ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

- Евангелие от Луки -
5  глава

ЛУКА главы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 

5:1   Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
Как видим,  не  всегда  народ  теснился  к Иисусу, чтобы исцеляться.  Были моменты, когда приходили  к  нему  и  для   того,  чтобы  послушать   слово Божье.  Значит,  признавали,  что  Иисус  не  свои   слова  народу  передаёт,  а Божьи.
И  несмотря  на  это,  что  удивительно  -   от  слушания  слова  Божьего  в  Израиле  в  итоге  было  мало  пользы,  многие  слушали,  да мало  кто,  выходит,  слышал,  иначе  не  распяли  бы  Христа.

5:2,3    увидел Он две  лодки ...Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега
Лодка  Симона  не  случайно  выбрана  Иисусом:  знал  он,  к  кому  в  лодку  садиться,  кого  и  как   к  Отцу  своему  привлечь.

и, сев, учил народ из лодки. 
Учить  -  означает  не  просто  рассказывать   интересные   истории,  а  давать  наставления  народу,  из  чего  народ  должен  делать  определённые  выводы  для  себя  и  действовать  в  соответствии  с  полученными  наставлениями.
В  тесном  окружении  множества  народа  -  учить  сложно,  а   в  таком  отдалении  -  и  народу  хорошо  учителя  видно  и  слышно,  и  учителю  легче  к  народу  обращаться  при  полном  обозрении  всех:  Иисус  лично  от  себя  делал  всё  от  него  зависящее,  чтобы  народ  имел  возможность  усвоить  его  наставления.

5:4-6   Когда же перестал учить   
Иисус  до  конца  высказал  народу  то,  что  хотел  ему  сказать.  Закончив  с  одним  делом,  он  перешёл  к  другому  делу,  не  перескакивал  хаотично  с  одного  на  другое  и  не  хватался  сразу  за  несколько  дел:
сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали,  Пётр  называет  Иисус  «наставником»  именно  потому,  что  Иисус  наставлял  народ  на   путь  Божий. 
Факт,  что  рыбаки  ничего  не  поймали  в  эту  ночь  помог  им  позже  увидеть  обилие  благословения  Божьего.  Но  для  того,  чтобы  иметь  благословение  Божье   -  сначала   нужно  было  довериться  слову   Христа  Его   и  сделать  то,  о  чём  он  просил  без  лишних  вопросов:

но по слову Твоему закину сеть.  Пётр  доверился  слову  Иисуса,  хотя  из  опыта  рыбака  знал,  что  если  в  ночное  время  (во время  улова  в  тех краях)  не  было  толку  от  ловли,  то  днём  и  подавно  ожидать  улова  не  приходится.
Однако одного  доверия   Иисусу  -  мало.  Нужно  было   ещё  и  поступить   по  слову  его,  что  Пётр  не замедлил  исполнить  и  поэтому  увидел  благословение  Божье:      

6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

Вспоминается момент,  когда  военачальник  Нееман  посчитал  бессмыслицей слова  Елисея  о  том,  чтобы  семь  раз  искупаться  в  Иордане, но позже доверился,  поступил  по  слову  Господню  и   был вознагражден.
Иногда   нам  кажется,  что,  поступив   по  слову Господню,  мы  получим отрицательный  результат,  а,  поступив  вопреки  -  положительный. В  таком случае  ключевую  роль  играет  то,  насколько  мы  развили  доверие  к  Богу  и преданность  Ему.

5:7  И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Чудо  благословения  Петра  за  доверие Христу   увидели  и  остальные.  И  у  них  появилась  возможность  учиться  доверять  Иисусу - по  примеру  Петра.

5:8   Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Пётр  не  мог  не  понять,  что   в  этом  чуде   Христа   -  рука  Божья  и,  зная  за  собой  грехи,  устыдился:   Господь  так  помогает  ему,  а  ведь  он  не достоин того.  
Чувство стыда,  когда  мы  получаем  то,  что  не  заслуживаем - это нормально для христианина.  Хуже,   если   христианин  берёт  как  должное  то,  чего  не заслуживает  и  не  считает нужным  даже  благодарность  свою  за  это  Богу   выразить.

5:9,10    Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;  также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону.
Пётр  не  только   устыдился  себя  самого,  но  и  испугался, что  осквернит чистоту  Христа  своей   нечистотой:  близкое  присутствие  Бога,  ощущаемое  через   действия   посланника  Его,  пугало  народ  Божий  ещё  с  древности (Исх.19:10-13,21).  Они  все  понимали,  что  нельзя  приближаться  к  Богу  в  нечистом  состоянии,  чтобы  им  не  умереть.

И сказал Симону  Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
Для  рыбаков  был понятен  процесс ловли и трудности, связанные с ним: и изнурение  и бессонные ночи,  и  радость  от  улова,  и  огорчение  от  плохого улова,  и  бессилие  с  отчаянием от   часто   напрасной  траты  сил  и  времени.

Недаром  Иисус  избрал  рыбаков   для  ловли   человеков:  что  рыба,  что  человек – не  голыми руками  ловятся,  здесь  подготовка  и  терпение  нужны, изобретательность  и  качественный «невод»,  чтобы  не  разрывался.
Иисус  показал  Петру  и  остальным,  что  если  они  забросят   «невод»   в  море человечества по  просьбе  Христа - улов  будет  большой,  ведь   в  ловле человеков   -  результат   такой  же,  как  и  в  ловле   рыбы:  если  благословит  Бог,  то  и  улов  будет  немалый.

5:11  И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
Примечательно  то,  что  не  стали  эти   рыбаки  сами  возиться  по  распределению   и  сохранению  такого  большого  улова.  В  нём  они  увидели  больше,  чем  просто  удачную  ловлю  рыбы:  они  увидели  необходимость  для  себя  лично следовать  за  Христом.  А  с  рыбой  пусть  разбираются  другие,  кому  за  Христом  идти  нужды  не  было  на  тот  момент.

5:12   пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.  
Вспоминаем о том,  как  надо просить  у  того,  кто  дать  в состоянии.  Не требовать,  а  именно просить,  прилагая  усилия,  не  считая  унижением упрашивать  и   умолять,  то  есть,  не  один  раз  просьбу  свою  произнести. 

Давайте  помнить,  что  нам   никто  и  ничего  не  должен,  кроме  взаимной любви.  Если  по милости  для  нас   кто-то   что-то  сделает  по  нашей  просьбе – то  и  слава  Богу.  А  нет,  то возмущаться  не стоит:   просьба - она и есть только просьба. Просящий  всегда  должен  иметь ввиду,  что  в  просьбе  ему  очень даже  могут  отказать   и  будут  иметь  на  это  полное  право.

5:13   Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.  Иисус,  конечно  же,  хотел  помочь  этому  страждущему,  для  этого  он  и  пришёл,  для  исцеления  нуждающихся:  врач  нужен  больным,  не  здоровым.

5:14  И  Он повелел ему никому не сказывать   
Иисусу  не  нужна  была  слава  народного  целителя,  как  не  нужен  был  и  ажиотаж  вокруг  этой  его  деятельности:  не  в  качестве  народного  целителя   он  пришёл  на  землю.
Как   Божьему  сыну  -  ему  не  время  было  ещё  открыться.  Отсюда  -  и  запрет  распространять  о  нём  сенсационные  слухи.

а пойти показаться священнику и принести [жертву] за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
Не  время  ещё  было  отменять  Моисеев  закон,  поэтому  Иисус   велел  исцелённому  исполнить  все  предписания  Моисеева  закона,  ибо  и  сам   жил  по  Моисееву  закону.      
Как видим,  Иисус  признавал  поклонение   Богу   в народе  Божьем   несмотря на то, что руководители  его  к  тому    времени  во  многом  отошли  от  Бога:   ведь  сам Бог   никогда   не виноват  в  том,  что  иногда  те, кому  Он  доверяет  Свой народ,   уклоняются  в  сторону  от  Его  требований.
 
5:15    Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
Явление  исцелённого  от  проказы,  даже  если  он  и  сам  бы  молчал  -  не  могло  остаться незамеченным  в  Иудее,  поэтому  Иисус  вопреки  его  собственному   желанию   становился  популярной  личностью  в  народе  Божьем:  желающие  исцелиться  были  согласны  заодно  и  послушать  Христа.  Таким  образом   все  имели  возможность  заметить,  что  исцеление  связано  со  слушанием  слова  Божьего  через  Христа. 

5:16  Но Он уходил в пустынные места и молился.   Иисус  нуждался  в  уединении  гораздо  больше,  чем  в  активной  общественной  деятельности.  Он  уходил  от  людского   шума   туда,  где  ему  никто  не мешал  беседовать  со  своим  Отцом  наедине,  с  единственной  личностью  в  мироздании,  которая  его  понимала  в  абсолюте  и  с  кем  ему  было  о  чём  вести  диалоги.

5:17    когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима 
К
огда  Иисус  учил,   даже  фарисеи  сидели  молча  и  не возмущались   тем,  что  какой-то  простолюдин  берёт  на себя  смелость  говорить  слово  Божье:  слово  Божье  -  оно  и  в  устах  простолюдина  словом  Божьим  является,  если  не  искажается.  А  если  искажается,  то  и в  устах  законных  авторитетных   учителей  -  перестанет  быть  словом  Божьим,  но  станет  словом  человеческим.  

и сила Господня являлась в исцелении [больных]   
Иисус  исцелял  людей  не   силою  человека  Иисуса,   сына  плотника.  Но  силою  святого  духа,  которой  наделил  его  Отец  свыше


5:18,19 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом;  и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса

Очень  сильно  хотели  ближние   больного,  чтобы  он  исцелился и множество  усилий  для  этого  приложили,  даже  кровлю разобрали,  не  боясь возмущения хозяев.
Так  ли  сильно  христиане   сегодня  желают  исцеления  всем  духовно  «расслабленным» -  через  слово Божье?  Так  ли  сами  спешат  к  Иисусу?

5:20  И  Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.  Не  сказал  Иисус:  «что   же  это  вы  так  наглеете,  и  крышу  разломали,  как  вам  не  стыдно?!»,   но увидел за  этим  всем  большую  веру   и  желание  исцелиться.   Поэтому   без  промедлений   помог больному.

Если  кто- то   сегодня   сильно  желает   духовного  исцеления  и  имеет  жажду слышания   слова  Божьего,  то,  изучая  с  ним слово  Божье,    нужно  не   укорять  его  за  то,  что   он   сверх отведенного  ему   времени  пытается   у  нас  занять,  а  наоборот,   увидеть  голод  его  и,  может,  постараться   отложить что- то  менее  важное,  освобождая  время  для  него.

5:21-24   - подробнее   анализ  этого  случая  -  см.  разбор Мтф 9:4-7
Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус.. сказал им:    Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
Язык  - без  костей  и  произнести   «прощаются  тебе  грехи  твои»  -   на  самом деле  может  каждый  из  нас.  Чем  проверишь?  Но вот  проверить,  пойдёт  ли тот  больной,   которому   грехи  простились,   или нет  -  можно  буквально  через несколько  минут.

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.   Иисус  на  деле  показал,  что  означает  для  грешника  получить  прощение  грехов  от Бога:  исцелиться от  всех недугов,  ибо  недуги   и  приближение  к  смерти  из-за  них   -  это  последствия   греховности человечества,  переданной  по  наследству   Адамом (Римл. 5:12).  Властью  прощать  на  земле  грехи  всем,  кто  верит  в  Христа  и  принимает  его   как Божьего  посланника  и  спасителя  от  греха  и  смерти -  Иисуса  Христа  наделил  Бог. 

5:25,26   И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.  И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Иисус  исцелил,  а  исцелённый  и  остальные –  славили  Бога,  не  Иисуса  Христа.   Понимали, что  Иисус  просто  показывал  им  дела  Бога  Израиля.        
Иудеи  имели знания  о  своём  Боге,  поэтому  и  понимали,  что  Бог  посетил их    через   Иисуса, а   не   в  виде  Иисуса  (Лк. 1:68)

5:27  После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
Кому-то  может  показаться  странным,  что  Иисус  как-то    совсем   не  по  теократии  апостолов  призывал:   то   рыбаки   ему  приглянулись,  то   мытарь.  Почему?  Потому  что  Бог  смотрит  не  на  должности,  а  на сердце.

Получилось   у  Израиля  так,  что   священники,  хотя  и   по  многу  лет  служили  Богу,  а внутренних  качеств   плода   Божьего  духа  -  так  и  не развили,  чтобы   Иисус  мог  их  выбрать  и  в   новое   священство (Гал.5:22-24)  
Вот  и  выходит:  для  того,  чтобы  Бог  пожелал  избрать  нас  для  Себя  в  будущий  миропорядок -   находиться   в   истинном   поклонении  недостаточно,  хотя  и  необходимо. Важно  не  только  правильно  поклоняться  Богу,  но  и  иметь  при  этом   внутренние христианские  качества,  угодные  Ему.        

5:28  И он, оставив все, встал и последовал за Ним.   
Левия,  как  и  рыбаков,  не пришлось  долго  уговаривать  оставить  свою  работу  и  следовать  за  Христом.  Но  если  у  рыбаков  хотя  бы  были  веские  причины  следовать  за  Иисусом (он  показал  им  чудо  улова),  то  Левию   оказалось  достаточно   всего  лишь  слова  Христа,  чтобы   он  тотчас  принял  его  в  своё  сердце  и  правильно  отреагировал  на  него.

5:29,30  И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?   
По  сравнению  с  мытарями  и  остальными  гостями  Левия,  фарисеи  считали  себя   неисправимыми   праведниками.  

Женевская:  По Иосифу Флавию, в современном Иисусу Израиле насчитывалось около шести тысяч фарисеев. Почитая себя  «отделенными Богом»  от  основной  массы народа,  они  стремились  быть  верными  Его  слугами.  Многие  из  фарисеев были  действительно  очень  благочестивыми  людьми.  Однако  особое внимание,  уделявшееся  фарисеями  внешнему  следованию  предписаниям закона  Моисеева,  зачастую  делало  их  мелочными  формалистами.  В  массе своей фарисеи  были  непримиримыми  противниками  Иисуса. 

5:31,32 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;  Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Станет  ли  лечиться  человек,  считающий  себя  абсолютно  здоровым?  Только человек,  пришедший  к  осознанию,  что  он  болен,  станет  предпринимать  шаги   для  того,   чтобы  ему  выздороветь.
Вот  потому-то   Иисусу   легче  было  донести   мысль  о  нужде  в  излечении   от  греха   -  мытарям  и  грешникам,  нежели  фарисеям,  считавшим себя  здоровыми  «праведниками».

5:33  Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?   
Закон  Моисеев предписывал пост только в день Искупления,  однако  если  кто-то в  народе  Бога  желал   держать  пост  чаще -  это  не запрещалось:  у  каждого  свои  потребности  в  желании  обращать  внимание   Бога  или  людей  на  себя  (постящиеся  объявляли  о  том,  что  постятся) 
Фарисеи  считали,  что  чем  чаще  Божий  служитель   держит  тело своё  в  изнурении,  тем  благочестивее    и  праведнее  он  пред   Богом  и  пред  людьми.
И  то,  что  ученики  Иисуса  Христа  не  спешили  обременять себя  таким   видом  благочестия   и  спокойно  себе  ели  и  пили  -  их  возмущало.

5:34,35 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?  Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. 
Иисус  показал,  что  пост  -  это  не   публичная   демонстрация   благочестия  плоти,  а   естественное  внешнее  проявление  печали  и  скорби  духа  (сердца),  когда  не  до  услаждений  плотских.  
У  учеников  Христа  нет  повода  для  сердечной  скорби,  пока  он  с  ними. 
Когда  Иисус  погибнет,  тогда  и  время   поста  их  наступит,  и  принуждать  их  к  скорбеть  духом  не  придётся:  и  сами  не  пожелают  услаждаться  плотскими  удовольствиями   в  те  дни.

5:36-38  При сем сказал им притчу:   Для  того,  чтобы  закрепить  мысль  о  том,  что фарисейский  пост  плоти  -  это  ветхие  отношения  с  Богом,  а   пост  духа  -  это  новые  отношения  с  Ним,   и  что   поэтому  ученикам Христа,  вступающим  в  новые  отношения  с  Богом,  уже  незачем  соблюдать  ветхие  установления  в  отношении  процедур  поста -  Иисус  привёл  два  наглядных  примера:

никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
Иисус  разъясняет  новый  подход  в  служении Богу:  так  же,  как  абсурдно   и  бессмысленно  пытаться  ветхую   одежду – новой  заплатой  улучшить  или  новое  вино  при  помощи  ветхих   мехов  получить – так  же  бессмысленно  пытаться  новые  отношения  с  Богом  строить  на  ветхих  основаниях  буквы  Моисеева  закона.
Старые  стереотипы  мышления,  основанные  на   очищении  плоти,  помешают  принять  новые,  основанные  на  очищении духа  - сердца  и  совести  христианина.  Поэтому:

молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.   Новое  учение  Христа  могут  воспринять  только  обновлённые   поклонники  Бога,  чьи  умы  очищены  от  стереотипов  Ветхого  Завета -   покаянием,  принятием  Христа  и  его  проповеди.

5: 39  И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого    Новые  взгляды  и  новый  образ  жизни  не  сразу   принимаются   умами  и  сердцами  слушающих,   для  этого  требуется время,  проповедь  и  действие  святого духа  на  христиан.

ибо говорит: старое лучше.   Устоявшиеся  взгляды  и  мнения,  подобно старому   вину, всегда кажутся  лучше (правильнее),  поскольку  они привычны  и  укладываются   в   колею  традиционного    знакомого   образа   жизни.

Поэтому   всё   новое  и  передовое  всегда  в  человечество   «вколачивается»  с большими  трудностями.    Лучше  знакомое  «плохо»,  чем  незнакомое  «хорошо»:   так  мыслит  большинство  жителей  планеты,  привыкшее   к     стабильности  и  не   любящее  перемен.   А  многим   просто  страшно  решаться идти  на   незнакомое  будущее,  даже  если   в  настоящем  -  им  нелегко.

Особенно   тяжко  воспринимается   новое -   в учении Божьем:   обязательно  надо  кого-нибудь «сжечь  на костре»,  чтобы    новый  свет  имел  возможность пролиться   в   виде  …. положительного  «следа   от убитого»:   каких-то  реальных  перемен  к  лучшему  или  правильному.   

ЛУКА главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17 18  19  20  21  22  23  24 




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru