ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

Евангелие от Иоанна, 11 глава.

Иоанна главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

11:1-2 Лазарь, которого знает Иисус Христос, заболевает. Знает он также и сестёр его. Об одной из них здесь сказано:
Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
Случай с помазанием ног/головы Иисуса Христа отличается в деталях от описанного другими евангелистами - во времени и по месту происходящего (подробнее см. Мтф.26:7; Мрк.14:3; Лк.7:36-38; Ин.12:3).
О том, что Мария за 6 дней до Пасхи своими действиями подготовила Христа к погребению - упоминает только Иоанн (Ин.12:1,2,7).
Эта же Мария избрала благую часть при посещении Иисуса их дома: она выбрала не суетиться на кухне для приготовления множества блюд, а внимательно слушать Иисуса Христа (Лука 10:39).

11:3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
Лазарь, судя по словам сестёр, был больше, чем просто знакомый Иисуса. Мы знаем, что в целом Иисус любил всех людей, и отдал жизнь за всех, однако у него могли быть и особенные привязанности на земле, друзья, к которым он питал дружеские чувства, но при этом он не был лицеприятным.

Для человека - это абсолютно нормально иметь не только знакомых, но и очень близких знакомых - друзей. Нормально также желать уделять друзьям больше внимания и времени, нежели просто знакомым.
В собрании христиан такая же картина, в которой есть среди братьев и сестёр - просто знакомые и близкие друзья - тоже абсолютно нормальна: невозможно быть близкими друзьями со всеми без разбору из-за особенностей индивидуальности личности каждого человека.

11:4 Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Как видим, иногда и плохие известия на самом деле могут стать хорошими в зависимости от того, относительно чего их рассматривать: для сестёр болезнь брата, естественно, была плохим обстоятельством. Для Бога же и Иисуса Христа она была как нельзя кстати: появилась возможность прославить Бога, явив миру чрез сына Божьего чудо воскресения из мёртвых.

Если научиться на всё смотреть глазами Божьими, многие неприятности не будут казаться нам такими уж плохими.

11:5,6 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
Как видим, стремиться к Царству Божьему и стать Христовыми - не означает не любить никого в этом мире, кроме Бога и Христа. А любовь, как известно, подразумевает сильнейшую привязанность. Мы души свои должны полагать за братьев и сестер (1 Иоан. 3:16)

Но что обычно делает человек, любящий семью своих ближних, в которой приключилось несчастье? Как правило, тут же спешит на помощь или хотя бы для моральной поддержки.
А что делает любящий эту семью Иисус?

Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
Иисус не торопится, зная, что делает: он дожидался, пока Лазарь умрёт. Сильно это похоже это на любовь? Разве он не хотел тотчас же пойти и исцелить Лазаря, утешив тех, кого любил? Разве он не должен был бы это сделать? Надо полагать, что он и сильно этого хотел, ибо не нравится ему, когда страдают близкие, и вполне мог бы это сделать, будь на то его собственная воля.
Однако что значат его желания по сравнению с интересами и намерениями Отца? С высоты небес гораздо полезнее было допустить смерть в этом доме.
Как видим, иногда Божья любовь проявляется к нам не совсем так, как нам самим бы этого хотелось.

Хотя многим наблюдателям со стороны, знающим о сообщении посланников, могло внешне показаться, что если Иисус не спешит реагировать на болезнь Лазаря и исцелять его не торопится - значит, что-то не то, чёрствый, бессердечный, возгордился или ещё что-нибудь в этом роде: суд человеческий не медлит с приговорами.
Но в том-то и беда, что с высоты небес на ситуацию смотреть никто из человеков не обучен. Потому и бывает часто, что печёмся мы вовсе не о том, что Божье, а о своём: нам бы хотелось, чтобы брат и друг наш не умер, нам плохо без него, к примеру.
А Христу как раз понадобилось, чтобы он умер. Потому и тянул он со временем. Но при этом не торопился и оправдываться пред людьми в своём промедлении.

11:7,8 Помедлив два дня, Иисус собрался идти к Лазарю в Иудею.
Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
Это - пример тому, как, не владея ситуацией, ученики искренне делают «доброе дело» для Христа по своему разумению, беспокоясь о нём и не желая, чтобы он снова шёл в Иудею и рисковал собою.
А на самом деле, выходит, что они не о Божьем, а о своём беспокоились: ведь в случае чего, именно им без Христа будет плохо.
Для того, чтобы научиться видеть дальше и объёмнее - не свою пользу, а пользу Божьему замыслу - христианину нужно на высоту небес подниматься: с духовной высоты лучше видно, что и к чему на земле происходит.

11:9,10 не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
Этими словами Иисус дал понять своим ученикам, что он знает, что делает, собираясь идти в Иудею; он не во тьме - при свете в разуме, то есть, при здравом уме принимает решение идти в Иудею снова, так что за него ученики могут не переживать в этом плане.

11:11-15 Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
Иисус, зная, что Лазарь умер, тем не менее, сказал о нём как об уснувшем. В русском языке, например, есть слово, достаточно точно передающее состояние умершего: "усопший".

Итак, Иисус сравнил смерть со сном, а спящего сном смерти можно, оказывается, разбудить так же, как и спящего сном обыкновенным. Иисус именно за этим и собирался идти в Иудею: чтобы разбудить умершего Лазаря.
И неважно для Бога, что от тела за время сна смерти мало что останется (тело Лазаря, например, к моменту прихода Христа уже начало разлагаться за 4 дня в могиле). Процесс пробуждения от смертного сна - такой же по сути, как и от сна обыкновенного: проснувшись, разбуженный остаётся самим собой, той же личностью, какой он был до засыпания, с теми же привычками, с тем же набором знаний и внутреннего мира.

Именно этот Божий процесс пробуждения от смертного сна Иисус и планировал показать изумлённым ученикам и иудеям - на примере воскресения умершего Лазаря для того, чтобы подкрепить их веру в будущую возможность от Бога воскреснуть и им.

Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
Как видим, ученики пока что не понимают, о чём говорит Иисус в связи с Лазарем: они сделали вывод, что у Лазаря до этого в болезни была бессонница, но если он смог уснуть - значит, процесс выздоровления начался. Поэтому им пока что не понятно, зачем же идти его исцелять в Иудею, подвергая себя опасности, если Лазарь и сам выздоравливает.

Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
Почему Иисус радовался, что его не было там во время болезни? Потому, что, находясь при больном, дожидаться бы его смерти в бездействии было бы не по Христу. Лазарь был бы исцелён. Но тогда и чуда воскресения бы на Лазаре не произошло, и ученики не получили бы возможность ещё раз убедиться в том, что Иисус - Божий.

11:16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Фома, так и не поняв цели визита Христа в Иудею, по крайней мере, выказал готовность от имени всех умереть со Христом, если на него нападут и в Вифании с желанием побить камнями.

11:17,18 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
Иисус задержался так надолго, что даже не успел на похороны. Случаи воскрешения только что умерших - были известны в Израиле ещё от пророков Илии и Елисея. Иисус также воскресил дочь Иаира и сына вдовы. А вот примера воскрешения человека, тело которого уже начало истлевать в могиле - в Израиле ещё никогда не было.

11:19 На похороны Лазаря пришли многие иудеи и несмотря на то, что Лазаря уже четыре дня, как похоронили - в доме Марфы и Марии всё ещё было много народа, пришедшего утешить сестёр и разделить их скорбь.
Как нельзя кстати собралось немало народа, все они смогли стать свидетелями славы Божьей, открывшейся им через Иисуса Христа.

11:20,21 Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Марфа встретила Иисуса далеко от дома своего (Иисус ещё не вошёл в селение их - 11:30) и не стала укорять Иисуса в том, что он не поторопился на помощь к Лазарю, хотя уже давно узнал о его болезни. Она просто горько сожалела о том, что Иисуса не оказалось рядом. Однако вера Марфы в Иисуса была настолько сильна, что она и сейчас не сомневалась: если Иисус пожелает, то даже и теперь он смог бы что-то предпринять:
Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог
Из слов Марфы видно, что она не считала Иисуса - Богом Иеговой. А считала посланным от Него. И понимала, что всё во власти Бога – Отца. А Иисус может лишь попросить у Него за кого либо.
Дальнейший её разговор с Иисусом показывает, что она и сама не знала, чего именно ждала от Иисуса. Во всяком случае, о воскресении брата Иисусом она даже не думала:

11:23,24 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
Теорию о воскресении мёртвых в некий последний день иудеи, похоже, знали, только, верили ли в это серьёзно и знали ли о деталях воскресения мёртвых?
Иисус разъяснил им кое-что об этом подробнее:

11:25,26 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
Иисус открывает Марфе, что именно от него зависит и будущее воскресение всех и возможность жизнь вечно. Если Христа принять как своего спасителя от смерти, если довериться ему во всём, то даже и смерть не страшна: Иисус сможет воскресить и умершего верующего.

И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
Сказал ли Иисус этим, что ученики Христа будут жить вечно уже в этом веке, начиная с минуты принятия Христа?
Нет, конечно. Ибо для века сего нечестивого смерть - это справедливое возмездие за грехи каждого потомка Адама –Римл.6:23 и всем человекам положено однажды умереть –Евр.9:27. Апостолы умерли, остальные ученики Христа - также умирают и по сей день.

А может, просто нет ни одного верующего по-настоящему с точки зрения Христа, если все умирают несмотря на то, что Иисус сказал так?
Тоже нет, и этот вариант не подходит: апостол Павел, например, свою веру в Христа сохранил до конца и точно знал, что венец славы в виде жизни вечной ему готовится на небесах (2Тим.4:7,8).

Почему же тогда нет ни одного верующего, живущего вечно - во исполнение этих слов Христа?
Потому, что, говоря так, Иисус всего лишь сказал о возможностях Бога применительно к данной конкретной ситуации, в которой «участвовали» мёртвый Лазарь и живущие на тот момент иудеи:
умерший сможет ожить благодаря Христу, а живущие смогут жить вечно благодаря Христу. Вот и всё.

О жизни вечной Иисус говорил только в связи с веком грядущим (будущим), разделяя историю человечества на время сие (этот век) и век грядущий –Марк 10:29,30:
нет никого, кто оставил бы (всё) и не получил бы ныне, во время сие во сто крат более … а в веке грядущем жизни вечной.

Примечание: свидетели Иеговы применяют этот текст для того, чтобы аргументировать наличие переживших Армагеддон, тех, кто из живущих верующих века сего - не умрёт вовек. Здесь показали, почему нельзя использовать этот текст в таком толковании и почему в Армагеддоне погибнут все, кто доживёт до него.

Однако, следует заметить: если и принять этот текст в буквальном смысле, то применить его возможно только для будущих небесных священников Бога и соцарей Христа (Откр.20:4,6).
Почему?
Выражение всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек - говорит о тех рабах Бога (истинно верующих), которые при жизни ещё застанут второе пришествие Христа (1Фессал.4:15-17)

Известно, истинно верующими (подобными в вере Христу ) в периоде Нового Завета будут признаны только 144000 рабов Бога, сохранивших ему верность в борьбе за истину и свидетельство Христово (Откр.7:3,4;20:4, все остальные пока что рабами Бога в абсолюте - не признаны ).

За верность этим рабам дают место на небесах, чтобы приводили к святости всех остальных, кто в этом веке не смог ещё стать Божьим рабом (Евр.11:40, Луки22:29,30).
Все без исключения рабы Бога будут убиты одинаково, за слово Бога - даже последние Божьи пророки - Откр. 6:9-11, 11:7).
Все они воскреснут и вместе пойдут на небеса как первенцы Богу (1Фессал.4:16,17: Откр.14:1:4).

Последние рабы не испытают превращения в прах из-за смерти, они изменятся в теле быстро, как и Христос: ибо плоть их не успеет истлеть, так как они всего 3,5 дня будут мертвы и воскрешены к жизни вечной, на них смерть вторая влиять не будет (Откр.11:7,8,12.: 20:4,6

Именно поэтому о них и можно сказать, что всякий живущий (раб на момент второго пришествия) и верующий в Меня, не умрет вовек
Подробнее о том, что означает изменение будущих священников Бога и соцарей Христа – см. на сайте в разборе 1Кор.15:51-54

11:27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
Марфа на вопрос Христа верует ли она в вечную жизнь - ответила главное: она верует в то, что Иисус - Мессия и сын Божий, значит, обо всех обетованиях Божиих можно не волноваться.

11:28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
Марфа вполне могла при всех в доме открыто и громко сказать сестре о приходе Учителя. Однако не захотела устраивать спектакль из прихода Христа, чтобы не повредить ему: знала о враждебности к нему иудеев.
Это урок на тему конфиденциальности. Не стоит растрезвонивать даже правду, если она может повредить ни в чём не повинному человеку.

11:29-31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.
Даже меры предосторожности Марфы не помогли оградить Иисуса от столкновения с иудеями. Но в данном случае пристальное внимание и желание всюду сопровождать скорбящую Марию пошли на пользу иудеям: идя за Марией, иудеи оказались в эпицентре удивительных событий у гроба Лазаря.

11:32-35 Иисус, когда увидел (Марию) плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился…. Иисус прослезился
О любви Христовой часто со сцены говорят, что это - любовь, основанная исключительно на принципах и холодном (здравом) разуме.
Как видим, те, кто учит так - не поняли, выходит, любви Христовой: в его любви не только вычисление принципов Божьих производится. Его любовь пронизана тёплыми чувствами к людям, состраданием и глубоким сочувствием.
Поэтому, хотя он знал, что воскресит Лазаря –тем не менее, Иисус проникся горем Марфы и Марии, и, пропустив через себя их скорбь – почувствовал их боль от утраты близкого человека, потому и разделил с ними их скорбь, оттого и пролились его слёзы, и восскорбел он духом и возмутился о плачевном положении дел на земле.

Не стеснялся Иисус плакать в присутствии людей по умершем. И не считал проявление чувств - признаком слабости характера у мужчин или недостатка веры в воскресение умерших - у верующих.
И если мы сегодня горюем по нашим умершим близким, то это вовсе не значит, что мы недостаточно верим в воскресение или слабы характером. Просто в этой скорби проявляется боль утраты близкого человека, что в настоящем времени огорчительно для нас весьма.

11:36,37 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
Глядя на реакцию Иисуса, даже подозрительные иудеи заметили его любовь к Лазарю. Искренние чувства невозможно не заметить. Как и фальшивые - распознаются легко и быстро под видом «крокодиловых» слёз.

А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? И действительно, трудно было понять иудеям, что же это Иисус так избирателен: незнакомого слепорожденного исцелил, а друга, можно сказать, от смерти не спас. Узнали, стало быть, эти иудеи Иисуса Христа, если знали, что именно он исцелил слепорожденного.

11:38,39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
Как видим, тело Лазаря уже подверглось тлению. Значит, при воскресении Лазаря пришлось бы не только оживлять его как личность, но и обновлять его разлагающееся тело, запуская по новой все физиологические и биохимические процессы человека.
То есть, по сути, на воскресении Лазаря Иисус показал, что процесс оживления любого умершего человека с обновлением его тела и сохранением качеств его личности - возможен для Бога и в этом можно нисколько не сомневаться.

11:40-42 Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
Иисус, в принципе, мог бы без публичной молитвы к Отцу воскресить Лазаря: Отец знал даже о всех мыслях Иисуса. Но в таком случае народ бы решил, что он сам это чудо возвращения из мёртвых проделал.
Поэтому специально для народа Иисус продемонстрировал процесс чуда, обращаясь за помощью к Отцу, который в это время был на небесах и мог дать Иисусу живительную силу по просьбе Христа:
Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
Поступив так, Иисус показал славу Отца своего, не присвоив умение воскрешать мёртвых в буквальном смысле – себе.
Но и тесную связь свою с Отцом – он показал этим поступком также, чтобы не сомневались больше в том, что он – от Бога посланец.

11:43,44 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
Иисус показывает, как будут пробуждаться все мёртвые, находящиеся в гробах, от гласа сына Божьего.
Теперь, после того, как увидели этот процесс выхода из могил своими глазами - сложно было бы думать, что воскресение из мёртвых - это сказки. Вера учеников в Мессианство Иисуса - ещё более окрепла при виде этого чуда.

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
После оживления Лазарь оставался самим собой, он сам узнал всех и его все узнали: в дальнейшем в его доме, как и прежде, собирались в кругу друзей.
Он был тем же человеком Лазарем, что и до смерти, только тело его было обновлено, как обновляется оно при заживлении ран, например. Каким Лазарь «заснул» - таким и проснулся после смерти.

Эту мысль о том, что человек и после воскресения - будет осознавать себя и будет той же самой личностью, какой был до смертного часа - высказал ещё Иов:
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его Иов 19: 25-27

И хотя Лазарь не был воскрешён для вечной жизни - пример Лазаря это то, что известно о будущем воскресении обычного человека, любящего Христа - из Библии (он не был апостолом).

11:45,46 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
Удивительно, что НЕ все уверовали, но многие. Хотя, казалось бы, что может быть ещё более красноречивее, чем чудо воскресения Лазаря?

Сложен механизм восприятия человеческого: кто-то уверовал, а кто-то пошёл докладывать фарисеям об этом чуде, кто знает, может, надеялись растопить лёд фарисейских сердец, а может своим глазам не поверили и с фарисеями решили посоветоваться - верить им в это или нет:
А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

11:47,48 Фарисейство – это политика. А в политике нет ни чёрного, ни белого. В ней есть целесообразность принятия того или иного явления и методы по удержанию развития нежелательной ситуации. Ясно, что сообщение о воскресении Лазаря не могло обрадовать фарисеев.
что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

Неправильное понимание роли Мессии и замысла Иеговы в о тношении их самих и человечества в целом - привело к неправильному выводу о возможной анархии в момент признания Христа, отвержении царя Иудейского и захвата Римом Иудеи:
Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

Это заставило их суетиться на предмет обезвреживания Христа.

11:49-52 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
Каиафа не был в числе последователей Христа, однако, будучи первосвященником Иеговы - ПРЕДСКАЗАЛ ПРАВИЛЬНО о роли Христа. Он пророчествовал о смерти Христа за
людей под воздействием святого духа, скорее всего - не понимая и сам, ЧТО изрёк. Иегова использовал его потому, что ему выпала доля быть первосвященником на тот момент и, следовательно - представителем слова Иеговы

11:53,54 С момента предсказания руководители окончательно определились с необходимостью убить Христа и на него началась охота. Поэтому Христос принимал меры предосторожности. Ему непременно надо было дотянуть до праздника Пасхи, чтобы исполнить духовный смысл этого праздника для будущего Божьего народа.

11: 55-57 Приближалась Пасха Иудейская, поэтому первосвященники с фарисеями сколачивали свою армию сыщиков, предполагая, что Иисус не может не прийти на праздник в Иерусалим. Шла активная подготовка к захвату сына Божьего. И чудо с воскресением Лазаря померкло на фоне жгучего желания избавиться от Иисуса Христа.

Иоанна главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru