ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Луки -
9  глава

ЛУКА главы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 

Использованы  комментарии  Женевской  Библии
9:1,2
 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
Заметим,  Иисус  дал  власть  апостолам  и  силу  исцелять  (полномочия  представлять  исцеление  от Бога  и  возможность  это  делать  на  практике), но   не  для  использования  всего  этого в  личных  целях,  а  совсем  для  других  целей:
Иисус  послал   апостолов  с  этими  способностями ПРОПОВЕДОВАТЬ Царство Божие.  Они  должны  были  на  деле  показать,  что  даст  человечеству   приход  Царства  Бога,   исцеление должно  было  укрепить  веру  в  приход  этого Царства  и  показать  его  будущие  возможности.

9:3     И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;  См.  также  разбор   Мтф. 10:9-11
Путешествие  налегке,  во-первых,  облегчало проповедующим  ношу  проповеди:  оно  не  требовало  дополнительных  затрат  на  усилия,  например,  по  необходимости  заботиться  о  вьючных  животных  и   скарбе,  который  бы  пришлось  тянуть  за  собой. 

Во-вторых,  облегчённый  вариант  путешествия   давал  возможность    развиться   доверию Богу:   доверившись  Иисусу  и  идя  в  проповедь  налегке,  они  имели  возможность  прочувствовать  на  себе  заботу  Бога  о насущных  потребностях  тех,   кто  Ему служит,  исполняя  Его  волю.  

9:4,5     и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь [в] [путь]. А если где не примут вас, то…
Эти  тексты  легко  опровергают  всех  противников  христианской   проповеди  по  домам.  Ученикам  Христа  было  дано  задание  обходить  селения  и города  и  наведываться  в  дома   с  целью  выяснить    отношение   их  обитателей  к  благой  вести. 
Предполагалось,  что  среди  слушателей  обнаружатся  как  те,  кто  примет  благую  весть (в  таком  случае  христиане  имели  возможность  найти  себе  место  для  временного  проживания  на  период  обхода  всего  населённого  пункта).  Так  и  те,  кто  отвергнет  её.  Иисус  даже  предсказал,  что   всё  селение  дружно  и  целиком   может  отвергнуть  и  благую  весть  и  самих  проповедников.
Такая  же   картина   отношения  к  благой  вести  и  к  тем,  кто  её  несёт -   может  наблюдаться и  сегодня.    

А если где не примут вас, то,   выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.    
не следует воспринимать эти слова как руководство к действию.  Иудеи иногда отряхивали пыль ног, вернувшись из земли языческой,  демонстрируя  своё  неприятие  язычников  таким  образом:     даже  пыль  дорог,  которой   могли   касаться   ноги  язычников  -  и  та  праведнику  иудею  невыносима.

Поэтому, отряхивание ног перед городом должно было бы означать следующее: город,  который не принял учеников  Христа   - выходит,  не принял  и   Иисуса.  Стало  быть,  в духовном смысле  -он  стал  «языческим» со  всеми  вытекающими,  с  будущим  судом  и  наказанием  отвергнувших  Христа,  если  жители  города  этого  не  опомнятся,  не  раскаются и  не  примут  Христа  до  самого  конца  (дней  своих  или  века  сего  нечестивого)

9:6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.   
Представим  путь  проповедующих  евангелие  Царства  Божьего : ПОВСЮДУ и ВСЕМ встречающимся  прохожим  они  несли эту весть  и  исцеление.
Судя  по  всему,  не  пропускали  никого на  своём пути  по селениям  и между селениями.
Поступали  без  лицеприятия,  не пытаясь  по  лицам  вычислять,  кто  достоин  услышать  от  них  благую  весть,  а  кому  можно о  счастливом  будущем  и  не сообщать.  Каждому  встречному   имеет  смысл  благую  весть  предложить  выслушать.  А  желающие  себе  счастья  в  Божьем  мире  -  по ходу  всегда  отыщутся.   

9:7,8   Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал [Иисус], и недоумевал:
Ирод  Антипа: 
По завещанию Ирода Великого после его смерти Иудея была разделена между тремя его сыновьями:  Архелаем, Филиппом и Антипой.  При этом  Архелай должен был наследовать царский титул, на который претендовал и Антипа. Однако римский император Август, который утверждал назначение, «предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха и обещанием возвести его в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным. Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода» (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II, гл. 1-6, также «Иудейские древности» XVII, гл. 8-11). Таким образом Антипа получил лишь более низкий титул тетрарха.

ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
Молва  о  деятельности  Иисуса   распространялась  в  Иудее  быстро. 
Как  видим,  по   делам  иудея  в  Божьем  народе   делали   о  нём  кое-какие  выводы,  догадываясь   издалека,  что  у  Иисуса  способности  Божьего пророка  (о  чём  не  могли  бы  догадаться  другие  народы,  ничего  не знающие  о  пророчествах  Малахии  по   Илии-пророку  или  о  признаках  Божьего  пророка).
Ещё  можно  заметить  из  этих  слов,  что  о  воскресении  мёртвых  у иудеев  в  1  веке  были  весьма  смутные  представления:  они  знали,  что  само  по  себе  воскресение  умерших   возможно,  но  кем  будет  воскресший  и  когда  должно  произойти  воскресение  -  никто,  похоже,  толком  из  них  не  знал.
(кроме  случая  с  Марфой,  которая  уверенно  знала  о  воскресении  в  некий  последний  день – Иоанн.11:24)   

9:9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.  Весть  о  великих  делах  Христа  всполошила  Ирода,  ибо  он  недавно  убил  Иоанна-Крестителя  и,  естественно,  ему  было  о  чём  беспокоиться. 

9:10   Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали;  
Это  место  Писания   показывает,  что  «отправка»   апостолов  на проповедническую  деятельность   Христом -  была  продуманным  организационным   мероприятием,  в  котором  присутствует  планирование  проповеднической  деятельности,  обеспечение  «инструментами»  деятельности,  отчёт  о  деятельности   и  анализ  выполнения  плана.  
Только  такой  системный  подход в  управлении   любой  деятельностью,  а  проповеднической  христианской   -  в  особенности,   помогает  осуществить  намерения  организатора  деятельности  в  полном  объёме,  исполняя  Мтф. 24:14.
Поэтому  если  проповедующий  христианин  будет  анализировать  свои  дела     и  отчитываться  перед   современными  организаторами  всемирной  проповеднической  деятельности     -  то  это  явление  не  следует  воспринимать  «в  штыки»:   оно  совершенно  нормальное  для   Дома  Бога,  в  котором  сам  Бог     является  устроителем  порядка  для  любого  рода   деятельности,  а  для   жизнеспасающей   -  тем  более.  

и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.  
Уединение  Иисуса  с  группой   своих  учеников   подальше  от  множества   народа  -  было  обычным  явлением,  это  было  необходимо  делать  для  обсуждения  множества  текущих  вопросов,  для  размышлений  над  словом  Бога  и   над  дальнейшими  своими  действиями  в   жизни.  
Этот  уединённый  сбор  христиан  является  прототипом   современных  христианских собраний,  когда  все  ученики  Христа  собираются  вместе  для  решения  множества  текущих  проблем,  для  размышления  над     словом  Бога  и  своей  христианской  деятельностью.

9:11    Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.   Явление,  когда  к  собранию  христиан  желает  присоединиться  и  множество  другого  народа  для  бесед  о  Царстве  Бога  и  духовного  исцеления,  получая  надежду  на  счастливое  будущее  и  поддержку  Бога  в  настоящем  -  тоже  нормальное:  для  того и  существуют  собрания  христиан,  чтобы  знакомить  со  словом  Бога  всех  жителей  земли  и   пробуждать  в  них   желание  присоединиться.

9:12-17  Кормление  народа  двумя  рыбами  и  пятью  хлебами.  См.  также  разбор  Мтф. 14:14-21
дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?  Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.  
В  кормлении    большого  количества  народа  без  упорядоченной  организации  кормления  -  также  не  обойтись:  в  хаотичном   кормлении  кто-то  может  остаться  голодным,  а  кто-то  пресытиться  до  тошноты.

То  же  самое  явление  наблюдается   и  в  кормлении  духовной  пищей:  всё  должно происходить  организованно,  чтобы  возможно  было  учесть  и  накормить  каждого  нуждающегося.   Без  системы  планирования  невозможно  накормить  духовной  пищей   человечество  всей  планеты,   ибо  может  оказаться  так,  что   в  одном  месте  планеты   будет  множество  проповедующих, а  в  другом  -  никто  и  не услышит  благой вести  по причине отсутствия проповедующих.  

16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
В «кормлении» народа - ученики Христа играют большую роль: сначала Иисус даёт хлеб ученикам своим, чтобы те – раздали народу. Такой  же принцип и при раздаче духовного хлеба: ученики Христа - первые помощники ему в этом.

17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.  Анализ  «кормления»  -  также  необходимый  этап  в  насыщении  народа:  запланировав  насытить  всех,  необходимо  и  проверить   «выполнение  плана»  по  кормлению,  проверяя,   все  ли  насытились,   чтобы  никто  не остался  голодным.
То  же  -  и  с  духовным  кормлением.  Когда  кормит  Иисус  -  сыты  все  и  остаются  "куски  пищи" (излишки,  которыми  можно  делиться  с  другими).  Заметим,  народ  может  поделиться  тем,  что  вкушал  сам  из  рук  учеников  Христа.

Как  видим,  система  планирования  и  анализа   любой   совместной  коллективной  «трудовой» деятельности -  это  не  продукт  социализма  с  капитализмом,  а  всего  лишь  пример  рациональной  организации  успешной  коллективной  деятельности -  Иисусом  Христом:  он  организует  "места"  кормления  (собрания),  кормит  через  своих  учеников  досыта,  а  накормленный  Христом  народ  может  подкармливать  и  других  голодающих,  участвуя  в  проповедническом  служении (2Тим.2:2).    
В  распространении  духовной  пищи  должны  использоваться   "остатки" только той  пищи,  которой  Христос  насыщал  народ:  пища  своего  собственного  приготовления  не  должна  использоваться  в  духовном  кормлении.

9:18,19  В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?   
Иисус  интересуется  мнением  народа  о себе  для  того,  чтобы  выяснить,  к  какому  выводу  приходят  наблюдающие  за  ним,  и    согласны  ли  ученики  Христа  с  мнением  большинства  в  Иудее.

19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же [говорят], что один из древних пророков воскрес.  Народ  в  большинстве  своём  понимал,  что  Иисус – не  совсем  обычный  человек,   он  похож  на   Божьего  пророка,  жившего  в  прошлом   и  восставшего из  мёртвых.
Но  на этом  их   рассуждения  о  том,  кто  есть  Христос – заканчивались.   
См.  разбор  Луки 9:7,8

9:20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.  Ученики  же  приняли его  как  обещанного  Мессию,  Божьего  посланника.  То  есть,  они  понимали,  что  Иисус  -  сам  по  себе,  он  не  может  быть  воскресшим  пророком  древности,  но послан  к  Божьему  народу  от  самого  Бога     -   с  особой  миссией.

9:21,22   Но Он строго приказал им никому не говорить о сем..   
Иисус  не  хотел,  чтобы   раньше  времени  открылось,  кто  же  он  на  самом  деле, во – первых, потому,  что  каждый  сам   должен  был  приходить к такому выводу  на основании Писания  и дел, им творимых.  А  во- вторых,  он  знал,  что   когда  ему  надлежит  предстать  пред  народом  в  качестве  Христа  Божьего  -  его  постигнет  тяжкая  участь: 
сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
 
Заметим,  что  Христос  готовился  пострадать  и  погибнуть  от  рук  не  посторонних  ему  людей,  а   сородников  своих   по  крови  и  по  вероисповеданию:  от  своих  же  по  вере.

Здесь  он  впервые  сообщает  ученикам   о  своём  воскресении,  но  не  акцентирует  на  этом  своё  внимание,  без  паузы  переводя  разговор  в  другое  русло.
Можно  себе  представить,  насколько  же  нужно  было быть  внимательными ученикам,  чтобы   не только  запоминать     слова   Христа,  но  и вникать  в  их смысл.  

См.  также  разбор   Мтф. 16:21

9:23  Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Если  тезисно,  то   путь Христов  выглядит  так:
1)  Нужно  иметь  сильное  желание  идти  за Христом. 
Условие  ЕСЛИ -  само  по  себе   предполагает  и  наличие  тех,  кто  не  захочет  идти  за  Христом.  Но Христос  и не настаивает на том, чтобы  абсолютно  все хотели следовать за ним.

Проповедникам   тоже не стоит настаивать на том, чтобы все непременно шли за Христом и отрекались от удовольствий века сего, следуя по жизни путём самоотречения и самопожертвования:   не стОит  быть   навязчивыми     в  желании привлечь  ближних   к  пути  Христову.   Излишняя  напористость отбивает  всякое  желание  у  слушающих  принять  путь  Божий  для  себя.

2)  Нужно  отречься  от  себя.  Это  означает     отречься  от  своего  «я»  и   посвятить  свою  жизнь   не  себе  и   удовлетворению  своих  собственных  желаний,   а   исключительно  исполнению  воли Бога по  принципу:  «Отче! все возможно Тебе;  пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.»

3)  Нужно  взять  крест   свой  (не  чужой),  у  каждого  христианина   тяжесть  «креста»  Христового  пути  -  разная,  зависит  от  многих  обстоятельств,  но  суть  его  -  одна  на  всех. 
В  чём?
«
Крест»  или  ноша  христианина  в  том,   чтобы  всегда  заботиться  о   соблюдении  Божьих интересов  больше,  нежели  о   соблюдении  своих,  и  всегда быть  готовыми  пожертвовать  своими  интересами -  ради   соблюдения  Божьих.  Участие  в  проповеднической  деятельности,  например   -  одна  из  «тяжестей»   христианского  пути,  ибо  Бог  хочет,  чтобы  все  люди  спаслись  через  познание  Его  истины  от благовестников (1Тим.2:4, 1Кор.9:16)
Этот  «крест» Христов  приходится  нести  каждый  день,  решая  самые  различные  проблемы,  начиная  от  бытовых  и  личных  и,  заканчивая,  духовными.  
Одному курить бросить –  «тяжесть»  пути  Христова;   другому  - жизнь отдать,  а  иному -  о домашних  своих  заботиться,  да    ещё  успеть  хотя  бы  что-то  для  Бога сделать.  И  каждый -  свой  крест  нести  дожжен,   и  нет  смысла  свой  -  с чужими   «крестами»  сравнивать.

4) В  пути  Христовом   нужно  постоянство:  не эпизодически,  а   изо дня в день, из  года  в  год   нужно  стараться  подражать Христу  во  всём,  как   в  рутине  размеренной  жизни,   так  и   в  проблемах  с  неприятностями. 
Получилось  у  нас   идти  за Христом  или  нет -   Иисус  сам  вместе  с  Отцом решать будет  в  итоге,  а  не  мы  сами  и  не  наши  соверующие,  наблюдающие за нами. 
Условия  для  пути  - есть,  взявшиеся  исполнять   их  -  тоже   есть,   есть  и  оценивающие.  Но   только  время  покажет,  кто  куда  дошел  и как.    
См.  также  разбор   Мтф. 16:24-26

9:24   Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Кто потеряет свою душу ради меня, тот спасет ее (Луки 9:24).
Что значит потерять душу (жизнь) свою? Только ли   себя  самого,  своё тело, свою жизнь? Не только.  ВСЁ,  что  любит душа  (человек) в  этой жизни   - ВСЁ  надо потерять.
А  если  душа  прилепилась  к  чему-нибудь  или  к  кому-нибудь  больше,  чем к Богу и Христу,  то как  можно её  потерять?
Никак:  так  или  иначе,  а   будешь   это  ценить,  любить,  цепляться  за  это и по факту  выйдет,  что ты  не  потеряешь  душу  ради Христа,  так  как   себе  что-то  от  этой  жизни  оставляешь.
Однажды Петр сказал:  «вот, мы оставили ВСЁ ради тебя»… Сначала  ВСЁ, что любила их душа - они оставили  и  пошли за Христом,  а потом -  и  души свои потеряли....

Неплохо, конечно  бы,  иметь   хорошую семью,  работу,  здоровье,  счёт в банке,  жить  в богатой и спокойной  стране,  иметь двухэтажный  особняк,  машину   и  прочее,  и,   имея  всё  это до самой смерти,  -   в  итоге  ещё  и  спастись.  
Только так  ли путь Христов   выглядит? 

Петр  однажды считал, что  готов  потерять душу свою  ради Христа,  а  вместо этого  три  раза отрёкся,  так  что,  кто  думает,  что стоит, берегись.... 

 9:25   Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?  
Забавно,  но иногда людям  хочется  не  весь  мир, а  гораздо  меньше.  Например, израильтянам в пустыне захотелось всего лишь мяса  и  результат: Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.(Чис.11:33)
Да  и сейчас очень многим людям хочется не чего -то  сверхъестественного ,а элементарных человеческих  условий  и радостей. Но и  это,  увы,  для  живущих по  христианским  нормам - бывает  недоступно.

И вот тут- то и возникает дилемма: ведь поступив  так,  как  поступают люди,   не живущие  по нормам Божьим,  часто можно  получить  желаемое.
И  может  возникнуть  искушение:  «ну подумаешь,  нарушу  разок,  мне  же  так хочется  решить  этот  вопрос   (или получить эту вещь), а  потом  буду служить тебе, Боже,  по  правде  с удвоенной силой,  а,  может,  и  с  утроенной»….
Что  сказать  на это?  Лукаво  сердце человеческое  и  крайне испорчено. И невдомёк  нам,  что   желаемое  «мясо»    может  оказаться  таким, что всю жизнь нашу перевернёт  с ног на  голову.  
Вот  и  думай:  соблазниться   и  получить, ценой  нарушения  Божьих  заповедей  (потерять  душу  свою),  или  лучше обойтись,  но  сохранить  преданность  Богу (спасти  её)?    

9:26  Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится,  когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов
Как  можно  постыдиться  Христа  и  его  слов?  При  выборе  «поступить   как  велит  Бог»  или  «поступить  как  я   сам  хочу  (мои  ближние  хотят)» -  выбрать  второе  и  поступить  по-своему,  против  желания  Бога  или  Христа  Его.

Если  христианин  будет  поступать  по-своему,  тогда  и  с  ним  Иисус  поступит  по-своему:  ему   будет  стыдно  возвращать  к  жизни  в  Миллениуме   всех,  кто  предаёт   или  отвергает  напрочь его  Отца.

9:27   Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Иисус  здесь   также   предсказывает,  что  среди  учеников  есть  те,  кто  не  успеет  умереть,  как  увидит  Христа, грядущего  в  Царствии Своём:  речь  идёт  о  том,  что  многие  ученики  видели  преображение  Христа  (последующее  за  этими  событиями  Матф17:2),  затем -  увидели  Христа  после  его  воскресения  перед  вознесением,  а  Иоанн-апостол – ещё  и  после  вознесения  к  Отцу  его  увидел, написав  Откровение,  переданное  Христом  с  небес.

9:28-36   Сцена  преображения  Христа,  когда  он  забрал  на  гору  не  всех  учеников,  а  выборочно, взяв Петра, Иоанна и Иакова.
См.  подробно разбор   Матф.17:1-6
Остановимся  на  некоторых   текстах:

30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
Как ученики узнали, что это именно Илия и Моисей были,  а  не Исаия или Иона, к примеру?  Ведь они   никогда  не  видели  этих  пророков  ранее,  чтобы  их  возможно  было  узнать? 
Моисей и Илия  были  великими  пророками     Ветхого Завета,  вызывающими  ассоциацию  прихода  Мессии:  иудеи твердо верили, что  Илия  в  буквальном  смысле   будет предтечей и вестником Мессии, а  Моисей  должен  сопровождать  Мессию,  как  учили  некоторые  учителя  Израиля.  Ученики  могли  догадаться  о  том,  что  это  они  либо  по  действию  святого  духа,  либо  то,  как  и  что  говорили  эти  двое – напомнили  им  слова  Моисея  и  Илии  из  Писания.

31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.   
Иисус  был  предупреждён  свыше  о  том,  что  его  ожидает  в  Иерусалиме.   То  есть,  Бог,  когда  это  нужно,  находит  способы  передать  своим  служителям  вести  свыше.

32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.   Всё  это  происходило  в  видениях,  не  в  буквальном  смысле,  как  сон  просматривали.

33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил.
Так  хорошо  себя  Пётр  ещё  никогда  не  чувствовал,  пусть  бы   этот  момент  длился  для  него  вечность:  он  уже  готов  был  уйти  в  вечность  и   жить  рядом  с  кущами     Христа,  Моисея  и  Илии,  вообще  забыв  обо  всём  остальном,  что  было  у  него  к  тому   моменту,  его  осознание  настоящего  времени  и  реальности  -  словно  отключилось.

35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.  Облако   осеняющее  в  Библии  часто  является   символом  Божьего  присутствия.
Вера  учеников,  кому  надлежало  много  пострадать  за  Христа,  укрепилась  этими  словами  Бога,  если  и  были  какие-то  сомнения  у  них  -  Бог  развеял   и  последние.

9:37- 42  О  маловерии  учеников,  когда  они  не  смогли  исцелить  бесноватого,  о вере  с  горчичное  зерно,  о  передвижении  гор  и  об  изгнании  рода  бесов  молитвой  и  постом -  
см.  подробно  разбор    Мтф.17:14-21

9:43-46  И все удивлялись величию Божию.   Не  имеется  ввиду,  что все    считали  Иисуса  Богом  (как  мы  помним,  народ  считал   его   одним  из  воскресших пророков).  Но  все  видели,  как  через  Иисуса  действует  Бог.

Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим:
44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них,
 
Казалось  бы,  зачем  Иисус  снова  говорит  им  о  своём  исходе,  если  должен  был  предвидеть,  что  они  не  поймут  и  что  понимание закрыто  от  них?
Иисус  часто  повторял  им  некоторые  слова  и  перечисление  событий   для  того,  чтобы  они  оставались  в  памяти,  а  когда  придёт  время  открыться  их  восприятию  (после  исполнения  определённых  событий)  -  они  бы  имели  возможность  сложить  картину  в  голове  своей  из   фрагментов  в  одно целое  и  понять,  что  то,  о  чём  говорил  им  Иисус,  сбылось.

так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.   
Ученики  не хотели   рассердить Иисуса  своей  непонятливостью,  они   чисто  по-человечески  понимали,  что  от  чьей-то  непонятливости   можно  уставать.
Однако,  недолго они  были  мучимы  разгадкой  непонятных  слов  Иисуса:  их  внимание  быстро  переключилось  на  то,  чтобы   в  связи  с  повторяющимися  предупреждениями  Иисуса  о  предстоящем  уходе  -  успеть  выхлопотать  для  себя  возле  него  «тёплое»  местечко:

Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

9:47,48  Спор  о  том,  кто  из  них  -  больше,  в  смысле -  ценнее  для  Бога  и  пример  величия  дитя   в  Царстве  небесном  -  см.  разбор   Мтф.18:1-4

9:49,50 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
Ученики   Христа  принимают  решение  вместо него  на  основании  собственного  узкого  взгляда  на   понимание  проблемы:  если  они  для  того,  чтобы  научиться изгонять,  например,  бесов  -  трудятся ходить  за  Христом,  то  и  все  должны  также  трудиться  прежде,  чем  уметь  делать  то,  что  делают  они.
Их  запрет  показывает  их   ревность  в  желании  иметь  исключительное  право  на  изгнание  бесов:   все  должны  понимать,  что  это  преимущество -  только  у  тех,  кто  ходит  с  Христом.

Чем  был  знаменателен  пример  этого  иудея-одиночки,  изгоняющего  бесов  именем  Христа?
Для того,  чтобы   изгонять бесов именем Христа,  нужно  было, как минимум,  верить  в то что, Христос  послан  от  Бога  и  что  он  имеет  власть  над  бесами. К тому же,   Бог  видит  сердца  и  не всякий,  кто  хочет пользоваться  силою Его  святого  духа  -  может это сделать  по  собственному  желанию (Деян19:13-16)
Ведь  именно чудеса,  творимые  Христом,  в  немалой  степени служили свидетельством  того, что  Иисус  одобряем Богом.   К такому  же  выводу  могли прийти  апостолы  и  в  отношении  этого  иудея-одиночки, если бы подошли к вопросу беспристрастно:  пристрастное  отношение  в  желании иметь эксклюзивное  право  на  изгнание  бесов  сыграло  с  ними  «злую шутку»,  уловив  в  сети  несправедливого  отношения.  Ничто  в  нас  не должно заслонять объективного подхода .

Бог  мог  наделить  этим умением  иудея-одиночку  по  Своему  усмотрению,  мало  ли  по  какой  причине  этот   человек  не  смог  попасть  в  число  апостолов  Христовых.
Однако факт,  что  во  время   противостояния  Христу  и  исключения  из  синагог  всех,  кто  воспринимал его -   этот  иудей,  тем  не  менее,   безбоязненно  упоминал Иисуса  Христа  при  изгнании  бесов,  не присваивая  себе  славу  Божьего  сына -  уже  говорил  о  том,  что  вера  его  во Христа  была  не  маленькой. 

Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.  Необязательно  в  условиях  гонения    «водить  хороводы»   ученикам  Христа      для  того,  чтобы  получить  одобрение  Бога.   Но  обязательно  подражать  Христу  в  делах  по  исполнению  воли  Бога.

9:51  Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим;
Для  того,  чтобы  погибнуть  Иисусу  в  Иерусалиме,  исполняя  волю  Отца  своего  -  совсем  необязательно  было  непременно  ХОТЕТЬ  идти  в  Иерусалим,  ведь  чувства  ответственности  перед   предстоящим   выполнением  долга  было  бы   вполне  достаточно. Однако  на одном  чувстве  долга  далеко  не уедешь,  он  восхотел  по  другой  причине. 
Иисусу  не  хотелось  страдать  и погибнуть,  как богохульнику,  но  любовь  к    Отцу   рождала  во  Христе  и  желание  исполнить  Его  волю.    
И  если  для того,  чтобы     исполнить  волю  Отца,  ему  нужно  было  непременно пострадать  как  богохульнику,  то   он  готов  был  идти на лишения и страдания. 

В  обычных  условиях  человеку не свойственно  желать терпеть  неудобства,  страдать, лишать себя чего-то   и  добровольно  идти  на  смерть.  Но  если  при  исполнении  воли  Отца  и  для  возможности  Его  порадовать  своей  верностью -без  этого  не  обойтись,   то  именно   желание Его  порадовать   непременно  поможет вытерпеть  многое  и  делать с радостью  то, что в обычных обстоятельствах  приносит  только  огорчение.

9:52,53   и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;  но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.  
Последнее  путешествие  в  Иерусалим  подробно  описал  только  Лука.  Иисус имел вид путешествующего  в  Иерусалим:  направлялся  в  сторону   Иерусалима.   Поскольку   Самаряне с  иудеями  не  общались, они  и  не  приняли его.

9:54  Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Духовная  незрелость  в  учениках  проявилась  искренним  негодованием.   Они   решили наказать  за   такую  дерзость   самаритян,  что  само  по  себе не  может  быть  от  Божьего
духа:  не приняли - ну  и не надо,  силою  заставить принять – это  не  метод  Божий,  а  уж  губить кого –то  -  и  подавно  не  в  согласии  с  Божьим  духом,  ведь цель  Бога  -  спасать,  а  не  губить.
Именно  на это  заблуждение  указал  апостолам  Иисус:

9:55,56  Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;  ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.  
Вряд  ли   на самом  деле апостолы   хотели, чтобы  все  самаряне погибли.
Ведь  они  не  были   ни злыми,  ни   мстительными,  ни  чересчур  праведными  в собственных  глазах,  просто  не  подумали  головой,  а  поддались чувствам (Прит19:11).  Им  стало обидно  за Христа. Он пришёл спасать  людей, а  самаряне,  видишь  ли,  его  не  принимают.
Такие же  чувства могут  возникнуть  и  у  нас,  когда мы приносим  благую весть,  а  люди  нас  просят  удалиться. Чувства   апостолов можно  понять,  но часто чувства  заслоняют  здравый смысл.  Поэтому  и сказано, что  благоразумный медлен  на  слова.   
Прежде,  чем  произносить что- либо,   нужно,  не  торопясь,  подумать  над  тем,  что  стоит  за нашими  словами  и  хотим  ли  мы  на самом деле  того, чтобы  они  исполнились. 

Ведь  если   бы ученики  как  следует  подумали,  они  бы и намерения Божии вспомнили,  и  причины  неприятия  Христа  увидели бы,  и  случаи,  когда сами поступали  неблагоразумно  или  проявляли  недоверие  ко Христу -  вспомнили бы  тоже.  Вспомнили  бы  и  то,  что  самаряне находились  в  худшем положении, чем  иудеи,  поскольку  их поклонение  было  искажено  еще больше.
А  поддались  чувствам  -  и  чуть  было  не  согрешили:  чувства  -  плохой  советник  для  христианина.

9:57-62  Случай   разного  отношения  к   трём   желающим   идти за  Христом -  по  разным  причинам:   
57 Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
  
Первому  желающему  Иисус  показал  сложность  и  тяготы  своего  пути,   отсутствие благоустроенного  жилья  -  и  этого  оказалось  достаточно  для  того,  чтобы этот  желающий решил  не  идти  за  Христом:  ну  к  чему  ему  такие  трудности?    
Не  отказал  ему Христос, а  всего  лишь показал  реальное положение  вещей  пути  за  собой,   и если  бы  вопрошающий  сказал, что  ему  всё  равно  и   что  он  готов,  как  и  Христос,  жить  без крова  и  питаться,  чем  придётся -  то Иисус не  отказал  бы  ему.

59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Другому сказал где-то так:  «оставь отца своего и  не  беспокойся о  жизни его без тебя,   следуй за  мною»,  хотя забота о престарелых родителях – требование Бога.

Во  втором  случае Иисус видел, что  человек  готов  идти за ним и терпеть тяготы пути  его,  но искренняя  забота  о родителях  могла  послужить  проблемой, поэтому  Иисус  показал ему,   как решается  эта  его  проблема  и  заверил, что о его родителях  есть  кому  позаботится.  И поскольку  других  препятствий   у  него  не было  -  человек  пошёл  за  ним  после  того,  как  понял,  что  его  проблема  -  на  самом  деле  и  не  проблема  вовсе.

61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Третьему  Иисус  сказал  что-то вроде того:  «не возвращайся  к  домашним,  уходи  от них  без   процедуры  прощания  и  без  предупреждения:   не  оглядывайся назад,  как  жена  Лотова,  ибо   кто,  желая  идти  за  мной  вперёд,  в  голове  имеет  ещё  и  своё  прошлое   и  не  понимает,  что  медлить  опасно     -  неблагонадёжен  для  меня».
Почему ?  
Иисус  показал,  что  время не ждёт  и перед ним сейчас стоит выбор: то  ли сразу  взяться  за дело и идти с  Христом,   то  ли  пойти  и устроить церемонию  прощания  с  родными,  но  за  это  время  Христос  уже  уйдёт  далеко  и,  возможно,  найдёт  себе  того,  кто  откликнется  сразу. 
Ибо  Христос  не  мог ждать,  пока  каждый  из  призываемых  им  - уладит  все  свои  домашние дела:  незаменимых  нет.

Нам  не  всегда приходится  делать  именно    такой выбор,  и  иногда бывает, что возможно успеть  и  то  и  другое.  Но  если  такой  выбор  возникает,  то  желающий  следовать  за  Христом должен  быть  готов,  не  колеблясь, сделать выбор в пользу Христа.   Если  христианин  не  научится  правильно  расставлять  приоритеты  в  делах   своей  жизни,  то  он  может  не  успеть  за  Христом.
См.  также   подробнее   разбор   Мтф. 8:19-22

ЛУКА главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru