ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Марка -
12  глава

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 

12:1-9  Притча  о  винограднике,  разоблачающая  праведность  книжников  и  фарисеев.   См.  подробно  в  разборе  Мтф.21:33-40
1И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
Согласно  этой  притче именно  хозяин (Бог-Отец) назначил  виноградарей.
Исход  притчи  показывает,  что  даже  если  человек  получает от Всевышнего  власть  на  какие-либо действия,  это  само по  себе  не  гарантирует  успеха  в  деле  и  правильности  его  выполнения.  Очень  многое  зависит  от  самого человека,   от  того,   насколько  он  стремится  действовать  в  точности   по советам  Бога.   
Поэтому   если  сегодня  кто-то  пытается  утверждать,  что  он  -  канал  или  наставник (наместник)  Божий,   через  кого   Бог  доносит  волю  свою  и  исполняет  дело  Своё -  тот  поступает  неправильно. 
Если  кто-то  сегодня  имеет  власть  творить  волю  Бога  и  берёт  на  себя  ответственность  просвещать  народ  и  вести  его  к  Богу  -  такой  всегда  должен  побуждать  обучаемых   проверять  и  направление,   в  котором  он  их  ведёт,  и  учения   -  по  Библии,  как  это делал  апостол  Павел  (Деян.17:11).  Такая  проверка  поможет  «каналу» (наставнику,  наместнику)   от  Бога  не  стать  похожими  на  виноградарей  из  этой   притчи.

2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
Виноградник -   это  народ  Бога  -  был  доверен  для  «обработки» виноградарям – руководителям  (священникам,  книжникам  и  фарисеям).  Но Бог   видел  некачественную   и  недобросовестную   их  работу  и посылал слуг своих – пророков  время  от  времени.  Те  их убивали,   чтобы  не  слышать  обличение,   ибо  сами  собою  и  виноградником  в  своём  обслуживании  -  были  довольны.    Тогда   Бог   послал сына - Иисуса. Его убили  также:   не хотели, чтобы народ,  с  которого  они  собирают  нужные  им  плоды  - принадлежал  Богу,   они  сами  хотели  владеть  этим народом  и  командовать им  по  своему  разумению  и  для  своих  целей,  пренебрегая  намерением  Хозяина  о    винограднике. 

Понятно, что таким  "виноградарям"  и  в  Новом  Завете  не поздоровится,  если  и  они  станут  обрабатывать  Божий  виноградник  по  всей  земле  для  своей  корысти,  а  не  в  Бога  богатеть:  все руководители  в  Божьем  народе, желающие властвовать  над  ним    ВМЕСТО Бога  - в конечном итоге будут обезврежены.   И это радует,  ибо  вселяет  надежду  на  светлое  будущее. 

Удивительно  ещё  кое-что:  почему-то  у  человечества  всегда так получается - дали  подержать чужое  на время,  а  ты держишь  его,   как  своё и возвращать  владельцу - не хочешь.

12:10,11   Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
Фарисеи  и  книжники  конечно  читали Пс. 117:22, 23  и  Ис.28:16.  Однако  они  не  могли  себе  даже  представить,  что  в  этих  текстах  -  предсказание  на  то,  что  они  отвергнут  самый  главный  «камень»  в   истинном   нерукотворном  Божьем   храме   -  Иисуса  Христа,  фундамент   живого  Дома  Божьего,  состоящего  из  христиан.  Значение  этого  пророчества  Бог  открыл  христианам  гораздо  позже  (Деян.4:11)

12:12   И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
Фарисеи  понимали  духовный  язык Христа лучше, чем иногда ученики Христа. Хорошее  знание Писания, несомненно,  помогало им по образам и цитатам из Писания  понимать  Иисуса.  Но  понимать -  это  одно.  А  применять  в  своей  жизни  всё,  что  понятно  из  слов  Христа – означает  становиться  мудрым.  Руководители  Божьего  народа  в  первом  пришествии  Христа  оказались  не  мудрыми.  Не  оказалось  бы  того  же  -  и  во  втором  его  пришествии.

12:13,14  И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь.
Даже  те  из  начальствующих,  кто  относился  к  Иисусу  предвзято,  не  могли  не видеть и  не признавать  его  праведные  качества,  явно  заметные  через поступки его.  
Потому  и     христиане  должны  вести  себя  во  всём  так,  чтобы  даже   враги  их  имели  возможность   хотя  бы  заметить  праведные  качества  (не  обязательно,  что  они  признают).  А  если  ни  враги,  ни  друзья  не  заметят  в христианине  добрых  качеств  -  есть  риск  оказаться  не  христианином.  

Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
Этот    вопрос   был  задан   совсем  не  для  того,  чтобы  научиться  от  Христа  правильному  отношению  к  выплате  налогов  кесарю.  Фарисеи   в  который   раз  пытались уловить Христа  и  найти  повод  с  ним  расправиться  в  его  ответах.  Что  именно  им  давала  такая  постановка  вопроса  -  хорошо  разъяснено  у  Лопухина:

Основание предложенного Христу вопроса находилось в господстве над Иудеею язычников-римлян. Это признавалось злом, к уничтожению которого следовало стремиться всеми силами. Налог, взимаемый в пользу язычников, противоречил теократической идее. В Иудее (а не в Галилее) происходили волнения,  вождем  которых  сделался Иуда Галилеянин - Деян.5:37.
Причиною его восстания был khnsoV, имущественный налог, который считался признаком рабства. Уплата налогов в пользу римлян началась в Иудее с1 года до Р. X. С 1 г. по Р. X. вопрос о подати сделался жгучим.
Фарисеи и иродиане надеялись поставить Христа в безвыходное положение. Если Христос признает обязательность налога, то тем самым возбудит против себя народ, который в массе считал налог в пользу кесаря оскорбительным. Если же Христос отвергнет налог, то явится возмутителем против римской власти.
Эти  два  варианта  ответа  устроили  бы  фарисеев,  ибо  и  в  первом  и  во  втором  случае  Иисус  всё  равно  должен  был  бы  по  их  идее  пострадать.  Однако   не  был  бы  Иисус -  Христом,  если  бы  не  мог  вычислять  лукавство вопрошающих  и  давать  ответы,  расстраивающие  все  планы    лицемеров  любых  категорий.

12:15-17   Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Христу  задали  вопрос  из  серии  однозначности:  да  или  нет,  белое это или черное?  Однако  даже  в  таких  случаях  можно  ответить   ни  «да»,  ни  «нет»,  если  цель  вопроса  -  уловить  в  ответе.  Берём  пример  с  Христа: кесарю - кесарево,  Богу – Божие. 
Этот  принцип  действует  и  поныне: не  оставайтесь  должными  никому  и  ничем.  Для  кесаря  делайте  то,  что  требует  кесарь  вашей  страны  в  согласии  с  принципами  Бога.   Для  Бога  делайте   то,  что  требует  Бог.  А  на  прямые  вопросы  всех  лицемеров  -  отвечайте  так,  чтобы  они  не  оставались  мудрецами   в  глазах  своих –Пр.26:5  и  имели  шанс  обратиться.

12:18-23  Разговор  с  саддукеями  о  воскресении  жены  семи  братьев,  подробнее  см.  разбор  Луки20:29-33
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее [за себя] семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
Саддукеи  думали,  что  поставили  перед  Христом  неразрешимую  задачу:   ведь  он  проповедовал  воскресение  из  мёртвых  (во  что  они  не  верили),  а    воскресение  не  может  быть  реальностью  хотя  бы   потому,  что   абсурдно  даже  представить,  как  придётся  делить  одну  жену  между  всеми  воскресшими  её  бывшими   мужьями  по закону  левиратного  брака. 

12:24   Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
Однако  Иисус показал  им,  что  воскресение – реально,   и  наличие  жён  у  мужей в  веке   этом  -  воскресению   не  помеха,  ибо  есть  у  Бога  сила  разобраться  со  всем этим.  И  они,  по  идее,  должны  были  бы  знать  из  Писаний   о  возможностях  Того,  кому  поклонялись.

12:25  Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
Лука  пояснил,  в  чём  сходство  у  достигших  воскресения  из  мёртвых  -  с  ангелами:
и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи СЫНАМИ  воскресения. (Лука20:36)

Смысл  воскресения  из  мёртвых  сводится  к  тому, чтобы  стать  СЫНАМИ  Бога, достигнув  телесного  и   духовного  совершенства,  и   как  следствие  - стать  бессмертным:  одного  лишь   телесного  совершенства   для  бессмертия  недостаточно  (в  тысячелетнем  правлении  Иисуса  для  всех  воскресших  телесно  (кроме  участников  первого  воскресения,   соцарей  Христа  и  священников  Бога,   воскресших  для  небес,  Откр.20:4,6)  будет  ещё  действовать  смерть  вторая, Откр.20:6)
Адаму, например,  телесное  совершенство  не  помогло  даже   в раю  стать  истинным   сыном Бога.  А  Иисусу  телесное  совершенство   в  веке  нечестивом  -  не  помогло  избежать  смерти.  Только   сыновья  Бога,  совершенные  телесно  и  духовно,  могут  обеспечить  Отцу  гармонию  вечности  Его  вселенского  бытия  без  опасений,  что  кто-то  кому-то   в  мироздании  Бога  может  причинить  вред.

Те,  кто  сподобится  достигнуть   истинного  воскресения  из  мёртвых  (кто  достигнет  бессмертия),  станут,   наконец,  истинными  сыновьями  Бога  или  сыновьями  воскресения  (плодом   мероприятия  Бога  по  возвращению  людей  через  Иисуса  Христа  -   к  жизни  вечной,  предусмотренной  для  них   изначально  при  сотворении (Быт.1:28),  ведь  сын  Бога  не  должен  быть  смертным,  поэтому  и  смертный  человек  не  может  быть  сыном  Бога  в  истинном  смысле  этого  слова.    
В  том,  что  сыны  воскресения,  наконец,   смогут жить  вечно -  они    уподобятся   вечно   живущим  ангелам (они равны Ангелам)  О  сынах  воскресения -  см.  также  (тема 9)      

Но  что  же  всё-таки  должно  произойти  с  той  женщиной,  о  которой  спрашивали  саддукеи,  когда  она  воскреснет  в  Миллениуме  и  попадёт  в   райские  условия  жизни,  как  Адам  и  Ева?Вспомним  из  Писания,  что  смерть  первая,  которой  надлежит  умереть  каждому  жителю  века  сего     (Евр.9:27)  -  разорвёт  все  её  брачные  узы  века сего (Римл.7:2).

Вспомним  также,   что  в  раю  Бог САМ  ДАЛ  жену  Адаму, полностью  соответственную  ему -  одну  на  всю  вечность. 
Когда  люди  воскреснут  для  жизни  в  Миллениуме  в  течение  1000  лет,  Бог   снова  сможет  САМ  ДАТЬ  каждому  свою  жену -  ту,  которая  станет  единственной  для  мужа  своего  во  всей  вечности:  одиночество  для  человечества  не  предусмотрено  Богом  изначально,  ибо  Он  знает,  что  плохо  человеку  одному (Быт.2:18). 

Поэтому  женщину,  о  которой  спрашивали  саддукеи,  Бог  может  дать  в  раю лишь  одному  из  её   бывших   мужей   или  вообще  -  кому-то  другому:  она  станет  женой  СВОЕГО  мужа  по  замыслу  Бога,  а  не  кого-попало.

К  концу  1000  лет  всё  человечество  уже  будет  разбито  на  пары,  а  в  день  вечный  шагнут  только  те  пары,  кто  выстоит  в  последних  испытаниях  и  сохранит  верность  Богу,  показав  тем  самым,  что  достиг  истинного  воскресения  из  мёртвых  во  вторую  очередь  (после  небесных  соправителей  Христа),  будучи  достоин  бессмертия  на  земле.  
Потому  и  не  будет  у  них  больше  необходимости  жениться  и  замуж  выходить,  достигнув  воскресения  из  мёртвых  к  концу  Миллениума.  Потому  и  сказано  о  достигших  истинного  воскресения (бессмертия),  что 
когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить

12:26,27  А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Саддукеи   считали,  что  Моисей  никогда  не   учил о  воскресении,  поэтому,  собственно,  они  и  не  верили  в  воскресение.
Однако  Иисус  привёл  слова  Моисея,  говорящего  о  Боге  патриархов.
То  есть,  Моисей   был  уверен,  что  они  непременно  однажды  оживут,  иначе  Бог,  представляясь  Моисею,  не  называл  Бы  себя  Богом  живых: 

38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
И  если люди  думают   о  своих умерших  близких - в  живом  состоянии,  а  не  гроб  с  ямой вспоминают,  то,  тем  более,  у  Бога   в  сознании  - все Его близкие  живы  и  деятельны.  И такими  Он  и  вернёт их   для  Себя  в  положенное время  воскресения -  в  последний  день  (Иоан 6:40).

12:28-30  Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
В данном случае  Иисус   увидел  искренний  интерес,  поэтому  и  ответил  на  вопрос  прямо.
Всей душою
–   нет ни одного места человеке,  которому  бы не нравилось что-то в Отце небесном.  Он  весь  целиком - в восхищении от того, что существует Владыка  его  дыхания, его становления как  личности,  достойной вечности, его  благополучия, его  внутреннего мира, его способностей и  возможностей.
Как  правило, тех,  кого   любит  человек  - он смертельно боится потерять.  Христианин  боится  потерять своего Бога. Но ещё больше он  боится, чтобы Бог не потерял его  из  виду.  Вот  что  означает  «любить  Бога  всей  душой»,  всем  своим  естеством.    

Всем разумением – человек  не может  любить того,  кого  не понимает  и   опасается,  чьи действия  его  возмущают, чьё присутствие  его напрягает, чьё настроение   его  пугает  и чьим обещаниям он  не верит.
Человеку  разумному   необходимо ПОНИМАТЬ того, кого он  любит  и доверять ему на 100%.  Он не боится  того, кого понимает  и  принимает  как  своего  единомышленника . А значит,  и  может его любить.  Ибо в страхе – любви быть не может.

Всей силой своей  (крепостью) -  здесь  посложнее объяснить будет. Все ли силы,  здоровье,  время   человек  отдаёт  тому, кого любит?  Не  все. Часть от них -  он  неизбежно расходует  на себя,  на  своих  ближних,  на  работу  и  т.д.  Отдавать  все  свои  силы  Богу  означает  делать  для  Него всё,  что  возможно  сделать  в  условиях  века  сего,  учитывая  свои  способности  и   обстоятельства. Если  мы  иногда  поступаем  не  так,  как  угодно  Богу,  значит,  не  всеми  силами  своими  мы  любим  Бога.  

12:31  Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Возлюбить  ближнего  как  самого  себя  означает  учитывать  его  интересы  так  же,  как  мы  учитываем  свои.

12:32    Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия.
Иисус  не  измерял   всех  начальствующих   одним шаблоном,  поэтому  он   похвалил  интерес  к  духовному   у  этого  безымянного  книжника,  слыша  его разумную речь  в  согласии с истиной:   кто  нищий  духом,  у  того  и  шанс  попасть  в  Царство  Божие  есть.
Однако,  возможно  ли  было бы  это  выяснить, не разговаривая с книжником? 
Нет.  И  даже  разговаривать  с  книжником   было бы невозможно, если  бы Иисус не  исполнял  повеление  Отца  идти  "наипаче к погибшим овцам дома Израилева".
Если  применить  ситуацию  на наши дни, то   возможно  будет  находить  современных  «Никодимов»  и  среди    современных   "книжников"  и  власть имеющих.

После того никто уже не смел спрашивать Его.
Как  бы  предвзято  ни  относились  к  Иисусу  начальствующие,  все- таки  они  смогли  дать  себе   реальную  оценку  в   том,  что  не могут противостоять  мудрости   Иисуса в слове.

12:35-37    Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37
Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?
Настала  очередь  Христа  проверять   фарисеев  на  знание  Писания:   вопрос  о  том,  чей  сын  -  Христос -  завёл  их  в  тупик  и  показал,  что  и  они,  оказывается,  в  Писании  не  сильны  и  не    понимают   ни  происхождения,  ни  роли  Христа,  хотя  и  ожидают  его  согласно  пророчеств.   Ведь  после  разъяснения  Христа  о  том,  что  Давид   не  мог  говорить  бы  сыну  своему  «Господь» - не   позволяло  теперь  фарисеям   выглядеть   сведущими  в  Писании. 
В  Писании  они  увидели  лишь  то,  что  некий  потомок  Давидов  унаследует  его  престол  вовеки,  и  они  поняли  это  в  буквальном  смысле.  Однако  не  удосужились  сложить  все  места  Писания,  касающиеся  Мессии - в  одну  картину,  из  которой  явствует,  что  Христос,  сын  Божий,  должен  прийти  в  мир  из  семьи  потомков  царя  Давида,  что  и  произошло  на  самом  деле.  Ибо  и  Мария  и  Иосиф  были  из  рода  Давида.
Поверхностное  знание  Писания  никому  ещё  не  помогло  приблизиться  к  Богу  и  познать  сущность  замыслов  Его.  

И множество народа слушало Его с услаждением.
Почему -  с услаждением? Потому,  что  он  логически  и  доступно для их понимания объяснял  им  смысл   текстов  из  Писания.  На  примере  с  Давидом  пояснил, что  Христос  никак  не  может быть  буквальным   сыном  Давидовым,  если  сам  Давид называет  Христа  своим  Господом.
 
12:38,39   И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах, -
Чем  характерны  фарисеи?  Своим желанием стать  заметными  и  обратить на  себя  внимание. Они  любят  популярность  и  за  славой  человеческой гонятся,  требуя   публичного   признания. Потому  и  выпячиваются везде:  на  первые места  садятся,  молятся  прилюдно,  о своей праведности и чистоплотности всем подряд трезвонят, и  о  трудностях своего служения Богу - тоже.   
Вот и выходит:  чем  известнее  кто-то в  Божьем  народе   - тем  больше фарисейством   от  него веет.  Недаром  ангелы   Бога  не спешили имён своих собственных  называть, чтобы  не  их самих, а  ВЕСТЬ,  принесённую  ими,  запоминали.

12:40     сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
Все,  кто  притесняет,  ущемляет  права  беззащитной  категории  общества  или  пренебрегает  ими  (вдовы,  сироты,  старики  и  дети) -  будут  наказаны  Богом  даже  в  случае,  если  они  занимали  высокие  теократические  «должности»  в  народе  Бога

12:41- 44   О  вдове  и  лепте
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.
 
Что особенного сделала вдова?  Да ничего, в  общем.  Всего лишь отдала Богу ВСЁ  вообще, что имела  у  себя  для  пропитания. И  тем показала  абсолютную  уверенность  в  том, что  Бог её голодной  и  без  её   сбережений   не оставит.
В  этом  -  и  сила  веры  её  и  любви  к  Богу.
А  фарисеи, клавшие  много – всё  равно для себя  в  своих  запасниках  на  чёрный  день  оставляли,  надеясь от серебра своего  насыщаться, а не   с  помощью  Божьей.  Их вера  такая: на  Бога  надейся, а сам не плошай.  Не  готовы  они  были  возлюбить  Бога  всею  душою,  всею  крепостью  и  разумением  своим,  только  на частичную  любовь  сподобились.

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru