Исследование Библии - Новый Завет
ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Второе послание Коринфянам святого апостола Павла -
12 глава

2КОРИНФЯНАМ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Только что Павел вынужден был защищаться от ложных обвинений лже-апостолов в неблаговидных мотивах и поступках. Лже-апостолы, имеющие вес в собрании Коринфа, открыто насмехались над Павлом, подрывая его авторитет и ставя под сомнение не только его честь и достоинство, а честь и достоинство самого Иисуса, призвавшего Павла на служение в качестве Апостола.
Тем, кто называл себя в собрании "высшими апостолами" - и вынужден был отвечать Павел, против своего желания прибегая к приведению доказательств своей компетентности и полномочий, полученных от Отца и Иисуса чудом свыше. Но поскольку никто, кроме Павла, не видел того, что открыл Ему Бог - надеяться на то, что коринфяне изменят свою точку зрения о Павле - не приходилось.
 

12:1
Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
Если Павел, хваля Коринфян, мог предоставить весьма конкретные и реальные доказательства их заслуженной похвале (например, их адекватные действия по исправлению, их стремление угождать Богу), то в отношении себя самого апостол не мог
предоставить такие реальные новые факты, которые можно было бы потрогать и удостовериться в их реальности (прежние факты о Павле в Коринфе уже забыли).

Павел планировал поделиться с Коринфянами своей радостью по поводу духовного благословения, ведомого только ему одному:
видением Божьего откровения, которое в своё время сильно укрепило его решимость следовать путём Христа до самого конца. А уж верить сему или нет - в Коринфе каждый решал сам.

12:2- 4 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Апостол Павел записал о том, что однажды ему показали дивное видение благословенных условий рая на третьем небе. Так как понятие "третье небо" и "рай", увиденный Павлом, связаны между собой, имеет смысл узнать, что означает "третье небо" в данном случае?

Библия упоминает о трёх видах "неба":

первое небо - это атмосфера Земли (Быт. 8:2; Втор.11:11; 3Цар.8:35).
Второе небо - это межпланетное и межзвёздное пространство (Быт.15:5; Пс.8:4; Ис.3:10).
Третье небо - это жилище или обитель Бога, его местопребывание в духовном мире (3Цар.8:30; 2Пар.30:27; Пс.122:1)

А какая связь между раем и третьим небом?
Павлу, как и всем небожителям, был обещан рай небесный в общении с Богом и с доступом к древу жизни, где они смогут жить вечно, начиная с тысячелетнего правления Христа (Откр.2:7,11; 20:6).
Павел побывал в обители Бога и увидел восхитительное будущее, которое ожидает всех небожителей в присутствии Бога.

в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает
Всё, что Павел увидел, будучи сверхъестественным способом восхищенным в будущий рай, настолько было реальным по ощущениям, что он даже не успел сориентироваться и понять, побывал ли он в том месте сам лично или только его воображение было задействовано в просмотре картины райского будущего на третьем небе.

Почему можно быть уверенным, что здесь не идёт речь о земном раю, в котором будут жить праведные люди в эре Божьего правления?
Следующие слова Павла помогут это понять:

12:4 и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя (невозможно) пересказать.
Перевод Епископа Кассиана (Безобразова):
он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых нельзя человеку выразить.
Лопухин: Неизреченные слова - правильнее: "которых нельзя сказать человеку или человеческим языком".

Павлу дали возможность "побывать на приёме" у Бога, и то, что там происходило и что он ощутил - было нечто такое, чего Павел даже описать не смог человеческими речевыми понятиями (именно человеку эти слова передать было невозможно). 

А то, что будут видеть и испытывать люди в земном раю - в Писании уже передано множеством разъяснений и человеку все они доступны для понимания (Пс.36:11; Ис.35:6; 65:17-25; Откр.21:3,4 и т.д.).
Поэтому и можно сказать, что Павел, как будущий небожитель, которому в настоящем нужно было решить множество тяжелейших задач, получил подкрепление сил этим видением "посещения" небесной обители Бога. И рай он увидел в небесном выражении: то самое место жительства, где будут находиться все соправители, испытывая то, что человеческими понятиями объяснить невозможно.

Сложность рассказа Павла была не только в том, что доказать реальность этих событий по факту невозможно, но ещё и в том, что рассказать о них у Павла не получалось: то "нечто", что происходило в присутствии Бога, на человеческом языке описанию не подлежит, видимо, на земле века сего нет аналогий для разъяснения этого видения будущего. Ведь человеку века сего сложно понять о рае многое из того, что уготовил Бог для любящих Его, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор.2:9)
А как описать словами то, чего на Земле нет и чего никогда не видел ранее? Можно сказать "ну что-то такое, необыкновенное и восхитительное". И не более. Вот Павел и не смог описать словесный портрет тому, что увидел в небесном раю и чего нет на земле.
А если описания видения не получено - верить словам Павла или нет - становилось для собрания в Коринфе исключительно вопросом степени доверия апостолу.

Единственным аргументом в защиту этого события служило то, что если Павел, не задумываясь, посвятил свою жизнь тому, чтобы достичь Божьей системы вещей и попасть в Царство Божье - значит, есть смысл к этому стремиться и остальным.

12:5 Таким [человеком] могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
Павел предпочитал говорить с Коринфянами о своих духовных благословениях и достижениях, а не о том, каким человеком по плоти он является.
Христиане Коринфа, как известно, хвалились друг пред другом достижениями плотского формата, потому Павел и показал им другую причину для похвалы - духовную
: ведь он 14 лет тому назад получил благодать прямого общения с Богом. Поскольку прямое общение с Отцом может быть только у духовных сыновей Бога, его присутствие в обители Бога и кратковременное общение с Богом означало, что он усыновлён.
Можно сказать, что Павел, говоря о третьем небе, сообщал братьям из Коринфа о получении доказательств своего усыновления Богом.

Потому-то он и говорит, что таким человеком (сыном Бога, человеком, достигшим духовного совершенства) Павел может хвалиться, но не этим, грешным, которым он является сейчас. Таким образом он окончательно подтверждал своё апостольство: высшую духовную степень близости с небесным Отцом - при том, что его земная плоть - слаба и изобилует немощами.
Павел привел этот случай - в качестве последнего аргумента своим оппонентам: сам Павел был уверен, что он получил от Отца прямое доказательство своего усыновления и призвания в Апостолы Христа, о чём говорить со сторонними - бесполезно, все равно могут не поверить. И тем не менее, за лучшее посчитал всё же рассказать об этом чуде призвания (Гал.1:15,16; Деян.9:3-6)

Так Павел показал, что если и есть желание хвалиться - то лучше хвалиться духовными достижениями, а не плотскими.
И уж если
в Коринфе всё же больше пока что развито плотское зрение, то Павел просит обратить внимание на ту часть плотского в нём, которая прославляет в нём действие Бога: на немощи плоти, из-за которых Павел без помощи Бога ничего бы из себя не представлял как христианин. Если бы не Бог действовал в нём, то не было бы и Павла - апостола.

То есть, даже плотское немощное начало в христианине вполне может прославлять Бога. Как? Узнаем дальше

12:6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину;
Хотя похвала - инструмент плотского человека, однако, если есть, чем - почему нет? Смотря, чем хвалиться.

но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
Павел желал, чтобы мнение о нём складывали из личного знакомства с ним, а не по тому, какие слухи ходят о нём или по тому, что он сам рассказывает о себе. Он не хотел бы, чтобы о нём думали лучше, чем он есть на самом деле (с мнением хуже, впрочем, он тоже не желал соглашаться)

12:7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
Павел считал, что дополнительные личные трудности (некое жало в плоть, давление на него сатаны) Бог допустил испытывать ему потому, что много ему открыл:
Павел более всех апостолов вкусил действие святого духа на себе, более всех смог растолковать волю Бога через послания и более остальных смог сделать интересах Бога. То есть, у Павла были причины возгордиться своими достижениями и забыть, что все они - на самом деле не его личные, а благодаря помощи Бога полученные.

12:8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
Павел не бездействовал, претерпевая это "жало в плоть", досаждающее ему либо в виде болезни, либо в виде личной не решаемой проблемы. Он делал всё возможное, чтобы освободиться от своего "жала", не желая терпеть то, от чего возможно освободиться, чтобы ещё больше делать для интересов Бога. Однако, не справившись своими силами с "ангелом сатаны", Павел прибегает ещё к просьбе о помощи от Бога.

12:9 Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи".
Павлу было сказано: Бог не считает, что обязан создавать тепличные условия для Своих служителей: достаточно для Павла благоволения Бога к нему и благодати возможности спасения от греха и смерти через Христа.
Павел должен радоваться тому, что уже имеет от Него. А что тяжело Павлу – так это нормально для века сего, всем тяжело. Но именно так и познаётся дополнительная сила Всевышнего: когда сам слаб и идти не можешь – ярче заметно, что идти и продолжать христианское служение в таких случаях помогает сила от Бога, что прославляет Его. Ведь если кто здоров и полон сил - окружающие не поверят, что ему Бог помогает справляться с трудностями, не согрешая и не теряя радости от служения Богу.

А вот если человек немощен и такие дела творит, как Павел, и со всеми испытаниями успешно справляется, при этом - ещё и радость от служения Богу сохраняет, то всем сразу понятно, что без помощи свыше тут не обошлось.
Поэтому грандиозные дела, которые совершал Павел для организации собраний в своих трудностях - ЯВНО показывали окружающим, что без поддержки Бога и Его святого духа он не смог бы такие «горы свернуть» (2Кор.11:25 -28; Мтф.17:20).


Всем христианам нужно смирение, чтобы признать свои ограниченные возможности. Ответив так Павлу, Бог преподал ему этот урок. И Павел хорошо его усвоил, поэтому и смог объяснить, что, когда христианин слаб, тогда только он и силён (
когда я немощен, тогда силен, см.текст 10), так как сам Бог берётся ему помогать. Поэтому уж лучше "хвалиться" немощами своими:

И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Именно поэтому Павел хвалится не своими человеческими успехами (чем хвалились в Коринфе), а немощами: в немощном Павле явно заметна сверхъестественная сила Помощника свыше, та же самая, что обитала во Христе, когда Христос сталкивался с тяжкими испытаниями "жала в плоть" во время смертной казни. Ведь Бог при испытаниях верующих даёт преизбыточную силу, чтобы Его служители смогли их перенести
со стойкостью и достоинством верующих, не согрешая (1Кор.10:13)
 
12:10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
При таких немощах человеку самому было бы невозможно сохранять силу духа, оптимизм и радость от прохождения пути Христова. Но именно успешное прохождении через испытания является показателем тому, насколько христианин духовно силён и близок к Богу со Христом: немощь Павла - это возможность всем явить силу его отношений с Богом, так как Бог не помогает тем, у кого нет крепких и близких отношений с Ним. А, поскольку, Бог помогает немощному Павлу и это заметно всем - значит, Павел силён, в немощном Павле - дух Божий трудится, ведь своих сил у него давно уже не осталось. А это, в свою очередь, должно дать понять собранию в Коринфе, что Павел не слабый, каким его пытались "выставить" лжебратья, а ОЧЕНЬ сильный: за ним стоит Всевышний и Христос его.

12:11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня [к сему] принудили.
Коринфяне вынудили Павла пойти на такой шаг и хвалиться преодолением трудностей. Если бы они не приняли похвальбу лже-апостолов как служителей Божиих (их умение ораторствовать, чувствовать себя хозяевами жизни, оббирать собрания и притеснять соверующих -2Кор.11:20), то Павел никогда бы не позволил себе рассказывать, в каких тяжёлых обстоятельствах ему часто приходится исполнять Божье поручение.
У него не было иного выхода, кроме как показать собранию, ЧЕМ же на самом деле должны хвалиться Божьи служители: материальное благополучие и процветание в веке этом - скорее, признак лже-служителей Бога. Нежели истинных Его служителей.

Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
Коринфяне, по идее, должны были бы заметить всё это в Павле: его путь к Богу был настолько ярок и показателен для всех христиан, что было удивительно, как христиане Коринфа не обратили внимания на него.
Лже-апостолы уже успели «наследить» в духовности коринфян и переориентировали их взгляд на другие «духовные» ценности. Такую подмену Павел считал себя обязанным разоблачить.

12:12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
Женевская:
По общепринятому мнению, "признаком апостола" было творение чудес - "знамения, чудеса и силы", которые творил Павел. Однако в подтверждение своего апостольского авторитета Павел указывает на иные признаки, а именно: перемену жизни коринфян (3:2,3), безупречный характер его служения (6:3-10; 7:2; 8:20,21), его искреннюю любовь к основанным им церковным общинам (6:11,12; 7:3; 11:7-11) и его самоотверженное перенесение страданий (6:3-10; 11:23-33).

Именно эти "признаки апостола" явно отличали его от лже-апостолов. Но из-за того, что "знамения, чудеса и силы" более ценились коринфянами, Павел неохотно упоминает об этом, отмечая, что его служение среди коринфян сопровождалось и такими явлениями.

12:13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
Единственное, в чём Павел был виноват перед коринфянами, так это в том, что не пожелал жить у них на содержании, как это с удовольствием делали лже-апостолы.
При такой формулировке своей вины в Коринфе должны были бы понять, насколько абсурдны их претензии к Павлу и тот, кто старается подорвать его апостольский авторитет – неправ.

12:14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас.
Павел намеревается прийти в собрание не за тем, чтобы поживиться чем-то материальным от соверующих . А исключительно для того, чтобы поделиться с коринфянами тем духовным богатством, которое Бог дал Павлу.

Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
Павел показал принцип естества заботы родителей о детях, пока они маленькие - как о материальном, так и духовном. Не дети должны заботиться о пропитании и воспитании своих родителей, помогая им приобретать духовное «имение» (сокровища на небе), а родители должны поспособствовать этому, прилагая к этому все старания. То же - применимо к "детям" собраний: новичкам. 
Так Павел показал, что лже-апостолы должны были бы не брать у молодого собрания начинающих христиан, а давать собранию всё необходимое, уж если они пришли в собрание как наставники детей. Приходить в собрание ради того, чтобы обобрать "детей" - не по Христу. Поэтому апостол Павел сводил к минимуму заботу собрания о его обеспечении.

12:15 Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
Павел и в дальнейшем готов отдавать всего себя коринфянам, ибо любит их и поэтому ему нетрудно терпеть лишения самому, лишь бы «детям» было хорошо (это понимают все родители).
Даже их прохладное отношение к Павлу не может помешать ему желать делиться с ними своим вместо того, чтобы просить их делиться с ним.

12:16 Положим, [что] сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
В Коринфе считали, что Павел не был таким уж бескорыстным, каким хотел себя показать. Ходили порочащие его слухи, будто он хитростью использовал собрание в корыстных целях - не явно и не сам, а руками других для себя материальное обеспечение собирал.
Апостол не желает оставить такую постыдную клевету на авторитет апостольский (не на человеческий) - не разоблачённой:

12:17,18 Но пользовался ли я [чем] от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
Павел отвергает это обвинение, так как никогда ничего не брал от коринфян ни лично, ни через других «подставных» лиц, в частности - ни через Тита, ибо и Тит, посланный Павлом, не запятнал себя ничем таким корыстным:
Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

Тит, как и Павел, не желал быть на содержании собрания Коринфа. Все, кто сталкивался с Титом - знали об этом, поэтому Павел имел возможность защитить репутацию апостола Христова от осквернения лживыми слухами.

12:19 Не думаете ли еще, что мы [только] оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Павел ещё раз обращает внимание, что не о своей славе он печётся, как о репутации человека. Но о славе Божьей – о славе призванных на служение. А слава призванных апостолов и пример их самопожертвования - только на пользу собранию пойти может, чтобы они имели возможность сравнить служение апостолов истинных - со служением лже-апостолов. И сделать соответствующие выводы ещё до прихода к ним Павла.

12:20,21 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю ..чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой.
Павел желает, чтобы коринфяне исправили своё поведение самостоятельно и чтобы слОва Павла им оказалось достаточно для вразумления.
В противном случае ему придётся снова прибегнуть к «тяжёлой артиллерии» Божьей силы воздействия на них. И хотя в этом случае Павел будет уничижён Богом (Бог снова покажет преимущество Своей силы по сравнению с несостоятельностью Павла – человека), однако Павел готов признать своё поражение пред Богом, лишь бы воздействие Божье (как, например, в случае с ослеплением Елимы-волхва) принесло пользу собранию Коринфа.

и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Проблема лже-апостолов была, как видим, не единственной в собрании. Павел не хотел прибегать к крайним мерам и оплакивать тех, кого придётся предавать сатане во измождение плоти для вразумления из-за их нечистого поведения без раскаяния в нём и без попыток с их стороны исправиться.

2КОРИНФЯНАМ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru