ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Марка -
13  глава

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16

13:1   И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
В  жизни   любого  иудея  Иерусалимский  храм  был  самой  ценной  составляющей,  предметом  гордости  и  восхищения -  и  не  случайно:  этот храм считался  одним из чудес древнего мира. Он был построен из огромных белых камней, тщательно отесанных и отшлифованных  с  тонкой  декорацией и  инкрустацией  золотыми  украшениями.  Его строения занимали около 1/6 части всей  территории  древнего  Иерусалима. 
Восхищаясь  храмом,  ученик,  видимо,  желал  привлечь  внимание  Иисуса  к  тому,  насколько  он  ценит  Дом  Бога.
 
Однако,  выражаясь словами  текста из 2 Кор. 5:7 "Мы ходим верою, а не вИдением", этот  ученик  на  тот  момент   ходил  вИдением,  а  не верою.
И,  заметим,  это  было через 3 с лишним года пребывания со Христом.
Как  «не  сразу Москва строилась», так  и  не  сразу  вера  учеников  в  невидимое превзошла  их восхищение  видимым:   для  внутреннего  перерождения   им понадобились  многочисленные испытания, причем каждому - свои, и по силе и по времени.
 

13:2     Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

Иисус  не  разделил  его  восхищения  и  показал,  что  великолепие   этого  храма - ещё  не  говорит  о  том,  что  это – Дом  Бога  и  что  Бог  его  разрушит. Позже  ученики  должны  были  бы  понять,  что  какой бы красивой и внушительной ни  была  внешняя  оболочка  храма  Божьего -   если внутренность  его  не  наполнена Божиим духом – нет  в презентабельной внешности никакой пользы.  Для Бога  ВСЕГДА  важно  внутреннее  содержание, а  не  внешняя  оболочка:   если   Бог  не  обнаруживает  в  своём  земном  Доме   достойного  внутреннего  содержания -  не  устоит  и  внешний  его  фасад.

И  хотя  в  данном  случае  слова  Христа  относились  к   буквальному  храму  -  они    актуальны  и  для  будущего  духовного  Божьего  храма,   состоящего  их  христиан,  носителей  Божьего  духа  в  себе  самих,  как написано  «вы-  храм  Бога  живого» (2Кор.6:16).   Все  вместе  они  должны  были  бы  представлять  живой  Дом  Божий,  наполненный  Божьим  духом.   Если  в  них  нет  Божьего  духа  -  нет  в  их  среде  и  Божьего  Дома.

  

13:3-13  См.  подробно  разбор  Мтф. 24.  
Остановимся  на  некоторых  моментах.

13:3,4   И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?
По  Матфею этих  учеников  интересовал   не  только  вопрос  о  разрушении  здания,  но  и  о  кончине  века  сего,  связанной  с  вторым  пришествием  Христа. (Мтф.4:3).  Судя  по  всему,  они  не  считали,  что  между  разрушением  храма  и  кончиной  века  сего  пройдёт  много  времени,  ведь  они   знали  только  ветхозаветные  пророчества (Ис.13:9; Зах. 14:1,2; Мал.4:5)
Что  касается  разрушения  величественного  храма  в  Иерусалиме,  то  как  в  дни  древние,  так и теперь, Божий суд  над  Израилем за вечное его неповиновение   должен  был  выразиться  в разрушении этого  храма  язычниками.  Предсказание Иисуса исполнилось буквально  в  70  году  н.э,  когда  несмотря   на   указания  сына  Васпасиана,  Тита Флавия  -   храм  был сожжен.  После  этого  был  отдан  приказ  и  весь  город  сровнять  с землёй.   

 

13:5,6   Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

Иисус  же  показал  им   картину  признаков  приближения  конца – не  только  для  Иудеи  и  Ветхозаветного  поклонения,  но  и  для   приближения  конца    века  сего.  Картина  этого  периода  состоит  из  множества  фрагментов,  которые  должны  наблюдаться  одновременно  по  всему  миру.
Попытка  обольстить  людей  ложным  поклонением  Богу  от  имени  Христа – один  из  фрагментов   картины  признаков  кончины  века.
 

13:7,8  Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, - но [это] еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.

Слухи  о  повсеместных  войнах, стихийных  и  социальных  бедствиях  в  этот  период   не  должны  были  ужасать  христиан,  доживших  до  этого  периода.  Как следствие упорного человеческого неповиновения и греха все  эти  явления  будут допущены Богом,  но это еще не конец  века сего.

 

13:9  Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

Иисус  советует  всем,  кто  застанет  этот  период,  быть  готовыми  к  преследованиям  со  стороны   государственных  властей  и  людей  мира,  которые  будут  нападать  даже  на  места  собраний  учеников (будут  бить  вас  в  синагогах).  То  есть,  деятельность  учеников  Христа  вызовет  бурную  реакцию  со  стороны  всех,  кто  противится  Богу,  поэтому ученики  Христа  не избегнут гонений.  Однако это не должно приводить их в отчаяние.

 

Хотя  Иисус  выделил  гонение на  христиан  в  признак  приближения  конца  века  сего, ответственность   за   это   будет лежать  на  каждом из поколений,  приходящих в  мир  и  преследующих христиан  (независимо  от  того,  на  какой  период  времени  будут  выпадать  преследования)

 

13:10   И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

Несмотря  на   яростное  сопротивление  многих, проповедь о  Царстве,  тем  не  менее,   будет  звучать  в  этом  мире, ибо такова  воля  Бога,  но  это,  разумеется,  не  означает,  что  все  слушатели   Земли  откликнутся  на  неё  и  станут  христианами.
Марк  уточняет, что  весть  о  Царстве  Бога  прозвучит  именно  ВО ВСЕХ НАРОДАХ, а  не  в  общем   по  многим  областям   земли.

13:11    Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

Преследовать учеников  Христа  могут  и  государственные  и  религиозные  власти,  существующие  в разных  государствах,  однако  христианин  не  должен  сильно  беспокоиться  по  этому  поводу.  Но   не  в  смысле  того,  что  Бог  позаботится  и  их  непременно  оправдают  в  судах   благодаря  мудрым   ответам  христианина  против  обвинителей.  Нет.  А  в  том  смысле,  что  даже  если  власти и  причинят  зло  христианину -  то  осудят  они  его  НЕ  на   основании  СПРАВЕДЛИВОГО  обвинения  против христианина,  а  по  собственному  желанию,  ибо  христианину  всегда  будет  дана  мудрость  противостоять   обвинениям  властей  и  разоблачать  их  несправедливость.  Никто  не  сможет  противостоять  в  мудрости  против  слова  защиты  самогО  христианина,  движимого  духом  святым.

 

13:12    Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Даже  родственные  узы  расторгнутся  на  почве  религиозной  нетерпимости  к  ученикам  Христа:   дети  и  родители,  не  желающие  вести  праведный  образ  и  служить  Богу,   будут  яростно  сопротивляться  тем,  кто  примет  для  себя  путь  праведности.

13:13   И будете ненавидимы всеми за имя Мое;
Картина  преследования  христиан  в  периоде  завершения  века  сего  нечестивого  -  такова:  государственные  и  религиозные  власти,  родные  и  близкие,  и  все  остальные,  кто  не  признаёт  Божью  праведность  -  все  они  будут  ненавидеть  последователей  Христа. 
По  этому    признаку  возможно  сориентироваться  и  примерно  вычислить  период  наступления  кончины  века:  если  в  период  всемирного  проповедования  вести  о  Царстве  Бога  на  мировой  общественной  арене  есть  группа  христиан,  которую  ненавидит  весь  мир  в  принципе -  значит,  период  кончины  наступил. 

Очень  важно  для  христианина  оказаться  ненавидимым  всеми  ЗА  ИМЯ  ХРИСТА,  то  есть,  за то,   что  он  проповедует  Христа  и  подражает  ему  в своей  жизни.  А  не  за  собственные  проступки,  например,  за  бестактность,  навязчивость,  хамство  и  другие нехристианские  качества  или  неразумные действия.

 

претерпевший же до конца спасется.
До  какого  конца?  До  конца  жизни  своей  христианин  должен  оставаться  стойким  в  вере  и  не   ослаблять  своей  решимости  оставаться  верным  Богу  несмотря  ни  на  какие  обстоятельства.

13:14    Помним:  события,  предсказанные  для  гибели  Иерусалима  и Ветхозаветной  системы  поклонения  -  являются  прообразом  на  признаки  приближения  второго  пришествия  ХристаДальнейшие  признаки  будут  разъясняться  с  учётом  этого.
 

Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет,-

Святым местом  Бога  во  все  времена народа  Его  был   храм Иеговы   в  Иерусалиме, но не само здание храма, а  верные  служители  храма,  имеющие дух  Иеговы.  Поэтому  можно  было  сказать  о  том,  что  храм  Бога – это  место  присутствия  святого  духа  Бога.       
Перед Армагеддоном  святым  местом  или  храмом  Бога являются собрания народа Бога по всей земле –1Кор.6:19, Откр.1:20. 

 

Мерзость  запустения  на  святом  месте – это  состояние отсутствия  святого  духа  в   храме  Бога:  если  храмовые  служители  неверны  Богу,   то в  храме  Его -  "опустошение" и запущенность,  в  нём  нет  Божьих  служителей,  ибо  те,  что  есть – уже  неверны  Ему   (Екклес. 3:16).  А  если нет  верных   в  храме,  то  и  сам  храм  теряет  ценность  в  глазах  Бога,   потому  он   становится   доступен  врагам  Бога  (неверующим  язычникам)  для  разрушения  его.

 

Во  все времена состояние "мерзости запустения" и  осквернения Божьей  святыни тесно связано с "негодными пастухами"  (неверными  пастырями):  Бог  покидает  Свой  храм,  если жилище  Его осквернено  неверностью (се, оставляется  вам  дом  ваш  пуст):

«Я оставил дом мой, покинул удел Мой…удел Мой возвысил на Меня голос свой, за это Я возненавидел его…Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой…Сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною..» (Иер.12:7-11; 2Прлпмн.36:14)

(подробнее о  мерзости  запустения  см.  статью №4 «Иерусалим,  побивающий  пророков»,  п. 6)

Как  это  пророчество  о  мерзости  запустения  на  святом  месте  -  исполнилось  в  1  веке  для  Иерусалимского  храма?

По  Иосифу  Флавию:   в  67-68 гг. н.э.  храм  был захвачен  и  осквернен  не  римлянами,  а  самими  иудеями - зилотами,  которые,  кроме  того,  что  восстали  против  кесаря – ещё  и  незаконно  назначили  для  служения  в  храме   в  храме  первосвященником  некоего  Фанния.
Примечания:   зилоты  -  это  особо  ревностные  иудеи  и   фанаты  скрупулёзного  благочестия  по  закону  Моисея,  увлекшиеся  ревностью  по  Боге  настолько,  что  подбили  народ  Иудеи  на  мятеж  против   кесаря,  отказываясь  платить  ему  подати  и  признавая  над  собой  власть  исключительно   Бога.  Зилоты  были, можно сказать, главными  виновниками  всех тех бедствий, которые  обрушились   на  Иудею  со  стороны  римлян.  Они  же  жестоко  преследовали  христиан  в  Иудее  после  ухода  Христа.

То  есть,  Божий  храм,  начиная  со  времени  отвержения  Христа,  и  позже -  уже  не  был  наполнен  верными  служителями  Бога.  А  к  70 году  ко  власти  в  Божьем  народе  пришли  самозванцы:  мерзость  запустения  проникла   на  святое  место,  потому  Бог  и оставил  Дом  сей  пустым.  В  результате -  он  стал       доступен  язычникам  для  разрушения  его.

По  той  же  «схеме»  должны  развиваться  события  в  Божьем  народе  -  и  при  кончине  века  сего  перед  вторым  пришествием  Христа,  с  тою  лишь  разницей,  что  храмом  Бога  будет  живое  собрание  Божьего  народа:  беззаконник  (антихрист)  воссядет  в  этом  духовном  храме  и  будет  править  Божьим  народом  от  имени  Бога,  чем  осквернит  место  чистого  поклонения, превратив  его  в  мерзость  запустения  (2Фессал.2:2-4)

(по  этому  признаку  также  возможно  вычислить  приближение  конца:  если  вы  считаете  свою  конфессию   - Божьим  собранием,  то  ожидайте  восседание  беззаконника  в  своей  конфессии).

тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

Итак,  как  только  мерзость  запустения  должна  была  появиться  в  храме  буквального  Иерусалима,  христиане  должны  были  бы  начать  бегство  в некие  горы.  Захват  храма  зилотами  и  назначение  первосвященника  Фаннии  побудило  христиан  насторожиться   и  по  совету  Христа   убегать  в  горы,  чтобы   разрушение  храма  и  Иерусалима  не  застигло  их.
Что  это  за  горы?

По  Иосифу  Флавию  христиане  бежали  в  горы   города  Пеллы,  расположенные  за  Иорданом  и  принадлежащие  в  древности  к  земле  обетованной,  к  Израилю.  То  есть,  горы,  куда  убежали  Христиане  -  были  горами  Израилевыми,  принадлежащими  колену  Гада  за  Иорданом  (согласно  карте  разделения  территорий  Ханаана,  И.Нав.13:24-28)  

 

Так  же  надлежит  действовать  и  в  периоде  кончины  века  сего:   христианам, которые  доживут  до  него  и  «увидят»   мерзость  запустения   на святом месте – в  местах  поклонения  Богу - следует   убегать  из  «Иудеи»  в  некие «горы».

Для   1  века  христианам  нужно  было  буквально убегать  из  Иерусалима  и  Иудеи  -  в  буквальные  горы.
Для  христиан  периода  кончины  века   нужно   выходить из  «Иудеи»   и  бежать  в  «горы»  -  в   духовном  смысле,  ибо  к  тому  времени   Божий  народ  будет  рассредоточен    по  всей  земле.  

Выясним,  что  будет  представлять  собою  «Иудея»  и  спасительные  «горы» -  для  христиан   периода  кончины  века.
1) Что  будет  представлять  собою  «Иудея»  в  духовном  смысле?

Иудея  - это еще не  весь  Израиль (народ Иеговы),  а  часть   Израиля,   ближайшая  к  правительственной  столице  -  к   Иерусалиму,  представленному  столичными  руководителями  народа  Бога.

 

В  духовном  исполнении  «Иудея»  символизирует   руководящий  состав,  ближайший  к  столичным правителям  Божьего  народа   (руководители  местных  собраний,  подчиняющиеся  столичному  «правителю»:  официальному  главе  над  всем  народом  Бога)

Выходить  из  «Иудеи»  в  духовном  смысле  означает  выходить  «из-под  пагубного влияния ВСЕХ руководителей»,  «пленённых»  беззаконником  - опустошителем,    и    образно  «бежать  в    горы».


Что   означает  выходить  «из-под  пагубного влияния ВСЕХ руководителей»? 
Это  означает  поступать  по  совету  Христа  из  Мтф.23:1-3:  не  подражать  им   в  их неправедных  делах  и  слушаться  их,  когда  они  наставляют  по  «Моисею» -по  слову  Божьему.
Что  означает  «бежать  в  горы»?  См. п.2)

 

2)  В  какие  горах  следует  спасаться  христианам  периода  кончины  века?
В   1  веке,  как  мы  выяснили -   это  буквальные  горы  территории  Израиль,  удела  Иеговы, куда  и  убежали  христиане  1  века  для спасения  от  разрушения  Иерусалима  в  70 г.н.э. 

Заметим,  Иисус  не дал  совет  укрываться  в  Египте,  у  филистимлян  или  ещё  где-то,  за  пределами  территории  народа  Бога,   но  повелел  именно  в  горах  Израилевых  укрываться,  именно - на  территории  древнего  Израиля  (гОры  Пеллы,  как  мы  только  что  выяснили – это  историческая область древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан)

 

Для  периода  кончины  века – это  означает следующее:

Иез. 38:8-12  сообщает о неких «горах Израилевых», собранных из всех народов Земли и живущих в этих горах безопасно. Это - духовная территория Бога, где живёт Его народ - собрания Его поклонников по всей Земле.

Пример христиан, живущих в мёртвом собрании Сардиса, но оставшихся верными  Иегове несмотря на «мёртвость» руководителей собрания - показывает, что ВОЗМОЖНО убежать в «горы Израилевы» - то есть, не  убегать  в  «Египет»  за  пределы  духовной  территории  Божьего  народа,  а  остаться  в собрании  Христа  Его,  но при этом - избежать разрушительного влияния руководителей этого периода,  не  подчиняясь  им  в  НЕ  Божьих  делах  и  подчиняясь  в  Божьих  по  совету  Христа (Мтф.23:1-3)

 

Поскольку  в  этом  периоде  надо  бежать  из   духовных  «Иудеи»  и  «Иерусалима» - следовательно,  от  руководящего  состава  этого  периода  лучше  будет  держаться  подальше  и  не  вступать  в  их  ряды.

 

13:15,16    а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

Иногда  бывают  такие  обстоятельства, что  приходится  срочно  заботиться  о самом  главном  -о  том,  чтобы  сохранить  свою  жизнь,  а  не  материальные  ценности.  Если,  к  примеру,    на  глазах   рушится  дом,  никому  в  голову  не  придёт  возвращаться  туда  для  того,  чтобы  забрать  ценные  вещи.
Так  и  в  период  приближения  кончины  века  сего:  после  того,  как  в  собраниях  Божьего  народа  будет  замечена  мерзость  запустения,  следует  обратить  особое  внимание  на  то,  что  погоня   за   материальными   благами  в  ущерб  действий  по  указаниям  Христа -   может  стоить  жизни. 

В  этот  период  времени  следует  особо  относиться  к  указаниям  Христа  и   ставить  их  на  первое  место  в  своей  жизни,  начиная  исполнять  их  прямо  с  тех  обстоятельств,  в  которых  призванные   будут  в  тот момент находиться  (на «кровле» ли, в «поле» ли),  не  «заходя  в дом»  за  своими  ценностями   (не  пытаясь  улучшить  свои  обстоятельства,  промедление  может  стоить  жизни)  

 

13:17    Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

Иисус  выражает  особое  сострадание  немощной  категории  населения этого  периода,  беременным и кормящим матерям,  которым придется  исполнять  указания  Христа  в  обстоятельствах,  отягощённых  необходимостью  заботиться  о  младенцах  -  когда   самое  время  позаботиться  о  собственном  спасении.   В  этот  период  лучше  не  иметь ничего,  что  усложняло  бы  жизнь  и  затрудняло  бы  исполнение  воли  Бога  и  Христа  его.

13:18     Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
В  Иудее  зима  -  это  дождливый сезон, когда  вода  в  реках  сильно пребывает. 

Это  ещё  дополнительный  фактор  риска  для  жизни,  не  зависящий  от  нас  (если  вопрос  иметь  или  не  иметь  детей  -  зависит   во  многом   от  нас  самих,  то  на  наступление   дня  Господа  человек  никак  повлиять  не  может)   

13:19   Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

Это  предсказание  Иисуса  также  не  ограничено  его   исполнением   в 1 веке  н.э.,  хотя,  как  сообщает  участник  этих  событий,  историк  и  военачальник   Иосиф  Флавий («Иудейские  войны»)  -  в  период  разрушения  Иерусалима   на долю его жителей выпали невероятные  страдания.   

 

Иисус  предсказывал  события  великой  скорби  не  только  для  кончины  века   Иудеи,  подробнее -см. Мтф. 24:21  
 

13:20   И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

Речь  здесь  идёт  о   сокращении  периода  великой  скорби   во  времени  ради  того,  чтобы  имеющие   надежду   наследовать  спасение  -  не  сломались  окончательно  от  навалившихся  трудностей  и  смогли  сохранить  верность  Богу.  В  противном  случае  спасение    невозможно.

 

Применимо   для  трёх  периодов  истории  человечества: 
1)  в  разрушении  иудейской  Ветхозаветной  системы  вещей  Бог  не  допустил,  чтобы   не  осталось  ни  одного  Божьего  поклонника,  сохранившего  верность  Иегове  в  условиях  событий  разрушения  Иерусалимского  храма;

2) в  разрушении  системы  вещей  века  сего  для  грешных  людей   перед  Армагеддоном – также  Бог  позаботится  о  том,  чтобы   христиане  этого  периода  имели  силы  умереть  в  Господе  (оставаясь  верными  Ему) – Откр. 14:13

(напоминаем,  «избранные»  и  достигшие  спасения  перед  Армагеддоном –  это  те,  кто  относится   к группе   участников  первого  воскресения,  которые  после  воскресения  никогда  более  не  умрут  и  потому -  достигнут  спасения  от  смерти,  см. разбор   Мтф.24:13)

3)  Перед  днём  вечным  -  также,  как  видим  из  Писания,   в  последнем  испытании  дьяволом  останутся  верные  Богу   люди,  достигшие  внутреннего  состояния  святости  и  духовного  совершенства  к  концу  1000  лет,  ибо  далеко  не  все  жители  Миллениума  будут  соблазнены  дьяволом,  согрешая пред  Богом  и  Христом  Его  (хотя  и  соблазнённых  им  будет  великое  число,  как  песок  морской – Откр. 20:7-9)

 

13:21,22    Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.

22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

Иисус  возвращается  к  предупреждению  о  наличии  множества  лжепророков  в  этом  периоде  времени,  которые    даже  чудеса  в  ход  будут  пускать  для  привлечения   к  себе  служителей  Божьих  (можно  по  ходу  поразмышлять  над  тем,  какие  христианские  течения  сегодня  демонстрируют  всякие  чудеса  и  этим  привлекают  паству).  Ситуация  похожа  на  пророчество  из  Матф. 7:21-23.   

«Прельстить, если возможно, и избранных»  Богом,  не  только  людей  мира  сего   -  это одна  из  основных целей сатаны,  и на то,  чтобы  добиться ее, он не пожалеет не каких сил и средств,  действуя  не только  через  соблазны  мира,  но  и  через  родных,  и  через  друзей – соверующих,  как  действовал на  Иова.    

 

13:23  Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.

Призыв  Христа,  актуальный  и по  сей день.  Даже  если  кто  и  избран для какой-то  цели  или   роли Богом и Христом  -  это  не  повод  расслабляться  и  думать, что  сатане  невозможно  прельстить  избранных.   Особенно,  к  этому  призыву  нужно  прислушаться  в  период  наступления кончины  века  сего,  когда  количество  и  качество  соблазнов   для  христиан  -  значительно  увеличится.
 

13:24,25    Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

Воспринимать  эти  слова   в  духовном  смысле  как  образы (отсутствие,  допустим,  света  истины  Божьей,  падение с  небес  ангелов  и  колебания  в  духовной  сфере  у  Вышних)  -  нет  оснований,  ибо  знамения  эти  будут   предназначены  для  людей,  не  способных  видеть  колебания  в  духовном  мире.  А  поскольку  люди  должны  по  этим  знамениям ориентироваться -  они  должны  быть   явно  видимыми  для  них.
Потому,  скорее  всего,  речь   идёт  о   буквальных  необычных  явлениях   в  природе.  Многие  космические  катаклизмы  с "участием"  солнца,  луны и звезд  предварят второе  пришествие  Христа.    Перед  человечеством  откроется   впечатляющая картина  катастрофических изменений  в  физической  вселенной.


13:26,27  Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

Если  бы  не  сказал Иисус  здесь  о том, что он  в  неком  будущем   на фоне великой  скорби  вторично явится  видимым  знамением  на  облаках  для   ознаменования  сбора  избранных  от  края  Земли до края  (т.е.  всех  вообще  избранных,   кто  предназначен  для  сбора  на  небесах  при  трубе громогласной -1Фессал.4:16,17) -  то  можно было бы  подумать, что  все  эти  пророчества  - вообще  только  для  Иудеи   предназначены  и  на  ней  и  исполнились.   Однако,  как  видим,  все  они  связаны  ещё  и  с  явлением  второго  пришествия  Христа,  предшествуя  ему. 
 

13:28,29   От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

Смоковница  теряет  листья  на  зиму,  поэтому  по  признакам  набухания  почек  и  появления  листьев  на  ней  можно   понять,  что  приближается  лето.
То  же  самое  - и  в  наблюдении  за  признаками  приближения Лета  Господнего  благоприятного,  связанного  со  вторым  пришествием  Иисуса  Христа:  как  только  перечисленные  события  будут  происходить  в  мире  и  в  собраниях  христиан,  следует  насторожиться  в  ожидании  близости  второго  пришествия  Иисуса  Христа  для  наведения  порядка  по  всей  Земле. 

 
13:30   Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.

«Род сей»  означает:  
а)  для  Иудеи:  род  сей - это  народ  Иеговы, современники  Иисуса Христа,  которым  предстояло   в  скором  будущем  столкнуться  с  предсказанными  событиями  завершения иудейской  Ветхозаветной  системы  вещей  и  разрушением  Иерусалима.  К  этому  роду  в  Иудее  относились    руководители  народа  Божьего  и   народ,  не  принявший  Христа  Божьего.    

б) для периода  кончины  века  сего:  род  сей -  это  Божий  народ,  которому  предстоит  столкнуться  с   событиями великой  скорби  периода  кончины  века  нечестивого.  К  этому  роду  в  Божьем  народе  отнесутся  все  те  в  народе  Бога,  как  руководители,  так  и  народ,  кто  отвергнет  Христа  и  примет  служение  беззаконнику   вместо  Христа (2Фессал.2:2-4,12)

Этот  же  род  в  других  местах  назван "род лукавый и прелюбодейный"

 
13:31      Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Заверение  Иисуса  в  том,  что  слова  его  исполнятся  в  точности,  построенные  на  усилении   эффекта   гарантии:   даже  если  небо  и  планета  «Земля»  прекратят  своё  существование,  что,  разумеется,  никогда  не  настанет,  то  слова  Иисуса  -  не  прекратят  своё  существование,  то  есть,  будут  актуальны  до  тех  пор,  пока  не  исполнятся.
(Землю  Бог  создал  для  жительства,  она  обновится  в  духовном  смысле,  поэтому  на  ней  будет  обитать  правда.  Но она  никогда  не  исчезнет  в  буквальном  смысле)
 

13:32      О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

Хотя  возможно  сориентироваться  по  признакам  приближения  конца  века  сего,  однако  о  дне  явления  Господа  Земле  -  никто,  кроме  Отца  не  знает,  даже  сам  Иисус  не знает,  когда  время  ему  явить  себя  людям.
Этот  текст  показывает  ограничения  в  знаниях  Иисуса  Христа  по  сравнению  со  знаниями  Всевышнего.

13:33   Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

Из-за  незнания  дня  и  часа  -  христиане  должны постоянно  быть  в  «боеготовности»,   верно  и  неустанно  исполняя  дело,   порученное Христом,    стараясь  отражать  стрелы  лукавого  изо  дня  в  день  и  до  самой  смерти.

Если  бы  все  знали  дату  Армагеддона, то  уже  можно было бы и не бодрствовать,  а  крепко спать  и проснуться только перед самым Армагеддоном. От незнания дня и часа  проверяется  настрой  сердца,  насколько оно предано Отцу  и  зависит  ли  оно  от  внешних  факторов, к примеру, таких как долгое  время ожидания  конца  "века сего".

 

13:34     Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

Эта притча,  сказанная  вкратце  - объединяет  суть  притчей  о  минах  и  талантах -  с  притчей  о  верном  и благоразумном  рабе.  Иисус  предсказывает,  что,  уходя,  он  позаботится  о  том,  чтобы  на  Земле  всегда  оставались  его  слуги,  исполняющие  каждый  своё  назначение,  а  также  тот  (привратник  или  раб),  кому  надлежит  бодрствовать  особенно:  его  поручение  сводится  к  тому,  чтобы  не  прозевать   момент  прихода  Христа  и  отворить  ему  дверь,  потому  он  и  при  вратах  (привратник). 
Так  как  период  ожидания  второго  пришествия  не  укладывается  в  срок  жизни  одного  человека,  говоря  эту  притчу,  Иисус  дал  понять,  что  после  своего  ухода  на  небеса  Иисус обеспечит  Землю  и  слугами  своими и  привратниками.    

13:35,36   Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

Может случится  и   такое:  трудишься   не  покладая  рук,  решил отдохнуть  на  минутку  -  а  тут  как  раз   и хозяин пришел,  и  сделал  вывод,  что  ты  всё  время  так  и  проотдыхал,  ничего  не  делая  для  него.
Так что,  думаем,   христианину,  исполняющему служение  в  Господе, не  стоит  устраивать  длительные  «каникулы»  ради  того,  чтобы  не  проспать  явлении  Христа.    

  

13:37  А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Иисус  может возвратиться в любое время, и на страже надо быть всегда,  не  только  тем  ученикам  Христа,  кто  слушал  его  тогда.  Но  и  всем  вообще  христианам  настоящего  и  будущего,  внимающим  словам  Христа,   чтобы придя внезапно, он  не  застал  своих слуг спящими (в  состоянии духовной расслабленности,  небрежности,  нерадивости).  Ответственность в этом плане возлагалась   Христом   на  каждого  верующего в каждом поколении "века сего".

 

Поэтому  незачем  даже  и  пытаться вычислять точное время прихода Христа для того, чтобы к конкретной дате начать бодрствовать, ибо Сам Иегова сокрыл его, как написано: "ЕСЛИ БЫ хозяин дома ЗНАЛ, в какую стражу придёт вор, он бодрствовал БЫ (К КОНКРЕТНОМУ ВРЕМЕНИ) и не позволил проникнуть в свой дом" - Мтф.24:43.

То есть, в случае, когда слуга  знает время  прибытия  хозяина, ему незачем бодрствовать постоянно, достаточно настроить "будильник" на нужное время и обезвредить вора.

Однако  для  христиан  подобный  эпизодический и временный способ "бодрствования" неприемлем: им следует бодрствовать постоянно в ожидании прихода Христа, ибо сделать ожидание Христа своим образом жизни - это для христианина единственный способ доказать свою искреннюю преданность Богу  в любое  время  суток и на протяжении всей вечности, а не только на протяжении запланированных нескольких дней или лет.     

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru