ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Марка -
6  глава

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16

6:1  Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
Отечество Иисуса  -  это город  Назарет, расположенный в сорока километрах от Капернаума и моря Галилейского.

6:2  Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?
Если  представить,  как  бы  сегодня   Иисус, придя   в современную «синагогу»,    взял Библию и начал учить со сцены  -  то рисуются  совсем  другие  картины.  Вряд  ли  кто-то  из  присутствующих  восхищался  бы  премудростью  Христовой.  Сегодня  условия  «выхода  на  учебную сцену»  со словом  Бога -  ужесточились.   Во времена   первого  пришествия   Христа  они  были  более щадящие, и поэтому  Иисус смог  распространять  истину  слова  Божьего  в среде  Божьего  народа  хотя  бы какое-то  время  беспрепятственно.
Но  интересно  другое:  люди  способны  одновременно и  замечать необычные  явления  -  и  абсолютно  при  этом   их  логически  не  анализировать. Именно  это  и произошло  на  родине  Христа:  

6:3   Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.
Для  того,  чтобы   понять  это  двойственное явление  «видя  не  видят»,  можно  представить себя  на  месте  тех,  кто  знал   Иисуса лично и увидел  перемены  в  поведении и  речи, произошедшие с ним.   
На  ЧТО  люди   обратили  внимание  - прежде  всего?
На  то,  что  он  простой плотник и  жил  в  простой  многодетной  семье  рабочего  (они  не упомянули  отца  Иосифа,  как было  положено в  Иудее - это  может  говорить  о  том,  что  Мария  к  этому  времени  осталась  вдовой).

То  есть,  народ  решил,  что  он  -  такой  же, как  и они.  Чему  такому  особенному  может  научить их  Иисус,  если он  и  сам  -  выходец  из  них?
Потому  и  получилось так, что они,  сосредоточившись  на  том, КТО  перед  ними  -  не  услышали, ЧТО    говорит Иисус.
Им  гораздо  важнее был статус говорящего, его  положение в народе Бога   и прочие  видимое снаружи.  Предвзятое  отношение  во  все  времена -  помеха  для  здравомыслия.

6:4  Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.  
Реакцию  Христа  на  отклик его деятельности на своей  земной   родине – полезно  проанализировать.
Он  поведал  о 3-х  категориях  людей,  которым чаще  всего  бывает трудно увидеть  что-либо ценное  в  словах  любого  местного  пророка:  это -  земляки, родственники  и  члены  семьи  (домашние).
Люди  часто  с  удовольствием  слушают  пришлых, незнакомых людей, а   к словам  своих  знакомых, близких  и   родных  - зачастую  относятся   с пренебрежением,  дескать,  он  такой  же,  как  и мы,  стало  быть, ничего  больше  нас  самих  и  знать  не  должен.

6:4  
 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их].  
Не  мог  -  не  означает  «не сумел»,  «не получилось». 
Не мог  -  в данном  случае  означает  «не  видел  смысла»   в  том,  чтобы  доказывать  им  своё  Мессианство.  Он  не пришёл  демонстрировать  чудеса  ради  чудес  или  развлекать  праздных  жителей  знамениями.
Целью  его  чудес  было зародить  или укрепить  веру  в  посланника  от Бога. Но  если  её  нет, то  ноль  на  сколько  ни  умножай  - нулём  останется.  Значит,  незачем  и  силы  зря  расходовать.  

6:6    И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
Как  видим,  и   Христа   можно было удивить:  он  даже  не  предполагал,  что человек  может  быть  настолько  логически   неадекватным.  Ему, совершенному  человеку,  было  нелегко  принимать  такое  явление  неверия  собственным  глазам  и  ушам.   
 
6:7   И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
Почему  проповедовать  нужно  по  двое?
Библейский  принцип,  заключающийся  в  том, что свидетелей  должно  быть, по меньшей  мере, двое (Чис. 35:30;  Втор. 17:6; 19:15; Мф. 18:16; Ин. 8:17; 2 Кор. 13:1; 1 Тим. 5:19; Евр. 10:28), применялся  и  в миссионерском служении древней Церкви: в НЗ говорится  о таких  парах благовестников, как  Пет р и Иоанн (Деян. 3:4; 4:1), Павел  и  Варнава (Деян. 13:2), Павел и Сила (Деян. 15:40) (Женевская)

6:8,9  См.  разбор  Мтф. 10:1-5;  9-3   
И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,
9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
Понятно,  что  служение   Богу   и  христианский  путь   в  Израиле  -  будет  занимать  практически   всё  время  апостолов,  поэтому  можно  было  бы  слегка  засуетиться  о  необходимости    исцелений  даром:  а  жить – на  что?  Однако Иисус  сразу  их  успокоил:  Бог  позаботится  об  их  благополучии  Сам  и  настолько,  что  нуждаться  они  ни  в  чём,  необходимом  для  возможности  исполнять  христианское  служение – не  будут.  Им   даже  не надо  будет "брать  с  собою" (как бы "про запас")  лишних денег  и  еды. 

6:10    И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
Как  видим,   Иисус  заповедал  обходить  дома  в  тех селениях, куда  посылал  учеников.  Проповедь по  домам,  известная  сегодня  -  учреждена    Иисусом  Христом. 
См.  также  разбор  Лука 10:5-10

6:11   См.  разбор  Мтф. 10:14
И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них.
Правоверные иудеи  стряхивали пыль со своей обуви после того, как им случалось путешествовать по "нечистой" земле, т.е. земле, населенной язычниками. Отказ принять Евангелие вызывает подобное обвинительное "свидетельство" (Женевская)

Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.  См.  также  Мтф. 10:15
Здесь  может  создаться  впечатление,  что  Содом  и  Гоморра  будут  ещё  раз  судимы,  чего  не  может  быть:  над  ними  суд  Бога  уже  состоялся  пролитием  огня  и  серы  с  небес,  что равнозначно  уничтожению  в  геенне,  то есть,  навсегда  (Быт.19:24; Откр.20:9,10)   Об  уничтожении  Содома  и  Гоморры  навеки  Бог говорил  через  Своих  пророков  в  В.З.   (Втор.29:19-23;  Ис.13:19,20; Соф.2:9).  А  в  НЗ  сведения  о  вечном  уничтожении  Содома  и  Гоморры  и  подобных  им  нечестивцев -  были  переданы  через  апостолов  Христовых  (Иуда 7; 2Пет.2:6,9;17) 

Перевод  Всемирного Библейского  переводческого  Центра  -  более  точно,  на  наш  взгляд,   передаёт  мысль   об  участи  городов  Иудеи,  отвергающих  Христа:
Истинно говорю: в судный день этому городу будет хуже, чем Содому и Гоморре

Иисус  говорил  о  жителях  городов  Иудеи,  отвергающих  Христа:  в  глазах  Бога  грех  Содома,  каким  бы  он  ни  был  тяжким - весил  бы  меньше  греха  отвержения  Иисуса  Христа  Его  народом.
И  если  Содом  был  подвержен  казни  огня  вечного  за  свои тяжкие  грехи,  то  что  же  могло  быть  ещё  хуже  -  для  иудеев,  отвергающих  Христа?
Это  поможет  понять  текст  Иеремии,  плачущего  по  иудеям (Плач Иер.4:6-9):

6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
Иеремия, описывающий  наказание  иудеев  за  отступничество,  когда  царь  Вавилонский  начал  их  постепенно  уничтожать,  сказал,  что  их  положение -  даже  хуже  положения   Содома  и  Гоморры,  уничтоженных  Богом  мгновенно.

7 Князья ее [были] в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир;
8 а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.

Осуждение  Иудеи  было  гораздо  тяжелее:  они,  изнеженные  и  избалованные  привычным   благополучием,  были  в  конце  концов  обречены  своим  Богом  на  медленное  и  мучительное  вымирание  от  голода.

9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых.
Мгновенная  смерть всегда  лучше  изнурительной  смерти  от  ран  или  истощения.

То  есть, тем  городам  Иудеи,  которые  отвергнут  Христа -  будет  хуже  во  время  суда  над  ними,  чем  Содому  потому,  что  нечестивцы  Содома  уничтожены  мгновенно,  а  иудеи  по  предупреждению  Христа познают  мучительную  смерть.  Что  и  произошло  во  время  суда  над  Иудеей  в 70 г. н.э.,  когда  римляне  разрушили  Иерусалим  и  сожгли  храм  Бога,  остающийся  в  руинах  и  по  сей  день:  во  время  наказания  Иудеи  за  отвержение  Христа,  большинство  иудеев  погибали  во  время  пожаров,  когда  их бросали в тюрьмы,  бичевали,  сжигали  и  убивали римляне,  плюс  -  от   мучительного  голода,  а  кто  уцелел -  того  продавали  в  рабство.  Только  христиане  смогли  избежать  этих  мучений,  убежав  в  горы г. Пелла.
 

См. также  разбор  текста  Мтф.11:23,24  об  участи  городов  Израиля  Хоразина,  Капернаума  и  Вифсаиды.

6:12  Они пошли и проповедывали покаяние;  
Они проповедовали ПОКАЯНИЕ -   то  же самое,  что  проповедовал и  Иоанн- Креститель.  Марк указал  на  эту  деталь содержимого проповеди  о  Царстве
(о ней  говорил  Матфей)
Выходит, проповедь  о Царстве  Бога  - это не только весть о правлении  Царя Иеговы  -  Иисуса  Христа  - в  будущем  над  землёй. Это и необходимость стать ПРИГОДНЫМИ  для Царства  в  качестве  его  подданных. Без покаяния - это невозможно.  А покаяние невозможно без понимания, ЧТО оно означает, в чём следует покаяться, зачем это делать и чего ожидать после покаяния. А рассказ об этом - уже целый большой рассказ о Христе.

6:13   изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
В  подтверждение  тому, о  чём  проповедовали  ученики  - они  получили  силу  от  Бога  для  демонстрации  благословений  будущего  Царства  Божьего,  чтобы  все  могли  укрепиться  в  вере  в  будущее  «лето  Господне  благоприятное».

6:14-16   Царь Ирод, услышав [об Иисусе], - ибо имя Его стало гласно, - говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
Ирод, похоже,  верил в  воскресение и перевоплощение. Даже в то, что после перевоплощения человек обладает сверхспособностями,  ибо   по его мнению - Иисус потому делал чудеса, что был воскресшим Иоанном.  А  иные  верили  в  то, что  это   воскресший  Илия - пророк  или  другой пророк.
В общем, Иудея в то время  мало отличалась от современного   мира верующих  по количеству версий  сути  вероисповедания  о  состоянии  умерших.  Но  в  воскресение  умерших  они  верили.

6:17,18   Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
Иродиада,  вторая жена Ирода, была дочерью Аристовула, сводного брата Ирода, и  женой  другого сводного брата Ирода - Филиппа (у них была дочь Саломия); т.е. Иродиаде оба ее мужа (первый - Филипп и второй - Ирод) приходились как бы дядьями. Ирод развелся со своей первой женой (дочерью арабского царя Ареты IV), Иродиада - со своим первым мужем, и  они поженились. Иоанн Креститель постоянно обличал Ирода за этот незаконный и греховный брак  (Женевская)
 
Несмотря  на то, что  Ирод  не  очень-то  придерживался  законов Божьих,   однако на  Иродиаде всё-таки  женился,  а  не  просто  сожительствовал  с  нею.
Иоанн  не  попустил  ему  этого, так  как  это было  нарушением  одной  из десяти заповедей.  И не побоялся  обличить  царя  Ирода,  и не  счёл  это бессмысленным,  поскольку  на  примере
Ирода  - он   и  многим другим напомнил отношение  Бога к заповедям Своим.

6:19,20   Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
Даже Ирод,  позднее ставший убийцей Иоанна Крестителя,  многое делал доброго, слушаясь его. Он ведь точно знал, что Иоанн - муж праведный и святой. Вспомним, например, и Пилата, который тоже НЕ видел за Христом никакой вины, но, под давлением  мнения  окружающих вынужден был отдать приказ об его убийстве.
Вот  как  сильно  может  «давить»  на людей  чужое  мнение.

6:21-23    Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, -
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Пир тем  и опасен, что,  войдя  в  состояние  опьянённой  эйфории,  можно такие глупости наобещать, что последствия  будет  тяжело расхлёбывать.

6:24-28  Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
Даже  нечестивый  Ирод  беспокоился о том, чтобы исполнять свои обещания, но   в большей степени - ради того, чтобы не уронить свой авторитет в глазах свидетелей  обещания.
У  Бога - не так:  в  случае, если  есть  веская причина  или основание  для ОТМЕНЫ ОБЕЩАНИЯ - Иегова готов отменить его, не заботясь особенно о  Своей репутации:  возможность  сохранить  жизнь людям - гораздо важнее репутации  (Иер. 18:7-10).  Так и Христос:   умер с репутацией Богохульника, чтобы  сохранить жизнь  многим.

6:29  Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
Для  иудеев  очень   важно  было  быть  похороненным   в гробнице:  попасть  в  гробницу  -  это  честь  от  Бога.   Они  знали,  что  те,  кто  похоронен  вне  гробнице – у  Бога  на  плохом  счету.  (3Цар.13:30).  Иоанн-Креститель  не заслуживал того,  чтобы  не  упокоиться  на  ложе гробницы.

6:30    И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.
Полный  отчет  о  проделанной  работе  в  проповедническом  служении - ещё никому не мешал,  более  того,  все  ученики  Христа  считали  необходимым  отчитаться  о  том,  как  они  выполнили  задание Христово.

6:31,32   Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
32 И отправились в пустынное место в лодке одни.
Уединение и отдых от всех  и  вся  периодически  необходимы  - даже в случае, когда исполняешь дело Божье  и  несёшь  "лёгкое"  бремя  Христово.  Это  нормальное  внутреннее  состояние: желать  иногда уединиться и исчезнуть отовсюду хотя  бы  ненадолго.

6:33   Народ увидел, [как] они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.
Можно  себе представить,  какие  усилия  прилагали  желающие  увидеть  Христа: обогнуть  пешим  ходом   озеро  с такой  скоростью,  чтобы    к  моменту,  когда  Иисус  приплывёт  на  лодке  к  другому  берегу – оказаться  на  месте   - не  всякому  спортсмену под  силу. А  люди  бежали  изо всех сил   на  встречу  с  ним:  сильное  желание  встретиться  со Христом  -и  горы  способно переставить.

6:34   Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
Иисус сжалился над людьми и начал УЧИТЬ ИХ МНОГО  - своеобразное проявление  жалости у Христа:  сам   он устал смертельно, но   проповедовал  не для галочки, не что-нибудь слегка,  а по полной программе - говорил слушающим  его  МНОГО.
Сегодня  нас иногда просят сжалиться так: "пожалей меня и замолкни!  Чем меньше  я знаю, тем меньше с меня спрос".
Просящих так – тоже  разумно пожалеть,  замолкнув. Иисус говорил МНОГО только тем, кто ЖЕЛАЛ  его  много  слушать.

6:35-45  См. разбор  Мтф.14:14-21 
Случай  кормления  народа  пятью  хлебами  и  двумя рыбами.
Остановимся  лишь  на некоторых моментах.
 
И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место [здесь] пустынное, а времени уже много,
36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
42 И ели все, и насытились.
43 И набрали кусков хлеба и [остатков] от рыб двенадцать полных коробов.
44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
Кормление хлебом не  было беспорядочным. Иисус организовал всех, желающих есть -  так, чтобы никто из них не остался голодным:  по рядам  рассадил  их на зелёной  траве  и  кормил  их  не  сам  лично, а  через  учеников  своих.
Ожидать ли хаоса от помощников  Христа сегодня?
И не надейтесь. Тот,  кого  Иисус  сегодня  пошлёт  проповедовать,  будет  организовывать   дело проповеди  так, чтобы  вести  учёт каждой территории на земле, и за количеством помощников на этой территории - наблюдать, а отчёты о проповеди - своего рода "маячок", по которому  организатору  можно определить, где  нужна  помощь  более всего.  И всё это - для того, чтобы ни один, алчущий хлеба  духовного,  не  остался  голодным.
Нечему и  удивляться:  учитель следы ученикам  во  всём  проложил:  не  только  в  том, по каким  нравственным  и  моральным  принципам  жить,  но  и  в  том,  как  проповедовать  и  кормить  алчущих  словом  Божьим.

6:46-52  См.  разбор  Мтф.14:24-32
Случай  по  управлению  ветрами  бури
46  И, отпустив их, пошел на гору помолиться. 47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились [чудом] над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
Причина,  которая  мешает многим воспринимать  духовное – это  окаменелое сердце, не достучишься  до него. Почему  такое происходит?  Потому,  что  не размышляли  ученики  глубоко  над  увиденным, а  действовали по большей части чисто  импульсивно,  руководствуясь сиюминутными  эмоциями.

Бог  же  способен  сделать   сердце  плотяным, живым, восприимчивым, дышащим. Человек же способен легко превратить его в камень. Данила-мастер  для  хозяйки медной горы восхитительный цветок выточил, всем был хорош, только каменный, мёртвый. Так и сердце каменное - вроде и есть человек,  да  мёртв.

6:53-55   И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали [к] [берегу].
54 Когда вышли они из лодки, тотчас [жители], узнав Его,
55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился. 56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
 
Чтобы  получить  исцеление – приходилось  немало  потрудиться  для этого  и  активно побегать по окрестностям,  да  и  для  того,   чтобы  приносить  больных на  руках  к  Иисусу - для этого тоже немало усилий надо было приложить. Но желающему  чего-то   достичь  и   действующему в согласии  с  этим - обязательно воздается.  Особенно,  если  желания  связаны  с  духовными  ценностями:  с  духовным  исцелением  через  проповедническое  служение.  И  в  нём  без  того,  чтобы  «побегать  по  окрестностям»  и  приложить  большие  личные  усилия  -  не  обойтись.

МАРК главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru