ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Марка -
16 глава

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16
Детали  рассказа  Марка   о воскресении Иисуса Христа  отличаются  от  рассказов  других  евангелистов.  Например: Матфей,  Марк,  Лука  и  Иоанн называют   разное  количество  женщин, пришедших к  гробнице  Христа;  отличается  их  реакция  на весть о  воскресении Христа; отличаются имена  пришедших к  гробнице  и  число посланников  свыше, явившихся им;   также  - не  все  события,  связанные  с  воскресением  Христа – описаны  каждым  из  них.  Почему?    
Это  можно  объяснить  тем,  что  в пределах  достоверности  фактов  авторы  евангелий  имели  свободу  излагать  их   в  общих  чертах  по-своему,  поэтому   каждый  из  них  рассказал  о  том,  что  впечатлило  именно  его,  отсюда  -  и  разный  акцент  на  одних  и  тех  же  событиях.   Сложив  рассказ  четырёх  рассказчиков  об  одном  и  том  же -  можно получить  целостную  картину  событий  воскресения  Иисуса  Христа, ведь   в  несходстве их описаний  - лишнее доказательство в пользу того, что воскресение Иисуса Христа действительно имело место,  это  не «заказанный»  материал,  а свидетельство  разных  людей. 

16:1    По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
Помазание тела покойника "ароматами" производилось не только с целью перебить запах разлагающегося тела;  оно служило и символическим выражением любви и преданности умершему. У иудеев не было обычая бальзамировать умерших (выдержки  комментариев учёных   Даллаской  Богословской  семинарии)
Факт, что   женщины пришли  ко гробу  с  целью  помазать  тело  Христа - говорит  о  том,   что  они  не   думали  о  его  воскресении. 

Суббота,  15  нисана,  закончилась  после  захода  солнца, и  началось  16  нисана  -  второй  день  праздника  Пасхи,  день,  когда  полагалось  возносить  Богу  первый  сноп  от  урожая   ячменя (Лв.23:10,11):  первым   самым  ранним  «снопом»  возношения  Господу   от духовного  урожая  после  Пасхи  Нового  завета -  стал воскресший  Иисус  Христос.  

Иисус  пробыл в  состоянии  смерти  вечер  и  ночь  с  пятницы  на субботу,  день  субботы  и  ночь  с  субботы  на  понедельник, на  третий  день  он воскрес,  как  сам  и  предсказал  (Мтф.17:23, 20:19). 

Знамение  же  для  рода  фарисейского   о  подобии Христа   и  Ионы   о  том,  что  три  дня  и  три  ночи  не  было  Ионы  -  не  в   том,  что  Иисус  будет  мёртв  три  дня  и  три  ночи,  ибо  Иона  не  умирал.  А  в   его  возвращении (см.  разбор Мтф. 12:40)
Как  Иона  воскрес из  небытия  и  появился  после  того,  как  думали,  что  он  погиб,  так  и  Иисус  Христос  воскреснет  после  того,  как  все  будут  уверены,  что  он  погиб.

16:2   И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
То, что  Иисус воскрес в первый день недели после субботы  - побудило  многие  христианские страны  сделать   этот  день  вторым  выходным,  назвав его воскресеньем  в  честь воскресения Христа. (См.  разбор Мтф. 28:1)

Итого  в  мире  получилось  два  выходных - суббота и воскресенье. Хотя на самом  деле воскресенье – это понедельник  (первый день по прошедшей неделе).
А  ещё получилась  религиозная  распря на этой почве:  например, православные не любят иудеев за то, что  те  в  их  святое воскресенье начинают работать. А иудеи не  любят православных за то, что те  «нагло»  выпятили воскресение Христа – в  названии  недели:  оно им - как бельмо в глазу, ведь  они  не  верят  в  воскресшего  Христа  и  по  сей  день.


16:3,4
  и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Озабоченность  женщин тем,  кто  же  мог  отодвинуть   такой  большой  камень  от  пещеры -  можно  понять:  человеческих  усилий  на  это  не хватило  бы,     такие   камни   скатывали  по  желобу  к  пещере   (Мр.15:46)

Похоже, эти женщины  не  знали, что  у  гроба  была  поставлена стража, а вход в пещеру запечатан  официальной  печатью (Мтф. 27:62-66).

16:5   И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
Сообщения  других  евангелистов  говорят о  том,  что  в  гробнице  сидели  ангелы:  Лука (24:3-4) и Иоанн (20: 12) говорят  о двух  ангелах  (см. Втор. 17:6), а Марк, как и  Матфей (28:5) упоминают лишь об одном  ангеле  (белые одежды  юноши  по Марку  -  признак  ангельской  чистоты).
Естественно, для  женщин  явление  ангела  в  гробнице   вместо  тела   Иисуса  -  было  необычным,  потому  они  и  ужаснулись.

16:6  Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь.  Вот место, где Он был положен.
Благую  весть  о  воскресении  Иисуса  первыми  от  Бога   услышали женщины:  так  Бог  показал,  что  отныне  и  женщины,  не  только  мужчины  (как  это  было  в  народе  Божием до  Нового  Завета)   получили  шанс внимать  откровениям  Бога.  Хотя  на  апостолов  возлагалась  миссия  организовать собрания  христиан,  женщины  должны  были  также   занять  в  этом  собрании  место учениц  Бога,  получающих  иногда  откровения  свыше. 

У многих  возникает  вопрос:  если  Иисус  Христос  воскрес  в  виде  духа  (1Петра 3:18;  1Кор.15:45;  2Кор.3:17) – то  куда  же  делось  тело  его?
Оно  было  принесено  в жертву   Богу.  Бог  в  качестве  выкупа получил  безгрешное человеческое  тело  Иисуса,  способное  жить  вечно  и  потому - равноценное  телу  Адама  до его  согрешения.  Павел  разъяснил,  что    жертв  за  грех  в  виде   тел  животных  -  Бог  не захотел,  но  тело  человеческое   уготовал  Иисусу   для  того,  чтобы оно  было  пожертвовано  на  благо  людей.  Потому  и  освящены  христиане  единократным принесением  в  жертву Богу - человеческого ТЕЛА Христа,  как  написано:
5 Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне
10 По сей-то воле
освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
(Евр.10:5,10)

Подобно  тому,  как  в  Израиле  высшая  жертва   всесожжения  полностью сжигалась  на  жертвеннике  Бога  -  отдавалась  Ему   вместе  с  кровью   за  возможность  народу  Бога   жить на   Его земле  и  общаться с  Ним -   так  и  Христос  "целиком  и  полностью добровольно посвятил  себя  Богу",  отдав  Ему  в  жертву  всего  себя   без  остатка,  свою  кровь  (жизнь)  и даже  тело -  за  возможность   христианам   жить  вечно  и  общаться  с  Богом. 

Именно  поэтому  Иисус  не  мог   при  воскресении   снова  стать  человеком:  не  мог  он    присвоить  себе  то,  что  уже  ему  не  принадлежало.  С  момента смерти  его  человеческое  тело  «ушло»   Богу  на  «оплату   долга»  Адама,  на выкуп  человечества  от  греха   и  смерти.     

Да  и Бог  не  мог  сыграть  такую  «шутку»  со  Своим  небесным  первенцем:  Иисус  просил  Отца вернуть  ему  прежнюю  славу,  которая  была  у  него  до  прихода  на  Землю (Иоанн.17:5).  Было бы несправедливо  с  точки  зрения  Отца   праведного и послушного  во  всём  сына-первенца-духа   -  "унизить"  до  «формы»  человека,  послав  его  на  Землю (Фил.2:6,7)  - и не вернуть ему  прежнюю  "форму"  образа  Божьего  (то  есть  духа),  навсегда  оставив  небесного  первенца   в "униженном"  положении  человеческой плоти.

16:7   Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
Почему  Петру  нужно  было  сообщить о  воскресении Христа  особо?
Мт.26:75 «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал  горько» - вероятно  Петру было тяжелее других.  Похоже,  Пётр  был очень эмоциональный.  Сама   по  себе смерть любимого учителя  и Господина – тяжкое  горе,  а  тут на  него  свалились  ещё  и  муки  предателя.  Иисус,   дав  Петру достаточно  времени  для  раскаяния,  знал,  что  плохо  Петру  сильно  и  поскорее  захотел  его  утешить:  сообщение,  переданное  Петру  от  Иисуса Христа  о  его  воскресении  через  ангелов,  помогло  бы  ему  понять,  что  Христос  простил  его  и  продолжал  считать  его   своим  апостолом.

16:8   И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что  боялись.
Эти  женщины  были настолько  напуганы,  что  позабыли  обо  всём  на свете,  убегая  от  гробницы  Христа.  Марк  сообщает, что  не  все  женщины восприняли  благую  весть  адекватно.

Некоторые богословы считают, что на стихе 8  Евангелие  от Марка  было закончено:  Марк  предоставил  читателям  возможность  размышлять над значением  пустой  гробницы -  в свете того, что сообщил ангельский посланник.

**************************************************************************************************

Продолжение  с  9  по  20  тексты  встречается  в  манускриптах,  написанных  после  2  века н.э:  Александрийский  кодекс,  греч., 5 век н.э;  Кодекс  Ефрема,  греч. 5 век н.э;  Кодекс  Безы,  греч. и лат., 5-6 век н.э; Латинская  Вульгата  Климента;  Сирийская Пешитта,  христианская,  арм., 5 век н.э; Сирийская кьюртоновская  рукопись, 5 век до н.э.
В  Ватиканском  кодексе 1209 г, Сирийской  синайской  рукописи (4 век),  евангелия -  этого  продолжения  нет.

16:9    Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
Марии  Магдалине  Иисус  явился  «прежде всего»,  в  параллельном месте (Ин. 20:10,11) написано: « ..ученики возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала…» ) -  все ушли, а  она стоит у гроба и  плачет,  желая  знать,  куда  же  делся  Иисус.
К  ней  тоже  Иисус  поспешил   утешить   «кто много любит» - тому  взаимно  много любви,  и  кто  желает  понять,  что  произошло  -  тому  и  разъяснено  будет,  ибо  алчущий  насытится.

Здесь  ещё две  мысли:
1)
 
 бесы, выходит,  не помеха  для тех,  кто    решил следовать  за  Христом.  Никто  не  застрахован  от  их нападок, но справиться  с ними  можно, разумеется,  не  своей  силой.
Мария  Магдалина  очень  хотела стать ученицей Христа,  следовала  за  ним,  и он  помог  ей  решить  серьезнейшую  проблему,  ведь  иметь  сидящих  в  себе семь  злых  духов -  страшное  дело.    Христос  их  изгнал,   что  помогло  ей  стать  участницей  дальнейших  событий  и свидетелем  воскресения  Христа.

2) Господь  явился  ей первой, т. е. перед  ней первой сделался  видимым.  Это  тоже  подтверждение  тому,  что  новое  тело  Иисуса –  духовное,  ибо  только  дух   невидим   для  людей  до  тех  пор,  пока   он  по  своей  воле  не  "делал себя"  видимым  для  них (Лук. 24:16, 31).
Вспомним пример  встречи  Маноя  с  духом,  с  ангелом:
9 И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею.
10 Жена тотчас побежала и известила мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда.
11 Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? [Ангел] сказал: я.
(Суд.13)
То  есть,  в  Библии  известны  примеры  материализации  духов,  когда  они   превращаются  в  видимых  людей.

16:10,11
 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили.
Итак,  первой  благовестницей  о  воскресшем  Христе  оказалась  женщина, к тому  же - в прошлом  имевшая  сомнительную  репутацию.  Ей, понятно, не поверили.  И  нет ничего нового под солнцем:  сегодня  большинство  богословов  не  признают  в   принципе,  что  женщина  может  получать  откровение  свыше  и  благовествовать.   Если  бы  в  истории  Божьего  народа   появилась   ещё  одна  такая  «Мария  Магдалина»,  то  ей  тоже  не  поверили  бы.  Скорее,  признали  бы,  что  она  -  Иезавель,  учащая  глубинам  сатанинским,  нежели  благовестница  Христова  (Откр.2:20)  

16:12,13  После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
Несмотря  на  то,  что  Иисус  предупреждал  о  своём  воскресении  после  смерти,  новость  была  настолько  невероятной   и  ошеломляющей  для  учеников,  что  они   не  поверили  в неё  ни  со  слов  женщины,  ни  со  слов  мужчин.

Выдержки  из  комментариев Даллаского  богословского  института:
в  этих  стихах  кратко передана история о двух учениках, шедших в Еммаус (Лук. 24:13-35).  Когда эти ученики, возвратившись, возвестили прочим ученикам, то и им тоже не поверили. По-видимому, несмотря на утверждения очевидцев (ср. Лук. 24:34), ученики поначалу думали, что являющийся после распятия Христос — не что иное, как привидение (ср. Лук. 24:37).
Слова 
двум из них говорят о том, что эти двое были из числа не поверивших сообщению Марии (см. Мар. 16:10-11). Итак, Иисус явился им в ином образе... на дороге, когда они шли в Еммаус. Это может означать, что Он появился перед ними не в том виде, что перед Марией Магдалиной, или, что более вероятно, не таким, каким они знали и видели Его до распятия.
Факт,  что  Иисус  после  воскресения  мог  изменять  свой  внешний  вид  -  также  говорит  в  пользу  его  воскрешения   в  виде  духа.

16:14  Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
Как  сообщают   евангелист  Иоанн,  Иисус  проник в  дом  сквозь  стены  дома  через  закрытые  двери (Ин.20:19,26) -  что  тоже  является  доказательством    воскрешению  Иисуса  в духовном теле:  только  дух  имеет  такие  необычные  свойства.
О  явлении  одиннадцати  и  Фоме  неверующем -  см.  разбор  Ин.20:19-25

Добавим  лишь,  что   если  бы  Иисус  был  воскрешен  снова  в  человеческом  теле,  то  Бог,  обновляя  тело  его  при  воскресении,  не  оставил  бы  на  нём  ни  дырок  от  гвоздей,  ни ран  от  побоев,  ни  лика  обезображенного.   Как не  оставит  и  в  воскрешённых  людях -  изъяны  и  недостатки  от  их  прежних  тел,  но  обновит  их,  сделает  свежее,  нежели  в  молодости  (Иов 33:25)

Иисус,  воскреснув  в  виде  духа,   явился  апостолам  в  виде  тела  с  дырками  от  распятья (заметим,  об обезображенном  лике,  о  ранах  от  побоев  -  ничего  не  сказано) -  для  того,  чтобы  укрепить  в  учениках  веру  в  то, что  это  именно  он  воскрес,  тот  самый  Иисус,   которого  распяли  на  Голгофе 14  нисана.    

16:15  И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Иисус послал  проповедовать  благую  весть  всей твари -  всем  людям,  то есть. И все,  кто упорно  не  хочет  видеть  необходимость  проповедовать  Евангелие  о  Царстве  Бога   - не имеют и возможности откликнуться  на призыв о  помощи  Христа.

16:16-18   Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Даже  если  и  допустить,  что  эти тексты  не  приписаны,  а  изначально   должны  были  быть  в  повествовании  Марка,  то  изгонять   бесов исполнилось на   апостолах  Петре  и   Павле (Деяния),  апостолы   могли  это  делать  и  при  жизни  Христа;  а  знамение  о  змеях   и  яде  - на  апостоле  Павле  во  время  пребывания на  острове  Мелите (Деян.28:3,4),  знамения  об иных языках  -  исполнились   в  Пятидесятницу (Деян.2)

С  учётом  того, что  передача  святого  духа  чудом  через  рукоположение апостолов  прекратилась со смертью апостолов,  то   сегодня ожидать таких явлений в знак принадлежности к истинному поклонению - не приходится.

16:19   И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
Наставив  своих  учеников на  путь  Христов,  Иисус  вознёсся  к  своему Отцу на  небеса  для  того,  чтобы  стать  Его  «правой  рукой»  и  ожидать,  когда настанет  время  для  наведения  порядка  на  земле  и  установления  Царства  Бога (Евр.10:12,13)    

16:20    А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Благая  весть  о  Царстве  Бога,  о  роли  Христа  в  нём, о счастливом  будущем  человечества  в Царстве  Бога  и  Христа Его -  с  тех  самых пор  и  до  сих  пор распространяется  на Земле   при  помощи  собрания  истинных  христиан (Еф.3:10)

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru