ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Деяния Святых Апостолов -
13  глава

ДЕЯНИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28   

13:1    Пришла  пора  Савлу  и  Варнаве,  организовавшим собрание в Антиохии, покинуть его. Невозможно вовеки топтаться на месте возле одного и того же собрания  или человека: наставил на  путь,  поводил   за  руку  какое-то  время и отпускать  надо,  самостоятельно  идти  к  Богу – таки каждому однажды придётся.

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители:  .. …
и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника….
Как  видим,  не  пошёл  Манаил  по стопам   рода  Иродов – убийц,  христианином  стал,  хотя  и  был  совоспитанником  Ирода  Антипы  Галилейского

13:2- 5   Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
В  1  веке   Бог  Сам  в  некоторых  случаях  заботился  о  том,  куда  и  кого   из  христиан   посылать   для  проповеди.  Назначив  святым  духом  Своим  Варнаву  и  Савла,  Он   побудил  их идти в  Селевкию  и  на  Кипр, но  проповедовали они там в синагогах   иудейских,  своим,  значит, в  основном.  Исходили  немало, весь остров  Кипр  пешком  прошли,   не  за  день,  надо полагать,  долго  ходили, может  и  несколько  месяцев.  

Представили,  как  такое  возможно:  ведь  надо  где-то  ночевать,  что-то есть, причём,  никто  не знает,  впустит  ли  в  дом  кто  на  чужбине  или  поганой метлой  погонит.  Вот были христиане!  Ни дома, ни тыла, одна только проповедь на сердце и неизвестность – впереди. Много ли таких христиан наберётся у Иеговы  Бога   за 2000 лет?

3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.  В  ранней  Церкви  большое  внимание  уделялось   посту  и  молитве:  задания  были  серьёзные,  работы  -  непочатый  край,  без  сосредоточения  исключительно  на  духовном  -  было  не  обойтись,  пост   помогал  сосредоточиться  на  осознании  важности  исполнения  воли  Божьей,  молитва  подкрепляла  посланников  уверенностью  в  помощи  Божьей. 
Возложение  рук  в  данном  случае  могло  обозначать  лишь  подтверждение  тому,  что  Варнаву  и  Павла  на  служение  призвал  Бог  -  для  всех  остальных  членов  Церкви,  кто  не  слышал  повеления  Бога  через  слово  святого  духа.

5 Имели при себе и Иоанна для служения... -   Иоанна  - Марка, того самого, которого   они   взяли с собою из Иерусалима в Антиохию  (12:25).  Служение   Марка  могло  быть  разным,  главное,  что  он   помогал  им  справляться  с  выполнением  их   христианской  миссии.  

13:6   Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
Не   всегда  принадлежность  к  народу  Иеговы  и  способность показывать чудеса говорят  о том,  что  „чародей” – от Бога-Второз.13:1-3.
Ведь это Павел  в   Вариисусе   лжепророка   вычислил,  а  до  этого  все  думали, что это пророк – настоящий,   от  Бога.

13:7,8   который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.8 А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
Этот  лжепророк пристроил седалище своё неплохо – у проконсула.  Немало  способов  у  сыновей  дьявола,   чтобы  отвратить от веры,  и  даже люди разумные,  каким  был  проконсул  Сергий,  попадаются  на  удочку их:   либо чудесами  и  исцелениями  уловляются,   либо   умными  рассуждениями  увлекаясь.

Ну пристроился  удачно -  и  пристроился,    и сидел бы себе тихо, когда проконсул решил слово Божье - от Павла и Варнавы послушать,   глядишь  -  и  отсиделся бы и дальше бы жил себе припеваючи,  под  Божьего  прока  маскируясь.
Так нет  же – надо обязательно вмешаться  и  начать  умничать  в  противостоянии  Божьим словам:  ну как же,  ведь  можно  такую  „крышу”  в  лице проконсула  потерять, если он заинтересуется больше Павлом с  Варнавой, чем им,  ведь проконсул – муж РАЗУМНЫЙ, и  ясно, что  в  состоянии  ересь  от разумных  слов   Божиих  отличить.

А  вот  как   Павлу  удалось  до  такой  важной  персоны  с  проповедью  христианской   добраться  -  остаётся  загадкой,  недаром,  как  видно,  именно  ему  выпало  свидетельствовать  пред  царями  и  высокопоставленными  вельможами:  всё  же  высшее  образование   и  обучение  при  ногах   Гамалиила  даром  для  него  не  прошло  (22:3):

Проконсул  Сергий Павел. Возможно, это был Луций Сергий Павел - должностное лицо в царствование Клавдия; он затем стал проконсулом (главой сенатской провинции) в Пафосе на Кипре (ср. 18,12). Палестина, напротив, была императорской провинцией, во главе которой стоял прокуратор, подотчетный непосредственно императору, а не сенату.  (Женевская)

13:9-11   Павел  вынужден был  защитить  слово  Божье  и  разоблачил во всеуслышание  лжепророка,  разъяснив,  что  лжепророки – это  сыны  дьявола и враги  всякой  правды:

сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
Пути  Господни  - прямы,  и  предлагающие  уклониться  от  них  вправо или влево, сознательно, или  нет  -  этим  служат  дьяволу  независимо  от    того,  осознают они  это   или  нет.
И   для  того,  чтобы показать превосходство силы Божьей – Павел при помощи святого духа ослепил  волхва  на  время,  для  вразумления:

11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
 

Иногда,  кроме  как  отрезвляющим  «ударом в темечко»- вразумить противящихся или хотя бы остановить  извержение  ереси - иного способа просто нет. Сейчас конечно такого не происходит,  но  есть   верное  мнение,  что   те,   кто  будут  пытаться противостоять  помазанникам  Божьим  в   распространении   слова  Божьего  - непременно   совсем  ослепнут  духовно  и  не  смогут  принять  слово  Божье  для  своего  спасения.  

У   современных  христиан,  понятно,    нет  силы  так эффектно противостоять   сегодня  противникам и  доказывать  свою  правоту,  поэтому   зачастую  бывает,  что  говорящим ложь  -верят  охотнее,  ибо    лжецы   больше  обещают  и  при  этом  ещё   и  дорогу   в  рай  шире  предлагают,  да  и   усилий  меньше  у  лжецов  прилагать  обещается.  Но  если   благоразумно  говорить   и  поступать  будем,  то  те,  кто  не  удобств  личных,  а   именно  Бога  ищут   -  непременно   смогут различить   правду  Божью,   ибо  об  этом  Дух  Божий  позаботится.

13:12   
Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню
Проконсул  был  впечатлён,  но,  как  оказалось,   вовсе  не  чудом ослепления,  а  УЧЕНИЕМ Господним  и   уверовал  в  Христа,  на  что  и возлагались  надежды  Павла.  
Как  видим,  кто на что обращает внимание, тот тем и впечатляется.

Вот  и  выходит,  что   проповедовать  слово  Божье  в присутствии противоречащих и любящих поспорить  (лжепророков  или  просто  из  вредности  противоречащих) -  сложнее  и  может  оказаться  мало  эффективно.   Сначала  от  спорщиков  полезно  было  бы  избавиться приемлемым  способом  (поскольку ослепить нынче не удастся), и лишь  затем появится  шанс, что  учение  Господне  в  спокойной  обстановке  сможет проникнуть в  сердца  слушающих.
Вот  почему  самая  эффективная  проповедь  -  это  проповедь  в  виде  индивидуальной  беседы.  

13:13-15   Павел не задержался  надолго у проконсула:  дело  сделано,  проконсул  обращён  в  веру,  надо  двигаться  дальше,  в  Антиохию  Писидийскую.  Марк  в  этом  путешествии  их  оставил,  вернувшись  в  Иерусалим:
Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую ...
Эту Антиохию, расположенную в ста шестидесяти километрах к северу от Пергии, близ границы Фригии с Писидией, обычно называли Антиохией Писидийской, чтобы отличать ее от другой Антиохии, Сирийской. (Женевская)

Для  начала  они  с  Варнавой  нашли  там синагогу и присели послушать местных учителей: 
14...и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

Что интересно, система обучения в синагогах позволяла говорить каждому, у кого было  что сказать  народу  по  слову Божьему  (современным  христианам  так  не  жить):
Им просто предложили  говорить  и  они  воспользовались  случаем:  не   стали чинить раздрай, вырываясь на сцену без приглашения:
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

Опять таки:   во  враждебной  обстановке   сеять слово Божье  намного  тяжелее,  а  воспринимать  -  ещё  более  тяжелее,  ибо   если  и  в  мирной  – дьявол  выклёвывать  семена истины  умудряется,  тем  более  для  этого  благоприятны  ему раздоры  и  распри.

13:16-26   
Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.....
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

Прежде, чем Павел перешёл к кульминации проповеди о Христе, он подробно и от начала призвания Моисея напомнил Израилю хорошо знакомые истины,  читаемые  каждую  субботу  в  синагогах,   показав, что прекрасно ориентируется в законе Иеговы и истории Израиля, не чужак своим, значит, и не дилетант - настроил ухо слушателей на нужную волну.
Кроме  того,  он   показал,  что  не  на  новом  и  не  на  чуждом  Израилю   основании  строит, а  на  Моисее и  пророках -  на  том,  что  им  очень  хорошо  знакомо.

13:27-30   
Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.29 Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
Указав    пророчества  на  Мессию,  он  показал  и  КАК они исполнились на  Христе,  но  даже после  упоминания о  том,  что  свои  же  начальники   из  иудеев  его убили - народ продолжал слушать,   ибо   Павел   смягчил  обвинение:  они  просто  НЕ  УЗНАЛИ  его,  не  разглядели  в  нём  царя  Господня,  потому  такой   вот  конфуз  с  ними  и   вышел.  Но  всё хорошо,  так  и должно  было быть  по  Писанию,   Иисус  снова жив, ибо  воскрешён Богом,  потому  и  послано  всем  слушающим  -  слово   Божье  о  возможности  спастись

13:31,32    Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
Павел обратил внимание на то, что после воскресения Иисус являлся далеко  не всем  подряд, а только  тем ученикам, кто был с ним от начала и до конца,  ибо  они  имели возможность поверить  воскресшему  Христу, остальные – просто  бы  не  верили  и  могли  бы считать, что это не Христос воскресший,  а  просто  духи  развлекаются.
Теперь  те,  кто  видел  его   как  до,  так  и  после воскресения – являются   верными  свидетелями его воскресения,  готовыми  всему  народу  подтвердить, что  Христос  жив.  И, собственно,  это основная благая весть для всего Израиля, ибо  Бог  благоволил исполнить обещанное для Своих детей в первую очередь.

13:33-41  
как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, [о сем] сказал так: Я дам вам милости, [обещанные] Давиду, верно.35 Посему и в другом [месте] говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.
38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
Павел  подытоживает  проповедь,  разъясняя  ещё  и  суть событий по убийству и воскресению Христа: благодаря этому произошло искупление и прощение  грехов всем, верующим  слову Божьему о Христе.

39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.
 Иудеи  при  помощи  закона  Моисеева  не  имели  возможности  достичь  той  степени  праведности,  которая  может  дать  жизнь вечную.  Теперь  же  у  всех,  кто  принимает  Иисуса  Христа  как   Мессию, эта  возможность  появилась.

40 Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:41 смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.
Даже  после  этих  слов  на  удивление  проповедь  прошла  мирно, Павел очень деликатно показал не очень приятные для слуха  иудеев стороны, и слово Божье удалось посеять в них и  в язычниках с Божьей помощью.

Как  строилась   проповедь   апостола  Павла?  Цитата  из  Писания плюс толкование,  разъясняющее  отрывок  от  пророков.    Такой  же  самый  подход  можно  применять  и  для  сегодняшней  проповеди.  Зачем  изобретать  велосипед? 
 
13:42-44   
При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители [Бога], обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
на  проповедь Павла отреагировали многие и сами просили прийти ещё раз в субботу с проповедью. И Павел пришёл, почему - нет, если просят? Весь город  собрался послушать Павла, слово Божье, которое говорил Павел, разнеслось  слушателями  за  неделю так активно, что и Павлу необязательно было проповедовать, приглашая на следующую субботу.

Как  видим,   за  алчущим  и  жаждущим  узнать  что-либо  из   Слова Божьего  - не надо гоняться  и  уговаривать  его  на   исследование  Писания. Он САМ ищет возможность  узнать,   сам   находит  и время и силы,  несмотря  на заботы и  проблемы.
Лукавят все  те,  кто  говорят,  что  сегодня  не  хватает  времени  для  чтения и исследования  Писания,   дескать,  работа,  семья,  проблемы  и  прочие  отговорки.    Но   на самом  деле - не  хватает   всего  лишь  ЖЕЛАНИЯ.
Не  думаем,  что  у  язычников  Антиохи  Писидийской  не  было  ни  работы,  ни  семей,  ни  проблем  житейских.  Возжелали  услышать  слово  Божье  от  Павла  -  и  сразу  время  для  этого  нашли. 

13:45   
Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
Ну  и  понятно, зависть заела почтенных иудеев:  на  их проповеди столько народа никогда не собиралось.
Теперь  они стали  сопротивляться  и  противоречить Павлу,  роняя  авторитет слова Божьего и Павла заодно – противоречиями  своими.
Распространённый  метод  сеять  сомнения  в  слушателях,  подрывая  авторитет говорящего.

13:46    
Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Павлу  не  оставалось ничего, как разъяснить иудеям дальнейшее исполнение пророчеств  на Христа:  хотя  они – первые,  к  кому  благоволил  Бог послать Христа,  но  Бог  не будет  сильно и  долго  их  уговаривать:  если  не цените  Его  и сына  Его  вы,  родные дети –  то у  Бога  найдётся к  кому обратиться,  к  язычникам:   они  с  благодарностью  оценят всё, что сделает для них Бог. Если  заботу  Отца  не  ценят  родные – ну что ж, отныне родными Ему станут те,  кто оценит  Его заботу.
Это  принцип  преимущества  детей  по  духу,  ценящих  заботу отца -  пред детьми  по  плоти, пренебрегающими  отцом.

13:47-49    
Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли.48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.49 И слово Господне распространялось по всей стране.
Язычники, понятное дело – несказанно обрадовались слову Божьему о них,  и  было чему  радоваться:  наконец,  они - не  второсортные  люди  в  глазах Бога,  как  приучили  их думать   о   себе   иудеи.  
Приняли  слово  Божье все,  предуставленные  к  вечной жизни. То есть - это все, кто  на  тот момент  был  готов  и  морально и физически воспринять то, что говорил Павел  о  будущих  замыслах  Бога  в  отношении  вечной  жизни  для  человечества.  

Но  означает  ли  это,  что    все остальные  -  не предуставлены  к  вечной  жизни?  Нет, разумеется,   ведь  у  каждого  до  смерти  есть  верная   возможность сделать  правильный   выбор.  Кто-то  его  раньше делает, а кто-то позже.

13:50   
Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов
Однако  иудеи  мало  обрадовались  такому  повороту  событий:  как  же,  их  славу  и  исключительность  -  только  что  развенчал  какой-то  там  Павел!   Самое  интересное,  что  мужи  иудейские  спрятались  за  хрупкие    дамские плечики   в  желании  наказать  апостола  за  такую  дерзость.
Наверное,  женщины обладают особым умением затевать качественные скандалы и подстрекать к  бунту,  если  для  того,  чтобы противостать Павлу и Варнаве – иудеи  прибегли  к их  помощи.
Там,  где  мужчина  не  справляется с поднятием бунта  на  корабле  - и  женщина  сойдёт. «Шерше ля фам» - искать женщину не помешает  во  многих  светопреставлениях  и  местного  и  мирового масштабов, начиная  от  ссор  между  друзьями  из-за  женщины  и  заканчивая  войнами  на смерть - по  той  же  причине.  

13:51,52    Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию
Павлу  с  Варнавой  пришлось  убраться  по  добру  по  здорову  из  тех пределов,  но  дело сделано:   язычники  призваны  словом  Божьим  ко  Христу,  исполнились  святого  духа  и  радости  от  того,  что  их  призвал  Бог  на  служение,   переживать не о чем  и  надо держать путь Христов дальше.
Не стали они пытаться оправдываться и доказывать, что иудеи, к примеру, неправы. Нет смысла вразумлять тех,  кто  настроен НЕ вразумляться.  И н ет смысла топтаться на одном месте, когда ждут другие места.  Тем более, если  в  этом  месте,  где топчешься - жить не дают.

Думаем,   конечно,   надо   повторно  в  таких  случаях   возвращаться  и    через   какое-то  время  снова  людей навещать:   как,  собственно,  сами  апостолы     и  поступали  в  надежде  на  то,  что  со  временем  многие  меняют  свои  личные  религиозные  убеждения  по  разным  причинам  и  в  следующий  раз  могут  прислушаться  к  благой  вести –Деян.14:21

52 А ученики исполнялись радости и Духа Святаго.
Однако  оставляя  после  себя  учеников  Христа,  которых Бог  укреплял  при помощи  духа  святого,  можно  было без  особых  беспокойств  продвигаться  дальше,  что  апостолы  и  делали.

ДЕЯНИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28  




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru