ГЛАВНАЯ НОВЫЙ ЗАВЕТ

1 соборное послание святого апостола
Иоанна Богослова
2
глава

1 Иоанна главы: 1 2 3 4 5

2:1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
Иоанн считает своими духовными детьми всех, кого родил благовествованием (кто отреагировал на его проповедь - желанием стать христианином, крестился и становится им ежедневно, стараясь подражать Христу во всём)

Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить, но если все же кто-нибудь из христиан «заболел» грехом по неосторожности, неопытности или слабости, то есть для таких случаев «лекарство» - Христос.

Иоанн просит духовных своих детей не согрешать, хотя и понимает, что в абсолюте для жителей века правления дьявола – это невозможно (1Ин.8:10). Но для того, чтобы невозможность не согрешать не приводила христиан в полное уныние и отчаяние , он показывает, что согрешать иногда – случается, но не отчаивайтесь чрезмерно, ибо есть за наши согрешения проситель пред Богом – Христос Иисус, ходатайствующий о христианах, о прощении наших грехов и исцеляющий наши духовные болезни лекарством искупительной силы крови своей.

Если бы Пётр, к примеру, отрекшийся от Христа, не имел надежды на ходатайство Христа о нём пред Богом, то ничего бы он не смог в своей жизни сделать для Бога, для Христа и человечества, будучи раздавленный собственным падением и осознанием величины своей вины пред Христом.
Но имея такого старательного и любящего ходатая пред Богом, Пётр смог и подняться, и сам простить себе своё малодушие (что немаловажно для поднятия духа), благодаря чему смог взять себя в руки, окрепнуть в решении "отработать" своё падение и смыть свой позор кровью, что и сделал. 
Хотя, вспомним, что и после этого малодушия Пётр нечаянно смалодушничал ещё раз, в Галатии (2:11) и снова смог не сдаться от стыда и чувства вины, а подняться: не сразу даются нам, грешникам, победы над нашими слабостями, но с каждым падением и поднятием мы становимся крепче в своих решениях победить свою слабость.
 
Поднимаясь каждый раз благодаря надежде, которую дал Петру адвокат человечества - Христос, Пётр стал сильным воином Господа, и это возможно - каждому, кто нечаянно, по слабости и малодушию в чём-то падает, но не желает утопиться в море собственной жидкости.

К великой радости всех, не только за христиан Иисус ходатайствует пред Отцом, но и за весь мир Иисус переживает, чтобы не вменялись им грехи по возможности .

2:2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.
Иисус Христос умилостивил Бога жертвою своею не только ради прощения грехов христианам того времени, уже принявшим его как искупителя. Но и ради того, чтобы каждый житель земли имел шанс однажды приблизиться к Богу, будучи прощённым через искупление Христово.

2:3-6 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Познавшего Бога – несложно распознать по делам. Если не соблюдаем Божьи заповеди, то как же мы можем сказать, что ПОЗНАЛИ Его? Никак. Мы солжём, если скажем так, не соблюдая Его заповеди. А кто соблюдает, тот на самом деле ПОЗНАЛ, выходит, Бога. В таком христианине - и любовь Божья реализовалась,
преобразовавшись в добрые христианские дела. Такой христианин, можно сказать - в Боге пребывает, в Божьем духе живёт.
Ведь если кто-то заявляет, что в Божьем духе живёт (а с нечистым духом в себе - борется), от того и ожидается, что он по Божьему духу и поступать будет, беря пример с Христа, и не станет нарушать заповедей Божьих.

2:7,8 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

Мы каждый день едим хлеб и нет ничего нового в ежедневном хлебе насущном, но тем не менее – никогда не надоедает вкушать его. Так и Слово Божье: оно изначально существует и действует в верующих, и нет в этом ничего нового и удивительного.

Иоанн хотя и не учит ничему новому (всё, о чём он говорит, всем им давно и хорошо известно из слова Божьего) Но в то же время он по-новому и с другой стороны показывает слово Бога, ибо настала пора кое-чему из него - проясниться и ещё больше посветлеть. О любви Божьей Иоанн говорить с ними хочет, об основе основ давно знакомых заповедей Иеговы.

2:9,10 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

Например, если кто-то считает, что он - с Богом и во свете Его мудрости ходит, но при этом – ненавидит, например, своего соверующего – тот пока что на свет Божий не вышел, в темноте ещё расположился. А вот кто научился любить соверующих – тот уже к Богу ближе и до освещённой Богом территории добрался. Христианин, любящий брата,
достиг, можно сказать, просветления и потому его трудно будет соблазнить на что-то плохое: на свету плохие дела явно видны и неприглядно выглядят. Вот почему христианину, достигшему просветления, легче будет поступать правильно, по делам Божьего света.

2:11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
Чем тьма плоха? Она ослепляет находящегося на её территории, не видно ему во тьме, куда и с кем идти, как действовать, да и ближнего в темноте растоптать – большая вероятность, ибо только на себе сосредоточен, чтобы самому во что-то не вляпаться.

А вот на свету – уже видишь БРАТА, не только о себе беспокоиться станешь, и растоптать брата на свету – у тебя не получится, ибо не хочется, ибо любишь его и добра ему желаешь. Даже если он тебе – добра не желает.

2:12-14 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

Иоанн пишет и детям и отцам. В чём же между ними различие, если искать его и если и дети - становятся отцами в своё время?

Отличие - в распределении «семейной» ответственности и обязанностей. Хотя в Божьей семье собраний христиан ВСЕ в общих чертах познали Бога и Христа; все победили лукавого, противящегося принятию Христа; все стали сильными под воздействием слова Иеговы, - однако в этой духовной семье есть и стар и млад, и сильный в вере и немощный.
 
Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала.

746 (Стронг) 746 a'rch/
 1) начало, основание, происхождение;
 2) начальство, господство;
 3) угол, край, конец.

Интересно посмотреть этот текст в переводах, например:
Всемирный Библейский Переводческий Центр:

Существовавшему от сотворения мира.
Еп. Кассиан:
вы познали Того, Кто от начала

Здесь Иоанн говорит о познании того, кто от НАЧАЛА сущий – то есть, имеет начало от сотворения мира человеческого. Как мы знаем Бог-Отец Христа - начала не имеет, он всегда был: до мира человеческого Он был, Он есть сейчас и будет вовеки. Стало быть, согласно Синодального варианта перевода, здесь Иоанн говорит о Христе, о начале создания Божия –Откр.3:14

Читая далее мы видим, что Иоанн знакомит также и с Безначальным:

Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. 3588, 575, 746

Кто это? В подстрочнике Стронга слово «Безначальный» обозначено тремя цифрами.

746 a'rch/ обозначает начало
3588 определённый артикль, указывающий на конкретное лицо в местоимении сей, этот
575 a'po/ от, с, из, а также приставка со значением отрицания (начало – без начала)

Заокский:
Я написал вам, дети, потому что вы узнали Отца. Я написал вам, отцы, как узнавшим Того, Кто изначально 'есть'.

РВ, Кузнецовой:
Я вам написал, дети: вы узнали Отца. Я вам написал, отцы:
вы узнали Того, кто был изначально.
Как видим, здесь - мысль о сущем ИЗНАЧАЛЬНО, то есть всегда.

Однако из всех переводов ТОЛЬКО Синодальный указывает на РАЗЛИЧИЯ между сущим ОТ НАЧАЛА и сущим БЕЗ НАЧАЛА – между Христом и Иеговой. По остальным переводам можно понять, что либо речь идёт об одном, как переводит буквальный Одинцова-Белинского - об Яхве:

13,14 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Яхве от начала. Я написал вам, дети, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Яхве от начала. Либо о сущем от начала - о Христе.

Как бы то ни было, Иоанн, говоря о познании Отца Христа - говорит о том, что Отец познан через присутствие на земле Его сына. Это – главная мысль, которую апостол вкладывал в уши отцов и детей, юношей и родителей, сильных в вере и немощных.

Вы победили лукавого - в подстрочнике - «победили зло». Впрочем, и так, и так: всё зло - от дьявола, а победить его можно только одним способом: независимо от того, как поступают с нами, мы должны делать доброе и угодное в глазах Божьих. Другого способа победить зло – не существует. В 1 веке само по себе принятие Христа Божиего, когда за это преследовали - уже было большой победой над лукавым.

А как христианин побеждает зло - в принципе? Если он не отвечает злом на зло и сам не творит зла, то выходит, что зло христианином поглощается, на христианине зло останавливается и не распространяется дальше. А это есть победа над злом для христианина в веке нечестивом: остановить распространение зла СОБОЮ.

2:15-17 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Что может предложить греховный мир сверх того, что предлагает Бог? только то, что с точки зрения Его заповедей делать нельзя.

Поэтому Иоанн просит христиан не любить мирской образ жизни:
сладок для человека хлеб, [приобретенный] неправдою; но после рот его наполнится дресвою - Прит.20:17. Так обстоит дело во всем, что можно получить у мира благодаря нарушению заповедей Божьих.

То, что любит мир, погрязший в нечестии, эгоизме, самонадеянности, безверии и т.д. - не нравится Богу. А потому – любящий образ этого мира не может одновременно любить и Бога: диаметрально противоположные у них интересы.

Но почему Бог не любит дела мира? Потому что стремления в нём нечистые, похотливые, с гордостью и хвастовством друг перед другом. А они заразительны и разрушительны. И тот, кто перенимает привычки мира - не сможет перенять «привычки» Христа.

А почему христианам не стоит окунаться в мир этот с головой? Потому что всё мирское однажды исчезнет. И то, что мы можем сейчас у мира получить, благодаря его лояльности к беззакониям и безнаказанности - не останется с нами вечно, не сможем мы протащить всё это с собой в Божью систему вещей и оставить, закрепив за собой. Ибо нагим человек приходит в этот мир, нагим и уходит, а что ему дать в новом миропорядке - решает Бог.
Так что, стоит постараться жить так, чтобы мешок с грехами за спиной - не затормозил нас в узких дверях, пропускающих в Божий мир.

2:18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
Иоанн знает из слов апостолов, что в некое последнее время появится много антихристов, противников пути Христова. По их наличию как признаку последнего времени – Иоанн и предлагает ориентироваться о приближении конца веку сему.
Со.П18 Дети! Час последний БЛИЗОК. И, как вы слышали, что грядёт антихрист, так и множество антихристов уже появилось, из чего мы знаем, что последний час БЛИЗОК. Как писал Пётр – БЛИЗОК всему КОНЕЦ -1Петра4:7.

Лопухин18 -19 Упомянув о том, что мир проходит и БЛИЗИТСЯ к гибели (ст. 17), Апостол теперь указывает наличность признаков БЛИЗОСТИ наступления "последнего времени" мира, т. е. БЛИЗОСТИ заключительной эпохи мира и второго пришествия Господа. Таким признаком Апостол называет явление антихриста, даже многих антихристов, т. е. лжеучителей, ниспровергающих учение о Христе Спасителе и вместе - всё дело Христа.

Иоанну, как и Петру, казалось, что конец веку сему близко, при дверях, ибо антихристы,
организующие преследование учеников Христа, уже были в то время на примете. Да и проповедь по представлениям христиан 1 века - достигла всех:
если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем
. Кол 1:23

Однако территория, которую смогли обойти апостолы - ещё далеко не вся планета Земля, а Иисус сказал о проповеди по ВСЕЙ земле –Деян.1:8.

То есть, прежде, чем наблюдать признаки близости конца глобально – нужно было обойти с благовествованием всю землю, образовать по всей земле христианские собрания, а уж после - и ожидать признаков приближения конца для всей планеты. Причём, не только тех, о которых сказал Иоанн, но главным образом тех, о которых говорил Христос (появление антихристов входит и в его перечень признаков конца, Мтф.24:9).

Павел уточнил, где же именно ожидать антихриста в связи с БЛИЗОСТЬЮ КОНЦА века сего для всей земли, которого Иисус будет разоблачать явлением второго пришествия. ГДЕ же? Например, в духовном храме Бога, в собраниях народа Его - 2Фессал.2:2-4, которого в 1 веке ещё не было в том виде, в котором он описан апостолом Иоанном в периоде приближающегося конца века сего -Откр. 11:1,2 (с внутренним и внешним духовными дворами).

Если вы, к примеру, считаете, что нашли Церковь Бога живого и в народе Его пребываете сегодня - то в нём именно и ожидайте предсказанного беззаконника независимо от того, кого именно вы народом Бога считаете.

Подробнее - читайте о том, наступили ли последние времена в 1 веке или нет – здесь
ответ на 6 вопрос: вам не кажется, что последние дни начались 2000 лет назад?

Также преследовать посланников Бога перед самым концом века сего будет и некий зверь, противящийся служителям Бога (Откр.13:1,5-7)

Если сложить всё вместе, то и выходит, что в 1 веке ещё не было тех последних дней, на арене которых возникли бы антихристы кончины века сего, преследующие Божьих служителей. Но явление яростных противников Бога - наблюдалось уже тогда.

2:19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.
Здесь показан самый верный признак определения «наши» и «чужие», единомышленники и не очень. Если рядом с нами кому-то неуютно, некомфортно, то естественное желание в таком случае – отделиться, уйти туда, где будет комфортно и уютно – найти общество по своим интересам, одним словом.
Если кто-то ушёл из собрания христиан и не захотел свою жизнь разделить с нами, христианами – значит, открылось, что не нашего поля – ушедшая «ягода». Только и всего.

Именно по выходу из собраний и отделению - христиане могут вычислять своих и чужих, как и предупреждал Павел: из вас самих восстанут волки и увлекут за собою, не за Христом.
Этих антихристов, уводящих за собой верующих, Иоанн и имел ввиду, когда разъяснял, как легко можно определить - "наши" или "не наши" - те, с кем доводилось делить хлеб за одним столом в собрании христиан. Всякий, кто расхищает собрание Божье и уводит овец Его из собраний за собой - тот 
действует в духе антихриста . Собственно, формула определения антихриста несложная.

2:20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все
Иоанн, впрочем, понимает, что его беспокойства о том, что кто-то из них (из тех, кого он хочет наставить) что-то плохо понимает – напрасны, ибо они- помазанники, а святой дух наставит Божьих помазанников так, как должно. Помазанник Божий в состоянии проверить аргументы говорящего - по Писанию сравнить, точно ли это так –Деян.17:11. Ибо имеет дух святой, а дух святой - чувствителен ко лжи и его не обмануть, если, конечно, сам христианин не пожелает быть обманутым, идя на поводу не у здравых доводов истины, а у эмоций и собственных желаний, например. Или - по недосмотру, например, если проверять не станет, понадеявшись на мудрость наставляющего и доверившись слову человека.

2:21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины.
И письмо Иоанна - не как к незнающим чего-то направлено, но напротив, в расчёте именно на то, что они знают много, в частности, что любая ложь – не от Божьей истины.

Напоминать слова Божьей правды - никому и никогда не лишне, а в наше трудное время - так и особенно, ибо плоть наша так и норовит что-нибудь нечаянно забыть, чтобы, воспользовавшись забывчивостью норм Божьих, схватить в этот момент что-нибудь для себя.
Кто имеет знания от Бога, тот не станет пренебрегать дельными советами, но ухватится за них, как за помощь в том, что ещё предстоит постигать христианам. Потому Иоанн и писал с уверенностью, что читающие его письма смогут хотя бы что-нибудь из них для себя взять на вооружение.

2:22,23 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
То есть, не признающие, что Иисус - и есть обещанный Мессия и ожидающие другого Мессию (Христа) - лжецы.
Если кто-то, уча о Боге, отвергает Его Христа (как тогда - иудеи, например) - то этот учитель антихрист, противится Богу.
Любой, кто не учит тому, что есть Отец, и что у Отца есть сын - Христос, тот не может быть учителем от Бога.

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
Если отвергать сына - быть анти-Христом, то автоматически останешься и без Отца, пославшего его. Все же, кто признают во Христе сына Божьего – Богом научены, потому они признают не только сына, но и Бога, пославшего его.
В принципе – нет ничего сложного и в этой формуле определения категории антихриста.

2:24-26 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

Иоанн советует оставаться при тех знаниях, которые они обрели раньше изначально - об Отце и сыне Его и обещании вечной жизни. Другие же знания от обольстителей – принимать не следует.

26 Это я написал вам об обольщающих вас.
Иудеи, например, обольщали христиан вернуться к исполнению Моисеева закона.

2:27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
Всё, что пишет Иоанн – он пишет так, на всякий случай, ибо уверен, что помазание от Бога святым духом учит их самих тому же самому и всему - правильно, и нет нужды им учиться ещё от кого-то из людей. Просто не помешает напомнить о тех знаниях, которые они уже имеют, чтобы не только знали, но и в жизни применяли.

Для того, чтобы помазаннику отличить что от духа Божьего, а что - нет, ему не обязательно знать всё вообще. Дар различения духов -1Иоан.4:1- помогает ему ориентироваться в различении истины и лжи и понимать, где говорится от Бога, а где - ересь.
Главное - не утерять дар помазания от духа и сохранить его до 
любого конца (до смерти или Армагеддона), ибо получить святой дух в дар - это ещё не означает стать праведником автоматически: сохранить его, поступая праведно, и пребывать в нём всю жизнь - вот самая трудная задача для всех помазанников всех времён.

2:28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
Иоанн призывает своих духовных детей (см.2:1) продолжать верить в Христа и идти его путём, чтобы когда он явится во второй раз – не быть пристыженными за отступление от него.

2:29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.
А здесь показан принцип образного рождения от Христа.
Если Иисус – праведник, то и все, кто старается поступать праведно, так же, как поступал Христос - выходит, образно от праведника Христа рождены. То есть, являются его последователями или учениками.

1 Иоанна главы: 1 2 3 4 5

ПИШИТЕ НАМ: Jwanswers@mail.ru