В продолжение
своей речи из 8 главы Павел на собственном примере показывает
отношение к правам. И своё отношение к Богу и к братьям.
Главная забота Павла о том, чтобы его поведение никого не преткнуло и не отвернуло от христианства. Проявление любви в жертве собственными правами
ради блага братьев своих и защиты благовестия - Павел показал не на словах, а на собственном
примере, добровольно отказываясь от множества своих прав.
9:1
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я?
Павел в продолжении беседы о том, что не всякая свобода приносит пользу делу Божьему
и соверующим (свобода, например, есть и пить в капищах, как считали в Коринфе) показывает, что и он, как апостол, имеет множество разных прав поступать так или иначе. Однако дальше он покажет различие между правом и его осуществлением. И что он часто не пользуется своими апостольскими правами - ради пользы собраний, подчёркивая тем самым мысль о необходимости думать больше не о своей свободе с правами, а о том, чтобы, размахивая своей правовой свободой, нечаянно не «убить» при
этом своих соверующих.
Не видел ли я
Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
Сам по себе факт существования собрания христиан в Коринфе по
причине благовествования Павла - и есть живое доказательство тому, что Павел совершает дело Господа, и в Коринфе - налицо духовные плоды его апостольской деятельности.
9:2
Если для других я не Апостол, то для вас
[Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
Христиане Коринфа, стоящие в Господе несмотря на множественные трудности и испытания в вере - должны сами понимать, что собою они подтверждают и
доказывают апостольство Павла, словно печать ставят на «удостоверение» личности Павла: ведь благодаря помощи этого апостола они и смогли стать христианами.
9:3
Вот мое защищение против осуждающих меня.
Эти слова говорят о том, что в Коринфском собрании некоторые христиане подвергали сомнению апостольский авторитет Павла. И для того, чтобы заградить уста осуждающим
Павла, лукавствующим и упрекающим его в нечистоте некоторых деяний
(в данном случае - в материальном обогащении за счёт собраний) - он и привёл только что собрание Коринфа - в качестве прямого доказательства своему апостольству.
9:4-6
Показывая различие между правом и его осуществлением, Павел перечисляет
множество своих прав, которыми пользуются остальные апостолы, а сам он - ими не пользуется:
Или мы не имеем власти есть и пить? Павел имеет право пользоваться гостеприимством собраний, но старается их не обременять лишний раз заботами о своих личных нуждах.
Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие
Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
Павел имеет право жениться на
духовной сестре, но не женат
Или один я и Варнава не имеем власти не
работать? Павел имеет право не работать, но работает.
Своё право не работать, а жить за счёт благовествования, он защищает
на наглядных примерах.
9:7 Какой воин служит когда-либо на своем
содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася
стадо, не ест молока от стада?
Павел говорит о праве быть на содержании у собраний - на примере
буквального воина, виноградаря и пастука.
Если он - воин Господа, «виноградарь и пастух» в собраниях, то он имеет полное право быть на содержании у собраний: для благовествующего -
это так же нормально, как и для воина, виноградаря и пастуха - питаться от плодов своей деятельности.
И, напротив, было бы абсурдом считать, что воин должен служить
государству - за свой счёт, а пастух и виноградарь - не имеют права
есть виноград и пить молоко от стада.
9:8-10
8 По человеческому ли только
[рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Чтобы сомневающиеся в Павле не решили, что он говорит отсебятину, Павел привёл в качестве основания своему рассуждению - слово Бога:
9 Ибо в
Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О
волах ли печется Бог? 10
Или, конечно, для нас говорится?
В древности вол молотящий (пашущий или трудящийся при обмолоте
хлебных злаков) - по ходу труда своего мог подбирать зерно или
щипать траву. У хозяев не возникало мысли запрещать волу
"перекусывать" или не давать ему корм: это естественно - кормить
трудящегося вола. Абсурдно как раз другое - не давать волу
возможности поесть.
Приведя цитату из закона Бога о волах молотящих, Павел раскрывает значение повеления прошлого – для настоящего времени:
как абсурдно не кормить вола молотящего - так же абсурдно думать,
что
не надо
помогать в нуждах благовестнику, трудящемуся в духовном
Так, для нас
это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто
молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.
Откуда Павел знает, что повеление о волах - относится и к проповедующим христианам? Хорошее знание Писания и святой дух открыл Павлу принцип отношения Бога к тем, кто трудится на благо народа Божьего: по закону Моисееву предусмотрена возможность
«пашущему волу» - насыщаться от рук тех, на кого он пашет. Если вола не подкармливать, он обессилит и не сможет молотить хлеб.
В сообщении о волах в законе - Павел показал коринфянам прекрасный наглядный пример образу проповедников, «молотящих» духовный хлеб.
Стало быть, проповедники «молотят» с надеждой получить духовные
всходы в тех, кому они проповедуют (в этом их надежда). А кто
возрастает духовно на "трудах" Павла, тому совсем несложно будет
понять и то, что Павел время от времени нуждается в самом
необходимом (например, хочет кушать) и имеет право ожидать
гостеприимства со стороны тех, ради кого он трудится в слове. И
ожидания Павла - не его собственный каприз или
вымысел: трудиться с надеждой получить отдачу в духовном плоде,
проявленном на деле заботой о трудящемся - им позволяет сам Бог.
9:11
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли
то, если пожнем у вас телесное?
Духовное, бесспорно, намного ценнее материального
(телесного, необходимого для тела), ибо даёт жизнь вечную. Но и без
пищи - не обойтись. И если Павел кормит собрания ценным духовным
хлебом, обеспечивающим жизнь вечную для них, то почему бы и Павла не
покормить хлебом обычным, обеспечивающим жизнь для Павла на один
день?
9:12 Если
другие имеют у вас власть, не паче ли мы?
Здесь - кульминация рассуждения Павла о правах и свободе ими пользоваться, которая была распространена в Коринфе
и претыкала немощных в вере: Павел прекрасно знает принцип свободы действий в рамках исполнения воли Господа, но ради интересов Церкви сознательно воздерживается от многого:
Однако мы не пользовались сею властью,
но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию
Христову.
Ведь кроме знания о возможности поступать свободно – христианин должен
ещё познать принцип христианской любви и долга сохранять всех, за кого умер Христос - для Бога и Христа Его, не ставя пред ними преграду для восприятия благой вести.
Почему может возникнуть преграда от проявления свободы пользоваться какими-то своими правами - со стороны «сильных»?
Потому, что проповедовать словом - хорошо, но если при этом делать то, от чего смущаются слушающие - то явление ДЕЛА сильнее воздействует на них, чем явление слова. Ведь если я говорю, например, о мерзости поклонения «богам» языческим, а сам хожу в капище, то кто же поверит моим
словам?
Или если я красиво рассказываю о том, как христианин должен трудиться своими руками, а сам постоянно обираю собрания - то как же поверят словам моим?
И таким образом я сам воздвигну преграду действию слова Божьего с в
слушающих - одной только свободой быть на содержании у собраний христиан
(в чём некоторые лукавствующие христиане Коринфа и упрекали
апостола)
9:13,14
Разве
не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что
служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
Другой
пример древности поможет не только подтвердить мысль о необходимости
поддерживать благовестников, не успевающих трудиться для себя лично
из-за большой загруженности труда в слове - но и поможет позже христианам
Коринфа понять мысль, что, питаясь от жертвенника бесовского, - они становятся частью поклонения бесам.
Но пока что на этом примере Павел снова показывает
своё право пользоваться услугами
и помощью от собрания, ибо благовествование - это духовная жертва:
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от
благовествования.
Павел отстаивает своё право получать средства к существованию от собраний только
для того, чтобы подчеркнуть, что не собирается им пользоваться:
9:15
но
я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы
так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы
кто уничтожил похвалу мою.
Павел не считает лично для себя возможным пользоваться собранием для
удовлетворения своих личных насущных нужд и садиться на
«шею» их обеспечения, обременяя этим соверующих. Для Павла иметь репутацию «сидящего на шее собрания» - так уж лучше умереть: он трудится над организацией собраний не для того,
чтобы потом обеспечить
себе хорошую жизнь за их счёт . А исключительно для того, чтобы обрести
их всех для Бога.
(как мы узнаем позже, в Коринфе были и такие христиане, кто упрекал Павла
в тайном обирании собраний -2Кор.12:16).
Далее Павел
объясняет, в чём состоит его личное вознаграждение, как служителя
Бога:
9:16
Ибо если я благовествую, то нечем мне
хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне,
если не благовествую
Ведь если я возвещаю Радостную Весть, чем мне хвалиться? Это мой
долг, меня обязали его исполнять! Горе мне, если я не буду ее
возвещать! (Радостная весть)
Павлу было поручено благовествование, но похвала его не в том, что этим он сможет зарабатывать себе на жизнь.
А в приобретении людей для Бога и Христа Его.
Он не представляет себе жизнь без благовествования и делает то, что ему нравится делать, для него это - не работа, чтобы за неё ожидать «зарплату» от собраний, а
деятельность, приносящая удовольствие и удовлетворённость смыслом жизни.
Он счастлив уже тому, что ему поручено дело благовествования, какая
же ещё может быть награда? Удовлетворённость же жизнью, как известно, сама по себе уже достаточная «плата» за его
выбор трудиться в деле Господа и собраний.
9:17
Ибо если делаю это добровольно, то
[буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю только]
вверенное мне служение.
Если бы он по своей инициативе это делал - можно было бы
рассчитывать на вознаграждение. Но если это поручено Богом, то он в
этом деле - как служитель Бога, обязанный исполнить Его поручение. С
какой же стати его должны вознаграждать люди за то, в чём он обязан
пред Господом? Это - его личный выбор - исполнить порученное,
поэтому христианин не должен рассчитывать на то, что
от благовествования он материально
обогатится (позже он сказал, что
следует держаться подальше
от тех, кто рассчитывает
обогатиться
от благочестия - исполнения воли Бога, в том числе - и от
проповеднического служения, 1Тим.6:5).
Поэтому Павел и не рассчитывает на материальное вознаграждение от
собраний (в отличие от тех лжеапостолов, кто "сидит на шее" собраний
(2Кор.11:20).
9:18
За что же мне награда? За то, что,
проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь
моею властью в благовествовании.
Так в чем состоит мое вознаграждение? В том, что я
безвозмездно возвещаю Радостную Весть и не пользуюсь правами,
которая она мне предоставляет. (Радостная Весть)
Павел показывает, в чём, в каком именно виде
следует ожидать награду
благовествующему христианину, любящему Бога и воспринимающему Его
поручения, как свою святую обязанность пред Ним. Его награда лишь в
том, что
от Бога
он имеет возможность и способность благовествовать, не
перекладывая на плечи собрания материальную заботу о себе - в
качестве обязанности о нём заботиться.
Потому, хотя Бог и позволяет жить от благовествования за счёт соверующих,
однако, духовно зрелый апостол Павел понимает, что "сидеть на шее" у
собрания за то, что он исполняет поручение Бога - это неправильно.
И в этом - его принципиальная личная позиция:
никому не дать повода подумать, что проповедует он ради наживы, как это делают сегодня многие современные пастыри.
(позже он разоблачит тех лже-апостолов, которые злоупотребляли этой властью, обирая собрания начисто -2Кор.11:20)
9:19
Ибо,
будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше
приобрести:
Далее Павел разъясняет, как выглядит его свобода во Христе по сравнению со
свободой христиан Коринфа: он использует свою свободу не для
удовлетворения своих личных нужд или желаний, а исключительно как раб христианского долга. Ибо долг христианина - заботиться не о собственном благополучии, а о том, чтобы больше приобрести для Бога людей, достойных спасения. Потому ему приходится своё личное - отодвинуть на дальний план, а на первый план ставить интересы тех, кого он приобретает для Бога
через благовествование и своё богобоязненное поведение.
Далее Павел показывает принцип приобретения кого-либо для Бога:
каждый христианин должен стараться быть деликатным и думать не
только о том, как он сам воспринимает то или иное в духовных
учениях. Но и - о чувствах слушающих: в том, что не является грехом
- уступать не только можно, но и нужно. Только так можно сделаться
всем для всех, чтобы приобрести хотя бы кого-то из них для Бога (см.
Де.16:1-3)
9:20
для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных
был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
Для того, чтобы иудеям легче было откликнуться на благую весть и принять Христа – он не козырял своей полной свободой от Моисеева Закона, а при необходимости во избежание их преткновения - соблюдал указания ветхозаветной обрядности, хотя и знал, что это несущественно и он имеет полное право от Бога всё это не признавать (Деян.21:26).
9:21
для чуждых закона - как чуждый закона, -
не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы
приобрести чуждых закона;
Хотя исполнение многих привычных с детства для Павла пунктов из Моисеева закона никак не противоречили вере в Христа, живя среди язычников, Павел, тем не менее, предпочел не смущать их, дабы они не решили, что то, что сам Павел делает по природе будучи воспитан среди Иудеев - обязательно для исполнения и среди других верующих на уровне закона Христа.
Он не навязывал им обрезания и совершения обрядов по Моисееву закону, зная от Бога, что конец закону - Христос; не спешил осуждать их стиль жизни, не упрекал их «с порога» в том, что идолов понаставили в ареопаге и бесам поклоняются, но деликатно искал, что можно найти в их веровании такого, чтобы переключить их внимание на Бога-Вседержителя и Христа Его
( Деян.17:16, 22,23)
То есть, Павел все свои способности в христианской свободе направил на то, чтобы найти гибкие подходы к людям с разными религиозными взглядами, характерами, обычаями и
заинтересовать слушающих благой вестью независимо от того, кто был перед ним: откровенный язычник или иудей. О своих личных нуждах он не беспокоился вовсе, обходясь малым.
9:22
для немощных был как немощный, чтобы
приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по
крайней мере некоторых.
Среди немощных Павел предпочитал не применять свою свободу. Он показал на
примере идоложертвенной пищи, что лучше отказаться от «священного» мяса, чем этой трапезой помешать немощным принять Христа. Павел не желал, чтобы они преткнулись, решив, что или Павел –беззаконник или Христианская свобода - это широкий путь с необязательным
исполнением заповедей Божьих.
С теми, кто считал себя сильным в вере, Павел обращался по
силе их, не щадил ни в обличениях, ни в выговорах. С
немощными в вере он поступал с учётом их совести, ничем не провоцируя их делать то, к чему они настороженно относятся или в чём пока
что сомневаются.
Для всех сделался всем
- не означает, что с пьяницами, например, Павел вёл себя, как пьяница, а с хамами
- как хам.
Просто Павел старался не обременять людей лишним и не вырывать их из привычной среды жизни - всегда и везде, если это было возможно сделать, не нарушая заповедей Бога.
Например, если бы Павел проповедовал в местности, где к галстуку относятся плохо, Павел вместо того, чтобы требовать от других носить галстук - снял бы свой даже в случае, если бы до этого носил его всегда.
И всё это Павел делал не как приспособленец, желающий угодить и нашим и вашим, чтобы для всех казаться хорошим и иметь от этого личную корысть хотя бы в виде почитания его авторитета или каких-то услуг.
А исключительно ради того, чтобы слушающие его - возжелали приближаться к Богу и служить Ему.
И именно потому, что Павел стремился угождать не людям, а Богу -
люди его за это и недолюбливали.
9:23
Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть
соучастником его.
Соучастником или стать участником - не только в смысле проповеди Евангелия, но
и в духовном возрождении от слова Божия и в получении обетований, обещанных этим Евангелием.
Основная задача апостола сводилась к поиску желающих идти к Богу путём Христовым.
За каждого новичка в собрании он боролся, поступаясь личными желаниями и, ограждая делающих первые шаги - от огорчений со
стороны «крепко стоящих на ногах» в вере. За что, собственно, и получал от «сильных» - большие порции неприязни к себе.
9:24
Не
знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает
награду? Так бегите, чтобы получить.
Христиане Коринфа знали, что означает победитель участников в массовом забеге на
какие-то дистанции. Приняв Христа, все они также сделались участниками Евангелия - «забега» для получения на «финише»
вечной жизни, только дистанция этого «соревнования» - длинною во всю оставшуюся жизнь христианина.
И для того, чтобы получить награду от участия в этом «соревновании»
- нужно постараться добежать к финишу без отвлечений, приложить
большие усилия в процессе бега, а не просто с наслаждением
прогуливаться по стартовой дорожке, надеясь на свои права свободного
передвижения, «петляя зигзагами» и отвлекаясь налево и направо по
пути к финишной черте.
То есть, здесь
ап. Павел говорит не о том, чтобы христиане стремились к первенству
в собраниях, соревнуясь с другими в том, чтобы быть лучше других -
быль лучшим проповедником, к примеру; иметь лучший авторитет; больше
друзей; больше влияния; выше положение и т.д. (дух соперничества и
желание "обойти" в чём-то своих соверующих - это порок, разделяющий
людей завистью, Флп.2:3; Еккл.4:4; 1Кор.10-13). А о том говорил
апостол, чтобы каждый христианин так же усердно
проходил своё поприще Христово, как усердно бегут свою дистанцию
желающие получить в награду "венец" тленный (кубок или медаль на
соревновании).
9:25 Все
подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного,
а мы - нетленного.
И если участники спортивных соревнований прикладывают
колоссальные усилия, отказываясь от многих своих прав и
воздерживаясь от многих удовольствий - всего лишь ради
получения лаврового венца победителя соревнований, то насколько же больше следует прикладывать усилий и отказываться от гораздо большего для приобретения вечной жизни - христианину, участнику Евангелия.
В Коринфе, похоже, над этим вообще не задумывались, считая, что христианство - это один из способов жизни с множеством личных благословений в виде множества удовольствий.
9:26,27
26 И потому я бегу не так, как на
неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и
порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться
недостойным.
Павел приводит им личный пример участника «забега» к Богу: его стартовая дорожка к Нему - это не прогулочная тропинка с домами отдыха по обочинам. И бег его по жизни – не похож на иллюзию бега, не приносящего пользы: ежедневная изнурительная борьба над усмирением своих собственных желаний ради того, чтобы, проповедуя другим весть о спасении, самому при этом не оказаться недостойным спасения.
Проповедь Евангелия и становление христианина праведным по слову Божиему - не разделимы. Всё это в совокупности составляет Христианский путь, угодный Богу.
К чему Павел это сказал христианам Коринфа? К тому, что в Коринфе
посвящали много времени проповеди, но совсем ничего – сохранению откликающихся на проповедь и тому, чтобы следить за собственной праведностью. Что может происходить и сегодня со всеми проповедниками Евангелия.