  начальствующих    братьев  из Иерусалима  в помощь Павлу и Варнаве  с  официальным  письменным  решением   – на случай, если  иудеи  продолжат противоречить  в  тех  местах  и  настаивать  на  своём.

15:24 -29    Интересен факт,  что  в письме  указаны  имена "почтальонов" и рекомендации  о  том,  чего  следует  ожидать  от  пришедших.  Грамотно, четко и ясно  составленное  письмо  с  указанием   конкретных  целей - играет немаловажную роль  в  наставлении  читателей  письма.

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
Не  будучи  очень  многословными  в  письме,  братья  коротко  и  ясно указывают СНАЧАЛА  волю  Святого духа, а  ПОТОМ  уже  и  свою.   Не  наоборот.

Лопухин: решение собора есть изволение Святого Духа, причем действие Духа Божия нисколько не стесняет и не нарушает полной самостоятельности рассуждений и мыслей собравшихся относительно спорного вопроса.  "Духу Святому»,  … - сказано для того, чтобы не подумали, что это человеческое учение, а нам для того, чтобы внушить, что и они сами принимают это, хотя и принадлежат к обрезанным..."  

Содержание  письма  во-первых,  сообщало  о  том,  что  они  уже   в курсе  проделок  своих  по вере  иудеев,  смущающих  Антиохийцев:   это честное признание  проблемы,  возникшей  по  вине соверующих –  должно  было  бы  сразу  расположить  внимание   слушающих.
Во-вторых, они упрочили авторитет Павла и Варнавы,  проповедающих  им  слово Божье правильно  без  требования  обрезания,  что  помогло  ученикам  Антиохии избавиться  от сомнений  в  этих  братьях,  посеянных  христианами –иудеями.
В-третьих,  им  был  перечислен  минимум  требований  из  Моисеева закона, который  перешёл  и в  закон  Христов,  который  перейдёт  и  в  новый  миропорядок  Бога  навеки:

15:29  воздерживаться  от  идоложертвенного  и  крови,  и  удавленины,  и  блуда, и  не делать  другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете.  Будьте здравы.
Воздерживаться  -  означает  не  иметь  с  перечисленным  никаких  дел  в  принципе.
Выражение Будьте здравы   означает обычное  «до свиданья»  и  не  имеет отношения  к  тому, что  если  будете  исполнять  написанное – то непременно будете  здоровы (как думают некоторые читатели Библии). 

15:30,31   Собрание в  Антиохии   в  весь  период ожидания не распространяло сомнения  и панику  в  своей  среде,    оно  терпеливо  ожидало  ответ   из  Иерусалима   и   не  прекращало служить  Господу.   Дождались  и   приняли  там   слово   от пришедших,   мир  и  спокойствие,  хотя  бы  на какое-то  время, были   в  собрании  восстановлены, колебание и разделение по этому вопросу – устранены.

Нет  ничего  непоправимого и  смертельного   в  том,  что  иногда  возникают какие-то разногласия  по  учениям  в  собраниях  народа  Божьего.   Нужно  просто взять  этот  прецедент по  решению  подобных проблем – на вооружение  и  решать возникающие проблемы таким же способом.

15:32-35   Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.  Здесь  слово  «пророк»  употреблено  в  значении  «тот,  кто  наставляет,  назидает,  вразумляет,  помогает  укрепиться  в  вере»,    а   не   предсказатель  будущего -1Кор.14:3.

Силе,  пришедшему  из  Иерусалима  в  Антиохию – рассудилось остаться  в  том собрании,  Иуда решил  вернуться:   как видим, братья  могли  принимать  самостоятельное  решение  по  поводу того,  где  (в каком теократическом  районе)  им  удобнее  всего  послужить  в  какой-то  момент. Где  им  было  удобнее служить, там  они  и  оставались. 
Хотя,  понятно,  что  в  те  времена  с   выбором  места  для  служения  Богу  было  проще:  если  кто-то  принимает  неверное  решение  -  святой  дух  на  страже  и  корректирует  путь  христианина  в  случае  нужды.   

15:36- 41   А  здесь   пример ещё одного разногласия, но уже не по учениям,  а  по личному мнению  и  предпочтениям:  текущая  житейская  ситуация,  каких возникает  великое  множество  со  всеми  христианами.
Причём,  разногласия  возникли  между  двумя  корифеями,  зрелыми  мужами  во Христе.  Один из них   снова  хотел взять с собой  в  служение Марка,   своего  родственника  (Колос.4:10),   а другой – не  хотел  по  какой-то причине.

Ну  и  не  подрались,  а  просто  разошлись  по  разным   теократическим   углам,  продолжая проповедовать  каждый  - в  своём  углу,   и  слово  Божье  из-за  их  распри  не  перестало распространяться.  И ничего,  что братья расстались друг с другом  не  в самом радужном настроении.  Они за собой мосты не сжигали и громко  дверью не х лопали,  навсегда   закрывая  вход  в  сердца  друг  друга. Всё  равно  ОДНО  общее   дело делается  и  все эти временные  разногласия  потом уйдут  в  небытие,  если  братья  и  друзья  в  любви  друг у друга  остаются .

Можно  лишь   добавить, что  позже  Павел  служил  и  с  Марком   и  хвалил  его - Кол.4:10.
Значит, их  отношения в  итоге  были  нормальными.

Такое  и  сегодня   с  каждым  из  нас   может произойти:  расходятся  чьи-то  пути-дороги  во мнениях  или  вкусах,  или  в  желании  с кем-то общаться – не  беда и нет  смысла  непременно пересиливать  себя  и  находиться  там,  где  находиться   тяжело  морально  и  не  очень  хочется.
По разным углам – и  «дело  в  шляпе»,   если  иначе  никак  не  получается.  Лишь бы  в  этих углах слово  Божье  не  прекращало  звучать.  

ДЕЯНИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28  




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru