ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Луки -
10  глава

ЛУКА главы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 

Использованы  фрагменты  комментариев  Женевской  Библии

10:1    После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
Снова  видим  организационный  момент  исполнения  проповеднического  служения:  ученики  посланы  Христом  в  конкретные  населённые  пункты,  указанные  Иисусом,  а  не  разбрелись  хаотично,  кому  и  куда  вздумается.
Не по  одному  и  не по  пять,  а  по  два  проповедника:  минимальное  число,  достаточное  для  того,  чтобы:
-  во-первых,  не  создавать   толпу,  отпугивающую  людей; 
-  во-вторых,   иметь  подкрепление для  ободрения  друг  друга  и  смелости  говорить  слово Божье:  вдвоём  не так  страшно  и  менее  опасно;
-  в-третьих,  у одного  проповедника   может  появиться  соблазн  исказить  весть, добавив  в  неё  что-то от  себя  лично.  Присутствие  же  напарника   в  качестве свидетеля не  даст  исказить  смысл  благой  вести (2Тим.2:2).

Современные проповедники  вполне могут  перенять этот  пример  организации проповеди  Иисусом  -  и  для  исполнения  проповеднического  служения  сегодня.
 
пред лицем Своим….. куда Сам хотел идти  Иисус  посылает  учеников   перед  тем,  как  ему  самому явиться  в  тех  селениях  -  для  того,  чтобы  не  тратить  время  на  знакомство  с  собой,  а  встретить  народ  уже  подготовленный  к  его приходу.

10:2     и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Иисус  послал  70  учеников  после  того,  как  12  апостолов,  посланные  на  проповедь,  вернулись  и  отчитались  перед Иисусом  о  проделанной работе (Лк.9:10).  Иисус  увидел,  что  12   учеников  не  справятся  с  объёмами  «обработки  Божьей  нивы»,  поэтому  увеличил  количество  проповедников  сам  и  просил  учеников  заботиться о  том  же,  чтобы  Бог помогал  увеличивать число  желающих  проповедовать  благую весть  и  помогать  обращать человечество  к Богу. 

10:3    Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
Заметим,   Иисус  избирает   70 учеников  в  помощь  апостолам для проповеди  не  в  безбожном  мире  язычников,  а   в  народе  Божьем,  в  Иудее, в  основном,  но  при этом говорит,  что посылает  их  как  агнцев  среди волков.

Интересная  деталь:  овцы  Иеговы,  ожидающие  Мессию  издревле - к  моменту его  прихода,  похоже,   видоизменились  в «волков»  или,  как о  них   высказался  сам  Иисус:   «погибли  овцы дома  Израилева»  («озверели»,  можно  сказать,  стали  невосприимчивы  к   здравым  словам  Божьей  истины)
Поэтому   идущим  на  проповедь  к  своим  же  соотечественникам и братьям по вере - не следовало ожидать распростёртых объятий  и  радости от встречи с ними.  

10:4   Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви,
несмотря  на  поход  «овец  среди  волков»  - тем не менее,  в  те  времена не нужно было проповедующим  Евангелие  чрезмерно  заботиться  о  большой сумке с  запасом   всего  самого необходимого: закон  гостеприимства  в Иудее  тогда   действовал,  и  не  все  ещё были настроены против Христа.

и никого на дороге не приветствуйте  
Приветствие  в  Израиле - это не просто   сказал «привет!»  и  разошлись, как в море  корабли. Это  долгая  процедура  общения  и  дискуссий,   которая  могла  надолго  задержать  в  пути  благовестников,  а  нужно  было  поторапливаться,   предупреждая  народ о  приходе  Иисуса  Христа  к  ним,  ибо  время  Иисуса было  коротко.

10:5   В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
И  снова  видим,  как  заграждаются  всякие  уста  противников  проповеди  по  домам:  не  было  у  учеников  Христа  иной  возможности  выяснить,  кто  и  как  реагирует  на благую  весть,  если  не  обойти  по  очереди  всех  домов  тех  селений,  куда  посылал их  Иисус  Христос.

Слова  «мир  дому  сему»  -  своеобразный  «датчик»,  срабатывающий  на  злых  и  добрых  людях -  по-разному:   кто-то  откликается  по-доброму  и  выслушивает,  а  кто-то  с первых  же  слов  приветствия  -  выгоняет  проповедников.

10:6  и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
имеется  ввиду, что если  «датчик»  сработает  на  добро,  если  вас примут и  выслушают - хорошо,  подЕлитесь   в  этом  случае   и   тем  хорошим,  что  есть  у  вас,  то  есть,  благой  вестью  и  добрым  отношением.
Ну  а  если  нет  и   ваше  приветствие  не  воспримут - ничего  не  убудет с  вас,     но  и    им  -  ничего  хорошего  не  добавится.

10:7,8
  В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои;
проповедующие  могли  есть и пить  в  доме  у  тех,  кто  принял  их  с  радушием,   и  это было им наградой  за  труды  утомительных  путешествий в  проповеди:  ведь  сами  себя  они  прокормить не  могли,  трудясь   для   дела  Царства  Бога,  исполняя  волю  Иисуса  Христа.

не переходите из дома в дом.   Иисус  не  советовал  искать  ещё  и   другие  дома  для  приюта,   если  уже кто-то  откликался  им  помочь:  сменить  дом  означало  обидеть  хозяев,  которые  могут  решить,  что  оказали  недостаточно  радушное  гостеприимство.  

8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат
Даже если  пища  хозяев,  принявших  проповедников,  скудна  -  всё  равно  не  следует  выискивать другой  дом побогаче  и  пищу  посытнее,  нужно  быть  благодарным  уже  за  то,  что не  дают  умереть  с  голоду.  
Не  следует  также  быть  переборчивым  в  еде  и  капризничать  по  поводу  предлагаемых  «меню».
К  тому  же,  ученики  Иисуса  были  Иудеями  и  поэтому -   требовательны  к  пище  из-за  боязни  употребить  идоложертвенное,  проповедуя  по  "смешанной"  территории,  где  проживали  как  язычники,  так  и  иудеи.

10:9   и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.   
ученики должны были не просто исцелять,  а  ПРИ  ЭТОМ – разъяснять,  что исцелением обязаны  Богу и   Христу  Его,  который  послал  их  пред  лицеем  своим   показать,  что  сделает для  человечества   Царство  Божье.

Так  и  современные  христиане: что  бы  доброго  они  ни  делали для людей – должны разъяснять  ПРИ  ЭТОМ, что  сами  по  себе  они,  может,  и  не очень-то добрые,  но   Бог   и  Христос  Его -  делают их  такими,  потому  и  прославлять  надо  христианскими  делами своими - Бога  и  Христа  Его. 

10:10,11 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам;.   
Современным христианам  не следует воспринимать эти  слова как руководство к действию.  Иудеи иногда отряхивали пыль ног,  вернувшись из земли языческой,  демонстрируя  своё  неприятие  язычников  таким  образом:    даже  пыль  дорог,  которой   могли   касаться   ноги  язычников  -  и  та  праведнику  иудею  невыносима.

Поэтому,  отряхивание  ног  перед городом должно было бы означать следующее: город,  который не принял учеников  Христа   - выходит,  не принял  и   Иисуса.  Стало  быть,  в духовном смысле  -  он  стал  «языческим»,  а  значит - подлежащим суду,  как  Содом и Гоморра  (Деян. 13:51).

однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие
однако  даже  «отказникам»,  уподобившимся  Содому  и  Гоморре,   следовало  сообщать  о  воле  Бога  и  предупреждать   о  приближении  Христа  к  их  селению,  а  не  молчаливо  прах с ног на  них «отрясать» - насколько важно для   Христа,  чтобы  весть  о  приближении  Царства  Бога,  дела  которого   Иисус  намеревался  показывать,   прозвучала  повсюду.

10:12  Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.   (Синодальный).
Может  создаться  впечатление,  что  Содом  и  Гоморра  будут  ещё  раз  судимы,  чего  не  может  быть:  как  уже  упомянули,  над  ними  суд  Бога  уже  состоялся  пролитием  огня  и  серы  с  небес,  что равнозначно  уничтожению  в  геенне,  то есть,  навсегда  (Быт.19:24; Откр.20:9,10)   Об  уничтожении  Содома  и  Гоморры  навеки  Бог говорил  через  Своих  пророков  в  В.З.   (Втор.29:19-23;  Ис.13:19,20; Соф.2:9).  А  в  НЗ  сведения  о  вечном  уничтожении  Содома  и  Гоморры  и  подобных  им  нечестивцев -  были  переданы  через  апостолов  Христовых  (Иуда 7; 2Пет.2:6,9;17) 

Перевод  Всемирного Библейского  переводческого  Центра  -  более  точно,  на  наш  взгляд,   передаёт  мысль   об  участи  городов  Иудеи,  отвергающих  Христа:
Истинно говорю: в судный день этому городу будет хуже, чем Содому и Гоморре

Иисус  говорил  о  жителях  городов  Иудеи,  отвергающих  Христа:  в  глазах  Бога  грех  Содома,  каким  бы  он  ни  был  тяжким - весил  бы  меньше  греха  отвержения  Иисуса  Христа  Его  народом.
И  если  Содом  был  подвержен  казни  огня  вечного  за  свои тяжкие  грехи,  то  что  же  могло  быть  ещё  хуже  -  для  иудеев,  отвергающих  Христа?
Это  поможет  понять  текст  Иеремии,  плачущего  по  иудеям (Плач Иер.4:6-9):

6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
Иеремия, описывающий  наказание  иудеев  за  отступничество,  когда  царь  Вавилонский  начал  их  постепенно  уничтожать,  сказал,  что  их  положение -  даже  хуже  положения   Содома  и  Гоморры,  уничтоженных  Богом  мгновенно.

7 Князья ее [были] в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир;
8 а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.

Осуждение  Иудеи  было  гораздо  тяжелее:  они,  изнеженные  и  избалованные  привычным   благополучием,  были  в  конце  концов  обречены  своим  Богом  на  медленное  и  мучительное  вымирание  от  голода.

9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых.
Мгновенная  смерть всегда  лучше  изнурительной  смерти  от  ран  или  истощения.

То  есть, тем  городам  Иудеи,  которые  отвергнут  Христа -  будет  хуже  во  время  суда  над  ними,  чем  Содому  потому,  что  нечестивцы  Содома  уничтожены  мгновенно,  а  иудеи  по  предупреждению  Христа познают  мучительную  смерть.  Что  и  произошло  во  время  суда  над  Иудеей  в 70 г. н.э.,  когда  римляне  разрушили  Иерусалим  и  сожгли  храм  Бога,  остающийся  в  руинах  и  по  сей  день:  во  время  наказания  Иудеи  за  отвержение  Христа,  большинство  иудеев  погибали  во  время  пожаров,  когда  их бросали в тюрьмы,  бичевали,  сжигали  и  убивали римляне,  плюс  -  от   мучительного  голода,  а  кто  уцелел -  того  продавали  в  рабство.  Только  христиане  смогли  избежать  этих  мучений,  убежав  в  горы г. Пелла.

10:13,14   Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!  (города  колен  Израиля) ибо если бы в Тире и Сидоне  (языческие  города)  явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам 
См.  также  Мтф. 10:15
Хоразин,  Капернаум (  о  нём  ниже)  и Вифсаида - это  города  Израилевы  в  Галилее  (в районе Галилейского моря), а  Галилея – это территория  Завулона  и  Нефаллима  (Ис.9:1,2).  

Тир и Сидон - известные финикийские города на берегу Средиземного моря, в Финикии.  Грехи  идолопоклонства   и  чрезвычайной  моральной  распущенности  этой  языческой  земли  упомянуты  пророками. С  царём  Тира  отождествляется  порок  высокомерия  и  тщеславия  дьявола,  возжелавшего  себе  славы  большей,  нежели  у  Бога,  за  что  ему  обещано  уничтожение  навеки. (Ис. 23; Иез. 26; 28,12-19).  Апостол Павел останавливался здесь на семь дней по пути в Иерусалим (Деян 21:3-5)

Городам  Галилеи  была дарована особая привилегия, которую никогда не получали  ни Тир  ни Сидон:  жители  городов  Галилеи  своими  глазами  слышали Иисуса  и  видели его  чудеса. 
То  есть,  в  отличие  от  Тира  и  Сидона,  жители  Галилеи  имели  возможность  поступать  правильно  и  принять  Христа  (в  отличие  от  жителей  Тира  и  Сидона,  согрешающих  в  неведении).  Но  Христос  увидел  в  израильтянах  более  серьёзный  порок,  нежели,  чем  у  жителей  Тира  и  Сидона:  как  бы  ни  были  велики грехи   этих  язычников  -  по  сравнению  с  грехами  израильтян,  отвергающих  Иисуса  Христа -  они  менее  серьёзны. 

Иисус  показал  здесь,  что  в  глазах   Бога   грешные  финикийцы,  когда  Бог  наказывал  их  полным  разрушением  городов  (Тир  был  разрушен  А.  Македонским  на  несколько  веков)  -  являются  менее  виновными, нежели   "праведные"  израильтяне,  отвергнувшие  Христа:  если  язычник,  согрешающий  в  неведении,  ещё  имеет  надежду  попасть  в  тысячелетие  Христа  для  исправления, то служитель Бога,  отвергающий  Христа  во  времена благоприятные  (явления  его  и  благовествования),  такого  шанса  может  и  не  получить.(Евр.10:26,27; 2Фессал.1:8)

10:15  И ты, Капернаум  (город  Галилеи,  север  Израиля) до неба вознесшийся, до ада низвергнешься    Мтф.11: 23,24
То  же  касается  и  Галилейского  города  Капернаума:  в  сравнении  с  вопиющими  беззакониями  содомлян -  неприятие  Христа  народом  Бога   является  для  Капернаума   большим  грехом,  ибо  так  или  иначе,  а  Израиль  находился  в  ожидании  Мессии  и  должен  был  бы  суметь  увидеть  Христа  глазами  веры.  И  поскольку  этого  не  произошло -  в  глазах  Бога  они  являются худшими  не  только  из  современных им  народов,  но  и  из  всех  когда-либо живших  порочных  язычников.
 
до ада низвергнешься   ад,  гробница  или  могила по сравнению с вечной  геенной   является   более  щадящим  местом  пребывания  умерших,  из  ада  есть  шанс  выйти  по  гласу  Христа (Ин.5:25).  Однако  в  связи  с  упоминанием  ада  для  Капернаума  следует  делать акцент  не  на  том,  что  Капернаум  будет,  дескать,  менее  наказан,  чем  Содом:  ведь  только  что  Иисус  сказал  о  том,  что  грех  Капернаума,  отвергающего  Христа - гораздо  больше  грехов  Содома. 

Иисус  здесь  показал  диаметральную  противоположность   разных  положений  Капернаума:  теперешнего  и  будущего.
Теперешней  высоте  небес  этого  города  (высокомерию,  величию  и  высшей  степени  самодовольства  его  жителей)  противопоставляется положение  самых  низших  глубин  земли  (могил  или  преисподней):  "вы  были  на  такой  недосягаемой  высоте,  и  так  низко  падёте!!"  - вот  о  чём  здесь  сказал  Иисус. 
Все  города,  живописно лежавшие у берегов Галилейского  моря  в  1  веке,  со  временем  пришли  в  полный  упадок  и  были  разрушены,  существуют  лишь  отдельные  части  Капернаума  в  виде археологических  раскопок.  Город  Тивериада,  не  стоящий  в  перечне  Христа  в  качестве  осуждённых  за  отвержение  Христа, сохранился до наших дней.

10:16 Слушающий вас Меня слушает 
такое подобие,  когда  слушающий  проповедника -  всё  равно,  что  слушает  самого  Иисуса  Христа  -  возможно  ТОЛЬКО  в  том  случае, если говорящий – говорит  слово  Божье  без  искажений.

На  все  остальные  случаи  это не распространяется.

и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
То  же  самое  -  и  с  отвержением  говорящего  слово  Божье,  а  не какое-нибудь  слово.  Если  христианина  отвергают  из-за  его  собственных  слов,  то  ни  Бог,  ни  Иисус  Христос -  здесь  ни  при  чём.

10:17   Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
И  снова  видим,  что  не  только  апостолы  отчитались  о  проделанной  работе,  но  и  посланные  семьдесят  -  все  вернулись  к  Иисусу,  с  радостью  рассказывая  об  успехе  своего  проповеднического  служения. 
Новые   умения  и  способности,  обнаруженные   ими  в  себе  через  проповедническое  служение,  приводили  учеников   Христа   в  восторг. 

Проповедническое  служение  и сегодня  открывает  христианам  такие  качества  и  способности,   о  наличии  которых    в  себе – они   даже  не  подозревали;  лишь  через  участие  в  проповеднической  деятельности   они  обнаруживают  в себе  много  нового.

10:18  Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
Как  помним, в  тот  момент   ещё  НЕ  время  было  Христу мучить   бесовщину (Мтф.8:29).  Значит,  Иисус  говорит  не  о  буквальном  падении  дьявола  на  землю:  может  быть,  он  увидел  видение  его  падения  с  небес  (ведь  дьявол  должен  быть  сброшен  в  будущем,  в  Дне Господа ,  перед  самым  концом - Откр. 12:9.  Поэтому  в  1  веке  он   ещё  не  мог  быть  сброшен  с  небес ) .  Но  может  быть  и  так,  что   он   глазами  веры   видит,  как  это  происходит  в  Дне  Господа.
В  духовном же  смысле 
падение  дьявола  началось  с  момента  прихода  Иисуса  на  землю  :  его  власть  добиваться  поклонения всех  -  не  распространялась  на   Христа   и  на  учеников  его, сохраняющих  верность  Богу  в  испытаниях.

10:19  се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам
Хотя  буквально  сатана  ещё  не  сброшен  на  землю,   однако  вся  его  бесовская   братия  промышляет  в  пределах  земли,  причиняя  вред  людям.  Поэтому Иисус  даёт  своим  ученикам власть  наступать  на  всякую  духовную  нечисть  без  вреда -  с момента  своего  прихода  и  до  самого  конца  существования  нечисти. 
В  буквальном  смысле -  помним,  что  апостолу  Павлу  не  повредила  ехидна (змея,  Деян.28:5)  
В  духовном  смысле  «наступить  на  змей  и  скорпионов»     означает  ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОТИВОСТАТЬ  дьяволу  и  всей  бесовщине, побеждая  мир      и  сохраняя  преданность  Богу  -  так  же,  как  его  победил   Христос.

10:20  однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются
Духи  нечестивые  повинуются  и  дьяволу,  потому  и  радости  мало  в том, что бесы гласу учеников  Христа повиновались.   
Изгнание  бесов  -  это  не  гарантия  тому,  что  изгоняющий  -  обязательно  служитель Бога  живого.  В  бесовщине  - такая  «дружба»:  один  медиум  бесов  цепляет  на  человека, другой  экстрасенс  -  их  прогоняет,  но   как   один,  так  и  другой  -  на  службе  у  дьявола  состоят.

но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.  
Важнее  ПРИ  ЭТОМ,  наступая  на  духовную  демоническую  нечисть  - быть поклонником Бога
и  попасть  в  Его  книгу  жизни.

10:21   В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Иисус  благодарит  Отца за  то,  что  Он   открывает  силу  Свою  и  намерения  Свои  через  Христа  -  не  законоучителям  Божьего  народа,  не   тем,  кто  имеет  в  народе  Иеговы статус  мудрых  и  разумных,  а  простым  некнижным  людям,  ученикам  Христа  (Деян.4:13) 
Иисус  рад,  что  Отец помогает ему  творить дело Его через духовных  «младенцев»,  делающих  только первые шаги  в познании  пути  Христова  к  Богу.    

10:22  И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Если  бы  не  желание  Отца  и  сына  -  никто  из  людей  не  смог   бы  о  них  ничего  узнать. Но   «младенцам»  Иисус  захотел  открыть  Бога  и  намерения  Его.
 
Младенцы, не  испорченные  приспособленчеством  взрослых  и  желанием угодить  людям  - то  ВИДЯТ  и ЧУВСТВУЮТ, то  и  на  языке у них без прикрас с ухищрениями  и  без  мудрости «змеев».
Сердца  их  открыты   для  восприятия  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ,  потому  и  УВИДЕТЬ  во
Христе  посланника  Бога  смогли   простые  иудеи, не  искушённые  во   зле  умствований о  непостижимости  Божьих  намерений.  Именно  им  Иисус  и  смог  открыться  как  посланник  Бога.

10:23,24   И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
слова  о  блаженстве  видимого  и слышимого от Христа - сказаны ученикам ОСОБО.  Почему?
Потому, что они – ДЕТИ  и  не  воспримут  по-взрослому  эти  слова  и  согласятся  с  тем, что им с Христом  быть -  на  самом   деле  за  счастье  должно  казаться.  
«Взрослые»  (мудрые  и  разумные)   считают, что  они  и сами по себе достаточно умные и никакой Христос им для обретения счастья не нужен. 
А  ученики  Христа, будучи  младенцами,   понимают,  что  находиться  с  Христом,  видеть все  дела  его  и  слышать  слова  его  -  поистине  великое  счастье  для  человека. Почему?

ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Потому,  что  им  посчастливилось  увидеть  то, о  чём  мечтали  великие  в  их  понимании  люди:  цари  и  пророки.  Мечты великих  людей  сбылись  на  этих  простых  людях,  принявших Христа  -  посланником от Бога

10:25-28  Случай   разговора  Иисуса  с  законником,  правильно  понимающим  суть  веры  и  возможность  наследования  вечной  жизни,  но  решившего  проверить  Иисуса  в  том, согласен  ли  Иисус   с  его  знаниями -  для  того, чтобы  в  случае  согласия  доказать  Христу,  что он  - неправ, общаясь с грешниками:
5 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Интересно,  что  из  множества  заповедей  Бога  законник выбрал  именно  основополагающие,   жизнеспасающие,  те,  о  которых  говорил  Иисус.  Понятно,  почему    Иисус  ничем не возразил  ему:
28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
То  есть,  правильные  знания  о  требованиях  Бога  к  человеку  -  это  залог  вечной  жизни при  условии,  ЕСЛИ  их  применять  в  жизни

10:29  Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
Здесь  раскрывается  суть  искушения  законником  -  Иисуса  Христа:  ведь  законник считал,  что  ближними  являются только   праведники  иудеи -   и  всё   на этом.  А  Иисус  общался с грешниками,  значит,  непорядок.

Желая   доказать  самому  себе,  что  он   прав  в  обвинении  Христа,  законник  и  задаёт этот  вопрос,  чтобы  услышать  тот  ответ,  который  он  сам  себе  давно   нарисовал:   дескать,  ближний  -  это  иудей  праведник, фарисей,  книжник,  законник  и  т.д.  В  таком случае, если  Иисус  ответит  по  намеченному  плану,   ему  будет  резонно  обвинить Иисуса  в  том, что,  общаясь  с  грешниками  -  он  совсем  неправ  и  никакой  он  не  посланник  Бога  из-за того, что  общается  с  грешниками,  нарушая  заповедь  Бога  «возлюби  ближнего» -  в  представлении  всех   иудеев  законников  того  времени.

Однако  ответ  Иисуса  был  совсем  неожиданный:  Иисус рассказал  притчу  о самарянине, дав  понять, что  тот,  с  кем  законник  не  общается  и  кем  пренебрегает как  грешником  -  и  есть  ближний,  ибо  ближний  -  это  не  тот,  кто   имеет   официальный   статус  «праведника»  в народе  Бога.  А  тот,  кто  любит,  жалеет,  помогает  -  независимо  от  статуса,   вероисповедания,  пола,  возраста, экономического  и  социального  положения  и  проч., на что  ориентируется  сам  законник  в  определении  тех  ближних,  кого  ему  положено  любить  по  закону  ради  обретения  вечной  жизни.

10:30-37   Притча  о  самарянине
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
 

Иерихон - город  из  удела  Ефремова,  десятиколенного  Царства  Израиль,  ставшего позже  страной  "Самарией"  (Иис.Нав.16:5-8; Ис.7:9). 

Что удивительного  в  этом  примере?  То,  что  священник  и  левит всю жизнь посвятили тому,  чтобы  служить  Богу,  но  одну  из  главнейших заповедей  «возлюби  ближнего», которую хорошо знали и  других  этому обучали  -  в  своей   жизни  не  применяли.

Возможно, если  бы  в  это  время на  дороге  находились  зрители  (кто-то  из  народа, знающий  левита  и  священника  в  лицо) -  то  они  хотя  бы  сделали  вид,  что  им  не  безразличен этот  раненый,  так  как  служители  Бога  такого  рода  всё  делают  только ради  того,  чтобы их  "доброту"  могли  видеть и  прославлять  зрители (Мтф.6:2).

Однако  видимых  наблюдателей  за  их  поведением  не  было,  невидимый  Бог их,  похоже,  мало  интересовал,  а  до  страданий  раненого -  им  не  было  никакого  дела.  Тем  более, что  своему равнодушию  и  чёрствости  они  всегда  могли  придать  благовидный  и  удобный вид  "послушания  Богу":  дескать,  раненый -  на  пути  в  Иерихон,  значит,  самарянин. 
Самарянин  не  относится  к  народу  Бога,  значит, нечестивый, почти язычник,  а  язычникам мы  помогать  не  обязаны.
Может,  конечно,  они  размышляли  иначе.  Но  по  факту - они  прошли  мимо, не видя смысла  проявлять милосердие "вхолостую",  без  извлечения  их  него  "прибыли"  для себя лично. 

Возникает  в  связи  с  этим вопрос: если  служить  Богу, исправно рассказывать о Нём и Его  заповедях  другим,  но  при  этом не стремиться исполнять  то, чему мы правильно учим  других, то нет нам никакой пользы  ни в наших  правильных знаниях,  ни  в том, что мы служим  Богу.

Более  того,  увидев,  как  поступает  такой  «священник»  и такой «левит», вряд ли знающие их будут  всерьёз  воспринимать то, чему они  учат о любви к ближним в наставлении на путь Божий.
Потому - то и должны христиане стремиться поступать  в  соответствии с тем, чему они обучают  других.   

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Интересно,  что  самарянин  даже  и  не  размышлял о  степени  или  количестве  добра, какое он должен  сделать. Он  не  прокручивал  в  это время  в  своём   уме, НАСКОЛЬКО  Бог или кто-то  из  наблюдателей  сейчас ценит  его  трудозатраты  и беспокойства по уходу за  раненым. Не  думал  совсем  самарянин  и  о  том,  что  пострадавший  ведь  даже  не  узнает,  кто ему помог и  что он даже «спасибо» от него  не  услышит. 
А  всё  почему?  Всё  потому,  что,  делая  добро -  он его не в  список добрых дел служения Богу  заносил.  А просто человеку  помог,  пожалел его  потому,  что милосердие  и доброту к людям в себе самом  развил.

Это  и  называется -  «ты сделай тайно» (в  сердце не оценивая  себя НИКАК с точки зрения Бога),  «а Бог воздаст потом явно»
Мы  иногда,  делая  добро  ближнему,   делаем  его  из  желания  угодить Богу (надеясь втайне, что  нам  зачтётся),  а  не  из  любви  и  сострадания к  ближнему.
Зачтётся  ли  ТАКОЕ наше  добро, если  мы  не  оказываем  МИЛОСТЬ, а считаем свои заслуги  пред Богом? Вряд  ли.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость.
  
Законник правильно понял суть ответа Христа: именно внутреннее качество  - милосердие, а не  желание  выслужиться  пред  Богом  или  извлечь  пользу  для  себя  лично  – основа  основ   для  тех, кто желает  достичь  вечной  жизни.  Если  христианин  не  изменит  свою внутреннюю  сущность,  не станет  добрым  и  милосердным  внутри - не видать  ему  одобрения Бога.
Как видим,  разоблачить  Христа  и  оправдаться   в   обвинении  на  него  -  у  законника не  получилось.


Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
  Законник должен  был  прийти  к  следующему  выводу:  «не следует  вычислять  в  уме,  ближний  или  нет  с точки зрения  Моисеева  закона -  тот,  кто  нуждается  в  помощи  и   кому  я  имею  возможность помочь.   Любой,  нуждающийся  в  моей  помощи  -  должен  её  получить». 
Немилосердным  законникам  нет  места  в  вечности  Бога,  даже  если  они  наизусть знают  Божий закон.

10:38-42  Встреча  Иисуса  с  Марфой  и  Марией  за  ужином  в  доме  Лазаря:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Марфа хлопотала о  пище тленной, о достойном  угощении гостя  -  в  любом  другом  случае,  кроме как случая с Иисусом,  это было бы достойно похвалы.  Однако  Марфа не понимала, что  для  Иисуса не хлопоты  её о пище тленной важны, а совсем другое: гораздо важнее, чтобы она,  как и  Мария, присела бы  лучше и  послушала, что он говорит.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
 
 
Обильное  угощение и  гостеприимство  в  гостях - не так ценно в глазах Иисуса, как  желание гостей  послушать  слово  Божье  и  приобщиться  к  пище  нетленной,  духовной,  дающей  жизнь  вечную.  Именно  это  -  благая  часть  встречи  за  ужином, именно это - то "одно", что на самом деле важно в глазах Иисуса
(а одно только нужно)
Более  того,  изобилие  мешает восприятию  слова  Божьего:  и  время  отнимает, и  суета  вокруг  этого  -  отвлекает,  и  насыщение  - усыпляет.   
Если  приглашение  на  ужин -  лишь  повод   обильно  поговорить о  Божьем - это хорошо.  Если же разговор о  Божьем  превращать  в   повод  обильно поужинать -   это плохо

ЛУКА главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru