ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Матфея -
11 глава

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

11:1-3 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
Интересный вопрос. Особенно, если учесть, что Иоанну было прямо указано на Иисуса при крещении и сомнений в мессианстве Иисуса - у него не должно было быть.
Иоанн знал о том, что Иисус - и есть Мессия (Ин.1:33,34). Но он хотел услышать дополнительно подтверждение сему - из уст самого Иисуса. Почему? Иоанн был обескуражен тем, что сидел в тюрьме: ведь ожидаемый им Мессия должен был производить справедливый суд в Израиле, значит, и Иоанн не должен был бы тут оказаться. Иоанну хотелось получить ободрение и надежду на своё освобождение: он нуждался в поддержке, чтобы можно было успокоиться и стойко переносить все трудности заключения.

По всей видимости, у иудеев были определенные ожидания в отношении долгожданного Христа. Ну какие могли быть у них ожидания? Конечно, ожидания того, что придет избавитель и поразит угнетателей Божьего народа. Однако Иисус не спешил крошить ненавистную Римскую власть и производить справедливый суд над всеми невинно пострадавшими. Всем из народа Бога, ожидавшим "триумфального шествия победителя", предстояло серьезное испытание веры: скромное появление Иисуса, его невмешательство в дела государства и нежелание освобождать от видимых захватчиков - ну никак не было похоже на то, что иудеи ожидали от Мессианского царя.

Ожидания человека, увы, часто расходятся с намерениями Бога, ибо Иисус пришёл освобождать не от видимого «сатрапа», а от невидимого, от пленения грехом.

Очень это напоминает сегодняшние дни. Кто-то может ожидать от христианского собрания "триумфального шествия". А оно, порой, «во вретище», в скорбях, да ещё и «спотыкается» на ошибках по пути.

11:4-6 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
Однако как прозвучал ответ Христа – Иоанну? Не поспешил Иисус сказать Иоанну - дескать, всё нормально, не переживай, я это, тот самый и не ждите другого. Нет. Он перечислил лишь ПРИЗНАКИ первого своего пришествия, по которым возможно было бы методом размышления ВЫЧИСЛИТЬ, что он и есть посланный от Бога Христос.
В описании пророками признаков мессианства Христа - не было восстания против засилья власти Рима над народом Бога.
Иисус побудил Иоанна научиться доверять не только прямым указаниям и знамениям, но и словам, записанным в слове Божием, ибо они - ни чуть не меньше знамения , они заслуживают полного доверия и не требуют подтверждения сверх написанного пророками.

Так и о втором пришествии - лишь ПРИЗНАКИ оставлены, а кто невнимателен к описанию намерений Бога в связи со вторым пришествием Христа – тот снова может сильно в ожиданиях своих обмануться. Но блажен, кто не преткнётся на том, что всё у Бога в расписании идёт не так, как нам зачастую хочется, а так, как хочет Бог. И ожидающие каких-либо дополнительных знамений сверх написанного в Библии - могут их не дождаться .

11:7-10 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

Вопросы об Иоанне Крестителе были заданы с упоминанием мест Писаний, предсказывавших появление пророка Бога: о пустыне (глас в пустыне) и о трости надломленной. Если знать о пророчествах, то идти смотреть на Божьего пророка и ожидать увидеть его в царских одеждах – как минимум странно с точки зрения Иисуса. Но ещё более странно решить, что так как он не в царских одеждах, да ещё и в тюрьме сидит - значит, он не Божий пророк. Иисус приводит место Писания, разъясняющее функцию Иоанна Крестителя, которому надлежало лишь приготовить путь Христу, что он и делал, призывая народ к покаянию и обращению от злых дел.

11:11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
Далее Иисус показывает, в чём же миссия Иоанна – пророка превосходит миссии всех предыдущих пророков, рождённых обычным образом от человеческих родителей:

не восставал больший Иоанна Крестителя... Иоанн Креститель больше всех других пророков, ибо все пророки и закон - лишь предсказывали будущих приход Мессии, а Иоанн ЯВИЛ миру Христа – показал его самого и засвидетельствовал, что это он и есть, обещанный посланник от Бога.

К тому же Иоанн – и сам объект и исполнитель пророчеств (Мал. 3:1, 4:5.6),

меньший в Царстве Небесном больше его - в связи с этой частью текста напрашивается два разъяснения:
1)
как помним, под будущим Царством Небесным подразумевается вечное Царство Бога: в Его системе вещей земных подданных будут направлять в развитии небесные правители.
Почему даже самый малый из вечного Царства Бога – больше великого пророка Иоанна Крестителя? Потому, что сподобившиеся войти в вечное Царство Бога - будут святыми детьми Бога, живущими вечно.
А Иоанн Креститель, как и любой потомок Адама, подвержен влиянию смерти, ибо не свят в той полноте духовного и физического совершенства, которое может гарантировать вечную жизнь.
 

2) Но поскольку Царство Бога действует и в настоящем времени в виде христианского собрания, посреди которого Иисус Христос (Лк.17:21; Еф. 5:23), то можно сказать, что и в настоящем времени меньший в церкви Христовой (в собрании поклонников Иеговы) больше Иоанна Крестителя. Почему? Потому, что
стал участником Нового Завета (в отличие от Иоанна-Крестителя, пророка В.З.), получил возможность идти следами Христа и достичь духовного совершенства со всеми вытекающими (например, удостоится права стать небесным соправителем Христа или надежду на жизнь вечную в качестве жителей земного рая).

11:12,13 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
В варианте перевода Лутковского и Библии Агапэ – смысл этих текстов немного проще воспринимаются:

Со времен же Иоанна Крестителя и доныне Царства Небесного необходимо добиваться, и лишь добивающиеся достигнут его

От дней же Иоанна Крестителя до этого времени Царство Небесное силой берётся, и употребляющие усилие овладевают им

То есть, если раньше в Ветхозаветном периоде истории человечества - для того, чтобы быть избранным Богом - достаточно было родиться от Израиля, избранного Богом в народ Себе (язычники в целом - в таком варианте не имели вообще возможности стать избранниками Бога), то в условиях действия Нового Завета ВСЯКИЙ человек, независимо от национальности, пола и возраста - имеет равный шанс быть избранным Богом и попасть в Царство Его, уже сейчас прилагая усилия в том, чтобы стать достойным жителем Божьего миропорядка с небесным царём.

Прорекли до Иоанна Эта благая весть о возможности стать кандидатом для жизни в будущем Царстве Бога, в Его миропорядке с небесным правительством (в качестве соцаря Христа или подданного – неважно) – начала провозглашаться только со времени прихода Христа, а всё, что пророки прорекли ДО Иоанна, то есть, в Ветхом Завете - исполнилось на Христе. Христос закрыл страничку жизни человечества в периоде действия Ветхого Завета, перелистнул её, и для землян началась новая эра с новой страницы по Новому Завету, в которой, с одной стороны - «без труда не вынешь рыбку из пруда» и не станешь жителем Божьего мира, но с другой стороны - «КАЖДЫЙ трудящийся достоин награды СВОЕЙ»: кто-то за «жемчужину» Царства Бога продаст ВСЁ, что имеет и получит «жемчужину» (станет соправителем Христа). А кто-то – и без жемчужины решит обойтись. Каждый в Царстве Бога получит то, на что сам согласится «потратиться».

11:14,15 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
И уж если кто-то хочет знать, кто же всё-таки Иоанн – то вот и разъяснение: Иисус прямо говорит о том, что Иоанн Креститель - и есть тот Илия из пророчества Малахии, который приготовил путь Христу в первом его пришествии.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Но не все этому поверят, ибо Иисус сказал об имеющих «уши, способные слышать» – понять, что говорит Христос (не все имеют такие духовные «уши»). А понять его слова могли только те из народа Иеговы, кто не только знал о пророчествах Малахии об Илии перед приходом Христа, но кто был внимателен к событиям и размышлял над происходящим. Как видим, не все из Израиля смогли распознать Христа (для язычников же проследить исполнение пророчеств Израиля было вообще невозможно, а потому их принятие Христа как посланника небес – не случайно было по-особенному оценено Христом).
Илией Иоанн назван потому, что пришел в том же духе, что и Илия, возвещая народу Бога, отступившему от Бога к тому времени, необходимость покаяться пред Ним и исправить пути свои.

11:17-19 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
Здесь Иисус показывает категорию людей (род людей), не имеющих «уши, чтобы слышать», им - не может угодить ни тот пророк, который в уединении с праведностью своею пребывает и ведёт аскетический образ жизни, ни тот, кто активно общается со всеми подряд, хоть плач с ними, хоть пляши - а бесполезно пытаться угодить тем, кто настроен скептически и заранее не верит ничему. Они отвергают логику потому, что им не выгоден ни такой, как Иоанн, ни такой, как Иисус. А разумные доводы не являются для них основанием.

И оправдана премудрость чадами ее. (детьми: теми, кого она "породила", кто на этой мудрости воспитывался)
Эта человеческая лицемерная "премудрость" - принимать того, кого принимать выгодно и отвергать всех "неудобных" - так или иначе порождает своих чад (детей или последователей). К ним относятся все, кто принимает такую "премудрость" в качестве руководства к действию и кому такое поведение кажется правильным. По сути, оправдывая изощрённую "премудрость" подобного рода - её сторонники тем самым и показывают, что являются "чадами" её, приверженцами (лицемерие порождает лицемеров).

В 1 веке таким "премудрым" лицемерным родом оказались руководители народа Бога, книжники и фарисеи: отвергая Иоанна Крестителя, и Иисуса Христа (разных по поведению посланников Бога ) - они оправдывали такое своё поведение, продиктованное нежеланием их принимать - вне зависимости от того, как они себя ведут, "пляшут" им или "плачут" для них.
В таких случаях, когда надо решить, от Бога ли посланник или нет - род лицемеров никогда не ищет правильный вариант ответа от Бога, а выбирает тот, который выгоден. Затем под собственный вариант решения - подбивается и Библейская база, чтобы ответ выглядел правдоподобно, словно полученный от Бога.

11:20-22 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22
но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. См. также Мтф. 10:15
Хоразин, Капернаум ( о нём ниже) и Вифсаида - это города Израилевы в Галилее (в районе Галилейского моря), а Галилея – это территория Завулона и Нефаллима (Ис.9:1,2).

Тир и Сидон - известные финикийские города на берегу Средиземного моря, в Финикии. Грехи идолопоклонства и чрезвычайной моральной распущенности этой языческой земли упомянуты пророками. С царём Тира отождествляется порок высокомерия и тщеславия дьявола, возжелавшего себе славы большей, нежели у Бога, за что ему обещано уничтожение навеки. (Ис. 23; Иез. 26; 28,12-19). Апостол Павел останавливался здесь на семь дней по пути в Иерусалим (Деян 21:3-5)

Городам Галилеи была дарована особая привилегия, которую никогда не получали ни Тир ни Сидон: жители городов Галилеи своими глазами слышали Иисуса и видели его чудеса.
То есть, в отличие от Тира и Сидона, жители Галилеи имели возможность поступать правильно и принять Христа (в отличие от жителей Тира и Сидона, согрешающих в неведении). Но Христос увидел в израильтянах более серьёзный порок, нежели, чем у жителей Тира и Сидона: как бы ни были велики грехи этих язычников - по сравнению с грехами израильтян, отвергающих Иисуса Христа - они менее серьёзны.

Иисус показал здесь, что в глазах Бога грешные финикийцы, когда Бог наказывал их полным разрушением городов (Тир был разрушен А. Македонским на несколько веков) - являются менее виновными, нежели "праведные" израильтяне, отвергнувшие Христа: если язычник, согрешающий в неведении, ещё имеет надежду попасть в тысячелетие Христа для исправления, то служитель Бога, отвергающий Христа во времена благоприятные (явления его и благовествования), такого шанса может и не получить.(Евр.10:26,27; 2Фессал.1:8)

11:23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
То же касается и Галилейского города Капернаума: в сравнении с вопиющими беззакониями содомлян - неприятие Христа народом Бога является для Капернаума большим грехом, ибо так или иначе, а Израиль находился в ожидании Мессии и должен был бы суметь увидеть Христа глазами веры. И поскольку этого не произошло - в глазах Бога они являются худшими не только из современных им народов, но и из всех когда-либо живших порочных язычников.
Если бы в Содоме было показано столько чудес явления Христова, сколько видели города Израиля – они, возможно, скорее перестали бы творить зло, обратившись к Богу, чем израильтяне.

Здесь Христос не говорит о том, что Содомляне в буквальном смысле могли бы принять Христа (ведь никто из извращенцев Содома, от мала до велика, не приняли увещеваний праведного Лота и не внял чуду вразумления слепотой, Быт.19:4,9,10,11).
Он прибегает к гиперболе усиления: грех Капернаума, отвергающего Христа, в глазах Бога настолько велик, что "весит" даже больше, чем был грех извращенцев Содома.
В Капернауме знали об уничтожении Содома огнём и серою от Бога с неба
(Быт.19:24), Мёртвое море - бывшая земля Содомская, вечно мёртвая - служила всем израильтянам напоминанием о грехах Содома и об уничтожении его жителей навеки; пророки В.З. и апостолы также сообщали об уничтожении Содома и Гоморры навеки (Втор.29:19-23; Ис.13:19,20; Соф.2:9; Иуда 7; 2Пет.2:6,9;17).
Потому жители Капернаума должны были бы понять, что если "менее грешный" Содом был уничтожен Богом навеки в геенне огненной, то что же может быть ещё хуже??

до ада низвергнешься ад, гробница или могила по сравнению с вечной геенной является более щадящим местом пребывания умерших, из ада есть шанс выйти по гласу Христа (Ин.5:25). Однако в связи с упоминанием ада для Капернаума следует делать акцент не на том, что Капернаум будет, дескать, менее наказан, чем Содом: ведь только что Иисус сказал о том, что грех Капернаума, отвергающего Христа - гораздо больше грехов Содома.

Иисус здесь показал диаметральную противоположность разных положений Капернаума: теперешнего и будущего.
Теперешней высоте небес этого города (высокомерию, величию и высшей степени самодовольства его жителей) противопоставляется положение самых низших глубин земли (могил или преисподней): "вы были на такой недосягаемой высоте, и так низко падёте!!" - вот о чём здесь сказал Иисус.
Все города, живописно лежавшие у берегов Галилейского моря в 1 веке, со временем пришли в полный упадок и были разрушены, существуют лишь отдельные части Капернаума в виде археологических раскопок. Город Тивериада, не стоящий в перечне Христа в качестве осуждённых за отвержение Христа, сохранился до наших дней.

11:24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. То же - в Мтф. 10:15
Может создаться впечатление, что Содом и Гоморра будут ещё раз судимы, чего не может быть: как уже упомянули, над ними суд Бога уже состоялся пролитием огня и серы с небес, что равнозначно уничтожению в геенне, то есть, навсегда (Быт.19:24; Откр.20:9,10) Об уничтожении Содома и Гоморры навеки Бог говорил через Своих пророков в В.З. (Втор.29:19-23; Ис.13:19,20; Соф.2:9). А в НЗ сведения о вечном уничтожении Содома и Гоморры и подобных им нечестивцев - были переданы через апостолов Христовых (Иуда 7; 2Пет.2:6,9;17)

Перевод Всемирного Библейского переводческого Центра - более точно, на наш взгляд, передаёт мысль об участи городов Иудеи, отвергающих Христа:
Истинно говорю: в судный день этому городу будет хуже, чем Содому и Гоморре

Иисус говорил о жителях городов Иудеи, отвергающих Христа: в глазах Бога грех Содома, каким бы он ни был тяжким - весил бы меньше греха отвержения Иисуса Христа Его народом.
И если Содом был подвержен казни огня вечного за свои тяжкие грехи, то что же могло быть ещё хуже - для иудеев, отвергающих Христа?
Это поможет понять текст Иеремии, плачущего по иудеям (Плач Иер.4:6-9):

6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
Иеремия, описывающий наказание иудеев за отступничество, когда царь Вавилонский начал их постепенно уничтожать, сказал, что их положение - даже хуже положения Содома и Гоморры, уничтоженных Богом мгновенно.

7 Князья ее [были] в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир;
8 а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.

Осуждение Иудеи было гораздо тяжелее: они, изнеженные и избалованные привычным благополучием, были в конце концов обречены своим Богом на медленное и мучительное вымирание от голода.

9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых.
Мгновенная смерть всегда лучше изнурительной смерти от ран или истощения.

То есть, тем городам Иудеи, которые отвергнут Христа - будет хуже во время суда над ними, чем было Содому потому, что нечестивцы Содома были уничтожены мгновенно, а иудеи по предупреждению Христа познают мучительную смерть. Что и произошло во время суда над Иудеей в 70 г. н.э., когда римляне разрушили Иерусалим и сожгли храм Бога, остающийся в руинах и по сей день: во время наказания Иудеи за отвержение Христа, большинство иудеев погибали во время пожаров, когда их бросали в тюрьмы, бичевали, сжигали и убивали римляне, плюс - от мучительного голода, а кто уцелел - того продавали в рабство. Только христиане смогли избежать этих мучений, убежав в горы г. Пелла.

11:25,26 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Мудрые и разумные в данном случае - это те из народа Бога, кто считал себя просвещённым в законе Бога и уверен был в своей праведности, в основном это касается «взрослых» - учителей Израиля, книжников и фарисеев. Будучи учителями сами, они, понятно, не испытывали нужды, чтобы их учил какой-то там плотник.

Младенцы - это все, кто желает и способен учиться, в данном случае - это те, кто желал следовать за Христом и учиться у него.

11:27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Иисус сообщает о том, что его полномочия, полученные от Отца -насколько велики, что Отец доверил ему самому решать, кому из землян - «открывать» Отца, а кому - нет: Иисус имел возможность увидеть, кто из слушающих его - алчущий и жаждущий пути Божьего, а кто - этим совершенно не интересуется и алчет личной корысти для того, чтобы воспользоваться христианством для собственной выгоды. 

11:28-30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Здесь Иисус обращается прежде всего к народу Израиля, труждающемуся и обременённому фарисейскими требованиями (преданиями «старцев»), намного превышающими Божьи. Христос разъясняет, что путь к Богу на самом деле не настолько тяжёл, каким для народа Бога - его сделало законничество. Сам Иисус смирился под руку Божью, а не под руку «старцев», и если каждый смирится так же – то непременно найдёт покой Божий в этой жизни и сможет даже находить в ней радость.

И хотя Иисус не избавит христиан от ноши Божьих поклонников: нести свой "крест" на пути к Богу - все-таки придется всем. Но Иисус обещает эту ношу облегчить.

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 



ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru