ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Матфея -
23 глава

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Использованы выдержки из комментариев Женевской Библии

23:1-3 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

Иисус в данном случае наставляет не только учеников своих, но и весь народ. Он говорит о том, что духовные учителя в Иудее - не сами по себе учительствуют, а унаследовали «седалище Моисеево» - их учения базируются на истине Божьей и законах Его (на законе Моисеевом) и, собственно, это единственно правильное решение - в наставлениях опираться на слово Божье, на Библию.

3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте;
Именно потому, что их повеления в основе своей - на самом деле повеления Моисеева закона - народ Иеговы и должен слушать всё, чему учат учителя на базе Моисеева закона (не сказано, чтобы всё вообще - от них воспринимали, но сказано: всё, что на Моисеевом седалище базируется)

И заметим, Иисус Христос повелевает слушаться начальствующих несмотря на то, что с ним эти самые духовные наставники народа обращаются весьма плохо.

по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают
Как видим, «двойные стандарты» или расхождения у учителей между правильным словом наставления и неправильными делами – наблюдались и во времена первого пришествия Христа. Но что до того, что расхождения - у начальствующих? Слушатели закона Божьего не должны ориентироваться на злые дела наставников и брать с них пример в этом для подражания, дескать, если им можно - можно и нам.

23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 
сказано: фарисеи возлагали бремена неудобоносимые на плечи людям.
Заметим, НЕ Бог это делал, а фарисеи. Выходит, что «предания старцев», которые были добавлены к основам «Моисеева седалища» - выполнить народу было гораздо тяжелее, чем заповеди Божьи.

А механизм обрастания заповедей Бога - прост до обидного: на одно правило Бога - несколько инструкций фарисейских, тут чуть-чуть добавили своих правил, и там чуть-чуть своих правил. А в результате - вот что:
И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть (собственных правил) и будут уловлены. - Ис.28:10, 3
И нет ничего нового под солнцем: если кто-то, находясь сегодня в народе Божьем, заметит наставников «двойных стандартов» - не удивляйтесь, такое творилось в народе Божьем и во времена Иисуса Христа: на Библейские начатки правильных знаний о Божьих замыслах и требованиях - накладывалось и множество собственных инструкций наставников.

Но если и сегодня народу Бога поступать по принципу Христа, разъяснявшему, как же быть с таким наставничеством по «двойным стандартам» – то следует исполнять всё, что правильно велят современные наставники В СООТВЕТСТВИИ с Писанием. А их собственными преданиями можно пренебречь.
Правда, для различения где – Божье повеление, а где - «предания старцев» нужно очень хорошо ориентироваться в слове Божьем, без исследования и глубокого изучения Библии - здесь не обойтись.

23:5-7 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

Портрет среднестатистического наставника слову Божьему времён первого пришествия Иисуса Христа: цель их служения Богу сводилась не к тому, чтобы угодить Богу и послужить людям, а исключительно для того, чтобы исполнением заповедей Божиих обратить внимание окружающих на себя и произвести впечатление служителя Божьего.
Ну и, понятно - попользоваться при этом не только лаврами славы учителей Божьего слова, но и плодами такой популярности: первыми почётными местами, аплодисментами, восхищением неразборчивой публики, участием в пиршествах, «кафедрой» в синагоге и желанием народа услужить чем-нибудь при случае, что в хозяйстве весьма пригодится.

Так вот, ТАКИМИ наставниками слова Божьего - лучше не становиться. Иисус показал портрет истинных учителей и наставников Божьему слову:

23:8-11 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
Истинный наставник и учитель никогда не трубит о том, что это именно ОН САМ - наставник невежд и учитель слова Божьего, но всегда скромно указывает на то, что его функция - маленькая: всего лишь показать истинного Наставника и Учителя, чьи слова старается передать в точности, как и Христос это делал - Иоанн. 7:16, 12:49.

Истинный наставник никогда и ни от кого не потребует называть себя духовным Отцом, ибо истинный Отец, который на небесах, возрождает Себе детей от воды и святого духа, на что у учеников Христа не может быть ни способностей, ни полномочий. Они могут только подобно Павлу передавать слово Божье и этим рождать детей благовествования -1Кор.4:15, которые в будущем, если Бог посчитает нужным, могут и свыше родиться от воды и святого духа Отца небесного и стать ЕГО детьми.

Все же вы – братья
Запрещая называть кого-нибудь "учителем" (ст. 8), "отцом" (ст. 9) и "наставником" (букв.: "вождем", "тем, кто ведет", ст. 10), Иисус не отменяет иерархической структуры в Церкви или обращения по должности (см. Деян. 20,17; 1 Кор. 9,1; 1 Тим. 3,1.2.8.12; Тит 1,5-7). Он, скорее, предостерегает против искушения присвоить людям ту власть и те прерогативы, которые принадлежат одному только Богу.
(Женевская)

11 Больший из вас да будет вам слуга:
Кто этот "больший", упомянутый Христом? Большой в габаритах телосложения? Думается нам, что это тот христианин, кому больше дано от Бога, с него и спрос - особый.
Выходит тот, кто имеет много - для роли слуги ЛУЧШЕ пригоден, ибо ему есть, что раздавать нуждающимся и чем служить другим. А у кого ничего нет, тому и служить нечем.
Вот потому истинный наставник и учитель слову Божьему не станет ждать, чтобы ему чем-то послужили, но сам будет искать способы и возможности служить людям.

23:12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Как можно возвышать себя или унижать? Понятно, что внутри себя рождаются такие мысли, к примеру: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Или такие: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
Вот нам и разница: один сосредоточился на своих ВИДИМЫХ достоинствах, другой не смел даже заикнуться о ЛЮБЫХ своих достоинствах, хотя, думается, что и у него были какие-то хорошие дела пред Богом, да и сердцем он смирен.

Вот почему истинному учителю слова Божьего не придёт в голову нахваливать самого себя (целовать руку свою, Иов.31:27) и давать себе высокую самооценку, ибо он понимает, что грешен и лишён славы Божьей. И если бы ни милость Божья - не быть бы ему и проповедником слова Божьего. Но если кто-то сам себе почётные места определяет - тот не познал, выходит, Божьего пути «сына беззвестного плотника» . А если Божьего пути не познал, тот и унижен Богом будет, то есть, не будет иметь высокую оценку в глазах Бога.

23:13,14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Религиозные учителя времён Христа, отвращали людей от истины Божьей: не принимая Христа сами, они показывали в этом - пример и остальным.
Ученики же Христа должны совершать обратное, открыто провозглашая Евангелие.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Лицемер - это тот, кто, считая себя благочестивым и праведным, прикрывает свою злонамеренность (мотив использовать служение Богу - в корыстных целях) - притворной добродетелью.

Те, кого Иисус обличает здесь - не подозревают о своем лицемерии, ибо считают, что поступают во всём правильно, даже в гонении Христа и даже в том, что пользуются услугами вдов (образно всех, кто малоимущих): ведь они, дескать, не виноваты в том, что малоимущие желают сами отдавать им последнее, а почему не взять, если сами дают?

23:15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного.
Как видим, книжники и фарисеи не сидели сиднем на одном месте - имели, значит, хорошие и старательные «ноги» благовестников. И много часов в месяц, наверное, уходило у них на поиски желающих обратиться от злых дел и ходить путями Бога.
Но спрашивается, какой смысл во всём этом громадном труде, если СУТЬ труда - утеряна? Если для себя а не для Бога старались, если к себе, а не к Богу - прилепить старались учеников своих?

и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Почему - худшими? Вот - почему: книжники и фарисеи научены на Писании (Моисеевом седалище) и поэтому имеют возможность обратиться к истокам и исправиться, сравнив истоки со своим толкованием.
А те, кого они учат - обучаются не на истоках Божьей истины, а на "преданиях старцев". Поэтому ученикам фарисеев не к чему обратиться, чтобы сравнить своё «фарисейское» понимание - с Божьим.

Например, такая же ситуация может произойти и в настоящее время с учащимися по «преданиям старцев» тех конфессий, в которых они пребывают: для того, чтобы сравнивать то, чему учат «старцы» с тем, чему учит Бог через Своё слово – необходимо начать самостоятельно вникать в Писание.

23:16,17 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
Слепые – потому, что учили тому, чего сами не понимали: несомненно, не было бы храма - не имело бы никакого значения и золото, приносимое в храм. Однако ТАКИМ вИдением фарисеи показывали, что для них материальное - гораздо важнее духовного.
Спрашивается, могли ли ТАКИЕ учителя научить своих учеников правильному Божьему вИдению и тому, чтобы духовное - ставилось у них выше материального? Понятно, что нет: ученик не может быть больше своего учителя.

Если разобраться, то что есть золото? Ценный металл всего лишь. А что есть храм? Это - жилище Бога. Если бы в храме совсем не было бы золота, но дух Божий присутствовал бы там - то храм не потерял бы ценности своей. И наоборот: когда Бог оставил храм Иерусалима, то несмотря на всё золото храма - он превратился в ничто в глазах Бога.

23:18-22 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Такой же принцип и в клятве: жертвенник Иеговы - ценнее животных. Однако для фарисеев животные были ценнее, ибо они стоили денег и на них можно было экономить.
Жертва без освещения на жертвеннике, с которого Бог принимает её - не имеет никакого смысла и является просто куском мяса. Этим жертвенник и ценен, что не жертва освящает жертвенник, а жертвенник делает священной жертву ТОЛЬКО потому, что Бог принимает её со Своего жертвенника.

Любовь к материальному и отсутствие в понимании духовного - просачивалась у фарисеев практически в каждом варианте их толкования закона Божьего.
Что касается клятвы в принципе - то Иисус показывает, что нет смысла в клятве, если не понимать, ЧЕМ и ЗАЧЕМ клянёшься. Более того, незнание смысла клятвы не освобождает от ответственности не упоминать Бога всуе, а фарисей, клянущийся хоть храмом, хоть жертвенником - всуе упоминает Святое.

23:23-25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Фарисеи не беспокоились и не заботились о том, чтобы поступать по справедливости, быть милосердными и поддерживать доверие Богу , и это - при том, что они скрупулезно заботились о малозначительном. Так вот, СНАЧАЛА позаботься о важнейшем: о справедливом суде, милосердии и поддерживай веру в народе Бога, а затем - и тмин с мятой жертвуй, тогда и будут иметь ценность и твои десятины. Приблизительно к этому сводится смысл слов Христа фарисеям.

Далее: что плохого в стремлении быть скрупулёзным исполнителем заповедей Бога в мелочах? Вот что: если чрезмерно увлечься рассматриванием "мошек" (второстепенного) в музее, то есть большая вероятность ослепнуть и не заметить "слона" (главное). Так и фарисей: рассматривая чистоту внешнюю - своё личное желание лишь ВЫГЛЯДЕТЬ праведным и производить впечатление на людей - он совершенно забыл о чистоте внутренней - о желании НА ДЕЛЕ БЫТЬ праведным: мыслить и поступать в согласии со словом Божиим и производить впечатление на Бога, а не людей.

Даже почитание золота и дара на жертвеннике - доказательства тому, что в фарисеях преобладал плотский человек земных приспособленческих интересов, а духовный Божий человек - в нём напрочь отсутствовал.

Такая же ситуация увлечения мелочами может появиться и при исследовании Писания, рассмотрим на примере притчи о блудном сыне:
"Мошка" – это попытка увидеть духовный смысл даже, к примеру, в перстне для блудного сына, в рожках для свиней, в свиньях или в пире по поводу возвращения сына.
"Слон" - это милосердие отца к возвращающимся блудным сыновьям.
Как можно увлечься «мошками» в современном исполнении притчи при принятии в собрание возвращающихся блудных сынов? Например, сказав им так: «ты ведь ещё не ел рожек для свиней (не страдал сильно), значит, ещё не настал этап тебе возвращаться и принимать перстень (возвращаться в свою церковь и принимать радость соверующих от твоего возвращения)»

23:26-28 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Иисус не говорит фарисеям, что это плохо, когда чисто выглядит внешняя, видимая для других "картинка" человека. Нет, просто он говорит, что без чистого внутреннего содержания - внешняя показная чистота «праведника» бесполезна.

Представьте себе картину: приходим мы пообедать в кафе, нам подают кофе в чашечках, сияющих снаружи, и нам приятна такая чистота посуды, из которой мы будем пить. Мы намереваемся выпить кофе и к своему ужасу обнаруживаем внутри чашки зеленовато-коричневатый налёт на стенках, да и на поверхность кофе что-то подозрительное налипло. Станем ли мы пить из ТАКОЙ чашки, даже если внешне - она выглядит безупречно и сияет на солнце? Вряд ли.

Так же - и Богу противны и неприятны ТАКОГО рода «праведники», напомаженные снаружи, но внутри испачканные нечистыми делами. Ему особого труда не составляет заглядывать во внутреннее человеческое естество, возможно, умело скрываемое от других. А потому «пускать пыль» Ему в глаза своей показной праведностью - занятие для христианина бесполезное.

Если бы фарисеи делали бы все свои злые дела в открытую, не прикрывая их показной праведностью, то давно бы отвратили бы напрочь от себя абсолютно всех людей, желающих поклоняться Богу и уже не имели бы возможности быть законоучителями. Но поскольку их не устраивал вариант лишиться возможности учить и сидеть на Моисеевом седалище (месте толкования закона), то они и заботились о том, чтобы выглядеть исполнителями закона Бога хотя бы наружно, не исполняя при этом - его внутри.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их
.
Красивый гроб - это также не плохо, просто нет мёртвому пользы даже от самого красивого гроба. Так же и с фарисеем может случиться: если он мёртв духовно внутри, то нет ему пользы в том, что выглядит он ярко живущим и активным служителем Бога. И если он не стремится жить в соответствии со словом Божиим, то неважно, насколько красиво он над ним размышляет или насколько красноречиво научает других.

23:29-32 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
Нет ничего плохого также и в том, чтобы строить гробницы пророкам Божиим. Но фарисеи, похоже, даже не понимали, что признавая СВОИМИ ОТЦАМИ тех, кто убивал пророков - они показывали, что являются ИХ СЫНОВЬЯМИ, то есть – по сути такими же, как и их отцы, убивающими пророков Бога. По идее они не должны были признавать в них отцов своих, если считали себя поклонниками Бога.

32 дополняйте же меру отцов ваших. горе… что строите гробницы пророкам ..и говорите: если бы мы были во дни отцов наших..
Иисус знал, что этот род служителей Божьих во все времена так же будет относиться к пророкам Бога, как относились и их отцы. И никакая даже самая трогательная видимая забота о могилках убитых - не компенсирует пред Богом их злодеяний.

23:33,34 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников;

Итак, кто будет отстаивать интересы Христа - в его отсутствие? Пророки, несущие слово Божье, мудрые – несущие мудрость Божию, книжники – исследователи слова Божьего - вот доверенные лица Бога и Христа Его в будущем.

и ВЫ иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
Но участь их незавидна: род фарисеев в народе Бога (ВЫ) всегда будет преследовать посланников Христа так же, как фарисеи времён Христа, прочно обосновавшиеся в народе Иеговы, преследовали самого Христа.

Участь посланников Христовых нелегка и незавидна во все времена. Их путь не устлан пальмовыми ветвями, не осыпают их почестями и подарками, не поют им дифирамбов, не обласканы они ЛЮБОЙ властью, как и Иисус не был принят ни властью народа Бога, ни властью языческого Рима.

Напротив, они гонимы, низлагаемы, преследуемы, попираемы всеми, как сор. Так было, есть и будет, пока век сей на этом дворе правит бал. И это - увы, пока что норма.

А потому все, кто встал или желает встать на этот путь Христов, должны просчитать все издержки, потому как в итоге на какой-то одной стороне "баррикад" окажемся, никому ещё и ни на одной войне не удавалось занимать позицию «посредине» - и вашим, и нашим - и остаться в живых.

23:35,36 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
На весь род показных поклонников Иеговы (на род «фарисеев»), которые преследовали Божьих посланников - придёт возмездие от Бога в день суда.

23:37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Каким образом сам по себе город Иерусалим мог побивать пророков Божиих?
Иерусалим - это правительственная столица народа Бога, он представлен руководителями народа Бога. Этот город славился истиной Божьей и храмом Его, этот город был местом правильного поклонения Богу несмотря на то, что сами руководители не всегда ходили по истине Божьей.

Пророки древности, посылаемые в Иерусалим - к руководящему составу народа Иеговы - с обличительным словом, были в основном за это преследуемы, а некоторые - погибали от рук обличаемых руководителей -2Прлп.24:17-21,Матф.23:34,35, Деян.7:51,52 Лк.11:49,50
"…Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников….и посылал к ним Господь … посланников Своих от раннего утра, потому что жалел Свой народ и Своё жилище, но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его.."
– 2 Прлпмн 36:14-16, Матф.23:34

Почему их преследовали или избегали?
Произносимая пророками истина Божья была "неудобной" для восприятия, ибо её принятие требовало бы от них изменять привычный уклад жизни и исправляться к лучшему, а они не желали слышать "неприятности" и терять свои преимущества в народе Бога - Ис.30:9-11, Иер.7:25,26,6:10.

То же сделали и с Иисусом в его первом пришествии, также направлявшемся в Иерусалим, чтобы взыскать и спасти погибшее - Мтф.16:21, 18:11, 15:24.

Согласно Писания последние пророки Бога будут также убиты на территории именно "Иерусалима", который "духовно называется Содом и Египет, где и господь наш распят" - Откр.11:8 - города, в котором будет истина и храм Божий, в месте правильного поклонения Иегове. И нет ничего нового под солнцем.

Подробнее об этом –
здесь

23:38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
Дом Божий может быть жилищем Бога до тех пор, пока Ему Самому не противно там жить, пока Он не возгнушался "соседями" Своими по Дому. А уж коли возгнушается - Бог покидает осквернённое нечестием - жилище Своё.

Иисус предупредил о том, что Бог покинет храм Свой, ибо не осталось в нём верных поклонников: класс бездуховных «фарисеев» заполонил дворы его, от того мерзость запустения - на территории Его, как написано:
Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; .. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его….Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; Иер.12:7-11

А если Бог покинул храм Свой - то уже не имеет значения, насколько трудятся живущие в нём - над украшением наружности его. Этот род бездуховных «праведников» отверг и Христа, посланного Богом.

В новом завете каждый, кто вместил дух Божий - тоже является образным храмом или местом жительства духа Божия (1Кор.3:16, 2Кор.6:16) , поэтому он обязан заботиться о том, чтобы храм (сам христианин) не был осквернён нечистым поведением , и чтобы Бог не оставил Его из-за этого пустым.

23:39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
До тех пор, пока этот бездуховный род начальствующих не вместит, что Христос - и есть благословенный посланник от Бога с небес - он не сможет видеть духовным зрением ни Христа, ни посланников его, ни значения пути Христова для себя. Многие священники, например, увидели для себя Христа после того, как он воскрес, приняв крещение и став христианами – Деян.6:7

Впрочем, возможны и другие версии понимания этого текста:
судя по контексту, речь идет, скорее, о суде над народом израильским и о даровании завета Израилю духовному, в который войдут и язычники, и верные иудеи (ст. 38, ср. 21,43). (Женевская)

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru