ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Матфея -
12 глава

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

12:1,2 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Ветхий Завет нигде не запрещает срывать в субботу колосья для того, чтобы поесть. Закон Божий о субботе запрещал заниматься лишь суетными делами прихоти – тем, что сверх жизнеобеспечивающих потребностей (Ис.58:58:13) Ожидать же от Бога, чтобы он, наделив нас аппетитом и ежедневной потребностью есть, запретил бы при этом заниматься поиском и приготовлением пищи - глупо, «старцы» Израиля в составлении перечней запретов к толкованию Закона – явно перестарались и исказили требования Бога.

Учеников Христа в данном случае нельзя сравнивать земледельцами, у которых есть вся неделя на обработку нивы.

12:3,4 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

При ответе Иисус вспомнил случай 1Цар.21:1-6, остановимся на нём подробнее:
священные хлебы имели право есть только чистые люди, освящённые Всевышним (в В.З. - только священники).
Давид не был священником по букве, но был таковым по духу. Хотя церемонию официального освящения по букве как священники он не проходил, но стал помазанником Бога и пророком при помощи освящения свыше по изволению Бога:
Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня
(2Цар.23:2).

В общем, он был внутренне чист по мнению Бога и по духу - уподоблен священнику, потому имел право вкушать Божью трапезу наравне со священниками по букве (преимущество внутренней чистоты по духу по сравнению с телесной чистотой по букве церемоний – несомненное).

Священник Ахимелех был в курсе призвания Давида: кто избран Богом в качестве пророка -тот и чист с точки зрения Бога. Но для одобрения Богом соблюдать должно не только дух, но и букву закона (духовная свобода помазанника не абсолютна ни в ВЗ, ни в НЗ, она ограничена рамками буквы требований Бога, например, запретов лгать, воровать и т.д).
Поэтому он спросил Давида о внешней чистоте. Если бы он был с женщинами – был бы нечист весь день (Лев.15:16), и священник не смог бы накормить Давида: он не должен был нарушать не только дух, но и букву закона.

Но Давид не касался женщины в тот день, стало быть и обрядовую чистоту буквы закона он соблюл. То есть, ничто не мешало ему вкусить хлебов Божиих.

Что касается остальных: бывшие с Давидом были тоже по духу в принципе чисты, это показывает их факт присоединения к гонимому Давиду, они не побоялись преследования официального царя Саула, но заняли сторону Божьего избранника. По сути, действия священника по кормлению этих путников – это руководство Бога: их сосуды были чисты, поэтому Божья трапеза
даже на осквернённой чем-нибудь (трупами, например) дороге - чистоту свою могла сохранить в чистых сосудах путников (1Цар.21:5).

Вернёмся к примеру Христа и его учеников:
срывать колосья в субботу - в день, посвящённый Богу - было всё равно, что есть Божий хлеб (принадлежащее Богу). Ученики Христа в глазах Бога были чисты, иначе Он не избрал бы их в качестве апостолов Своему сыну.
То есть, получилось как и в случае с Давидом: Христос - больший Давид, а бывшие с ним - были чисты в глазах Бога и потому имели право на "субботний" хлеб, даже если по мнению фарисеев в субботу срывать колосья запрещено.

12:5,6 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

Но, понимая, что фарисеи не удовлетворятся примером Давида и могут даже сказать, что священник был неправ - Иисус приводит пример их собственных нарушений святости субботы : закон, запрещающий работать в субботу, тем не менее освобождает священников, трудящихся в служении Богу – от требований Закона. Иисус же - больше храма и его служение Богу – больше их служения. А потому – обвинять его и его учеников в нарушении субботы - так же абсурдно, как и обвинять священников в субботних жертвоприношениях.

12:7,8 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
В довершение разъяснения фарисеям Иисус напоминает им Осию 6:6, где говорится о том, что поклонение Богу сводится не к жертвоприношениям, а к преданности Ему и благочестию, следствием которых должна стать любовь к людям и сострадание к ним (слово "милость" имеет значение "преданность, верность Богу" или "милость, доброта - как следствие преданной любви к Богу").

По идее законоучителя должны были бы знать это место Писания.
А потому удивительно, как это они, ЗНАЯ, чего ожидает от них Бог, тем не менее - необходимость жертвоприношений (ради которых сами нарушают субботу) – поставили выше милосердия и сострадания к голодным, раздобывающим себе пищу в субботу ради сохранения жизни. Вывод только один: они совсем не понимают Божьих принципов, нет в них Боговедения, о котором говорил пророк Осия, не познали они своего Бога и поэтому поступают неправильно, осуждая невиновных.

8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
А поскольку Иисус - Господин субботы в принципе (царь будущего Божьего миропорядка, Господин над всем - в периоде покоя Божьего, в субботе вечной, в дне Господа вечном) - то уж над днём недели у него и подавно полномочия от Бога имеются: он сам решает, что ему делать в субботу, а что нет. И уж фарисеи ему в этом - не указ.

12:9-13 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

Иисус не остановился на достигнутом возле синагоги, но продолжил разъяснение сути субботства Божьего - ещё и в самой синагоге на наглядном примере исцеления, понимая, что, и исцеляя в субботу, он непременно спровоцирует возмущение и вопрос, на который уже знает, что отвечать вопрошающим. Но для того и не стал ждать понедельника, чтобы ОТВЕТИТЬ по субботе и показать им абсурдность их собственного отношения к исполнению Закона.

Фарисеи, похоже, никак не могли понять, что суббота как один день в неделю - для совершения добрых дел Богом введена, чтобы хотя бы раз в неделю народ Божий не творил зло и не суетился только о личных нуждах. И уж если ради благополучия упавшей в яму овцы - иудеи готовы были нарушить субботу, не раздумывая ни секунды, то насколько же больше их должно интересовать благополучие ЧЕЛОВЕКА, созданного по образу Божьему?! (уж если они так кичатся тем, что любят Бога, то не любить созданного по образу Его – по меньшей мере странно)

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

И уж если они так к своей овце добры могут быть – то насколько же больше, по идее, они должны быть добры к страдающим овцам Бога - к несчастному больному?!

Всё это слышали не только фарисеи, но и множество народа, что и требовалось Иисусу: семя Божьего слова сеялось, имеющий уши слышать – слышал.

12:14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его.
Жестокосердие настолько ослепило фарисеев, что они не только абсурдности своего поклонения Богу не увидели, но ещё и замыслили закрыть навсегда уста того, кто так разумно и легко их разоблачал.

Но Иисус, узнав, удалился оттуда
Иисус никогда не шёл на бессмысленный конфликт, не геройствовал, вызывая огонь на себя, а тихо делал Божье дело и благоразумно избегал откровенных столкновений со всеми, кто мог бы помешать ему выполнить задание Отца полностью -
до определённого времени.

12:15-21 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
Слава физического целителя и ажиотаж вокруг этого могли бы также сильно помешать ему исполнить дело Отца, поэтому он и запрещал исцелённым трубить о себе повсюду, сдерживая насколько это было возможно натиск масс, желающих быть здоровыми: исцелить физически вообще всех больных в этом веке - в намерения Христа не входило.

19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
Резкие и громкие слова закрывают перед нами все двери и все сердца. От Христа ожидать грубости или бестактности – не приходилось.

Кроме того человеческие разборки всякого рода, шоу, скандалы и распри – также не для Христа, всё это очень сильно отвлекает от выполнения первоочередных задач ЛЮБЫХ, тем более - поставленных перед Христом, и тормозит продвижение главного. Поэтому невозможно представить себе Христа, застрявшего в выяснении отношений с кем-либо в отдельности или в публичных скандалах: он шёл и говорил, говорил и шёл. Все, кто по ходу присоединялись к нему – хорошо, нет – не уговаривал.

20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
Главное, что должно было исполниться на нём – это забота о духовном исцелении. Он – тот, кто возвестил народам суть будущего суда Божьего и не потерял духовно «тлеющие» фитили и «трости надломленные», он отыскал и сохранил для Бога Его овец, стонущих под бременем фарисейского понимания праведности. (Ис.42:1-4) .

21 и на имя Его будут уповать народы.
Он – тот, кто основал христианство и показал путь к духовному исцелению всего человечества.

12:22-24 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. 23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
Простой народ, которому нечего терять - не вычислял в уме опасность и «издержки» лично для себя от присутствия Христа. Поэтому воспринимал его дела правильно: тот, кто изгоняет бесов, исцеляет от слепоты и немого делает говорящим – явно не простой смертный, а посланник небес. Поэтому простой люд бесхитростно высказывал догадки о том, что Иисус - это долгожданный потомок Давида и обещанный Христос.

24 Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.
Фарисеи же не планировали принимать Иисуса – Христом, потому и разуверяли массы в чистоте его помыслов, приписывая ему действия бесов. Им было, что терять и опасность от Христа – они уже хорошо для себя прочувствовали: всё, что было дорого им в своём образе жизни «праведников» - Иисус с лёгкостью называл суетой, совершенно не нужной Богу.

12:25,26 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

Иисус, зная причины такому их обвинению, снова легко показал его абсурдность: если я - бес, то с какой же стати мне тогда своих гонять? Но если бес уже своих гоняет, то скоро этой братии конец придёт. Иисус показал фарисеям, что всё бесовское скоро будет разоблачено, их помышления – в том числе.

12:27 И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями.
Заодно он показывает им невозможность доказать правоту своих обвинений, ибо бесов изгоняет ведь не только он, но и сыновья священства претендуют на роль целителей. Так что, уж если он, исцеляя, по их мнению - с бесами заодно, то то же самое можно сказать и об их сынах исцеляющих. Так что и в этом случае - они в проигрыше со своими доводами. То есть, считать, что он - с бесами водится - фарисеям было невыгодно в любом случае, ибо в таком случае они и священство подставляют под обвинение в соучастии с бесами.

12:28, 29 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. 29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
Фарисеи должны понять, что если бы он исцелял силою бесов - то им от этого ничего бы не было. Но если он изгоняет силой Бога – то берегитесь, ибо пред вами - представитель Божьего Царства, а вы его за демона почитаете. А если посланник Бога имеет власть над бесами в доме главаря их ( в веке этом нечестивом) - это значит, что главарь их – связан тем, кто сильнее его, то есть Христом. Ну и понятно, если Христос – главаря нечисти обуздал, то фарисеям не стоит так легкомысленно ко Христу относиться.

12:30-32 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

Дальше он переходит от полушутливого разоблачения глупости фарисеев - к обличению серьёзному, от которого зависит их жизнь и будущее: о хуле на святой дух.
Что означает хула на святой дух?
Эти тексты частично разъясняют значение хулы на святой дух:
29 один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке.
30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего,
31 ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней
. (Числа 15)

То есть, если кто-то пребывает в неведении о действиях святого духа Бога, о заповедях и принципах Бога, кто не понимает значения происходящих событий - тот совершает грех нечаянно, по ошибке, в неведении, в состоянии аффекта, не осознавая, что делает. За нечаянные согрешения предусмотрел жертвы повинности и за грех: когда человеку разъяснят его грех, и если он раскается, повинившись пред Богом - то его Бог простит (Чис.15:24-28).
Но если кто-то, зная заповеди Бога, понимая, как может действовать в ком-то святой дух Бога или как сам Бог через святой дух, но, находясь в здравом уме и осознанно (дерзкою рукою) поступает против заповедей Бога или специально не признаёт действие святого духа в ком-то, как в случае с Иисусом – тот может оказаться в глазах Бога хулителем Его:
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Иисус предупредил фарисеев, что если кто-то из личной корысти не желает признать, что чрез него действует Бог – тот окажется богохульником. Все, кто действия Божьей силы пытается выдать за действия дьявола - очерняют чистоту замысла и действий Бога и виновны в хуле на Бога. Каждый хулитель чистых замыслов и действий Бога - погибнет и в этом веке, и в будущем.

Однако, не следует спешить обвинять в богохульстве по нашему мнению, как это случается в современном поклонении Богу. Например, если христианин принадлежит к конфессии, которую мы лично считаем сатанинской, то не следует спешить считать, что бросать, например, пить, курить, воровать, блудить и т.д - ему помогает дьявол. Почему? Потому что о том, что всё это надо бросать – говорит нам БОГ через Своё слово, и именно ЕГО слово - может оказывать положительное влияние на личность человека независимо от того, где этот человек находится.
 
12:33-35
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
Здесь - принцип распознавания дерева по плодам и содержимого сердца по устам. По плоду дерева – познаётся и полезность самого дерева и это совсем ведь несложно понять: если результат деятельности человека приносит пользу обществу (плод съедобный), то не может человек этот быть слугой дьявола (плохим деревом). Если Христос приносит пользу людям, то на фарисеях лежит обязанность признать его «хорошим деревом» - слугой Бога.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?
Но фарисеи не могут сказать ничего хорошего в пользу Христа, ибо сами – порождения ехидны (слуги дьявола). Потому принцип «дерева по плодам» - на них сводится к следующему: будучи плохим деревом, они просто не могут принести хороший плод и признать Христа Божьим.

Ибо от избытка сердца говорят уста.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Чем наполнено сердце (каков корень дерева) – то и выносится наружу устами (таков и плод). Добрый человек выносит доброе, злой – злое. Фарисеи были злыми, потому ничего доброго и вынести не могли устами своими, не признавая Христа сердцем – они и устами не могли его признать.

12:36,37 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Каждый человек ответит за свои слова, даже необдуманные - они повлияют на отношение Бога к человеку. Грехи языка – оскорбления, злоречие, ложь – не менее тяжелы, чем грехи остальной плоти – блуд, например –Откр. 21:8

12:38-42 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
Фарисеи невинно просят ещё каких-нибудь знамений в подтверждение тому, что он Христос: дескать, сильно хотят всё же ему поверить. И это - при том, что несколько минут назад они были свидетелями тройного исцеления. Поэтому Христос и не стал даже утруждать себя для удовлетворения их невинной просьбы: подобному лукавому роду людей, изображающему из себя невинность овцы с аппетитами волка, никакие знамения не помогут поверить в то, чему верить невыгодно.

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Хотя Иисус был мёртв часть 14 нисана, 15 нисана полностью и часть дня 16 нисана (смерть действительно удерживала его, захватив три дня и три ночи - с вечера 14 нисана до утра 16) - знамение Ионы для рода фарисейского в отношении Христа - скорее, не в том, что Иисус будет мёртв три дня и три ночи, ибо Иона не умирал. А в его возвращении.
Как Иона воскрес из небытия и появился после того, как думали, что он погиб, так и Иисус Христос воскреснет после того, как все будут думать, что он погиб.
Иисус, как и предсказывал о себе сам, действительно воскрес на третий день после распятия (Мтф.17:23, 20:19). И это событие должно было бы, по идее, пробудить в фарисеях здравое мышление. Однако "чуда пробуждения" не произошло, как помним, даже и после знамения воскресения Христа.

Что означает выражение "три дня и три ночи" - по Библии -см. вставку.

"Три дня и три ночи"
Согласно традиционному взгляду и иудейскому исчислению времени, Иисус был мертв три неполных дня - часть 14 нисана, полностью 15 нисана, и часть 16 нисана. В понимании еврея это вполне соответствовало описанию "три дня и три ночи". Как такое возможно?

Идиома типа “столько-то дней и ночей” была очень распространена в еврейском языке, и практически никогда не воспринималась буквально. (Сравни Эсфирь 4:16; 5:1) Несложно убедиться, что в Писании, в том числе и в Евангелиях, обозначения “через три дня” и “на третий день” попеременно используются в одинаковом смысле (Бытие 40:12, 13, 18-20; 42:17, 18; 2 Прлпмн 10:5, 12). Это лишний раз подтверждает “включительное счисление” в восприятии времени древними евреями. С этим согласуется их практика отсчета дней для исполнении обрядов. Младенца нужно обрезать “на восьмой день”, и даже если он родился за несколько минут до начала нового дня, этот короткий отрезок принимался за целый день.

Обратимся за свидетельством к раввину Элеазару бен Азарии, жившему около 100 г. н. э., как к знатоку и носителю еврейской лексики: “День и ночь составляют onah [‘отрезок времени’], а часть onah принимается за целое”. В раввинистической литературе есть и другие примеры, где “три дня и три ночи” из Иона 1:7 рассматриваются параллельно с ветхозаветными отрывками, упоминающими события, происходившие “на третий день”. “Именно в этом свете нам следует понимать Матфея 12:40”, пишет Герхард Диллинг (Theological Dictionary of the New Testament (Grand Rapids, 1974), vol. II, p. 950. Подробнее смотри Watchtower, 1944, pp. 86-88)

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. 42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Этот род лукавствующих, появившийся в народе Бога – «превзошёл» неверием и грешных Ниневитян, покаявшихся всего лишь от слова Божьего через Иону без всяких знамений, и - других язычников, ибо царица Савская приезжала, чтобы послушать всего лишь мудрость Божью чрез Соломона, а не знамения от него увидеть. А лукавые -и при наличии знамений слову Божьему не верят.

12:43-45 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Здесь по принципу «свободной руке - работа всегда найдётся»: для того, чтобы оставаться в состоянии чистого - недостаточно освободиться от влияния демонов и всего лишь перестать творить злые дела. Необходимо ДЕЛАТЬ добрые дела, занять свою «руку» полезными занятиями, иначе со временем она снова и неизбежно к злым делам вернётся.

Этот пример - должен был показать фарисеям, что их праведности в виде «не делать запретное законом» - маловато для праведности Божьей. Праведность Божья измеряется не количеством дел, которые мы не сделали по причине запрета на них. А количеством дел, сделанных нами из любви к Богу и людям.

12:46-50 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Кто-то усмотрел в этих словах Иисуса пренебрежение матерью и родными, кто-то - даже нарушение закона Бога об отношении к своим родным. Но здесь Иисус показал сущность близости отношений между соверующими: иногда вроде бы и родной по крови человеческой – а в жизни дальше постороннего нам. А иной дальний - ближе родного по мироощущению становится.

Всё зависит от основы, на которой строятся отношения друг с другом: если люди объединены любовью к одному небесному Отцу - вот тогда они чувствуют себя как настоящие братья и сёстры, ибо единомышленники во всём, за что ни возьмутся. Родственные узы - мало что значат, если духовными узами не переплетаются. Однако духовные узы - всегда крепче родственных.

Такое вот преимущество в отношениях у духовных братьев и сестёр, имеющих небесного Отца, по сравнению с имеющими одного земного отца или всего лишь родственными узами объединёнными.

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru