ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Луки -
15 глава

ЛУКА главы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 

15:1  Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
Не  было  среди   аудитории  желающих  научиться  от  Христа    -  тех,  кто  считал  себя  праведным:  считающие себя  праведниками  не  нуждаются   в  наставлении  от  сына плотника.  Именно    высокомерие  и  не дало  возможности большинству   «праведников»  1  века  узнать,  кто  же  на  самом  деле  у  Бога  праведником  считается.

15:2    Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
Беспокойство  фарисеев легко  объяснимо,  ибо  они  размышляли  всё  же  над  действиями  Христа:  если  он – сын  Божий,  то  и  оскверняться от  грешников  не должен (такие  представления  о  праведности  были  у  них).   А  он  оскверняется.  Значит,  никакой  он  не  сын  Божий.
  

15:3-7   Притча  о потерянной  овце
Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

Иисус  не  осуждает  фарисеев,  он  понимает  причину  их беспокойства   и  исправляет  их  неправильные  представления  о  Божьем  взгляде  на праведников  - на  простом  наглядном  примере:  грешник  -  это  овца  Бога,  только  заблудившаяся  и  отдалившаяся  из-за  этого  от  Него.
Ни  один  хозяин  овец  не  останется  равнодушным  к потере  даже  одной  своей  овцы,  но  бросит  всё  стадо  «праведников»,  не  отходящих  от  хозяина,  и  побежит  искать  её.
Так  почему же  фарисеи  считают,  что  мытари  и  грешники,  найденные     сыном  Божиим   и  выходящие   из  своего  заблуждения   -  это скверна? 

5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
Бог  радуется  каждой  нашедшейся  Своей  овце,  а  ведь  Он  -  святой.  Так почему  же  фарисеи,  гораздо  менее  святые,  позволяют  себе  считать,   что  эти   овцы  Божьи,  найденные  для  Бога   -  недостойны  их  внимания? 

7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, Если  грешник  не  раскаивается  в  своём заблуждении,  то  он  и  к  Хозяину  своему  возвращаться  не  станет.  Но  для  того,  чтобы  он  мог  раскаяться  -  для  начала  его  нужно  Богу  отыскать:  может,  случайно заблудился  и  не  имел  возможности  вернуться.   Бог  даёт  шанс  всем грешникам  раскаяться  и  вернуться  к  нему  через  Иисуса  Христа.  Не  захотят  -  их  право,  но  со  Своей  стороны  Бог,  по  крайней  мере,  прилагает  все  усилия  для  поиска  заблудших  овец  Своих.   Для  того  и  Христа  на  землю  послал,  чтобы  отыскать  их.  

нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Те  же  овцы,  которые  при  хозяине  как  бы  всегда  оставались -  могут   поэтому   возомнить   себя  праведниками  и  невзлюбить  отбившуюся  от  стада   овцу,  что  и  делали  книжники  с  фарисеями,  считающие,  что  всегда  при  Боге  остаются.

Но  поскольку  положение  человека  в  этом  веке  -  изначально  греховное  из-за  Адама,  фарисеи  должны  были  бы  понимать,  что  все  овцы  Бога  -  грешны  и  нуждаются  в  покаянии,  просто  то,  что  одни  -  в  стаде   держатся  и  от  Пастыря  не  удаляются,   не  даёт  им  право   считать  себя  намного  лучше  тех,  кто  от  Пастыря  отдаляется  по  разным  причинам.
Фарисеи  должны  были  бы  понять  из  этого  наглядного  примера,  что  грешники  и  мытари,  идущие  ко  Христу    с  раскаянием  -  Богу  интересны     больше,  чем  «праведные» книжники  и  фарисеи,  не  принимающие  Христа  и  не  считающие,  что  им  в чём-то  нужно  каяться  пред  Богом.

15:8-10   То  же  самое  Иисус  показал  и  на  примере   потери  и  поиска  ценной  монеты:  
Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Посмотрим  на  эти  две  притчи - ещё  с  одной  стороны:
Иисус не  разъясняет, ПОЧЕМУ  потерялась для Бога  овца - НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ  ПРИЧИНА её  исчезновения  из  стада Бога:  украли  ли  её  соблазны  мира,  сама  ли  взбрыкнула  на стадо, на   пастухов  и  на  пажить  заодно,  в  яму  ли  греха  нечаянно попала - это неважно.
Единственное, что важно – это  её  ВОЗВРАЩЕНИЕ  к  Богу.  
Причём, в  данном случае  овца  НЕ  САМА  решает  раскаяться  и   вернуться,   и  не  сама нашла обратный путь в стадо (как  и монетка затерянная  сама  на  глаза не  полезет,  искать  её придётся  тому,  кто  в  ней  заинтересован),  а  её ОТЫСКИВАЮТ  ПАСТУХИ  и  возвращают  на плечах  своих  в  стадо Бога.

Иисус  показывает,  что  потерявшейся  овце   трудно САМОЙ  вернуться к Богу  и  нужно  совсем  не  иметь сердца,  чтобы  не  желать  отыскивать  потерянных  овец  и  не  радоваться  за  отыскавшуюся. 
Не  ждите,  дорогие,  чтобы  блуждающие  вне  Бога  люди  – непременно САМИ сделали  первый шаг  к   Богу:  ОТЫСКИВАЙТЕ,  увещевайте,  вразумляйте  всех,  кого только  возможно.

15:11-32   Эту  же  грань  -  и  в  притче  о  блудном  сыне  легко  увидеть. 
Притча  о  блудном  сыне.  Остановимся  на  некоторых  моментах. 
Подробно  см.  на сайте

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
 
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Отец  не  стал  противиться  желанию  сына  уйти  из  семьи  отца  своего  и  отделиться.  Разделяя  имение,  он  даже  условия  сыну  не  выставил,  чтобы  тратил  деньги   отца   так,  как  отец   желает:   предоставил  сыну   полную  свободу  выбора  в  своих  действиях.
Так  и  Бог,  Отец  всех:   предоставляет  всему человечеству  полную  свободу  выбора  в  том,  как  распоряжаться  «имением»  от  Бога  (жизнью  и  всем,  что  к  ней  в  этом  веке  прилагается)    

14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

Как  видим,  НЕ  САМ  сын  решил  вернуться  из-за  раскаяния  в  том, что избрал неправедный путь.  Не  противен  ему  был   этот  образ  жизни, похоже,  до  тех  пор,  пока   не  стало  у него  возможности  жить  распутно  и  расточительно.  Не  раскаялся  он  во  грехах  в  этот  момент,  просто  голод  его  утомил,  но  ДЛЯ  НАЧАЛА   зарождения  желания  опомниться  и  вернуться  (раскаяния)  -  иногда  хватает  и  трудных  обстоятельств,  вынуждающих  задумываться  над  смыслом  своей  жизни.

Прийти  в  себя  –  означает   в  здравомыслии  проанализировать  и  взвесить   плод  своего  пути   и  сравнить  его  с   плодом  пути  в  доме  отца.  Такой  анализ  помогает   принять   естественное   решение  вернуться туда, где ЛУЧШЕ и  ЛЕГЧЕ  ему  станет жить.  Вот и всё.   
И  такой   выбор  в  пользу     поиска  пути  возвращения   к  небесному  Отцу   обязан  однажды  сделать  каждый    гомо  сапиенс,  живущий  на  земле  по своему  разумению  до  поры,  до  времени.

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему.
Итак, 
тяжкие  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА  в  данном  случае   отыскали  заблудшую  овцу,   «посадили её на плечи»  и  понесли  обратно  к  Отцу.  Выходит,  всё,  происходящее  с  нами,   служит  Богу  для  помощи  в  отыскивании  Своих  овец:  не  только благовестники  отыскивают,  но  и  трудные  обстоятельства  иногда  побуждают   людей  принять  разумное  решение  по  поиску  пути  к  небесному  Отцу.
      
недостоин называться сыном твоим  - здесь,  в  дальнейших  рассуждениях  уже  видим  начало  раскаяния  блудного  сына,  осознавшего,  что  он   виновен  пред  отцом  и  не  смеет  просить  возвращения  статуса  сына,  но  смиренно  согласен   быть  у  него  на  счету  хотя  бы  наёмным  работником:   находиться  скромно  хотя  бы  на  пороге  в  Доме  Отца  -  лучше  роскошного   жития  в  шатрах  нечестия. (Пс.83:11)

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
И отец  блудника  - даже  ТАКОЕ   его  возвращение  не  отверг:  пусть  не замучила   его  совесть, пока  он  жил  распутно,  пусть  она  не  застыдила   его  за   насмерть  за  то,  что  все  деньги  отца  спущены  на  срам:  отцу  достаточно,  что  его  сын   ОТ  ЗДРАВОМЫСЛИЯ  сделал  со  временем  правильный  вывод,  решив  вернуться  в  его  дом.   
Ведь
   
 выбрать  лучше  добро  и  жизнь  вместо  зла  и  смерти -  небесный  Отец  изначально  предложил  человечеству  -  Второз.30:15.  Поэтому,  кто,  испробовав  путь  зла  на  себе,   остаётся  с  этим  выбором  -  того  нельзя  назвать  разумным.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
Сыну  стыдно  от  того,  что  отец  не  ругает  его,  не  упрекает,  хотя  он  и  достоин  самого  худшего  к  себе  отношения:   сын  внутренне   раскаивается,  и  уже  не  только   от  осознания  своей  вины,  но  и  от  любящего  отношения  к   себе  со  стороны  отца,  которого  он  не  достоин.   Любовь  отца  пробуждает  в  нём  совесть.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Отец   же  рад  самому  факту  возвращения   сына : один  битый  жизнью  здравомыслящий  и  на себе  испытавший   трудности  ВНЕ  отчего  дома  – может стОить   для  отца  двух небитых.  
Ведь  неизвестно,  как  поведёт  себя  небитый, если  его  бить  случится.   А  битый  уже  точно,  вкусив  однажды   ужас  от  жизни  без  отца,  не  полезет  второй  раз  в  то  же  «пекло».  Приучивший  чувства  НАВЫКОМ  различать  добро  и  зло  на  практике  и  выбравший  добро   -  надёжнее  любого  праведного  теоретика.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Старший  сын,  всё  время  остававшийся при  отце  -  это  те  же  праведные  овцы,  книжники  и  фарисеи,  для  которых  Иисус  и  рассказывал  эту  притчу.
Естественно,  он  мгновенно   проанализировав  ситуацию,  вычислил,  что  по  его мнению  -  отец  поступает  несправедливо:

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
Такая  речь  не  похожа  на  речь  сына.  Скорее,  она  похоже на  речь наёмника. Заповеди  Божьи  для  старшего  сына  не  стали своими  (ТВОИ  приказания),  а  жизнь  в  доме  отца  своего  он  рассматривает  всего  лишь  как  службу.   Этот  сын  пытается быть  праведным  НЕ   потому,  что  сам  желает  быть  праведным  и   полностью  разделяет  взгляды  отца.   А исключительно из  выгоды,  чтобы наследовать имение.

30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка
Поэтому  старший  сын   и   не  говорит  «брат  МОЙ»,  но «сын твой».  Ему нет дела  до  того,   какие  чувства   испытывает   его  отец  или  его  брат.    А  не чувствующий  боли  отца  своего  -   не  сын  ему  по  духу.  Как  и   не испытывающий  боли  брата  своего  -  не   брат ему  по  духу.

Род  старших  братьев  -  «праведников»  книжников  и  фарисеев -  своим отношением  к  мытарям  и  грешникам,  идущим  к Богу,  показал,  что  не  любят  они   ни  Отца  небесного,  ни  своих  ближних.  А  кто  не  любит  ни  Бога,  ни  ближнего  своего,  тот  не  может  быть  праведником  в  глазах  Бога,  даже  если  сам  себя  праведником  считает.  

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.


Иногда  слышно:  «вот,   он  такой-сякой   был!».   Но  ведь  неважно, какой он БЫЛ.  Важно,   каким   он  стал.  Радоваться  надо  тому,  что  мёртвые  у  Бога  способны  воскреснуть  к  жизни,  а  не сердиться  на  это.
Как любой нормальный Отец  - Бог  хочет, чтобы все Его дети,  в  конце концов, стали  хорошими  и  порядочными  людьми,   добрыми  братьями  и сестрами друг другу,  которые  бы  помогали  друг другу  в беде,  научились  радоваться  друг за друга  и   не причинять  друг другу  зла.
Ведь  не  зря же  все  примеры  Бог  -  на примерах  семьи приводит.  А  члены нормальной  семьи   всегда  имеют  родственные   и  тёплые  чувства  друг  ко другу.

Фарисеи  пока  что   не  считали  своими  братьями  мытарей  и  грешников,  но  Иисус  даёт  им  шанс  прочувствовать  другое  отношение к  ним,  семейное,   и  вкусить   радость  от  того,  что  их  заблудшие  братья,  наконец,    обнаружились  при  помощи  Иисуса  Христа,  и  Отец  этому  безмерно  рад. 

ЛУКА главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru