ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Матфея -
5 глава

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Если не указано иначе – в разборе используется Библия в Синодальном переводе.
Использованы фрагменты комментариев Лопухина, Баркли, Женевской Библии

Нагорная Проповедь намного больше, чем лишь одна проповедь: это своего рода конспект сущности всех проповедей Иисуса. Не всё здесь следует принимать буквально, ибо в проповеди показан этический аспект Царства Бога, затрагивающий не столько внешнее поведение христианина, сколько его внутренний настрой. Цель этой проповеди – подвести человека к критической точке сознания: к необходимости принять осознанное решение в том, куда же двигаться в своей жизни, зачем жить и на что ориентироваться.

5:1-3 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Точно так же, как нищие в буквальном смысле испытывают острый недостаток и острую потребность в средствах, так и нищие духом - это все, кто ощущает острый недостаток и острую потребность в духовном. В большинстве своём люди ограничиваются лишь чувственно-телесной материальной стороной жизни человека. Но те, кто будет нуждаться в удовлетворении духовных потребностей - по словам Христа "тот будет счастлив".
Итак, счастливы все
, кому недостаточно наполнять своё чрево хлебом физическим, и кто желает насыщаться духовной пищей от Бога. Почему?

Потому, что с приходом Христа они, во-первых, имеют возможность удовлетворить свои духовные потребности,
принять осознанное решение в том, куда же двигаться в своей жизни, зачем жить и на что ориентироваться.
А во-вторых - такой род людей имеет шанс быть в Царстве Небесном (в миропорядке небесного Правителя), и в этом тоже - их великое счастье.

Нужда в духовном побуждает «нищих духом» стремиться лучше понимать личность Бога и Его дух, мотивы Его действий, характер, суть замыслов Бога и вЕдения в том, как правильно поступать по воле Его в любой ситуации.

Фарисеи, например, считали себя духовно богатыми, считали, что достаточно хорошо знают Бога и поэтому не нуждаются в дополнительном обучении Иисусом, или кем бы то ни было. Есть еще категория людей, которые вообще не нуждаются в том, чтобы понять Бога, ибо их более интересуют материальные блага, или их интересует духовность в их собственном понимании, не связанная с желанием понять Создателя, например, философии мира.

Быть в Царстве небесном – означает быть с Богом, на земле ли, на небесах ли – одинаково хорошо, если быть с Богом.

5:4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Счастливы скорбящие, потому что они БУДУТ утешены.
Не все скорбящие в общем - счастливы: те, кто скорбит без надежды на будущее утешение из благой вести – глубоко несчастны в своей скорби.

Характер скорби - тоже имеет значение для того, быть ли счастливым в скорби или нет. К примеру, скорбящий от отсутствия материальных благ или от последствий своей глупости - к счастливым с точки зрения Христа не относится.

Иисус говорил о категории верующих людей: только они могут быть счастливыми при наличии множества не решаемых проблем века сего, включая и собственную греховность. Но не потому, что им нравится скорбеть, а потому, что они имеют надежду на избавление от скорбей всякого рода - хотя бы в БУДУЩЕМ, если не сейчас. Эта надежда становится их мечтой, а до тех пор, пока человек способен мечтать и жить надеждой на будущее – он способен быть счастливым.
Даже угасая от неизлечимой болезни - верующий человек всегда находит повод для радости, ибо и в приближении конца – светит для них свет надежды нового начала.
И в этом - утешение и счастье для всех, идущих к Богу.

5:5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кроткий - не только незлобивый, но главное - укрощённый, усмирённый, послушный хозяину. Все укрощённые Хозяином планеты и усмирившие необузданность своей греховной природы – наследуют землю (заметим - НЕ небо).

Наследовать – означает также получать в удел, получать по жребию (Стронг), другими словами - получить возможность пользоваться землёй для себя лично, не страшась, что кто-то лишит этой возможности.
Иисус цитирует часть Псалма 36:11, приводим в контексте:
10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

Из этого же псалма – о наследниках земли:
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.

29 Праведники наследуют землю и будут жить на земле вовек.
Из псалма видно, что речь идёт о тех кротких, которые не будут истреблены с земли, а, напротив, будут жить на ней вовек.

Есть ещё один вид наследства, предусмотренный для Христа и его сонаследников. Для них получить в наследие землю – означает вступить в права владения землёй и всеми, кто на ней, управляя этим земным имением с небес:
Евр.1:2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
Псал.2:8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
Рим.8:17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

Итого: Иисус, «кроткий и смиренный сердцем», поставлен «наследником всего» и тем самым станет главным Наследником земли. «Сонаследники... Христу, цари и священники Богу и соправители Христа» (Откр. 14:1, 20:6) - будут с ним на небесах. Все остальные кроткие люди будут благословлены вечной жизнью на земле.

5:6 Блаженны алчущие и жаждущие правды (dikaiosu/nh) ибо они насытятся.
Насытиться возможно только если голоден. Кто голоден - ищет, чем бы ему насытиться. Но блаженным из всех голодных будет только тот, кто ищет насыщения правдой Божией - Его духовным хлебом. Ибо правда Божия - даст возможность не только понять сущность бытия и смысла жизни в мироздании Бога, но и стать праведным от неё. Насыщенные своей собственной праведностью – праведности Божьей достичь не смогут и потому - блаженства голодных не испытают.

Но не только словом Божьим насытится голодный. Вариант перевода В.Кузнецовой этого текста звучит так:
Как счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней! Жажду их Бог утолит.

В этом случае речь может идти о том, что желающие правды Божией в значении «справедливости правосудия от Бога» - насытятся ею в Царстве Божьем, ибо в настоящее время века сего правда (справедливость, законность) Божия - на земле не творится.

dikaiosu/nh
1. праведность, справедливость, законность, правда;
2. оправдание;
Словарное определение для
dikaiosu/nh
1) справедливость, законность, праведность Геродот, Платон, Аристотель;
2) правосудие, судопроизводство Платон;
3) благодеяние NT.

5:7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны милостивые - милосердный человек счастлив даже в том случае, если и не знает о своём будущем помиловании: в сердце его не держится зло, не собираются камни за пазухой и не накапливаются обиды.
С милосердными легко иметь дело - это добрые люди, и даже то, что таким часто садятся на шею - не уменьшает количества их милосердия. Милосердие - это дар Божий.

5:8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Бог - это Дух, и потому люди в буквальном смысле увидеть Его не могут (Кол. 1:15; Тим. 1:17; 6:16). Чистые сердцем увидят Бога - в том смысле, что даже в этом веке смогут прийти к правильному выводу о наличии во вселенной Творца.
Для чистых сердцем Бог предусмотрел всё, что поможет им не только увидеть Его, но и приблизиться к Нему, познавая Его через сущность всего видимого, сотворённого Им.
И отсутствие Библии - совсем не помеха в том, чтобы вычислить наличие Создателя и познакомиться с Его сущностью. Иисус здесь обещает чистым сердцем, что они увидят Бога прозрением веры.

Но что означает чистый сердцем? Это человек, у которого всегда только чистые мотивы, не осквернённые желанием извлекать корысть из благочестия.

5:9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Счастливы миротворцы, потому что они БУДУТ названы сыновьями Бога.

Речь идет о духовном мире с Богом, а не о прекращении войн между народами. Хотя и прекращение междоусобиц даже в маленьком человеческом коллективе - делает многих счастливее, сохраняет нервы, здоровье и настроение.

Божии люди стремятся везде, где только это возможно, содействовать мирным отношениям как со внешними, так и между братьями. Своим примером сдержанности, дружелюбия и желанием решить любой вопрос мирным путем – они должны показывать пример окружающим. Не должен миротворец ради достижения своей цели хамить или стучать устрашающе по столу, даже если и прав.

Все, кто помогает другим обрести мир с Богом или хотя бы мирно решать проблемы - даже в этом веке испытывают счастье. Однако у трудящихся в приобретении мира с Богом - преимущество по сравнению с теми, кто просто миролюбив: примирители человечества с небесным Отцом – станут в будущем Его сыновьями. А примирители в междоусобицах – всего лишь сохранят свой и чей-то личный покой.

5:10-12 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Многим счастье быть изгнанными из каких-либо обществ за отстаивание слова Божьего и праведности по слову Его – кажется сомнительным. Ещё сомнительнее выглядит счастье на фоне поношений, оскорблений, злословий, преследований и прочего общественного давления, с которыми сталкиваются все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе – 2 Тим.3:12. Однако для верующих терпеть преследование только за то, что они хотят подражать Иисусу Христу - великое счастье:

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
Кто испытает такое обращение с собой из-за того, что исполняет волю Бога, и выдержит все коллективные нападки, сохранив верность Богу, то даже оставшись в полном одиночестве изгоем или перед смертной казнью - таков будет счастлив от одной только мысли, что прошёл путь Христа с достоинством верующего и победил мир. Таков будет радоваться в уверенности, что на небесах уже приготовлена для него награда (возможность жить вечно в Царстве Бога), и Бог непременно вознаградит верующего за преданность Ему.

Если же изгнание их каких-то сообществ - по какой-либо другой причине (плохое поведение, к примеру) – блаженства не испытать.

5:13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Едят ли безвкусное – без соли? Соль – основа основ в приготовлении пищи и каждому человеку это легко понять. Если соль станет безвкусной и не обогатит вкус пищи – она станет бесполезной кучкой кристалликов, которую можно выбросить в мусор.

Так же и христиане – основа основ человеческого общества, нуждающегося в обогащении духовностью Божьей. Христианин, не оправдывающий ожиданий Бога, живущий для себя лично или сошедший с пути Христа – будет подобен кучке кристалликов бесполезной безвкусной соли.

Как христианин может стать «безвкусным»? Например, так:
Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. (Евр.6:4-6)

5:14,15 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
Христиане - свет миру человеческому в том смысле, что именно на них Бог возлагает ответственность за духовно-просветительное образование людей. Они должны светить светом Всевышнего по примеру Христа Его, а кто светит в духовном мраке -того видно издалека, и тот неизбежно попадает в поле зрения наблюдателей. Если кто-то сияет - не удержит он света своего и не спрячется от обозрения: свет имеет такое чудное свойство, он просачивается сквозь самые узкие и тщательно зашпаклёванные щели любых внутренностей, даже человеческих. И его неизбежно видят смотрящие.

И если кто – христианин, тот и свети светом Божьим. Только помни: свет - он ведь не только познания проСВЕЩЕНИЯ даёт, но и ТЕПЛО от него исходит, как от солнца, и светит и греет.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Иисус показывает: все, кто зажёгся от него и взял от него Духа просвещения, показывающего путь спасения, - и сами должны светить СОБОЮ, потому как абсолютно бессмысленно было бы Иисусу «зажигать свечу» (христианина) для того чтобы спрятать ее под непроницаемым куполом: так она не осветит путь никому и не принесет никакой пользы.

Если христиане - то светите, пока живы, согревайте этот мир собою, ибо до тех пор, пока в веке этом хотя бы один светильник Божий теплится - мир не заморозится совсем, и не превратиться ему - в непроходимую тьму. И путь к Богу будет заметен для ищущих Его.

5:16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Свет христианина – в его добрых делах. А добрые дела - все, которые в одобрении Божием соделаны. Потому и прославляется Бог, а не христианин, делающий дела Божьи. Хотя есть и такая суета: много добрых дел сделал Иисус и много чудес сотворил, но не веровали в него те, кто не хотел веровать. Или свет его не так ярок был? Или головы их таким густым мраком покрыты были, что не мог в них свет Христовых дел проникнуть? Или добрые дела с их точки зрения - вовсе не добрыми были? Бог знает, почему иногда и светят нам, и греют нас, а нам - всё темно да морозно кажется. И река жизни нашей - не облаками с луной в сердцах отражается. А всё больше илом и грязью со стороны взмучивается. И кто постигнет сие недоразумение?

Но что до того? Не станем терять надежды: отыщутся непременно и те, кто нормальным и не замутнённым оком свет воспринимает и в состоянии добрые дела от злых отличит. Они и увидят и прославят Бога по добрым делам служащих Ему.

5:17,18 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Иисус, словно предупреждает своих учеников о том, что поведение его с точки зрения Моисеева закона будет не совсем обычным: в будущем они столкнутся с тем, что он нарушит «предания старцев», не заставляя учеников умывать руки перед едой и общаясь с грешниками; станет «бесчинствовать» в храме Бога, изгоняя оттуда прижившихся там торговцев; не станет раболепствовать перед священством храма, разоблачая их; исцелит, а не накажет женщину, нарушившую закон Моисея и т.д. Потому Иисус предупредил учеников, что не нарушить закон Моисеев он пришёл, но исполнить, даже если кому-то внешне может показаться, что он – нарушитель пунктов Моисеева закона и его толкований в том виде, какое было известно народу Бога 1 века.

Закон Моисеев должен был исполниться на Христе в четырёх как минимум смыслах:

1) в исполнении духовного смысла всех видов жертвоприношений;
2) в исполнении духовного смысла праздников, особенно в части Пасхи и Дня искупления;
3) в исполнении образа жизни Божьего сына, главным качеством которого является любовь к Богу и ближним;
4) в исполнении всех проклятий Моисеева закона в том смысле, что все проклятья его, несущие смерть нарушителям и грешникам с точки зрения Моисеева закона – должны были бы сконцентрироваться на одном Христе. Он один должен был умереть за грехи всех.

5:19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Иисус пришёл не только учить, но и исполнить закон Моисеев в противовес тем учителям, которые лишь учили закону, но сами не исполняли его. В переводе свящ. Л. Лутковского этот текст звучит более понятно:
если кто, уча других людей исполнять эти заповеди, сам нарушит хотя бы одну, самую меньшую из них, тот самым меньшим наречется в Царстве Небесном; а кто, уча других, и сам исполнит, - тот великим наречется в Царстве Небесном.

Этот принцип позже показал Павел: Как ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим.2:21) То есть, для Бога учитель, не исполняющий того, чему учит - не интересен.
Итого: в тексте речь идёт о духовных наставниках, берущих на себя функцию помазанного священства (т.е. - претендентов на небесные престолы в Царстве Бога, в Его системе вещей). Если они научат кого-то правильно, но сами не будут исполнять заповеди Бога - им не видать небесных престолов в Царстве Бога (малейшими нарекутся). А если и научат других правильно, и сами будут правильно поступать - им небеса уготованы (они станут великими в Царстве Бога).

5:20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Этот текст завершает мысль о необходимости духовных учителей (помазанному духовному "священству) - и самим соблюдать то, чему учат: праведность учеников Христа, которым надлежало в будущем учить слову Божьему, должна была превзойти праведность фарисеев, ибо фарисеи сели учительствовать на седалище Моисеевом, но дела их были от него далеки – Матф. 23:1-3.

Кроме того, праведность фарисея – лишь внешняя оболочка: он исполняет пункт закона для того, чтобы избежать наказания, но вовсе не потому, что таковы его внутренние убеждения. Если завтра закон вместо запрета разрешит воровать, к примеру – законник так же скрупулёзно исполнит разрешение закона, как вчера исполнял запрет. Потому праведность, основанная лишь на стремлении исполнить букву закона и нежелании (страхе) быть наказанным – «низкопробная»

Ученики Христа должны иначе формировать свою праведность, обрезая свой дух, своё сердце, а не плоть: если внутренние убеждения Христа и любовь к Богу и ближним – не станут внутренними убеждениями христианина – фарисея ему в праведности не превзойти, а значит - и в систему вещей Бога (Царство небесное или Царство Бога, суть одно) -есть угроза вообще не войти. Почему?
Потому, что о помазанниках (духовных учителях) вот что написано:
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
(Евр.10:26,27)
Если помазанники (получившие ПОЗНАНИЕ истины) не заботятся об исполнении заповедей Бога - то их могут
и уничтожить навеки.

5:21,22 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

Если перефразировать, то выйдет следующее: «Вы слышали из закона так-то, а я говорю вам, что надо иначе»
Говоря так, Иисус не вводит новый закон, словно прежний – неправильный. Он, зная корень проблемы - причины убийствам - показывает их, ибо убийство – это лишь следствие проявления больного духа человека. Устранять последствия болезни сложнее, нежели искоренить причину болезни. Поэтому важно начинать «лечить» внутренние убеждения и учиться не гневаться, тогда и проблем с исполнением заповеди Бога «не убей» - не будет.

Такой подход в учении отличается от фарисейского: те видят только пункт «УБИЙСТВО» во внешнем его проявлении, а Иисус показывает ПРИЧИНУ убийства, которая прячется ВНУТРИ человека. Они видят букву закона, Иисус указал на дух закона Бога, разъяснил, на ЧТО, собственно, Бог налагает запрет на самом деле. Суть нового подхода - примерно в следующем: может быть вы или я никогда не ударили ни одного человека, но кто может сказать, что мы никогда НЕ ХОТЕЛИ ударить человека? В глазах Бога виновен не только человек, СОВЕРШИВШИЙ преступление, но и человек, впустивший в себя НЕЧИСТОЕ ЖЕЛАНИЕ преступить закон. (из Баркли)

Слово "рака" – тоже лишь внешнее проявление порока, и проблема - не в запрете на слово «рака», а в явлении необузданного гнева, вырвавшегося наружу в виде этого слова, ибо уста говорят от избытка сердца. Оскорбления часто провоцируют и переход к физическим воздействиям (нередко к пролитию крови). Потому не само слово является грехом, а гнев, его порождающий.
К тому же опорочить репутацию человека и лишить его доброго имени - также с точки зрения Бога недопустимо.

геенна. Долина Гинном - мусорная свалка под Иерусалимом, где огонь горел постоянно. Иеремия (7:32) пророчествовал, что геенна станет "долиной убийства", символом суда Господня, ибо всем понятно: весь человеческий «мусор» будет бесследно уничтожен с земли Бога подобно тому, как бесследно сгорает на свалке Иерусалима мусор бытовой.

5:23,24 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Заметим, Иисус не сказал "если ты имеешь что-то против брата". Но сказал "если брат имеет что-то против тебя". Это значит, что христиане должны быть наблюдательны и интересоваться, не обидели ли кого-то случайно.
Иисус показал, насколько важно в глазах Бога примирение тех, кто считает Его своим Отцом, и, следовательно, являются братьями друг для друга. Ничто не приносит столько радости родителям, как мир и взаимопонимание между детьми – людям это понятно.
Если мы позволяем себе пренебрегать Божьими избранниками, ссорясь с ними или обижая - то как же Бог может к нам хорошо относиться? Никак.
А если Он плохо к нам относится, то и служение наше Ему - не интересно, и «жертв» наших даже очень больших – Он не примет.

Вот о чём следует упомянуть:

1) если брат расположен мириться и трещина в отношениях - не превратилась в непреодолимую пропасть – примириться будет несложно, если приложить старания со своей стороны, и постараться впредь не согрешать против него и не обижать (если мы это делаем нечаянно). Ну и по возможности исправить причиненный нами вред, если таковой имеется. Но бывает и так: мы делаем всё возможное с нашей стороны, но :

Озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города и ссоры подобны запорам замка. (Прит. 18:20) 
Наша греховность иногда делает пробоину в нашем разуме. Если брат стал неприступным - совет Христа иногда удаётся выполнить только наполовину, на СВОЮ половину: сделать ВСЁ возможное для примирения. И если брат останется неприступным – по крайней мере, мы старались восстановить мир. Это нам поможет справиться с чувством вины и продолжать служить Богу даже в условиях непримиримости, считая её временной, чтобы не нанёс нам ущерба сатана, пользуясь нашим замешательством -2Кор.2:11

В таких случаях повторные попытки примирения – лучше отложить до более благоприятных времён, ибо к неприступному брату - не приступиться

2) важно в попытках примирения не забыть о главном – о том, что дар Богу, нами намеченный, следует всё же принести. Не следует превращать свою жизнь в одни только попытки завести абсолютно со всеми тесную дружбу. Мир с соверующими – это необязательно очень близкие и тесные отношения. Все люди – разные по характеру и интересам, не следует ожидать, что абсолютно в любом и каждом соверующем у нас должна быть острая нужда. Поэтому не стоит обескураживаться, если с кем-то нам не удаётся наладить тесных дружеских отношений: главное со своей стороны не сделать ничего, что могло бы привести к ссоре, и приложить усилия к тому, чтобы она не возникла, если мы чувствуем её назревание со стороны соверующего.
 
5:25, 26 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Фундаментальный факт: мы не можем помириться с Богом до тех пор, пока не помиримся с людьми. Каждый обидевшийся брат в потенциале может стать и соперником в суде: если немедленно не уладить с ним ссору, спор или разногласие, то со временем они могут явиться источником новых неприятностей.

Здесь может быть заложено два принципа:

1) являясь поклонниками Бога, люди должны своевременно устранять из жизни проблемы, пока их еще не стало слишком много и они не оказали необратимого негативного влияния на их будущее. Примирение с соперником нужно не столько Богу, сколько самим соперникам, ибо суд предусмотрен Богом, а вот последствия суда для кого-то из них могут оказаться тяжкими, из-за чего отношения с Богом могут быть задвинуты на дальний план.

Гораздо легче признать свою ошибку , извиниться и постараться ее исправить если возможно, а если мы правы - все же сделать первый шаг к примирению, чем превратить свою жизнь в судебные тяжбы и усугублять разрыв в отношениях друг с другом и с Богом.

2) всегда следует учитывать этот принцип: не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, и иметь ввиду, что в любой момент наша жизнь может оборваться, а дальше – суд Божий. Христиане должны беспокоиться о том, чтобы предстать пред Богом без долгов.

5:27,28 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
В нарушении верности жены или мужа заложен не просто запрет на нарушение заповеди Бога о семейном устройстве. В этом кроется духовный смысл: Бог называет духовными прелюбодеями всех, кто не хранит верность Ему. Если в видимом семейном устройстве не быть способным сохранить верность, то сохранить верность невидимому Богу – тем более невозможно.

О чём, однако, следует помнить?
Иисус говорит не о естественном, обычном желании, которое является частью природы и инстинктов человека и может возникнуть в определённых непредвиденных обстоятельствах.

Баркли: Из буквального смысла греческого текста вытекает, что осужден человек, который смотрит на женщину (в принципе) для того, чтобы вызвать у себя желание, использующий свои глаза для того, чтобы возбудить свое вожделение, чтобы возбудить страсть и умышленно разжечь желание.

Прелюбодеяние – это результат внутреннего желания удовлетворять свою похоть В ПРИНЦИПЕ как и где придётся без чувства ответственности сохранять обет верности, данный спутнику жизни пред Богом. Может быть, мы никогда не совершали прелюбодеяния – к примеру, не выдалось такой возможности, но кто может сказать, что мы никогда не пожелали изменить супруге или супругу с кем-то?

Важно НЕ СОВЕРШИТЬ грех, но гораздо важнее - НЕ ВОЗЖЕЛАТЬ совершить этот грех.

5:29,30 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

ЕСЛИ что-то соблазняет, то избавься от этого что-то Для того чтобы это самое "если" наступило, нужно сначала увидеть проблему преткновения самому, может даже при помощи других. Не увидишь проблемы – не сможешь её и решить радикально и срочно. А не решишь проблему соблазна срочно – возникнут проблемы посерьёзнее: в Эдемском саду события развивались очень стремительно, но не вырваны были: ни язык - у змея, ни глаз - у Евы, ни руки - у Адама. С тех пор всё человечество мучается и стенает с рождения в ожидании смерти.

Покажем, однако, здесь два момента:
1) связь между праведными поступками и покоем Бога

Иисус гиперболой предложил радикальные методы, желая показать степень важности того, чтобы остаться чистым перед Богом, но не стоит думать, что если не будет глаз – исчезнет и проблема возникновения множества желаний по причине рассматривания окружающей среды, а если не будет рук – не будет и возможности взять то, что взять хочется, а брать - неправильно.
Такими методами «отсечения» - праведником не стать и саму ПРОБЛЕМУ соблазна поступить неправильно - не решить: ведь останутся другие части тела, которые соблазняют не меньше.
А значит, опасность соблазна – останется вместе с ними. И можно подумать, что праведность зависит от наличия или отсутствия соблазняющих плотских органов: если не будет ТАКОЙ непослушной греховной плоти – не будет проблем (так, кстати, учат некоторые верующие, защищая идею духовного тела для всех вообще разумных существ. Не учитывая, что и у духовного тела – тоже могут быть соблазны. Только другого уровня Сатана – тому пример)

А потому неважно, в какое тело втиснута наша ЛИЧНОСТЬ. Христианин должен достичь того возраста праведности, когда и о двух глазах и о двух руках – а по внутреннему убеждению НЕ ХОЧЕТСЯ ему согрешать. Хочется жить правильно и по Божьи – ВНУТРИ.

Например, Маня - по внутренним убеждениям НЕ ХОЧЕТ брать запретный плод из рук змея, ну не нужен он ей совсем. А Ваня – по внутренним убеждениям НЕ ХОЧЕТ срывать плод с дерева познания добра и зла, ну незачем ему это делать. А если Маня ему это предложит – она сразу станет для Вани неинтересной. Ибо у Вани - ТАКИЕ же внутренние убеждения, как и у Христа
И ТОГДА НЕ придётся Богу дерево познания в раю - колючей проволокой от Вани с Маней огораживать. И ТОГДА Ему не придется беспокоиться от мысли: «а вдруг Ваня через колючую проволоку перелезет и проберётся к запретному?!» И ТОГДА Ваня будет жить под этим деревом с Маней вовек, и непременно найдёт себе занятие поинтереснее, чем за запретным у Бога - охотиться.

2) применение искупления Христа в случае согрешения христианина

Иисус показывает насколько христианину важно стремиться не согрешать. Не слегка - постараться, а приложить к этому все возможные силы и средства, ибо велика цена искупления и оплачивать смертью Христа - стоит только то, что мы НЕ СМОГЛИ выполнить. А не то, что НЕ ЗАХОТЕЛИ.
В борьбе с искушениями христианин обязан задавать себе вопрос: все ли я делаю для того, чтобы смочь? Прибегал ли к радикальным мерам или подхожу к вопросу в щадящем для себя режиме?
Рука и глаз - «вещи», которых действительно жалко лишиться ради сохранения верности Богу. Но если мне жаль жертвовать чем то для меня дорогим ради праведности пред Богом, то, выходит, что на моих весах лучше заплатить Христом, чем тем, что дорого лично мне.

Бог, конечно, многомилостив и знает немощи наши. И Он обязательно применит искупительную жертву к нам, если это только возможно будет, НО! То, насколько стараюсь я сам, говорит о моем личном отношении к жертве Христа и о том, насколько она священна лично для меня.
Мы можем говорить о том, как мы любим Бога и Христа. Но на самом деле эту любовь они смогут увидеть по нашим стараниям не согрешать.

5:31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
Точка зрения толкователей Моисеева закона на развод ко времени прихода Иисуса Христа была искажённая. Иисус разъяснил взгляд Бога на брак применительно к исторической и жизненной ситуации иудеев.

Баркли: Никогда в истории человечества брак не подвергался такой опасности, как в эпоху возникновения христианства. В то время миру грозила опасность почти полного разрушения брака и домашнего очага.

В теории у иудеев были самые высокие идеалы брака. Брак считался священным долгом, который должен был исполнить каждый. Человек мог воздержаться или уклониться от брака лишь по одной причине: посвятить все свое время изучению закона. Если человек отказывался вступить в брак и зачать детей, говорили, что он нарушил заповедь, повелевающую человеку быть плодотворным и размножаться, и что он "умаляет образ Божий в мире" и "убивает свое потомство".
В идеале и в теории иудеи ненавидели разводы. Но трагедия была в том, что на деле все было очень и очень далеко от идеала.
В глазах закона женщина была просто вещью; она всецело находилась под властью отца или мужа; у нее не было абсолютно никаких прав. По существу, женщина не могла ни под каким предлогом развестись со своим мужем, а муж мог развестись с ней под любым предлогом. Не только
за супружескую неверность, даже если она испортила ему обед, положив в него много соли; если она вышла на улицу с непокрытой головой; если она говорила на улице с мужчинами; если она сварливая женщина; если она при муже пренебрежительно говорила о его родителях. Некий раввин Акиба говорил, что …человек может развестись со своей женой, если он нашел женщину, которая ему нравится больше. (школа Галилея, Акиба и Шаммаи)

К тому же процедура развода была чрезвычайно простой. Разводное письмо гласило: "Пусть это будет тебе мое разводное письмо и отпускное свидетельство и акт освобождения, чтобы ты могла войти замуж за любого угодного тебе мужчину".
Все что нужно было сделать - отдать женщине в руки этот документ в присутствии свидетелей, и она была свободна. Одним словом, суть образования семьи Богом – к этому времени извратили до неузнаваемости.

5:32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Развод вообще в планы Бога не входил: со дня сотворения жены для мужа - разводиться для них противоестественно. Поскольку будущее человечества - это жизнь вечная, те, кого сочетает Бог – во всей вечности будут мужем и женой. В условиях века сего часто мужем и женой становятся совсем не на Божьих основаниях (не обязательно «Бог сочетает», но и сами по своему личному выбору сочетаемся, ибо если сочетает Бог – это означает, что оба любят Бога, Его принципы и стараются их придерживаться), поэтому и для вечности - такие браки не готовы, ибо непрочны. Для браков века сего пришлось устанавливать рамки, удерживающие общество народа Иеговы от полного развращения и хоть как-то защищающие права членов семьи.

И уж если фарисеи кичились своей праведностью как исполнители закона, то Иисус им показал, ЧТО ЗНАЧИТ ИСПОЛНИТЬ закон Божий в отношении брака – не разводиться совсем, вместо того, чтобы искать лазейки для развода в законе.

Почему только в случае прелюбодеяния одного из супругов можно развестись и вступить в брак повторно? Потому что прелюбодей, соединившись в прелюбодеянии с другой плотью - перестал с этого момента быть одной плотью со своим брачным спутником -1 Кор.6:16. Прелюбодеев согласно Моисеева закона побивали камнями, так что прелюбодей в глазах невиновной стороны - всё равно, что умерший, даже если христианство не позволяет побивать камнями в таких случаях. Невиновная сторона в этом случае свободна от брачного союза – Рим.7:2,3 и может повторно вступить в брак.

Почему женившийся на разведённой НЕ по причине прелюбодеяния её бывшего супруга - сам становится прелюбодеем? Потому, что разведённая (не по вине прелюбодеяния супруга)– является с ним одной плотью даже после развода до тех пор, пока супруг не женится повторно (не станет одной плотью с кем-то другим, освободив её тем самым от себя). А потому женившийся на ней в момент, когда её плоть ещё принадлежит другому – сам становится прелюбодеем.

Факт, что позже апостол Павел упомянул о случаях, в которых Бог всё же допускает развод в христианстве (если неверующий хочет развестись – верующий имеет от Бога право согласиться на развод -1Кор.7:15 и если кто-то разведётся не по вине прелюбодеяния, то должен оставаться безбрачным или вернуться к своему брачному спутнику -1 Кор.7:10,11) – во-первых, подтверждает мысль о том, что Иисус говорил об абсолютном запрете на развод - иудеям условий того исторического времени, чтобы показать им абсурдность их понимания семьи. А во-вторых, что развод для христианина не является смертным грехом при условии, что разведённый остаётся безбрачным в дальнейшем (кроме вины прелюбодеяния).

5:33-36 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
Ввиду греховной натуры правдивость слов человека или гарантия выполнения его обещания, как правило, подтверждалась клятвой, торжественное произнесение которой при свидетелях на уровне страха смерти усиливала эффект правдивости произнесённых слов. Объект клятвы условно подтверждал истинность слов клянущегося и являлся гарантом расплаты для случая её невыполнения. К примеру «клянусь: голову дам на отсечение – если то-то и то-то…!» В случае обмана голова клянущегося должна была слететь с плеч, поэтому клянущийся так - старался непременно сдержать своё слово.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
В Иудее клялись небесами, землёй и Иерусалимом - тем, что имеет большую ценность в их глазах, однако совершенно бессмысленно в плане гаранта на случай невыполнения: ни небесами, ни землёю, ни Иерусалимом компенсировать невыполнение клятвы было бы невозможно. Клянущиеся так - брали на себя ответственность выполнить клятву во что бы то ни стало, чтобы им не пришлось «расплачиваться» ни небесами, ни Иерусалимом.

В идеале у человека никогда не должно быть необходимости подкреплять истинность своих слов клятвами или гарантиями. Надёжность и характер человека должны сделать клятву совершенно ненужной. Он сам и его поведение должны быть гарантией истинности его слов и полного доверия ему. Крупный греческий учитель и философ Сократ сказал: "Человек должен вести образ жизни, который вызывает к нему больше доверия, чем любая клятва".

5:37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Иисус показал, что христианину достаточно сказать "да", если он должен сказать "да" и сказать "нет", если есть необходимость сказать "нет". Клятва – лишняя деталь в картине подтверждения правдивости слов христианина, и если он пытается усилить эффект своей правде, значит, помимо того, чтобы просто сказать правду – преследует ещё какие-то цели, желает привлечь, скажем, внимание к себе. А это уже - от лукавого.

К тому же - объекты клятвы в Иудее – на самом деле священны, ибо Богу принадлежат, а потому клянущийся всем этим рискует прогневить Бога суетностью желания бессмысленно и хвастливо посягать на то, что принадлежит Богу.

5:38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Здесь изложены особенности христианской этики, которая должна регулировать жизнь и поведение христианина. Этот закон носит название Лекс Талионис, закон Талиона, от латинского талио - возмездие, равное по силе преступлению или воздаяние должно соответствовать преступлению.

Этот закон представлен уже в древнейшем кодексе законов, известном под названием законы Хаммурапи, правившего в Вавилоне в 2285 - 2242 гг. до Р.Х.

Изначальный смысл (Исх. 21,24; Лев. 24,20 и Втор. 19,21) сводился к тому, чтобы исключить месть, превосходящая вину (какой кичился Ламех, Быт. 4,23 или, например, за один глаз - два потребовать), а также - исключить наказание с лицеприятием для представителей разных слоев общества.

Принцип у этого закона простой и совершенно ясный: человеку, причинившему повреждение другому человеку, должно быть причинено такое же в точности повреждение, чтобы дать возможность виновнику прочувствовать на себе последствия своего же поведения и извлечь урок на будущее.

5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
Иисус возражает и против того, чтобы заповедь эту христиане понимали как оправдание личной мести. Поэтому показал новый дух отношения к проступкам ближних: терпимость и прощение вместо мести.
не противься злому. Удар в правую щеку - это не попытка ударить или причинить физическую боль, скажем, в драке, это и не приглашение посостязаться в силе. Это оскорбление в виде мелкого «укуса», рассчитанного на болезненное самолюбие, амбициозность и провокацию ответного действия. Причём само оскорбление может быть нанесено не обязательно в виде буквальной пощёчины , этот принцип непротивления злу – насилием ответного удара - распространяется на все виды провокационных оскорблений.

Так вот, «ударившему тебя в правую щёку – обратить левую» - означает НЕ ОТВЕТИТЬ на провокацию оскорбления, а претерпеть обиду и не потерять контроль над собой. У христианина не должно появляться желания отомстить в ответ на оскорбление или причинение мелкой обидной пакости.

Пример тому, как не противиться злому, показал сам Иисус: Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному -1Пет.2:23. К тому же, когда Петр, заступаясь за него, ударил мечем раба первосвященника - Иисус не одобрил этого. Здесь заключен принцип: не отвечать злом на зло, но побеждать зло добром.

5:40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
Здесь – об отношении христианина к материальным ценностям.

В отношении желающих у нас что-то отнять через суд - тоже принцип христианина: "не ищи отмщения даже в суде". Хотя, понятно, что желающий отнять рубашку в условиях Моисеева закона, охраняющего право личной собственности - выглядит не очень-то порядочно и претендует нарушить права имеющего свою личную рубашку, но здесь Иисус показал, что христианин никогда не станет настаивать на своих правах. Отдать ещё и верхнюю одежду в придачу к отнимаемой рубашке - означает не желать даже спорить о своих правах.

Христианин вообще не считает, что у него есть какие-либо права. В этой жизни, кроме права верить Богу. Некоторые люди вечно настаивают на своих правах, цепляются за свои привилегии и не желают поступиться ими. Они лучше воинственно пойдут судиться, но не потерпят даже их мельчайшего ущемления.

Если христианин - идёт в суд из-за такой мелочи, значит пока ещё он не понял, что такое христианство. Христианин должен думать не о своих правах, а о своих обязанностях пред Богом; не о своих привилегиях, а о своей ответственности пред Ним. Он совершенно должен забыть о том, что у него вообще есть права, если желает стать рабом Бога. А человек, до последнего борющийся за свои права как в церкви, так и вне ее - пока что просто не зрелый христианин. Ибо зрелый христианин не станет вырывать из глотки другого - блага для себя.

Единственное, в чём христианин станет отстаивать свои права в суде, это в духовном: в случае, например, если речь идёт о его жизни или о свободе от заключения, связанные с отстаиванием слова Божьего (пример Павла, римского подданного, требующего суда кесаря за слово Божье, но прощающего все посягательства на его жизнь и материальное благополучие - по всем другим поводам)

5:41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Римский солдат мог принудить местного жителя стать ему провожатым или даже носильщиком. Если нас заставляют что-то для кого-то сделать, мы не должны сердиться или сетовать, но по собственной воле из усердия и желания служить людям - христианин должен сделать даже больше, чем от него потребовали.

Если нам поручено какое-то дело, и даже если это дело кажется нам безрассудным, непосильным и ненавистным, не выполняйте его как ненавистную и мерзкую обязанность, а делайте его как услугу, которую вы с удовольствием оказываете.

Неспособный или обиженный работник, грубый помощник еще не имеют правильного представления о христианской жизни. Христианин не должен думать о том, чтобы поступать так, как ему хочется или демонстрировать исполнительность выдрессированного животного; он должен заботиться о том, как бы помочь и сделать больше даже тогда, когда принуждение неучтиво, неразумно и эгоистично. Если, конечно, выполнение этой просьбы не потребует от христианина нарушения принципов Бога.

5:42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Просящему - давай и хотящему занять – занимай. Речь идёт только о тех, кто нуждается в самом необходимом, а не о тех, кто просит сверх необходимого. Мы можем делиться только тем, что есть у нас. Если, к примеру, мы сами едим хлеб, а у нас просят занять на красную икру - то у нас есть моральное право отказать в таком даянии.

Человеку, испытывающему действительную нужду, нужно дать не только то, что убережёт его от голодной смерти и вызволит из острой нужды; но и то, что уменьшит его унижение – внимание и искренность в проявлении заботы о нём. Ну и понятно, что афишировать такую помощь нуждающемуся - христианин не станет.

Ещё важный момент: нужно различать, ЧТО и КТО просит у нас. Иногда просят то, что может принести не благо, а вред. Например, алкоголик просит деньги на хлеб, но мы точно знаем, что он купит спиртное. В таких случаях лучше дать не деньги, а хлеб.

5:43,44 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Здесь показана этика личных отношений между иудеями и язычниками: люби ближнего твоего и ненавидь врага своего. Такого в законе Моисеевом нет, иудеям сказано лишь, чтобы они не общались с язычниками. Но книжники делали ложный вывод, понимая под "ближним" только своего единоверца-иудея, и разжигая ненависть к язычникам.
Иисус
же этими текстами, во-первых, подготавливал их сердца к принятию своих врагов -язычников - в Новом Завете. А во-вторых, показал, что как таковых "врагов", к которым бы следовало питать ненависть - у христианина быть вообще не должно.

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Однако Иисус не требовал, чтобы мы любили наших врагов так же, как и своих ближних, стараясь развивать с ними хорошие отношения, проявлять к ним заботу и внимание, окружать своим обществом и испытывать к ним нежные тёплые чувства. Нет. Ведь враг – это тот, кто постоянно нам причиняет боль и неприятности. А мазохизма среди качеств, которыми нас наделил Бог – не было. Что же это может означать?

Любить врагов для христианина означает не отвечать злом на зло, не желать им зла и не злорадствовать по поводу их падений – это во-первых. Во-вторых – желать и врагам стать частью народа Бога и прилагать для этого осознанные усилия, ибо если любить ближних нам легко из-за тёплых чувств к ним, то любить врагов нужно усилием разума. Как Бог не желает, чтобы кто-то погиб, так и мы не желаем гибели врагу своему, но желаем, чтобы он обратился и жив остался. И не только желаем, но и пытаемся обратить его своими добрыми делами по отношению к нему.

Ведь если он станет хорошим сыном Богу, то будет и замечательным братом и нам, и уже не станет обижать нас. А еще мы и сами за собою много случаев знаем, когда обидели кого. Всем нам еще предстоит расти. Понимание этого поможет нам научиться любить и врагов, не только ближних.

5:45-48 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Зачем, собственно, христианину нужно учиться не испытывать ненависти к врагам и любить их любовью христовой, какая в этом нужда? Ибо христианин желает отражать на земле своего небесного Отца, а Он не отобрал ни солнце, ни дожди у противников Его и нечестивцев в надежде не заметят ли доброту Его, не обратятся ли от злых путей своих?

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Ведь нет ничего особенного в том, чтобы любить ближних: это естественно даже для безбожников. Легко любить того, кто любит нас также. Сохранять доброжелательное отношение к тем, кто нам пытается вредить на каждом шагу - гораздо сложнее. Без усилий воли здесь не обойтись. Только желание становиться сыном Божьим может помочь христианину работать над своими эмоциями и чувствами, и стараться не терять доброго отношения ко всему человечеству в принципе.

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Бог требует от Своего народа, чтобы образцом для него - было Божье совершенство. Бог благоволит ко всем, Он любит всех и всем посылает Свою благодать. Хотя в этой жизни такого совершенства в отношениях между людьми - вряд ли возможно достичь, однако те, кто желает стать сынами Божиими, стремятся к нему (Флп. 3:12,13).

Итак, в текстах 43-48 Иисус призывает к толерантности в мире: не должен христианин иметь врагов в принципе. Однако Иисус не призывал здесь к толерантности в христианской среде (к чему призывают некоторые духовные учителя, опираясь на эти тексты): одно дело адекватно относиться к разнообразию взглядов, образа жизни и поведения - в мире, ведь христианин не имеет права навязывать миру или требовать от него
жить по-христиански, проявляя ненависть к тем, кто этого не делает; он должен относиться к этому терпимо, предлагая альтернативу их жизненного пути - лишь своим христианским богобоязненным поведением.
И совсем другое дело - пропагандировать
в среде христиан терпимость к тем, кто представляет иное мировоззрение, вероисповедание, мирской образ жизни, распутное поведение и не христианские обычаи. Иисус не одобряет толерантности в христианской жизни, через апостола Павла он побуждает бороться с таким явлением в собраниях и пресекать его (1Кор.5:2, 9-11; 1Тим1:20; 2Тим.2:16-18)

МАТФЕЯ главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 



ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru