Исследование Библии - Новый Завет
ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Первое послание Тимофею святого апостола Павла -
3 глава

1ТИМОФЕЯ главы:1 2 3 4 5 6

3:1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
Словом "епископ" обозначается служитель, которому доверено общее руководство церковью (ст. 5; Флп. 1,1). Это слово употребляется наравне со словами "пресвитер", "блюститель" (Деян. 20,17.28; Тит. 1,5-7) (Женевская)
В Ветхозаветные времена руководителя поместных религиозных общин называли также словом «старейшина» (Лк.22:52, например).

Апостол Павел, желая укрепить авторитет мужчин собрания, готовых взять на себя ответственность по организации деятельности собрания, показывает, что стремление стать руководителем и организатором в собрании – явление правильное, одобряемое Богом. Оно и понятно: хаотическое служение и разобщённость в делах не могли бы способствовать исполнению намерения Бога о всемирной проповеднической деятельности. Благовествование нужно было организовывать повсеместно. К тому же, кто-то должен был бы взять на себя ответственность помогать собранию духовно возрастать в вере и познании истины, помогать решать проблемы разного рода, возникающие у соверующих - на основании Божьих принципов.

Тимофей должен был знать следующее: роль старшего мужчины в собрании (старейшины) сводилась к тому, чтобы способствовать духовному росту собрания в целом и каждого соверующего - в отдельности, а также - побуждать собрание исполнять волю Бога в отношении благовествования. Такие братья, которые не боялись брать на себя эту ответственность, заслуживали похвалы от Бога и соверующих.

Однако одного лишь желания быть старейшиной - было мало.
К руководителю собрания предъявлялись некоторые требования: именно об этом Павел сообщил в следующих текстах своего послания. Если христианин соответствовал этим требованиям, то не было причин отказать ему в его желании стать старейшиной собрания.

3:2 Но епископ должен быть непорочен,
Портрет кандидата в старейшины начинается с определения самого трудного качества: с непорочности.
Здесь не имеется ввиду «безгрешен», ибо в этом мире нет ни одного безгрешного человека, который бы не грешил хотя бы иногда в мыслях, чувствах, делах или поведении (1Иоан 1:8). Здесь речь идёт о внутренней порядочности христианина. Как определить его наличие в кандидате?
Только по репутации этого человека.

А кто из людей мог бы засвидетельствовать это качество у брата, желающего стать руководителем собрания? Те, кто знали его на протяжении длительного времени. Далее апостол Павел показывает Тимофею, как узнать, порочен или непорочен кандидат в старейшины: он приводит качества непорочного христианина:

одной жены муж, этот брат на момент выдвижения своей кандидатуры должен был иметь одну жену, не замечен в спонтанных интимных связях или многожёнстве (что было весьма распространено в Ефесе, как и по всей Малой Азии). То есть, позиция христианства в отношении брака однозначно показывает нравственный эталон, к которому надо стремиться: один муж - одна жена. И многожёнцы должны были бы приводить свою жизнь в соответствие этому эталону.
Однако некоторые исследователи этого вопроса считают, что Павел запрещал занимать пост епископа разведенным и вступившим в повторный брак, например, мнение учёных Даллаской духовной семинарии:
***
Объяснение этому взгляду находим в том, что в первом веке повторная женитьба рассматривалась как знак угождения своим желаниям и слабостям. Хотя апостол Павел и чтил брачные узы, тем не менее, он высоко превозносил духовные преимущества безбрачия (1-Кор. 7:37-38), поощряя соблюдение его в случае потери супруга или супруги (1-Тим. 5:3-14).
Таким образом безбрачие он рассматривал как достойное свидетельство о способности человека обуздывать свои чувства и потребности; столь же строгого принципа держался апостол и при определении "истинных вдовиц" (5:9).

***
В связи с этим рассмотрим, влияет ли второй брак или развод на возможность стать старейшиной. Если брат развёлся не по вине прелюбодеяния (не имея законного разрешения от Бога на повторный брак, Мтф.19:9) и вступил во второй брак до того, как ему стать христианином, а первая жена остаётся одинокой (не вышла замуж, не имела сожителей) - то пред Богом он хотя и оправдан кровью Христовой за незаконный второй брак (1Кор.6:10,11), но всё равно остаётся с первой женой в союзе одной плоти (
Мтф.19:5,6). Поэтому, пред Богом он является мужем двух жён (хотя в государстве зарегистрирован с одной) - и не пригоден для служения старейшиной.
Но если его первая жена вышла замуж, то этим она разорвала союз одной плоти с этим братом, - и с этого момента он является мужем одной жены.

То же - с многожёнцами: если многожёнец остался с одной женой (с первой), а остальные - остаются одинокими, то он не может служить старейшиной до тех пор, пока все его остальные жёны не выйдут замуж или не найдут сожителей. Только после этого он станет мужем одной жены.

Конечно же, при наличии не разведённых братьев - преимущество получают не разведённые: количество браков
не столько мешает служить старейшиной (если все они законные - после смерти или вины прелюбодеяния спутника), - сколько оно говорит о неспособности мужчины строить, сохранять и созидать семью: если разведён, значит, не способен оказался сохранить семью и организовать её так, чтобы она стала крепкой. Сможет ли такой сделать крепким собрание? Большой вопрос. Поэтому к разведённым братьям настороженное отношение.

Возможно ли неженатому брату стать старейшиной собрания? Возможно, например, таким братьям, как апостол Павел: он обладал даром безбрачия свыше, был помазан святым духом и смог приобрести ум Христов, что гарантировало ему умение успешно руководить собранием - по примеру главы собрания, Иисуса Христа - не имея опыта главы семьи (1Кор.2:16).

Во всех остальных случаях преимущество отдаётся женатым братьям. Почему? Как показывают дальнейшие тексты (4) - семейному человеку, имеющему опыт умелого руководства в христианской семье - гораздо проще руководить и всем собранием, бОльшей семьёй христиан. Достойный глава своей семьи способен переложить свой семейный опыт успешного главенства - и на других. Неженатый и неопытный в вопросах управления семьёй - имеет меньше шансов успешно руководить собранием (если, конечно, он не подобен Павлу).

трезв,  nhfale/ov, nhfa/liov
Это слово имеет несколько значений: трезвый, непьющий; переносный смысл: здравый, рассудительный, бодрствующий, сдержанный, умеренный.
И все они подходят к описанию человека, внутренне порядочного, непорочного. Слово «непьющий» не следует рассматривать как абсолютный трезвенник, ибо самому Тимофею, старейшине над многими собраниями, Павел советовал ради поддержания слабого здоровья употреблять немного вина (1Тим.5:23). Скорее, здесь речь идёт об отсутствии пристрастия к выпивке, к алкоголю и - стремлении в любой ситуации сохранять здравомыслие.

целомудрен,
 sw/frwn
Это слово также имеет несколько значений: благоразумный, сдержанный, здравый, целомудренный, рассудительный.
Другими словами, старейшина обязан сохранять мудрость, приобретённую от Бога благодаря познанию истины - «целой», неповреждённой, не подверженной влиянию эмоциям или чувствам. В любых ситуациях он должен опираться на Божьи принципы и решать всё, с чем ему придётся столкнуться - на их основании. Кто обладает целомудрием, тот способен сохранить верность Богу до конца.

благочинен,
 ko/smiov
Это слово имеет несколько значений: скромный, умеренный, приличный, порядочный. Если брать русский вариант образования этого слова, то оно звучит так: «чинит (делает) благо». Благочинный старейшина способен созидать духовность всего собрания в целом и каждого соверующего - в отдельности.

честен, не уличён во лжи, говорящий правду и поступающий по правде

страннолюбив, гостеприимный, радушный, доброжелательный

учителен, обладающий способностью наставлять в слове Божьем так умело, чтобы слушающий правильно понимал слово наставления. Близко к этому значению употребляется также и слово пророчествующий: способный назидать собрание, понятно истолковывать истину Божью доступным для слушателя языком (1Кор.14:3,4,12)

3:3 не пьяница, не бийца, кандидат в старейшины не должен быть пристрастен к вину и буянить, проявляя агрессию или драчливость в состоянии аффекта. Порядочный старейшина и до состояния аффекта не должен себя доводить, не то, что хулиганить в таком состоянии.

не сварлив, он также не должен своими действиями или словами провоцировать или поощрять раздор в собрании

не корыстолюбив, он должен быть бескорыстным и искренним, не воспринимать служение как возможность обогатиться от него (1Тим.6:5)

но тих, миролюбив, он должен быть миролюбивым, спокойным, не раздражительным, не склонным к повышению голоса и переходу на крик: выражение «тихий» может означать человека с большим самообладанием.

не сребролюбив,
кандидат в старейшины должен уравновешенно относиться к материальному благополучию: желающий обогащаться и иметь больше того, чем обладает на момент призыва к служению, и действующий целенаправленно в сторону обогащения - в принципе не подходит в качестве кандидатуры для старейшины (1Тим.6:6-9).

3:4 хорошо управляющий домом своим, если христианин смог стать для своей семьи достойным главой маленького христианского собрания, послушного главе и живущего по принципам Бога, то у такого брата больше шансов стать достойным главой - и большого христианского собрания.
В хорошее управление домом своим входит, прежде всего, мудрое руководство всеми членами семьи - женой и детьми - в духовном отношении.

детей содержащий в послушании со всякою честностью;
дети, уважающие своего отца и послушные ему, являются основным показателем способности главы семьи хорошо управлять домашними своими: мудрый христианин способен сам воспитывать своих детей в Господе и руководить женой так, чтобы и она способствовала духовному росту детей. Послушные дети, ходящие в Господе - это плод совместных усилий в воспитании детей.

со всякою честностью
 semno/thv
Это слово означает уважение, почет, достоинство, серьезность. Отец должен воспитывать детей так, чтобы не ронять их достоинство, уважать их право на свою точку зрения и поощрять высказывать её. Но в то же время, отец обязан научиться применять в воспитании убеждение и строгость, чтобы с их помощью побуждать детей принимать правильные решения, приходить к правильным выводам и делать правильный выбор. Только при таком воспитании дети могут вырастать в наставлении Господнем и укореняться в истине Божьей.

3:5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
Если глава семьи не способен организовать свою жену и детей для того, чтобы они вели праведный образ жизни и на первое место в своей жизни ставили стремление исполнять волю Бога, то стать духовным наставником и воспитателем в вере большого собрания христиан - ему будет трудно.

3:6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
Любым новичкам в любом деле свойственно особое рвение, и это похвально: благодаря рвению в освоении нового дела, новичок способен на многое. Есть только один вид деятельности, который не приносит новичкам пользы: обладание властью.
Для руководства собранием новичок в христианстве - кандидатура неподходящая: стремительное продвижение по «службе» и обретение некоторых полномочий может вскружить неопытному христианину голову, сформировать в нём неумеренное самомнение, высокомерие и довольство собою. В результате - он рискует попасть под влияние дьявола, поощряющего развивать и укоренять в себе эти негативные качества, всегда расцветающие на ниве власти у неопытных руководителей.
К тому же брат, сам не имеющий опыта христианского пути - не сможет поставить твёрдо на этот путь и растущее собрание.

Павел не указал временной интервал служения братьев, которых можно было бы перевести из категории новичков - в категорию зрелых. Духовный возраст, к сожалению, не измеряется временем служения: иные молодые в собрании христиане способны поступать мудро, а иные братья с многолетним стажем могут быть носимыми ветром, подобно морской волне (Иак.1:6). Поэтому Тимофей должен был научить собрания основным принципам, по которым можно было бы ориентировочно определять пригодность братьев для служения старейшинами.

3:7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних,
Поведение христианина с внешними (с представителями мира не верующих в истинного Бога), когда он находится вне собрания - наиболее показательно: в собрании каждый старается учиться вести себя праведно и развивать христианские качества – отчасти потому, что в обществе собрания это легче делать, а отчасти - потому, что плохим поведением можно лишить себя общения с соверующими, что ценно для христианина. А с внешними, мнением которых можно не дорожить - некоторые не совсем окрепшие в вере христиане иногда могут себе позволить и свободное обращение, не заботясь о соблюдении Библейских принципов.

Хорошая репутация соверующего от внешних - это показатель духовной зрелости христианина: христианин осознающий в полной мере, что за ним наблюдает Бог всегда и всюду – никогда не позволит себе разделяться поведением и делами в зависимости от того, на территории собрания он находится или за его пределами.

чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
Если старейшина собрания станет объектом нарекания, он доставит радость сатане: если на глазах у "мира" старейшина попадает в его ловушку, то ставится под сомнение дело Божие, и пятно порока ложится на весь Божий народ. Поэтому руководителям собраний очень важно вести себя с внешними так, чтобы не дать повода злословить дело Божие и Бога - ищущим повод. Те братья, кто имеет плохую репутацию от нескольких внешних (замечены в делах беззаконных, а не просто не нравятся как Божьи служители) - не могут быть допущены на служение старейшинами.

Следует понимать, что все принципы и критерии «отбора» кандидатур на служение старейшины, изложенные Павлом в текстах 3:1-7, могли быть защитной гарантией лишь в какой-то мере, но не во всей полноте, естественно:
ясно, что при таком подходе в старейшины могли попасть и те, кто позже, по отшествии апостолов, мог бы преобразиться и в «волков в овечьей шкуре» (Деян.20:29,30). А Диотреф, например, - и при жизни апостолов умудрялся творить бесчинства, изгоняя из собрания тех, кто желал гостеприимно встретить христиан из язычников (2Иоан.8-10)

Дальнейшие указания Павла Тимофею даны в отношении диаконов, первейших помощников епископов (старейшин).

3:8 Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
К диаконам, по сути, выдвигались те же самые требования. Слово
 dia/konov , которым переведёно слово «диакон», обозначает слуга, служитель; некоторые переводят его как смиренный слуга.
Помощники в собрании должны тоже быть достойными и порядочными людьми во всём, перечисленном для старейшин – несмотря на то, что их функции в собрании - немного иные: диаконы не руководили собранием, а помогали старейшине успешно справляться с делами и проблемами собрания; они должны были быть хорошими и надёжными исполнителями, ведомыми, а не ведущими.

Смирение и честность диаконов помогает им в служении Богу - сотрудничать со старейшинами без раздоров. Диаконы - тоже были на виду у всего собрания и мира, поэтому хорошая репутация служила и для диаконов хорошей защитой в благовествовании.

не двоязычны
- не лицемерны

Мысли из комментариев учёных Даллаской духовной семинарии:
В Деян. 6:1-6 показан своего рода "прообраз" того, что позднее определило характер служения диакона в церкви. Диаконы обязаны были выполнять некоторые менее значительные задачи, связанные с церковной жизнью, включая бытовые, чтобы дать возможность епископам (старейшинам) заниматься делами более важными («пещись о слове», о духовности)

3:9 хранящие таинство веры в чистой совести.
Диаконы должны были хорошо ориентироваться в духовном учении, служившему опорой в христианстве. Они должны были разуметь, какие намерения имеют Бог и Христос Его в отношении спасения человечества: те тайны, которые Бог открывал христианам, диаконы, как и старейшины, обязаны были сохранять в неизменном виде, служа Господу с чистой совестью. В поведении диаконов ничто не должно было противоречить их вере: всё, что они исповедовали благовествованием, должно было соответствовать их повседневному образу жизни.

3:10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.
Как и старейшина, диакон должен был быть проверен на «прочность» в вере и надёжность в доверии - прежде, чем ему приступить к служению диаконом (см.3:6). Какое-то время кандидату в дьяконы нужно было проходить испытательный срок для определения его духовности. Все требования к старейшине, выдвигаемые с 1 по 7 тексты данной главы, помогали собрать достаточную информацию о претенденте на диаконовское служение и выяснить, насколько он порядочен и высокодуховен. Если его репутация была безупречной как от внутренних (соверующих), так и от внешних (мирских), если он не был замечен ни в каком порочном деянии с тех пор, как стал христианином, то такого верующего могли назначить на служение диаконом.

Кто должен был заниматься «проверкой» соверующего по вопросу пригодности или непригодности брата в качестве диакона? Кто утверждал кандидатуру в диаконы?
Павел не указывает здесь конкретно, кто именно должен был нести ответственность за подобные назначения. Однако, поскольку он даёт эти наставления Тимофею, уполномоченному назначать в собраниях старейшин (Титу1:5), можно прийти к заключению, что в подборе и утверждении кандидатур диаконов могли принимать участие либо несколько местных старейшин по совместному решению, либо такие служители, как Павел с Тимофеем.

Напомним: Павел с Тимофеем были больше, чем старейшины собраний. Они координировали деятельность нескольких собраний, а их наставления должны были принимать все старейшины собраний, поставленные ими на служение.
Одним словом, если выражаться современным языком, Апостол Павел и его сотрудник в Господе Тимофей были своего рода «директорами заводов» (пасторами), а старейшины собраний - «начальниками цехов». В назначении диаконами скорее всего, принималось совместное решение.

3:11,12 Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены
(см.3:2), хорошо управляющий детьми и домом своим.
По жене и по всей семье, включая детей, кандидата в диаконы можно было судить о духовности кандидата так же, как и в случае с назначением в старейшины. Для диаконов также действовал и действует до сих пор принцип из 1Тим 3:4,5:
ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (см. разбор выше)
Если диакон не в состоянии созидать духовность своей семьи, то диакон церкви из него выйдет плохой.

3:13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Павел предупреждает о том, что если уж становиться старейшиной или диаконом, то имеет смысл служить собранию в этих назначениях хорошо и правильно, без нареканий со стороны Бога и Христа Его. Ибо только в этом случае они удостоятся вышей похвалы Бога, гарантирующей достижение ими спасения и жизни вечной (высшую степень и великое дерзновение в вере)
Плохо и недобросовестно служить в этих назначениях - не имеет смысла.

3:14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,
Павел оставлял Тимофея в Ефесе в качестве пастора, наставника в слове и разъяснении Божьих требований собраниям - на время своего отсутствия. Поэтому написал ему своего рода «памятку», по которой Тимофей имел возможность точнее ориентироваться в Божьих принципах и укрепляться в желании нести ответственность за каждое своё наставление и решение, принятое для того или иного собрания.

3:15
чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
Тимофей был молод и нуждался в помощи зрелого пастора: на случай, если бы не было возможности самому Павлу личным своим присутствием помогать и направлять действия Тимофея, апостол оставил для него наиболее важные наставления с учётом личного опыта в решении возникающих проблем, характерных для всех собраний. С этой «памяткой» Тимофей имел возможность чувствовать себя гораздо увереннее в принятии решений, касающихся избрания и назначения старейшин или диаконов собраний.
Павел беспокоится о том, чтобы в новом Доме Бога (в христианских собраниях) вся совместная деятельность зрелых соверующих способствовала назиданию в вере и утверждению новообращённых в истине.

Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины собрание истинных христиан должно было быть основанием или фундаментом, на котором бы воздвигалась истина Бога, «возвышающаяся» для всего мира: именно христианские собрания должны отвечать за распространение правильных духовных учений по всему миру.

3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
К истине Бога относится одна из самых восхитительных и великих тайн, открытых Богом своим служителям:

Бог явился во плоти
Вседержитель, Бог и Отец Иисуса Христа (Иоан 20:17), представил себя миру через явление на Земле Иисуса Христа, сына Своего, (Иоан1:18), послав его в мир во плоти человеческой (Иоан1:1,14)

оправдал Себя в Духе

оправдан праведным в духе, Заокский;

был явлен
evn в sarki, плоти evdikaiw,qh был признан правым evn в pneu,mati Духе Интерлинеарный греческо-русский НЗ.

Иисус Христос, явивший собою Всевышнего Бога на Земле и сохранив Ему верность даже пред лицом смерти, достиг, тем самым, духовного совершенства (Евр.5:8,9). Чрез духовное совершенство сына - оправдан и Отец (Бог через Христа оправдал Себя в духе): Иисус доказал собою, что истинные дети Бога даже в человеческом теле способны отражать духовное совершенство и непорочность своего небесного Отца.
(в отличие от первого Адама, оказавшегося порочным в духе, что отразилось и на репутации самого Бога, создавшего его на глазах у всего остального своего творения, Быт.1:26; Иов 38:4-7)

показал Себя Ангелам, таким образом, Иисус Христос, явивший Бога на Земле, представил себя - и взору ангелов, наблюдавшим за ним с небес (Евр.1:6, Лк2:10,11)

проповедан в народах, о нём проповедано в народах как о посланнике Божием и спасителе человеков (Деян.1:8; 1Тим.4:10; 1Иоан4:9)

принят верою в мире, его приняли многие, поверив в то, что он мессия, посланник Бога

вознесся во славе.
Иисус Христос, исполнив свою миссию на Земле по явлению Бога миру - вознёсся на небеса после воскресения
(Римл.1:3,4 4: открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых )

1ТИМОФЕЯ главы:1 2 3 4 5 6




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru