ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Марка -
14 глава

МАРК главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

14:1,2 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
За два дня до Пасхи начальствующие в народе Бога решили составить заговор против Иисуса Христа. Интересно отметить, что именно перед праздником Пасхи засуетились первосвященники, чтобы убить Христа. Ведь можно было бы, например, неделю подождать и после Пасхи решить всё с ним. Но нет, надлежало Христу умереть именно в Пасху, чтобы исполнить суть пасхального агнца и стать Пасхой Нового Завета -1Кор.5:7

14:3 См. подробный разбор Мтф. 26:6-13
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, -
В древности люди не сидели за столом, а возлежали на специальных ложах, опираясь на левый локоть (Иоан. 13:23). Надо полагать, что Симон к этому времени уже не был прокажённым, скорее всего, он был исцелён Иисусом. Иоанн (12:1) говорит об участии Иисуса на этом ужине за шесть дней до Пасхи. То есть, Марк, сначала описал заговор против Христа за 2 дня до Пасхи, а затем - сообщил об ужине за 6 дней до Пасхи, - не соблюдая хронологии очерёдности событий, ибо не ставил пред собою такую цель (несоблюдение хронологии и разная очерёдность одних и тех же событий наблюдается и у остальных евангелистов-синоптиков, Мтф.26:2, 6,7).

пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
Этот случай с помазанием ног/головы Иисуса Христа отличается в деталях от описанного другими евангелистами - во времени, по месту происходящего и упоминанию имен (Мрк.14:3; Лк.7:36-38; Ин.12:3). Вопрос, одна и та же это была женщина или нет - однозначно установить затруднительно: евангелисты-синоптики не ставили целью описать точную хронологию событий и описывали события с разных ракурсов, обращая внимание на разные детали.

Поэтому в данном примере важно усмотреть сам факт любви ко Христу и готовности женщины идти на большие личные жертвы ради Христа, а также - факт, что Иисус высоко ценил такую веру и готовность верующих идти на жертвы.
Из любви ко Христу женщина совершила поступок, необычный для иудейской системы вещей: она не побоялась появиться в публичном месте с распущенными волосами, в кругу посторонних ей мужчин, сделав для Христа то, что побудили её сделать вера и любящее сердце - независимо от того, что могут подумать о ней другие (омыть дорогими духами ноги чужому мужчине в публичном месте и отереть их своими волосами - для иудейской женщины или девушки было явлением необычайным и нескромным).
 
Алавастр - это род мрамора, такой сосуд с благовониями считался предметом роскоши, он стоил столько, что за его стоимость можно было бы накормить более 5.000 человек (300 динариев, когда на 200 можно было накормить 5 000 чел., Ин.6:7). Разбить такой дорогой сосуд, как и использовать всё его содержимое для одного человека - было весьма непрактичным явлением в среде практичных иудеев.

14:4,5 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

Казалось бы, если женщина решила отдать всё СВОЁ миро Христу, а не нищим – то почему же нет? Ну кому какое дело до того, как кто-то распоряжается своим? Негодование учеников было вызвано не тем, что женщина так легко рассталась со своим собственным богатством. А тем, что будь оно у них - сами ученики так безрассудно и расточительно не стали бы расходовать такое богатство; они оценили её действия неблагоразумными, подойдя к их оценке со своими личными человеческими мерками.

Каждый человек имеет право в своём желании послужить Иисусу Христу принести ту жертву, которую сам пожелает принести, и распорядиться своими средствами и временем так, как сам захочет. Лишь бы жертва эта не противоречила принципам Бога.

Если, например, у нас и возникает иногда желание порассуждать с человеком и показать ему другую, более рациональную, на наш взгляд, точку зрения по расходованию его личных ресурсов, то делать это нужно без негодования и возмущения, а очень деликатно потому, что, во–первых, он властен в своём и никто не уполномочил нас властвовать над верою его. А, во- вторых, как видим - не факт, что наша точка зрения окажется в глазах Иисуса - правильнее его.

14:6-8 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
Иисус преподал ученикам неожиданный урок, когда из множества добрых дел каждый человек имеет право выбрать - какое именно доброе дело сделает он сам - на своё личное усмотрение. И никто не должен думать, что доброе дело в его понимании - гораздо добрее доброго дела в понимании кого-то.

Да, верно, покормить нищих - доброе дело, ибо Бог заповедал заботиться о них. Но это доброе дело ученики будут иметь возможность делать всегда и в любое время, ибо род нищих не переведётся в веке этом.

Подготовить же Христа к погребению (об этом упомянул только Иоанн, Ин.12:7), не подсчитывая убытков - дело ничуть не хуже кормления нищих, тем более, что шанс ТАК почтить сына Божьего - вообще один раз в жизни выпал. Хотя, понятно, что женщина, омывая его благовониями, не думала, что готовит Христа к погребению, но делала это из огромного желания сделать Христу хоть что-то приятное по своему разумению и из того, что она может для него сделать.

14:9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
О многих ли жителях 1 века мы знаем? Даже выдающихся и делавших великие дела в больших количествах в масштабах стран - многих не знаем. А о женщине, которая сделала всего ОДНО доброе дело для Христа – по сей день вспоминают, когда читают о ней из Писания.
В этом кроется мораль: ОДНО доброе дело для Христа - ценнее множества великих дел НЕ для Христа.

14:10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
Кто знает, может это растранжиривание целого состояния на голову одного Иисуса и побудило Иуду Искариота, любившего серебро, отомстить ему? Ведь деньги от продажи этого сосуда могли бы в ящик для пожертвований пойти, Иуда имел бы возможность оттуда поживиться. А так они мимо него прошли и на Иисуса растрачены, выходит, из-за него сорвался большой куш у Иуды.
Неизвестно, конечно, что именно думал об этом Иуда, однако современным христианам полезно поразмышлять вот над чем:
как мы реагируем, когда кто-то нарушает наши планы? Помрачает ли наш разум чувство гнева так, что и света белого не видим? Или всё же мы способны здраво мыслить и давать объективную оценку происходящему?

14:11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
Радость первосвященников можно понять: мечта их об избавлении от Иисуса была близка к исполнению

14:12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца],
Согласно предписаний для праздника Пасхи, речь идёт о 14 нисана, которое наступает после захода солнца 13 нисана.

говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
Ученики решили заблаговременно подготовиться к празднованию Пасхи и определиться, где же отметить это событие. Приготовить пасху для Христа означало идти в храм к священнослужителям, уполномоченным закалать пасхального ягнёнка, дождаться, пока его над ним совершат процедуру заклания, пока испекут там и - принести трапезу в дом, где планируется проведение пасхального ужина.

14:13-16 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
Имеется ввиду, что ученики побеспокоились о том, чтобы ягнёнок-пасха был готов к ужину – сами они её не готовили, в храме по приготовлению пасхи –определённая процедура существовала, ученики могли лишь взять в храме изжаренного по всем правилам ягнёнка и принести его на ужин в место, указанное Христом.

14:17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
У 14 нисана - два вечера: при переходе с 13 на 14 (после захода солнца) и перед переходом с 14 на 15 (вечернее время до захода солнца, до наступления 15). В какой из двух вечеров 14 нисана ужинал Иисус?
Если предположить, что в первый (ибо ему надлежало после этого быть заклану 14 нисана как истинной пасхе – во второй вечер 14 нисана, перед наступлением 15), то тогда разговор Христа с учениками о поиске места проведения ужина состоялся в дневное время суток 13 нисана (они не могли бы после захода солнца искать человека с кувшином).
Однако при таком ходе событий возникает противоречие с текстом 14:12, ибо 13 нисана - не опресночный день.

Если предположить, что разговор состоялся в дневное время 14 нисана и ужин проходил во второй вечер (перед наступлением 15 нисана) - тогда по Марку Иисуса распяли 15 нисана, чего не могло быть исторически, ибо иудейские первосвященники беспокоились именно о том, чтобы его казнь состоялась ДО наступления 15 нисана, до праздника Пасхи (14 нисана – это канун и подготовка к семидневному празднику пасхи или опресночной недели, которая начинается с 15 нисана)

Кажется, что возникает противоречие в датах.
Надо сказать о том, что вообще-то пасхальный ужин в Израиле должен был бы проходить во второй вечер 14 нисана, то есть в переходе с 14 на 15 нисана (Лев. 23:5,6).
Об этом и о причинах кажущегося противоречия в дате Пасхи и распятия Христа в синоптических Евангелиях - подробнее см. в статье: Разногласия между синоптическими Евангелиями и Иоанном в дате Пасхи и распятия Иисуса Христа

14:18,19 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Размышляем. Иисус сообщает о том, что один из учеников - предатель. И никто не спросил: «не Иуда ли Искариот, случайно?»
Значит, на общем фоне Иуда ничем таким откровенно неправедным не выделялся и, находясь с Иисусом 3 года, он и проповедовал не хуже других, и бесов изгонял, и ходил не меньше всех и был примерно таким, как и остальные апостолы.
Значит, было и в нём нечто доброе, если в апостолы он выбран был, это видно и по тому, что он жить потом с тяжестью греха не смог, имея на себе кровь Иисуса.
В одном удовольствии греховном не мог себе Иуда Искариот отказать: подворовывал из ящика пожертвований. На том и попался дьяволу «на крючок» (дал место дьяволу)

Итак, только лишь Иисус знал всё о нём, но и он не отнял у Иуды возможность сидеть за одним столом и разделять совместный ужин.
Вот и выходит: никогда не знаешь, КТО с тобой за одним столом. Но если быть чрезмерно подозрительным – то придётся жить в пустыне.

14:20,21 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем;
Иисус не препятствует исполнению предсказанного о нём.
Однако, предсказание – предсказанием, а тому, кто окажется предателем согласно предсказания - не поздоровится от предательства, ибо никто не избежит ответственности пред Богом за свои личные действия.

Жизнь Иуды свидетельствует о драматическом взаимодействии в жизни человека (определяющим ее) Божией высшей власти над ним и собственной ответственности каждого индивидуума: с одной стороны, согласно Божьему замыслу Иисус должен был пострадать и умереть и это бы не отменилось; а с другой - все-таки Иуда не был обречен стать предателем: он сам ответственен за то, что подчинился "указаниям" сатаны (см. Мар. 14:21; Иоан. 13:27).

но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается:
ГОре
ответственности пред Богом предателей - НЕ в том, что Бог не воскресит их после смерти. Не об этом горе Иисус говорил, к тому же никто не знает, как Бог отнесётся к такому хотя и неправильному, но всё же - раскаянию Иуды. А о том Иисус говорил, ЧТО будут испытывать предатели его ещё при жизни своей, ибо смерть - это избавление от горя, а не само горе. (Подробно о сущности горя Иуды - см. в разборе Матф. 26:50.)

лучше было бы тому человеку не родиться. Если бы Иуда не родился, то не было бы у него и возможности предать Христа, не пришлось бы и мучиться потом от ощущения на себе крови Христовой и держать ответ за это предательство пред Богом.

14:22-24 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
Совместный пасхальный ужин закончился разъяснением значения красного вина и опресноков: отныне им следует ожидать, что тело Христа - новой Пасхи (1Кор.7:5)- вскоре "преломится" и кровь его за многих прольётся. Для всех, кто откликнется на "голос" жертвы Христовой после того, как его предадут смерти, и он взойдёт к небесному жертвеннику со своею кровью - начнётся эра новых отношений с Богом со вступлением в Новый Завет.

Христос предвидел, что не все примут его жертву, но многие (кровь прольётся за многих)

В это время уже не было с ними Иуды Искариота, он отправился к первосвященникам для исполнения своей миссии предателя Христа.
Это можно понять, проследив все Евангелия на предмет разговора о предателе, который состоялся во время ужина и разъяснения символов Нового Завета (новой заповеди - у Ионна) - после ужина: после того, как Иуда, поужинав со всеми, вышел (Ин.13:26,27; 30,31,34)
.

Эра действия Н.З. началась в Пятидесятницы 33г. н.э. : подобно тому, как в древности сначала была пролита кровь Пасхи, а примерно через 50 дней - вступил в силу В.З. (см. Исх.19:1), так и Н.З. вступил в силу через 50 дней после пролития крови новой Пасхи (жертвы Христа): в Пятидесятницу 33 года.
Подобно тому, как огонь Синая свидетельствовал всему народу Иеговы древности о начале эры действия В.З, так и огненные языки на учениках Христа в Пятидесятницу - свидетельствовали им о начале эры действия Н.З. (Евр.12:18: Деян.2:1-3).


14:25,26 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
Думаем, нет никакой особенной загадки здесь - в том, что больше Иисус не будет пить вино. Иисус просто сказал ученикам примерно следующее:
в последний раз с вами я сижу вот так, в доме за одним столом и пью вино. В следующий раз "так славно посидим" с вами и качественно по-новому – только в тысячелетнем Царстве, не раньше. А то, что хорошо им вместе было - об этом говорит их желание воспеть:
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

Песней после принятия от символов жертвы Христа закончилась их встреча на Вечере.

14:27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
Удивительно ведёт себя Иисус и здесь: он знает, что апостолы отрекутся от него, чтобы не подвергнуться такому же, как он, обращению. Их верность ему не выдержит испытания, но это будет временным явлением.
Несмотря на эти знания об учениках своих, это Иисус продолжает их любить, ибо снисходителен к немощам грешной плоти и знает, что до тех пор, пока не укреплён дух, немощь плоти сильнее.

Был ли у оставшихся учеников шанс - не соблазниться? Нет.
Предсказанное Богом через пророков – не может не исполниться. Каков механизм предвидения Богом именно такого развития событий - неизвестно. Известно лишь, что ни одно слово Его - не оказалось тщетным ни в отношении Иуды Искариота, ни в отношении остальных учеников Христа.
И что каждый несёт личную ответственность пред Богом за свои деяния, хороши они или плохи.

14:28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее.
Иисус предсказывает им встречу и возобновление общения после своего воскресения в Галилее, где они жили, трудились и были призваны (Маар.1:16-20). Однако пока что ученики не могут этого понять.

14:29-31 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
Пётр, говоря так - не говорит о том, что он лучше или вернее других апостолов. Он просто показывает своё личное огромное и искреннее желание остаться верным Христу. Однако несмотря на его добрые намерения, отречение его будет более впечатляющим, чем отречение остальных: этот опыт научил Петра не быть слишком самонадеянным в будущем.

14:32,33 См. также разбор Мтф.26:36,37
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна;

Иисус из 12 избранников чаще всего брал с собой Петра, Иоанна и Иакова (Андрея иногда). Почему он поступал так и не переживал особенно, что подумают о нём и об этих «любимцах» остальные?
Почему Христос не боялся уединяться с ними, при всех отзывая их в сторонку и «секретничая» с ними, как могло показаться остальным ученикам? Почему Иисус не думал о том, что другие могут преткнуться на этом и обидеться, что им такого внимания - не уделили в решении каких-то вопросов, что секреты у Христа от них есть?

Думаем, что апостолы были избраны именно такими - не обижающимися на действия Христа. Были бы они другими - их бы и не избрали. Апостолы понимали, что если Иисус поступал так - значит, так надо, без вопросов и обид друг на друга. Ведь не случайно так вышло, что из всех 12 апостолов именно Пётр, Иоанн и Иаков - записали слово Божие для Библии - они более всех знали, о чём писать и имели качества, угодные Христу. И даже отречение Петра от Христа по малодушию - не побудило Христа заменить его на кого-нибудь другого.

и начал ужасаться и тосковать. Как видим, даже гарантированная уверенность в воскресении - не сделала Иисуса бесчувственным и разудалым храбрецом, глянцевым героем со стальными нервами, каких желает видеть этот мир.
Иисус очень сильно переживал из-за приближения смертного часа, как и любой нормальный обычный человек, желающий достойно жить и достойно умереть, сохранив верность Богу.
Иисус никогда до этого не сталкивался с подобными испытаниями и неизвестность его приводила в ужас.
Одно дело, когда смерть настигает внезапно и другое дело - знать день, час и даже обстоятельства своей смерти со всеми подробностями.
А ещё - знать, что можно всё это изменить при желании, но всё же не изменять ход событий потому, что сделался зрелищем для всех творений разумных и средством оправдания всех надежд своего Отца.

14:34-36 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

В присутствии этих троих Иисус пожелал молиться, отойдя поодаль и в изнеможении пав на лицо своё, надеясь на то, что братья - и телом и духом с ним.

Предстояло выполнить наитруднейшее задание Отца. Одна только эта фраза - чего стоит: Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия... впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Надеемся, никто не думает после этого, что ему проще простого было идти на смерть ради человечества и ради того, чтобы угодить Отцу своему. Поход на смерть для Христа не был триумфальным шествием счастливого и довольного всем победителя мира: он, похоже, и сам не ожидал, насколько тяжело ему будет уходить из жизни богохульником, и это при том, что он пришёл прославить Отца своего. Однако силой духа и крепостью веры своей в то, что он поступает правильно – Иисус смог заставить себя сказать самому себе прежде всего: «НЕ КАК Я ХОЧУ, но как ТЫ!!!»

Как видим, каждый человек, в том числе и Иисус Христос, сам должен принимать решения поступать правильно, свыше не станут принимать таких решений вместо человека. Бог помогает лишь исполнять решения, принятые самим человеком во славу Божью.

Каждому христианину выпадает при жизни своя собственная «Гефсимания», и каждый христианин должен научиться сказать в ней: "НЕ КАК Я ХОЧУ, но как ТЫ, Отче ".

14:37-40 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
Итак, самые близкие ученики Христа и даже Симон, заверявший Христа в своей преданности - более других, увы, не смогли быть с Христом духом в его душевной борьбе: сон одолевал их, они не размышляли над предстоящими событиями и гибелью Христа и поэтому не могли поддерживать его в его страданиях. Собственно, подобное поведение - один из скрытых видов отречения от Христа.

Можно себе представить, насколько Иисус был одинок в этом мире, если даже избранные ученики не могли понять и вместить его переживаний.

Почему такое могло произойти с теми, кто претендовал на особую преданность и любовь ко Христу до смерти? Потому, что они не прониклись предстоящим путём Христовым, недопоняли чего-то, не смогли вместить всей ответственности ситуации, расслабили свой разум и не воспринимали страдания Христовы как свои: когда болит зуб - не до сна. Если бы у них болело внутри так же, как болело у Христа - им было бы не до сна.

14:41,42 И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
Заметим, Иисус сказал, что предаётся в руки грешников.

14:43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
Этот стих сообщает, что пришли с Иудой первосвященники, книжники и старейшины и множество иудеев. Выходит, все эти служители Бога на тот момент были грешниками в глазах Бога и Христа его. Не в руки буквальных язычников - грешников - Иисус предавался, а в руки грешников из народа Бога. Именно ОНИ возложили на него руки и взяли (текст 46)

14:44,45 Поцелуй Иуды, см. также разбор Мтф. 26:47-49.
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно

45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
Поцелуй Иуды. Не всегда поцелуй - это знак дружбы: лживы поцелуи ненавидящего. Выражение стало нарицательным для всех случаев изощрённого предательства со стороны близких, от кого менее всего его ожидаешь.
Гораздо легче переносятся козни тех, кто выказывает к нам откровенную неприязнь: от них, по крайней мере, знаешь, чего ожидать.

14:46,47 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
Попытка оказать вооружённое сопротивление в защиту Христа - была только со стороны Петра, так он проявил свою особую ревность по Христу, в которой был уверен. Но Иисус не одобрил её, как известно из повествования от Иоанна 18:10,11.

14:48,49 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня
49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

Иисус не был подпольным революционером, его деятельность была открыта религиозным руководителям и Божьему народу, он не прятался в ночь и не учил тайно. Факт, что книжники и священники вышли на Иисуса ночью, боясь дня - выявили их трусость.

Иисус обличил пастырей Божьего народа в том, что они поступают неправильно, не по Божьим принципам, но сам на этом не преткнулся, понимая, что всё это предсказано для Божьего народа периода его первого пришествия.
То же - предсказано и для Божьего народа периода второго пришествия Иисуса Христа: послание семи церквям из Откр.2,3 говорит о беззакониях в собраниях Божьего народа, царящих в периоде кончины века сего.
А восседание в этот период беззаконника в храме Божьем (над собраниями Божьего народа) из 2 Фессал.2:2-4 - показывает причину появления беззаконий в собраниях.

14:50 Тогда, оставив Его, все бежали.
Из слов Христа ученики поняли, что Иисус даже не попытается оказать сопротивление, и это в одно мгновение лишило его верности учеников, "которые потеряли к нему доверие как к Мессии, могущественной личности, потому они все и сбежали.
На тот момент ученики не понимали роли Мессии для Израиля и человечества в целом.

14:51,52 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
Некоторые Богословы полагают, что этим юношей был сам марк, сын хозяина дома, в котором Христос ужинал с учениками. Однако на смысл дальнейших событий это сообщение существенно не влияет даже в случае, если это ошибочное представление.

14:53,54 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
Не покинул Пётр Иисуса даже после того, как разбежались все остальные его ученики: пока что он был верен своим заверениям в особенной преданности Христу. В такой ситуации даже следовать за Иисусом издалека - было очень опасно, Пётр это знал, но всё равно - следовал за Христом.
А что позже он отрёкся – так это по немощи плоти, не по злому умыслу.

14:55,56 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
Дело Иисуса сначала рассматривали религиозные власти и только затем - политические. Но в политических не было бы нужды, если бы Синедрион обладал властью исполнять смертные приговоры.

Нужно отдать должное хотя и вопиюще несправедливому суду над Христом, но всё же - не по беспределу проходящему: какие попало свидетели против Христа – судьям не подходили, они искали всё же более или менее веского свидетельства и аргумента, достаточного для наказания смертью. Странно только, что желающие лжесвидетельствовать - в народе Иеговы находились, а ведь должны были бы знать, что это грех.
В общем, к моменту первого пришествия Христа - от народа Божьего осталось практически одно название. Как в собрании духовно мёртвого Сардиса (Откр.3:1-5)

14:57-59 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
Так ли говорил Иисус на самом деле? Одна маленькая ложь с разницей в две буквы: «разрушу» и «разрушьте»:
Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Иоан.2:19.
К чести фарисеев - они не нашли достаточным ТАКОЕ свидетельство:
59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.

14:60-62 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
Нет смысла оправдываться пред теми, кто обвинил в преступлении задолго до того, как решил арестовать и предать смерти. Потому Иисус и не пытался уличить свидетелей во лжи, всё равно исход был заранее известен.

На вопрос первосвященника же Иисус ответил прямо, чтобы не дать возможности первосвященнику остаться мудрым в своих глазах и сделать вид, что он не по своей вине не признаёт иисуса посланником Бога:

62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы (слово, заменявшее иудеям слово "Бог") и грядущего на облаках небесных.
Здесь согласны с комментарием Женевской Библии:
Иисус говорит о том, как Он вознесется и сядет одесную Отца, что и начинается сейчас – с его унижения и смерти. Иудейские вожди ничего не "узрели". Когда римские солдаты рассказали им о воскресении (28:11-15), а Стефан свидетельствовал, как очевидец, прославление Христа (Деян. 7,56), они так и не поняли, что тот, кого они убили, сказал о себе правду.

14:63,64
Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
Первосвященнику, похоже, было вообще всё равно, что ответит Иисус. Его ответ нужен был лишь для того, чтобы соблюсти процедуру обвинения и после ответа обвиняемого вынести решение в богохульстве, ибо именно за богохульство в Иудее предавали смерти.
Хотя слова Христа о том, что он будет на небесах с Богом - никак к богохульству не относились. И тем не менее, первосвященник обратился за поддержкой в справедливости обвинения в богохульстве ко всем членам Синедриона. И глупо было бы думать, что они не поддержали бы это обвинение.

14:65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
Здесь кратко о том, как издевались в Синедрионе над Христом, желая подчеркнуть его несостоятельность, как сына Божьего, ибо по их представлению сын Божий должен соглашаться играть в их дикие игры и угадывать безошибочно, кто именно ударил его в щёку, кто в него плюнул и т.д.

И Иисус всё это поругание над ним вынужден был терпеть ради того только, чтобы исполнить волю Божью в отношении самопожертвования для человечества, к которому относились и те, кто всласть поиздевался над ним.

14:66-72 отречение Петра – см. подробно в Мтф.26:69-75
Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
Пётр даже не понял, что отвечая вопрошающим - он предаёт Христа, и если бы не запел петух - как знать, может, Пётр так и не понял бы своего проступка, настолько завуалированным было его отречение от Христа в такой обстановке нервозности и опасности. Но петух напомнил Петру о предсказании Христа и огорчению его не было предела: такое падение и муки стыда пережить очень трудно.

Однако Пётр не только смог подняться после такого падения, но ещё и об истории своего падения рассказывал как о величайшем примере любви Христа, простившего отречение Петру. Хотя мог бы и скрыть сей постыдный факт.

МАРК главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru