Исследование Библии - Новый Завет
ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Откровение святого Иоанна богослова -
20 глава

ОТКРОВЕНИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13/1 13/2 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Вступление: Глава повествует о тысячелетнем царствовании Иисуса Христа (Миллениуме), которое начинается после окончания века сатаны (после уничтожения империи дьявола и полного истребления его подданных посредством излияния на Землю семи чаш гнева Иеговы, Откр.16).
Показывает период перевоспитания тех потомков Адама, кого Бог пожелал видеть в Миллениуме: при помощи небесного правительства Христа все они будут учиться жить по Божьим принципам и правильно поклоняться Иегове (Евр.1:40). Этот же период перевоспитания жителей Миллениума описал пророк Захария: обучение будет сопровождаться и мерами наказания за непослушание. Если ослушание будет незначительным, то, например, не будет дождя у них. (см. Зах.14:16-19). За преступления пред Богом согрешающие в Миллениуме будут наказаны смертью второй (Ис.65:20).

Воскресшие люди не унаследуют порок грешного Адама в виде тлеющих тел, склонных к согрешению (Римл.7:20-27): смерть первая освободит их от всех "долгов" века сего - пред Богом (Римл.6:7, Евр.9:27), поэтому в новом мире люди смогут "родиться" от большего Адама - Иисуса Христа. Благодаря его искуплению, позволяющему подарить им возможность жить ещё раз (Римл.6:23) - "при выходе из могил" по гласу Христа все получат новые тела, без порока Адама, поэтому, хотя в Миллениуме и не будет доступа к древу жизни (он будет дан после тысячелетия, Откр.21:3,4; 22:1,2) - люди с новыми телами смогут без труда прожить тысячу лет без изменений к худшему, так как будут находиться на Божьей территории. Их дети, которые родятся в новом мире - также (Ис.65:23).

Согрешить попавшим в Миллениум или нет - будет зависеть лишь от их личного выбора: в новом мире у всех будут равные благоприятные условия, чтобы не согрешать, какие были у Адама с Евой в раю. В зависимости от их выбора они смогут либо достичь святости за тысячу лет Миллениума и получить доступ к древу жизни (вечную жизнь). Либо умрут "столетними юношами" - за желание грешить (Ис.65:20).
В связи с этим напрашивается логическое предположение по поводу Адама: он тоже имел совершенное тело, созданное Богом, следовательно, мог бы жить первую тысячу лет без доступа к дереву жизни. Но, изгнанный из рая, он потому прожил меньше - 930 лет, (Быт.5:5) , а не тысячу, - что за пределами Божьего рая, видимо, совершенное тело постепенно утрачивает свои первоначальные свойства)


Глава показывает также два судебных "процесса" Всевышнего и, соответственно, два воскресения жителей земли в Миллениуме; участь дьявола после кончины его века на Земле; последнее испытание дьяволом и полную победу человечества над грехом – в преддверии дня вечного, который наступит после тысячелетия Христа.
Также эта глава объясняет значение геенны огненной и вечных мучений для дьявола, ангелов его и всех богопротивников Земли (Мтф.45:41) Подробности - в разборе.

"Арест" диавола
20:1,2
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

2Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

О ключах, «запирающих» бездну, знаем с момента, когда они были даны он падшей звезде, чтобы оная отворила её (Откр.9:1,2). Судя по тому, что ангел имеет силу и полномочия заточить дьявола в «тюрьму» на 1000чу лет – скорее всего, речь идёт о воскресшем Иисусе Христе, главе всех победителей дьявола на Земле.
Значение бездны, места заточения бесовщины - см. Откр.9:1

Что касается ангелов диавола, с одной стороны, об их участи прямо не сказано в Откровении, известно лишь, что до Армагеддона они вдохновляли нечестивых царей земли на брань против царей Божиих (Откр.16:13,14). А после Армагеддона сказано лишь о дьяволе, схваченном для ареста. Возможно, ангелы дьявола, демоны и бесы - тоже будут уничтожены при кончине века сего вместе с "козлами"- в огне, уготованном им, дьяволу и ангелам его (Мтф.25:41), ибо о бесовских духах - нигде и по ходу картины тысячелетия Христова ничего не сказано.

С другой стороны, есть в Н.З. слова бесов, ожидающих сошествия в бездну в разговоре со Христом (Лк.8:31), поэтому возможен и другой вариант участи бесов: бесы вместе с диаволом сначала могут быть арестованы в бездне на 1000чу лет, а после оных - выпущены для искушения людей под руководством диавола. Сделав свою чёрную работу, вся команда нечисти будет дружно уничтожена в озере огненном, уготованном диаволу, им и тем "козлам", кого обнаружит в обществе Миллениума последнее испытание.
Впрочем, участь бесов для понимания происходящего в 20 главе - особого значения не имеет. Главное понимать, что в Миллениуме не будет никакого пагубного влияния на жителей этого периода (Мтф.13:41). А после него - духовной нечисти в земных пределах не будет вовеки.

20:3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
Здесь показана участь дьявола в развитии: его арестовывают лишь на период тысячелетия Христова, чтобы не дать ему возможности обманывать и вводить в заблуждение народы через множество соблазнов, как он с успехом проделывал это в «своём» веке (Мтф.13:41).
По окончании тысячелетия он снова будет выпущен на свободу с определённой целью, о ней узнаем по ходу разбора.

О каких народах здесь идёт речь, если Армагеддон никто не переживёт?
О тех народах Земли, которые будут возвращены к жизни на Земле в тысячелетии Христа. Ниже увидим, на основании чего сделан такой вывод.

Первый суд Бога и первое воскресение, тексты 20:4 - 6
20:4 увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Здесь образно описан первый «судебный процесс». Проходить он будет над христианами с целью определить, кто из служителей Богу в Новом Завете достоин стать участником первого воскресения.
Всех участников первого воскресения, умерших в веке сатаны за отстаивание пути Христова, вернут к жизни до начала Миллениума в качестве небесных соправителей Христа (для «бракосочетания» с Христом, Откр.19:7,8).

и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Видим, что соправителями Христа станут святые Всевышнего (Дан.7:22): только те христиане, кто не поклонился зверю дьявола и не принял знак зверя в качестве своего «путеводителя» по жизни.
Сразу возникает вопрос: зверь показан выходящим из бездны только в конце века дьявола на 42 месяца (Откр.13:1-7).

Означает ли это, что соправителями станут только те, кто будет бороться с давлением зверя дьявола эти 42 месяца кончины века сего?
Нет, ибо в Откр.6:9-11 описана группа убиенных ха слово Бога и свидетельство Иисуса Христа, ожидающая, когда и остаток таких же, как и они - будет убит так же, как и они, дополнив некое число (как мы уже знаем - число 144 000 рабов Бога, которым надлежит стоять со Христом на небесном Сионе в качестве его соправителей, Откр.7:3,4;14:1).

То есть, вся эта группа 144 000 рабов Бога, одинаково убитых в Новом Завете, образно претерпела гонения от звериных правителей века сего за отстаивание интересов Бога и Христа Его – каждый в своё время. Поэтому вся она и стала участниками первого воскресения.
А последний зверь олицетворяет собою всех «звериных» правителей века сего, притеснявших народ Бога во все времена

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Этот же процесс в Библии показан в виде вознесения на небеса церкви первенцев для воссоединения с Христом (1Фессал.4:16,17; 1Кор.15:52): если церковь первенцев взяли на небеса, стало быть, суд Вышних над ними состоялся и судьи выяснили, кто из христиан удостоился чести стать соправителем Христа.

Поскольку Бог подбирал «невесту» для сына своего (Мтф.20:23) – Ему и решение принимать на небесном заседании суда, кому из христиан сидеть на небесных престолах рядом с Христом.
Этот судебный «процесс» описан также и Даниилом: верховный судья в нём – Бог, судьи - команда Его духовных помощников (Дан.7:9,10, 21,22; Откр.4:1-4).
(заметим, выражение "царствовать со Христом" не означает жить припеваючи в роскоши и великолепии царственных особ, как думают некоторые исследователи, ожидая для себя беспечной жизни на небесах. Оно означает "править": соправители Христа будут править тысячу лет. Над кем? Над народами земли, Откр.20:3, о которых ниже узнаем подробнее).

Для этой группы оживших соправителей Христа слово "ожили" использовано С ПОЯСНЕНИЕМ, в каком смысле они ожили
. И пояснение это приводится ниже, в 6 тексте: они ожили в том смысле, что смерть больше не будет иметь над ними власти и пагубно влиять на них. Чего нельзя сказать о всех остальных, кто попадёт в тысячелетие Христа - не в качестве соправителей, а в качестве жителей Земли:

20:5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
Соправители Христа (церковь первенцев) – это участники первого воскресения, о них сказано, что они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет.
Все остальные жители земли, умершие смертью первой в этом веке (Евр.9:27) - не стали участниками первого воскресения. К ним относятся все остальные христиане, кроме церкви первенцев, и жители времён Ветхого Завета.
О них сказано, что они
не ожили до окончания тысячи лет. То есть, они пока что не избавились от влияния смерти второй - в отличие от соправителей Христа. Поэтому в тысячелетнем правлении и будут случаи, когда среди возвращённых к жизни на Земле - кто-то будет умирать за грехи (Ис.65:20). Ниже об этом будет подробнее.

Многим кажется, что здесь в буквальном смысле речь идёт о том, что всех остальных будут оживлять после тысячи лет.
Но тогда возникает вопрос:
"над кем же будет править тысячу лет небесное правительство, если после Армагеддона земля будет пуста и в тысячелетии никого не будет?"

Вспомним также и о народах, которые будут жить на Земле целую тысячу лет в условиях ареста дьявола и потому - отсутствия обмана (Откр. 20:3).
Как эти народы смогут попасть в Миллениум, если в этом веке смерть первая поглотит всех потомков Адама (Римл.5:12; 6:23) - а в Миллениуме их якобы оживят только после тысячи лет?

Следующий текст покажет, что слово «оживут» - означает нечто большее, нежели просто выйти из могил по гласу Христа и проявлять признаки жизнедеятельности: оказывается, можно выйти из могил, строить, садить виноградники и т.д., но не "ожить" в Библейском смысле этого слова - что и ожидает прочих целую тысячу лет:

20:6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Выделили ключевую мысль значения слова "ожили" - для участников первого воскресения:
со времени своего «выхода из могил» участники первого воскресения сразу шагнут в вечность:
смерть вторая - на них не будет оказывать больше никакого влияния (второй раз они никогда не умрут)


То есть, Библейское понятие «ожил» означает не просто вышел из могилы по гласу Христа, как, например, Лазарь умерший (Ин.11:4,39, 43,44). Но -гораздо больше:
"стал святым и потому достиг вечной жизни". Кто "ожил" в Библейском понятии, тот избавился от жала смерти - от власти греха над собой, а потому - и от влияния смерти в принципе, победив свою греховность (Откр. 2:26,27; 1Кор.15:56).

Понятия "ожил", "воскрес из мёртвых" и "достиг воскресения из мёртвых" 
(Флп.3:11) -суть одно и означает, что "оживший" по внутренней сущности уподобился Христу и, стало быть, тоже стал святым сыном Бога, который больше никогда не умрёт:
Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим.6:9;5)
 
О Библейском значении воскресения из мёртвых написано также здесь:
а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых …. умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. (Лк.20:35, 36).
Как видим - и здесь в качестве признака достижения истинного воскресения из мёртвых
- показана невозможность умереть второй раз.
 
И если об участниках первого воскресения сказано, что они избавлены от влияния повторной смерти, как сыны воскресения, то прочие из жителей Земли - ещё попадут под влияние смерти второй в Миллениуме после того, как их выведут из гробов в качестве народов, живущих без обмана в условиях справедливого правления Христа (Откр.20:3; Евр.11:40)

Стало быть, о прочих нельзя сказать, что они «ожили» в Библейском смысле и стали святыми детьми Бога (сынами воскресения) - до тех пор, пока и они по примеру соправителей не избавятся от жала смерти -от греха - и не "получат" жизнь вечную.
И поскольку о духовном состоянии прочих выяснится только после тысячи лет (после последнего испытания дьявола, Откр.20:7-10) -потому о них и сказано в Откр.20:5, что прочие же из умерших не ожили (не избавились от влияния смерти второй) доколе не окончится тысяча лет.

Вернёмся к сообщению Откр. 20:6 о соправителях Христа:
они будут царствовать с Христом тысячу лет.
Над кем?
Над этими прочими: их выведут из могил в Миллениуме в качестве народов Земли для жизни в условиях справедливого правительства, отсутствия обмана и соблазнов (Откр.20:3). Но вся тысяча лет будет временем их духовного возрождения ("оживления") и духовного совершенствования при помощи соправителей Христа (Евр.11:40). 
А после тысячи лет Бог будет определять, кто их них "ожил" и достоин стать вечным жителем райской планеты.

О жизни народов в Миллениуме рассказал не только пророк Захария (14:16-19), но и пророк Исайя:
хотя жизнь народов и будет проходить там в благодатном труде и рождении детей на счастье (Ис.65:21-23) - однако, смерть ещё может уничтожить восставшего против Бога грешника - во второй раз:
если кто-то проживёт в таких условиях сто лет, не старея и не согрешая, а после - согрешит грехом, заслуживающим смерти в глазах Бога – то он умрёт ещё раз (Ис.65:20). То есть, смертью второй.
(текст Ис.65:20 сообщает о жителе Миллениума, так как после Миллениума смерти для жителей Земли не будет в принципе, Откр.21:3,4. А до Миллениума (в этом веке) столетние жители не могут быть молодыми юнцами)

Именно в этом – в смерти согрешающих – и проявится влияние смерти второй на тех жителей Миллениума (на народы из Откр.20:3), кто не сподобится попасть в категорию соправителей Христа (участников первого воскресения для небес).
 
Почему только после тысячи лет станет известно, кто из жителей Миллениума «ожил» и избавился от влияния смерти второй (достиг святости детей Бога)? Об этом - следующие тексты о последнем испытании дьяволом.

Последнее испытание человечества дьяволом

20:7,8 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
Для сравнения приведём ещё один перевод, буквальный, Одинцова-Белинского
и выйдет обмануть народы, которые на четырех углах земли Гога [], собрать их на сражение, которых число их – как песок морской.

Разберём по отдельности:
Число их, как песок морской: как помним, Аврааму и далее Иакову/Израилю было обещано размножение потомства в бесчисленном множестве (числом с «песок морской», Быт.22:17; 32:12) Новый завет поясняет, что речь шла о духовном потомстве: о верующих в Христа так же, как веровал в него Авраам (Гал.3:7,9)

За тысячу лет правления Христос вернёт к жизни множество «праведных и неправедных», избранных для жизни на Земле в Миллениуме (Деян.24:15; Ин.5:28,29). С помощью команды своих соправителей эти люди будут воспитаны в отсутствии соблазнов и искушений диавольских, они будут честно трудиться и рождать детей на счастье (Евр.11:40; Ис.65:21-23).
В результате все, кого не уничтожит смерть вторая по ходу тысячелетия и кто доживёт до конца тысячелетия - сформируются в духовных потомков Авраама в количестве песка морского, как и было обещано Аврааму
(то есть, не число мятежников исчисляется таким огромным количеством, а число живущих в Миллениуме. Почему сатана пойдёт обольщать народы земли Магога и Магога - увидим ниже)

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей
После тысячелетнего «ареста» дьявол снова будет выпущен на свободу (Откр.20:2) для того, чтобы испытать общество ходящих путём Бога - на прочность их убеждений и желания ходить путём святых детей Бога:

и выйдет обольщать народы, о народах Миллениума сказано также в Откр.20:3 (ἔΘνος — народность, нация, род; мн.ч. язычники, племена). Речь здесь идёт о роде людском (о роде духовных потомков Авраама), сформированном в тысячелетии в качестве служителей Бога.
То есть, народ Бога в Миллениуме, скорее всего, будет упорядоченно "разбит" по родам, по новым семействам.
В итоге там станет много разных семейств (племён, родов, народов).

находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань;
Гог и Магог: Магог в Быт.10:2 назван как родоначальник племен или родов сынов Иафета. Гог в земле Магога (Иез.38:2) - родственник Магога - тоже один из родоначальников народа многочисленного, потомков Иафета.

Но почему сатана пойдёт обольщать народы земли Магога, потомка Иафета?
И откуда возьмётся стан святых, который будет окружён полчищами соблазнённых «гого-магоговцев» (Откр.20:8)? Выясним.

Как помним, Писание сообщает о трёх родах, населивших Землю в «новом мире» после уничтожения древнего мира в потопе: о родах Сима, Хама и Иафета Быт.9:18,19
Благословение праведника Ноя своим сыновьям на их прообразах помогает раскрыть причину существования в Миллениуме двух «видов» жителей: «стана святых» и «гого-магоговцев» - потомков Иафета (ни одного хама в Миллениуме не будет, а если кто и превратится по ходу в «хама» - смерть вторая уничтожит его, Ис.65:20):
26 Потом сказал: благословен .. Бог Симов;
27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему
. (Быт.9:26,27)

Прообраз потомства Иафета и Сима перенесён в Миллениум:
Сим, ставший впоследствии родоначальником народа Бога через Авраама (Израиля по плоти) - символизирует «стан святых»: людей, истинно достигших святости детей Бога за тысячу лет (благословен Бог Сима)
Иафет символизирует род «Магога и Гога»: ту категорию людей Миллениума, в целом, как и Иафет, не скомпрометировавших себя плохим поведением, потому они дожили до конца тысячелетия и выглядят вполне святыми в отсутствии соблазна, ничем не отличаясь внешне от истинно «святых», «веселясь в шатрах Сима» (живя в среде святого общества конца Миллениума)

Появление же диавола и его соблазна выявит, кто есть кто - из всех жителей Миллениума, кто мнимый «святой», а кто истинно достиг святости и духовного совершенства:
диавол, «предлагая свои соблазны», образно будет «обходить» Землю Миллениума и обнаружит род поддающихся соблазну (род «Иафета/ Гога/ Магога»).
Но будут там и стойкие к соблазну люди: они и составят «стан святых» Всевышнего.
В результате общество Земли образно «разделится» на два «лагеря»: диавол , посулив им нечто, сможет собрать полчища соблазнённых им мятежников («гого-магоговцев») и возжелает с их помощью притеснить «стан святых», стойкий в вере:

20:8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
Итак, диавол с полчищами мятежников, собранных в землях «Гога и Магога», решит восстать на «стан святых» и город возлюбленный.

Город возлюбленный - в данный момент это небесный «Иерусалим» или небесное правительство Христа. В сиянии его славы и живёт «стан святых» Всевышнего (в отличие от мятежников земель «Гога и Магога», восставших против небесных правителей)

Этот текст поясняет, чем диавол сможет соблазнить некоторых жителей Миллениума, составляющих полчища мятежников: видимо, он побудит их желать места на небесных престолах. Поскольку и они, дескать, стали святыми - они тоже имеют право занять небесные престолы. Мятежники посягнут на место «богов» или «правителей» над святыми жителями Земли. Собственно, порок тщеславия и желания быть «богом» для людей - проявится в дьяволе и после тысячи лет «ареста», он так и не вразумится, чтобы обратиться от злых дел и помышлений своих.
Как, например, может выглядеть окружение «стана святых» и небесного Иерусалима? Например, хитростью «магоговцы» заявят о себе как о полномочных представителях небес и назначат новых руководителей над святым обществом Божьего народа под видом того, что Бог повелел сменить князей, рожденных Христом и его «женою» в тысячелетии (Пс.44:17) - на других, на ставленников дьявола. Дьявольский обман будет состоять в том, что эта перестановка одобряется Богом. Но истинные дети Бога распознают подмену Божьего духа и тем самым проявят себя в качестве «стана святых»  

Это последнее испытание дьяволом и выявит, кто из доживших до конца тысячелетия Христа (избежавших смерти второй по ходу тысячелетия, Ис.65:20) на самом деле стал истинно святым, а кто оказался фальшивой подделкой под святого.

За весь период тысячелетия и при помощи последнего испытания дьяволом, можно сказать, произойдёт «естественный отбор»: те, кому не понравится жить в условиях Божьего правления и кто решил всё же противиться установлению Божьего миропорядка - того уничтожит смерть вторая, как по ходу тысячелетия (столетних и старше юношей, ис.65:20), так и - мятежников "гого/магоговцев"

А кто, дожив до конца тысячелетия, выдержит стойко ещё и последнее испытание дьяволом, сохранив преданность Богу - тот покажет тем самым, что достиг святости детей Бога и крепок в своей убеждённости идти путём святости всю вечность.

Примечание: призвание дьявола для последнего испытания после тысячелетия Христова и побуждение Гога напасть на народ Бога, собранный в безопасной земле тысячелетия - было предсказано ещё Иезекиилем (Иез.38:2,8,9).
В этом же времени Бог
освятит Своё имя, спасая «стан святых» Своих детей  и, уничтожая, как источник зла, так и возлюбивших зло (Иез.38:18-23)
В результате - погибнет дьявол и все народы Гога/ Магога, которые он успеет соблазнить (Откр.20:7-10). Покажем некоторые тексты:
21 И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его
Божьи дети восстанут против сторонников Гога, чем и докажут, что они - «стан святых»)

Тексты Иез.39:12,13, разъясняющие дальнейшие события после расправы с дьяволом и его полчищами Гога и Магога – образно показывают широту размаха картины уничтожения сторонников зла:
12 И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. 13 И весь народ земли будет хоронить [их] ….

Среди стана святых будет весь воскрешённый Израиль по плоти, обратившийся ко Христу, как и было обещано патриархам (Быт.17:8,48:4; Римл.11:26), а также - другие народы Земли, воскрешённые в Миллениуме и избравшие Божий путь жизни после выхода из могил в Миллениуме.

20:9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
Иезекииль также предсказал, что дьявола, Гога и полчища его уничтожит Иегова Бог, а не Иисус Христос, что подтверждает исполнение пророчества Иезекииля о Гоге - после тысячелетия Христова, сравните:
Иез.38:22: И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу;
и
Откр.20:8,9: И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9
И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их.
 
Дьявол и его сообщники ("гого-магоговцы") не успеют причинить вред стану святых на земле. Как только общество Земли при помощи дьявола разделится на святых и мятежников против правления Христа - Бог вмешается и уничтожит всех мятежников огнём той же самой «геенны огненной или озера огненного», каким уничтожит диавола и ангелов его, как написано:
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону (козлам): идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мтф.25:41)

То есть, по сути дьявол поможет произвести окончательное разделение человечества на овец и «козлоподобных» людей - после тысячелетия: все, кто из жителей Миллениума будет уничтожен навеки - уподобятся "козлам" из притчи об овцах и козлах.

20:10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
После уничтожения огнём соблазнившихся «гого/магоговцев» - и сам искуситель будет уничтожен навеки тем же самым огнём от Бога (в озере огненном, Мтф.25:41).
В этом образном «озере» при кончине века сего были уничтожены зверь дьявола и лжепророк.
После тысячи лет ко всей "команде" нечестивых века сего – в «огненное озеро» будут добавлены все нечестивые Миллениума и дьявол.
Что означает «озеро огненное» - узнаем позже из текстов Откр.20:14,15

мучиться день и ночь во веки веков в связи с мучениями возникает вопрос:
как помним, для нечестивых людей, с одной стороны, в Откр. 20:9 сказано, что огонь с неба пожрал их. То есть, они не будут мучиться вечно.
А с другой, здесь и в Мтф. 25:41,46 сказано, что нечестивые люди будут вечно мучиться вместе с дьяволом, зверем и лжепророком.
Будут ли мучения в «огне геенны» всей этой группы нечестивцев - буквальными?
Послание Иуды 7,8 и 2Петра 2:6 помогут выяснить значение мучений для нечестивых.

Иуда пишет: Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример [нечестивцам ] ......

Пётр пишет:
и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,

Из истории известно, что Содом и Гоморра были внезапно сожжены (превращены в буквальный пепел) огненной серой с неба от Бога (Быт.19:24). То есть, жители Содома и Гоморры, подвергшись (по Иуде) казни огня вечного - в буквальном смысле вечно не горят. Но уничтожены навеки огненной серой, превратившей их в пепел (по Петру).

Этот пример уничтожения навеки абсолютно всех нечестивцев Содома и Гоморры - следует знать и всем остальным нечестивцам Земли (по Петру): они будут подвержены точно такой же казни огня вечного (образно озера огненного и серного) как этой казни подверглись все нечестивые Содома и Гоморры (Откр.20:10; Мтф. 25:41,46).

Превращение в пепел или мгновенное сгорание нечестивых (огонь пожрал их, Откр. 20:9) исключает буквальные вечные мучения для нечестивых.
Эта аллегория вечных мук для нечестивых, царя века сего - дьявола, его зверя и лжепророка приводится для усиления эффекта противопоставления вечной радости, предусмотренной Богом для святых людей, Царя Божьего Иисуса Христа и истинных духовных наставников (его соправителей).

Образно все нечестивые века сего будут вечно рыдать и скрежетать зубами от зависти, как бы глядя на картину счастливой жизни святых Божьих детей, живущих в вечном миропорядке Бога (Мтф.13:50) . Но в буквальном смысле нечестивые в виде пепла не могут видеть, как счастливо живут святые Всевышнего - по причине их уничтожения навеки, ибо ни один нечестивый в земном миропорядке Бога больше вовеки не появится - так же, как Содом с Гоморрой никогда не возродятся из пепла.

Второй суд Бога
20:11
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
Итак, последнее испытание закончено: смерть вторая окончательно «очистила» общество Земли от фальшивых служителей Бога, уничтожив всех соблазнённых нечестием «гого-магоговцев».

На престоле восседает Иегова: Ему предстоит завершить этап формирования святого общества Земли для Своего вечного миропорядка.

Он Сам будет «пропускать» день вечный тех жителей Миллениума, кого, по Его мнению, без опасения можно принимать в Свою вечную духовную семью в качестве святых детей Бога. Ему предстоит выявить тех «прочих» из Откр.20:5, кому надлежало «ожить» после тысячи лет в истинном смысле этого слова –во вторую очередь после соправителей Христа: не только выйти из могил в Миллениуме, но и победить греховность, достигнув духовного совершенства святости детей Бога.

от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места имеется ввиду, что отныне будет новое устройство земного миропорядка: той «земли» (человечества) и тех «небес» (правительства), которые упразднялись в течение всего Миллениума - уже не будет: отныне на Земле останется только общество истинно святых Божиих детей, а Правителем над ними будет сам Иегова.

Этот же момент описан в 1Кор.15:22-28: как только Иисус Христос полностью преобразит человечество и избавит его от главного врага - от смерти, бразды правления над святым обществом Земли будут переданы Иегове, и с этого момента преданность Богу будет основой бытия вечности для Земли: Бог будет всем для всех.

(Иисус Христос с соправителями, как увидим в Откр.21 и 22 - будут Ему верными помощниками).

По сути здесь и далее описан второй суд Бога, который должен определить участников второго воскресения: первый суд Бога, как помним, состоялся по поводу участников первого воскресения (см. Откр.20:4,6).

Второе воскресение, Откр.20:12-15 (определение прочих –см. Откр.20:5, кто «ожил» в глазах Бога и тоже стал «сыном воскресения» - только через тысячу лет, во вторую очередь после участников первого воскресения, соправителей Христа)

20:12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Напомним, что к этому моменту смерть вторая уже уничтожила всех, кто проявил себя в тысячелетии Христа нечестивцем, и на Земле остался только «стан святых». То есть, сам по себе справедливый «суд» Божий над каждым жителем Миллениума по сути осуществлялся по ходу Миллениума: все "столетние грешники" и соблазнённые дьяволом после тысячи лет - осуждены свыше «приговором смерти второй» (Ис.65:20; Откр. 20:9). А верные Богу причислены к «стану святых» и остались в живых.
Зачем тогда показана картина второго суда Божия?

Поскольку всем потомкам Адама (жителям века сего) было обещано, что Бог будет праведно судить все народы Земли, и что каждый будет отвечать пред Богом за свои дела (Пс.9:9; 2Фес.1:5; Римл.14:12) - Бог не мог не показать верующим образную картину Своего справедливого суда над всем человечеством.

Этот образный справедливый суд Бога «разбит» в Откровении 20 гл. на два судебных заседания:
«первое заседание» было посвящено «отбору» из мёртвых христиан - тех, кто достоин жизни вечной на небесах (кто стал участником первого воскресения их мёртвых, Откр.20:4,6).
А «второе заседание» суда посвящено «отбору» из всех остальных мёртвых Земли - тех, кто по мнению Бога достоин жизни вечной на Земле (кто станет участником второго воскресения из мёртвых)

О втором суде идёт речь в этом и следующих текстах.

Рассмотрим значение всех выражений текста Откр.20:12 - в отдельности:
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом
Кто будет стоять в качестве мёртвых подсудимых - на втором суде Бога?
Подсудимыми «второй очереди» станут все остальные из мёртвых, кроме соправителей, кого в Миллениуме выведут из могил на Земле -после воскресения соправителей Христа.

Почему так думаем?

1) В буквальном смысле мёртвые стоять пред Богом не могут, стоять пред Богом могут те, кто подвержен влиянию смерти из-за греховности (мёртвые в духовном смысле, Еф.2:1)

2) суд для всех мёртвых века сего (до Миллениума) состоится при кончине века сего: кого-то из умерших первой смертью возьмут в соправители Христа, а кого-то - выведут из могил в тысячелетии в качестве «народов Земли», над которыми будет править Христос со своими соправителями (Откр.20:3).
Здесь же показан суд после тысячи лет Миллениума, значит суду подвергаются жители Миллениума (народы из Откр.20:3, живущие в условиях справедливого правления)

3) Эта вторая группа «подсудимых» будет подвержена влиянию смерти второй из-за остатка греховности - на протяжении тысячи лет (Ис.65:20; Откр.20:8,9). Потому о них нельзя сказать, что они живы в истинном смысле этого слова: до тех пор, пока Бог не признает их святыми и потому достойными вечной жизни - в глазах Бога они пока что «мертвы» (увидел я мертвых.... стоящих пред Богом)

малых и великих общество вышедших из могил в Миллениуме не будет анархичным, где каждый - сам себе хозяин: в нём будут и управители и домоправители (великие) помогающие народу Земли (малым) правильно служить Иегове и вести богоугодный образ жизни (Пс.44:17)

и книги раскрыты были…и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Участь второй группы подсудимых целиком и полностью будет зависеть от Божьего суждения о каждом из них (от Его суда).
Как видим, судить о них будут на основании их дел, совершённых в Миллениуме (за дела века сего каждый потомок Адама понёс справедливое наказание смертью первой, Римл.6:23; Евр. 4:13; 9:27).
Стало быть, книги дел человеческих, по которым будут судить «мёртвых» вторым судом Бога после тысячи лет - можно считать «книгами учёта» их дел в Миллениуме и основанием для вынесения справедливого решения, быть им участниками второго воскресения или нет.

и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни;
Книга жизни - тоже образное понятие: в неё Бог «заносил» имена всех богобоязненных по Его мнению людей от начала мира для того, чтобы знать, кого возвращать к жизни в тысячелетии Христа (Малах.3:16,17; Откр.17:8).
Как помним, некоторые люди по велению Бога будут вычеркнуты из книги жизни ещё в этом веке или не будут даже внесены в неё (то есть, в Миллениум не попадут, Второз.25:16-19;29:19,20; Откр.17:8).

Итак, в книге жизни для второго суда окажутся те, кто был записан в неё в этом веке. По ходу тысячелетия у народов, живущих на земле в этом периоде, будут рождаться дети (Ис.65:21-23). Они, надо полагать, тоже будут внесены или не внесены в книгу жизни - в зависимости от своего образа жизни.
Книга жизни и перечислит «имена» всех участников второго воскресения после того, как Иегова определится с «качеством» каждого жителя Миллениума.
В Откр.20:15 - мы ещё вернёмся к книге жизни.  

20:13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
Здесь, собственно, показан результат второго суда Божьего над «прочим», кроме соправителей, человечеством: благодаря пробуждению от смертного сна всех, кого Вышние пожелали видеть в Миллениуме - все места захоронения смерти первой, наконец, опустели.

Почему захоронения мёртвых разделены на захоронения моря и земли (ада, могил)?

Море представляет в Писании неправедных людей (Ис.57:20). Могилы или гробницы Писание представляет как места захоронения богобоязненных людей:
в гробах Израиль по плоти хоронил только угодных Богу потомков Авраама (2Прлпм.34:28; 3Цар.14:13). Не угодных Богу - в Израиле было запрещено хоронить в гробницах (2Прлп.28:19-27), их хоронили образно «в море», вместе с остальными неправедными.

Думаем, здесь образно показано, что в Миллениуме из могил выведут праведных и неправедных (Деян.24:15): море отдаст тех неправедных, в ком Бог увидел потенциал стать богобоязненными, а могилы (гробы, ад) отдали тех богобоязненных, кто не попал в категорию соправителей Христа (жителей Ветхого Завета, например, и остальных христиан).

Так исполнится предсказание о воскресении праведных (богобоязненных, но пока что не святых) и неправедных (из «моря» язычников, по какой-то причине не имевших возможности узнать об истинном Боге).

То есть, второй суд Бога после тысячелетия из Откр.20:11,12 коснётся праведных и неправедных, "приглашённых" для жизни в Миллениуме. По делам их будут судить каждого и определять, кто из праведных и неправедных Миллениума достиг святости (второго воскресения), а кто - нет (так и остался неправедным).

В итоге - море, смерть и ад отдали мертвых означает, что из власти смерти первой (могил века сего) для жизни вечной были выведены все, кого искупил Иисус Христос (искупление Христа не распространится на нечестивых как сего века, так и века Миллениума)

Так исполнится предсказание Христа о выходе из могил по гласу его - всех мёртвых. На это понадобится целая тысяча лет. Для кого-то «выход» из могил в Миллениуме окажется «воскресением осуждения» смертью второй (для делающих зло, Ис.65:20, Откр.20:9). А для кого-то (для делающих добро) - «воскресением к жизни вечной»: они сформируются в «стан святых» детей Божиих и потому войдут в вечную семью Бога (Ин. 5:25;29).

20:14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
Из-за того, что в земном миропорядке Бога смерти для святых детей Его вовеки не будет - могилы и смерть исчерпают свою суть и больше никогда не появятся в «арсенале» бытия человеческого.
Исчезновение навеки явления смерти как таковой и её следствия в земном миропорядке * (см. сноску к тексту) - захоронений (ада, гадеса, могил) - показано в виде их уничтожения в геенне огненной.
Ещё со времён Израиля по плоти известен образ геенны или огня вечного, символизирующий уничтожение навеки без надежды когда-либо в принципе появиться вновь: пепел всеобщих «Содома и Гоморры» к жизни не возрождается (см. разбор по Иуды 7,8 и 2Петра 2:6 - в Откр.20:10)

Заметим, это же явление уничтожения смерти и могил навеки в огне геенны (озера огненного) названо также и смертью второй (это смерть вторая).
То есть, всё, о чём или о ком сказано «уничтожен смертью второй» - это то же самое, что и уничтожен «в геенне огненном и серном» или «в озере огненном», суть одно: всё это становится пеплом и исчезает из бытия Бога навсегда без надежды на возрождение во всей вечности.

Размышляем: если смерть и ад исчезнут навеки - стало быть, распространённое в христианском мире учение о вечных мучениях грешников в аду - не Библейское.

Словом, через образ уничтожения навеки источника нечестия (дьявола) и увлечённых нечестием (его ангелов, мироправителей века сего, ложных духовных наставников и их нечестивой паствы) - показана полная победа справедливой системы правления Бога в земном миропорядке, возвышающей святость и уничтожающей нечестие в любых его проявлениях

Апостол Пётр говорил о том, что нечестивые древнего мира были уничтожены в потопе. А нечестивые следующего этапа века дьявола будут уничтожены в огне (2Петра 3:7).
По сути апостол Пётр предсказал уничтожение всех нечестивых потомков Адама после допотопного мира - в огне геенны (озера огненного), то есть, не в буквальном огне, а навеки.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
  * сноска: заметим, прецедент жизни грешных людей на Земле в земном миропорядке даёт право Всевышнему уничтожать любое нечестие где бы то ни было в Его мироздании в будущем - сразу "смертью второй" (навеки). Если, может, жизнь людей будет учреждена Богом и на какой-то другой планете или в каком-то другом измерении - то прецедент отношения Бога к ослушникам на Земле даёт Ему право сразу уничтожать "смертью второй" - и всех остальных ослушников мироздания. То есть, "смерть вторая" останется в Божьем "арсенале" в качестве меры наказания ослушников - навсегда.

20:15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное..  
Здесь показано важное значение книги жизни - для человечества: книга жизни, как упомянуто в Откр.20:12, перечислит «имена» всех участников второго воскресения, вписанных в неё для жизни вечной по решению справедливого суда Бога.
Если Бог не пожелает нас внести в свою памятную книгу жизни или вычеркнет из неё ещё в этом веке - то у нас не будет надежды на будущее даже в Миллениуме, не то, что в вечности Бога (мы в глазах Бога умрём «смертью второй» или окажемся в «геенне» вечного уничтожения - умерев ещё в этом веке, подобно козлам из притчи об овцах и козлах, Мтф. 25:41).

А если нас впустят в Миллениум, но мы и там поведём себя как «козлы» - то нас вычеркнут из книги жизни в последнем суде Бога навсегда (мы так и останемся «мёртвыми» в глазах Его).

Итого по второму воскресению:
В Откр.20:12-15 Бог показал, как Вышние определят кандидатуры участников второго воскресения (прочих оживших): собрали всех жителей Миллениума, мёртвых в глазах Бога, и по ходу определяли, кто какой участи достоин. «Козлоподобные» люди уничтожались по ходу тысячелетия и соблазнённые дьяволом после тысячи лет - смертью второй. А суд Бога показан образно: в виде вписывания в книгу жизни или вычёркивания из неё. И оставили в книге жизни только имена тех, кто в глазах Бога ожил во втором воскресении и достоин вечной жизни.

Итого по периоду тысячелетия правления Христа:
этот период будет благословенным в том смысле, что каждый житель Земли сможет насладиться жизнью в условиях
- справедливого правительства;
- мира во всём мире;
- молодости и крепкого здоровья в течение всей тысячи лет;
- возможности трудиться своими руками и пользоваться плодами своего труда;
- рождаемости детей на радость и счастье
- прекрасных погодных условий и высокой урожайности (отсутствия терниев и волчцев);
- изобилия пищи, собственного жилья и интересной работы;
- общения и дружбы со всеми животными
-
и т.д. и т.п. (Ис.35:5,6;Пс.36:9-11;Пс.45:10;Ис.65:21-23; Пс.71:16;36:29)

Однако явление смерти в тысячелетии Христа ещё не упразднится, поэтому из-за «смерти второй» кто-то ещё будет терять своих ближних со всеми вытекающими последствиями таких утрат. Но есть надежда на то, что духовный возраст святых Всевышнего позволит пережить эти испытания с гораздо меньшими душевными страданиями, чем в этом веке: дети Бога будут иметь точку зрения своего Отца. И если Богу будут неприятны все нечестивцы Миллениума - они так же неприятны будут и святым Его, даже если окажутся ближними.

ОТКРОВЕНИЕ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13/1 13/2 14 15 16 17 18 19 20 21 22




ПИШИТЕ НАМ:    Jwanswers@mail.ru