ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Марка -
9  глава

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16

9:1-9   См.  подробно  разбор  Мтф.16:27,28 -17:1-6

Сцена  преображения  Иисуса  Христа
 

9:1
  И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Среди  учеников  на  самом  деле  находились  те,   кто  не  успел  умереть,  как  увидел  Христа  таким,  каким  он будет  в Царстве  Бога:   в  сцене  преображения  Христа  на  горе  и  -  Христа  после  его  воскресения  ПЕРЕД  вознесением. 
А  Иоанн-апостол – ещё  и  ПОСЛЕ  вознесения  к  Отцу  его  увидел, написав  Откровение,  переданное  Христом  с  небес.

9:2,3   И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился (metamorfo/w)  перед ними.
3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
Слово  metamorfo/w   обозначает  - преображаться, подвергаться превращению или преображению.  То  есть,  Иисус в  определённый  момент  времени  в  присутствии  Петра,  Иакова  и  Иоанна – изменился  видом,  стал  иначе  и  необычно  выглядеть.  Ученики  увидели  его  таким,  каким  он  будет   на  небесах,  вне  мира  земли.  Эта -  одна  из  сцен   вида  Христа  в  неземной  сфере,  так  необычно  он  будет  выглядеть  ТАМ:   весь   словно соткан  из  света  и  пронизан  им. 

9:4-9   И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.
9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Есть  здесь  несколько  интересных  моментов:

1)  Что это было? Ученики Христа видели  буквальную  картинку  из будущего Христа  или  видение (типа  сон) ?  Будет  ли  Иисус  выглядеть  именно  так  на  небесах?

Никто  не  знает  из  человеков,  как  выглядят  дУхи,  но  ученикам  на  тот  момент  важно  было  понять,  что  в  будущем  Иисус  не  останется  таким,  каким  они  его  знали  сейчас (бесправным и всеми пренебрегаемым):  ТАМ  он  будет  другим,  светлым,  сияющим, пропускающим  свет  (плоть  свет  не  пропускает,  не  светится).  ТАМ  нет  темноты  и  «чёрных  одеяний»,  свойственных  земле,  погружённой  в  духовную  тьму.  Картинка  эта  была  не  наяву,  не  в  буквальном  выражении,   а   словно  в  сонном  видЕнии,   ибо  ученики  были отягощены  сном – Луки 9:32. 

2)  Христос   будет   беседовать  с Моисеем и Илией - в  будущем,  ТАМ  на  небесах? 
Нет, Илия и Моисей  из  видения  пророчески  беседовали  с  ним  не  в  будущем  и  не  на  небесах,  а   в  минуту  преображения  Христа  на  земле,  предупреждая  его  о  скором   окончании  его  земного  пути (Лука 9:31 ).  Значит, из  этой  сцены  совсем  необязательно  делать  вывод  о  наличии  Моисея  и  Илии  на  небесах,  к  которым   и  сам  Христос  пойдёт  в  своё  время.  Кроме  того,  Христос  ЯСНО  дал  всем  понять,   что  НИКТО  из  людей  не  восходил  на  небо - ДО  Христа,  по  крайней  мере –Иоан 3:13.  Значит,  видение  Моисея  и  Илии  было  показано  ученикам   для  какой-то  другой  цели (не  показать  им,  что  эти  двое – уже  на  небе)

3)  Как ученики узнали, что это именно Илия и Моисей были,  а не Исаия или Иона, к примеру?  Ведь они   никогда  не  видели этих  пророков  ранее,  чтобы  их  возможно  было  узнать? 
Моисей и Илия  были  великими  пророками     Ветхого Завета,  вызывающими  ассоциацию  прихода  Мессии:  иудеи твердо верили, что  Илия  в  буквальном  смысле   будет предтечей и вестником Мессии, а  Моисей  должен  сопровождать  Мессию,  как  учили  некоторые  учителя  Израиля.  Ученики  могли  догадаться  о  том,  что  это  они  либо  по  действию  святого  духа,  либо  то,  как  и  что  говорили  эти  двое – напомнили  им  слова  Моисея  и  Илии  из  Писания.

4)  Для чего было это видение? 
Для  укрепления веры  учеников  в  Мессианство  Иисуса  и  в  то,  что  будущее  с  Христом -  восхитительно.  Так  хорошо  себя  Пётр  ещё  никогда  себя  не  чувствовал,  пусть  бы   этот  момент  длился  для  него  вечность:  он  уже  готов  был  уйти  в  вечность  и   жить  рядом  с  кущами     Христа,  Моисея  и  Илии,  вообще  забыв  обо  всём  остальном,  что  было  у  него  к  тому   моменту.
Однако  глас  Бога  в  подтверждение  Мессианству  Христа    и  облако  осеняющее -   вывело  их  из  состояния   духовного  сна,  они  очнулись  и  пробудились  от  видения,  вернувшись  в  реальность.      

5)  На  гору для   демонстрации  преображения   были взяты только три ученика,   а  не  все  12   апостолов. Можно было бы решить, что  несправедливо  Иисус  поступает,   почему  -  не все? Почему  Иисус  не  боялся  преткнуть  остальных  тем,  что  имел   как  бы  «любимчиков»? 

Он  избрал  тех,  кому  предстояло  в  будущем  более  всего  претерпеть:   ведь не  всем  апостолам    выпали   одинаковые испытания,  и  объем  работы,  и ответственность  -  не  одинаковая.  Петра  распяли,  да  и  заданий  ему много очень сложных и ответственных было. Иаков- апостол  по  сведениям  историков  был   сброшен с парапета храма и забит до смерти.  Иоанн был сослан  на  Патмос  и  продолжал служение даже после того,  как  умерли  все апостолы. 

Интересно также, что и Павел  в  своё  время   отличился  тем,  что   получил откровение  и  это  укрепило  его -   для  его  поприща.

Можно  считать, что ТАК,  через  откровение,   Бог  поддержал всех,  кому  более  всего предстояло  потрудиться   на  ниве  Божьей  и  за  дело  Его  Царства  -  более  всех   пострадать:   кому  больше  всех дано  благословений,   с  того  и  спрошено  будет  больше,  тому больше всех  и  претерпеть  и  потрудиться дОлжно.

9:10  И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
Марк сообщил о том, что ученики Христа не понимали точно, ЧТО означает воскреснуть из мёртвых  в  отношении Христа.  Что  означает  воскресение мёртвых  в  последний день - они, похоже,  знали,  как  и  Марфа  Лазаря, как знали  об этом  в  Иудее.

9:11-13    И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
Но  то,  что  знали  ученики  о  Христе  из  Писания  через  Малахию   -  должно  было произойти ПОСЛЕ прихода Илии, предупреждающего о пришествии  дня Христова. Но  событиях  со  Христом,  происходящих  ДО  Илии - ученики не слышали и не знали, потому и спросили:  как  это ты воскреснешь?  Если   ПРЕЖДЕ  (процесса)  воскресения  надлежит  прийти  Илии?!  

Поэтому Иисус разъяснил им то, что Илия уже пришёл в лице Иоанна-Крестителя, так что всё в порядке - я  воскресну  не  ПРЕЖДЕ появления Илии, а ПОСЛЕ:   
12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, [надлежит] много пострадать и быть уничижену.
13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.


Здесь  Марк  не  сообщает  о том,  что  Иисус  открыл  ученикам,  кто  Илия,  рассказав  об Иоанне-Крестителе. (Мтф.17:11-13
Кроме  этой  информации  о своём  уничижении  и   воскресении  Иисус  ничего  не стал объяснять до своего воскресения,  всё равно до  учеников  туго доходило  на  тот  момент. Иногда надо дождаться самих событий, чтобы о них что-то понять.

 9:14-19  См.  подробно разбор  Мтф.17:14-20
Случай  маловерия  учеников
14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
Неверие  или  маловерие учеников происходило  не от того, что  они  НЕ верили  в успех:   напротив,  неудача  крайне  их  удивила.  Маловерие  их  в  том, что  ожидания их  не были должным образом связаны с Богом. Даже малая, с горчичное зерно, толика истинной веры, корни которой - в покорности Богу,  дает плоды. (Женевская)

9:20-24    И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Отец  бесноватого  сильно  хотел поверить в то, что Иисус - посланник Божий. Но НЕ  верил этому на момент разговора  с Христом и просил помочь своему неверию. Это неверие не помешало Иисусу  исцелить  его сына  и  тем самым помочь  отцу  из  неверующего  стать  верующим  при  помощи  созерцания   чуда. Если человек хочет стать верующим - есть  смысл  прилагать усилия для помощи ему  в этом  даже  ценою демонстрации  знамений  свыше.  Если не хочет - то и знамения  никакие  не помогут.

9:25   Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
Злые духи,  похоже,   как-то  по категориям   разделяются. В данном случае он был  немой и глухой  и  мучил  человека именно таким образом.
Однако  радует  то, что    все вообще  категории  злых  духов подвластны изгнанию при  помощи  духа  Божьего,  где  бы  они  не  находились, в теле ли человека или  вне  его  (механизм  воздействия  нечисти  на человека  неизвестен,  то  ли изнутри,  то  ли  извне  он  дурно  влияет  на  человека).

9:26-29     И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
См.  разбор  Мтф.17:14-20

Как  понять,  что  этот  род  ( бесы)  изгоняется  только  молитвою  и  постом?  Каким  образом  молитва  и  пост  «устраняет»  маловерие?

Неверие  учеников  не  в   том,  что  они  не  верили  в  свои  способности  исцелять,  а  в  том,  что  свои  способности  исцелять  они  мало  связывали  с  Богом.  Молитва  Богу  свидетельствует  о  вере  только  в  ЕГО  силы,  не  в  свои способности,  пост  свидетельствует  о  полном  смирении  пред  Богом  и  отрешённости  от  всего  мирского.  Вот  и  выходит,  что   молитва  и  пост -   это   «элементы»  полного  доверия  Богу,  они  похожи  на  ключи,  которыми  отпирают  «двери»  больного,  чтобы  бесы   могли   выйти  из  человека    наружу   

9:30   Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
По-прежнему  не стремился Иисус  к  известности,  не  проводил он  никаких кампаний  с  целью привлечь внимание общественности  того  времени  для  будущего  облегчения  свой  участи,  чтобы  общественность вступилась  за него  в  момент  несправедливости  и  притеснения   со  стороны  власть  имеющих. Он просто проповедовал словом и делом   Царство  Божье,  а  за личной  славой  не  гнался.  

9:31,32   Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
32 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.
Снова Иисус говорит о своём  воскресении,  которое для него  наступит  ещё  в  веке  сём.  И снова  ученики не  понимают смысла воскресения  Христова, но  спросить боялись.

Чего  они  боялись?   Скорее  всего – не  желали  снова  глупыми    выглядеть:  ведь   только недавно  Иисус  им  о  воскресении  своём  сказал,    и снова  - спрашивать?  Не  решались.
А  зря:  пусть бы  и глупыми  выглядели,  зато   читающие  Писание  сегодня  - из ответа  Иисуса больше  бы  о  воскресении  его  узнали.
Никогда не бойтесь ВЫГЛЯДЕТЬ глупыми, но бойтесь ими БЫТЬ.

9:33,34    Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
Почему  молчали,  когда  Иисус  задал вопрос  о  причине  спора?  Потому,  что понимали:  не о том  спорят,  о  чём  надобно  было  бы  спорить,  и  - что Иисус  этот  их  спор  не одобрит.
А если понимали, то   зачем,  спрашивается,  спорили?
Натура  грешная  человеческая  такая.
Если  понимаем,  что что-то не  совсем  доброе делаем  или  говорим,  и  если сомневаемся,   что Христос  это одобрит  -  то  стоит ли  это  говорить  или  делать?
Не  стоит.

9:35-37    И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
Иисус  разрешил  их  спор,  поняв, что  причина спора -  честолюбие  и  амбиции:    стать   дитём  по  сути  -  это   не  предпочтение,  а  острая  необходимость  для  того,  чтобы  попасть  в  Царство Бога.  Такой  вид  авторитетности  в  Царстве  Небесном  - обескураживает  многих   честолюбивых  «взрослых»  учеников, ведь  судя  по    образу    мыслей    и  по  характеру  целей,  которые  они  ставили  перед  собой, каждый  раз  споря,  кто  из  них  ценнее   дл  Христа  – они  были  далеко  не  дети.  А,  значит,  до  Божьего  Царства  им  было  ещё  далеко.

9:38-39  См.  разбор  Лк.9:49,50
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
Ученики   Христа  принимают  решение  вместо него  на  основании  собственного  узкого  взгляда  на   понимание  проблемы:  если  они  для  того,  чтобы  научиться изгонять,  например,  бесов  -  трудятся ходить  за  Христом,  то  и  все  должны  также  трудиться  прежде,  чем  уметь  делать  то,  что  делают  они.
Их  запрет  показывает  их   ревность  в  желании  иметь  исключительное  право  на  изгнание  бесов:   все  должны  понимать,  что  это  преимущество -  только  у  тех,  кто  ходит  с  Христом.

Чем  был  знаменателен  пример  этого  иудея-одиночки,  изгоняющего  бесов  именем  Христа?
Для того,  чтобы   изгонять бесов именем Христа,  нужно  было, как минимум,  верить  в то что, Христос  послан  от  Бога  и  что  он  имеет  власть  над  бесами. К тому же,   Бог  видит  сердца  и  не всякий,  кто  хочет пользоваться  силою Его  святого  духа  -  может это сделать  по  собственному  желанию (Деян19:13-16)
Ведь  именно чудеса,  творимые  Христом,  в  немалой  степени служили свидетельством  того, что  Иисус  одобряем Богом.   К такому  же  выводу  могли прийти  апостолы  и  в  отношении  этого  иудея-одиночки, если бы подошли к вопросу беспристрастно:  пристрастное  отношение  в  желании иметь эксклюзивное  право  на  изгнание  бесов  сыграло  с  ними  «злую шутку»,  уловив  в  сети  несправедливого  отношения.  Ничто  в  нас  не должно заслонять объективного подхода .

Бог  мог  наделить  этим умением  иудея-одиночку  по  Своему  усмотрению,  мало  ли  по  какой  причине  этот   человек  не  смог  попасть  в  число  апостолов  Христовых.
Однако факт,  что  во  время   противостояния  Христу  и  исключения  из  синагог  всех,  кто  воспринимал его -   этот  иудей,  тем  не  менее,   безбоязненно  упоминал Иисуса  Христа  при изгнании  бесов,  не присваивая  себе  славу  Божьего  сына -  уже  говорил  о  том,  что  вера  его  во Христа  была  не  маленькой.

9:40  Ибо кто не против вас, тот за вас.
Необязательно  в  условиях  гонения    «водить  хороводы»   ученикам  Христа      для  того,  чтобы  получить  одобрение  Бога.   Но  обязательно  подражать  Христу  в  делах  по  исполнению  воли  Бога.

9:41    И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Обратили внимание:  награда Христова  обещана  для  тех  случаев,  когда напоить  водой   нужно  было  конкретно во  имя  Христа.  То  есть, если   человек  испытывает  трудности,  исполняя  дело  Христово -  такому нужно  непременно  помогать.
Если  помощь  оказана  кому  другому  и  по  другим  причинам  - награда Христова  для  других  случаев  не  обещана. 

9:42   А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
Выходит,  что  если  кто-то  помог   братьям  Христа  в  их  нужде -  тот  не потеряет награды своей.  А  кто обрёк  на смерть  кого-то  из  братьев Христа, толкнув  его  на  согрешение  перед Богом  через  соблазн,  тем самым убив его – тоже  не  потеряет  «награды» своей  (возмездия  от  Бога)  (3Цар.13:21-22;  Евр.10:26)

Почему,  однако,  Христос  говорит,  что  претерпеть  казнь  жернова  на  шее   -  лучше  по  сравнению  с  тем,  чтобы  причинить  вред  малым  сим (людям,  доверившимся  Богу  и  желающим  приходить  ко  Христу)?
Хотя  перспектива   быть  приговорённым  к  смерти  людьми  -  мрачная  (как  сама   по себе процедура  утопления,  так  и  причины,  по  которым   вынесен  такой  приговор),  однако  казнь  по  приговору  человеческому  ещё  не  означает  казни  по  приговору  Божьему:  она  не  обязательно  отнимает  надежду  на  воскресение.  А вот  тому,  кто  подтолкнёт  христианина  на  совершение  греха  - может  быть вынесен  смертный  приговор  навеки   без  надежды  на  воскресение.  (см. также  разбор  Лука 17:2)

9:43-49  И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
Рука,  нога  и  глаз  могут ли соблазнять? Не из  сердца  ли -  все дурные помыслы? Поэтому обрезать,  прежде  всего,   надо  сердце, тогда  и  руки  с  ногами - целыми останутся,  и глаза не надо  будет  себе  выкалывать, ибо никто с необрезанным сердцем не войдет  в царствие Божие.
Зачем  тогда  Иисус  дал такие  указания  в  отношении  удаления  частей  тела?

Иисус показал здесь, что  нет  ничего  важнее  того,  чтобы  остаться  верным Богу и  не согрешить пред ним:  ни  желание  ног,  ни  желание   рук   или   глаз -  не  стоят  того,  чтобы  из-за  них  согрешить.  Уж  лучше  остаться  без  соблазняющих  членов  тела,  чем  без  вечной жизни, предав Бога.  

9:49,50    Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль - добрая [вещь]; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль  
"Всякий огнём осолится". Или другими словами - всякий из учеников Христа в испытаниях  веры "осолится" - приобретёт вкус соли, станет "вкусным" для Бога (жертвы Богу солили).
Вряд  ли  речь  здесь  идёт  о   "консервации" - возможности получить вечную жизнь.
Думаем,  именно о новых "вкусных"  христианских  качествах речь идёт. Если соль не  солёная - кому она нужна в качестве соли?
Так и Божий человек - если  не имеет в себе "особенного вкуса",  свойственного   Божьему  человеку,  или   если  христианин  утратил   этот «вкус»  со временем – то  кому  он  нужен пресным?   Ни  Богу,  ни  людям  пользы  не  принесёт.
Но  нет,  христиане -  это   "соль земли",  это  те,  кто делает  и   жизнь  на   Божьей  земле  и   пищу  Божью -  «вкусной»  и  привлекательной   для   каждого  живущего  на  ней.
Точнее  сказать  -  христианин   должен делать  жизнь  земли  таковой.  А если не так – то  кому нужен такой   пресный  христианин? 

и мир имейте между собою.  Быть  «солью»  земли  для  всех  людей  земли   в  общем   -  это  важно.   Но  и  мир  между  собой -  христианам  иметь  обязательно:  легко  быть  доброжелательным  разово,  увиделся  с  человеком  в  проповеди, мирно  поговорил  с  ним    и  дальше  пошёл.   
А  вот  мирные  и  доброжелательные  отношения  в  собрании  христиан,  ежедневно  сталкивающихся  друг  с  другом  и  с  проблемами -  нелегко  сохранять.  Мир  и  доброжелательность  в  собрании -   это  как раз  и  показатель  тому,  есть  в  нём   «соль» христианства   или   нет.

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru