ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Матфея -
19 глава

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Использованы некоторые фрагменты комментариев Женевской Библии и Баркли.

19:1-3 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною.
2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

После Галилеи - снова пределы Иудейские, массы народа, желающих исцелиться, исцеление и встреча с фарисеями, желающих проверить Христа на знание закона Божьего, а заодно и свой интерес устами Христа на всякий случай удовлетворить: как мы уже подробно говорили в разборе Матф.
5:31,32 - щепетильные во всех вопросах морали фарисеи - в вопросах развода слегка отставали и мнение их об этом разделялось по трём школам -
Гиллеля, Акиба и Шаммай - в зависимости от личного отношения к разводам: либо разводиться можно только из-за измены (Шаммай), либо по любому случаю (Гиллель), даже если просто понравится более красивая женщина (Акиба). Каждый из фарисеев, естественно, принимал для себя на вооружению ту школу раввинов, которая бы соответствовала его ожиданиям.

Хотя в идеале в Иудее развод считался презренным делом -теория идеала с практикой разводов не сходились.
Задавая свой вопрос ПО ВСЯКОЙ ЛИ ПРИЧИНЕ позволено разводиться, фарисеи были уверены, что развод Богом не запрещён, ибо согласно Моисеева закона (Второз.24:1) муж может развестись со своей женой, если "она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней "что-нибудь противное". Но как понимать фразу «что-нибудь противное» - фарисеи решили выяснить у Христа для сравнения с мнением раввинов трёх школ.

19:4-6 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Ответ Христа удивил их и раздражил, ибо не соответствовал ожиданиям фарисеев, что, дескать, «да, по всякой причине разводитесь». Ну или хотя бы перечень причин должен был бы перечислить Христос в их ожиданиях.
Однако Иисус показал им ПРИНЦИП создания семьи и ЦЕЛЬ её создания, которую преследовал Бог, создавая для Адама – Еву. По замыслу Создателя не только мужчины и женщины, но и их в качестве мужа и жены друг для друга – Бог подразумевал крепкий семейный союз двоих, составляющих ОДНО ЦЕЛОЕ в глазах Бога для пользы во всей вечности, а не временно. Поэтому фарисеи, желающие перечня для развода, услышали от Христа ЗАПРЕТ на развод, ибо Бог его даже не предусматривал для мужа и жены.

19:7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
Тут фарисеи как раз и привели Библейское основание для своих разводов из Втор. 24:1, дескать, уличили Христа в незнании закона Бога и какой же он тогда посланник небес, если не знает таких элементарных вещей, данных Богом Своему народу. Сам Бог разрешил разводиться, а Христос, значит, считает, что Бог неправ, если опроверг этот пункт Моисеева закона.

19:8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
Иисус однако нисколько не смутился тем, что будто бы неправильно ответил на вопрос фарисеев. Он сделал это специально, получив возможность услышать вопрос в такой форме, чтобы возможно было показать истинное отношение Бога к союзу мужа и жены и к значению Моисеева закона для народа Бога: Моисеев закон дан Богом с учётом греховности - жестокосердия, которое не позволяет в точности исполнять волю Бога даже в отношении выбора брачного спутника. Потому, чтобы ситуацию совместной жизни, которая из-за жестокосердия супругов в некоторых случаях приносит больше вреда семье и обществу, нежели пользы (что по замыслу Бога должна приносить семья), Бог разрешил такие бесполезные и вредноносные союзы расторгать. Но этот пункт - не норма, а ИСКЛЮЧЕНИЕ из норм Бога по причине сложностей достижения идеала семейного союза в условиях этого нечестивого века.

19:9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Почему Иисус сказал так?
В Израиле если статус женщины "разведённая" - значит, супруг жив и развод совершён не по причине прелюбодеяния супруга (Второз.24:1-4). Если бы супруг прелюбодействовал, его бы побили камнями и невиновная сторона была бы в статусе "вдовы", а не разведённой (Лев.20:10)
Но поскольку Иисус говорит о статусе "развод" для женщины, значит, они с мужем просто, например, не сошлись характерами, но пред Богом по-прежнему остаются мужем и женой (связаны законом одной плоти). Поэтому и сказано, что если на разведённой женишься (на замужней пред Богом), то пред Богом прелюбодействуешь (имеешь чужую жену, связанную союзом одной плоти с её мужем).

О союзе одной плоти - подробно написано в Матф.5:32, цитируем:
Почему только в случае прелюбодеяния одного из супругов можно развестись и вступить в брак повторно? Потому что прелюбодей, соединившись в прелюбодеянии с другой плотью - перестал с этого момента быть одной плотью со своим брачным спутником - 1 Кор.6:16. Прелюбодеев согласно Моисеева закона побивали камнями, так что прелюбодей в глазах невиновной стороны - всё равно, что умерший, даже если христианство не позволяет побивать камнями в таких случаях. Невиновная сторона в этом случае свободна от брачного союза – Рим.7:2,3 и может повторно вступить в брак.

Почему женившийся на разведённой НЕ по причине прелюбодеяния её бывшего супруга - сам становится прелюбодеем? Потому, что разведённая (не по вине прелюбодеяния супруга)– является с ним одной плотью даже после развода до тех пор, пока супруг не женится повторно (не станет одной плотью с кем-то другим, освободив её тем самым от себя). А потому женившийся на ней в момент, когда её плоть ещё принадлежит другому – сам становится прелюбодеем.

Однако, как всё же христианин должен относиться к разводу? Точно так же, как и Бог, как Иисус и как Павел, разъяснивший дополнительно ситуации, каких у иудеев не было: у иудеев брак между единоверцами не допускался, а среди христиан может и такое случаться, ибо необязательно в одной семье все принимают Христа одинаково, цитируем из Мтф.5:32:

Факт, что позже апостол Павел упомянул о случаях, в которых Бог всё же допускает развод в христианстве (если неверующий хочет развестись – верующий имеет от Бога право согласиться на развод -1Кор.7:15 и если кто-то разведётся не по вине прелюбодеяния, то должен оставаться безбрачным или вернуться к своему брачному спутнику -1Кор.7:10,11) – во-первых, подтверждает мысль о том, что Иисус говорил об абсолютном запрете на развод - иудеям условий того исторического времени, чтобы показать им абсурдность их понимания семьи. А во-вторых, что развод для христианина не является категорически недопустимым явлением, просто разведённый не по вине прелюбодеяния должен оставаться безбрачным в дальнейшем или примириться с брачным спутником своим.

19:10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
Ученики Христа, услышав «приговор» в отношении невозможности развестись - приуныли именно потому, что браки века сего иногда не соответствуют Божьему замыслу, в котором брак приносит пользу и радость, а муж и жена - гармонично дополняют друг друга до одного целого и живут в согласии и в счастье вечно. Судя по их реакции они имели некоторое представление о том, каково это - жить с женой не очень-то счастливо и не иметь надежды на улучшение до самой смерти.

И, понятно, чем жениться в веке этом и неизвестно, какой окажется семейная жизнь, то проще жить одному и не жениться.
(заметим, что речь здесь идёт о браках среди единоверцев-иудеев, и те, как видим, - не всегда приносили удовлетворение. Что же сказать о браках между верующим и неверующим? У таких браков ещё меньше шансов на счастье. Вот почему Павел просил христиан вступать в брак только в Господе, то есть и жених и невеста должны быть христианами, другие варианты - просто неразумны, такие варианты - не Бог сочетает, а сами люди вопреки здравомыслию, потому и разводов – не счесть.)

19:11,12 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
 
Иисус поспешил на выручку своим ученикам, разъяснив, что не все могут вместить его слово об отношении мужа к своей жене в замысле Бога, и не у всех христиан - одинаковая потребность в женитьбе: кто-то из-за увечий физических не имеет потребности жениться, им что воля, что неволя - всё равно. А кто-то принял решение вместо женитьбы - служить Богу и ради этого пренебречь женитьбой. Это - строго индивидуально, но само по себе безбрачие НЕ РАДИ Царства - не приносит ни вреда, ни пользы служителю Бога.
По большому счёту - христианину, может, и действительно лучше не жениться, но только при условии, что он не женится РАДИ ЦАРСТВА, а не потому, что у Бога строгий взгляд на брак. Сам Иисус, например, не был женат. Павел - тоже. Но все христиане - разные, и спрошено будет с каждого по-разному, соответственно индивидуальных особенностей.

19:13-15 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. 14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.

Ученики чрезмерно суетятся о том, чтобы оградить Христа от ненужных, на их взгляд, затруднений: ну что такое дети, чтобы пускать их ко Христу и разрешать им его по пустякам беспокоить? Тут глобальные, понимаешь, судьбоносные вопросы обсуждаются, а дети мешают.
Однако Иисус запретил ученикам препятствовать детям, желающим получить благословение Христа - идти ко Христу за благословением. Собственно, только этого Иисус и ожидает, чтобы ЖЕЛАЛИ благословения Божьего, через Христа получаемого. И неважно по возрасту, кто этого желает - таковых Царство Небесное в том смысле, что Божий миропорядок с небесным Правителем именно для желающих Божьего благословения предназначен, а у детей, не искушённых злом «взрослости» - больше шансов это желание иметь. Ученики Христа пока что этого не понимали.

О богатом иудее, соблюдающем заповеди Божьи с юности и желающем жить вечно. См. также Марка 10:17-24

19:16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
В большинстве переводов Библии слово "благий" к слову "учитель" отсутствует (Пришел однажды к Нему человек и спросил:
- Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить вечную жизнь?, Р.В
)
Задавая этот вопрос, юноша надеялся, что Иисус откроет ему какие-то особые знания о добрых делах, скажет что-то сверх того, что написано в законе ("какой-то секрет"), и что поможет ему в достижении вечной жизни.

19:17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.
- Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр, - ответил ему Иисус. - А если хочешь войти в Жизнь, соблюдай заповеди, Р.В.
Иисус ответил, дескать, почему о значении добра ты спрашиваешь у меня, если должен спрашивать у Бога? Только Бог даёт знания о добром, и эти знания о добре изложены в заповедях Бога. Исполняй их и получишь жизнь вечную (сверх заповедей Бога ничего нет для наследования жизни вечной в земле обетованной)

19:18,19 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Иисус перечислил ему кратко суть закона Моисеева, основополагающие заповеди для тех, кто поклоняется Богу.


19:20,21
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему:
если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Юноша, как оказалось, все эти заповеди всегда исполнял. Но, похоже, он понимал, что Иисус принёс в учение о вечной жизни что-то дополнительное, новое, о чём ему хотелось бы знать.
Иисус действительно принёс дополнение к известному закону Моисея: сообщение о том, как в этом веке достичь духовного совершенства (чего не давал Моисеев закон), чтобы в результате этого иметь возможность получить жизнь вечную на небесах (
сесть с Христом на небесных престолах, Лк.22:28-30).

Обратим внимание вот на что: для того, чтобы по Моисееву закону войти в жизнь вечную на земле обетованной – было бы достаточно исполнять заповеди Бога по Моисееву закону (
полностью доверять Богу и быть порядочным человеком, живущим по принципам Создателя, как сегодня проповедуют многие: формируй в себе порядочного, заботливого, чуткого, доброго и т. д. человека - и этого достаточно для спасения, ибо человек нового миропорядка именно таким и должен быть).
 
Однако, для достижения духовного совершенства
(если хочешь быть совершенным) и приобретения духовных сокровищ (сокровищ на небесах, Мтф.19:21; 6:20) - следует научиться большему, нежели всего лишь исполнять набор праведных дел Моисеева закона: нужно взять на себя крест Христов и идти по его следам (принять Христа). То есть, нужно быть готовым к самопожертвованию и самоотречению.
Кто сможет в точности следовать за Христом - тот сможет обрести сокровища на небесах - в буквальном смысле (сесть с Христом на небесных престолах, Лк.22:28-30)

Однако Иисус понимает, что далеко не все люди земли способны отказаться о своих личных земных интересов ради приобретения небесных сокровищ Царства Божьего, соблюдения интересов Бога и Христа Его: не все готовы ради этого приобрести жемчужину духовных благ, лишившись ВСЕХ своих земных ценностей (Мтф.13:46). И «оскопить» себя ради этого – будут способны не все (19:11,12)

19:22,23 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

Любовь молодого человека к богатству и отказ раздать его, чтобы следовать за Иисусом, показывают, что он, по сути, на данный момент не был готов к самоотречению и, по сути, нарушал величайшую из заповедей закона: "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими", возлюбив больше себя и свои личные ценности, нежели Христа Божьего (Втор. 6,5; ср. Мф. 22,37).

Поскольку сам юноша отказывается от достижения духовного совершенства в этом веке и чести жить вечно со Христом на небесах (как достигший духовного совершенства) - то, естественно, он и не сможет пока что его достичь.
Хотя и без дел праведности - вечной жизни не достичь (10:19), однако, одни лишь дела праведности закона без любви к Богу, без принятия Христа и без готовности ради соблюдения Его интересов отречься себя - не помогут достичь жизни вечной.
В Миллениуме всем, кто желает достичь вечной жизни, придётся научиться любить Божье больше, чем своё.

Итого: не многие в этом веке захотят оставить всё и последовать во ВСЁМ за Христом. Но даже и из захотевших - не многие смогут достичь духовной высоты Христа, его непорочности и девственности. Вот почему на небесном Сионе СО ХРИСТОМ будут стоять только 144000, у которых имя Отца Христа написано на челах – Откр. 14:1-5. А это - совсем немного в сравнении с количеством человечества, живущим в периоде Нового завета и имеющим возможность стать христианами.

19:24,25 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

Поскольку богатство считалось в Палестине свидетельством Божьего благоволения, иудеи считали, что богатые - самые вероятные и первейшие "кандидаты" для Царства. Иисус изменил это их представление о спасении, почему ученики и спросили его : "так кто же может спастись?" (если не богатые)

19:26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Иисус подчеркнул, что человек сам по себе - будь он богатый или бедный - не спасётся даже если будет исполнять все пункты закона. Только с помощью Божьей спасение возможно: для спасения человечества Бог послал в мир Христа. Принимающий его как сына Божьего и искупителя от греха и смерти - будет спасён.

19:27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?
Тогда Пётр вспомнил слова Христа богатому иудею о том, чтобы тот оставил всё и следовал за Христом и сказал: «так ведь мы оставили ВСЁ и пошли за тобой... чего нам ожидать от Бога?» То есть, Пётр интересуется, если спасение зависит от Бога, то как Он отнесётся к тем, кто оставил всё по слову Христа?

19:28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Иисус успокоил Петра, объяснив, что у тех, кто оставит ВСЁ и ПОСЛЕДУЕТ ЗА НИМ (не просто оставит всё прежнее и займется чем-нибудь новеньким личным и более интересным) есть верная надежда в будущем, когда Иисус сядет на царский престол - сидеть с ним рядом соцарями на своих престолах и решать участь 12 колен Израиля.

И поскольку трон Христа - на небесах, соправители также получат возможность быть небесными соправителями - как раз получат то самое сокровище на небесах в буквальном смысле, которое уготовано для ставших совершенными в веке этом ( см. разговор с богатым иудеем 19:16-23)- Откр. 14:1, 20:6.

Как понять, что апостолы будут судить 12 буквальных колен Иакова-Израиля при воссоздании (в пакибытии)?
В 1000летнем правлении Христа ВЕСЬ Израиль (представители всех колен, живущих в древности) вернётся к жизни на земле через воскресение –Иоан.11:24, (наряду со всеми остальными, ожидающими воскресения с Нового Завета), ибо все они также искуплены Христом: Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя -Ис.44:21-26 

Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама - Ис.29:22.
Иначе уверенность Павла в том, что ВЕСЬ Израиль спасётся (Рим.11:26) – была бы необоснованна. Так вот, апостолы получили шанс достичь духовного возраста Христова - ещё в веке этом, стать в веке грядущем - соправителями Христа, заняв обещанные им престолы рядом с ним, и наблюдать за жизнью воскресших 12-ти колен Израиля - всех остальных потомков Авраама по Иакову-Израилю, кроме тех, кто удостоится чести попасть на небеса. (как, например, апостолы).

Апостол Павел пояснил функцию соправителей Христа так: те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. (Евр.11:38-40)
С их помощью 12 колен Израиля и все остальные, кого Бог решит воскресить в 1000летнем правлении Христа будут находиться под опёкой сидящих на престоле со Христом и получать необходимые наставления для того, чтобы достигать духовного совершенства (они будут судимы, их поступки будут оцениваться судьями, неправильные поступки им придётся исправлять под надзором небесного судейства)

19: 29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Но при этом Иисус пояснил также, что входит в понятие ОСТАВИВШИХ ВСЁ: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, РАДИ ИМЕНИ МОЕГО, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»
То есть, прежде, чем получить обещанное Христом ВО СТО КРАТ ( помимо вечной жизни, обещанной им ВСЕМ ведущим праведную жизнь, стихи 17 и 18) и стать Христовыми, нужно оставить ПРАКТИЧЕСКИ ВСЁ своё, что привязывает к земной жизни, все свои привязанности к кому-нибудь или чему-нибудь. Только В ТАКОМ СЛУЧАЕ награда будет соответственной - возможность быть соправителем с Христом.

Но в каком смысле его ученики могли ОСТАВИТЬ земли, дома, жён, детей, отцов - ради Христа и для того, чтобы идти за Христом? (не просто оставить и бросить всех ради улучшения личных обстоятельств).
Например, ради того, чтобы исполнять поручение Христово,
они могли оставить недвижимость - дом или землю - поручив кому-то присматривать за ней, продать, сдать в аренду, а если ничего не получится - то и бросить в конце концов. А если бы они САМИ сидели около этого и за всем этим САМИ ухаживали, то не смогли бы заниматься Христовыми делами и тем более – следовать за Христом повсюду в буквальном смысле, ходя по городам и селением со словом благовествования.

А вот в каком смысле сЕмьи возможно было оставить РАДИ ПУТИ ХРИСТОВА? Хорошо ли это, если в буквальном смысле взять да и бросить всех их на произвол? Нет, разумеется, не может христианин ТАК воспринимать эти слова Христа, ибо кто о домашних не печётся, тот хуже неверного – 1Тим. 5:8.

Известен случай, когда одному ученику Иисус не разрешил досмотреть до смерти своего отца, сказав, что об этом смогут побеспокоиться и те родственники отца, которых путь Христов не интересует (духовно мёртвые) - Матф.8:22. Есть пример и Акилы с Прискиллой, которые вместе исполняли дело Божье.

Итак, принцип таков: христианин, если у него христианская семья - вполне может с семьёй дело Божье исполнять, но уделять больше времени Божьему, нежели личному семейному. Если семья, к примеру, ему противится и мешает исполнять христианское служение и враги человеку – домашние его - христианин может постараться организовать всё так, чтобы в семье было всё самое необходимое для жизни, а сам - исполнять дело Божье, не беря во внимание сопротивление семьи или их требование сидеть непременно возле них.

19:30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Подытоживая, Христос подчеркнул мысль, что спасение у Бога может отличаться от ожиданий иудеев: те, кто считает себя первыми кандидатами на спасение (как богатые, например) - могут оказаться последними в нём, то есть, не спастись. А все, кто с точки зрения иудеев недостоин спасения и считаются «последними» (отбросами общества) – те как раз могут и спастись. Одним словом, Богу возможно всё, в том числе - спасти и того, кто даже не надеется на возможность спастись.

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru