ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

Евангелие от Иоанна, 14 глава.

Иоанна главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

14:1   Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте
Понятно,  что   после  разговора  о  предательстве  Христа  ученики чувствовали   себя  неуютно,  поэтому  Иисус  и  дал  им  понять,  что  главная  их  задача  -  не ослабеть  в  вере,  остальное   нужно  просто  пережить.

14:2   В доме Отца Моего обителей много.   То  есть,  для  всех, кто придёт  к  Отцу  Христа  -    хватит  места  в  Его  доме,  никто   из  пришедших  к  Нему -  не  принятым  не  останется.  Важно  лишь  прийти  к  Отцу правильным путём по стопам Христа.

А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам  
Ученики  должны  были  бы  понять,  что  Иисус   покидает  их  не  насовсем  и  ради  того,  чтобы  у  них  была  возможность   однажды  попасть  к  Отцу. 

14:3   И когда пойду и приготовлю вам место…  
Между  уходом  Христа  на  небеса  к  Отцу  и  возможностью  апостолам  попасть  туда  же,  где  будет  находиться  Христос  -  тесная  связь,  и  это  произойдёт  не  сразу  после  его  ухода.

приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
Говоря  о  возвращении  за  апостолами,  Иисус  говорил  о  времени  звучания  последней  трубы  Божьей,  когда  он  придёт  за  всеми,  кому  надлежит    воскреснуть  из  мёртвых  и  собраться   к  нему  на  небеса -1Фессал.4:16,17.   
Это  означает,  что  ни  один  христианин,  умирая  до  второго  пришествия  Христа,  не  идёт  сразу  же  ко  Христу  в  небесные  обители  Бога  (как  учат некоторые  Библеисты,  говоря  о   вознесении  на  небеса  после  смерти)  

Итак,  Христос  показывает,  что  не  ученики  придут  ко  Христу  на  небеса,  а  он  сам  их  призовёт   в  своё  время.

14:4   А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Но  главное,  что  они  теперь  знают  дорогу  жизни,   тот  самый  путь,   который  приведёт  их  однажды  в  обители  Божьи  (небесные)

14:5-9   Казалось  бы,  Иисус  им  доступно  разъяснил  суть  вещей  на   тот  момент,  однако    ученики   не  понимали  этих   речей  его    даже   теперь,  перед самым его уходом:  Фома  так  и не  понял,  куда  собирается  Христос  и  почему  это  они,  оказываются,  знают  путь  к  Отцу:

5 Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
А   Филипп так  и  не понял,  что  Иисус  УЖЕ  показал  им    своего  Отца:

8,9 Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?  
Филиппу  нужно  было  ещё  время,   чтобы  понять  кое-что  об  Отце Иисуса.  
Из  этого  разговора   видим, что  учатся  все  у  Христа  по-разному,  кто-то   в «старшие классы» переходит,  а  кто-то   в  «младших»  расположился.   
Потому-то  Христос  и  указал   Филиппу  на  КОЛИЧЕСТВО  времени,  чтобы  он осознал  его скоротечность  и  активнее  соображал,  что  к  чему,  учась  у  Христа.

6 Я  есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Иисус  -  путь  к  Отцу  прежде  всего  потому,  что  через   свою  жертвенную  смерть  он открыл человечеству    «дверь»  к   примирению  с   Отцом.
Также  потому,  что  проложил   для   всех   следы   самого   пути  к  Богу:  показал
 всем   нам  правдивую  картину (истину)   того,  что   нам  следует  делать,  чтобы  прийти  к  Отцу  и  спастись  (жить  вечно).   
Не  все  пути,  как  видим,  ведут к  Богу,  путь    к  Нему   только  один  -  путь  по  следам  Христа. Поскольку  Иисус  сам  уходит  к  Отцу,  пройдя  свой  путь  -  значит,  его  пример   и  есть  путь  к  Отцу  на  небеса.  Другой  образ  жизни  не  ведёт  к  Нему.  Так  же,   как  и  другие  духовные практики.

Как  показывает  Библия,   хотя  путь  к  Богу  у  всех  один,  тем  не  менее,  скорости  его  прохождения  для  всех  -  разные:    кто-то   пройдёт  путь  Христов   ещё  в  этом  веке   и  дойдёт  до  Отца  (участники  первого  воскресения),  а  кто-то  -  только  в   самом конце   Миллениума сможет  прийти  к  Отцу  и   стать   Ему  сыном (участники  второго  воскресения) –  Откр. 20:4,6, 7, 11-15,  21:3,4.  

7,9 Видевший Меня видел Отца;
Хочет  ли  Иисус  этим  сказать,  что  он  и  его  Отец  -  одна  и  та  же  личность?  Нет.  Иисус  лишь  говорит  о  том,  что  он,  будучи  сыном  Отцу  своему,   по  сути   мыслит  так  же,   как  и  Отец  его,    поступает  так  же,  как  поступил  бы Отец  в  подобных  обстоятельствах.  Иисус  очень  хорошо  знает  волю  Отца  и     его собственная  воля  -    заключается  в  том  же. 
И  чем  сильнее   христиане  преуспеют   в  том,   чтобы   приобретать   ум  Христов,   тем  и  у   них больше  шансов  стать  с  Богом  и  Христом  суть  едино,  чтобы  можно  было  бы  о  них  сказать:   «видевший  их  -  всё  равно,  что  видел  Христа  и  Отца  его».

Ветхий  завет  через  Моисея  по  большей  части  -  в  теории -   рассказал  о  Боге,  о  его намерениях  и  законах,  которые  должны  исполнять  все,   кто  считает  себя  народом  Его.
А Новый  Завет  через  Христа  и  его  поступки, а  также   через   дела  и  поступки   апостолов  - показал  п р а к т и к о й,   какими   должны  быть  Божьи   люди  на  деле.

И  ты  не  знаешь  меня,  Филипп?
Разговор   этот  происходил  перед  самым  арестом  Христа  и  можно  себе  представить   глубину   его   скорби    от   полного  одиночества  и  отсутствия понимающих  его  на  земле. Однако  уверенность  в  том,  что  в  своё  время  всё,  что  будет  нужно  -  откроется,  помогало  ему   продолжать  свой  путь  к  Отцу.

14:10    Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?   
Иисус   не  говорит  здесь  о  буквальном  присутствии   Отца  в  нём  -  всемогущего  Духа  Вседержителя,  втиснувшегося  в  тело  человека  Иисуса.  И  наоборот.

Иисус  говорит  здесь  о  полном  духовном  единении   с  Отцом,  ибо  лишь  Божье   духовное   начало   делает  человека  подобным  образу  Божьему. 

Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
Иисус   снова  и  снова  терпеливо  разъясняет,  доколе  есть  ещё  у  него  время,   что  же  означает  его  единство  с  Отцом  и  как   по  нему  возможно  вычислить и  Отца:    вникая  в суть  слова,  переданного  от  Отца,  исследуя    великие  дела   Христа,   сотворённые   при  помощи  Отца,   прочувствовав  образ  жизни   Иисуса  -  возможно  прочувствовать  и  кое-что  об  Отце.   Познать  Бога  не  означает  приобрести  лишь  интеллектуальные  знания  о  Нём.  Но  означает  прочувствовать  сущность  Отца  на  себе,  поступая,  как  Он  поступает.

Иисус  показал   всем,  как  поступает  Отец  его.  Если  мы  будем  поступать,  как  Иисус  -  то  у  нас  есть  шанс  и  Отца  через  познавание   Христа  познать.  
Другого  способа  познать   Бога  через  Христа,  кроме  как  через  навык  пути  Христова   – нет.
Но  есть  ещё  кое-что,  без  чего  невозможно  познать  ни  Христа,  ни  Бога:

14:11   Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне;   
В  то,  что  Иисус  Христос  -  представляет  на земле  своего  небесного  Отца  и  нашего  Бога  -  нужно  верить.  Без  веры  в  необходимость   принять   Христа  как  спасителя  и  идти  к  Отцу  по  следам  его   -  к  Богу  не  попасть.

Но  Иисус  понимает,  что  бренному  человеку  нужны  веские   основания  для  веры:  мало  ли,  кто  себя  кем  называет  и  кто  куда  приглашает.  Поэтому   он  снова  подсказывает  ученикам,  как  возможно  поверить  в   то,  что  он -  Христос  Божий:

а если не так, то верьте Мне по самым делам.
То  есть,  если  им  трудно  поверить  на  слово  Христу,  то  громче  слов  говорят  сверхчудесные   явления  дел,  которые  Иисус  представил  ученикам  за  время  своего  служения  Богу  на  земле.

14:12  Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит
Путь  Христов   (дела  его)  возможно   осилить  при  условии  веры    в  то,  что  это  -  единственный  путь  в  жизни,  имеющий  смысл  и  ведущий  ко  спасению.  При  таком  подходе  можно  осилить  и    воспроизвести  всё,  что  делал  на  земле  человек  Иисус-Христос  и  претерпеть  то  же,  что  и  он  претерпел  на  пути  к  Отцу. (не  имеется   ввиду  явления  сверхъестественного  исцеления  и  воскресения,  совершённые  при  непосредственном  участии  Бога  для  подтверждения  тому,  что Иисус  -  Христос  Божий)

и больше сих сотворит,  потому что Я к Отцу Моему иду.
В  каком  смысле  больше  и  какая  связь  между  большими  делами  учеников  и  тем,  что  Иисус идёт  к  Отцу?
Больше  -  не  в  смысле  качества  (никто  не  сможет  вместить  больше  святого  духа,  нежели  имел  Христос),  а  в  смысле  количества:   ученикам предстояло   показывать   путь  Христов  не  только  Иудее  и  Самарии,  но  и  до  краёв   земли.  И  -   на  протяжении    всей   своей   жизни,  а  не  всего  лишь  3,5  лет,  как  выпало  Христу.   

Почему  это  станет  возможным  для  учеников  Христа?  Потому,  что  Иисус  станет  свыше  им  верным  духовным   помощником   до  скончания  века  сего  нечестивого.  А  помощь  свыше  в  виде  святого  духа  -  намного  мощнее   всего  лишь  физической  помощи  в  пределах  земли.

14:13,14  И если чего попросите у Отца во имя Мое
Как  видим,  христианин  мольбы   свои  и  прошения,  которые  связаны  с  прохождением  пути  Христова  на  земле   и  исполнением  Божьей  воли  (во  имя  Христа)    должен  направлять  к  Отцу  Христа.    

то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
Христос   же   уполномочен  просьбы   своих  последователей   выполнять,  чтобы  все   понимали  абсолютное  единство  между  Отцом  и  сыном  Его:  если  просили  у  Бога,  а  получили  чрез  Христа -  значит,  Отец  и  сын  -  верные  соратники  друг  другу,  чрез  помощь  Христа  -  прославляется   его  Отец,  давший  сыну  ВОЗМОЖНОСТЬ  помогать  христианам  по  молитвенному  прошению  их. 

Если   христиане    называют  Отцом   того,  кого  называет  Отцом  Иисус  Христос,  то,  значит,   и   делать  должны  всё    так,   чтобы  прославился  Отец   и   в них  как  в  сыновьях  Его.

Отметим,  что   употребление  имени  Иисуса  Христа  при  обращении  к  Богу   не гарантирует того, что   любая   просьба  автоматически  исполнится:   имя  Иисуса  не  имеет  никакой  магической   силы  и  не  несёт  в  себе  никакой   магической  формулы.
Молиться  во  имя  Христа  -  значит  до  такой степени  проникнуться  целями  и Духом   Христа, что   наша    просьба   полностью   отождествится   с   волей  Бога  и   её  исполнение   поможет   Божьему  делу  (1 Ин. 5:14).

14:15,16   Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Есть  один  способ  доказать  свою  любовь   к  Богу  и  Христу  Его -  это  воплотить  её  в  ДЕЛО исполнения  воли  Божьей  на  земле.
Иисус   показал  ученикам,  что   на  этом  пути  – они  не  одиноки,  за  ними стоят  и  Отец  и  сын, и помогать  будут  с  небес  им  этот  путь  проделывать  по  молитве  их  и  просьбе  их.   
Единственное,  что   им  нужно   будет  сделать    САМИМ  –  это  не  охладеть  в  любви    ко   Христу  и   соблюсти   все  до  единого  напутствия  его.  В  остальном  –  им   обязательно  помогут свыше:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,


14:17,18   Духа истины, ….вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Дух  истины  или  правды  от  Бога,  который  в  настоящее  время  пребывал  со  Христом,  после  его  вознесения  на  небо  -  пребудет  с  учениками  его.  Таково  намерение  Бога  о  помощи  свыше,  чтобы   ученики  Христа  имели  сверхчеловеческую  способность  различать,  где  правда  Божья,  а  где  ложь,  где  святой  дух,  а  где  -  нечистый.
Именно  так,  через   приобщение  к  святому  духу  в  Пятидесятницу сверхъестественным  образом,    проявится   помощь  Христа  своим  ученикам  на  земле: 

Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
Ощутивший    на   "вкус"   дух  Божий,  правду   Божью,  Его  внутреннюю  сущность,  Его отношение   ко  всему -  будет  иметь  возможность  и  поступать ТАК,   как ожидает  Бог,  по правде  Его,  а  не  по  образцу   духа  этого мира,  которому  образ  жизни  Божьего  человека   -  непонятен:
мир   не  может  принять
(дух  истины  Божьей), потому что не видит Его и не знает Его;

И  в  получении  христианином   в   дар   свыше  внутреннее  мироощущение  и  миропонимание Бога  через  святой  дух  – огромная помощь   для  христианина.
Оно  само  по  себе  отторгает  чужеродное,  не  Божье,  не  может   христианин  сознательно  прилепиться  к  нечистоте  так  же,    как,  например   бабочка  не  может  прилепиться  к  помойке.  Но   не  потому,  что  она    намного   лучше помойки,  а  потому,  что  внутренне   для  неё  это противоестественно. 
Божий  дух,  пребывающий  в  христианине,  облегчает  ему  сопротивление  греху.

Сегодня  дух  истины  Божьей   христиане  могут    получать  через    чтение  и  исследование  слова  Божьего,   Библии,   но  это  не  только  дух  интеллектуальных   знаний  о  Боге   и  о  Христе  Его,  о  Его  законах  и  истории  человечества.   Это  также  и   дух  любви, справедливости,   милосердия,  кротости,    долготерпения   Божьего,   который   можно увидеть,   почувствовать,  понять,   принять  для  себя  и  в  себя   через   Писание  и  размышление  над  ним.
Многие  читают  Библию  и  получают  знание   о  Боге   через   неё,   но  не  многие   познают  Бога,  принимая  в  себя   Дух  Божий,   сокрытый  в  ней.

14:19,20    мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. Иисус  предсказывает  здесь  своё  воскресение  и  встречу  с  учениками  после  воскресения,  во  что  мир  верить  не  будет.

В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
Ученики   сейчас  вряд  ли  могли  понимать   Христа,  но  он  предсказал  им  всё,  чему  надлежит  быть  в  скором  будущем,  чтобы   они  поняли    его  слова   хотя бы  в  момент,  когда произойдут  определённые  события:  встреча  с  ним  после  воскресения  и  помазание  святым  духом  в  Пятидесятницу.   

14:21  Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;   
Любовь  больше  чувства  долга.  Но  и  любви  на  словах  -  мало.  Она  должна  проявляться  на  деле.  Если  дел  христианских   не  будет,  если  заповеди  Христа,  записанные  в  Библии,  исполняться  христианами  не  будут,   значит,  не  любят  они  Христа,  значит,  и  напрасны   ожидания  их  о  спасении.  

и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.   Иисус  сам  решает,  кому,  когда  и  в  каком  проявлении  явиться,  призывая   своего  ученика  на  исполнение  какого-либо  дела  Божьего.  Как,  например,  произошло  с  апостолом  Павлом  и   с  апостолом  Иоанном.  Но  непременным  условием  откровения  Христа  кому-то  является   исполнение   им   заповедей  Христовых,  движимое  любовью  к  Богу,  ко  Христу  и  к  праведному  образу  жизни.

14:22-25   Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Иуда  (не предатель)   искренне  не  понимает,  если   о  Христе  Божием  должен  узнать  весь  мир,  то   почему   у  Иисуса   такая  избирательность  и  нежелание  явить  себя  миру?

кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих;
Иисус   поясняет,  что   не  ко  всякому  в  мире  благоволит  Отец  Его.  Нежелание   соблюдать  заповеди  Христа – оно   само  по  себе   и  оттолкнёт  Отца  от   многих.   Отцу  в  конечном  итоге решать,   на   ком  взгляд  Свой  остановить  и   кому   открыться  через  Христа:   
те,  кто  очень   сильно   возжелают   видеть  и понять   Отца,   кто  сможет  взглянуть  на  всё  Его глазами  –  те   увидят  Его  через сына  и  в  сыне.    
А не  желающим  Его  видеть  и  понимать  – нет  смысла  и  показывать  Себя.

«Обитель»  для  своего  «пребывания»  сын  с  Отцом  могут  себе  позволить сотворить  только  у  того,  кто    способен  вместить  и  оценить   это духовное сообщество,  не  у  всех  подряд.
(потому  и  процесс  избрания  и  призвания   происходить будет на протяжении многих веков)

слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
Иисус  поясняет,   откуда  у  Отца  такое  требование  к  людям,  чтобы  они  непременно   соблюдали  слово  Христа:   на  самом  деле  слово  Христа  -  это     слово  Отца  его,  Бога.  Христос  всего  лишь  в  точности  донёс  слово  Божье    до   земли.

14:26  Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам
Святой дух,  посланный  в  помощь  идущим  к  Богу,  как  и  Христос  шёл  (во  имя  моё) – и станет залогом  тому, что Отец  принял  решение  сотворить  здесь,  в  этом  человеке,  «Свою  духовную обитель». 
Святой  дух  станет  для  христиан   не  только  утешением  и  помощником  в  пути  Христовом,  но и  все  необходимые  знания  для  этого  пути -  свыше предоставит -1Иоан.20,27

Ученики  Христа,  например,  при  помощи  святого  духа    через  много  лет  после  общения  со  Христом  на  земле,  смогли  вспомнить   всё,  что  потребовалось  для  написания  Евангелий. 
А  апостол  Павел,  например,  при  помощи  святого  духа  смог  предоставить  собраниям  христиан   правдивые  разъяснения  многих  непонятных   мест  Ветхого  Завета,  свидетельствующих  о  замысле  Бога  в  отношении  Христа  и  принятия  язычников.  

14:27   Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.
Иисус  показал   им  внутренний мир  СВОЙ  или   Божье    мироощущение   и миропонимание.  Они   отличаются  от  того,  которое  может  дать  кому-то безбожный  мир.  У  не  любящих  Бога совсем  другие  представления  о  смысле жизни  и  способах  её  провождения.

Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
Иисус  просит  также учеников  не  паниковать  от  предстоящих  событий,  ибо  он     вскоре уйдёт   к  Отцу  на  небеса,  и  они  должны  будут  привыкнуть  жить  лишь  верою  в  него,  но  без его  видимого  присутствия.  Это нелегко.

14:28,29    Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу;
Почему  же  это ученики,  ЕСЛИ  БЫ любили  его, то возрадовались бы от сообщения  «иду к Отцу»,  а  не  боялись  бы  ухода  Христа  и  дальнейшей жизни без него?
Потому,  что:
Отец Мой более Меня.
То  есть,   уход  Христа  к  Отцу  означал  бы,  что   Иисус  успешно  справился  с  заданием  своего  Отца,  который,  будучи  «более  сына»,    имел  полномочия  послать  его  на  землю  и  принять  обратно  после   выполнения  «операции»  по  спасению  человечества.
Ученики   радовались  бы  тому,  что  Иисус   сохранил  верность  Отцу  своему,    что  он  останется  жив,  и  пусть  его  не  будет  с  ними  на  земле,  и пусть  им  без  него  будет  плохо,  но он   жив,   и  это  -   главная  радость  для любящих  Христа.

Плюс  то,  что   Отец  более сына    означает,  что    у  Отца  больше  и полномочий  и способностей  и  возможностей  свыше   помочь  им  всем  ПОСЛЕ того,  как   воскрешённый  к  жизни   Христос   станет  об  этом  ходатайствовать пред  Ним  на  небесах.
А это тоже   -  немалый  повод  для  радости.

Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
Очень важный момент.  ПОВЕРИТЬ   Христу  -  нужно   ДО  исполнения  предсказанного  пророчества  или   будущих  событий.   Чтобы  ожидать  его  исполнения  и   распознать  его,  когда  оно  исполнится. 

14:30,31  идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
Дьявол,  действующий  через  Иуду  Искариота,  приближался  к  исполнению  своего замысла  погубить  Божьего  сына.   
Однако  князь  мира  сего  не  имел  ни  одного  тёмного  пятна  во  Христе,  за что возможно было бы  ему  уцепиться  и  стащить  Христа  в  ноги  себе  для поклонения.  
В  веке  этом  ему  разрешено  быть  хозяином  положения  и иметь  власть  уничтожать  тех,  кто не  поклонится  ему  ни  при  каких  обстоятельствах.
В  веке  этом -  смерть  как  праведному,  так  и  грешному –Еккл.9:2.  Но  можно  умереть,  не будучи  брошенными под  ноги  дьяволу -  в  поклоне  ему.  А  для  этого  надо  умудриться  не дать  ему места  для  зацепки  в  нас.  

Надо  сильно  постараться:  Иисус  отмывает  нас  во многом  кровью  своею,  но  и  омытым -  всё   равно  отмывать  «ноги»  каждый день  стараться  придётся, причём – до самой смерти. Чтобы не дать дьяволу за них уцепиться.  (см. разбор  Иоанна  13:6-10  о  значении умывания  ног)

Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.  Иисус   знал,  что  идёт  на  погибель,  однако  такую  миссию   ему  поручил  Отец  его,  и  ради  любви  к  Отцу  он  готов  был  к  тому,  чтобы  погибнуть,  исполняя  волю  Его  о  спасении  человечества.

Иоанна главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru