ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Луки -
6  глава

ЛУКА главы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 

6:1-5 См.  подробно  разбор  Мтф. 12:1-8
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
……  И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
Фарисеи  исказили   понятие  закона  Бога  о  субботе  и  требовали   от  учеников  Христа  соблюдения   искажённых  заповедей  «старцев»,  а  не  Бога.  Иисус  показал  им  абсурдность  их  требований,  непонимание  ими  сущности  Божьего установления  субботы   и  свои  полномочия  творить  добро  в  субботу.   

6:6,7  См.  подробно  разбор  Мтф. 12:1-8 .
Случай  исцеления  в  субботу:
Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.  Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
Фарисеи  не  извлекли  урок  из  предыдущей  субботы,  по-прежнему  упорствуют  в  неправильном  понимании  субботы.  Но  дело  даже  и  не  в  их  неправильном  понимании,  а  в  том,  что  они   при  помощи   узаконенных  «преданий  старцев»  хотели  обвинить   Иисуса  в  нарушении  закона  Божьего.  В их  понимании  -  что  заповеди  человеческие,  что  заповеди  Божьи  -  стали  суть  одно.  
Так очень часто происходит  и  в  современных  церквах.   Вначале  вводят какие -то человеческие понятия  на  правах  пояснения  и  рекомендаций.  Затем   постепенно  и  незаметно  они  начинают  занимать   такое  же  положение,  как  и  заповеди  Божьи,  а  иногда  - и выше,  становясь    обязательными  к  исполнению.
Кто  не  исполняет  эти   заповеди  человеческие,  тех  начинают  наказывать   в  церкви,   и   при  наказании  уже  подразумевается,  что  человек,  нарушающий  их,  согрешает  против  Бога  -  так  же,  как  и  в  случае  с  учениками  Христа.

6:6-9  Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.  Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?
Иисус  ещё  раз  им пытается  показать  сущность  субботы  Господней:  суббота  Богом  введена  для  того,  чтобы  она  приносила  радость  людям,  этот  день  -  добро  для  человека,  а  не  зло,  польза,  а  не  вред.  И  неважно,  как  именно  делают  добро  в  субботу,  если  то,  что  делают  -  приносит  пользу,  исцеляет  и  соответствует  намерениям  Бога  в  отношении  субботы,   ибо  день  недели  «суббота»  -  прообраз  на  большую  «субботу»,   на  миропорядок  Божьего   дня   вечного  покоя,  когда  все  живущие в этом  дне  получат  и  физическое,  и  духовное  исцеление.  

Они молчали.   Фарисеи  понимали,  что  возражать  Иисусу  нечем   и  опровергнуть  его  мудрость  -  невозможно.  В  таких  ситуациях,  когда  нет  здравых  аргументов,   молчание  -  единственный  возможный    вариант   «ответа»,  помогающий   хотя  бы   сохранить     репутацию  разумных  людей.

6:10   И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
Иисус  не  беспокоился  о  том,  что  может  подорвать  авторитет  законоучителей  своим  непослушанием   им:  что  может  быть  важнее    исцеления  человека,  когда  есть  возможность  его  исцелить?  И  причём  тут  традиции  «старцев»  о  субботе,  если  исполняется  заповедь  Божья,  приносящая   человеку   облегчение? 

6:11   Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. Вместо  того,  чтобы  порадоваться  за  исцелённого  и  увидеть  в  Иисусе  человека,  творящего  добро  -  фарисеи  разозлились:   как  ни  странно,  но   они  умудрились  возлюбить 
саму  субботу,   день   недели.  А  человека  возлюбить  -  им оказалось  не  под  силу.      
Собственная  репутация  и  нерушимость  "преданий  старцев"  их  заботила  гораздо  больше,  чем  люди   и   желание  блага   для  них.   Именно  за  счёт  преданий   человеческих они  имели  возможность  возвышаться  над   людьми  и  заставлять их  чувствовать себя   несведущими  в  законе  Бога  и  нуждающимися  в  руководстве  и  разъяснениях  фарисеев.

С   таким  духовным   пониманием  служения  Богу -  Ему  угодить  невозможно,  ибо  всё  соделал  Бог  для  блага  человека,  а  не  в  тягость  ему.   
Если   мы  хотим угодить  Богу - надо  учиться  любить людей  и  радоваться  за них, а  не приходить  в  бешенство,  как  фарисеи,  и  не искать,  чем  бы  эту  радость -  радующимся человекам    омрачить. 

6:12  В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.   Именно  Бог  указал  Иисусу  Христу,  кого  он  должен  был  избрать  себе  в  апостолы  (Иоанн.17:12)

6:13-16  Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами
Как  видим,  Иисус  избирал  в  апостолы  ИЗ  СРЕДЫ  своих  учеников.  То  есть,  к  тому  моменту  у  него  было  гораздо  больше  учеников,  чем  12.  Просто  не  все  из  них  оказались  пригодными  для  исполнения    функций  апостолов  Христовых  и  имели  тот духовный  возраст,  который  помогал  бы  им  вмещать  служение  Иисуса  в  объёме  исторического  момента  1 века.  

6:17-19   и много народа ..   пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих … и исцелялись.
И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
 Для  исцеления  нужна  именно  сила  Божья,  Иисус  исцелял  при  помощи  Божьего  (святого)   духа  в  значении  силы,  а  не  духовной  личности   (перстом  Божьим,  духом  Божьим   изгонял  бесов – Луки 11:20,  Мтф. 12:28)

6:20,21   Нагорная  проповедь.  См.  подробно  разбор   Матфея 5-7 главы
Остановимся  на  некоторых  текстах:
  
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
См.  разбор    Мтф. 5:3,4 

6:22   Блаженны вы, когда возненавидят вас люди   Если  не  дочитать до  конца или не особенно  вникнуть  в  суть  сказанного,  можно  ввестись  в  заблуждение: ведь  для  того,  чтобы нас  возненавидели как  человеков  -  надо  быть очень  плохими  людьми.  И,  стало  быть, ничего,  если   ты  негодяй   –  блаженствуй, ведь   Иисус  сказал  так,  и  пусть  себе  ненавидят тебя  люди  на  здоровье.
Но тут уточнение важное:  не  просто возненавидят  за  дела   плохие.  А конкретно   за ПУТЬ сына человеческого возненавидят:  
и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
Ну  а  если  мы  по  другому  поводу  ненависть  в людях  по  отношению  к   себе возбуждаем,   то совсем  плохи  наши  дела  пред  Богом.  Этот  момент  хорошо  разъяснил  в  своём  послании Пётр (1Пет.4:12-16)

6:23  Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. -  см.  разбор  Мтф. 5:12

6:24,25   Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
Имеется  ввиду  -  богатые  духом,  не  нуждающиеся  в  духовном  в  отличие  от  нищих  духом,  нуждающихся  в  духовном.    Довольные  своей  жизнью  и  всем  удовлетворённые  не смогут  принять  Христа:  сытых   и  довольных  всем  -  невозможно  накормить  пищей  Христовой:

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.   
Поэтому  все,  кто  пресыщен  осознанием  собственной  праведности  и  удовлетворён  своим  образом  жизни    -  не  воспримут  необходимость  приближаться  к  Богу  путём  Христовым.

6:26  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.   Невозможно  себе  представить,  чтобы  христианин  мог  нравиться  всем  людям:  если  он  свой  -  всем,  значит,  что-то  не  так  с  его   путём  Христовым.  Только  лжепророки  всегда  в  угоду  людям  пророчествуют,  ведь  у  них  цель:   нравиться  людям.  А  Христовы  говорят  правду  Божью  независимо  от  того,  нравится  она людям  или  нет.  
И  если  учесть,  что  большинство  мира  отвергает  законы  Божьей  праведности,  то  можно  себе  представить,  как   ему   будет  «нравиться»  обличающее  слово  Бога  и  те  христиане,  кто  с  этим  словом  придут  в  мир.

6:27,28   Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.  
О  чём  молиться  за  обижающих нас?  О  том,  чтобы  и  дальше обижали?
Нет,  но   о  том,   чтобы  обратились  и  живы  были;  чтобы   поняли,   где  и  в  чём  они  согрешают  против   заповедей   Христа   и   перестали  это  делать;  чтобы  нашли   Бога,  чтобы полюбили  Его  пути  и   захотели  становиться  детьми  Ему,  а нам  - добрыми братьями  и  сёстрами.
см.  также   разбор    Мтф. 5:43-45

6:29  Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.  
В  древнем  Израиле  был  заложен принцип:
глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу (Исх.21:24)
перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. (Лев.24:20)

Иисус же  показывает,  что  Христовы  должны  поступать  с  людьми человеколюбиво  независимо  от  того,  как  поступают  с  ними.
Показал он это не только на словах, но и на деле.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 1Пет.2:23
Иногда,   отвечая  на  какие-то  несправедливые  действия  по  отношению  к  нам, можно  так увлечься  ответной  реакцией,  что  со  стороны  наблюдающих  мы будем  выглядеть  ни чуть  не лучше   тех,   кто  обижает   нас.  А  это  ни  Отца  нашего   не  прославит,  ни  нас  к  Нему  не  приблизит,  отдалит  только  от  Него.
См.   также   разбор    Мтф. 5:39-41

6:30  Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
Интересное  проявление  любви  Христовой  к  людям:  быть  готовым  отдать  своё   насовсем,  ничего  вообще  не  требуя  в  качестве  возмещения.  Но  кое-что  следует  помнить: просьба  -  просьбе  рознь.
Если  брату,  например,   на  новую  машину  не  хватает,  занять  просит,  руководствуясь  этим  стихом,  обязательно  ли  стоит  дать,  да  ещё  и  обратно не  требовать?
Как  дает  Бог?  По  пути  в  землю  обетованную,  например,  Он  кормил  Израиль  только  манною  и  не   очень- то  хорошо  отнёсся  к  просьбам  о  чесноке,   огурцах,  мясе  и  т.д.  -  о  том,  что  сверх  необходимых  потребностей.

Так  и  в  нашем  случае:  машина -  не  хлеб,  не  лекарство  от  болезни,  не  предмет первой  необходимости.  Скорее  всего,   здесь  Иисус  говорит    об  этом:   Если  голоден  враг твой,  накорми  его  хлебом;  и  если  он  жаждет,  напой  его  водою  (Прит.25:21).  То  же  -  относится  и  к  братьям.
Впрочем,  если  есть  возможность   и  желание   бескорыстно   добавить  брату   недостающее  до  покупки  машины  - в  том  не  согрешит  дающий.   
  
6:31  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними -  см. разбор   Мтф. 7:12

6:32-34   И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.  
Суть  в  том,  чтобы    делать  добро   тем,  кто  не  имеет  возможности  ничем  воздать,   приносить   пользу   людям   даром,  безвозмездно,  бескорыстно  -   потому,  что  любим  и  искренне  желаем  помочь,  а  не  для  того,  чтобы  внешне   создавать  видимость  широких  жестов  и  зарабатывать   себе  репутацию  праведников  в  глазах  людей,  а  на  сердце  -  камни  «копить»  за  то,  что  не   возвращают  долги:

И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
И  тут  есть,  над  чем  подумать:
Опять же,  на  что -  взаймы?  У  брата  или  сестры,  допустим,  трудное  материальное положение,  проблемы  с  едой  и  с  одеждой.   И  не  улучшаются,   и  неизвестно,  когда  улучшатся .
Дал  ей  или  ему  на  хлеб  или  одежду,  но  ни   завтра,  ни  через   неделю  у  них   всё  ещё  не  появилось   ничего,  чтобы   тебе  отдать.   Будешь  ли  требовать   возмещения,  или  поразмыслишь:   «я  же  не   последнее  доедаю,  а  брату  или  сестре  туго приходиться.  Может,   и  ещё   чем  могу  с  ними  просто  поделиться  так,   чтобы  потом  и  не  переживать,   отдадут  или  не отдадут»?
см.  также   разбор 
Мтф. 5:47

6:35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.    См.  разбор   Мтф. 5:44,45

6:36   Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
См.  разбор    Мтф. 5:48

6:37   Не судите, и не будете судимы;   не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
Суть  в  том,  чтобы  не   спешить    выносить обвинительные  заключения согрешающим  и  их  мотивам,  на  это  есть  Бог,  а  нам  мешает видеть  объективно -  собственное  бревно  в  глазу. 

Выносить  суд  от  имени  Бога  в  отношении  того,  как  поступит   Бог  с  человеком  - не  уполномочен  никто.  В  отношении  же  собраний - то  в  собраниях   христиан   для  того,  чтобы  выносить  какие -либо решения,   Богом   предусмотрены  уполномоченные - пастыри.  Они  должны  это  делать  не  по  взгляду   своих  очей,  а  на  основании  Божьих  принципов.
См.  также   разбор    Мтф. 7:12

6:38   давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.   См.  разбор     Мтф. 7:1,2 

6:39,40  Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?   Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
Чем  владеет  учитель,  то  и  ученику  передать  может:  не  может  ученик  знать  больше,  чем  учитель  его,  но  при  старании  обучения  -  сможет  достичь  тех  же  навыков  и  знаний,  что  и учитель. Если  учитель  духовно   слеп,  то   и   ученик   его   духовно   зрячим  не  станет.

6:41,42  Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?  Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.  
Чему  может  научить  человек,  который  сам  на  практике  не делает того,  что предлагает  сделать  тебе?   
Последовательность,  по  которой  должен  действовать  христианин,    впечатляет:    прежде   всего  -  своими брёвнами  стоит   христианину  заняться.

Не  сказал   здесь   Иисус,   что  вообще  никому   замечаний  делать  не   стоит.  Но  если   прежде,   чем  обличить  кого-то   в  проступке,   честно  попытаться  над   своими проступками  поразмышлять,    отношение   к  согрешающему  очень  сильно    меняется:   когда  поработаешь  со  своими  «брёвнами»,  то  и  сучки   братьев  не  такими  уж  смертельными  начинают  казаться.    И  даже  тон  в  голосе   другой образуется,  не  гневно-обличительный,  а  участливо- дружелюбный.  Ведь  цель  всякого  обличения  -  не  потерять,  а  приобрести  брата,  не  оттолкнуть  от  Бога,  а  приблизить  к  Нему.
См.  также   разбор 
Мтф. 7:1,2 

6:43,44   Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.  
По   словам,   делам   и  поведению  человека   можно  сделать     выводы   о  том,  стоит  ли  он  на    пути   к  Богу  или  направляется  в  обратную  сторону.
Очень  эти  слова  Иисуса здесь  к  месту:
Иисус отвечал ему:  если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Иоан.18:23) .
То  есть,  если  я   не  могу  показать, что  конкретно  брат  или  сестра  худо сделали  (их  худые  плоды),   то,  может,  на  самом  деле  -   и  «плоды»  у  них вовсе   не  худые  с  точки зрения  Бога.  Выходит,  что   мне   всего  лишь   субъективно  просто  что –то  в  них   не  нравится,  но  это  не  повод  считать  их  плохими,  однако  -  повод  пересмотреть  себя  самого.
См.  также   разбор     Мтф. 7:16,20 

6:45   Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. 
Метафора,  показывающая  зависимость  содержимого  слов  уст  от  духовного «содержимого»  сердца  человека:  Божий  человек  -   с  добром  ко  всем,  как   в  устах,  так  и  в  делах,  пользу  приносит,  ибо  к  Богу   приобщить  старается.     От   слов  уст  и   от  дел   злого  человека   -  только   неприятный   осадок    остаётся,  один  вред  от  общения  с  ним.    
См.  также    разбор   Мтф. 12:34-37

6:46   Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?
По  идее,  если  признавать   Иисуса  Христа  своим  господином,  то  делать  всё,  что  велит  господин  - будет несложно,  ибо   это  - обязанность  всякого  раба.  Если  же  не   исполнять  повелений  его,  то   нет  пользы  и  в  том,  чтобы  признавать  Иисуса  Христа  -  Господом:  такого  раба  он   накажет  за  непослушание.   У такого  раба  Господь (господин ) - вовсе  не Христос,  а  собственные   эгоистичные   желания.
См.  также   разбор    Мтф. 7:21-23 

6:47-49  Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.


Слушать  Иисуса  Христа  и  знать  теорию  приближения  к  Богу  по  следам  его  -  недостаточно,  нужно  на  практике   исполнять  ВСЁ,  в  чём  он  наставляет  и  идти  по  следам  его  всю  жизнь.  Тогда  есть  смысл  надеяться  на  все  обещанные  благословения  Бога,  ибо  такая  надежда   имеет  под  собой  прочное  основание:  послушание  Христу.  

А  если  не  так,  то  всякие  надежды  -  тщетны,  они  разрушатся,  как  дом,  не  имеющий  под  собою  прочного  основания,  вместе  с  самим   христианином-теоретиком:
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

ЛУКА главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru