ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Деяния Святых Апостолов -
10 глава

ДЕЯНИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

10:1,2 И среди язычников встречаются богобоязненные и чтущие Творца, и семьи свои содержащие в благочестии и творящие множество добра людям. Не только Израиль на это сподобился.
О Корнилии, римском сотнике, сказано как о благочестивом и богобоязненном человеке.

Корнилий, сотник из полка …благочестивый 2152 и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
… одобряемый всем народом Иудейским (10:22)

Некоторые христиане, желая оправдать становление воинами христиан (службу в армии, например) используют это выражение «благочестивый воин», показывая, что поскольку в Библии воин назван благочестивым, значит, служба в армии и участие в войнах угодны Богу.

Проверим, так ли это?
Слово, переведённое как «благочестивый», по Стронгу обозначает следующее:
2152 εσεβς
благочестивый, набожный, благоговеющий.

Помним, что Корнилий был язычником, а язычники были отчуждены от Бога Израилева. Корнилий же, в отличие от остальных римских воинов, творил невозможное для язычника: давал милостыню народу Божьему и молился Богу Израиля. ПОЭТОМУ он назван благочестивым. А вовсе не потому, что был римским воином и воевал.

То есть, Библия называет НЕ профессию воинов благочестивой, а людей, признающих Бога Израилева - Богом и для себя. Так уж получилось в римской армии, что и некоторые воины оказались благочестивыми, т.е. боящимися Бога Израиля.

Из текста Деян.10:7 также видно, что Корнилий призвал из бывших с ним воинов не всех, а всего лишь одного - благочестивого. Далеко не все воины из его сотни были благочестивыми.

А вот какими «богобоязненными» были остальные римские воины, например:
9 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие."
(Деяния 27)

Итого, что имеем по оправданию христиан, берущих оружие в руки - текстом «благочестивый воин»:

1) не профессия «воин» названа благочестивой, а человек из профессии «воин». Поэтому профессию «воин», даже кратковременного призыва в армию, где учат пользоваться орудиями убийства и убивать – нельзя считать угодной Богу.

2) христиане должны поступать по примеру Христа, запретившего Петру использовать орудие убийства даже для защиты своей жизни от врагов по принципу «вложи меч твой в ножны» , ибо кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом (Откр.13:10).

3) после принятия Христа человек (в т.ч. и воин, и вор, и спекулянт в прошлом и участник любого поприща, нарушающего принципы Бога) должен отложить прежний образ жизни ветхого человека... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. (Ефес.4:22-24).

4) Предсказывая период новых отношений между Богом и человеком в будущем, пророк Исайя показывает принцип, по которому будут жить все, кто в Новом Завете примет для себя Бога Израиля:

и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис.2:2-4)
Иисус Христос первый, кто показал на деле, как этот принцип непротивления злу насилием - должен проявляться в жизни христиан: вложи меч (орудие убийства) в ножны даже если угрожают твоей жизни, возлюби врага своего, подставь правую щёку, если бьют в левую.
Для христианина послушание Богу - дороже спасения собственной жизни. Ниже узнаем, почему был крещён воин Корнилий - без ожидания его обращения от воинского дела.

10:3-6 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Итак, благочестивый Корнилий молился всё время Богу о конкретной просьбе: о спасении всего дома своего, и потому был услышан Богом, и потому разъяснил ему ангел, что же надо делать, чтобы спастись ему и дому его.
Но опять же, не ангел дал слова жизни Корнилию, он просто был посредником, направившим его к Петру. По сути ангел сказал: именно от Петра-христианина можно будет услышать слова жизни, которыми спасешься ты и весь дом твой.

Так что для спасения - мало быть просто хорошим и милым человеком: Бог предлагает через своих поклонников-вестников уникальную возможность стать похожими на Его сына уже в веке этом. Ну а наше дело либо согласиться, как это сделал Корнилий, либо отказаться и дальше оставаться просто милыми и добрыми людьми с туманной перспективой на будущее.

Правда, стоит сказать ещё о том, что Корнилий откуда-то знал о возможном спасения от Бога Израиля и о том, ЧТО это спасение означет. иначе он не смог бы о спасении просить

10:7,8 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
Корнилий не всем подряд рассказал о явлении ангела и не кого попало послал выполнять повеление ангела: благочестивых слуг своих для этой цели избрал, чтобы могли выполнить повеление в точности.

Бог же позаботился о "состыковке" всех участников предстоящих событий по призванию язычников: и Пётр рядом оказался, и Корнилий уже готов был принять Христа к этому времени. Оставалось подготовить Петра, ревностно отвергающего язычников.

10:9-16 На другой день. Путники прошли пятьдесят километров, разделяющие Иоппию и Кесарию, за два дня. (Женевская)
Очень не малое расстояние преодолели посланники к Петру.

Бог знал, что Пётр сам по себе не примет посланников язычника Корнилия, ибо иудеи с язычниками не общались. Потому преподнёс ему дивное видение, в котором нужно было есть нечистое с точки зрения Петра.
Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.15 Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Заметим, что точка зрения Петра не была его личным капризом, она базировалась на точке зрения Моисеева закона, а потому - сопротивление Петра можно понять: велика сила религиозной привычки.
Пётр не сразу сообразил, что есть нечистое ему велит Сам Бог, ведь Бог не может предлагать делать что-то нечистое! А если это велит Сам Иегова - значит, Его отношение к нечистому раскрылось глубже, ибо он неизменен и не может себе позволить сегодня запретить общаться с язычниками, а завтра - разрешить без веской на то причины.

Петру показали, что для Бога нет ничего нечистого теперь, после того, как Христос очистил всех от нечистоты греха.
Однако Пётр не смог молниеносно принять другую точку зрения на нечистоту без команды «думать!»: Богу пришлось ТРИЖДЫ повторить новую точку зрения на нечистоту ПЕРЕД ТЕМ, как к Петру придут язычники. И к моменту прихода язычников Пётр пребывал в размышлении и полном недоумении от того, к чему всё это с ним проделали свыше: всё же невозможно менять свои убеждения без переосмысливания и без понимания оснований перемене, даже если об этом просит Сам Бог. Только полное доверие Ему помогает в таких случаях.

Очень правильно было со стороны Петра не просто бездумно действовать по слову Божьему, не понимая ЧТО он делает, действуя так, а постараться узнать у Бога смысл своих действий.
Благодаря этому Пётр не просто выполнил Божье поручение, но и понял замысел Бога в отношении принятия язычников - в принципе, а не только Корнилия с семьёй в качестве исключения. И что отныне - повеление «не общаться с язычниками и даже не есть с ними» - с этого времени утратило свою актуальность для иудеев.

10:17-20
Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, - вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
Затем Бог сказал Петру под воздействием святого духа о том, чтобы НЕ сомневался принимать гостей, идущих к нему: мозги Петра не успели заснуть после видения и это помогло ему дальше понять суть происходящего - в связи с принятием сотника Корнилия, ради принятия которого Бог и дал Петру такое видение.
Как видим, Бог не всегда пользуется открытым текстом и не разжёвывает всё Своим служителям, как младенцам. Они должны научиться сами понимать духовный язык небес: ЗНАЧЕНИЕ или СМЫСЛ требований Иеговы не лежит на поверхности, до него часто надо докапываться, как до сокровищ, сокрытых в недрах земли, напрягая свой разум и анализируя замысел Бога в целом.

10:21-23
Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
Подготовленность Петра помогла ему больше не перечить Богу, а сделать то, что следовало сделать, не задавая лишних вопросов: он пошёл к язычнику Корнилию несмотря на то, что вчера и третьего дня относился к язычникам, как к нечистым и не достойным принятия благословений Бога Израилева.

Пётр стал свидетелем момента излития нового света на учение Божье о язычниках, причём, прямо противоположное тому, чему он был обучен ранее. Как он это воспринял? Поняв, что следует изменить свои прежние взгляды - он ни в Боге не разочаровался, ни веру свою не сломал. А всё почему? Потому что имел возможность
этот свет от самого Бога услышать и вместить глубину замысла Его о язычниках.

Сегодня, конечно, с этим проблема: не говорят с нами с небес. Но Писание в этом - тоже немало помочь сможет: разве важно откуда голос Бога звучит - с небес ли, со страниц ли Библии? Главное – слышать и внимать ему.

10:24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей
Хорошо, когда поводом для встречи служит именно такой мотив: желание послушать Слово Божье, а не просто посудачить о том, о сём и чайку попить в компании.
Корнилий пригласил на встречу с Петром всех своих родственников и друзей, и немалое получилось собрание у него благодаря небольшой его проповеди об ожидаемом приходе Божьих служителей.
Вот вам, пожалуйста, и язык: когда орудием неправды служит, а когда и пользу немалую людям приносит. В зависимости от того, кто и как им пользуется.

10:25-27
Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.27 И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся.
В порыве хороших, искренних чувств Корнилий совершает акт неуравновешенного самоуничижения и сверхпочитания Петра: падает к его ногам. В ответ на такое проявление чувств Пётр не молчит, почивая на лаврах самодовольства, но отрезвляюще исправляет Корнилия, говоря: «Я - ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!»
Пётр подразумевает под этим, что такие вещи - НЕ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ надо проделывать, а пред Богом и лучше всего – невидимо пред другими и в сердце своем.
Как бы ни был Пётр хорош, как бы ему ни было много дано с небес, не стоило его делать объектом для раболепия и почитания даже из любви и признательности к нему.
В эту ловушку очень часто попадали и попадают до сих пор - многие поклонники Бога, возведя в ранг "звезды" – человека, наставляющего в слове Бога. Не к себе следует прилеплять слушающих слово Божье, а к Богу и слову благодати Его.

Как сегодня можно поклониться условному «Петру» вместо Бога и стать идолопоклонником? Не обязательно буквально падая в ноги современным «Петрам». Достаточно абсолютного послушания и доверия им независимо от того, ЧТО требуют или ЧТО говорят «Пётры».
Но есть разница между тем, чтобы поклониться Петру, припав к его ногам в знак благодарности, или - в абсолюте подчинившись ему, не проверяя по Писанию - Божье ли требует «Пётр» или своё. Ибо поклониться в ноги в знак благодарности не означает, в сущности, сегодня акта поклонения. А вот абсолютное послушание человеку - означает поклонение ему.

10:28,29 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
Пётр, сопоставив события и видение, к этому моменту уже вместил, ЧТО имел ввиду Бог, заставляя его есть нечистое. И открыл собравшимся тайну Божью о том, что отныне для Бога нет чистых иудеев и нечистых язычников: Корнилий прекрасно знал об отношении иудеев к язычникам, как к людям низшего сорта. Отчасти потому он и пал к ногам иудея, не брезгующего его домом. И для него важна была эта информация.

10:30-33
Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий и весь дом его был настроен СЛУШАТЬ и внимать всему, что скажет Пётр, Божий служитель. Их богобоязненные сердца были расположены принять благую весть Бога (не Петра) - чрез Петра. Это необходимое условие для желающих стать христианами: понимать, что так велит Бог, а не человек и настроиться послушаться повеления Бога, высказанного человеком.
Корнилию незачем было перепроверять – от Бога ли Пётр на самом деле или от себя лично пришёл, ибо ему чётко было сказано самим Богом, что от Него – Пётр.
А нам сегодня не повезёт так, как повезло Корнилию: пришедших от имени Бога – таки не помешает проверить по Писанию, от Бога ли они или от себя говорят?

10:34, 35
Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
Бог не на лицо приближающихся к Нему смотрит, и не на национальность, а на сердце человека: всякий, живущий по заповедям Божьим - дорог Богу.
Слава иудеев как привилегированного народа Божьего отныне была развенчана иудеем-Петром.

10:36 - 41 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

Пётр разъяснил «собранию язычников» кратко суть благой вести, которую Бог повелел нести всем христианам, но не в том объёме по всему Ветхому Завету, в каком нуждались иудеи, знающие пророчества, а в сокращённом варианте: главное о Христе, о посланнике Бога с небес, умершем и воскресшим для блага всего человечества, о спасителе всех живущих от смерти и освобождении их от греха и о будущем судье живых и мёртвых, то есть, о Миллениуме ещё Пётр им рассказал. Не было нужды давать им столько информации, сколько они не смогли бы усвоить за один раз. Даём столько, сколько способны вместить слушающие, если, конечно, нас положительный эффект интересует, а не собственное желание высказаться в свободные уши ( Марк4:3)

Бог духом святым и силою помазал Иисуса из Назарета ...
Обратили внимание на два дара свыше для Иисуса: и дух святой и сила от Бога были даны ему. Что это означает?
Помазание духом святым - означает "Бог открыл Иисусу Христу духовное понимание всего Своего замысла на земле в отношении его земной миссии", как помазаннику Своему (1Иоан.2:20,27).
Наделение силой свыше означает наделение Иисуса способностью совершать чудеса при помощи силы Бога.

Обратили внимание также на то, КОМУ являлся Христос после своего воскресения: 41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога.
Так что Христос сам знает, кому и когда открываться, поэтому неудивительно, что массового принятия Христа и пути его - в человечестве не наблюдается.

10:42
И Он повелел нам проповедывать людям ...
Нравится это кому –то или нет, но факт есть факт: обязанность проповедовать слово Божье - свидетели Иеговы не сами себе придумали.

и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
Иисусу надлежит провести суд над живыми и мертвыми.
Кто такие живые?
Прежде всего - это дом Божий, с которого начнется суд перед Армагеддоном (1 Пет. 4:17). Все христиане, кому доведётся жить в этот период, будут справедливо оценены Христом: из «невода» - из собраний Божьего народа, из Дома Божьего - собравшего народ к Богу на благую весть, будет выброшена плохая, негодная «рыба» для её гибели в Армагеддоне, туда же, «во тьму внешнюю», где будут находиться все остальные отъявленные нечестивцы Земли. См. разбор притчи о неводе .

Каких ещё живых он будет судить?
Тех, кто будет воскрешён к жизни в Миллениуме: кто из них не пожелает принять Христа и Божий путь жизни после воскресения, тот потерпит урон от смерти второй.

Ну а как Иисус будет судить мёртвых?
Он произведет суд над теми, кто ожидает участи своей в прахе земли: от его решения зависит - воскреснет или нет спящий в прахе для жизни в Миллениуме.

10:43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Именно об этом спасительном качестве Мессии говорили все древние пророки: каждому, кто примет его как своего спасителя от греха и смерти - будут прощены грехи со всеми вытекающими последствиями (возможностью жить вечно)

10:44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.

Чудо помазания святым духом язычников произошло с ними ДО принятия водного крещения, но и без принятия водного крещения - полноты посвящения Богу не получится: Тогда Петр сказал: 47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа.
Из-за того, что иудеи запрещали язычникам креститься в знак покаяния крещением Иоанновым для принятия Христа в очищенное сердце, Бог поднял их авторитет в глазах иудеев чудом свыше. Так Он помог не только язычникам "подняться", но и иудеям -"опуститься" до принятия язычников в качестве Божьего народа.

Мы рассмотрели недавно случаи помазания сразу после крещения (Иисус, евнух), через некоторое время после водного крещения ( самаритяне и Симон-волхв), а здесь – случай помазания особенный для того, чтобы все христиане из иудеев будущего убедились, что Бог призвал язычников и не запрещали им больше креститься водным крещением , считая их нечистыми по привычке Моисеева закона, и - не отвергали их жедлания служить Богу через Иисуса Христа. Так Бог открыл двери веры и язычникам. Пётр и у них стал камнем церкви «языческих» христиан. Да и камень преткновения иудеев - по неприятию язычников благодаря миссии Петра у Корнилия - был, наконец, убран. 

Итого, по крещению воина- сотника Корнилия: сотник Корнилий, язычник, был единственным в своём роде исключением, ради которого Иегова нарушил "последовательность" посвящения на служение Себе (ведь сначала следовало креститься водой во имя Иисуса, а затем - и дух святой можно было надеяться ожидать (Деян.2:38). Сделано это было лишь для того, чтобы сломать традиционно плохое отношение к язычникам со стороны иудеев и показать им, что отныне иудеи больше не должны разделять людей на иудеев и нечистых: все чисты, кто желает служить Иегове, принимая искупление Христа Его.

Уникальный пример сотника Корнилия не может служить правилом для крещения военных и одобрения профессии военных - в христианстве: он стал единственным исключением из общего правила - ради демонстрации иудеям новой воли Иеговы в отношении язычников. Просто на тот момент не было среди язычников более достойной для принятия Иеговой кандидатуры, нежели этот сотник Корнилий.

ДЕЯНИЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28



ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru