ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Луки -
8 глава

ЛУКА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 

Использованы комментарии Женевской Библии

8:1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
Апостолы имели возможность наблюдать за тем, как Иисус Христос проповедует, обходя вместе с ним как можно больше населения Иудеи.
Они слышали, в чём же заключается смысл благой вести о Царстве Бога, поэтому, когда пришёл их черёд перенять эстафету этой проповеднической миссии от Христа - апостолы имели представление, о чём следует говорить с людьми, привлекая их к Богу и принятию Христа через благовествование.

8:2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
Иудейские духовные учителя веры не обучали женщин, так что принятие Иисусом женщин
в число своих учениц и спутниц в проповеднической деятельности должно было вызывать удивление современников.

8:3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
Оказывается, помогать Христу можно не только участием в проповеднической деятельности, делать это можно и «имением своим»: заботясь о нуждах проповедников и освобождая их время для исполнения Божьей воли в благовествовании. К примеру, готовить им еду, стирать, заботиться об обустройстве их быта и т.д., чтобы сами они тратили время не на хозяйственно-бытовые нужды, а на проповедь благой вести.
Что у кого лучше получается, тот ТЕМ и помогай Христу продвигать на Земле интересы Бога и Царства Его.

8:4-8 Притча о сеятеле и разных видах почвы в сердцах слушающих:
4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
Притча - наглядный пример или иносказание - использовалась Иисусом всякий раз, когда он хотел выявить интерес к духовному и ожидал, кто же заинтересуется смыслом сказанного (см. также разбор Мтф.13:1-8 )

Наглядный пример сеятеля и попадания зерна в разные виды почвы, помогло бы всем интересующимся смыслом этого примера понять, почему же все слышат одинаковые слова Христа (сеятель сеет одинаковое зерно), но результат духовного посева и реакция на услышанное - потрясающе разная:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.
Как видим, пользу сеятель получил только от одного вида почвы, и кое-что было посеяно и растрачено впустую. Однако если бы он совсем не сеял, не было бы у него вообще никакого «урожая».

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Казалось бы, уши имеют все и речь Христа слышали все. Однако Иисус именно и имел ввиду уши тех, кто желал понять Христа, был настроен на нужную духовную волну и способен распознать «частоты» слова Бога, ибо не у всех уши были настроены слышать подтекст притч Иисуса.

8:9,10 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Как видим, из всего множества народа только ученики Христа заинтересовались значением этой «сказки» для взрослых: остальные не пожелали знать, к чему это Иисус им такие примеры приводит.
Поэтому именно ученикам Иисус и открыл значение этой притчи:

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах
То есть, ученикам дано знать тайны духовные не потому, что они особые, а остальные - неполноценные. А потому, что ученики к этим знаниям живой интерес проявляли, в отличие от других; они понять слова Христа хотели, а не просто пустыми разговорами увлекались: насытить можно только алчущего, а сытого бесполезно пытаться накормить.
Поэтому для остальных тайны Божьего Царства не открылись, притча осталась притчей, они даже и не думали, что в ней - какой-то духовный смысл о гранях Царства Божьего заложен; для них рассказ Иисуса не более, чем рассказом о сеятеле остался, послушали и разошлись по домам, и тут же забыли, дескать, эко диво, всего лишь рассказ о сеятеле!

так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Категория сытых, расслабленных, удовлетворённых своим привычным образом жизни земного обывателя-потребителя, как правило, не интересуются духовными вопросами и поиском Божьего смысла в происходящем: активная «работа желудков» мешает работать разуму, сытого духовным - от духовного всегда клонит в сон.
О такой категории землян весьма ёмко и колоритно высказался Игорь Губерман:
Есть люди — прекрасны их лица
и уровень мысли высок,
но в них вместо крови струится
горячий желудочный сок.
Если в разуме человека не возникает никаких вопросов, то и ответов искать он никаких не станет. И получается у этой категории слушать, но не слышать смысла, смотреть, но не видеть смысла в том, на что они смотрят: они спят с открытыми глазами.

Потому-то Иисус и сказал:
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Матф.5:6)
А об остальных - не сказал, что они насытятся.

8:11-14 Иисус открывает тайны тем, у кого к этому был интерес - ученикам своим (не случайно, стало быть, они в апостолы были избраны, интересовались Божьим смыслом жизни):
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
Итак, кое-что из множества тайн и граней Царства Божьего они начали узнавать: оказывается, интересы у этого Царства - сеять слово Божье среди человечества; слово Божье должно достичь сердец, не только ушей; сердца слушающих могут быть глубокие и нет, легкомысленные и нет; есть враг у Царства Божьего - это дьявол; дьявол тоже в курсе разной «глубины» сердец человеческих и те, кто поверхностно и легкомысленно подходит к жизни - тот его лакомая добыча: слово Божье не удерживается «на поверхности» таких сердец, дьявол ловко и легко их похищает, в результате - человек остаётся не восприимчив ни к Божьему пути жизни, ни к тому, чтобы уверовать в спасение чрез Христа; слово Божье отскакивает от таких людей так же, как от стенки - горох, не оставляя в них и следа.

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
Этот вариант несерьёзного человечества легко восприимчив к слову Бога, но также легко и забывает о нём: сразу, как только сталкивается с трудностями из-за исполнения воли Бога - предпочитает ради сохранения своего благополучия пренебречь Его словом. Вариант такого человека - также бесполезный для Бога, ибо бесплодный.

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
Желание получать лишь наслаждение от жизни и брать от неё всё, что возможно взять -настоящее «терние» для человека, оно отнимает всё время, проводимое в заботах всё это иметь, и напрочь подавляет желание что-то давать или делать для Бога и людей.

К примеру, можно услышать такие рассуждения:
«мне Бог дал все органы чувств не просто так, а для того, чтобы я их мог задействовать и наслаждаться жизнью, пребывая в радости от этого. А радость – это плод Божьего духа, значит, со мной всё в порядке и Бог - со мной. И от меня ему больше ничего не нужно: Он радуется моей радостью так же, как любой нормальный отец радуется за сына своего».
Всё вроде бы логично. Одного не достаёт:
само по себе желание наслаждаться жизнью - нормальное. Ненормально посвятить свою жизнь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО получению плотских наслаждений.

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Единственный вид благодатной почвы для сеятеля Божьего слова - это люди с добрым и чистым сердцем; они складывают все слова Божьи глубоко в своё сердце, охраняют и оберегают их от «порчи» или исчезновения. Результатом сохранения Божьего слова в них является богобоязненная жизнь в терпеливом преодолении всех трудностей при помощи сохраняемого Божьего слова. То есть, плод благодатной "почвы" для правильного восприятия слова Бога - это всё, что проявляется в слушателе слова Бога. Например, формирование в нём качеств христианской личности (долготерпения, кротости, самообладания, стойкости и т.д., Гал.5:1;22,23). А также - христианских побуждений, например, желания во всём поступать праведно, благовествовать и приобретать учеников Иисуса Христа (Мтф.28:19,20).

Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! И здесь Иисус даёт понять ученикам, что даже, казалось бы, раскрытые тайны притчи - и те требуют внимательных «ушей»: напряжения разума и сильного желания понять смысл услышанного.

8:16,17 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Нет смысла свече гореть, если никто не увидит свет её и никому он не принесёт пользу. Так же дело обстоит и с духовным светом: если есть духовный свет - он обязательно должен быть заметен, значит, найдутся и те, кто непременно его увидит.

Иисус не пришёл рассказать таинственные и замысловатые притчи, не раскрыв никому значений их: он пришёл светить, а не утаивать свет Божьих духовных истин. Поэтому всё, что касается духовного света - рано или поздно откроется людям, и многие смогут понять замысел Божий благодаря исследованию Его слова, переданного через Христа:
17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

8:18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: Ученики Христа должны накрепко усвоить: понимание многих истин Божьих зависит от качества слушания слова Божьего. Если не пытаться вникнуть в смысл Его слова, если слушать невнимательно и рассредоточено, думая о чём-то своём, то мало шансов понять слова Божьи.

ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Кто имеет интерес к духовному и постоянно развивает аппетит к «поглощению» Божьей истины, тому Бог и знаний добавит и понимание приумножит. А кто остановится в развитии интереса к пониманию смысла Божьей истины, у того со временем и вовсе интерес к духовному исчезнет, и растеряются даже приобретённые когда-то знания из слова Божьего, и надежды его не осуществятся.

8:19-21 И пришли к Нему Матерь и братья Его… дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Здесь Иисус показал существенные различия в его интересе к духовным и плотским людям. Интерес к общению с соверующими, нуждающимися в духовном, превышает по силе своей интерес к общению даже с родственниками по плоти, если у них интереса к духовному не наблюдается.
Духовные братья и сёстры во Христе часто гораздо ближе и дороже родственников по плоти, не признающих Христа.

8:19 -25 Случай усмирения бури во время путешествия в лодке по Галилейскому озеру:
Во время плавания их (Иисус) заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их [волнами], и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

Тогда Он сказал им: где вера ваша?
Ученики не должны были сомневаться в том, что с ними ничего не может случиться, уж если с ними Иисус Христос.

Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
С
только чудес ученики уже видели от Христа, столько времени они были с ним, а всё ещё возникал у них вопрос: КТО ЖЕ ЭТО?
Процесс духовного роста и прозревания очень медленно идёт в грешных людях, в этом - спешка не нужна, но нужно ангельское терпение Христа для того, чтобы не переставать наставлять нуждающихся в наставлении, не сердиться на них и верить в то, что они непременно когда-нибудь подрастут до духовного возраста принятия Христа.

8:26-33 Случай встречи Иисуса с бесноватыми в стране Гадаринской, расположенной недалеко от Галилейского моря, см. также разбор Мтф. 8:28-34
27 встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах
имеется ввиду - живший на кладбище

28 что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Бесы прекрасно знают, кто такой Иисус Христос и как он к ним относится. Однако даже бесы дерзнули просить Христа не наказывать их слишком сурово (по сообщениям из Мтф. 8:29 бесы знают также, что на тот момент ещё не пришло их время погибать)

умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека
Мучение беса в данном случае вызвано тем, что он находился уже вне человека, ибо Иисус изгнал его и это могло означать только одно, что Иисус готов его уничтожить.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Бесы не хотели пока что погибать и кануть в небытие (исчезнуть в бездне). Как видим, у бесов на земле свой интерес имеется, а Иисус до времени не вмешивается в ход их земной деятельности.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесам, похоже, всё равно, к какой плоти прицепиться и кем управлять.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Деятельность бесов направлена на разрушение тех, к кому они цепляются.

8:34-37 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
У
видели люди исцелённого и ужаснулись. Вместо того, чтобы обрадоваться его исцелению и приходу того, кто способен так исцелять: видимо, не любили местные жители никаких неожиданностей и новостей, не схватились сразу за идею исцелить всех своих больных у такого целителя.

Но их можно понять: цена исцеления одного была слишком велика, ведь погибло всё местное стадо свиней. Что же будет, если исцелится ещё кто-нибудь:
Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Поэтому жители тех мест и попросили Иисуса удалиться, не оценили с первого раза пользу от такого умения исцелять.

Он вошел в лодку и возвратился. Иисус не стал настаивать и насильно идти туда с благой вестью: никакой пользы такое благовествование не принесло бы, они не были готовы воспринять слово Божье от человека, который только что утопил всё их стадо и разорил их.
И что теперь? Оставить селение без возможности узнать благую весть? Нет, Иисус нашёл другой способ проповеди в этом селении:

8:38,39 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог.
Исцелённому было проще проповедовать о великих делах Божьих в своей местности, его слово смогли бы воспринять, а исцеление - впечатлить. Хорошо, конечно, ходить проповедовать с Христом, но Иисус показал, что каждый на своём месте имеет возможность служить Иегове и приносить пользу делу благовествования, выполняя поручения Христа. Исцеленного Иисус послал проповедовать туда, где он более всего бы полезен на тот момент.

Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус. Исцелённый ответственно подошёл к поручению Христа и обошёл весь город: благая весть облетела и эту местность, эстафета миссии Христа была подхвачена ещё при его жизни на земле.

8:40-42 Приглашение Иисуса в дом Иаира, начальника синагоги, дочь которого была при смерти.

8:43-46 Исцеление женщины, страдающей кровотечением, см. также разбор Мтф. 9:20-22
И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет..подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Как видим, Иисус обладал какой-то «порцией» сверхъестественной силы: святой дух, посланный ему от Отца, и был той самой силой, при помощи которой Иисус совершал чудеса.
Часть этой силы израсходовалась на исцеление женщины и Иисус почувствовал этот «расход»: на исцеление людей, как физическое, так и духовное, затрачивается Божья сила, но мало кто размышляет над этим и оценивает «расходы» Бога. Отсюда - и вопиющая неблагодарность и пренебрежение всем, что Бог уже сделал для исцеления людей, делает и ещё сделает.

8:47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
Только исцелённая могла понять, о чём спросил Иисус, когда спросил: «Кто прикоснулся ко мне?». Требовалось немало мужества, чтобы пред всем народом признаться в своей многолетней проблеме - при том, что в Израиле её проблема запрещала находиться ей в общественном месте (Лев.15:3-11)

8:48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Иисус не только не отругал её за нарушение пунктов Моисеева закона, но и похвалил её за такую веру в исцеление чрез Иисуса Христа: все, кто желает Божьего духовного и физического исцеления, должны приложить немалые усилия со своей стороны и, может быть, сломать сложившиеся стереотипы в традициях привычного вероисповедания для того, чтобы прийти ко Христу и принять его как своего спасителя.

8:49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Казалось бы, ну чем не забота об учителе? Разве плохо ТАК заботиться об экономии сил и времени учителя?
Люди часто берут на себя не свою заботу и считают, что могут принять решение вместо кого-то, не понимая совсем, что облегчать людям участь, если есть хотя бы малейшая возможность для этого - это не называется «утруждать». Это называется любить людей.

Никогда не нужно мешать тем, кто просит о помощи - просить о ней. И не стоит спешить выдавать своё решение – за решение Христа: оно может сильно отличаться от вашего.
Так получилось и на этот раз: Христос думал совсем иначе, чем вестник из дома Иаира. Иисус не считал, что Иаир утруждает его, хлопоча о своей умирающей дочери. Поэтому он и поспешил успокоить Иаира, которому так бестактно сообщили о смерти дочери:

8:50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Иисус ободрил Иаира и заверил в том, что вера его - не тщетна, что всё будет хорошо, если он не перестанет верить в исцелении е своей дочери.
Зачем Иисусу нужно было, чтобы Иаир непременно верил ему? Разве он сам не смог бы воскресить девочку? Смог бы. Как смог воскресить сына вдовы, которая ни о чём его вообще не просила и даже не подозревала, что Иисус захочет и сможет воскресить её сына.

Тогда - зачем? Вера Иаира в Иисуса - не Иисусу была нужна, а, прежде всего, самому Иаиру. Он сам должен был убедиться в том, что вера в спасение через Христа - имеет прочное основание: убедившись в этом однажды, Иаир окрепнет в вере сам и сможет укрепить веру в это у многих иудеев, будучи начальником синагоги.

8:51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Иисус очень тактичен: публичные смотрины устраивать не стал, понимая, насколько велико горе родителей. Взял с собою только тех, для кого грядущее событие воскресения девочки принесло бы несомненную пользу: ученики укрепились бы в его мессианстве ещё более, а родители приобрели бы выздоровевшую дочь.

8:52,53 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Для того, чтобы не пугать и успокоить родителей, Иисус объявил, что девочка всего лишь уснула: так им легче было бы воспринять пробуждение и выздоровление дочери. Но насмешники с неверующими есть всюду, именно поэтому Иисус и не стал приглашать всю толпу в комнату к ребёнку.
Иисус знает, что смерть человека на самом деле сравнима с крепким сном, ибо он имеет возможность пробудить мёртвого так же, как пробуждают от обыкновенного сна.

8:54,55 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала,.

Иисус способен вернуть дух жизни умершему человеку и пробудить мёртвого: вспомним о том, как для исцеления расходуется сила Божья, вышедшая из Христа при исцелении женщины с кровотечением.
Точно также эта же сила расходуется и на оживление: Божья сила заставляет сердце снова биться, восстанавливает все жизненные функции и излечивает от недуга.

и Он велел дать ей есть Для подтверждения тому, что ребёнок выздоровел и ничуть в человеческом смысле не изменился, Иисус велел покормить девочку: здоровый аппетит служил бы доказательством её полного выздоровления.

8:56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. Как видим, Иисус воскресил дочь Иаира не для показательного публичного «выступления», а исключительно для того, чтобы вернуть радость родителям и укрепить веру в возможность спасения через Иисуса Христа у тех, у кого она зародилась.

ЛУКА главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24




ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru