Исследование  Библии - Новый  Завет
ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

-  Послание Галатам святого апостола Павла -
4 глава

ГАЛАТАМ главы: 1 2 3 4 5 6

4:1,2  Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного].

Говоря о наследнике в детстве - Павел имеет ввиду служителей Моисеева закона, подчинённых попечительству «воспитателя», назначенного Отцом. Хотя дитя (служитель Моисеева з-на) – и сын, и  господин всего,  как  наследник, но пока он мал - он  находится  как  бы  в  рабстве (в строгом подчинении)  у  «воспитателя» (у закона).  

Это  рабство подчинения закону Моисееву должно было продлиться до времени взросления – до времени  духовного возраста,  готового  принять  Христа и освободиться  от  порабощения рамками  закона.
Почему  младенцам  нужно  подчиняться   ограничительным  рамкам  закона?
По  причине  своего юного   возраста  и  неспособности  из-за  этого  принимать  ответственные  решения  -  дитя   находится  до  поры до времени  под опекой тех (закона),  кто  в состоянии его наставлять  и  заботиться  о нем,  пока  он  повзрослеет.  

4:3  Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
Все  поклонники Бога  в «детском» духовном возрасте подчинены менталитету общепринятого образа  жизни,  выходить за рамки которого никто из детей не имел  права, находясь в рабстве подчинения  общепринятым  законам.

Моисеев закон для Израиля, как и любой другой закон любой другой страны – основан на «вещественных началах»:  на том, что  видимо,  понятно,  осязаемо, описано  в  пунктах перечнями прав, обязанностей, запретов и мер наказания.

4:4  но когда пришла полнота времени
Когда по мнению Бога настало время для того, чтобы в мир человеческий пришёл Христос,  тогда -
Бог послал Сына Своего (Единородного)

Как только  на земле настало подходящее время для прихода Христа, Бог и послал сына  Своего единородного в мир человеческий.
Выходит, этот сын был у Бога на небесах ещё до того, как ему оказаться в образе человеческом, что Павел подтверждает в Фил.2:6-8.
Единородный означает «был в образе Божием» (Фил.2:6), то есть, до того, как Христос пришёл на землю - он был на небесах духом, единого рода с Богом-Отцом.
Этому сыну пришлось прийти на землю с небес в образе человеческом и по виду, став как человек (Фил.2:7). Свой приход с небес подтвердил и сам Иисус (Иоанн.6:38, 62)

Который родился от жены, подчинился закону, Этот Божий сын для того, чтобы ему явиться  в образе человека – родился от человеческой женщины. Как человек, живущий среди Божьего народа и поклоняющийся своему Отцу, он подчинился  Моисееву закону.

Итого:   Бог предусмотрел,  чтобы    младенчество  человечества  закончилось с приходом  на землю  Его сына – Иисуса  Христа.  А  Христос,  в  свою  очередь,  прошёл  все  этапы становления  Божьим  взрослым  сыном,  начав,  естественно,  с младенчества.  

4:5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Иисус  Христос  был послан на землю специально для того, чтобы искупить от греха  всех подзаконных. К ним относились: Божий народ, Израиль, и язычники, находящихся  под  проклятьем закона.
Никто  из  подзаконных  младенцев  не  мог  достичь  праведности  взрослых  сыновей  Божиих - без  искупления  Христова.
А с момента искупления Христова каждый искупленный имеет возможность получить усыновление  небесным  Отцом.

То  есть,  Павел  показал  последовательность  этапов  взросления   человечества:   нельзя   переходить  к    этапу   взросления,  не  пройдя  период  младенчества.   Но  и  на  младенчестве  задерживаться  нельзя:  если  Иисус   освобождает  подзаконных  от  младенчества  и  дает  право  на  усыновление,  то  нужно  и  становиться  зрелыми  сыновьями  Бога,  способными  нести  полную  ответственность  за  свои  поступки  и  решения.

4:6 А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
Христиане  собрания  в Галатии, как и все уверовавшие в Христа в 1 веке, получили святой дух (Гал.3:2) в качестве залога усыновления (2Кор.1:21,22), поэтому все они знали, что Бог усыновляет их через искупление Христово.
Этот дух, полученный христианами свыше, помогал им осознавать, что они теперь – взрослые  дети  Божьи  (младенцы  не  способны  осознать  оное).  А,  значит,   и  жить  они  теперь   должны соответственно   взрослым  сыновьям Божиим.

4:7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Искупленные  Христом  уже  не  маленькие  дети,  вынужденные  подчиняться  по-рабски   разным воспитательным   законам,  а  сыновья Богу:  в  отношениях  у  раба  с  хозяином  -  и  у  сына  с  отцом  -  существенное  отличие.   Сына  отец  любит,  а   раб  у  него  -  только   работник. 
Имея  права   сыновей,  которым  Бог-Отец  уже  может  доверить  Своё  наследие   без  опасения,  что  они  его  по-младенчески  глупо  растранжирят  - галаты,  помазанные святым духом,  могли надеяться   стать   наследниками  вечного  наследия  Божьего благодаря  Иисусу Христу.

4:8  Но тогда, не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги.
Галаты до познания Христа были рабами непонятно кому - тем,  кому поклонялись, считая  своё поклонение  правильным;  тем,  кто  рисовал  для  них  рамки  своих законов.
Во  времена неведения  галатам было простительно неправильное поклонение и участие  в языческих  ритуалах.

4:9  Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
Но теперь, когда они получили  представления о правильном поклонении истинному  Богу  через веру в Иисуса Христа и получение святого духа в помощь для  правильной ориентации – их желание снова  стать  рабами  обрядовых процедур по закону (теперь уже Моисееву, ибо лже-апостолы именно к этому их склонили) - было непростительно.

Как  видим,  даже святой дух,  данный  галатам в помощь для духовного взросления и достижения возраста сына Божьего, Христа - не взращивал их автоматически, они, выскочив на короткое время из "вещественных начал" обрядовых процедур поклонения, со временем снова впали в духовное младенчество, так  как не  следовали руководству святого духа,  а  выбирали для себя привычный  вариант поклонения ещё из прошлого своего языческого опыта.
Видимые  атрибуты  поклонения    снова   стали   брать  верх   над  невидимыми,  с  видимым  им было  спокойнее.

4:10  Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.  
Галаты  не  только пожелали совершать  ритуал  обрезания, но ещё и желали продолжать отмечать религиозные праздники, установленные по дням (как суббота, например), месяцам и т.д.
При  возврате
 к  прошлому   настоящее со  Христом  теряет  всякий  смысл.  Христианин свободен от наблюдения за временами: он каждый день находится в служении Богу,  у  него  в  этом  смысле  каждый  день  - религиозный   праздник,  Богу  посвящённый;  его поклонение начинается  с  момента  призвания  и уходит в вечность, поэтому отслеживать  религиозные даты  прежнего закона, словно они для Бога имеют значение - для христиан неприемлемо.

4:11  Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
Павел переживал не о том, что напрасно потратил на собрание из Галатии своё личное время. Он переживал о  галатах, о том, что они пользы никакой для себя из наставлений Павла, увы, не извлекли.

4:12  Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы.
Павел просит их пребывать в единстве с Павлом так же, как он готов пребывать в единстве с ними и относиться к нему так же, как и он относится к ним.

Вы ничем не обидели меня: Павел же к ним относится очень хорошо, да и по отношению к нему раньше собрание поступало по христиански, с любовью и заботой:

4:13,14  знаете, что, [хотя] я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались [им], а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
Павел вспоминает, как принимали его во дни болезни: не пренебрегли немощами Павла, но приняли его как посланника Божьего, так радушно, как будто Павел был самим Иисусом Христом.

4:15
 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
Собрание готово было бы даже пойти на личные жертвы ради Павла и стать его глазами (возможно, у Павла были проблемы с заболеванием глаз, а, может, Павел  был  прикован к постели и они готовы были вместо него выполнять какие-то поручения,  рассказывая о том, что происходит в собраниях)

ТАК  ли  мы готовы идти на жертвы, как эти христиане? Готовы ли мы расстаться  с  чем-то  своим  собственным, что нам необходимо для нормальной жизни и без чего  даже  физическое существование  затруднительно?
Глаза, понятно, у нас никто и никогда не потребует. Но  мы имеем  много чего своего, что  и самим может пригодиться.  Например,  деньги,  жильё,  еду, одежду,   личное  время.  Всё  это может  понадобиться   современным  «Павлам»  -  христианам,  которые  посвятили  жизнь  свою  проповедническому  служению. 

4:16  Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
Но  такое  трепетное  отношение  к  Павлу  -  теперь  в  прошлом.  Теперь Павла в Галатии воспринимали  как врага своего только потому, что  он  разоблачал их духовное младенчество и желание надеть на себя иго рабского подчинения пунктам  закона  Моисеева.

Галатам  в этот момент совсем не казалось, что он говорит истину и что прав он, а не  они. Они считали правыми себя, потому и видели в Павле своего врага: он имел другое мнение и не соглашался с галатами по многим вопросам в поклонении Богу.

Такое отношение, далёкое от мира и всеобщей любви - вполне нормальное явление в случаях несовпадения точек зрения на те или иные духовные вопросы.
Поэтому ясно, что не может быть мира и тотального любвеобилия в среде тех "христиан", кто желает поклоняться Богу по-разному: Павел отстаивал истинное поклонение, галаты - то поклонение, которое устраивало их. И в случае,  если бы галаты  не  приняли  для себя точку зрения Павла и не согласились с ней - все остались  бы  духовными  врагами Павла.

Так и сегодня:  лгут все те  так. наз. "христиане", кто заверяет: "неважно, во что ты веришь и как поклоняешься, главное - быть вместе и любить друг друга".
Практика  первых  собраний  показывает:  невозможно  ни  любить, ни хороводы водить с  теми, кто противится духу Христову и, стало быть, Богу.

А если  для кого-то это стало возможно, пора перепроверить, в истинной ли  он вере?

4:17  Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
Павел разоблачает тех, кто  настраивает  собрание  против  Павла  и  кто  сбивает с толку христиан из  Галатии,  навязывая   им  рабство  закону:  это те самые лже-апостолы, которые учили, что нужно обрезываться  по  закону  Моисееву.
Поскольку галаты были необрезанными язычниками, смутьяны утверждали, что для спасения они должны не только уверовать во Христа, но и совершить обрезание (2:3-5; 5:2,6,11; 6:12,13,15).
Лже-апостолов  не волнует чистота поклонения Богу в собрании через веру во Христа, они желают привлечь христиан Галатии  к  самим себе, чтобы  увести за  собой.

4:18  Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
Впрочем,  похоже, что эти смутьяны в присутствии Павла вели себя весьма скромно:  ревновали о правильном, не осмеливаясь при апостоле Павле настаивать  на  своём,  затаились и замаскировались в среде собрания. Павел лишь по умонастроению всего собрания понял, что есть среди них смутьяны, потому и письмо им такое пишет.

4:19  Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
Павел  считает своими детьми всех, кого  «родил»  христианами  через  благовествование (1Кор.4:15). Процесс  рождения  христиан - весьма  болезнен  и тяжёл  для  каждого, кому доводится их "рождать", но Павел снова готов претерпеть все эти мучения с выяснениями отношений, наставлениями и обличениями - ради того только, чтобы  галаты снова  смогли перенять образ мыслей  и  жизни Иисуса Христа, чтобы нынешние знания, испорченные лже-братьями,  выветрились  из  умов  всего этого собрания.

4:20  Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
Павел  очень  сильно раздосадован тем, что узнал о христианском собрании в Галатах,  и  если бы он был сейчас с ними, то им вряд ли это понравилось: он не пощадил бы  их уши, отчитывая  за добровольное и легкомысленное уклонение в сторону от Христа - при том, что все они имели в помощь святой дух, помогающий им различать, что правильно, а что нет.  
Просто   они  САМИ увлеклись другими учениями:  ведь святой дух не только в качестве вспомогательной силы свыше, но и в качестве Самого Бога или Христа Его - не станет заставлять христиан из Галатии  перенимать их точку зрения, христиане всегда вольны выбирать то, что им больше нравится.

И если им нравилось учение лже-апостолов и они желали обрезываться – заставить  поступать  их  иначе -  Павел бы не смог  при всём своём желании.    Кроме  совести и  здравомыслия - у Бога  нет  никаких других "арканов"  для христиан.  А  устрашать  их  чудом,  например,  ослепления,  как  это  произошло  с  бывшим  волхвом  Вариисусом  (Деян.13:6-11) – нет  смысла:  в  любви  нет  страха,  а  в  страхе  нет  любви.  Без  любви  к  Богу -  христианин  Богу  не  нужен.

4:21,22  Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.

Павел  предлагает  галатам   услышать  и  вникнуть в суть того самого ветхого закона, которому они на данный момент выбрали подчиняться. Он разъясняет им, что  Авраам, хотя и имел двух сыновей - однако они были разными по статусу: один, Измаил, был  сыном  подчинённой  Аврааму   рабы.   Второй, Исаак -  был  сыном  любимой  жены  Сарры,  свободной  от  рабского   подчинения,  но   послушной  ему -  из  любви  и  уважения к  мужу.  

Павел намекал им  на то, что служители пунктам Моисеева закона - это рабы буквы,  сыны рабыни  Агари.  
А  христиане  освобождены  Христом  от  всех проклятий  Моисеева  закона,  они - сыны  «свободной Сарры»,  которых  любит  Бог.

4:23  Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
Измаил был рождён обычным способом, по плоти, а Исаак - был рождён по обетованию Бога, когда ни Авраам, ни Сара уже не могли иметь детей. Именно Исаак - сын обетования Божьего у Авраама, не Измаил.

Здесь тоже намёк:
для  плотских бездуховных людей, не имеющих ни развитой совести, ни желания размышлять над сутью дел своих,  над  их последствиями для окружающих и их смыслом - нужен  кнут  рабских законов  ради  обеспечения хоть какого-то порядка  в  обществе.  Этот  "кнут"  вынуждает  всех "рабов"  и  младенцев   поступать  строго  по  указанным  правилам   буквенных   законов независимо от того,  нравится им жить по таким законам или нет: наказания за непослушание им так  или  иначе  не  избежать.

Для  духовных  людей, имеющих развитую чуткую совесть, не нужно объяснять в подробностях  и по пунктам, как следует жить, чтобы не причинять ни обществу, ни  ближним   никаких неприятностей.  Им достаточно принципа "не вреди" - и свободный  во  Христе,  любящий  Бога  и  людей,   вредить  не станет.
"Рабу"  же  (младенцу)  нужно по пунктам разжевать, что "не вреди" обозначает: не  клади преткновение пред слепым,  не  воруй  у  ближнего, не убивай и т.д. и  т.п.

4:24,25  В этом есть иносказание.    Павел расшифровывает им значение этих прообразов  сыновей  рабства и сыновей свободы - на примере детей Агари и Сарры. То, что намеревается  сообщать  галатам  Павел - раскрыто ему при помощи  святого духа, иначе понять образы сего иносказания было бы невозможно.  Перед  галатами  стоит выбор: поверить Павлу и принять его наставления  для себя  или не поверить и не принять.

Это два завета:   имеется ввиду Ветхий и Новый заветы с Богом

один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;

Все  исполнители Моисеева Закона являются рабами  кнута  этого «воспитателя»: система  ветхозаветного поклонения с храмовым служением в земном Иерусалиме  порождает «Измаилов» - детей Бога,  рождённых  в  рабстве необходимости  подчиняться  этому закону,  иначе - смерть. Никто не спрашивает – хочешь  или нет?, но только ты родился в Израиле - и ты уже раб Моисеева закона. 
Рабы,  как  мы  помним  -  это  по  сути  всего  лишь  работники,  к  ним  нет  изначально  внутренней  отцовской  привязанности,  они   не  могут  быть  наследниками  своего  хозяина,  как  Измаил  не  был  наследником   у  Авраама,  хозяина  матери Измаила.
Только  дети  хозяина  могут  стать наследниками  отцов.

Агарь  или  земной Иерусалим - это образная  «жена»  Бога,  рождающая Ему  в  периоде  действия  Ветхого  Завета  -  рабов-младенцев,  приученных  бездумно  подчиняться  закону родителя  с  самого рождения.  В  отношениях  В.З. -  Бог  не  Отец  Израилю,  а  Хозяин,  господин.

Богу же нужны сыновья,  а  не рабы, ибо обетование вечного наследия - для сыновей,  не  для рабов.

4:26  а  вышний Иерусалим свободен:  Сарра - прообраз на   любимую  «жену»  Бога, свободную от  Моисеева  закона -   на  Вышний  Иерусалим, потому  и  рождаемое  свыше  от  Нового завета с  Богом - духовное,  святым  духом  и  доброй волей ведомое,  а  не  рабством  страха  наказания  из-за  нарушения  буквы  закона.
Все христиане,  помазанные  святым духом, такие, как, например, апостол Павел и другие апостолы, избравшие путь Христов для себя - рождены  свыше, потому и сказал  Павел, что все они - дети  свободного  небесного  Иерусалима:
он - матерь всем нам.
Вышний  Иерусалим  -  это  все  духовные  помощники  Бога,  живущие  на  небесах,  помогающие  Ему   осуществлять  на  земле  Свои  замыслы.  Благодаря  их  вдохновляющей  деятельности   на  земле  появляются  люди,  желающие  становиться  детьми  Божьими   и  идти  к  Отцу  своему  по  следам  Христа.

Галаты  должны были бы понять, что тот закон, которому они собрались служить, им  сам  же  и объясняет, что, исполняя его, они становятся  его  рабами.  А  рабы  закона  не  могут  быть  сыновьями  Богу,  стало  быть,  и  наследниками  вместе  со  Христом  -  они  не  смогут  быть  тоже.

Кажется странным, что помазанные святым духом галаты впали в такое заблуждение. Однако их пример лишний раз доказывает, что даже святой дух, данный им в подтверждение рождения свыше - не является гарантией тому, что помазанник сохранит правильный ориентир для своего спасения - до конца.
В конечном итоге сам христианин имеет свободу выбора в том, куда ему двигаться:  как велит святой дух или как велит кто-то ещё,  например,  лже-апостолы.

4:27  Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
Здесь  Павел цитирует пророка Исаию о земном Иерусалиме, оставленном на время  Богом  за плохие плоды (Ис.54:1-3). Бог  ожидал  от него  добрые  плоды,  чтобы  Израиль  был  верным  благодаря  деятельности  правительственной  столицы,   а   земной  город   не  принёс ожидаемое,  оказался бесплоден.

Неплодная  Сара  также,  как    считали  в  древности,  была   лишена благословения  Бога,  была оставлена Им, ибо бесплодие - признак проклятия Божьего.
Однако  как  неплодная СаРа,  так  и  неплодный  земной  Иерусалим  должны были бы принести Богу  детей  обетования,  так  и  случилось:  СаРРа  (с  двумя  «р» -  уже  другая    женщина  в  глазах  Бога)   родила  Исаака, сына  обетования Божьего, а  Иерусалим  Нового Завета, другой,  вышний,  - стал рождать Богу последователей  Христа.

4:28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
Павел, называя  галатов  своими  братьями и признавая их рождение свыше, поясняет,  что именно они - те, кто во Христе - являются детьми Бога по типу Исаака,  а  не Измаила:  они не должны  влезать в рабство Моисеева закона, а если  влезут  в это ярмо – станут  «Измаилами» и лишатся благословения Божьего  для свободных сыновей Своих.

дети обетования по Исааку  Исаак  из  любви  к  своему  отцу  был  послушен  ему  во  всём.  А  Измаил  в  доме  Авраама  -  как  раб,  из страха  перед  наказанием  -  послушен  ему.  Любовь -  основа  отношений  между  Отцом  и  сыном.  

4:29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
Павел показывает реалии жизни  века  сего:  плотским   законникам  «Измаилам» - во все времена удаётся преследовать и попирать духовных «Исааков» - истинных  последователей Христа.
То есть,  Павел показал, что, как  ни  странно,  но  лже-братья  (рождённые  по плоти)   - имеют успех  в  собрании,  ибо   галаты    готовы  снова  перейти  от свободы  во  Христе  к порабощению  законом.

А  здравые  слова  рождённого духом  Павла -  галатами пренебрегаются. 

4:30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
Что следует делать галатам в их случае? Павел показывает, что если они желают стать наследниками обетования Божьего, завещанного Христовым, то они должны  гнать  прочь  от себя  всех «Измаилов» ,  желающих  порабощать ярмом Моисеева  закона. В этом они должны следовать примеру  Авраама, прогнавшего Агарь  с  сыном её ради того, чтобы оставить своё наследство сыну свободной Сарры.

4:31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Хорошо, если  галаты,  поняв сие иносказание, захотят стать последователями Христа, свободными от необходимости исполнять Моисеев закон. Только в этом случае  они  смогут дать отпор лже-братьям  «Измаилам», побуждающим их исполнять  некоторые пункты этого закона по части обрезания и соблюдения религиозных праздников.

ГАЛАТАМ главы: 1 2 3 4 5 6




ПИШИТЕ НАМ:                        Jwanswers@mail.ru